Бочка сплав что такое

Статьи о туризме и активном отдыхе. > Водные походы и сплавы

Случился как-то спор между маститым сплавщиком и любителем картинга – какой спорт рискованнее. Итог, понятное дело, был закономерен – опасности подстерегают везде, но для каждого они разные. И если скорость движения на реках существенно меньше, то вода – это вам тоже не трасса, и препятствий на ней – особенно кажущихся незначительными с первого взгляда – намного больше. Это и нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Причем, сложность препятствий еще и повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Общее одно: наличие достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км пути).

Сегодня мы рассмотрим наиболее характерные примеры: сливы, валы и бочки, и как совокупность их в целом на определенном участке – пороги.

О классификации препятствий

Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом.

При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена.

Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.

Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.

Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.

Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.

Приятного вам сплава и успешного преодоления всех препятствий!

Источник

Сплав по рекам — на чем сплавляться?

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Водный туризм – разновидность походов, которые проходят по водяной глади. Такие путешествия могут осуществляться по рекам, озерам, морям, водохранилищам на различных судах. Для одних это мимолетное приключение во время отдыха, для других – бизнес, а для кого-то – образ жизни. Кто-то предпочитает щекотать себе нервы на экстремальных сплавах по горным рекам, а кто-то любит спокойные прогулки на яхтах. Какими бы не были разными водные туристы, их объединяет одно – любовь к водной стихии.

Общекомандное кемпинговое туристическое оборудование

1. Палатки. Выбору туристической палатки следует уделить особое внимание. Это та самая крыша над вашей головой, которая защитит вас от любых невзгод. Палатка должна быть без явных недостатков: дыр, разошедшихся швов, без сломанных замков, застежек и завязок, с целыми и функционирующими дугами. Те недостатки, которые в городе покажутся мелочью, на природе в сильную непогоду могут привести к большому дискомфорту и испортить весь отдых, а в худшем случае могут стать серьезной угрозой здоровью. Желательно, чтобы она была двухслойной (однослойных сейчас практически и не производят за редким исключением). При покупке палатки обратите внимание, на какую погоду (а если быть точным, то «непогоду») она рассчитана. Эта величина указывается в тысячах единиц и колеблется от полутора до трех тысяч (палатки для любительского туризма). Идеальный вариант, если дуги в палатке алюминиевые или из дюраля. Эти материалы значительно прочнее и долговечнее, чем углепластик. Но, если вы не постоянно ходите в походы, а выбираетесь лишь один-два раза в год за город, на природу, то палатки с дугами из углепластика в полной мере перекроют все ваши потребности. Стоят они дешевле, чем палатки с металлическими дугами, а при правильной эксплуатации и при умелом хранении служат до 10 лет.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Напоследок, скажем, что если ваша команда довольно большая и стоит вопрос «сколько палаток брать?», то всегда рассчитывайте так, чтобы количество спальных мест было больше, чем количество туристов. Дело в том, что количество мест в палатках рассчитано очень экономно, для пеших походов (когда очень большое значение имеет объем и вес оборудования). А мы, в наших статьях, говорим с вами о сплавах по рекам (этот вид отдыха иногда еще называют туризмом для ленивых) и в данном случае можно позволить себе взять одну или даже две «лишние» палатки. Вариант с большим количеством спальных мест позволит вам отдохнуть со значительно большим комфортом, чем вариант со спальными местами «впритык», т.е. один в один.

2. Костровое оборудование. Самое главное во время подготовки к сплаву по реке — это не забыть взять котелки и чайники. Желательно, чтобы был один большой котел для приготовления супов и каш и один котел для заварки чая. Брать именно чайник (с «носиком») мы не рекомендуем, т.к. они менее прочные, более капризные к транспортировке. В походе вполне можно обойтись и простым котелком. К котлу и чайнику есть одно общее требование — ручка не должна быть деревянной или пластмассовой, во избежания ее возгарания.
Кроме общего котла и чайника на сплаве надо иметь обязательно одну-две разделочные доски (можно просто куски фанеры), одну большую тарелку-салатницу, один-два контейнера под сыпучие продукты. Обязетально возьмите половник или черпак.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Так же, к костровому оборудованию относят и так называемые треноги, туристические тросики, решетки и т.д. В общем, те приспособления, которые позволяют держать котелок и чайник надо огнем. Здесь трудно дать какие-то рекомендации, т.к. все зависит от пожелания и опыта туристов. Главное, чтобы это было в наличии. Хотя, многие обходятся и рогатинами и поперечинами, которые рубят на месте.

3. Тент. В любом сплаве по реке желательно иметь с собой тент или, на крайний случай, большой кусок полиэтилена. Им всегда можно накрыть вещи во время дожда (на катамаране или в лагере, пока палатки не установлены). Под тентом можно укрыться самим во время приготовления пищи или во время ее приема.

4. Топор и бензопила. В любой команде топоров должно быть два (один запасной). Топоры должны быть функционально исправны и наточены. Бензопила тоже желательна, т.к. сильно облегчает жизнь на сплаве, но не обязательна. Можно обойтись и без нее (если местность позволяет).

5. Индустрия производства кемпингового оборудования развивается год от года и предлагает огромное количество вещей, котоыре делают жизнь на природе довольно комфортной. Эти вещи не обязательны для каждого сплава, во многом они даже лишние, но мы упомянем их одной строкой, чтобы у наших читателей было представление о том, что они существуют. Во-первых, следует сказать туристической мебели. Например, стол и стулья делают любой сплав по реке более комфортным.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Во-вторых, можно взять на сплав большие тент-палатки или шатры. Они не предназначены для ночевок в них, но дают возможночть комфортно обедать, пережидать дождь и непогоду и укрывают от активных солнечных лучей.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

В-третьих, в любой поход можно взять с собой дизельный или бензо-генератор. Тогда у вас вечерами будет электрический свет, будет возможность подзарядить аккумуляторы на сотовых телефонах, фотоаппаратах и навигаторах. В-четвертых, упомянем о пластиковых бочках с широкой горловиной, в которых очень удобно хранить продукты питания, а некоторые даже транспортируют в них палатки (жесткость бочек позволяет защитить хрупкие углепластиковые дуги от поломок).

Основные виды водного туризма

Для каждого водоема есть свое плавательное средство, благодаря которому удастся получить максимум удовольствия. На протяжении своей истории сплавы по рекам активно развивались, благодаря чему появились новые элементы снаряжения и конструкции судов, которые дают возможность покорять те или иные воды. В зависимости от выбранного района и объекта, любители активного отдыха предпочитают различные виды водного туризма.

Каякинг – сплавы на маломерных лодках, которые выполняются из прочного пластика. Каяки бывают как для экстремального водного туризма, так и для спокойного. Что касается походов по горным рекам, то на большой воде мастера своего дела могут выполнять очень эффектные трюки.

Сплавы на плотах – отличный вариант для отдыха на спокойных реках. Это плавсредство, изготовленное чаще всего из дерева, может оборудоваться крышей, местом для отдыха, парусом и прочим. Подобные путешествия отлично подойдут тем, кто любит неспешный и размеренный отдых.

Яхтинг – парусный туризм и вид спорта, где используются судна с водоизмещением до 3000 т. В зависимости от назначения, яхты могут модифицироваться, оборудоваться моторами, дополнительными парусами и прочими элементами. Является самым дорогим видом водных походов. Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Сплавы на байдарках чаще всего актуальны на небольших реках, где важны небольшие габариты и хорошая маневренность. Такие плавательные средства требуют определенных навыков в управлении, потому как не обладают устойчивостью из-за особенностей конструкции.

Рафтинг – экстремальные сплавы по горным рекам на специальных надувных лодках – рафтах. Они представляют собой овал и рассчитаны на несколько человек (от 4 до 16), которые могут сидеть на бортах, карме, банках и иногда на носу. Рафтинг является наиболее популярным среди других вариантов водных походов.

Сплавы на катамаранах (суднах с двумя корпусами, которые соединяются между собой мостом) по праву считаются одними из самых безопасных. Подобные плавсредства отличаются повышенной устойчивостью и могут быть разных видов – прогулочными, спортивно-туристическими, парусными или экспедиционными.

Общекамандное оборудование —
средства для сплава

1. Катамаран. Самым идеальным средством для сплава по реке для большой компании служит катамаран. Катамаран (или рафт, который для любительского некатегорийного сплава выполняет те же функции) позволяет всей команде находиться на одном «борту» и способствует общению. Кроме того, катамаран/рафт безопаснее для детей и в целом для туристов, тем более, если он оборудован палубой в виде баннерного или деревянного настила. Туристы-любители, как правило, катамараны арендуют.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Поэтому, мы дадим несколько рекомендаций и советов, на что надо обратить внимание при аренде катамарана. Во-первых, обязательно проверьте целостность баллонов. Идеальным является вариант, когда вы пришли забирать катамаран и баллоны при вас сдувают и упаковывают в сумку или герму (а до этого баллоны простояли в накаченном виде сутки). В этом случае есть гарантия того, что приехав на реку вам не придется клеить баллоны катамарана. Во-вторых, обязательно проверьте наличие и комплектность ремнабора. В нем обязательно должен быть клей (непросроченный), куски резины, наждачная бумага (нулевка или единичка), ножницы, широкий скотч, изолента. В-третьих, проверьте целостность и комплектность рамы (если рама у катамарана фабричная). В-четвертых, не забудьте про весла. В-пятых, обязательно убедитесь, что в комплекте с катамараном идут спасжилеты и проверьте, чтобы по размеру они подходили всем членам команды. В-шестых, желательно, чтобы катамаран был укомплектован настилом или палубой. Иногда баннерная палуба катамарана сделана в виде большой гермаупаковки, куда можно складывать все вещи во время сплава — это очень удобно. Ну, и напоследок, дадим совет проверить обвязку, т.е. веревки, которыми баллоны привязываются к раме или которыми рама вяжется.
К несомнным плюсам катамарана следует и отнести тот факт, что его конструкция легко позволяет установить транец и навесить лодочный мотор.
Советы по аренде рафта будут примерно такими же, но с учетом того, что не будет рамы.

2. Байдарки. В нашей статье мы вынесли байдарки отдельно, т.к. сплав на них имеет свою специфику. Во-первых, скорость сплава на байдарках, как правило, выше, чем на катамаране. Сплав на байдарках требует лучшей физической подготовки от туристов. Во-вторых, сплав на байдарках требует большей организованности и дисциплины в команде, т.к. у кого-нибудь обязательно появится соблазн уплыть побыстрее вперед, встать лагерем на берегу и не заметить, что ты встал на берегу одной протоки, а основная команда прошла по другой и все — потерялись. Байдарки бывают каркасные и надувные. Говорить о преимуществах того или иного вида байдарок не будем, т.к. на уровне любительского сплава (а мы посвятили свои статьи именно этому) различия между надувными и каркасными байдарками совершенно незначительны.

3. Надувные лодки. Наверное, это один из самых демократичных и недорогих вариантов сплава. В принципе, каждый может себе позволить купить небольшую 2-местную резиновую лодку (стоимость в пределах 7-8 тысяч рублей на период 2012 года).

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Резиновые лодки надо брать из расчета одна 2-местная лодка на одного человека. Не забывайте про вещи! У сплава по реке на резиновых лодках есть один минус — плыть всем придется отдельно, а если связывать лодки, то скорость сплава значительно падает. Вариант с лодками подойдет лишь для небольших команд в 3-4 человека.

4. Самодельные средства сплава. Просто упомянем их и ничего не будем говорить о преимуществах или недостатках. Итак, туристы иногда делают деревянные плоты (в последние годы все реже и реже) на месте старта. Зачастую делают плоты при помощи автомобильных камер. Автору этой статьи доводилось видеть небольшое сплавсредство, сделанное из … пластиковых бутылок!
Серьезно относиться к этим сплавсредствам не рекомендуем, т.к. в первую очередь встает вопрос безопасности сплава. А во-вторых, в сплаве по реке не последнюю роль играет эстетика. Сплавляться на красивом и величавом катамаране или на плоту из камер — это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы!

Источник

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Здесь и далее фото unsplash.com

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Навигация

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Преимущества

Недостатки

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

Лучшие места для рафтинга

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

Бочка сплав что такое. Смотреть фото Бочка сплав что такое. Смотреть картинку Бочка сплав что такое. Картинка про Бочка сплав что такое. Фото Бочка сплав что такое

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Бочка сплав что такое

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Принципы безопасного водного похода

Тиснул тут текст один, по просьбам трудящихся. Это пока наброски по основным аспектам поведения на маршруте для граждан с опытом 1-1А или вообще без такового, при внезапном попадании в условия 3-3А. Буду рад оперативно представленным замечаниям и дополнениям.

Сплав по бурной воде – разновидность экстремального спорта. Как и все подобного рода мероприятия, он связан с определенным риском. Риск зависит от степени сложности маршрута, индивидуальной физической и психологической подготовки участников, их взаимопонимания между собой, а также соответствия уровня их снаряжения условиям похода.

Безопасность на воде

При работе со снаряжением должен соблюдаться следующий принцип: спасжилет на участнике сплава должен быть надет всегда! Даже если вы ЗМС по плаванию. Исключение – жаркий день, спокойная и не особо холодная вода (градусов 15 и выше) и отсутствие на бойце какой-либо одежды и обуви, кроме трусов. Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется, спас должен быть надет. Каску можно одевать непосредственно перед прохождением порога.

Не менее важным принципом, необходимость соблюдения которого на сплаве проверена многократно, является распределение ВСЕХ вещей, боящихся влаги, по герметичным упаковкам (гермомешкам), с последующим надежным креплением этих мешков к силовым элементам плавсредства (каркасу лодки, раме катамарана и тд). Под надежным креплением понимается использование компрессионных ремней на основе стропы с трехщелевыми пряжками, которыми мешки прихватываются к лодке в районе своего геометрического центра. Эту процедуру необходимо соблюдать при КАЖДОМ выходе на воду, вне зависимости от его продолжительности, сложности и тд.

Основным источником опасности на сплаве являются водные препятствия. К ним могут относиться как бурные участки реки (пороги), так и большие пространства открытой воды (озера).

Базовым риском при сплаве по порогам является авария плавсредства, связанная с его переворотом или с выпадением людей за борт. Результатом подобной аварии могут быть как травмы различной степени тяжести (вплоть до смертельных случаев), так и потеря снаряжения, вплоть до конструктивной гибели плавсредства. Для того, чтобы избежать аварии, при прохождении водных препятствий необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Водные препятствия следует преодолевать, только находясь в трезвом уме и добром здравии. Категорически запрещается лезть в пороги (особенно, сильные и/или каскадные!) по пьяни, в конце долгого перехода, после тяжелой попойки накануне, а также после бани.

2. Перед тем, как идти порог, необходимо получить представление о порядке его прохождения. Это можно сделать как с воды (для несложных и/или коротких порогов), так и с берега, при детальном осмотре. Если оптимальная линия движения судна в пороге неочевидна, имеет смысл запомнить береговые ориентиры и использовать направления на них при прохождении препятствия.

3. При прохождении мощных водных препятствий (валов, бочек и тд) необходимо ориентировать судно носом на вал. Принцип «нос на вал» инвариантен и должен соблюдаться в любых условиях без всяких исключений.

4. Прохождение препятствий, связанных с низким уровнем воды (перекаты, россыпи камней и тд) осуществляется по наиболее полноводной струе. Положение этой струи и ее ход лучше определить заранее, на подходе к препятствию.

5. Завалы на струе (равно как и наплавные мосты, плотины и прочие техногенные объекты) преодолеваются ТОЛЬКО ОБНОСОМ! Через завал на спокойной воде можно попытаться пролезть, но завал на струе СМЕРТЕЛЬНО ОПАСЕН.

Что делать, если на сплаве произошла авария, и вы оказались в воде?

1. Не паниковать. Спас не даст вам утонуть вот так прямо сразу, а порог, в котором вас угораздило оказаться, рано или поздно кончится.

2. Постарайтесь не упустить весло. Оно вам еще пригодится для прохождения остатка маршрута.

3. Развернитесь в воде так, чтобы занять позицию относительно течения «на спине, вперед ногами». Сплав отдельно от судна надо осуществлять именно в таком положении – оно наиболее безопасно.

4. Постарайтесь уйти с основной струи и приткнуться к берегу при первой возможности. Длительное нахождение в бурной и холодной воде сильно выматывает физически и не способствует дальнейшим успешным действиям по ликвидации последствий аварии.

5. Если выбраться сразу не удается, дождитесь, когда порог закончится, и после этого вылезайте на берег. Далее можно начать разбираться, куда делись остальные и где судно.

Единственной по-настоящему опасной ситуацией на сплаве является попадание человека в держащее водное препятствие – бочку. В этом случае выбраться без помощи извне бывает довольно сложно, а само нахождение в пене очень быстро вынимает из человека силы. Большая бочка может варить «клиента» по нескольку часов, пока он не замерзнет или не задохнется.

Если вас угораздило попасть в бочку, выходов может быть два. Первый – попытаться сместиться вдоль нее к одному из краев, где и выйти на чистую воду. Второй – нырять в попытке найти донную струю, с которой вода выходит из бочки дальше. Второй способ гораздо более трудный и опасный, помимо того, что малореализуемый, поскольку нырнуть не даст спасжилет. Который, в свою очередь, в воде особо не снимешь. Поэтому прохождение подобных препятствий без страховки с воды или берега представляет особую опасность и не рекомендуется.

Основной опасностью открытых водных пространств является ветер и волна. Для большого надувного судна, особенно многокорпусного, волна абсолютного большинства карельских озер неопасна. Если вас угораздило попасть в сильный ветер, вас просто прибьет к берегу, где вы будете ждать смены его, ветра, направления, либо же штиля. В случае, когда вашим плавсредством является лодка, опасаться следует не только и не столько ветра, сколько волн, высотой от 30 см (создающей заплескивание воды внутрь плавсредства) до 50-70 см, которые гарантированно потопят лодку без фартука и надувных элементов. Единственный возможный способ противодействия волне состоит в ориентировании на нее носа лодки и ход в этом направлении к ближайшей земле. Попытка каким-то образом маневрировать в волнах может представлять серьезную опасность, поэтому такого поведения лучше избегать.

Отдельно следует сказать о грозах на озерах, да и на воде вообще. При признаках приближения грозы с озера нужно уходить как можно скорее! Помимо ветра и волны, опасностью грозы на воде являются удары молний. Комментировать последствия такого события, полагаю, нет необходимости.

Вообще, есть хорошее правило: озера (особенно, большие) пересекаются вдоль берега или с совершенно спокойную и безветренную погоду.

Осмотр порогов и мест под стоянки

Безопасность на берегу

К основным опасностям, подстерегающим туриста-водника на берегу, относятся возможность заблудиться в лесу и риск разнообразного рода травм при организации лагеря.

Первый принцип, который надо соблюдать, чтобы не остаться в тайге с концами, звучит предельно просто: по всем «делам» ходить исключительно вдоль реки, не теряя ее из виду. Это не значит, что гадить надо в трех метрах от палаток и костра. Но и уваливать в лес на километр для этих целей тоже не обязательно, что бы вы не думали о своем умении ориентироваться, зрительной памяти и тому подобных виртуальных вещах.

Если вы вознамерились провести пешую разведку берега на каком-то удалении от лагеря, поставьте об это в известность товарищей. Обозначьте направление своего движения, и ориентировочное время отсутствия.

В процессе поиска дров минимум один человек должен оставаться в лагере. Если «дровосеки» потеряют направление и слегка плутанут, нужно, чтобы они могли хотя бы доораться до оставшегося на хозяйстве бойца. Именно ввиду предотвращения этой ситуации далеко ходить за дровами не рекомендуется. Если дров нет в радиусе 100 м от палаток, это означает, что вы выбрали паршивое место для стоянки.

Основной вид травматизма на берегу относится к порезам при работе ножом и/или пилой, а также к ожогам, связанным с хватанием горячего кана (особенно, его дужки), опрокидыванием на себя кипятка или, что еще хуже, горячего супа. Меры безопасности здесь те же, что и на родной кухне – вначале подумать, а потом сделать. Ну и ставить посуду таким образом, чтобы при маневрах вокруг костра в нее никто не впилился сослепу или по раздолбайству.

По опыту, больше всего опасности при лагерных работах для себя и окружающих представляют граждане сильные, но рукожопые и/или нервные. Таких от травмоопасной деятельности лучше держать подальше. Предпочтительнее доверить заготовку дров человеку, который провозится на полчаса дольше, но не обеспечит при этом постановку задачи по вытаскиванию топора из собственной ноги или задницы товарища.

Гораздо более редким событием являются укусы клещей или змей. Для предотвращения первых надо не лазить с голой жопой по кустам, регулярно обрабатывать одежду и пенки химией из красного баллончика Гардекс и протряхивать лежавшую на земле/траве одежду перед тем, как ее убрать в герм или надеть. Что касается змей, то на моей памяти они еще никого не кусали, хотя иногда (довольно редко) я их видел. Тут принцип простой – не ходить в лес в пляжных тапочках или тому подобной обуви. Для этого есть ботинки или резиновые сапоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *