В значит вендетта про что
«V — значит Вендетта»: антиутопия о реальном мире Статьи редакции
Анархия как путь к свободе.
Графический роман Алана Мура и художника Дэвида Ллойда «V — Значит Вендетта» заслуживает почётного места среди лучших антиутопий. Секрет прост — Мур не стал ничего выдумывать. В оболочке истории о герое в маске на самом деле спрятаны самые реалистичные прогнозы для человечества, многие из которых на сегодняшний день уже стали реальностью.
Сейчас наша жизнь гораздо ближе к миру «Вендетты», чем к «1984» Оруэлла или «Мы» Замятина. Рассказываем, как создавалась одна из самых реалистичных антиутопий, и каким в восьмидесятые годы представлял будущее Алан Мур.
К теме тоталитарного общества он обращается уже в работе над знаменитой серией 2000AD — сейчас эти комиксы все знают благодаря экранизациям историй о судье Дредде.
Над собственным романом-антиутопией Алан Мур начал работать в начале восьмидесятых во время отпуска, по его словам, «чтобы чем-то занять руки», а закончил историю уже в 1989 году. Можно сказать, что работа над центральной частью романа пришлась примерно на 1984 год, о котором когда-то писал Джордж Оруэлл.
Отсылки к классике антиутопий в книге очень заметны. И хотя Мур не любит говорить об «источниках вдохновения», в произведении чувствуется влияние Оруэлла, Олдоса Хаксли, Харлана Эллисона и его рассказа «„Покайся, Арлекин!“ — сказал Тиктакщик» и многих других знаковых фантастов.
Но Мур не пытается описать глобальный апокалипсис, который приводит к переменам в мире, всё это сообщается лишь в самом начале. Он лишь показывает, насколько человеческая натура склонна к разрушениям. Страна погрузилась в хаос из-за мародёров — повсюду главенствовали преступные группировки.
К власти пришла фашистская организация «Нордическое пламя». Но самое важное — это не был насильственный захват. Люди встретили фашистов с радостью, поскольку те положили конец хаосу и разрухе.
«V — Значит Вендетта» показывает, что в любом обществе большинство просто продолжает жить обыденной жизнью, стараясь не замечать происходящих кошмаров. И в этом им помогают средства массовой информации. Телевидение заполнено сериалами про крутого парня Шторма Саксона, который спасает красивых женщин от злобных представителей других рас, и глупыми ситкомами, где юмор построен на пошловатой игре слов вроде: «У меня вывалились арбузы».
Классика литературы, кинематографа и музыки либо запрещена, либо просто забыта. Людям достаточно развлечений на экране или в районном кабаре, где полуголые девушки всё так же прославляют партию.
Все опасные и трагические события старательно замалчиваются — теракты объясняют запланированным сносом зданий, и народ, привыкший беспрекословно верить медийным голосам, не замечает подвоха. Нервничать их может заставить только любая перемена в обыденном и сером распорядке.
При этом на сегодняшний день мир романа не выглядит фантастичным: почти всё, что там происходит, очень близко к реальности. Силовые структуры, которые обеспечивают порядок, разделены на «Глаз» — слежка с помощью видеокамер, под каждой из которых висит табличка «для вашей безопасности», «Ухо» — прослушка, «Нос» — эксперты и детективы, «Рот» — пропаганда в масс-медиа, и «Палец» — тайная полиция. Кстати, в русском переводе представители последних очень удачно названы «Пальцейскими», это звучит даже лучше чем Fingermen в оригинале.
Эти ведомства обеспечивают слежку за гражданами, чтобы выявлять недовольных, а также гомосексуалистов, социалистов, радикалов — в целом, любых людей, которые не вписываются в идеологию. Но все постоянно подчёркивают, что всё это только для безопасности простых людей. Будь как все — и тебя не тронут.
Чтобы передать идею фашизма, мне нужен был символ, который убедит читателей, что они видят фашистское, полицейское государство. То, на чем я наконец остановился — идея развесить на каждом углу камеры, следящие за каждым движением. Я рассудил, что это отражает фашизм в действии, равно были убеждены и читатели, но видимо, меня тогда читали и люди из правительства, которые решили, что камеры на каждом углу в столице — как раз то, что нужно в конце 1990-х.
Интересно, что здесь фашисты не представлены идеалистами, какими их видели некоторые авторы других антиутопий. Большинство из них и сами не укладываются в рамки государственного строя.
Иронично, что свою несвободу лучше других осознаёт Лидер — формальный руководитель государства. Формальный потому что на самом деле страной давно уже управляет суперкомпьютер по имени «Судьба», который и пытается построить идеальное общество. Лидер же чувствует себя таким же рабом системы, и понимает, что его не любят, а только боятся. Это вызывает ассоциации с Благодетелем из «Мы» Замятина.
С одной стороны, он борется за свободу, спасает юную девушку Иви, которая из-за бедности решила заняться проституцией. V носит маску и обладает чуть ли не суперспособностями: огромная сила, скорость, бесшумные движения.
С другой стороны, V — типичная жертва тоталитарного режима. Он бывший узник концлагеря, над ним ставили жестокие эксперименты, которые свели его с ума. Но он при этом далеко не положительный герой. V жесток, он с лёгкостью убивает людей и устраивает взрывы. Он жесток даже к Иви. Конечно, у него благородные цели, но иногда его поступки кажутся просто безумием.
Поначалу кажется, что все его действия — просто личная месть тем, кто мучил его в лагере. Но дальше становится понятно, что V — не мститель в маске, а анархист, который хочет изменить государство. Поэтому Алан Мур осознанно не раскрывает предысторию героя. Кем он был до лагеря, и почему туда попал — неизвестно. Он с равной вероятностью мог быть добропорядочным гражданином, обронившим неосторожное слово, или жестоким преступником.
Но это совершенно неважно. Поэтому в книге ни разу не показано его настоящее лицо — только маска. Муру было важно подчеркнуть, что V — не герой, а идея. Он воплощает в себе разрушительную часть анархии. Иногда даже хаос, которого многие боятся настолько, что готовы принять даже фашизм и тотальный контроль.
Идеология V заключается в том, что каждый человек сначала должен пройти через освобождение, а для этого он должен «увидеть клетку», то есть понять, что он несвободен. А после этого отказаться от всего, что мешает выбраться из клетки. По мнению V для того, чтобы построить новый мир, сначала нужно разрушить старый порядок.
Именно этот эксперимент он и проводит с Иви, причём дважды. Сначала V спасает одинокую девочку от пальцейских, показывает ей своё убежище и знакомит с литературой, музыкой и классическим кино.
Но потом он бросает Иви прямо на улице. И она быстро возвращается к обыденной жизни: её приютил мужчина средних лет, подпольно торгующий алкоголем. Она возвращается в иллюзию счастья с домом, завтраками и вроде бы даже любимым человеком.
С Иви тоже происходит трагедия, её любовника убивают, как когда-то и отца. Она возвращается к V. Но для того, чтобы отказаться от старой жизни, он заставляет её полностью прочувствовать все ужасы их положения — и только в тот момент, когда Иви перестаёт бояться смерти за свои идеалы, он объявляет, что она действительно свободна.
Иви вводится в сюжет как зеркальное отражение V. Она противоположна ему во всём: Иви не хочет убивать и разрушать, она тоже пострадала от тоталитарного режима, но не стала жестокой. В сцене её «освобождения» зеркальность становится очевидной: V вырвался из лагеря в огне, Иви стоит под проливным дождём.
Именно она должна стать новым символом, который будет уже означать не разрушение, а строительство чего-то нового. При этом V осознаёт, что в этом обществе ему уже не будет места. Здесь Мур словно противопоставляет его героям популярных антиутопий.
В «Мы» и «1984» главным толчком для освобождения от общества становится любовь, в «451° по Фаренгейту» — литература. V тоже говорит о любви, и знаком со всей классикой. Но сам, похоже, не способен ни на любовь, ни на созидание чего-то красивого. V прячется за маской и не открывается даже Иви, превращая любой разговор в буффонаду. Он способен только разрушать.
При этом Иви — не единственная, кто освобождается под влиянием V. Бывший руководитель «Носа» Финч пытается поймать террориста, но тоже оказывается втянут в планы V. Тот проводит его по своему пути. Финч видит, на что способно их государство, и тоже пытается порвать с прошлым. Это показывает, что освобождения могут быть разными. Важно лишь, чтобы человек почувствовал себя свободным.
Позиция V выглядит довольно шатко. Когда он серией взрывов добивается отключения всей прослушки и видеокамер, людей снова тянет к преступлениям и мародёрству, как и до прихода к власти фашистов.
Тут интересный акцент сделан на методах тоталитарного государства по сдерживанию населения: силовые структуры начинают сотрудничать с преступниками, чтобы подавлять бунты простых людей. И поначалу всё действительно выглядит пугающе, в стране начинаются столкновения.
Удастся ли построить из этого новое общество — неизвестно, финал остаётся открытым. В книге лишь показано, что люди начали понимать необходимость перемен.
При этом Алан Мур ни в самом романе, ни в последующих интервью не даёт чёткого ответа, прав ли его герой. С одной стороны, он освобождает людей от оков фашизма. Но V повергает страну в хаос, который может привести к ещё более ужасным последствиям.
В этом и есть главная задумка книги. V можно считать как героем, так и сумасшедшим террористом, который не осознаёт разрушительных последствий своих действий. Судя по принципам жизни самого автора, ему близка позиция анархиста, который предпочтёт хаос клетке. Но Алан Мур оставляет читателю право самому выбирать, с кем из героев он согласен.
Вероятно, для него важно было не вывести какую-то мораль, он просто ярко показывал, в каком направлении движется цивилизация. И судя по многим реалиям сегодняшних дней, из всех авторов антиутопий Алан Мур оказался ближе всех к истине.
Выскажу непопулярное мнение, но мне не понравилась эта вселенная. На всякий случай оговорюсь — нижеследующий текст содержит спойлеры.
V — типичный Марти Сью. Умный, начитанный, выносливый, харизматичный, изобретательный. Короче, все скиллы на сотню. Ему место, скорее, в романе о попаданцах, чем в политической сатире.
Планы его увенчаются успехом только потому, что он каким-то образом получает контроль над главным компьютером, который отвечает за всё управление государством. Как это ему удается — остаётся за кадром. Также за кадром — появление крутого убежища с библиотекой, продвинутой электроникой и кучей прочих примочек в духе поместья Брюса Уейна. Как он со всем этим управляется в одиночку — вопрос тоже не праздный.
При том, что свой путь борца с системой он начинает пусть и будучи сверхчеловеком, но с голым задом под проливным дождём посреди разгромленного концлагеря. И спустя всего несколько лет — пуф, в одиночку рушит всю государственную машину.
Героиня Иви тоже заслуживает упоминания. Шестнадцатилетняя девчушка, у которой за плечам из школы жизни только работа на табачной фабрике, рассуждает о государственном устройстве и приходе в страну фашизма аки университетский преподаватель. Ближе к финалу, потратив по собственным её словам «несколько месяцев» на чтение библиотеки V, становится примерно на одном с ним уровне. Пардон, НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ? У нас люди, потратив несколько лет на университетское образование, подчас выходят в мир с дырявой головой. Конечно, можно предположить, что тяжелое испытание с «тюремным заключением» закалило и мотивировало героиню. Но в целом такой мгновенный личностный рост — тоже из серии трёхгрошовой попаданческой фантастики.
Ну и вишенка на торте — хэппи энд. Злодеи повержены, народ осознал ценность свободы, герой отомстил и умер со спокойным сердцем, оставив после себя достойную смену. Чувствуете эту сахарную приторность? Просто дурной вкус.
Извините за такую простыню. Что называется, накипело.
Тут мне есть что ответить 🙂 Я как раз постарался это в тексте отразить, упомянув главного героя только в середине, но может стоит повторить отдельно. Мне кажется, что во многом такие гротескные герои и аляповатость сюжета сделаны осознанно (хотя, конечно, о чём думал Мур знает только Мур). Мне кажется, что для Алана Мура вся фоновая история была в разы важнее основного сюжета. Например, жизнь жены чиновника после смерти мужа, или жизнь Иви с мелким преступником (которого убивают когда у него в руках газета с заголовком «преступность падает»). То есть главным было описать тоталитарный мир. А что же касается V. Ну представь, что это был бы не один супергерой, а организация из ста или тысячи человек. Так было бы вроде правдоподобнее. И что Иви всё изучила бы не за полгода, а за десять лет. Да, это больше похоже на правду. Но V — не супергерой, он идея. Он и сам это говорит неоднократно. И зачем тогда изображать идею в тысяче человек, если можно сделать концентрат в одном персонаже, Тогда останется больше времени на сам мир.. Типично комиксовом, чтобы было более показательно и лучше запоминалось. С тем же успехом можно было сделать главным героем фильма «Логан» не Росомаху, а престарелого героя войны, так реалистичнее, но ведь запомнится имеено Логан, а заодно и история о старости и бессилии.
И что касательно хэппи энда — его там нет. Есть разруха и хаос, и нежелание людей жить под тоталитарным контролем. Тот же Мур и сам говорит, что неизвестно, прав был V или нет. Может эта анархия приведёт дальше к ещё худшим последствиям, никто не знает.
Мне не дает покоя вот этот момент:
террорист-транссексуал в белой маске по прозвищу «Кукла»
Пытался найти больше информации по данному персонажу, но ничего не вышло.
Я так понимаю, что этот герой так и не увидел свет (может и к лучшему, а?)
Как можно говорить о мэрисьюшности символа? Это же собирательный образ. Зачем так бувально воспринимать, это же не приключенческое произведение.
Фильм «V значит Вендетта»: психологический обзор, смысл
Фильм «V значит Вендетта» поднимает очень непростые этические, нравственные, религиозные и политические темы. Но я не буду затрагивать вышеперечисленные аспекты, а хочу поисследовать психологическую сторону происходящих в фильме событий.
Фильм на самом деле очень цепляющий, свидетельство тому высокий рейтинг и множество положительных отзывов.
Что же нас так в нем привлекает и какие струны души он мастерски задевает?
Смысл фильма «V значит Вендетта» — феномен Тени
На мой взгляд, этот фильм описывает различные аспекты феномена Тени, или архетипа Тени, который является неотъемлемой частью любого общества в целом и отдельной личности в частности.
Тень — это часть нашей личности, которая не приемлет сознанием и поэтому вынуждена скрываться в бессознательном, изредка давая о себе знать.
Любое наше качество имеет два полюса, и если мы выбираем проявлять только один из полюсов, то второй незамедлительно пополняет ряды теневой стороны личности. При этом тень может хранить в себе и положительные черты и стремления, которые не находят своего выражения в жизни человека.
Там же может быть запечатана и наша творческая энергия. Юнг говорил, что тень в терапии может проявляться в трех аспектах:
Фильм я рассмотрю с двух позиций: как историю развития личности на примере Иви и обретения ее теневой стороны, и как историю антиутопического британского общества, которое познакомилось со своей коллективной тенью.
История развития личности Иви
Итак, мы переносится в Британию, где представлена альтернативная история, когда к власти пришли нацисты. Здесь царит строгий режим, активная пропаганда и отсутствия свободы слова и самовыражения.
Этот жесткий порядок возглавляет канцлер Сатлер.
Иви — молодая девушка, которая живет жизнью тихой мышки, по принципу «не высовывайся». Иви лишилась родителей в 12 лет, когда их арестовал существующий ныне режим за активное противодействие власти. При этом девочку отдали на 5 лет на перевоспитание.
Иви живет в постоянном страхе, одна, у нее нет подруг и партнера.
«Я не хотела все время бояться, но не выходит»
Девушка мечтала быть актрисой, но после смерти матери эта мечта осталась нереализованной. Если использовать распространённое мистическое представление о том, что каждая наша встреча неслучайна, то можно предположить, что Вендетта должен был помочь Иви измениться, решить те внутренние задачи, которые она длительное время не могла решить самостоятельно.
Очевидно в тот момент, когда она потеряла своих родителей, учитывая обстоятельства ареста и прихода к власти канцлера, у Иви страх, ограничение в самовыражении и свободе быть несогласной укоренились в сознании, а смелость, стремление к самоактуализации и решительность в проявлении недовольства ушли в Тень, а поскольку эти качества очень созвучны с мужской частью личности Иви, тогда можно предположить, что Вендетта воплотил в себе ее Тень-Анимус.
Где мы можем найти подтверждение этой гипотезы.
Встреча
Иви встречает Вендетту
Можно не бояться сказать «нет» и дать агрессивный отпор. То есть Вендетта показывает абсолютно противоположную сторону, намекая на теневую часть самой Иви.
«Меня зовут Иви. Иви, И…В….И – ну да, конечно».
Возможно здесь есть намек на то, что Вендетта является ее внутренней сущностью, которую она смягчила, окружив свою личность ореалом мягкости и податливости, смягчила подобно буквам «и», которые смягчают согласные буквы.
Мечта
Иви мечтала быть актрисой, при этом Вендетта очень театрален и проигрывает с ней постоянно сцены из Шекспировских пьес, декламирует стихи и отвешивает театральные поклоны.
«Скрой кто я есть и будь моей опорой, личина мне нужна пригодная для достижения цели»
Маска часто символизирует Персону, театральная маска – это то, что мы одеваем, когда выходим в социум и отыгрываем там свои роли. Но если взять, например, истории о супергероях, то там маска помогает им проявить их сущность, которая в повседневной жизни находиться в тени, маска помогает выйти из тени и предъявить себя миру подлинным, хоть и со скрытым лицом.
Так же маска — это отличная почва для проекций, которые легко впоследствии лягут на Вендетту и со стороны Иви, и со стороны общества.
Какие же задачи предстоит решить Иви:
Иви невольно становится соучастницей преступления против существующей власти, что приводит ее в подвал, где обитает Вендетта.
Достаточно распространенный символ спуска под землю — это вход в свое бессознательное. То, что Иви втянута в эти события, но все еще противится Вендетте и его деятельности показывает, как наши сознание цепляется за старые установки противясь изменениям.
Для сознания Тень всегда олицетворение зла, порока и недопустимых желаний, поэтому сознание уверенно что она не может принести Эго пользы.
Тут важно заметить, что Вендетту нельзя рассматривать как олицетворение Тени во всеобъемлющем смысле этого явления, поскольку оно многогранно и несет в себе также деструктивные порывы и инстинктивные необузданные стремления.
Но мы лишь рассматриваем ту часть Тени, которая на данный момент была актуальна для Иви и общества настолько, что прорвалась через защиты Эго в образе Вендетты.
Тень Иви помещает ее в темницу, в которой ранее сидела сама Тень. То есть Эго-сознание должно сдаться перед грядущими трансформациями. Вендетта предает Иви испытаниям, что призваны помочь сломить мощные защитные механизмы, сформированные детской травмой утраты родителей и перевоспитанием.
Эти испытания помогут явить миру и самой Иви ее внутреннюю сущность, которая была в заточении много лет.
Иви получает в камере письма от Валери, которая как может показаться вначале сидит в соседней камере. И здесь роль Валери — это показать Иви смелость в самопредъявлении даже в ситуации, когда тебя не принимают. Показать именно то, что Иви очень не хватает.
Когда защиты разрушены и Эго не противится умиранию, это символический момент показывает рождение новой личности, Иви, которая свободна быть несогласной, Иви, которая больше не боится.
Ее стрижка как символ перерождения личности, а также намек на маскулинность, то есть обретение мужских энергий — решимости, смелости, целеустремленности, упорядоченности.
— Тебе есть куда идти?
— Нет, прежде меня бы это испугало, но теперь я ничего не боюсь
Когда задача Тени выполнена, интеграция завершена, тогда этот аспект Тени умирает, в нем она больше не нуждается.
Фашизм в антиутопическом британском обществе и его крах
В итоге Иви сыграла главную роль в величайшем представлении Британии как бы символично исполнив свою мечту о театральной сцене.
Британское общество погрязло в тревоге и страхе, подозрениях и проекциях, поэтому нуждалось в канцлере, который принесет порядок. Он воплотил их надежды и убрал тревогу всеобъемлющим контролем.
При этом общество спроецировало свою Тень на всех, кто отличался от них, на другие народы и культуры, наделив последних всевозможными негативными чертами, поддерживая свое величие, но при этом не заглядывая в свой собственный подвал.
Но спустя годы, контроль и порядок жесткого режима привел к формированию нового аспекта Тени, который нес в себе смелость, решительность сказать «нет» и свободу быть несогласным.
И эта теневая часть воплотившись в Вендетту обратилась к народу с призывом проснуться и измениться. На это ушел год, в котором постепенно начали возрастать массовые волнения и несогласие.
Тень убивает своих творцов, которые воплотили в себя всевозможные пороки, присущие темной стороне личности, сделав тень общества более светлой и положительной.
«Они сами создали меня. Есть закон согласно которому любое действие вызывает равное по силе противодействие». Вендетта
Смотря на маску Вендетты его создатели показывали свои истинные лица, которые они раннее прятали под собственной социальножелаемой маской — трусливость, ничтожность, развратность и жестокость.
Уничтожив своих создателей, Тень должна умереть, ей больше некого оттенять. Люди выходят на улицы тем самым проявляя смелость, решительность и свою свободу быть несогласными.
Вендетта тренируется
Нынешняя их Тень уже более светлая чем была раннее, когда они помогли стать канцлеру к власти. Теперь их задача интегрировать решительность в свободе самовыражения и разрушить тот жесткий порядок, в котором они нуждались раньше.
Взрыв парламента как кульминация общественного прорыва
И взрыв парламента как катарсическое освобождение накопленной энергии Тени, которая прорывается в коллективное сознание общества, и это очень сильный момент, который на мой взгляд является бриллиантом этого фильма.
Здесь мне важно уточнить, что я рассматриваю этот эпизод всего лишь как символ, а не реальный террористический акт, который конечно же не поддерживаю.
«Он Эдмон Дантес, а еще мой отец и моя мать, он мой друг, он это я и вы, он это мы все» – эти слова Иви подтверждают символику тени и то, что она является важным спутником каждого из нас. Но при этом сцена на площади символизирует и огромную опасность, поскольку в общество с этим взрывом и нарушением порядка входят силы хаоса.
На этом моменте отлично можно проследить, что задача Вендетты состояла в разрушении крепости, в которой все были в заточении и освобождении энергии для осознания и роста, но на большее его план не распространялся.
В чем его собственно и обвиняют комментаторы в критических замечаниях к фильму, но здесь и правда все достаточно логично. Поскольку Тени важно, чтобы ее услышали и энергии дали возможность беспрепятственно циркулировать, но что делать с хаосом, который придет на смену жесткому порядку – это задача Эго, нашего осознанного Я.
Поэтому столь привлекательная сцена становится и началом самой опасной ситуации, где осознанность и совладание с новым полученным ресурсом являются для общества первостепенной задачей.
Юнг в своих трудах отмечал, что на его взгляд отличным решением для того, чтобы избегать проекции собственной групповой тени на другие народы, с которыми потом приходится воевать, это демократический строй, где каждый воюет с собственной тенью и каждый занят собственными интегративными процессами.
Люди часто интересовались у доктора Юнга «Мы справимся с этим?», имея в виду катаклизмы, происходящие в современном мире.
И он всегда отвечал:
«Если достаточно людей проделает свою внутреннюю работу».
Работа души — то единственное, что может спасти нас от любых катаклизмов.
V значит Вендетта (фильм)
Экранизация культового графического романа Алана Мура и Дэвида Ллойда, вышедшая на экраны в 2006 году.
На следующий день V захватывает телецентр Джордан (в котором работает Иви), чтобы транслировать своё послание с призывом к революции всей Британии, после чего похищает Иви почти из-под носа у полиции. Расследовать дело берётся сам шеф полиции — старший инспектор Эрик Финч (Стивен Ри). Здесь присказка кончается, а история только начинается…
Содержание
Мнение авторов комикса [ править ]
« | [Фильм] был превращен в притчу об эре Буша людьми слишком робкими, чтобы действие политической сатиры происходило в их стране… Это противоречивая, тщетная и в целом бесплодная американская либеральная фантазия о ком-то с американскими либеральными ценностями, выступающего против государства, управляемого неоконсерваторами — совершенно не то, о чем комикс «V значит вендетта» — о фашизме, об анархизме, об Англии. | » |
— Алан Мур после прочтения сценария |
Помимо вышеозначенной гневной тирады, Мур выступал против того, что в фильме V выведен этаким супергероем, мстителем, спасающим мир, ведь его роль в исходной истории значительно сложнее.
И наоборот — соавтор и иллюстратор Дэвид Ллойд остался чрезвычайно доволен экранизацией.