Бэклог обращений что это
Backlog в управлении продуктом: что делать, когда идеи нарастают «как снежный ком»
В условиях высокой конкуренции важно концентрироваться на самом приоритетном. Конкуренты постоянно выпускают новые фичи. Их так много, что просто не хватает времени на их изучение. Клиенты в развитии продукта также играют важнейшую роль, предлагая улучшения, конструктивную критику и свежие советы. В общем, идеи растут «как снежный ком».
В любом продукте, скорее всего, хотят внедрять те функции, которые поднимут на новый уровень доходы, увеличат возвраты (retention) или виральность (virality).
Здорово, если вы уже внедрили какой-либо количественный фреймфорк, например, Pirate Metrics (AARRR). Он помогает сконцентрироваться на самых важных этапах вашей воронки продаж, а именно на AARRR (acquisition, activation, retention, referral, revenue).
Однако вернемся к большому скоплению идей и инициатив.
Определяем проблему
Итак, проблема следующая — у вас скопилось много идей из разных источников: из Intercom, Zendesk, Satismeter, из личных бесед с клиентами, от сотрудников. Вам становится все сложнее выбирать идеи для очередного спринта. Причем, цена ошибки очень высока: вы рискуете сделать такую фичу, которая будет невостребованная аудиторией и не принесет ожидаемых бенефитов. Например, она не увеличит конверсию в регистрацию или ARPD.
Backlog постоянно растет и управлять им становится все сложнее — менеджер продукта тратит много времени на его аудит, во время которого он просматривает идеи, расставляет приоритеты, выбрасывает то, что перестало быть актуальным. Каждый раз нужно мониторить все идеи. Самое время “перелопатить” известные техники приоритизации и найти свое решение.
Находим решение
Мы в Hygger.io предлагаем системное решение этой проблемы выбора. Решение состоит из трех основных блоков:
Структурирование бэклога
Как правило, Backlog — это обычный список. В Hygger бэклог — это двухмерная Kanban доска. Более того, пользователя предлагаются Labels (тэги) и Swimlanes. Этого более чем достаточно, чтобы структурировать ваш бэклог любого размера.
Например, колонками на этой Kanban доске могут быть этапы работы над идеями:
Вместо процесса вы можете сделать в колонках релизы, чтобы распределить идеи. Кстати, Hygger умеет считать Capacity для колонок — чтобы вы могли равномерно распределять задачи по релизам.
С помощью Swimlanes вы можете разделить идеи. Например, так:
Лейблы можно использовать для чего угодно, например, для того, чтобы отметить идеи конкретных клиентов. Или идеи конкретных сотрудников. Или отметить особо важные идеи. Или отметить Сandies — мелкие фичи, которые делают продукт “вкуснее” для пользователей. Эти Сandies усилий практически не требуют, на скорость работы не влияют. Но замечая их, пользователи чувствуют заботу о них и больше доверяют.
Идеи упорядочены по полочкам, теперь можно приступать к их оценке. Оценка поможет вам в будущем сделать правильный выбор.
Оценка идей по Value и Effort
Оценить все идеи удобно с помощью двух критериев: Value или Impact и Effort.
Говоря абстрактным языком, Value — этот вклад, который идея или фича может дать в ваш продукт. Для корректной оценки вам нужно сначала понять, что вы хотите улучшать с помощью этой фичи.
Допустим, что вы внедрили Pirate Metrics (AARRR), тогда ваши цели могут быть такими:
Процесс оценки идей по Value в компании такой:
Когда вы оценили все идеи, вы можете переходить к этапу выбора идей. Не обязательно делать это сразу после окончания оценки — иногда лучше взять паузу и дать идеям отлежаться. Вы можете получить новые данные, например, из внешней среды, которые могут повлиять на оценку Value или Efforts.
У нас в компании процесс пересмотра идей является постоянным и фоновым. Но мы это делаем на графике, а не на Kanban доске, потому что на графике самые важные идеи четко отделены от всякой ненужной мелочи. Вы можете пересматривать идеи от самых важных до ненужных, если вам позволяет время. Главное то, что важные идеи вы пересматриваете вначале, и на них у вас всегда найдется 5 минут.
Выбор идей с помощью визуального инструмента Backlog Priority Chart
Те идеи, которые вы оценили, вы можете увидеть на графике.
На графике есть две шкалы — Value и Efforts, а также 4 квадранта:
График удобен тем, что позволяет оценивать идеи друг относительно друга. Во время оценочной сессии идеи оцениваются, как правило, независимо друг от друга. Но когда мы начинаем сравнивать идеи, которые оценены одинаково, друг с другом, явно какая-то идея будет более полезной или менее трудозатратной. Исходя из этого, мы можем скорректировать оценки идеи, их Values или Efforts.
Итак, вы оценили идеи, отобрали с помощью графика самые полезные идеи, и теперь вы можете отправлять их в разработку — на Kanban доску или на Спринт-доску.
Заключение
Подводя итог, кратко выделим главное:
Что такое бэклог и как его уменьшить
Писать про сложные вещи всегда легче, чем про простые. В первую очередь потому, что про простые вещи ты всегда думаешь “ну это же элементарно, это все знают, что тут вообще можно рассказать?”. А потом посмотришь как это “элементарное” кто-нибудь применяет – и сразу вспоминается вот эта картинка:
Поэтому давайте сегодня поговорим про такую супер-базовую вещь, как бэклог. Опытные руководители проектов проходят мимо, новичкам и особенно тем, что только собирается в руководители проектов – читать обязательно. Попробую рассказать простыми словами и, надеюсь, бэклогов, которыми невозможно пользоваться, станет хоть немного меньше.
Возможно, какие-то моменты в тексте покажутся вам гипертрофированными, но, честное слово, я со всем этим сталкивалась на практике, иначе этого поста не было бы.
Что такое бэклог
Бэклог – это структурированный список актуальных задач, которые вам или вашей команде необходимо сделать, будь это функции в продукте, который вы разрабатываете, или обращения в техподдержку, которые вам необходимо выполнить. Ключевое слово тут – “актуальных”, а это значит, что бэклог регулярно пересматривается, изменяется и дополняется, чтобы соответствовать потребностям компании в текущий момент. Если упрощать еще больше, то бэклог – это просто аккуратно заполненная табличка с вменяемым и понятным всем членам команды описанием задач, статусом на текущий момент и выставленным приоритетом, которую команда регулярно отсматривает, выбрасывает оттуда то, что устарело, неактуально или несет слишком мало ценности относительно затрат времени или денег, отмечает то, что выполнено, и добавляет вновь появившиеся задачи.
Я против обобщений типа “бэклог – это только при разработке по SCRUM” или “бэклог нужен только в продуктовой разработке”. Бэклог – универсальная штука, необходимая не только в ИТ или в проектной деятельности, это инструмент упорядочивания и превращения в систему того, что “влетает” в вас и вашу команду из внешнего мира.
Это, конечно, пример, процесс может выглядеть как угодно. Важно, что систематизированный подход позволяет как ничего не потерять из бэклога, так и оптимизировать трудозатраты, делая оценку для новых элементов с определенной регулярностью, а не по мере их поступления. Плюс элементы бэклога имеют свойство “отлежаться и стать неактуальными”, и вот это “время тишины” между поступлением и оценкой позволяет рассматривать их уже на холодную голову. А еще при просмотре полного бэклога уже сложнее начать истерить на тему “этот элемент надо сделать срочно”, так как перед глазами одновременно еще десятки или даже сотни таких же элементов, конкурирующих за время и ресурс команды.
У меня вот есть отдельные бэклоги рабочих и личных задач, из которого я “надергиваю” себе задач на спринт (рабочий спринт у меня – неделя, личный – месяц, причем личный связан с бэклогом мужа через чат-бот в телеграме). Но это прямо тема для отдельного большого поста про практики личной эффективности.
Бэклог можно вести в Excel или в специализированном ПО типа той же JIRA, главное – чтобы была возможность структурирования и минимального анализа элементов в этом бэклоге. Из чего следует, что бэклог в Word – это очень, очень, очень плохая практика, даже если элементы этого бэклога раскрашивать текстовыделетелем или делать в Word табличку. Хотя после недавно виденного бэклога большой корпоративной аналитической системы в Outlook меня уже сложно чем-то удивить, наверное.
Какие бэклоги бывают?
Как уже было упомянуто выше, бэклог как инструмент используется много где. Самые популярные бэклоги, которые можно встретить:
Какая информация должна быть в бэклоге?
Программа минимум, чтобы бэклог можно было использовать без дергающегося глаза:
Наверное, это минимальный набор обязательных полей. Разумеется, он недостаточный для полноценной работы, просто остальные поля будут зависеть от специфики бэклога – если вы работаете по скраму, то там будут отсылки на эпики или оценки в сторипоинтах, если это бэклог запросов в техподдержку – то информация о затронутой системе или части системы, если это бэклог проектных инициатив – ФИО сотрудника, занимающегося проработкой, потенциальный бюджет и сроки и т.д. Вариантов миллион и, как правило, поля бэклога дополняются и актуализируются в ходе работы с ним.
Если тема бэклога вам близка, то много романтических подробностей для продвинутых РМов есть в посте про definition of ready, definiton of done и acceptance criteria.
Груминг и рефаймент бэклога
Если не вдаваться в разборки между адептами скрама и других методов разработки, то, по большому счету, оба термина – груминг бэклога (backlog grooming) или “зачистка” бэклога (backlog refinement) про одно и то же – это регулярный пересмотр бэклога, уточнение его элементов (причем какие-то элементы при этом могут быть объединены в один, а какие-то – разбиты на несколько), определение их ценности и трудоемкости и проч.
Каждая команда организует это так, как удобно ей, пример того, как может выглядеть этот процесс, я приводила выше. В SCRUM вроде бы есть условный пункт о том, что работа с бэклогом – это около 10% времени команды, но, на мой взгляд, цифра может отличаться в разы в любую сторону в зависимости от процесса.
Как разобрать бэклог? Что делать, если бэклог накопился на годы вперед?
Вообще очень большой активный бэклог – признак непрофессионализма и неумения приоритезировать. Да-да-да, а не признак недостатка ресурсов, как вы уже, наверное, подумали. Ну потому что у профессионала всегда есть опция эскалировать недостаток ресурсов с конкретными расчетами и договориться либо об урезании бэклога и дальнейшем контроле объема по определенным принципам либо о выделении новых людей в команду. А жевать на каждом ревью по 1000 строк бэклога, про которые даже инициаторы этих строка уже пару лет как забыли – ну такое себе, лучше уж сразу на hh.
Собственно, это и есть рецепт – если видите, что бэклог стал огромным неуправляемым монстром и теперь на ревью вам нужно по несколько часов каждый раз, или команда на ревью грустно вздыхает и говорит “ну а смысл обсуждать еще раз это все” – с этим нужно что-то делать.
Волшебной таблетки нет, все, что вы можете – это:
В комплексе это обычно срабатывает.
Мой внутренний голос говорит, что лично мне комфортно с бэклогом на полгода вперед, но, думаю, тут у всех свои границы.
Пример бэклога
Вроде бы все написано выше, и пример бэклога вряд ли добавит этому посту большой ценности, но все же – вот ниже пример бэклога по одной из моих производственных систем. Как видите – я очень уважаю условное форматирование и считаю, что это сильно упрощает восприятие. Кстати, забавно, но на мою первую работу руководителем проекта меня взяли за умение пользоваться условным форматированием в Excel, вроде бы банальная функция, но, как потом рассказывал мой непосредственный руководитель, с ней на тестовом задании мало кто справлялся.
Вот и все, что я могу сказать про бэклог, если вы нашли хоть что-то новое – значит, пара часов на пост была потрачена не зря.
Полезно? Нужны еще такие посты про базовые вещи или нет? И, если нужны, то про что было бы интересно почитать?
Что такое бэклог продукта: основы
Узнайте, как создать и вести бэклог продукта
Бэклог продукта — это один из инструментов agile-разработки, который представляет собой перечень требований к продукту и задач, расставленных по приоритету.
Разделы
Как вести бэклог продукта
За составление бэклога продукта отвечает product owner (владелец продукта). В его формировании может также принимать участие scrum-мастер и другие напрямую заинтересованные лица, например, вовлеченные стейкхолдеры. Список задач составляют на основании дорожной карты и требований к продукту. Product owner регулярно пересматривает и обновляет бэклог если это необходимо, чтобы команда разработчиков на его основании могла выполнять свою работу и продвигаться к поставленной цели.
Согласно методологии скрам требования из бэклога продукта служат основой для проработки задач в спринтах, которые представляют собой временные интервалы для выполнения работ. Перед каждым этапом разработки команда проводит встречу со scrum-мастером, чтобы обсудить план работ и сформировать бэклог спринта.
Для того, чтобы процесс был максимально прозрачным для всех участников команды, используют виртуальные или физические доски. Посмотрите пример ниже. По вертикали расположен бэклог и основные этапы разработки. Цифрами отображены задачи, требующие решения. Чтобы изменить статус какой-либо из них, необходимый стикер перемещают из одного столбца в другой. Количество этапов (вертикальных столбцов) зависит от продукта, над которым работает команда и специфики ее работы.
Похожие доски используют и в методологии канбан. Однако, в этом подходе работу над продуктом не разбивают на спринты, а создают только один бэклог. В scrum процесс разработки продукта делят на этапы, поэтому возникает путаница между такими понятиями как «бэклог продукта» и «бэклог спринта». В следующем разделе вы ознакомитесь с отличиями этих двух инструментов.
Чем бэклог продукта отличается от бэклога спринта
Главное отличие заключается в том, что бэклог продукта представляет собой полный перечень требований и задач для разработки того самого продукта. Это основа, которая ведет к достижению главной поставленной цели.
Бэклог спринта помогает визуализировать процесс работы на пути к достижению краткосрочных целей. Он представляет собой список задач, которые необходимо выполнить на конкретном этапе разработки, чтобы реализовать один из элементов продукта. Созданием бэклога спринта руководит скрам-команда, а не владелец продукта. Участники формируют перечень задач в начале каждого этапа работы.
В следующем разделе вы узнаете, что собой представляет бэклог продукта и как его создать.
Как создать бэклог продукта
Бэклог требует регулярного обновления, поскольку в процессе работы могут появиться новые конкуренты, измениться требования на рынке, цены и прочие факторы, влияющие на функционал создаваемого продукта. Для разработки бэклога продукта используют product roadmap, user stories и customer journey map. Давайте подробнее разберем, для чего необходим каждый из этих инструментов.
Следуйте пошаговому плану ниже, чтобы разработать бэклог продукта при помощи этих трех инструментов.
На скриншоте ниже вы видите, как может выглядеть бэклог продукта. В таблице указана приоритетность задач и их описание, объем и сложность работ по каждой из них в цифровом эквиваленте — story points.
Для постановки задач в своем бэклоге используйте методику SMART. Обязательно пропишите подробно элементы, которые необходимы для работы во время ближайших одного или двух спринтов. Задачи для последующих этапов скорее всего необходимо будет корректировать на основании полученных результатов и обратной связи. Главное, тщательно собирайте и анализируйте всю информацию, чтобы регулярно обновлять и актуализировать свой бэклог продукта.
Как составлять бэклог: краткое руководство
Бэклог — это список требований к продукту. Чем подробнее он заполнен, тем эффективнее будет организована работа команды. Разумеется, при работе с ним сразу появляются вопросы: как правильно собрать и структурировать все требования и пожелания, а также чем может навредить беспорядок в бэклоге.
Работу с бэклогом стоит начинать со «скелета» — базовых функций, которые должны присутствовать в продукте. Здесь будет полезен план развития — Product Roadmap. Детализировать задачи можно с помощью User Stories, на основе которых строится Customer Journey Map. Разберёмся, что скрывается за этими английскими словами и как к ним подступиться.
Что это такое?
Product Roadmap (дорожная карта) — верхнеуровневый стратегический план, в котором отражено направление разработки вашего продукта. В идеале — со сроками реализации. Roadmap не даёт конкретных пояснений по каждой задаче — это общее видение проекта. Но при этом он содержит основные цели, миссию и объясняет предпосылки того, что вы делаете.
Пример дорожной карты
User Story (пользовательская история) — это упрощённый список требований клиента в виде истории, рассказанной на языке пользователя. По сути, это доходчивое описание, которому должны соответствовать новые фичи продукта, в противовес объёмной и сложной документации. В основе требований — удобство и ценность для пользователей.
Например, User Story может звучать так: «Я хотел бы видеть всплывающие подсказки при входе в приложение, если прихожу сюда впервые».
Customer Journey Map (карта путешествия клиента) — это визуализированный опыт пользователя продукта с учётом его целей, эмоций, барьеров, мотивов. Карта составляется под определённую User Story, отражает путь клиента к продукту, показывает «узкие места», даёт понять, над какими этапами и метриками нужно работать в первую очередь.
Очень важно всегда быть в контексте пользователя, поэтому CJM нужно регулярно обновлять.
Пример CJM онлайн-магазина
Как на основании этих документов собрать бэклог?
Нужно регулярно возвращаться к бэклогу, чтобы актуализировать его. По мере развития продукта часть задач будет терять актуальность, трансформироваться или менять приоритет. А отслеживание бэклога позволит команде быть в контексте происходящего и не тратить время на долгое обсуждение плана действий.
Каждая задача должна быть конкретной, конечной и достижимой — например, исправление конкретной ошибки или внедрение определённой фичи. Именно поэтому в бэклоге собирают только те задачи, которые закрывают среднесрочные и краткосрочные цели проекта. Долгосрочные цели обычно не так хорошо формализованы, чтобы легко разложить задачу на спринты и передать команде.
Название задачи всегда должно быть ёмким и понятным, отражать её суть и не вводить в заблуждение.
В графе «Важность» проставляется значимость фичи для проекта. Оценку могут дать менеджер или команда, но она будет субъективна. Также можно сделать выводы о важности задачи на основе накопленных знаний о пользователях: сколько из них будет охвачено новыми функциями и как фичи повлияют на пользовательскую историю.
Трудозатраты оценивает команда. Scrum Poker или метод KJ помогут упростить этот процесс.
В графе «Демонстрация» фиксируется способ, который поможет понять, успешно ли реализована функциональность.
В поле «Тип задачи» мы указываем направление, с которым работаем:
Пропорции задач разных типов в бэклоге зависят от этапа жизненного цикла продукта. На старте в приоритет ставятся новые функции, а технический долг откладывается на потом. На этапе зрелости и масштабирования куда важнее поддерживать уровень сервиса и качество продукта.
Всё это позволяет расставить приоритеты и понять, что будет взято в первые два спринта, а что — отложено на более долгий срок.
Влиять на появление новых задач в бэклоге может не только менеджер продукта, но и команда, инвесторы, конкуренты и даже клиенты. Важно внимательно собирать информацию из разных источников, оценивать её и на основе данных фильтровать задачи и брать их в работу.
Научиться вести работу над проектами в разных сферах вы сможете на факультете проджект-менеджмента GeekUniversity.
Бэклог — это список требований к продукту. Чем подробнее он заполнен, тем эффективнее будет организована работа команды. Разумеется, при работе с ним сразу появляются вопросы: как правильно собрать и структурировать все требования и пожелания, а также чем может навредить беспорядок в бэклоге.
Работу с бэклогом стоит начинать со «скелета» — базовых функций, которые должны присутствовать в продукте. Здесь будет полезен план развития — Product Roadmap. Детализировать задачи можно с помощью User Stories, на основе которых строится Customer Journey Map. Разберёмся, что скрывается за этими английскими словами и как к ним подступиться.
Что это такое?
Product Roadmap (дорожная карта) — верхнеуровневый стратегический план, в котором отражено направление разработки вашего продукта. В идеале — со сроками реализации. Roadmap не даёт конкретных пояснений по каждой задаче — это общее видение проекта. Но при этом он содержит основные цели, миссию и объясняет предпосылки того, что вы делаете.
Пример дорожной карты
User Story (пользовательская история) — это упрощённый список требований клиента в виде истории, рассказанной на языке пользователя. По сути, это доходчивое описание, которому должны соответствовать новые фичи продукта, в противовес объёмной и сложной документации. В основе требований — удобство и ценность для пользователей.
Например, User Story может звучать так: «Я хотел бы видеть всплывающие подсказки при входе в приложение, если прихожу сюда впервые».
Customer Journey Map (карта путешествия клиента) — это визуализированный опыт пользователя продукта с учётом его целей, эмоций, барьеров, мотивов. Карта составляется под определённую User Story, отражает путь клиента к продукту, показывает «узкие места», даёт понять, над какими этапами и метриками нужно работать в первую очередь.
Очень важно всегда быть в контексте пользователя, поэтому CJM нужно регулярно обновлять.
Пример CJM онлайн-магазина
Как на основании этих документов собрать бэклог?
Нужно регулярно возвращаться к бэклогу, чтобы актуализировать его. По мере развития продукта часть задач будет терять актуальность, трансформироваться или менять приоритет. А отслеживание бэклога позволит команде быть в контексте происходящего и не тратить время на долгое обсуждение плана действий.
Каждая задача должна быть конкретной, конечной и достижимой — например, исправление конкретной ошибки или внедрение определённой фичи. Именно поэтому в бэклоге собирают только те задачи, которые закрывают среднесрочные и краткосрочные цели проекта. Долгосрочные цели обычно не так хорошо формализованы, чтобы легко разложить задачу на спринты и передать команде.
Название задачи всегда должно быть ёмким и понятным, отражать её суть и не вводить в заблуждение.
В графе «Важность» проставляется значимость фичи для проекта. Оценку могут дать менеджер или команда, но она будет субъективна. Также можно сделать выводы о важности задачи на основе накопленных знаний о пользователях: сколько из них будет охвачено новыми функциями и как фичи повлияют на пользовательскую историю.
Трудозатраты оценивает команда. Scrum Poker или метод KJ помогут упростить этот процесс.
В графе «Демонстрация» фиксируется способ, который поможет понять, успешно ли реализована функциональность.
В поле «Тип задачи» мы указываем направление, с которым работаем:
Пропорции задач разных типов в бэклоге зависят от этапа жизненного цикла продукта. На старте в приоритет ставятся новые функции, а технический долг откладывается на потом. На этапе зрелости и масштабирования куда важнее поддерживать уровень сервиса и качество продукта.
Всё это позволяет расставить приоритеты и понять, что будет взято в первые два спринта, а что — отложено на более долгий срок.
Влиять на появление новых задач в бэклоге может не только менеджер продукта, но и команда, инвесторы, конкуренты и даже клиенты. Важно внимательно собирать информацию из разных источников, оценивать её и на основе данных фильтровать задачи и брать их в работу.
Научиться вести работу над проектами в разных сферах вы сможете на факультете проджект-менеджмента GeekUniversity.