Бэклог что это такое простыми словами
Что такое бэклог. Объясняем простыми словами
Бэклог — это перечень рабочих задач, которые необходимо выполнить команде.
Бэклог — это термин из Agile и Scrum (методологии разработки). Составляется он на основе требований заказчика продукта. Наиболее важные задачи расположены в самом начале бэклога, для того чтобы команда понимала, какую работу нужно выполнить в первую очередь.
Пример употребления на «Секрете»
«У нас сработало каждому выдать по несколько простых задач на час-два, чтобы ребята разогрелись и сразу увидели результат. Дизайнер нарисовал пару макетов, мы обсудили их через час и побежали дальше. Техдиректор вычистил бэклог, взял пару небольших задач, сделал за несколько часов. Продавцы закрыли пару сделок, созвонились со мной и обсудили план по следующим. Когда результат работы видишь и согласовываешь через час, появляется чувство темпа».
(Сооснователь компании «Амплифер» Нат Гаджибалаев — в материалe о том, как взбодрить сотрудников после праздников.)
Нюансы
Различают бэклог продукта (продакт-оунер) и бэклог спринта (это временной промежуток от 7 до 30 дней). Во втором случае команда разработчиков забирает из бэклога часть задач, которые согласованы и должны быть выполнены за определённое время, и приступает к их выполнению. А бэклог продукта представляет собой полный перечень общих задач разработки, часто не столь детально конкретизированных.
После создания бэклога важно постоянно корректировать его по мере выполнения задач. Владелец продукта должен пересматривать бэклог перед каждым собранием по планированию, чтобы уточнить и расставить приоритеты, внести необходимые изменения на основе выводов.
Backlog в управлении продуктом: что делать, когда идеи нарастают «как снежный ком»
В условиях высокой конкуренции важно концентрироваться на самом приоритетном. Конкуренты постоянно выпускают новые фичи. Их так много, что просто не хватает времени на их изучение. Клиенты в развитии продукта также играют важнейшую роль, предлагая улучшения, конструктивную критику и свежие советы. В общем, идеи растут «как снежный ком».
В любом продукте, скорее всего, хотят внедрять те функции, которые поднимут на новый уровень доходы, увеличат возвраты (retention) или виральность (virality).
Здорово, если вы уже внедрили какой-либо количественный фреймфорк, например, Pirate Metrics (AARRR). Он помогает сконцентрироваться на самых важных этапах вашей воронки продаж, а именно на AARRR (acquisition, activation, retention, referral, revenue).
Однако вернемся к большому скоплению идей и инициатив.
Определяем проблему
Итак, проблема следующая — у вас скопилось много идей из разных источников: из Intercom, Zendesk, Satismeter, из личных бесед с клиентами, от сотрудников. Вам становится все сложнее выбирать идеи для очередного спринта. Причем, цена ошибки очень высока: вы рискуете сделать такую фичу, которая будет невостребованная аудиторией и не принесет ожидаемых бенефитов. Например, она не увеличит конверсию в регистрацию или ARPD.
Backlog постоянно растет и управлять им становится все сложнее — менеджер продукта тратит много времени на его аудит, во время которого он просматривает идеи, расставляет приоритеты, выбрасывает то, что перестало быть актуальным. Каждый раз нужно мониторить все идеи. Самое время “перелопатить” известные техники приоритизации и найти свое решение.
Находим решение
Мы в Hygger.io предлагаем системное решение этой проблемы выбора. Решение состоит из трех основных блоков:
Структурирование бэклога
Как правило, Backlog — это обычный список. В Hygger бэклог — это двухмерная Kanban доска. Более того, пользователя предлагаются Labels (тэги) и Swimlanes. Этого более чем достаточно, чтобы структурировать ваш бэклог любого размера.
Например, колонками на этой Kanban доске могут быть этапы работы над идеями:
Вместо процесса вы можете сделать в колонках релизы, чтобы распределить идеи. Кстати, Hygger умеет считать Capacity для колонок — чтобы вы могли равномерно распределять задачи по релизам.
С помощью Swimlanes вы можете разделить идеи. Например, так:
Лейблы можно использовать для чего угодно, например, для того, чтобы отметить идеи конкретных клиентов. Или идеи конкретных сотрудников. Или отметить особо важные идеи. Или отметить Сandies — мелкие фичи, которые делают продукт “вкуснее” для пользователей. Эти Сandies усилий практически не требуют, на скорость работы не влияют. Но замечая их, пользователи чувствуют заботу о них и больше доверяют.
Идеи упорядочены по полочкам, теперь можно приступать к их оценке. Оценка поможет вам в будущем сделать правильный выбор.
Оценка идей по Value и Effort
Оценить все идеи удобно с помощью двух критериев: Value или Impact и Effort.
Говоря абстрактным языком, Value — этот вклад, который идея или фича может дать в ваш продукт. Для корректной оценки вам нужно сначала понять, что вы хотите улучшать с помощью этой фичи.
Допустим, что вы внедрили Pirate Metrics (AARRR), тогда ваши цели могут быть такими:
Процесс оценки идей по Value в компании такой:
Когда вы оценили все идеи, вы можете переходить к этапу выбора идей. Не обязательно делать это сразу после окончания оценки — иногда лучше взять паузу и дать идеям отлежаться. Вы можете получить новые данные, например, из внешней среды, которые могут повлиять на оценку Value или Efforts.
У нас в компании процесс пересмотра идей является постоянным и фоновым. Но мы это делаем на графике, а не на Kanban доске, потому что на графике самые важные идеи четко отделены от всякой ненужной мелочи. Вы можете пересматривать идеи от самых важных до ненужных, если вам позволяет время. Главное то, что важные идеи вы пересматриваете вначале, и на них у вас всегда найдется 5 минут.
Выбор идей с помощью визуального инструмента Backlog Priority Chart
Те идеи, которые вы оценили, вы можете увидеть на графике.
На графике есть две шкалы — Value и Efforts, а также 4 квадранта:
График удобен тем, что позволяет оценивать идеи друг относительно друга. Во время оценочной сессии идеи оцениваются, как правило, независимо друг от друга. Но когда мы начинаем сравнивать идеи, которые оценены одинаково, друг с другом, явно какая-то идея будет более полезной или менее трудозатратной. Исходя из этого, мы можем скорректировать оценки идеи, их Values или Efforts.
Итак, вы оценили идеи, отобрали с помощью графика самые полезные идеи, и теперь вы можете отправлять их в разработку — на Kanban доску или на Спринт-доску.
Заключение
Подводя итог, кратко выделим главное:
Что такое бэклог и как его уменьшить
Писать про сложные вещи всегда легче, чем про простые. В первую очередь потому, что про простые вещи ты всегда думаешь “ну это же элементарно, это все знают, что тут вообще можно рассказать?”. А потом посмотришь как это “элементарное” кто-нибудь применяет – и сразу вспоминается вот эта картинка:
Поэтому давайте сегодня поговорим про такую супер-базовую вещь, как бэклог. Опытные руководители проектов проходят мимо, новичкам и особенно тем, что только собирается в руководители проектов – читать обязательно. Попробую рассказать простыми словами и, надеюсь, бэклогов, которыми невозможно пользоваться, станет хоть немного меньше.
Возможно, какие-то моменты в тексте покажутся вам гипертрофированными, но, честное слово, я со всем этим сталкивалась на практике, иначе этого поста не было бы.
Что такое бэклог
Бэклог – это структурированный список актуальных задач, которые вам или вашей команде необходимо сделать, будь это функции в продукте, который вы разрабатываете, или обращения в техподдержку, которые вам необходимо выполнить. Ключевое слово тут – “актуальных”, а это значит, что бэклог регулярно пересматривается, изменяется и дополняется, чтобы соответствовать потребностям компании в текущий момент. Если упрощать еще больше, то бэклог – это просто аккуратно заполненная табличка с вменяемым и понятным всем членам команды описанием задач, статусом на текущий момент и выставленным приоритетом, которую команда регулярно отсматривает, выбрасывает оттуда то, что устарело, неактуально или несет слишком мало ценности относительно затрат времени или денег, отмечает то, что выполнено, и добавляет вновь появившиеся задачи.
Я против обобщений типа “бэклог – это только при разработке по SCRUM” или “бэклог нужен только в продуктовой разработке”. Бэклог – универсальная штука, необходимая не только в ИТ или в проектной деятельности, это инструмент упорядочивания и превращения в систему того, что “влетает” в вас и вашу команду из внешнего мира.
Это, конечно, пример, процесс может выглядеть как угодно. Важно, что систематизированный подход позволяет как ничего не потерять из бэклога, так и оптимизировать трудозатраты, делая оценку для новых элементов с определенной регулярностью, а не по мере их поступления. Плюс элементы бэклога имеют свойство “отлежаться и стать неактуальными”, и вот это “время тишины” между поступлением и оценкой позволяет рассматривать их уже на холодную голову. А еще при просмотре полного бэклога уже сложнее начать истерить на тему “этот элемент надо сделать срочно”, так как перед глазами одновременно еще десятки или даже сотни таких же элементов, конкурирующих за время и ресурс команды.
У меня вот есть отдельные бэклоги рабочих и личных задач, из которого я “надергиваю” себе задач на спринт (рабочий спринт у меня – неделя, личный – месяц, причем личный связан с бэклогом мужа через чат-бот в телеграме). Но это прямо тема для отдельного большого поста про практики личной эффективности.
Бэклог можно вести в Excel или в специализированном ПО типа той же JIRA, главное – чтобы была возможность структурирования и минимального анализа элементов в этом бэклоге. Из чего следует, что бэклог в Word – это очень, очень, очень плохая практика, даже если элементы этого бэклога раскрашивать текстовыделетелем или делать в Word табличку. Хотя после недавно виденного бэклога большой корпоративной аналитической системы в Outlook меня уже сложно чем-то удивить, наверное.
Какие бэклоги бывают?
Как уже было упомянуто выше, бэклог как инструмент используется много где. Самые популярные бэклоги, которые можно встретить:
Какая информация должна быть в бэклоге?
Программа минимум, чтобы бэклог можно было использовать без дергающегося глаза:
Наверное, это минимальный набор обязательных полей. Разумеется, он недостаточный для полноценной работы, просто остальные поля будут зависеть от специфики бэклога – если вы работаете по скраму, то там будут отсылки на эпики или оценки в сторипоинтах, если это бэклог запросов в техподдержку – то информация о затронутой системе или части системы, если это бэклог проектных инициатив – ФИО сотрудника, занимающегося проработкой, потенциальный бюджет и сроки и т.д. Вариантов миллион и, как правило, поля бэклога дополняются и актуализируются в ходе работы с ним.
Если тема бэклога вам близка, то много романтических подробностей для продвинутых РМов есть в посте про definition of ready, definiton of done и acceptance criteria.
Груминг и рефаймент бэклога
Если не вдаваться в разборки между адептами скрама и других методов разработки, то, по большому счету, оба термина – груминг бэклога (backlog grooming) или “зачистка” бэклога (backlog refinement) про одно и то же – это регулярный пересмотр бэклога, уточнение его элементов (причем какие-то элементы при этом могут быть объединены в один, а какие-то – разбиты на несколько), определение их ценности и трудоемкости и проч.
Каждая команда организует это так, как удобно ей, пример того, как может выглядеть этот процесс, я приводила выше. В SCRUM вроде бы есть условный пункт о том, что работа с бэклогом – это около 10% времени команды, но, на мой взгляд, цифра может отличаться в разы в любую сторону в зависимости от процесса.
Как разобрать бэклог? Что делать, если бэклог накопился на годы вперед?
Вообще очень большой активный бэклог – признак непрофессионализма и неумения приоритезировать. Да-да-да, а не признак недостатка ресурсов, как вы уже, наверное, подумали. Ну потому что у профессионала всегда есть опция эскалировать недостаток ресурсов с конкретными расчетами и договориться либо об урезании бэклога и дальнейшем контроле объема по определенным принципам либо о выделении новых людей в команду. А жевать на каждом ревью по 1000 строк бэклога, про которые даже инициаторы этих строка уже пару лет как забыли – ну такое себе, лучше уж сразу на hh.
Собственно, это и есть рецепт – если видите, что бэклог стал огромным неуправляемым монстром и теперь на ревью вам нужно по несколько часов каждый раз, или команда на ревью грустно вздыхает и говорит “ну а смысл обсуждать еще раз это все” – с этим нужно что-то делать.
Волшебной таблетки нет, все, что вы можете – это:
В комплексе это обычно срабатывает.
Мой внутренний голос говорит, что лично мне комфортно с бэклогом на полгода вперед, но, думаю, тут у всех свои границы.
Пример бэклога
Вроде бы все написано выше, и пример бэклога вряд ли добавит этому посту большой ценности, но все же – вот ниже пример бэклога по одной из моих производственных систем. Как видите – я очень уважаю условное форматирование и считаю, что это сильно упрощает восприятие. Кстати, забавно, но на мою первую работу руководителем проекта меня взяли за умение пользоваться условным форматированием в Excel, вроде бы банальная функция, но, как потом рассказывал мой непосредственный руководитель, с ней на тестовом задании мало кто справлялся.
Вот и все, что я могу сказать про бэклог, если вы нашли хоть что-то новое – значит, пара часов на пост была потрачена не зря.
Полезно? Нужны еще такие посты про базовые вещи или нет? И, если нужны, то про что было бы интересно почитать?
Бэклог продукта — совершенный список задач
Бэклогу продукта, как и человеку, нужны уход и внимание. А еще он должен быть открыт для других.
Просмотр тем
Agile-бэклог с правильно расставленными приоритетами не только упрощает планирование релизов и итераций. Из него команда узнает, над чем она будет работать. Вся внутренняя кухня скрыта от глаз клиента. Работа становится для заинтересованных лиц и других команд более предсказуемой, что особенно полезно, когда они ставят перед вами дополнительные задачи. Время на разработку становится фиксированным ресурсом.
Что такое бэклог продукта?
Бэклог продукта — это перечень рабочих задач, расположенных в порядке важности, для команды разработчиков. Его составляют на основе дорожной карты и требований в ней. Наиболее важные задачи расположены в начале бэклога продукта, чтобы команда понимала, какую работу следует выполнить в первую очередь. Скорость, с которой команда выполняет задачи бэклога, не зависит от желаний владельца продукта, а он, в свою очередь, не оказывает давления на команду. Напротив, команда разработки самостоятельно выбирает задачи из бэклога продукта, когда у нее есть необходимые ресурсы, выполняя их непрерывно (Kanban) или итерациями (Scrum).
Храните все в одном трекере задач. Не используйте несколько систем для отслеживания багов, требований и рабочих задач по разработке. Есть задача для команды разработчиков? Тогда информация о ней должна быть в одном бэклоге.
Два столпа бэклога продукта
В основе бэклога продукта находятся дорожная карта команды и требования. Инициативы дорожной карты делятся на несколько эпиков, а каждый эпик содержит несколько требований и пользовательских историй. Рассмотрим дорожную карту для вымышленного продукта «Команды в космосе».
Веб-сайт «Команды в космосе» — первая инициатива на дорожной карте, поэтому нам нужно разбить ее на эпики (обозначены на рисунке зеленым, синим и бирюзовым цветами) и пользовательские истории для каждого эпика.
Владелец продукта составляет из этих пользовательских историй единый список для команды разработчиков. Владелец продукта может упорядочить истории так, чтобы команда сначала выполнила один эпик полностью (слева). Как вариант, может быть важнее сначала протестировать бронирование билетов со скидкой, а для этого нужно реализовать истории из нескольких эпиков (справа). Оба варианта представлены ниже.
Что может повлиять на то, как владелец продукта расставляет приоритеты?
Хотя расстановкой приоритетов занимается владелец продукта, в процесс вовлечены и другие стороны. Успешность бэклога зависит от вклада и обратной связи, предоставленной клиентами, дизайнерами и командой разработчиков. Совместными усилиями они должны добиться оптимальной рабочей нагрузки между всеми участниками и обеспечить поставку продукта.
Правильное ведение бэклога
После создания бэклога важно регулярно корректировать его по мере выполнения программы. Владельцы продукта должны пересматривать бэклог перед каждым собранием по планированию итерации, чтобы уточнить расстановку приоритетов и внести изменения на основе выводов, сделанных в результате последней итерации. Регулярный пересмотр бэклога в кругах специалистов по Agile часто называют «грумингом» или «ведением бэклога» (некоторые используют термин «уточнение бэклога»).
Когда бэклог становится достаточно большим, владельцам продукта приходится выделять в нем группы краткосрочных и долгосрочных задач. Краткосрочные задачи нужно досконально проработать, прежде чем присвоить им этот статус. Для этого нужно составить полноценные пользовательские истории, обсудить все детали совместной работы с дизайнерами и разработчиками и оценить сложность разработки. Долгосрочные задачи могут быть продуманы не до конца, однако если команда разработчиков даст им приблизительную оценку, это поможет расставить приоритеты. Ключевое слово здесь — «приблизительная». Оценки поменяются, когда команда получит полное понимание долгосрочных задач и приступит к их выполнению.
Бэклог служит связующим звеном между владельцем продукта и командой разработчиков. Владелец продукта может в любое время поменять приоритеты в работе на основе обратной связи от клиентов, более точных прогнозов и новых требований. И все же следует избегать изменений в ходе работы, потому что они мешают команде разработчиков, негативно влияя на концентрацию, рабочий процесс и моральный дух.
Когда бэклог становится слишком большим, чтобы на него хватало ресурсов команды даже в долгосрочной перспективе, задачи, до которых никогда не дойдет очередь, можно закрывать. Помечайте такие задачи специальной меткой, например «Вне объема работ», в трекере задач команды, чтобы изучить их позднее.
Плохие примеры, которые лучше не повторять
Бэклоги продукта и верность команды принципам agile
Опытные владельцы продукта со всей ответственностью подходят к ведению бэклога продукта, чтобы он был надежным источником рабочих задач по проекту, которые предназначены для совместной работы.
Заинтересованные стороны будут оспаривать принятую очередность задач — и это хорошо. В результате обсуждения того, какие работы важнее, все приходят к общему представлению о приоритетности задач. Такие обсуждения способствуют формированию культуры, в которой приоритеты расставляются групповыми усилиями и все участники объединены общим взглядом на программу.
Кроме того, на основе бэклога продукта планируются итерации. В бэклог должны быть включены все рабочие задачи: пользовательские истории, баги, изменения в дизайне, технический долг, запросы клиентов, действия, намеченные по итогам ретроспективы, и т. д. Так рабочие задачи каждого участника будут рассмотрены на общем обсуждении перед каждой итерацией. Затем участники команды и владелец продукта с полным пониманием объемов задач и учетом обоюдных интересов принимают решения до начала итерации.
Владельцы продукта определяют важность рабочих задач в бэклоге, в то время как команда разработчиков определяет скорость работы над ними. Новым владельцам продукта, которые привыкли торопить команду, такой подход может оказаться не по душе. Подробнее см. в нашей статье о лимитах объема незавершенной работы и рабочем процессе.
Бэклог Продукта (Product Backlog)
Бэклог Продукта – это упорядоченный и постоянно обновляемый список всего, что планируется сделать для
создания и улучшения продукта. Этот артефакт Скрама является единственным источником работы для Скрам-команды. Владелец Продукта несет ответственность за Бэклог Продукта, включая его содержимое, доступность и упорядочение.
Элементы Бэклога Продукта, которые могут быть доведены Скрам-командой до состояния готовности в течение одного Спринта, считаются готовыми к помещению в Бэклог Спринта (см. также Критерии Готовности к Разработке). Элементы достигают такого уровня прозрачности после активностей по Уточнению Бэклога Продукта, в ходе которого элементы снабжаются актуальной уточняющей информацией, разбиваются (декомпозируются) на более мелкие и конкретные, получают оценки размера, а также упорядочиваются.
Оценку размера элементов производят Разработчики, которые будут выполнять работу. Владелец продукта может влиять на Разработчиков, помогая им понять элементы и обсуждая компромиссы.
В Руководстве по Scrum 2020 появилась Цель Продукта, являющаяся commitment’ом для Бэклога Продукта.
См. также: Что такое продукт?
Практическое определение продукта от ScrumTrek.
Артефакты Скрама (Scrum Artifacts)
Материальное представление работы или ценности. В Скраме существует три артефакта: Бэклог Продукта, Бэклог Спринта, Инкремент.
Они спроектированы таким образом, чтобы обеспечить максимальную прозрачность ключевой информации, и чтобы все участники процесса имели единое понимание каждого из артефактов.
Бэклог – это упорядоченный по приоритету список работ, которые планируется выполнить с учетом знаний, имеющихся на данный момент.
Бэклог Спринта – это Цель Спринта, набор Элементов Бэклога Продукта, выбранных для выполнения в текущем Спринте, а также план разработки Инкремента продукта и достижения Цели Спринта. Служит для наглядного представления работы, которую Команда определила для достижения Цели Спринта.
Инкремент объединяет реализацию Элементов Бэклога Продукта, сделанную во время текущего Спринта. Является одним из трех Артефактов Скрама и отражает шаг на пути к Цели Продукта. Каждый Спринт должен включать минимум один Инкремент, чтобы считаться завершенным успешно.
Элемент Бэклога Продукта (Product Backlog Item)
Элемент Бэклога представляет собой часть работы, которую планируется сделать с учетом знаний, имеющихся на данный момент.
Элемент Бэклога Продукта – изменение, которое планируется выполнить в следующих Инкрементах продукта (например, фичи, функции, требования, усовершенствования или информация по исправлению дефектов). Элементы, расположенные в верхней части Бэклога Продукта, обычно более понятны и содержат больше деталей, чем те, что расположены ниже.
Мы хотим, чтобы компании были крутыми, а люди в них — счастливыми