Бхакти врикша что это
Бхакти врикша что это
С 2007 года они регулярно приезжают в Россию и обучают преданных искусству Бхакти-врикши. В Москве сейчас действует более 60 Бхакти-врикш.
Чайтанья Чандра Чаран Прабху о Бхакти-Врикше (03.10.10, фестиваль Садху-Санга)
Бхакти-врикша – это живое дерево бхакти, способ передачи бхакти кажому. Об этой программе говорил Бхактивинода Тхакур. Очевидно, что нам потребуется время, что бы отнестись к этому серьезнее. Мой опыт говорит, опыт моего Гуру Махараджа, опыт всех старших преданных говорит, что эта программа жизненно необходима. Храмы тоже нужны, но это не юга дхарма. Строить храмы – это не юга дхарма, это не самое важное. Самое важное – воспевать. И вот где воспевать – в храме или на нама-хатте, где ценнее воспевание? Одинаково. Хлеб покупаете в супермаркете или просто у кого-то на рынке – вкус один и тот же, ценность одна и та же. Но как вы донесете воспевание до каждого человека? Вот за это отвечает дерево бхакти. Сейчас люди в храмы не идут. Сейчас мы делаем отдельные программы, вне храма. Это просто обычные залы и мы надеваем светскую одежду. Люди не идут в храмы. Если вы скажете, что есть общество сознания Кришны, что будет лекция по Бхагавад-Гите, «Сражайтесь во имя Кришны», приходите, мы научим вас! Никто сейчас не придет. Сейчас сложились такие стереотипы об обществе, как о тотальной секте, как об очень опасной группе, что это путь отречения, они бросают институты, бросают семьи, все бросают, и куда-то уходят потом. И они в материальной жизни не успешны, не в духовной, ничего. Мы не хотим такой судьбы. Но в Бхакти-врикшу вы приходите, видите, что люди работают, люди занимаются деятельностью, поддерживают семьи, они ответственны, культурны, образованны. Они чисты, у них принципы, при этом они не разрушают их отношения, а укрепляют. И дружба у них лучше. Как все это увидеть? Бхакти-врикша – это как раз тот самый пример. И суть бхакти-врикши как раз в сознании проповеди. Мы готовы делиться ради проповеди, ради расширения дерева бхакти. Для того что бы развивать бхакти-врикшу нужно общение, нужны сектора, особые встречи, фестивали, что бы развивать дух проповеди, это очень могущественная, коллективная программа. Давайте попытаемся изучить ее. Большинство просто находится в иллюзии, что когда-нибудь мы построим храм на всю Россию, мы там все будем жить и умрем в один день. Это просто майа. Мы толком не эффективно заняты в миссии, в движении Шрилы Прабхупады. Не думайте, что проповедь – это сесть на асану, дать лекцию тысяче человек. Это все стереотипы, глупости ума. Есть язык. Значит каждый проповедник. И Рупа Госвами говорит – говорите о Кришне. Мы что-то слышим для того, что бы передавать другим. Если вы проповедуете – ваша группа будет увеличиваться. А потом что? Делиться. А как ее делить? Должны быть подготовленные лидеры, которые готовы взять на себя ответственность. С уважением к любому виду деятельности, нужно развивать Бхакти-врикшу. Для грихастха ашрама это целое движение. Это не просто собрание. Это движение Шрилы Прабхупады. Давайте учиться Бхакти-врикше!
Что такое Бхакти-врикша
Бхакти-врикша, дерево преданного служения — это название для маленьких групп людей, еженедельно встречающихся в течение приблизительно двух-трех часов. Эти встречи помогают участникам обсуждать философию сознания Кришны, развивать близкие и дружеские отношения с преданными, и счастливо прогрессировать в сознании Кришны. Группа Бхакти-врикша также учит их тому, как стать компетентными проповедниками. Она базируется на принципах программы нама-хатта, основанной Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.
Эта уникальная программа заботится о социальных, психологических, интеллектуальных и эмоциональных потребностях преданного, чтобы он прочно утвердился в своем духовном стремлении обрести бхакти и в своем вечном служении Кришне. Таким образом, это — целостный подход к обучению преданного, закладка устойчивого фундамента его преданного служения, уровень которого будет постоянно расти на протяжении всей его жизни. Так как в сердцах такого обученного преданного укоренились правильное понимание и вера посредством систематического изучения наставлений Шрилы Прабхупады, его прогресс не подвержен воздействию века Кали. Наставления подчеркивают практическое применение этих принципов, что в свою очередь укрепляет, веру в наставления и процесс сознания Кришны.
Бхакти-врикша состоит из «ломки льда» или сат-санги, киртана, джапы, обсуждения некоторой темы сознания Кришны, обсуждения проповеди и прасада.
Членам Бхакти-врикши помогают постепенно продвигаться в сознании Кришны, выдавая им дипломы по мере достижения определенных духовных уровне уровней.
Учебные модули, которые являются готовыми планами уроков, помогут лидеру и помощникам проводить программы неделю за неделей. Эти планам просто следовать, и они очень хорошо помогают в проведении программ.
Спустя несколько месяцев лидер-слуга может начать проводить дополнительные учебные занятия для углубленного изучения книг Шрилы Прабхупады.
Спустя 64 недели, когда группа закончила изучение учебных модулей, обычно она должна быть готова «умножиться» (разделиться). Это означает, что обученные и квалифицированные члены группы сами становятся лидерами. Те, кто еще не готов быть лидером, могут войти в новые группы, чтобы посещать программы новых лидеров. Там они смогут действовать как старшие преданные, помогающие лидерам в проповеди и заботе о членах новой группы, сами при этом духовно продвигаясь. Совершив требуемый прогресс, они могут быть вдохновлены сами вести новые группы Бхакти-врикши.
Настроение и метод Бхакти-врикши
Нет необходимости становиться ученым, чтобы быть способным ответить на все вопросы. Можно всегда обратиться к старшим преданным или к книгам Шрилы Прабхупады, если возникают трудности с ответами на сложные вопросы членов группы. Благодаря такой честности лидера, члены группы узнают о существовании целой иерархии старших преданных, поддерживающих их лидера их. Главное качество лидера Бхакти-врикши — это его искренность в желании духовного продвижения для членов его группы.
Наиболее важно создание очень близких и личностных отношений, поскольку это помогает людям предаваться Кришне через общение с преданными.
Развитие отношения служения и смирения — это важнейшая потребность успешного лидера Бхакти-врикши, который может вдохновить членов своей группы все больше и больше погружаться в сознание Кришны.
Любовь и доверие возникают в том случае, если лидер действует как помощник, а не как контролер или ревизор. Правильное отношение лидера приведет также к тому, что члены группы будут проповедовать и быстро прогрессировать.
Лидеру необходимо обладать искусством слушания, чтобы поощрять и способствовать активному обсуждению, в котором каждый принимает участие и извлекает для себя пользу.
Цель — это духовное продвижение каждого, включая лидера. Так, заботясь о духовном росте других, лидер становится все более бескорыстным и быстро развивается в сознании Кришны. Это дает ему более высокий вкус, и он наслаждается нектаром преданного служения.
Очень важны регулярные встречи с другими лидерами, а так же с координатором программы. Это позволяет каждому учиться на успешных примерах друг друга, вместе разбираться в проблемах и сотрудничать, для достижения полного успеха программы Бхакти-врикши.
Преимущества проведения программы Бхакти-врикши:
Рубрика: Основы БВ
История и философия Бхакти-врикши
«История и философия Бхакти-врикши» – семинар Е.М. Ангиры Муни прабху, прочитанный на первом ретрите лидеров БВ Западной Сибири «Азбука успешной БВ» 29 августа 2015 года в Омске. Исполняющее желания древо преданного
Ключи к развитию Бхакти-врикши
Стратегия развития БВ состоит из 8 направлений: 0. Больше Кришны. 1. Забота и наставничество. 2. Командообразование. 3. Систематическое образование. 4. Осознанный подход к ведению БВ. 5. Планирование. 6. Проповедь. 7. Организованная
Резолюция Джи-би-си №414 1996 года
1. Лидеры Движения сознания Кришны как последователи Шрилы Прабхупады должны рассматривать обязанности по обучению и содействию объединения в общину членов Движения свой основной задачей для того, чтобы выполнить приказ Господа
Причины успеха общины бхакти-врикш в Омане (2018)
Публикация раскрывает причины формирования наиболее успешной в мире общины бхакти-врикш. Материал составлен на основе лекций Ангиры Гауранги прабху в конце 2018 – начале 2019 года. Ссылки на лекции в Youtube
Где-то в Персидском заливе (2014)
Somewhere In The Persian Gulf — «Где-то в Персидском заливе» — 60-минутный документальный фильм французского режиссёра Васудевы даса о зарождении Бхакти-врикши на Ближнем Востоке. В аннотации к видео говорится,
Революция Бхакти-врикши в России (2011)
В настоящее время бхакти-врикша является одной из важных форм проповеди и духовного развития, подарок от предыдущего ачарьи, чтобы мы могли спастись из жестокой пучины Кали-юги. В этом году во время
Принципы Бхакти-врикши в книгах, письмах и беседах Шрилы Прабхупады
кали-йуге йуга-дхарма – намера прачара татха лаги’ пита-варна чаитанйаватара Религия эпохи Кали – проповедь святого имени. Только ради того, чтобы прославить святое имя, Господь явился в облике Шри Чайтаньи –
Общины Золотого Века (2009)
Все, что вы хотели узнать о Бхакти-врикше, но боялись спросить. Статья Ангиры Гауранги д., 2009 год. Храмы ИСККОН должны стараться ежегодно удваивать количество своих прихожан, обучая их и передавая им полномочия
Ангира Гауранга д. (Ангира Муни д.)
Духовный поиск Ангира Гауранга прабху, в миру Александр Кубельский, родился в 1964 году и с самого раннего детства пытался понять, как устроен этот мир, и в школе даже придумывал различные
Виджая Венугопал д. и Према Падмини д.д.
Виджая Венугопал дас и Према Падмини деви даси получили посвящение у Его Святейшества Джаяпатаки Свами в 1989 году. С тех пор они проповедовали на Ближнем Востоке в месте, которое получило
Джаяпатака Свами
В 1995 году Е.С. Шрила Джаяпатака Свами, министр развития вайшнавских общин ИСККОН, предложил концепцию «Бхакти-врикши». Рассказ Е.С. Джаяпатаки Свами из книги «Ветви Бхакти»: Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что Его движение
Шрила Прабхупада
Шрила Прабхупада (полное имя Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада) является ачарьей-основателем Международного общества сознания Кришны. Это означает, что, хотя Движение сознания Кришны существовало с древности, принес это движение на Запад
Шрила Бхактивинода Тхакур
«О, когда же настанет этот день, когда счастливые англичане, русские, немцы и американцы возьмут флаги, мриданги и караталы и выйдут с киртаной на улицы своих городов. Когда же придет этот
Основные идеи программы Бхакти-врикша
Из книги «Ветви Бхакти» Е.С. Джаяпатаки Свами Почему программа называется «Бхакти-врикша»? Автор «Чайтанья-чаритамриты» проводит образное сравнение Господа Чайтаньи и Его движения с бхакти-врикшей, древом преданного служения. Шрила Прабхупада пишет в девятой
Финансирование программ
Из книги «Обзор программы Бхакти-врикша» Виджая Венугопала даса и Према Падмини деви даси. Замечательный аспект проповеди Бхакти-врикши состоит в том, что в начале она требует очень небольших расходов, но позже, когда
Задачи программы Бхакти-врикша
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ БХАКТИ-ВРИКША, ОСНОВАННЫЕ НА СЕМИ ЦЕЛЯХ ИСККОН ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ Давать людям духовное знание Помогать им изучать «Шри Бхагавад-гиту» и «Шримад Бхагаватам» Обучать их методам преданного служения Прививать им ценности
Что такое Бхакти-врикша
Бхакти-врикша, дерево преданного служения — это название для маленьких групп людей, еженедельно встречающихся в течение приблизительно двух-трех часов. Эти встречи помогают участникам обсуждать философию сознания Кришны, развивать близкие и дружеские
Рынок Святого Имени (нама-хатта). Годрума Калпатави
Рынок Святого Имени, нама (Святое Имя)-хатта (рынок) на бенгали, подробно в деталях описал Шрила Бхактивинода Тхакур в своем произведении «Шри Годрума Калпатави». Также, стремясь распространить как можно шире духовные знания,
Изначальная стратегия Шрилы Прабхупады (1998)
Проповедь сознания Кришны — это долг каждого преданного, а не только тех, кто живет в храме. Именно таким был изначальный замысел Шрилы Прабхупады. В обращении, опубликованном 7 июля 1953 года
Преимущества программы “Бхакти-врикша” (Часть 1)
Преимущества программы “Бхакти-врикша” (Часть 1)
Рассмотрим некоторые из преимуществ
“Человек не может отречься сразу, поэтому необходимо делать это постепенно, шаг за шагом. Это невозможно без должного обучения. Мы продаем миллионы книг, они читают эти книги, но сколько из них приходит к нам? Поэтому необходимо обучение. Обучение очень важно для того, чтобы сделать их сознающими Кришну”.
Шрила Прабхупада, вечерний даршан, Бомбей, 14 августа 1976 г.
В наших храмах недостаточно преданных, чтобы заботиться о систематическом обучении каждого преданного-прихожанина. Поэтому задачу обучения можно передать наиболее продвинутым прихожанам. Шрила Прабхупада рекомендовал именно такой подход к обучению.
Программа “Бхакти-врикша” фокусирует свое внимание на обучении. Новые члены группы проходят курсы домашнего обучения и семинары, раскрывающие основы философии и практики сознания Кришны. Также особое внимание уделяется обучению проповеди: это легче всего делать, посещая интересующихся людей вместе с более опытными преданными.
Развитие культуры сат-санги
Все писания подчеркивают важность общения со святыми. В комментарии к “Бхагавад-гите”, 7.30, Шрила Прабхупада пишет:
“Началом сознания Кришны служит общение с людьми, уже обладающими им. Такое общение имеет духовную природу и ставит человека в непосредственное соприкосновение со Всевышним Господом, и Его милостью он получает возможность понять, что Кришна есть Верховная Личность Бога”.
Кто-то может сказать “Хорошо, но ведь это относится только к общению с чистыми преданными”.
Шрила Прабхупада так определяет сат-сангу в своей лекции:
“Сат-санга означает общение с хорошими людьми, посвятившими себя если не полностью, то хотя бы до какой-то степени духовному самоосознанию”.
Мы не должны думать, что можно извлечь благо только из общения с очень продвинутыми преданными и что можно продвигаться по-настоящему только под их руководством. Каждый преданный, не важно ¾ живет он в храме или нет, может и должен помогать другим прогрессировать духовно.
“Человек может оставаться домохозяином, врачом, инженером или кем бы то ни было. Это не принципиально. Главное ¾ следовать наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять Харе Кришна маха-мантру и делиться со своими родственниками и друзьями знаниями, почерпнутыми из “Бхагавад-гиты” и “Шримад-Бхагаватам”.
“Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья-лила, 7.130, комментарий.
Программа “Бхакти-врикша” предоставляет идеальные возможности для регулярного и возвышающего общения.
Новые люди, как правило, очень нуждаются в поддержке. Прежде чем они смогут стать искренними слугами Кришны, им необходимо получить немалое вдохновение извне. Группы “Бхакти-врикша” позволяют заботиться о каждом вновь присоединившемся (равно как и о “старых” членах). Неужели забота о духовной жизни прихожан ¾ должна быть ответственностью лишь нескольких очень загруженных преданных храма?
Нередко человек, приходящий в храм, незаметен на фоне общей массы посетителей и потому не получает того личностного внимания, в котором каждый так нуждается. У преданных храма может просто не быть времени на общение с гостями, что уж тогда говорить о заботе о тех, кто живет далеко от храма? Программа “Бхакти-врикша” концентрирует свое внимание на личности, и это одна из причин, почему группы должны оставаться маленькими. Каждый член группы должен получать необходимую долю внимания и заботы. Задача лидера-слуги ¾ наблюдать за прогрессом каждого члена и помогать ему в случае трудностей. Кроме того, у каждого должен быть наставник, с которым всегда можно пообщаться и от кого можно получить духовную поддержку.
Многие религиозные (и нерелигиозные) организации успешно развиваются лишь благодаря тому, что проявляют максимум внимания и заботы к каждому, кто хоть чуть-чуть интересуется их деятельностью.
Для того чтобы открыть и содержать храм, необходимо очень много средств. Если вы поделите сумму финансовых расходов храма на количество людей, серьезно практикующих сознание Кришны в вашей области (скажем, повторяющих 16 кругов), то увидите, что нам обходится весьма недешево привести одного человека в сознание Кришны. Мы тратим огромные деньги, чтобы “создать” хотя бы одного серьезного преданного, не важно ¾ прихожанина или жителя храма. И нередко мы сталкиваемся с парадоксом: несмотря на то, что храм существует специально для заботы об интересующихся, преданные храма полностью поглощены сбором средств на его содержание, поэтому, когда у посетителя возникает желание пообщаться или задать волнующие его вопросы, то он не найдет никого поблизости, кто мог бы откликнуться и помочь ему.
Это напоминает больницу, доктора и медсестры которой весь день стоят на паперти, собирая милостыню на содержание больницы. Когда дело доходит до того, чтобы принять очередного пациента, это просто некому сделать.
“Что касается покупки вами этого здания, то раз это связано с такими огромными трудностями, то как вы вообще планируете это осуществить. Наша цель ¾ не покупать здания, наша истинная цель ¾ проповедовать и широко распространять сознание Кришны. Но если мы будем тратить все свое время только на то, чтобы добывать деньги, а затем расходовать их на огромные издания и на всякие архитетурные излишества, то что толку от всего этого? Мне нужны проповедники, а не строители или архитекторы”.
Письмо Шрилы Прабхупады Дамодаре, 6 августа 1972 г.
В то же время, для того, чтобы открыть и содержать группу “Бхакти-врикша”, не требуется практически никаких финансовых затрат. Члены группы обеспечивают себя сами; им не нужно финансовой поддержки храма. Группы “Бхакти-врикша” ¾ самоокупаемые ячейки, и затраты на них очень невелики. Единственной затратой является содержание одного профессионального проповедника “Бхакти-врикша” на каждые 250-500 преданных-прихожан. И при всей своей очень низкой себестоимости программа “Бхакти-врикша” приносит огромные результаты.
Подробнее финансовые вопросы будут рассматриваться в главе 16.
1. Выделение (шраванам, киртанам)
a. На чём фокусирует своё внимание «Бхакти-врикша»?
b. Какое определение даёт сат-санге Шрила Прабхупада?
c. Какую возможность даёт программа Бхакти-врикши в сфере заботы?
2. Осмысление (мананам)
a. Каким образом происходит соприкосновение материалиста с Верховным Господом и Его милостью?
3. Применение (нидидхйасанам)
a. Какие шаги я могу осуществить, чтобы сделать заботу о преданных в моей общине более личностной?
Преимущества программы “Бхакти-врикша” (Часть 2)
В храмах, как правило, все руководящие позиции уже заняты, поэтому нередко квалифицированному и полному энтузи-азма прихожанину бывает трудно задействовать весь свой потенциал в служении. Но программа “Бхакти-врикша” предоставляет очень много возможностей для этого. По мере того, как группы делятся, требуется все больше и больше лидеров на каждом уровне структуры ¾ в группах, секторах, округах и т. д. Если прихожанин успешно руководит несколькими группами, то это значит, что он сможет справляться и на более высоком уровне руководства в ИСККОН.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы квалифицированные преданные-прихожане проходили специальное обучение и принимали на себя руководящие обязанности на местах. Вот что Шрила Прабхупада писал о прихожанине-бизнесмене Васудеве прабху, члене гуджаратской общины острова Фиджи, получившем в том самом году посвящение:
“Пусть Васудева станет президентом. Пускай один брат будет президентом, а другой ¾ казначеем, и дайте им в помощь одного надежного человека, чтобы он выполнял обязанности секретаря. Я склонен все больше доверять Васудеве. Сейчас ситуация вполне ясна. Я очень им доволен, поэтому пусть он остается президентом. И он сам будет этим доволен. Его брат пусть будет казначеем, и им будет помогать секретарь. Мы добьемся успеха, если местные жители поймут нашу философию. Мы не можем “импортировать” людей со стороны. Мы искренне хотим, чтобы местные жители, будь то из семьи Васудевы или какой-то другой семьи, приняли на себя эту работу. Мы должны действовать именно так.
. Я не возражаю против того, чтобы обучить всю семью Васудевы искусству руководства храмом. Местные жители не должны быть просто посетителями, их надо обучать основам управления храмом. Я хочу именно этого”.
Письмо Шрилы Прабхупады, 3 ноября 1976 г.
Несколько месяцев спустя, в мае 1977 г. Шрила Прабхупада лично назначил Васудеву Джи-Би-Си по Фиджи.
Отсутствие скованности размерами здания
В храме может поместиться только ограниченное число людей, идет ли речь о жилье или просто о посещении. Очень сложно разместить всех гостей и обитателей храма, если он тесен. Допустим, храм в городе с населением в 1000000 человек, рассчитан на 1000 посетителей. Но куда в таком случае деть остальных? В то же время, группы “Бхакти-врикша” собираются на частных квартирах, и когда количество членов достигает 15 человек, группа делится. Таким образом, община прихожан может расширяться, не будучи стесненной размерами здания. А в случае необходимости, для больших фестивалей, например, можно снимать залы или стадионы. Со временем, проблема тесного храма будет решаться объединенными усилиями всех групп “Бхакти-врикша”: они просто будут спонсировать строительство и содержание новых храмов.
Группы “Бхакти-врикша” могут привлекать людей самого разного характера и интересов ¾ подростков, домохозяек, детей, специалистов в каких-то конкретных областях, людей разных национальностей и языковых групп, т. е. тех, кому, может быть, тяжело было бы найти свое место в существующих храмовых программах. Возможности “Бхакти-врикши” в привлечении разных групп людей неограничены.
“Мы хотим показать миру, что служение Кришне не является чем-то стереотипным и однообразным. Любой может служить Кришне, если он хочет служить Ему. Кришне могут служить бизнесмены, юристы, ученые, художники, музыканты, философы, даже воры и разбойники ¾ все”.
Письмо Гаргамуни, 11 ноября 1969 г.
Люди, объединенные общими интересами, притягиваются друг к другу. Как объясняет Шрила Прабхупада, “Свояк свояка видит издалека”. В этом мире каждый ищет общества себе подобных”.
“Шримад-Бхагаватам”, 4.22.3, комментарий.
Как правило группы растут, привлекая людей того же возраста, тех же интересов, говорящих на том же языке или занимающих то же положение в обществе. Это естественно. Шрила Прабхупада писал даже так:
“Я только что получил письмо от черных преданных из Кливленда, которые хотят основать свой собственный храм ИСККОН независимо от белых преданных. В принципе, это хорошо ¾ “свояк свояка видит издалека”. Мы не должны отговаривать их от открытия своего собственного храма, но я хочу, чтобы ты отправился туда и посмотрел, насколько хорошо там идут дела и удается ли им поддерживать стандарт сознания Кришны на высшем уровне”.
Письмо Сатсварупе, 24 августа 1972 г.
Другой показатель гибкости ¾ это то, что встречи и совместная деятельность членов группы могут планироваться с учетом их свободного времени. То же самое касается и места проведения программы.
Стирается грань между “ними” и “нами”
Шрила Прабхупада пишет:
“На самом деле нет разницы между преданными, живущими в храме, и преданными, живущими вне храма”.
Письмо Сюзанне Бекман, 20 сентября 1972 г.
Предубеждения, которые могут существовать по отношению к преданным-прихожанам со стороны преданных храма, очень быстро развеиваются благодаря программе “Бхакти-врикша”, поскольку становится очевидным, что члены групп серьезно практикуют и проповедают сознание Кришны. Когда преданные храма перестают проводить грань между собой и прихожанами и начинают рассматривать их как преданных и проповедников, то складываются прекрасные возможности для сотрудничества.
Термины типа “полупреданные” или “друзья Кришны” быстро исчезают из обихода. Быть преданным ¾ это состояние сознания, а не должность. Не важно ¾ “профессиональный” вы преданный или нет. Вайшнав, живущий вне храма, все равно является преданным. Вовсе необязательно низводить его до уровня “друга Кришны”.
1. Выделение (шраванам, киртанам)
a. С какими проблемаи сталкивается храмовая модель руководства общиной?
b. Зависит ли размер общины от размера храма?
c. В чём заключается гибкость программы Бхакти врикша?
2. Осмысление (мананам)
a. Какова роль лидеров-слуг в развитии вайшнавской общины?
3. Применение (нидидхйасанам)
Преимущества программы “Бхакти-врикша” (Часть 3)
Отсутствие культурного шока
В храмах, которые находятся не на территории Индии, новые посетители иногда чувствуют себя немного “не в своей тарелке” из-за совершенно непривычной для них атмосферы. Но в группе “Бхакти-врикша” или в общении с прихожанином, зашедшим к ним в гости, эти же люди уже не почувствуют такого дискомфорта. Многие из тех, кто ни за что не согласился бы пойти в “храм кришнаитов”, легко соглашаются прийти в гости к другому “нормальному” человеку, чтобы пообщаться с такими же “нормальными” людьми.
Зарождение чувства причастности
Дух общины поддерживается чувством сопричастности, или принадлежности. Сильное чувство принадлежности воникает у человека по отношению к небольшой группе, такой, как семья. Отношения тут более личностные, близкие и неформальные и, как правило, они важнее для индивидуума, чем принадлежность к группе, объединенной какими-то прагматическими интересами, скажем, к школьному классу, фирме, профсоюзу и т. п. Именно в неформальных группах формируются ценности людей. Группа “Бхакти-врикша” ¾ это как раз пример такого объединения личностей. Сильное “чувство локтя” и истинный дух товарищества не могут возникнуть, когда люди собираются только в больших собраниях.
Приходилось ли вам слышать о храмах ИСККОН, испытывающих финансовые трудности? Которые пытаются всеми силами собрать какие-то пожертвования? Иногда прихожане даже устают от назойливых программ сбора средств, опустошающих их кошельки… Но когда храм развивает программу “Бхакти-врикша”, прихожане начинают понимать, что храм заботится об их духовной жизни, а не интересуется лишь содержимым их кошельков. Преданные-прихожане перестают чувствовать, что их единственная дхарма ¾ оказание финансовой поддержки. Это порождает чувство благодарности и атмосферу сотрудничества, в которой каждый обретает благо.
Задействование всех и вся в служении
Разве можно непосредственно из храма руководить сотнями и тысячами преданных-прихожан, активно выполняющими какое-то служение? Сколько людей сможет эффективно выполнять свое служение под руководством нескольких храмовых брахмачари?
Наилучший способ задействования всех в преданном служении и проповеди ¾ это создать общину, состоящую из групп “Бхакти-врикша”. Программа “Бхакти-врикша” через различные уровни своей организационной структуры позволяет руководству ИСККОН управлять тысячами активно действующих групп преданных.
Охват всех слоев общества
Группы “Бхакти-врикша” охватывают самые разные слои общества. Они живут в самой гуще событий, соприкасаясь со всеми этническими, социальными и экономическими группами. Члены групп “Бхакти-врикша” могут жить и работать во всех слоях общества. А у проповедников есть все возможности для наиболее гибкого и неформального подхода к людям. Нередко им удается свободно общаться с теми, кто “закрыт” для преданных храма
Атмосфера маленькой группы способствует более быстрой смене ценностей. Регулярное общение с преданными заставляет строже относится к себе и принимать принципы сознания Кришны. Шрила Прабхупада пишет:
“Когда материалист общается с преданными, с его сердца по милости Верховной Личности Бога постепенно смывается вся грязь. Благодаря общению с преданными сердце материалиста очищается от вожделения и начинает сиять, как начищенное до блеска серебро”.
“Шримад-Бхагаватам”, 4.22.20, комментарий.
Люди могут слушать на лекциях в храме наставления: “Надо делать то-то и то-то”, но на деле они нередко думают: “Что ж, это неплохо, но как это относится ко мне?” Однако, когда есть возможность близкого общения в небольшой компании или с глазу на глаз, то возможность воплощения наставлений в жизнь существенно возрастает.
“В начале своей жизни никто не курит и никто не пьянствует. Эти привычки возникают из-за дурного общения. Точно так же, и отучится от них можно благодаря позитивному общению”.
Лекция Шрилы Прабхупады, 11 февраля 1975 г.
Два новых члена группы беседуют между собой. “Я выкуриваю в день 20 сигарет, ¾ говорит один. ¾ Какой же я преданный после этого?” “Что ты, я курил даже 40! ¾ отвечает другой. ¾ А сейчас ¾ только 5. Но я повторяю 4 круга и пытаюсь оставить эту привычку. Это произойдет постепенно, надо только продолжать”.
Была одна женщина, которая два года повторяла круги, но никак не решалась стать вегетарианкой. Когда же на встрече группы “Бхакти-врикша” она узнала, что из-за своей привязанности к мясу рискует родиться в теле хищника, скажем, тигра или кошки, то тут же она решила, что раз и навсегда должна бросить есть мясо.
Есть 3 аспекта обучения: знание (что и зачем), навыки (как делать конкретные вещи) и ценности (что хорошо и что плохо). Знание получают от преподавателя на занятии или же из учебника. Получение знания, в основном, направлено на формирование правильного образа мышления. Навыкам обучаются, как правило, на практике, повторяя их за учителем и затем применяя в жизни. Такое обучение, повторение и применение позволяет эффективно овладевать практическими сторонами деятельности. Ценности же формируются в процессе общения и дружбы. Если вы спросите ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, то он может ответить: “Хочу стать доктором”. Но почему именно “доктором”? Что подтолкнуло его к такому решению? Вряд ли ему кто-то внушал это или убеждал в этом. Скорее всего, он пришел к этому под влиянием общения с кем-то или наблюдая за тем, какое уважение люди испытывают к своему семейному доктору, как его принимают и т. д. Ценности скорее можно “подцепить”, чем обучиться им. Ценности формируются в процессе общения. И группа “Бхакти-врикша” идеальна для того, чтобы заставить сердце человека меняться.
1. Выделение (шраванам, киртанам)
a. Как поддерживается дух общины?
b. На что направлено получение знаний?
c. Как обучаютс янавыкам?
d. Как формируются ценности?
2. Осмысление (мананам)
a. Почему атмосфера малых групп способствует быстрой смене ценностей?
3. Применение (нидидхйасанам)
Преимущества программы “Бхакти-врикша” (Часть 4)
Храмы в настоящее время, в основном, населены преданными, склонными перемещаться: брахмачари и санньяси ¾ или же сравнительно молодыми парами грихастх. Зачастую преданные храма или постоянно путешествуют, или женятся (и проходят через все сопутствующие этому перипетии), или переезжают в другой храм (и мы их вообще больше никогда не видим), или просто прекращают проповедь, перегруженные финансовыми проблемами или по какой-то другой причине. Но домохозяева из групп “Бхакти-врикша” ¾ это, как правило, люди семейные, обретшие свое место в обществе и обеспеченные в финансовом смысле, и они могут служить достойным примером для новых людей. Они обрели твердую почву под ногами.
Возможность легко добраться
Для многих людей поездка в храм ¾ это долгое путешествие, поскольку они живут далеко от храма (если он вообще есть по их месту жительства). Группу же “Бхакти-врикша” можно открыть где угодно. Благодаря этому становится возможным распространять сознание Кришны очень широко. Чтобы пообщаться с преданными, достаточно будет позвонить в соседнюю дверь. По мере того как группы будут открываться в разных районах города, домохозяйкам с детьми, бедным людям, тем, у кого нет машины, уже не придется ехать куда-то далеко: они просто придут на местную нама-хатту “Бхакти-врикша”. Шрила Прабхупада пишет:
“Мы хотим, чтобы каждый дом стал храмом, а не чтобы наш храм был единственным местом, куда можно прийти”.
Письмо Бхавананде, 14 апреля 1972 г.
Стимул к духовному росту храмовых преданных
В программе “Бхакти-врикша” все прихожане общины постоянно занимаются проповедью и преданным служением. Некоторые приходят к тому, что уже не могут жить без проповеди, и решают посвятить себя ей полностью. Со временем многие будут приходить к выводу, что хотели бы других обучать сознанию Кришны всю свою оставшуюся жизнь, и растущая община вполне сможет их обеспечивать, так что им не придется беспокоиться о поддержании своего тела. В настоящее время брахмачари и брахмачарини храма, даже серьезные и опытные, часто вынуждены покидать храм, как только поженятся. Когда молодые, разумные люди раздумывают, не присоединиться ли к храму, они часто не решаются пойти на это, так как не видят для себя достаточной перспективы. Распространение книг возможно в течение нескольких лет, но что они будут делать дальше, до конца своей жизни?
По мере роста общины проповедники смогут полностью посвятить себя брахманической деятельности, и при этом у них не будет болеть голова о том, как обеспечить семью. Вайшнавы, занятые другими видами деятельности, будут жить дома и поддерживать храм, поэтому брахманы смогут служить своей общине, общаясь с преданными, обучая и вдохновляя их. И в то же время каждый преданный также будет проповедовать, выполняя наказ Господа Чайтаньи.
Когда храм будет служить большой, духовно зрелой общине прихожан, руководители храма станут строже в отношении выбора преданных, имеющих право представлять ИСККОН в качестве духовных наставников. Только самым серьезным преданным будет дозволено присоединяться к храму и становиться профессиональными проповедниками.
Возможности служения для бывших жителей храма
Когда преданный храма покидает ашрам, он тоже может присоединиться к группе “Бхакти-врикша” и продолжить активную духовную практику и проповедь, влившись в число духовных лидеров общины. Это как раз то, чего не хватает ИСККОН в настоящий момент. Преданные храма зачастую считают себя своего рода элитой, “людьми высшего класса”. Поэтому, уйдя из храма, они расценивают присоединение к общине прихожан как что-то недостойное их уровня и в результате становятся жертвами так называемой “лидерской” майи.
Рост в геометрической прогрессии
Программа “Бхакти-врикша” растет не в арифметической, а в геометрической прогрессии, не от двух групп ¾ к трем, от трех ¾ к четырем, от четырех ¾ к пяти, затем к шести и т. д., а от двух ¾ к четырем, от четырех ¾ к восьми, от восьми ¾ к шестнадцати и т. д. Нормальные группы “Бхакти-врикша” развиваются именно таким образом. Предположим, в группе восемь преданных. Если каждый член группы будет приводить одного нового члена каждые шесть месяцев, то группы могут делиться дважды в год.
Нет страха перед гонениями
Развитию программы “Бхакти-врикша” очень трудно воспрепятствовать. Она может выжить в условиях самых жестких гонений, даже там, где официальная храмовая проповедь запрещена. Группы “Бхакти-врикша” действуют и в коммунистических, и в мусульманских странах, короче ¾ там, где открытая проповедь сознания Кришны невозможна. Нама-хатты типа “Бхакти-врикша” ¾ это, по сути дела, рядовые граждане, которые ходят друг к другу в гости. Таким образом, даже во враждебной обстановке горстка преданных может создать целое подпольное вайшнавское движение. В тех местах, где правительство настроено враждебно, а основная ставка делается на развитие храмов, положение ИСККОН очень-очень шаткое. В такой ситуации очень легко преследовать преданных и чинить препятствия их деятельности.
1. Выделение (шраванам, киртанам)
a. Почему домохозяева могут служить хорошим примером для новых преданных?
b. Какую перспективу предлагает преданным после храмовой жизни?
c. В чём территориальное преимущество Бхакти-врикши?
2. Осмысление (мананам)
3. Применение (нидидхйасанам)
«Обзор программы Бхакти-врикша»
Преимущества проведения программы Бхакти-врикши:
1) Она является диалоговой, интерактивной и поэтому более интересной. Таким образом, она помогает людям запомнить то, что они изучили.
2) Способствует развитию близких и длительных духовных отношений и семейных чувств с другими преданными.
3) Дает возможность каждому быть проповедником и лидером.
4) Имеет потенциал быстро умножаться при обеспечении хорошего обучения преданных.
5) Занимает каждого в увлекательном преданном служении.
6) Каждый изучает и развивает навыки лидерства.
7) Помогает развивать истинные качества вайшнава: терпимость, смирение, эффективность, бескорыстие, и т. д.
8) Поддерживает семь целей ИСККОН, поставленных Шрилой Прабхупадой, и помогает в их достижении. (Мы будем разбирать это более детально в следующей главе.)
«Обзор программы Бхакти-врикша»
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ БХАКТИ-ВРИКША, ОСНОВАННЫЕ
НА СЕМИ ЦЕЛЯХ ИСККОН ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
v Давать людям духовное знание
v Помогать им изучать «Шри Бхагавад-гиту» и «Шримад Бхагаватам»
v Обучать их методам преданного служения
v Прививать им ценности сознания Кришны
v Строить близкие отношения друг с другом, а также с гуру и Кришной
v Обучать их проповеди и поощрять их в этом
v Распространять соответствующие книги, журналы, периодические издания и другие произведения
v Жить ведической жизнью
v Помогать преданным развивать качества вайшнава
ü Систематически обучать людей философии сознания Кришны
ü Обучать их преданному служению
ü Уполномочивать их
ü Расти геометрически
ü Обеспечить быстрое духовное продвижение
ü Обучать людей организационным навыкам
ü Периодически планировать, устанавливать цель и проверять прогресс
1. Выделение (шраванам, киртанам)
a. Что помогает слушателям запомнить материал?
b. Что позволяет Бхакти-врикше быстро умножаться?
2. Осмысление (мананам)
a. Как именно развиваются качества вайшнава в программе Бхакти-врикша?
b. Почему мы должны обучать преданных проповеди?
c. Почему нужно именно систематическое обучение?
3. Применение (нидидхйасанам)
a. Назовите, пожалуйста, одну из задач программы, которая Вас затрагивает больше всего. Какие шаги вы хотели бы сделать для её воплощения, если бы имели для этого всё необходимое?
Структура программы «Бхакти-врикша» совпадает с организационной схемой, заложенной в основу нама-хатты Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Общий принцип таков: в каждой группе есть лидер-слуга, несколько таких групп курируются еще одним преданным (Бхактивинода Тхакур называет его упачакра-пати), каждые несколько таких кураторов контролируются в свою очередь еще одним преданным (чакра-пати), и так далее; причем, дополнительные уровни появляются по мере роста общины прихожан.
Шрила Бхактивинода Тхакур организовал у себя 7 уровней. Их названия были таковы:
упачакра (сектор из 3-5 групп);
чакра (округ из 9-15 групп);
маха-чакра (36 групп);
мандала (объединяет 3-4 малы);
маха-плаван (все, что больше, чем плаван).
В наши дни три нижних уровня руководства в программе «Бхакти-врикша» (группа, сектор и округ) занимают независимые в финансовом отношении прихожане. Над ними стоит постоянный проповедник, находящийся на обеспечении у ИСККОН и выступающий в роли брахмана в соответствии с определением, данным Шрилой Прабхупадой:
«. общество должно поддерживать прослойку интеллектуалов. Их называют брахманами. Их прямое предназначение ¾ давать правильные наставления. Они должны подавать хороший пример и обладать развитым интеллектом, а также в их обязанности входит просвещать других о смысле жизни и о том, как строить свою жизнь. Это одна сторона дела. Они не должны быть озабочены тем, как поддержать свое существование. Общество должно заботиться о них, как о своих детях, и удовлетворять их насущные потребности».
Шрила Прабхупада, вечерний даршан, Вашингтон, 8 июля 1976 г.
В достаточно хорошо развитой программе «Бхакти-врикша» ведущий проповедник будет наблюдать за 3-4 лидерами округов, каждый из которых будет в свою очередь опекать 3-4 лидеров секторов, а те в свой черед будут курировать по 3-4 лидера-слуги группы. Следовательно, в обязанности ведущего проповедника входит контролировать где-то от 25 до 50 групп, или от 250 до 500 прихожан. Но даже если программа находится на начальной стадии, когда функционируют только одна-две группы, то все равно встает необходимость в постоянном ведущем проповеднике, который будет курировать эти группы. Когда группы начнут расти и делиться, проповедник назначит себе в помощь слуг секторов и слуг округов. Но руководитель программы нужен всегда: как на начальном этапе, так и на стадии зрелости.
Задача ведущего проповедника ¾ помогать подчиненным ему или ей лидерам округов. Задача лидеров округов ¾ помогать лидерам секторов. Их задача в свою очередь ¾ помогать лидерам групп. А те должны заботиться о членах своих групп.
Разница заключается в количестве преданных, о которых надо заботиться: у лидера группы ¾ это 7-15 человек, у лидера сектора ¾ 30-40, у лидера округа ¾ 90-150, а у ведущего проповедника ¾ 250-500. Другие постоянные проповедники могут также помогать по мере необходимости, однако курировать лидеров округов ¾ это очень серьезная ответственность, требующая определенной зрелости. Наблюдение за состоянием дел в округах и их координация ¾ это очень ответственное служение, которое, несомненно, требует постоянного проповедника.
В целом, идея различных уровней ответственности заключается в том, чтобы облегчить управление и приобщить каждого члена группы к практическому преданному служению и проповеди, как завещал нам Сам Господь Чайтанья:
«Я приказываю каждому человеку в этой вселенной присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его идеи повсюду».
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 9.36
Лидеры программы «Бхакти-врикша» должны быть стабильными в своем служении:
«В постоянной смене руководства нет ничего хорошего. Мы достигнем гораздо больших успехов, если будем оставаться на месте и работать. К чему эта неугомонность?
. Я имею в виду, что лидеры должны соглашаться обосновываться на одном месте, даже если им придется проработать на нем всю жизнь. Таков идеальный лидер, сознающий, в чем его долг».
Из письма Шрилы Прабхупады Хридаянанде, 5 ноября 1972 г.
Каждый, кто отвечает за какую-либо функцию на определенном уровне программы, должен иметь возможность систематического обучения, участия в семинарах, практических занятиях и плановых тематических встречах. Создать всю эту культуру обучения будет задачей руководства программы «Бхакти-врикша» (президента храма, или регионального министерства проповеди прихожанам, или руковдителя программы, или других преданных, имеющих соответствующие полномочия).
Без систематического обучения каждого преданного «Бхакти-врикша» не сможет стать процветающей программой.
Разработка обучающих программ входит в задачу Международного министерства проповеди прихожанам ИСККОН, в то время как ответственность за организацию и проведение этих программ на местах ложится на местных авторитетов.
У каждого лидера есть обучающийся помощник
Программа «Бхакти-врикша» расширяется очень быстро. Количество групп за 6 месяцев может удваиваться. Поэтому на каждом уровне (группа, сектор, округ и т. д.) постоянно требуется много новых лидеров. Отсюда следует, что у каждого лидера обязательно должен быть помощник, который пока является учеником, но вскоре, как только появится необходимость в делении группы, создании нового сектора или округа, он сам сможет стать лидером.
1. Выделение (шраванам, киртанам)
2. Осмысление (мананам)
3. Применение (нидидхйасанам)
«Обзор программы Бхакти-врикша»
Замечательный аспект проповеди Бхакти-врикши состоит в том, что в начале она требует очень небольших расходов, но позже, когда программы становятся больше и появляется потребность в увеличениях денежных средств, на помощь приходят средства от членов, взявших на себя финансовые обязательства, которые по возможности вносят как свои средства, так и собирают пожертвования. Следовательно, «бремя» финансирования легко разделяется между каждым участником группы и прекращает быть «бременем».
Начальные расходы для проведения Бхакти-врикши уходят на приготовление прасада, предназначенного для раздачи членам группы каждую неделю. Лидер Бхакти-врикши может планировать приготовление прасада в соответствии со своими средствами. Поскольку все члены являются новичками, будет неуместным просить их участвовать в покрытии расходов. Но, наблюдая бескорыстное отношение к служению лидера Бхакти-врикши, члены автоматически будут вдохновлены принимать участие в расходах, либо спонсируя приготовление прасада, либо обеспечивая продукты для его приготовления и т. д. Если лидер Бхакти-врикши смотрит на расходы (которые должны соответствовать его средствам) как на бремя любви, которое родитель несет на благо своих детей, то члены группы отплатят ему тем же самым отношением. Лидер Бхакти-врикши может готовить простой прасад, если он не может позволить себе более изысканный, но члены будут удовлетворены этим прасадом, если он предлагается им с любовью. С другой стороны, если лидеру приходится просить членов группы разделить его расходы, члены начнут обижаться и с подозрением относиться к его мотивам для сбора денежных средств.
Поскольку среди членов группы рождаются только любовь и доверие, денежные средства – это вообще не проблема, поскольку все больше и больше лидеров обучаются самостоятельно начать проводить встречи Бхакти-врикши. Когда первоначальный лидер Бхакти-врикши становится упа-чакрапати (лидером сектора), он уже не тратится регулярно на прасад, кроме случаев, когда он сам созывает встречи и принимает гостей за прасадом, в виде особого жеста.
Другая статья расходов при проведении Бхакти-врикши связана с распечаткой копий отрывков, для раздачи членам группы. Опять же это – не большие деньги, поскольку копировать их весьма недорого. Лидер Бхакти-врикши, спустя нескольких недель, может узнать у членов группы, не мог ли кто-нибудь из них предложить распечатать копии для каждого из участников встречи.
Телефонные звонки также являются неотъемлемой статьей расхода, особенно в первые месяцы. Поскольку члены группы погружаются в сознание Кришны, нет необходимости в частых звонках и в продолжительных разговорах по телефону, чтобы ободрить и поддержать их. Телефонные расходы на звонки членам группы и младшим преданным также можно разделить между различными членами, посещающими проповеднические собрания.
Программы Вьюха устраиваются совместно двумя или тремя группами Бхакти-врикши, один раз в три месяца. Поскольку это походит на обычную программу, расходы для первой программы Вьюха могут быть взаимно разделены между лидерами Бхакти-врикши. Единственной статьей расхода является прасад, который опять-таки может быть приготовлен в соответствии с имеющимися средствами. Последующие программы будут в основном находить спонсоров, готовых нести расходы. В любом случае, эта программа проводится не в какой-то отдельный день, но в рамках регулярной программы Бхакти-врикши, так что это уж точно не является дополнительным бременем. Учебные занятия короткой продолжительности не требуют раздачи прасада.
Затраты на пикники определенно могут быть разделены между всеми членами. Фестивали – это обычно часть центральной программы, и, следовательно, лидер Бхакти-врикши индивидуально не несет никаких расходов. Также, для празднования фестивалей всегда могут собираться пожертвования, так, чтобы финансовое бремя не ложилось только на несколько человек.
Поэтому, программа Бхакти-врикши действительно не требует больших расходов, хотя и дает огромные результаты.
Начало работы группы Бхакти-врикши
В сознании каждого проповедника находится мысль: «Где мне взять восприимчивую аудиторию?”
Естественно, что мы озадачены тем, где нам найти группу преданных и ответственных членов, которые будут приходить неделю за неделей на наши встречи Бхакти-врикши.
Это справедливо только до тех пор, пока Вы не начали вести Бхакти-врикшу. Поскольку, как только Вы начинаете вести группу Бхакти-врикши, все члены постепенно учатся приглашать на программу своих друзей и знакомых. Даже когда группа умножается (делится) на большее количество групп, остаются некоторые члены из родительской группы Бхакти-врикши, которые несут ответственность за приглашение новых людей.
Если Вы уже посещаете религиозные программы в храме, то приглашение посетителей храма на вашу программу будет очень легким и эффективным делом. Люди, регулярно посещающие храм, также могут быть заинтересованы в посещении дополнительной программы для небольшой группы, где взаимодействие и внимание будут непременно лучше.
Фестивали – это хорошее время для встречи с большим количеством новых посетителей. Даже если двое из 10 или 15 человек, к которым Вы подойдете, решат прийти на встречу Бхакти-врикши, Вы можете считать Ваши усилия успешными.
Распространители книг являются хорошим источником контактов, которые следует в дальнейшем культивировать и развивать.
Если Вы увлеченно ищете потенциальных членов, Вы их найдете! Это может случиться в супермаркете, на автобусной остановке, в поликлинике… Да где угодно! Не трудно найти людей, которые будут посещать наши встречи, если мы знаем, как к ним обратиться.
Первая стратегия состоит в том, чтобы понять, насколько сильно они нуждаются в том, что Вы собираетесь им дать. (Это нужно каждому!) Тогда у Вас будет вера и решительность, чтобы обратиться к ним.
Если в вашей ятре уже есть старшие преданные, которые готовы вести группы Бхакти-врикши, то Вы можете встречаться в течение нескольких недель, приглашая также кого-нибудь из младших преданных. Каждый из лидеров-стажеров может по очереди вести встречи Бхакти-врикши. После нескольких недель/месяцев, когда каждый почувствует себя уверенным в том, что сможет вести собственную группу, младшие преданные и новые гости могут посещать эти программы. Желательно распределить их, исходя из географических соображений, так чтобы для них было легко посещать программы, а лидерам было удобно заботиться о них должным образом.
Некоторые люди могут уже посещать программы других вероисповеданий, поэтому если Вы пригласите их посетить программу ИСККОН, они могут не решиться принять Ваше приглашение. Индийцев можно приглашать для обсуждения Бхагавад-гиты, сопровождаемого пением ведических гимнов или песнопений. Среди индийцев-индусов Бхагавад-гита равно почитается всеми общинами. После посещения программы и ее высокой оценки, они обычно испытывают желание приходить на программы ИСККОН и в дальнейшем.
Для других наций с различными культурными традициями могут быть другие способы привлечения. Каждый человек ищет мира и счастья, так что Вы можете пригласить их на программу, посвященную повторению Ведических мантр, которые принесут им мир и счастье, и обсудить стоящую за этим философию. Если Вы также упомянете о пире, предстоящем в конце программы, это поможет в большой степени!
Какой бы ни была культура и особые обстоятельства Вашей местности, есть некоторые общие особенности, которые люди имеют во всем мире, что делает этот подход универсальным. Если глобализация в материальной сфере жизни прошла таким явным образом, то духовная глобализация также не должна вызвать никаких затруднений!
1. Приглашать людей из Вашей окрестности посетить Вашу программу было бы идеальной ситуацией по нескольким причинам, главной из которых будет доступность для них. Если они живут близко от вашего дома, поддерживать контакт становится очень легко. Членам группы также будет легко и удобно посещать Вашу программу. Они могут, таким образом, посещать Ваши встречи регулярно. Ваш прасад также может быть весьма упрощенным и неформальным, поскольку люди не путешествуют на большие расстояния ради посещения Вашей программы. Члены группы будут способны периодически взаимодействовать между собой, поскольку все они живут рядом. Вы сможете часто посещать их и хорошо о них заботиться. Также очень легко будет организовать дополнительный день для учебных занятий, пикников, и т. д. Кроме этого, чувство добрососедства может быть для них стимулом для посещения Вашей программы.
2. Сделайте пригласительные билеты, приглашающие членов посетить программу в вашем доме.
Вещи, на которые следует обратить внимание при создании пригласительного билета:
1. Не упоминайте о том, что Вы планируете проводить регулярную еженедельную программу. Не узнав о том, что это такое, никто не согласиться связывать себя обязательствами. Поэтому сделайте приглашение только на первый день. Если Вы собираетесь приглашать индийцев, вместе с названием «Обсуждение Бхагавад-гиты», Вы могли бы назвать эти встречи “Бхаджан Сатсанга”. Для культурных традиций, незнакомых с Ведической культурой, Вы можете перефразировать это название иначе. Если Вы собираетесь проводить смешанное собрание, можно пригласить индийцев по тем же самым пригласительным билетам, которые Вы раздаете другим.
Далее приведен текст для пригласительных билетов, которые раздавались в США в двух местах, и имели довольно хороший отклик среди соседей.
От всего сердца приглашаем Вас
на небольшое собрание в нашем районе,
“УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СОДРУЖЕСТВО”
Гимны и песнопения, которые приносят счастье и благосостояние каждому, а также короткие выдержки из древних священных писаний.
Будет наиболее эффективно, если Вы отправите двух человек лично приглашать людей. Это имеет намного лучший отклик, чем просто разбрасывать пригласительные по домам.
Даже если двое из пятнадцати человек, которых Вы пригласили, посетят Вашу программу, Вы должны рассматривать это как хороший отклик со стороны Ваших соседей.