Бондарная посуда что это
Бондарные изделия: варианты, советы по выбору и хранению
Пожалуй, не существует загородного досуга более приятного и полезного, чем баня. Любители попариться могут многое рассказать о том что требуется для того, чтобы получить от банных процедур все возможные радости. Существует целый ряд очень важных аксессуаров, которые должны быть на месте у каждого уважающего себя банщика. К этим предметам относятся бондарные изделия для бани и парной.
Банная «бондарка» — это всевозможные запарники, вёдра, шайки, черпаки, умывальники, ковши и другая утварь, без которой в парилке просто не обойтись. В банях могут использоваться как металлические, так и пластмассовые, а также деревянные банные принадлежности. И те и другие по–своему практичны, однако металлические изделия менее безопасны в использовании, а пластмассовые — ненадёжны. По этой причине большинство отдаёт предпочтение «бондарке» из дерева.
Деревянные бондарные изделия используются прежде всего для русской бани с влажным паром и пропариванием с веником. Хотя универсальное и внешне очень органичное исполнение смело позволяет пользоваться такой утварью также в саунах по типу турецких хамамов. И именно деревянные изделия получили наибольшее распространение ввиду натуральности материала, высоким экологическим свойствам и эстетической привлекательности. Бондарные изделия из дерева не только уютно смотрятся в интерьере парной, но и под воздействием высоких температур и воды приятно пахнут, что превращает всё мероприятие в исключительно приятное времяпрепровождение.
Изготовление банной «бондарки» производится из лиственных пород дерева, к которым относятся дуб, липа, лиственница. В качестве материала также может использоваться кедр.
Дуб
Порода, которая позволяет производить очень долговечные бондарные аксессуары, известна своей высокой стойкостью к влаге. Это практичное свойство известно с давних времён, когда из дуба строились целые корабли. Дубовой «бондаркой» можно пользоваться годами; при несложном правильном уходе она не треснет, не расслоится и не рассыпется.
Липа
Одна из самых популярных пород, из которой изготавливается банная утварь. Липа имеет однородную структуру, приятный кремовый цвет; породу отличает очень приятный медовый запах. Именно липу часто используют для внутренней отделки бани благодаря её очень приятным эстетическим и целебным качествам.
Лиственница
Обладает удивительно практичным свойством: затвердевать при длительном воздействии с влагой. Кроме того порода стойко выдерживает перепады температур и не отличается хорошей теплопроводностью, что говорит об отличных эксплуатационных характеристиках дерева.
Кедр
Прочный кедр также славится однородной и стойкой ко всякого рода разрушениям структурой. Как материал для «бондарки» порода используется на протяжении 10 веков, что говорит о её практичных свойствах.
Преимущества бондарных изделий из дерева
Разновидности бондарных аксессуаров
Конструкционно банные бондарные изделия включают в себя несколько обязательных элементов. К ним относятся деревянный остов, собранный из одинаковых трапециевидных деталей по кругу, основание, металлические обручи для скрепления и некоторые декоративно–практичные детали (деревянные ручки или ручки из верёвки).
Дополнительная и уже современная деталь — это вставка — внутренняя ёмкость, которая вставляется в деревянную основу. Вставка может быть металлической или пластиковой и служит отличным барьером от разрушающего действия воды на древесину. Вставка также является экологически безопасным элементом; её материал не влияет на качество воды и позволяет смело использовать изделие в гигиенических целях.
Ведро (15 л) для бани с металлической вставкой
Ведра для бани
Не имеет особых отличий от обычного ведра. Используется по назначению — для транспортировки и временного хранения воды и является очень нужным в бане предметом. Как и любое другое, банное ведро оснащено удобным держателем для переноски.
Запарник (12 л) для бани с металлической вставкой и крышкой
Банный запарник
Представляет собой деревянную ёмкость, похожую на ведро, с крышкой и ручками. Крышка запарника всегда имеет небольшое отверстие. Запарник предназначен (как можно догадаться из его названия) для запаривания веников. Поэтому наличие крышки имеет большое значение; она и отличает его от обычного ведра. Сам веник погружается в запарник с водой, а рукоятка веника выходит через отверстие в крышке.
Ушат (5,5 л) для бани с металлической вставкой
Банный ушат
Получил своё название благодаря наличию двух выступов — деревянных ручек с противоположных сторон. Внешне похожий на ведро, ушат ранее использовался для переноски воды двумя людьми. Но и в настоящее время он не растерял свою актуальность.
Черпак (0,15 л) медный, с деревянной ручкой
Черпак для бани
Представляет собой некий банный ковш с длинной рукояткой объёмом на 1–3 литра, который используется для полива раскалённых камней для пара. Длинная ручка позволяет черпать воду и обдавать водой камни максимально безопасно.
Шайка (15 л) для бани с металлической вставкой
Шайка для бани
Это резервуар, похожий на таз, который вмещает в себя 10–30 литров воды и служит весьма универсальной ёмкостью. Наполненный водой, этот аксессуар можно использовать каким только угодно образом; объёма шайки, как правило, хватает на одного–двух человек.
Обливное устройство (13 л) «Русский Душ» с пластиковой вставкой
Обливное устройство
Или «ведро–водопад» составляет конструкция из подвижного ведра, закреплённого на деревянную раму, которая, в свою очередь, монтируется к стене. Подвижный механизм крепления ведра позволяет наклонять ёмкость и выливать воду на стоящего под ней человека. Этот аксессуар может очень пригодиться в случае, если рядом с баней отсутствуют другие источники холодной воды — бассейн или душ.
Как правильно подобрать бондарные изделия для своей бани
Рекомендации по использованию и хранению «бондарки»
Прежде чем банный бондарный аксессуар станет отличным помощником в бане, его необходимо подготовить к использованию. Это не занимает много времени. А для того чтобы «бондарка» служила максимально долго, ей требуется несложный уход, что также потребует от владельца минимум усилий и времени.
В поисках качественных бондарных аксессуаров для бани важно вовремя обратиться к специалистам: консультанты магазинов Теплоком всегда рады предложить помощь в выборе банных бондарных принадлежностей, которые подойдут именно вам. На страницах каталоге интернет–магазина вы найдёте множество изделий, выполненных только из качественных древесных пород. Любое из них можно заказать через интернет–каталог или приобрести в любом магазине Теплоком.
Бондарные изделия
Полезное
Смотреть что такое «Бондарные изделия» в других словарях:
БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов … Большой Энциклопедический словарь
бондарные изделия — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов. * * * БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, сосуды … Энциклопедический словарь
БОНДАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ — сосуды (бочки, буты, чаны, кадки и т. д.) для хранения и транспортирования жидких и сыпучих продуктов. Изготовляют из дерева, фанеры, древесноволокнистых, древесностружечных и полимерных материалов … Большой энциклопедический политехнический словарь
Бочарные изделия — или бондарные Изготовление этих изделий бочек, бочонков, кадок, чанов, лоханей, шаек, ведер и т. п. особенно развито у нас, как кустарный промысел, в 330 уездах 30 губерний, или более чем в 350 селах и деревнях. Центром производства считается… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДРЕВНЕЙ РУСИ АРХЕОЛОГИЯ — одно из главных направлений отечественной истории и археологии, в задачи к рой входит способствовать решению вопросов формирования и развития гос ва вост. славян в IХ XI вв., их христианизации, культурной идентификации и дальнейшего (до кон. XIII … Православная энциклопедия
Вятский лапоть — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться… … Википедия
Клёпка — процесс соединения элементов конструкций заклёпками, в результате которого образуется неразъёмное Заклёпочное соединение. В заклёпочном соединении не возникает коррозии, гальванических пар и тому подобных процессов, поэтому прочность и… … Большая советская энциклопедия
Либенталь — немецкие колонии Одесского у., Херсонской губ.: 1) Гросс Л. (Большая Вокаржа), при Бол. Вокарже. Основана в 1804 г. Дв. 300, ж. 2432. Кирка, 2 школы, богадельня на 100 кроватей, аптека, приемный покой, ярм., ссудосберегат. т во (с 1884 г., оборот … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
бонда́рный — ая, ое. Относящийся к изготовлению бочек. Бондарное производство. Бондарные изделия … Малый академический словарь
Бондарное ремесло
XXI веке профессия бондаря по прежнему необходима, так как настоящие деревянные бочки ничем не заменить в хозяйстве
Немного истории
Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным.
Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I-II векам нашей эры.
Археологи на месте Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII-X векам, обнаружили остатки бондарной посуды. По раскопкам древнего Новгорода можно делать выводы об уровне развития бондарного ремесла на Руси в X-XV века.
Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарной посуды: обручам, клепкам и донцам. После реконструкции стало очевидным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках.
Стародавние ремесленники в совершенстве владели бондарным ремеслом, превратив изготовление жбанов и ведер, бочек и лоханей, шаек и ушатов, кружек, подойников и стаканов в настоящее искусство.
Особенности ремесла
Бондарями испокон веков были только мужчины. Связано это с тем, что ремесло требует применение немалой физической силы.
Бондарное ремесло — в его исконном, истинном варианте — уникально тем, что для него не нужно ничего искусственного. Всё можно брать от природы — бондарная техника подразумевает только дерево.
Деревянный остов стягивается деревянными же обручами. Безо всякого клея обручи надёжно сжимают клёпки остова и обеспечивают герметичность. Не требуется ничего металлического — ни гвоздей, ни шурупов. Любое соединение можно сделать на деревянных шкантах.
Под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами.
Древесина
Важным с бондарном деле было использование той иной древесины. Мастера учитывали породу дерева, влажность, условия роста, сезон заготовки и прочие условия. Одной из самых ценных пород считался дуб.
Бондари, в совершенстве владея инструментом, тонко понимали и чувствовали пластику древесины. Зная различные качества определенных пород, они умело использовали их при изготовлении разных видов деревянной посуды.
Необходимо, чтобы древесина хорошо кололась, обрабатывалась резанием (строгалась, пилилась), была достаточно упругой и вязкой, при распаривании легко гнулась.
Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных — сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.
Это самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек.
Древесина дуба
К тому же плотная и тяжелая древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами — тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами.
Древесина дуба не боится воздействия влаги — наоборот, погруженная в воду, она становится еще прочнее.
Осина
Клёпки из ее древесины в большинстве своем шли на посуду, предназначенную для различных солений и квашений. Было подмечено, что капуста, заквашенная в осиновой кадушке, до самых жарких дней весны сохраняет белизну и упругость.
Склонность древесины осины к разбуханию считается в ряде случаев отрицательным явлением, но не в бондарном деле. Именно благодаря разбуханию осиновые клепки смыкаются кромками настолько плотно, что их трудно бывает порой различить.
Благодаря мягкости и однородности липовая древесина хорошо режется во всех направлениях, легко раскалывается как вдоль слоев, так и в радиальном направлении.
Она почти не коробится и очень мало растрескивается. Одно из важнейших ее свойств — незначительное усыхание или, как говорят специалисты, устойчивость к потере объемности. Липовая кадушка, пролежавшая почти все лето порожней в ожидании урожая, практически не рассыхается.
Секреты мастерства
Представьте, что Вы зашли в бондарную мастерскую в тот момент, когда бочар фугует кромки готовых клепок. Может показаться, что он нарушает все правила, принятые в столярном деле: при строгании, фуганок, закрепленный вверх подошвой, остается неподвижным, в то время как клёпка, удерживаемая в руках мастера, перемещается вдоль него.
Но именно этот оригинальный способ фуговки является одним из тех «секретов», без знания которых не стоит браться за изготовление даже простейшей кадушки. Или другая операция: набивка обруча.
Опытному бочару для этого потребуется несколько минут. С помощью специальных зажимов он ловко прикрепит три клепки к металлическому обручу и полученную треногу поставит на верстак. Затем с необыкновенной быстротой в нее будут вставлены все остальные клепки.
И вскоре на верстаке вместо треноги уже стоит остов кадки. Кроме этих есть и множество других «секретов», которые выверены веками.
В наше время
Бондарное ремесло никак не потеряло свою актуальность. Натуральные бочки, и другие предметы бондарной посуды и мебели, нельзя заменить никакими современными технологиями. В виноделии нужных результатов можно достичь только в посуде из правильно подобранной древесины.
Для хранения масла — растительного и сливочного, продукции пчеловодства, квашений, солений, в банях и саунах — везде нужны бочарные изделия.
Занимаются бондарным ремеслом сейчас, в основном частные мастера, небольшие артели, индивидуальные предприниматели. Расположены мастерские по всей России, там, где есть необходимые материалы.
Древнейшие образцы
Такие образцы русской бондарной посуды были обнаружены в ходе археологических раскопок. Были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, подойников, шаек, лоханей и прочих бондарных изделий. Все они сохранились в крестьянском хозяйстве и широко использовались до середины XX века.
Ремесло в обычной жизни
Чаще всего бондари совмещали своё ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трёх-четырёх месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса.
Дупляная посуда
С неё, пожалуй, на Руси всё и началось. Она применялась для хранения масла и всевозможных сыпучих продуктов, таких, как мука и зерно, а так же для сбора мёда. Рано или поздно, но на стенках ульев и посуды появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде — был изобретен обруч. Долбленки и дуплянки, чтобы предотвратить растрескивание, начали стягивать всевозможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились, ставшие классическими, деревянные и металлические обручи.
Применение дуба
Из дубовых клёпок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, кубелы для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство — она ускоряет закваску теста.
Применение липы
Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед — в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина — прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков: фляг, баклаг, лагунцов и тому подобного.
Обручи
Большое значение имеет древесига, из которой изготавливают обручи. Так сложилось, что в основном это древесина садовых деревьев. таких как: сирень, ирга, черёмуха, черешня, кора липы, ивы, дуба, ясеня, вяза, клёна и орешника.
Бочарная трава
Бондарная посуда, будь то кадка или бочка, иногда требует дополнительной доработки. Бывает,что мастер не уверен, что клепки пригнаны друг к другу с достаточной точностью, тогда-то и выручает его бочарная трава. В основном, это травы, имеющие грубую волокнистую стрктуру. Такие как рогоз, камыш и другие. Довольно часто готовая бондарная посуда, как говорят, течет уторами. Это значит, что есть щели в стыках между клепками остова и донышка. Их можно устранить с помощью специально подготовленных бочарных трав.
Не только бочки
Бондари производят далеко не только бочки и посуду. Существует ещё бондарная мебель. Это столы круглые и овальные, табуреты, пуфики и банкетки, тумбочки и прочая мебель, изготовленная по бондарной технике. Все они объединены тем, что дерево не распиливается на нужные детали, потом собирается и склеивается, как в столярном производстве. Бондарные изготавливаются по особой бондарной технологии, предусматривающей ручную обработку дерева и скрепление клепок обручами без клея. Таким образом, эту мебель можно считать 100% экологичной. В ней даже гвоздей нет.
Авторские права
Изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Секреты бондарного ремесла. Федотов Г. Я. 1991
Всевозможные кружки, жбаны, бадьи, чаны, бочонки и другие, уже подзабытые горожанами бондарные изделия пройдут перед глазами читателей этой книги. И по каждому изделию автор дает рекомендации: как подготовить дерево для выполнения именно этих бондарных работ, какие требуются для этого специальные инструменты, каковы приемы работы, как можно украсить готовое изделие. Внимание читателей привлекут разделы, в которых увлекательно рассказывается об истории бондарного ремесла в России.
«МНЕ НРАВИТСЯ ИСКУССТВО БОЧАРА. »
Если случится в разговоре упомянуть знакомого бондаря, то собеседник непременно спросит: нельзя ли заказать ему бочечку? Кстати, между бочкой и кадушкой в современном обиходе различия не делают. Правда, чаще бочкой называют кадушку, но не наоборот. Между тем эти два вида бондарной посуды отличаются друг от друга так же четко, как ведро от чайника. Стоит ли говорить, что не только в городе, но и в деревне путают названия, не имея представления о всем многообразии бондарной посуды, без которой нельзя было обойтись в недалеком прошлом.
За неимением кадок горожане квасят капусту в стеклянных банках, эмалированных ведрах и кастрюлях, даже в пластмассовых бочках. У сельских жителей с бондарной посудой немного попроще, особенно если живет в округе опытный бочар. Иногда удается купить деревянную посуду на базаре. Бывает, что кадушки, сделанные в отдаленном леспромхозе, вдруг появятся в сельском магазине. Стоит ли говорить, что их тут же разбирают.
В наше время, как, впрочем, и в былое, к бондарной посуде относятся довольно бережно, особенно если купить или заказать ее негде. Как зеницу ока берегут латаные-перелатаные, доставшиеся по наследству чуть ли не от прадедов кадушки, бочки, кубели и ушаты. Латают дыры жестью от консервных банок, набивают подчас неуклюжие обручи, а чтобы устранить течь в уторах, заливают низ донца гудроном. Все это лишний раз подтверждает — насколько необходима бондарная посуда в современном хозяйстве, особенно в деревнях и селах.
Можно с уверенностью сказать, что многие умельцы, имеющие навыки работы с деревом, не раз пытались сделать кадушку или бочку своими руками. Чаще всего их постигало разочарование, как и Робинзона Крузо, — героя знаменитого романа Даниеля Дефо. Об этом красноречиво говорят следующие слова:
«Но все же были такие вещи, которых мне так и не удалось смастерить. Например, бочонки. У меня было, как я уже говорил, два или три бочонка с корабля, которые могли служить мне образцами, но сколько я ни бился, у меня ничего не вышло, хотя я потратил на эту попытку несколько недель. Я не мог ни вставить дно, ни сколотить дощечки настолько плотно, чтобы они не пропускали воды. Так я и бросил эту затею».
Почему же такой целеустремленный, трудолюбивый и смекалистый человек, сумевший освоить множество самых разнообразных ремесел, потерпел неудачу в бондарном деле? Не умаляя заслуг великого труженика и умельца Робинзона, следует заметить, что он сравнительно быстро освоил те ремесла, у которых довольно широк диапазон, допускающий разный уровень мастерства. Практически каждый человек при необходимости может сделать стол, сколотить ящик и даже сплести корзину. Грубо сколоченный ящик, неуклюже сбитый стол и кое-как сплетенная корзина так же могут служить по своему прямому назначению, как и выполненные на высоком профессиональном уровне. Иное положение в бондарном деле. Достаточно небольшого отклонения, и бочка или кадка не сможет выполнять свое основное назначение — удерживать находящуюся в ней жидкость. Это в равной мере относится как к грубо выполненной, так и к отделанной с величайшей тщательностью бондарной посуде.
На протяжении нескольких веков усилиями многих поколений бочаров были выработаны рациональные приемы изготовления бондарных изделий, изобретены простые и остроумные инструменты и приспособления, обеспечивающие при умелом использовании необходимый успех. Все это и составляет основу так называемых секретов бондарного ремесла, знания которых недоставало Робинзону.
Хотя основные «секреты» ремесла известны каждому бочару, тем не менее один делает добротную и красивую, другой — неказистую, имеющую низкую прочность бондарную посуду. Это говорит о том, что, кроме знания приемов работы специальными бондарными инструментами, настоящий бочар должен, как принято говорить, чувствовать дерево, знать все его тончайшие свойства, всегда учитывая их в практике.
Старые мастера с большим вниманием относились к выбору древесной породы. Ее применение в первую очередь зависело от назначения бондарной посуды. Они хорошо знали что, например, кедровая древесина способствует сохранению молока. Поэтому из нее делали при возможности утварь под молочные продукты: подойники, масленки и поставцы. Легкая и стойкая к гниению древесина ели шла на изготовление ведер для носки воды. Знали мастера и то, что огурцы, засоленные в дубовой кадке, приобретают своеобразный аромат, оставаясь крепкими всю зиму, вплоть до теплых весенних дней. Отменным вкусом обладают яблоки, моченные в дубовой кадушке. Искушенный бочар и квашню также постарается сделать из дуба, зная, что дубовая древесина способствует лучшей закваске теста. А если, скажем, бондарю закажут вазон для комнатных цветов, то он вспомнит прежде всего о смолистой древесине сосны. Для цветочного горшка смолистость не помеха, наоборот, он будет более устойчив к влаге, которая постоянно находится в растительном грунте.
От выбора материала зависит также и прочность бондарной посуды. Приступая к изготовлению бочки, бочар в первую очередь обратится к дубовой древесине или лиственничной. Бочки, сделанные из древесины этих пород, выдерживают самые невероятные нагрузки, особенно при перевозке и перекатывании с места на место. Не сыщешь материала лучше, чем дуб; если речь зашла о колодезной бадье. Известно, что бадья должна быть не только водостойкой, но и очень прочной.
Прочность бондарного изделия во многом зависит также и от технологии изготовления. Многим приходилось встречаться с тем, что в овощные магазины завозится капуста в бочках, из которых торчат связанные вверху полиэтиленовые мешки. Если называть вещи своими именами, то фактически такую капусту привозят не в бочках, а в пластмассовых мешках. Бочки же играют вспомогательную роль, являясь чем-то вроде каркасов, сообщающих мешкам жесткость, и своеобразными чехлами, предохраняющими их от механических повреждений. А раз капуста не соприкасается непосредственно с клепками и днищем, то разве имеет значение, из какой древесины сделана бочка? Основная причина ненадежности промышленных бочек заключается в том, что клепки для них не колят, как при ручной работе, а пилят, перерезая волокна и тем самым открывая доступ в древесину влаги и гнилостных микробов.
При ручном способе изготовления бондарной посуды применяют только колотые клепки, которые не дают трещин. Лишь держа в руке инструмент, мастер может почувствовать особенности древесины каждой клепки: порой сам материал заставляет вносить изменения в процессе работы над бондарной посудой.
Отсутствие механической точности, свойственной изделиям, выполненным на современных станках, придает каждой бондарной посудине неповторимость и какое-то особое очарование. Оттого кадушка или бочонок словно хранит тепло рук настоящего мастера. Недаром в народе говорят: «Каков мастер, такова и работа», «По работе и мастера знать».
Бондарная посуда — это не только бочка для кваса или кадка для квашеной капусты, но и изумительные по красоте лагуны, кружки, барильца, жбаны, сработанные бочарами Прибалтики, России, Украины, Молдавии и других республик! Роспись, выжигание, резьба, органически сливается в этих изделиях с изысканной формой. Но и простая кадушка, сработанная с любовью, может радовать не только добротностью, но и красотой материала, формы, остроумными конструктивными решениями. Ловко завязанный деревянный обруч не менее красив, чем металлический, богато украшенный чеканкой.
На выставке «Русская деревянная посуда XVII—XX веков», организованной в 1981 году в Государственном Историческом музее, наряду с резной и точеной была представлена и бондарная посуда, о которой в каталоге выставки было сказано: «Все эти и многие другие предметы вырабатывались веками в процессе удовлетворения самых насущных нужд человека, и над их максимальной приспособленностью к этим нуждам столь же длительное время трудилось не одно поколение народных мастеров. В результате облик любой из них — будь то кадка-дежа для теста или подойник, лохань под рукомойником или же бочонок — удивляет пластикой формы, легкостью очертаний силуэта и смотрится как произведение искусства». Действительно, изделие, выполненное руками талантливого бочара, может стать истинным произведением декоративно-прикладного искусства, а следовательно, и само ремесло подняться до уровня настоящего искусства. Восторженное отношение к искусству настоящего мастера выразил в своих стихах поэт Н. Рыленков:
Мне нравится искусство бочара,
Когда в карман не лезущий за словом,
Он в зимние большие вечера
Скрепляет клепку обручем дубовым.
Он тешет клепку дни и вечера
И подгоняет обручи ночами.
Нужны мне глаз и мудрость бочара,
Чтоб речь скреплять, как бочку обручами.
Признаюсь, долгое время полагал, что для того, чтобы изготовить бочку или, на худой конец, кадушку, не нужно быть семи пядей во лбу. Как-то в моем деревенском саду выдался хороший урожай огурцов. Тары не хватало и я, понадеявшись на свой опыт работы с деревом, решил сделать самостоятельно вместительную кадушку. Мне представлялось, что дело это не такое уж сложное: надо лишь всего-навсего определить необходимое количество клепок, обстругать их как можно более тщательно, связать обручами и вставить донышко. Но когда я взялся за эту работу, меня вскоре постигла участь Робинзона. Кромки клепок не хотели плотно прилегать друг к другу, хотя я фуговал их по всем правилам, принятым в столярном деле. Подобно герою романа Д. Дефо мне пришлось бросить эту затею. Но клепки на всякий случай я решил сохранить. К ним я вернулся спустя много времени, лишь после того как мне довелось увидеть работу настоящего деревенского бочара.
Я вошел в бондарную мастерскую в тот момент, когда бочар фуговал кромки готовых клепок. Как мне тогда показалось, он нарушал все правила, принятые в столярном деле (то есть, при строгании фуганок, закрепленный вверх подошвой, оставался неподвижным, в то время как клепка, удерживаемая в руках мастера, перемещалась вдоль него). Но вскоре я понял, что этот оригинальный способ фуговки является одним из тех самых «секретов», без знания которых не стоит браться за изготовление даже простейшей кадушки. Несведущий человек вряд ли быстро справится и с таким, казалось бы, немудрёным делом, как набивка обруча. Опытному бочару для этого потребовалось всего несколько минут. С помощью специальных зажимов он ловко прикрепил три клепки к металлическому обручу и полученную треногу поставил на верстак. Затем с необыкновенной быстротой в нее были вставлены все остальные клепки. И вскоре на верстаке вместо треноги уже стоял остов кадки.
Кроме этих, мне удалось узнать и множество других «секретов», которые по сути дела были не чем иным, как выверенными веками рациональными технологическими приемами. Конечно же, успех в работе немыслим без специальных бондарных инструментов, которые каждый мастер обязательно делает своими руками. Но было и еще одно обстоятельство, отличавшее работу самобытного бочара. Могло показаться, что не только фуганок, уторник или тесло, но, и песни, поговорки и прибаутки, которые не смолкали в мастерской, принимают самое активное участие в создании рукотворной красоты.
Все увиденное и услышанное заставило меня вспомнить о заготовленных когда-то клепках. Хотя и не без труда, но мне все же удалось собрать из них кадушку, которая не отличалась красотой, но могла исправно служить по своему прямому назначению. За ней на очереди были жбаны, лагунцы, бочонки и другая более сложная бондарная посуда. Приступив затем к изучению истории и техники бондарного ремесла, я пришел к выводу, что его возможности далеко не исчерпаны, они дают неограниченный простор для творческих поисков.
Долог путь к мастерству, но все большие достижения начинаются с малого. Редко когда начинающему бочару приходилось приобретать навыки бочарного ремесла самостоятельно. Чаще всего это происходит под руководством опытного бондаря. В старину, как уже было сказано, секреты бондарного ремесла, как правило, передавались от отца к сыну. Но как же быть современному древоделу-любителю, у которого нет бочаров ни в роду, ни по соседству? Где получить хотя бы начальные сведения, которые могли бы послужить отправной точкой для дальнейшей работы? Хотелось бы надеяться, что источником таких сведений сможет стать книга, которую вы держите в руках. В ней обобщен опыт бочаров прошлого и настоящего, работающих в самых разных уголках нашей страны. Особую благодарность хочется выразить тульскому потомственному бочару и умельцу Григорию Фроловичу Чистякову, раскрывшему на благо читателей «секреты» своего ремесла.
Не так-то просто сделать быстро и хорошо свою первую кадку или бочку. Но от того, насколько ладной и прочной будет первая посудина, зависит многое. Великому испанцу Мигелю Сервантесу принадлежит очень точное наблюдение, которое в одинаковой степени можно отнести не только к гончарному производству, но и ко всем видам ремесел: «Если гончар слепит один красивый сосуд, то он слепит и два, и три, и целую сотню». Удачно выполненная бочка или кадка становится впоследствии своеобразным образцом. Поэтому работать над ней необходимо очень тщательно, не спеша отыскивая красивую форму и пропорции, обдумывая все мелочи декоративного оформления. Но это не значит, что каждый последующий сосуд нельзя изменять, строго следуя образцу. Наоборот, в процессе работы с деревом технологические приемы будут постоянно совершенствоваться, оказывая непосредственное влияние на конструктивное и художественное решение бондарного изделия.
Деловитость, аккуратность, склонность к конструированию, привычка все делать прочно и добротно, природная смекалка и вкус — все это может найти благодатную почву в бондарном деле. Можно не сомневаться, что из рук самодеятельного мастера, любовно относящегося к своему делу, рано или поздно выйдут не только добротные, но и красивые вещи. Порука тому трудолюбие и терпение. Недаром в народе говорят: «К большому терпенью придет уменье».