В зобу дыханье сперло что это
От радости в зобу дыханье сперло, что означает это выражение?
Вот то и обозначает, что сперло.) Иногда и передохнуть нет сил, ты испытываешь эмоциональный подъем и понимаешь, что дыхание твое останавливается или на время ты не можешь передохнуть.У меня так часто бывает, я очень даже представляю что это такое.)
Все мы прекрасно помним эту басню Крылова «Ворона и Лисица». Я лично обожаю его басни. Некоторые знаю наизусть. Крылов был мастером своего дела и в своих баснях умело маскировал образы людей, которые скрывал за образами представителей животного мира. В то время ведь было небезопасно открыто говорить о политике и правительстве. Это в наше время нам позволено слишком многое, а тогда, как говорится, были другие времена и нравы. Теперь по сути Вашего вопроса 🙂 Я очень рада, что Вы его задали, потому что я еще давным-давно углядела в этом месте басни маленькую несостыковочку. Вот, посудите сами. Автор пишет:
**». Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло.
И на приветливы Лисцыны слова,
Ворона каркнула во всё воронье горло.»**
Это задание встречается у школьников на уроках литературы, и это выражение означает, что дыхание перехватило, это значит задыхаться или разволноваться, проще говоря прийти в некоторое волнение.
Значение крылатых выражений — Одна — но пламенная страсть, остались от козлика рожки да ножки, остаться у разбитого корыта, откуда ты прекрасное дитя
«Одна — но пламенная страсть«
Выражение из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», 1839 год, глава 3:
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.»
«Пламенный» — очень сильный, пылкий.
Смысл : одно какое-либо сильное увлечение. Говорится о человеке, который все свои силы отдаёт любимому делу.
Пример из литературы:
У него была «одна — но пламенная страсть» — учёба, хотя в институте он занимался и спортом, и общественной работой.
«Остались от козлика рожки да ножки«
Выражение из шутливой песни неизвестного автора, которая получила распространение в 60-х годах 19 века. В песенке поётся о глупом козлике, который пошёл гулять в лес, где его съели волки, оставив от него только рожки да ножки.
Смысл : почти ничего не осталось. Употребляется шутливо в ситуации, когда от чего-либо не остаётся почти ничего, никаких следов. Часто употребляются только два последних слова: рожки да ножки.
Пример из литературы:
Новая мебель оказалась прискорбно непрочной. Через полгода.. у столов дверцы не закрывались, а ящики, наоборот, открывались с трудом. От половины стульев остались рожки да ножки, которые институтский столяр не брался ремонтировать, говоря: «Дрова!» (И. Грекова, «Кафедра»).
«Остаться у разбитого корыта«
Выражение, возникшее на основе «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, 1835 год.
«Корыто» — продолговатый сосуд из дерева или оцинкованного железа для стирки белья.
В сказке рассказывается о том, как около моря жил бедный старик со старухой, у которых была только ветхая избушка да разбитое корыто. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая попросила отпустить её и пообещала за это выполнять все желания старика и старухи. Золотая рыбка исполняла все прихоти старухи: дала ей новое корыто, затем новую избу, превратила старуху сначала в дворянку, затем в царицу. Но жадная старуха просила так много, что в конце концов рыбка рассердилась и отобрала у старухи всё, что ей дала. И осталось у старухи только старое разбитое корыто.
Смысл : ничего не вышло, мечты не осуществились. Говорят, когда человек старается что-либо сделать, но у него ничего не получается.
Пример из литературы:
Игнат Дорохов — бедный крестьянин.. С добродушной иронией показывает писатель своего героя, который всю жизнь строит планы, как бы разбогатеть, но всегда оказывается у разбитого корыта (Г. Ленобль, «Искры революции»).
«От радости в зобу дыханье сперло«
Выражение из басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», 1808 год.
«Дыханье спёрло» — перехватило, остановило дыхание.
Употребляется обычно шутливо, когда человек от неожиданной сильной радости, от изумления в первый момент не может произнести ни слова. Часто произносится только часть фразы: от чего-либо в зобу дыханье спёрло.
Пример из литературы:
При появлении Анны у меня от радости в зобу дыханье спёрло: я ожидал, что она приедет только на следующей неделе и никак не ожидал увидеть её сегодня.
«Откуда ты, прекрасное дитя?»
Выражение из драмы А. С. Пушкина «Русалка», 1837 год.
Употребляется всегда шутливо, как правило, по отношению к маленькому ребёнку или молодой девушке, неожиданно появившимся где-либо.
Пример из литературы:
Увидев в своём кабинете маленького мальчика, он очень удивился: «Откуда ты, прекрасное дитя? Как ты сюда попал?»
дыханье сперло
Смотреть что такое «дыханье сперло» в других словарях:
Дыханье сперло — (захватило) отъ волненья. Ср. Вдругъ (на раутѣ) появляется декольте, блестящее, ослѣпительное съ такимъ изумительнымъ вырѣзомъ на спинкѣ, что у тайныхъ совѣтниковъ мгновенно спирается въ зобу дыханье. Салтыковъ. Недоконченныя бесѣды. 8. Ср. Всѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
От радости в зобу дыханье сперло — Отъ радости въ зобу дыханье сперло. Ср. Вѣщуньина съ похвалъ вскружилась голова, Отъ радости въ зобу дыханье сперло. Крыловъ. Ворона и Лисица. См. Прильпе язык к гортани. См. Слово замерло. См. Дыханье сперло … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
от радости в зобу дыханье сперло — Ср. Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло. Крылов. Ворона и Лисица. См. прильпе язык к гортани. См. на раскрытых устах слово замерло. См. дыханье сперло … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
в зобу дыханье сперло — взволноваться, дыхание перехватило, прийти в волнение, задыхаться, разволноваться Словарь русских синонимов. в зобу дыханье сперло прил., кол во синонимов: 5 • взволновавшийся (57) … Словарь синонимов
В зобу дыханье сперло — см. От радости в зобу дыханье сперпо. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
От радости в зобу дыханье сперло — Из басни «Ворона и Лисица» (1807) И. А. Крылова (1769 1844): Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперто, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал с ним была плутовка такова.… … Словарь крылатых слов и выражений
дыхание перехватило — дух занялся, бросило в жар, в зобу дыханье сперло, взволноваться, разволноваться Словарь русских синонимов. дыхание перехватило прил., кол во синонимов: 8 • бросило в жар (5) • … Словарь синонимов
От радости в зобу дыханье сперло
Следующие, более длинные басни. Когда ребенок уже познакомился с относительно короткими баснями, можно перейти к более длинным, таким, как «Лисица и Аист», «Лисица и Козел», «Волк и Собака».
Вы даже можете сами сделать книжечку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.
Лиса, скупая от природы,
Вдруг хлебосолкою затеяла прослыть.
Да только как тут быть,
Чтоб не вовлечь себя в излишние расходы?
Вопрос мудрен, решит его не всяк,
Но для Лисы такой вопрос пустяк.
Плутовка жидкой каши наварила,
Ее на блюдо тонко наложила.
И, Аиста зовет преважно на обед.
На зов является сосед,
И оба принялись за поданное блюдо.
Ну, кашка хоть куда!
Одно лишь худо,
Что Аист есть так не привык.
Он в блюдо носом тык да тык,
Но в клюв ему ни крошки не попало;
А Лисонька меж тем в единый миг
Всю кашу языком слизала.
Вот Аист, в свой черед,
Чтоб наказать Лису, а частью для забавы,
Ее назавтра ужинать зовет.
Нажарил мяса он, сварил к нему приправы,
На мелкие кусочки накрошил
И в узенький кувшин сложил.
Меж тем Лиса, почуяв запах мяса,
Пришла голодная, едва дождавшись часа,
И ну, что было сил,
Давай вокруг стола юлить и увиваться.
И, щедрости соседа удивляться.
Но лесть ей тут не помогла:
По клюву Аисту кувшин пришелся впору,
У гостьи ж мордочка чресчур была кругла.
И жадная Кума ни с чем, как и пришла,
Поджавши хвост, к себе убралась в нору.
Каждую страничку этой книги объясняйте так же, как я делала это при анализе «Вороны и Лисицы». Вот вы раскрыли смысл первого кусочка басни, затем второго; советую вернуться опять к первому, рассказать и объяснить еще раз оба кусочка вместе и таким образом прочесть с ребенком всю басню.
Вводите выражения Лафонтена в повседневную жизнь. Если у вас есть такой же кувшин, как у Аиста, скажите малышу, что у этого кувшина, как и у того, длинное и «узенькое» горло. Когда ребенок будет слушать пение птиц, напомните ему: «. при красоте такой и петь ты мастерица. » Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны. О приготовленном вами супе скажите, что это уж никак не «жидкая каша», и т.п.
Встретившись с понятием смерти или наблюдая сам факт смерти, ребенок пытается разобраться, что это такое. В обсуждении этой проблемы вам может помочь стихотворение Виктора Гюго «Внук»:
Очень часто в книжках дети читают, что кого-то заточают или бросают в тюрьму, они могут узнать об этом из передач радио и телевидения. Сколько раз вам приходилось слышать, как ребенок говорит: «Вот я тебя сейчас в тюрьму отведу!»
Чтобы малыш лучше понял, что означает быть лишенным свободы и не иметь возможности уйти и прийти, когда тебе этого захочется, прочтите ему стихотворение А. С. Пушкина «Узник»: [?]
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим.
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. «
А если ваш ребенок любит поэзию и учится музыке, познакомьте его с Восьмым сонетом Шекспира, который, безусловно, поведет его за собой в эту таинственную страну:
Я совершенно не хочу давать здесь целую антологию поэзии, просто эти примеры могут помочь в выборе подходящих стихотворений тем, кто не сможет сделать этого сам.
Не следует также забывать о поэзии эпической и юмористической, которую дети очень любят. Например, знаменитая «Баллада о носе» из пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак» сама по себе представляет прекрасный урок расширения словарного запаса. Детей, которые изучают историю Франции и знают, кто такой Наполеон, стихотворение «Ватерлоо» В. Гюго из цикла «Возмездие» заставит трепетать!
Но совершенно не следует погружать ребенка в океан поэзии. Достаточно в год прочесть несколько хороших стихотворений, выбранных в зависимости от интересов малыша в данный период его развития. Это поможет не только расширить словарный запас ребенка, но и будет способствовать тренировке памяти и, может быть, пониманию того, зачем вообще существует поэзия. Не говорю уже, что ребенку с хорошо тренированной памятью легче учиться в школе.
Театр. Если вы хоть чуть-чуть артистичны и сами интересуетесь театром, то к различным занятиям с ребенком можно добавить еще и театр. Добродушный юмор мольеровских комедий всегда будет иметь успех у детей, например, первая сцена комедии «Лекарь поневоле» или урок орфографии в «Мещанине во дворянстве» (акт II, явление 6). При этом героя Мольера вы можете сравнить с мещанином из басни Лафонтена «Лягушка и Вол».
Я выбрала Мольера, а не другого, более современного автора, потому что, прежде всего, нужно заботиться о развитии разговорного языка, о его чистоте. Ребенок находится под сильным влиянием языка средств массовой информации, школы и нас самих, нередко он слышит тот убогий и вульгарный язык, которым говорят герои современных пьес и фильмов. Но ведь малыш в этом возрасте очень любознателен и, именно сейчас, его нужно знакомить с образцами хорошего языка и стиля, а не через десять лет, когда он начнет восставать против авторитетов и классических языковых норм.
КНИГИ
Контакт с книгой. Как можно скорее приучите вашего ребенка рассматривать вместе с вами книгу с картинками, при этом иллюстрации вы должны ему пояснять.
Приучите ребенка следить за тем, что вы ему рассказываете. Перескажите малышу книгу, где с помощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, который услышал мяуканье и стал всех на ферме расспрашивать, кто же сказал «мяу». Или же возьмите книжечки из серии «Для самых маленьких», реалистические рисунки которых нравятся детям. Расскажите, например, малышу историю «Мартина больна» только по картинкам, не обращая никакого внимания на текст. В период, пока малышу один-два года, часто повторяйте одни и те же истории.
Когда вы почувствовали, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книжки на этот раз уже не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства.
Обязательно пересказывайте ребенку то, что вы только что прочитали. Каждая последующая книжка должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей. Не читайте монотонно! Объясняйте ребенку новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать малышу каждый день. Действуйте по методу Эхтернаха (Echternach): шаг назад, два шага вперед; то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете малышу трижды и только потом перейдете к следующей. Трехлетнему ребенку можно читать книжки из серии «Классический Дисней», конечно, в зависимости от того, какой именно диснеевский фильм ваш малыш уже видел или какой фильм вы собираетесь ему показать.
Великие мифы. У трехлетнего ребенка уже, как правило, достаточно развита речь и накоплен определенный словарный запас. Теперь в программу занятий можно включить изучение великих мифов: Библии, греческой и римской мифологии. Только вы, и более никто будете изучать с вашим ребенком основы культуры, ведь школа от этого отказалась давным-давно. Тем более важно этим заниматься. Кроме того, вы сможете находить параллели в живописи (см. главу «История искусства и рисование»). Каждую книгу по мифологии можно будет читать долго, по частям.
Если вы с вашим малышом занимаетесь историей Франции, возьмите хорошую книгу на эту тему и прочтите ее. Следуя системе, которую я рекомендовала, начинайте прямо с Гуго Капета и дойдите до наших дней. После этого скажите ребенку: «Теперь давай посмотрим, что же происходило до Гуго Капета, когда Франции как таковой еще не существовало», и прочтите ему начало книги.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
Для расширения словарного запаса ребенка можно делать систематические упражнения, включающие редкие слова. Изготовьте карточки по приводимому ниже образцу, они позволят вам заниматься с детьми во время долгих поездок.
Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми. Каждый раз, когда вы рассказываете ребенку, например, о каком-нибудь животном или птице, не забудьте упомянуть о том, как называется звук, который они издают. Когда малыш выучит весь составленный вами список, затейте с ним игру: «Какая птичка так поет?» и «Как лает собачка?» Вот примерный перечень слов, который может вам помочь:
Пчела | — | жужжит |
Осел | — | ревет |
Утка | — | крякает |
Кошка | — | мяукает |
Кузнечик | — | стрекочет |
Петух | — | поет, кукарекает |
Ворона | — | каркает |
Индюк | — | кулдыкает |
Лягушка | — | квакает |
Кабаны, свиньи | — | хрюкают |
Лошадь | — | ржет |
Коза | — | блеет |
Собака | — | лает |
Сова | — | ухает |
Гусь | — | гогочет |
Голубь | — | воркует |
Сорока | — | трещит |
Корова | — | мычит |
Слон | — | трубит |
Тигр, лев | — | рычит |
Научные термины. Для игр с ребенком вы можете составить также списки научных терминов.
Зоология | ||
Орнитология | — | наука о птицах |
Ихтиология | — | наука о рыбах |
Энтомология | — | наука о насекомых |
Гельминтология | — | наука о паразитах |
Медицина | ||
Кардиолог | — | врач, который лечит сердце |
Хирург | — | врач, который делает операции |
Дерматолог | — | врач, который лечит заболевания кожи |
Невропатолог | — | врач, который лечит нервную систему |
Отоларинголог | — | врач, который лечит заболевания уха, горла и носа |
Педиатр | — | врач, который лечит детей |
Психиатр | — | врач, который лечит умственные расстройства |
Стоматолог | — | врач, который лечит зубы и заболевания ротовой полости |
Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы, которые вы сможете подобрать к нему, потом проверьте себя по словарю.
Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе, объясните ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.
ГРАММАТИКА
В два-три года малыш начинает болтать без передышки, радуясь тому, что наконец-то овладел разговорной речью. Значит, наступил подходящий момент, чтобы помочь ребенку осознать природу слов и структуру фразы.
Грамматическая категория рода. Объясните ребенку различие между мужским, женским и средним родом. Расскажите, что род легко определить, если к слову добавить местоимения «мой, моя, мое» или «он, она, оно«. Потом назовите несколько существительных, например «стул, кровать, яблоко«, и попросите сказать, к какому роду они относятся.
Петя пьет, мама ест, папа спит.
Я хочу молока, папа ест суп.
Кто идет? Куда идет бабушка?
Грамматическая категория времени. Объясните ребенку разницу между настоящим, прошедшим и будущим временем. Говорите фразы, начинающиеся со слов «вчера«, «сегодня«, «завтра«. Помогите ребенку разобраться и самому употребить в данной фразе единственно верную форму.
Дополнения. Основываясь на тех же принципах, расскажите малышу, что такое прямое и косвенное дополнения, обстоятельства места, времени и т. п.
После того, как ребенок научится читать, познакомьте его с простейшими грамматическими конструкциями. Это не только даст ему возможность глубже проникнуть в родной язык, но и будет способствовать развитию логического мышления. Сделайте таблицу наподобие приведенной ниже, разлинуйте ее, раскрасьте квадратики в разные цвета.
Мужской род | Женский род | Средний род |
Единственное число | Множественное число | |
(обе эти категории можно использовать одновременно) | ||
Подлежащее | Сказуемое | |
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение |
Количество грамматических понятий, которые вы бы хотели объяснить малышу, можно увеличить. На первых порах таблица должна быть перед глазами ребенка. Говорите ему несколько слов или фразу, ребенок должен их повторить, хлопая рукой каждый раз по соответствующей клетке.
Когда вы вместе с малышом овладеете конструкцией целой фразы, то можете начертить каждую клетку на отдельной карточке; ребенок должен выбрать карточки и разложить их так, чтобы получилась фраза. Было бы хорошо использовать этот метод и тогда, когда ребенок начнет учиться в школе, или в тех случаях, когда он не может понять какого-нибудь грамматического явления.
Глава 4. Чтение и письмо
Эта методика была разработана после многочисленных поисков и долгих блужданий в недрах теории и практики Домана, Энгельмана, Рашели Коэн, Додсона и др. Она создавалась с таким расчетом, чтобы приносить удовлетворение как ребенку, увлеченному абстракциями, так и детям, которые могут испытывать к ним отвращение. Методика опирается на два основных принципа:
Из первого принципа вытекает серия упражнений, позволяющих ребенку запомнить (незаметно и в процессе игры) алфавит, гласные, согласные, а также правила чтения некоторых буквосочетаний. [?]
Второй принцип приводит нас к необходимости создать такой материал для чтения, который близок ребенку и внушает ему уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость. [?]
ПЕСЕНКИ
Песенка алфавита.
На мотив песенки «Как мне маме объяснить. » или любой другой детской песенки пропойте названия букв. Это упражнение можно начинать сразу после рождения ребенка, оно должно стать основным в вашем «репертуаре».
Тогда малыш сможет спеть эту песенку уже в двухлетнем возрасте или даже раньше.
Когда песенка пропета сотни раз, и ребенок станет узнавать ее, можно перейти к песенкам сначала о гласных, а потом о согласных.
Их можно петь на тот же мотив, что и алфавит (гласные заменяют звуком типа «м. м. м»).
Ммм Б В Г Д Ммм Ж 3 Ммм
К Л М Н Ммм П Р С Т Ммм Ф
Х Ц Ч Ш Щ Ммм Ммм Ммм Ммм
Тем, кто не умеет читать ноты. Совсем не обязательно использовать придуманные мной мелодии, можно петь буквы на любой мотив или просто проговаривать их в определенном ритме.
Песенка алфавита [?] (на мотив «Ah vous dirais-je, maman. [!] «).