В жкх одн что это такое
Что такое ОДН и как их оплачивать?
ОДН, или общедомовые нужды, – это сумма разницы между показаниями общедомового счётчика потреблённой электроэнергии, воды и показаниями всех квартирных счетчиков многоквартирного дома, то есть это объём потребленной электроэнергии, воды, не вошедший в оплату жильцами, но учитывающийся по показаниям общедомовых счетчиков. В настоящий момент ОДН начисляется по трем коммунальным услугам: электроэнергия, холодное водоснабжение и горячее водоснабжение.
Откуда берется эта разница? Это электроэнергия, расходуемая на работу лифтов, насосов, домофонов, освещение подъездов, подвалов, чердаков, тамбуров и приподъездной территории. Это холодная вода, которая берется из крана в подвале, расходуемая на полив, на мытье лестничных площадок и мусоропровода, на промывку коммуникационных систем. В ОДН по горячей воде могут входить расходы воды на сброс воды в стояке, когда в многоквартирном доме производится ремонт батарей, на опрессовку системы отопления после ремонта, на технологический пролив системы при подготовке к отопительному сезону. Внутридомовые потери в водосетях могут произойти, к примеру, в результате аварии в подвале.
Механизм расчета величины ОДН определен Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и различается в зависимости от наличия в доме общедомового прибора учета.
Расчет ОДН в доме, оборудованном общедомовым прибором учета
В данном случае ОДН определяется как разница между объёмом, который показал общедомовой счетчик, и суммой показаний индивидуальных счётчиков. Эта разница распределяется между всеми собственниками пропорционально площади их квартиры.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии определяется по формуле: А= В ×С, где:
Расчет ОДН в доме, при отсутствии прибора учета
Если общедомовой прибор учета не установлен, то объем ОДН рассчитывается по нормативу и распределяется между потребителями пропорционально доле в общей площади помещений в многоквартирном доме, принадлежащей каждому потребителю. Если общедомовой прибор учета установлен, но в жилых (нежилых) помещениях такой прибор отсутствует, показатель ОДН определяется как разница между объёмом, который показал общедомовой счетчик, и расходов по нормативу в квартирах, не оборудованных приборами учёта.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению:
а) в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии определяется по формуле: А = B×C×D, где:
б) в нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» с 1 июня 2013 года размер начислений на коммунальные услуги ОДН по общедомовому прибору учета не может быть выше соответствующих нормативов потребления. Если начисления на многоквартирный дом будут больше, то образовавшуюся разницу будет обязан оплатить исполнитель коммунальных услуг.
Следует отметить, что ОДН распределяются пропорционально площади и не зависят ни от количества зарегистрированных, ни от числа фактически проживающих в квартире человек, соответственно оплата ОДН обязательна даже тогда, когда в квартире отсутствуют зарегистрированные проживающие лица.
В случае, когда некоторые жильцы пренебрегают обязанностью по оплате ОДН, если в доме установлен общедомовой прибор учета, другим жителям платить за него не придется, поскольку расход, начисленный им по нормативу (при отсутствии у жильца прибора учета), обязательно будет отниматься от расхода по общедомовому прибору учета. Если же в квартире неплательщика установлен счетчик, то главное, чтобы жилец вовремя передавал свои показания.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
РАСЧЕТ ОДН: КАК НАЧИСЛЯЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ОДН
В отдел информирования и консультирование потребителей поступают очень много вопросов от жителей многоквартирных домов, связанных с порядком расчета, начисления и оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома (так называемая электроэнергия ОДН).
Расчет электроэнергии ОДН производится на основании Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года и в соответствии с » Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов«, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Итак, что такое ОДН. Расшифровывается как общедомовые нужды.
Ведь ни для кого не секрет, что в любой многоквартирный дом поступает объём коммунального ресурса (электроэнергия, газ, вода или тепловая энергия) больше, чем потребляется жителями в своих квартирах в связи с тем, что в любом доме часть их коммунальных ресурсов расходуется на общие нужды дома.
При этом, в соответствии с вышеуказанными Правилами собственники помещений в таком многоквартирном доме, обязаны оплачивать как потребление электроэнергии в своем помещении (квартире или магазине), так и производить оплату доли ОДН (на электроэнергию, воду или тепло).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Давайте разберемся с начислением электроэнергии ОДН по порядку и на простых примерах.
1. Самый распространенный случай: многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, а его помещения (как квартиры, так и нежилые помещения) частично оборудованы индивидуальными приборами учета.
Расход потребления электроэнергии на ОДН для каждого помещения рассчитывается по формуле № 12 Правил будет выглядеть следующим образом:
V- общий объём потребления электроэнергии по показаниям обшедомового счётчика (пример: 20 923квтч)
Si – общая площадь квартиры №1 (пример: 77кв.м).
ОДН для квартиры №1 = 25 квтч
Все данные, необходимые для расчёта ОДН, должны быть указаны в квитанции, которые Вам присылают для оплаты.
2. Как производится начисление ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта.
В этом случае расчет расхода потребления электроэнергии на общедомовые нужды для каждого жилого помещения (квартиры) рассчитывается по формуле №15 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и будет выглядеть следующим образом:
ОДН для квартиры № 2 = Nодн х Sон х (Si ÷ Sоб) где:
Nодн – норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Si – общая площадь квартиры
В свою очередь, собственник помещения обязан произвести оплату ОДН по электроэнергии в составе общего платежа за электрическую энергию.
За консультациями по оплате ОДН обращайтесь по телефону 57-11-81.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта СОИ и ОДН — ищем различия вместеВ состав платы на содержание общего имущества — сокращенно СОИ — входят коммунальные ресурсы, которые управляющая организация расходует на обслуживание общедомового имущества, а именно: Не включают в СОИ расходы на тепловую энергию. Они входят в общий платеж за отопление как коммунальную услугу. Общедомовые нужды (ОДН) — коммунальные ресурсы (электроэнергия, холодная вода и т. д.), которые идут на содержание общего имущества многоквартирного дома. Это определение в своем первоначальном понятии (как коммунальная услуга) в законе осталось применительно к трем случаям: С 1 января 2017 года ресурсы, потребляемые на обслуживание общедомовой собственности, могут учитываться по двум взаимоисключающим статьям: Раньше ресурсы, идущие на общедомовые нужды, жильцы оплачивали по показаниям общедомовых счетчиков. Из величины расходов по всему дому вычиталась сумма того, сколько потребители израсходовали в своих квартирах (по показаниям индивидуальных счетчиков или нормативов потребления коммунальных услуг). Эта разница и составляла расходы на ОДН, которые распределялись между собственниками пропорционально занимаемой площади. Теперь размер расходов на общедомовые нужды определяется исходя из установленных региональными властями нормативов (ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса). Расчет СОИ зависит от двух факторов: установлен ли общедомовой счетчик и установлен ли счетчик в квартире. Если в доме есть общедомовой счетчик, то СОИ — разница между показаниями одного коллективного счетчика и всех индивидуальных, установленных в квартире. Если в доме нет общедомового счетчика, СОИ начисляется по нормативу, утвержденному властями. Норматив умножается на площадь мест общего пользования и делится на собственников пропорционально площади квартир. Роспотребнадзор (стенд)Роспотребнадзор (стенд)Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфереОбщедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфереОбщедомовые нужды (ОДН) – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме. К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета. К таким коммунальным услугам относят: Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К нему относят: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Порядок расчета ОДН. Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета. Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков за расчетный период. Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения. Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги предоставленные на ОДН не начисляется. При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади. Плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета. Если же такой прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, начисление платы за оказание коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется по утвержденным нормативам. Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, являются её коллективным собственником. То есть, каждому из собственников принадлежат часть инфраструктуры дома. Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности. Наиболее частые причины высокой платы за ОДН. 1) Некорректный расчет платы за ОДН; 2) Незаконные подключения к инженерным коммуникациям многоквартирного дома; 3) Несоответствие прописанных в многоквартирном доме реально проживающих в нем. Собственники оплачивает ОДН по нормативу, но используется гораздо больше коммунальных ресурсов. Этот перерасход идет в ОДН, который в последствии распределяется между всеми собственниками. Способы снижения платы за ОДН. 1) Установить индивидуальные счетчики во всех квартирах и нежилых помещениях, не использующихся в общедомовых целях, чтобы платить за фактическое потребление, а не по нормативу. 2) Своевременно передавать показания индивидуальных счетчиков. Если собственники не передают показания вовремя, то от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета отнимается среднее значение потребления за последние 3 месяца. Кроме того на сумму ОДН оказывают существенное влияние: · достоверность сведений об общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества; · достоверность сведений о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме; · фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п. 56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей. Действия потребителей при нарушении их прав при начислении ОДН. Если нарушаются права потребителей при начислении платы за ОДН, то следует обратиться в соответствующие инстанции. В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию. В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Государственный жилищный надзор – утвержденный Правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственный жилищный надзор работает в каждой области, республике, крае Российской Федерации. В Республике Калмыкия государственный жилищный надзор осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, расположенный по адресу: г. Элиста, ул.Дармаева, д.21. Муниципальный жилищный контроль – органы местного самоуправления осуществляют муниципальный жилищный контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. На территории Республики Калмыкия муниципальный жилищный контроль осуществляют администрации муниципальных образований. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор. Также, на базе структурного подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» функционирует Консультационный центр для потребителей. Основной целью его деятельности являются повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему. У специалистов Роспотребнадзора также можно получить консультацию по вопросам, отнесенным к компетенции ведомства. Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» расположен по адресу: г. Элиста, ул.Балакаева, д.8, телефон 8(84722) 4-12-26. Территориальным органом Роспотребнадзора в Республике Калмыкия является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, расположенное по адресу: г. Элиста ул. Балакаева, д.8, телефон «Горячей линии» 2-57-02, 2-96-57, 2-99-30. Как с 1 июля изменился расчёт платы за ОДН в домах без УО и ТСЖЭксперты и СМИ говорят о новом постановлении Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 в основном в свете передачи обязанности по установке и замене ИПУ электроэнергии от собственников помещений поставщикам этого ресурса и сетевым организациям. Но оно касается и других РСО. Узнайте, каких и почему. Подход к расчёту платы за ОДН в домах с непосредственным управлением изменило ПП РФ № 950В новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец рассказала об одном из нововведений в сфере расчёта платы за коммунальные услуги, введённом постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950: ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее. С 1 июля 2020 года для расчёта ОДН в домах без УО/ТСЖ не применяется норматив потребленияВ домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН. До появления ПП РФ № 950 размер платы для потребителей за коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитывался исходя из объёма, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса. То есть ресурсоснабжающая организация, независимо от фактического количества поставленного КР, могла выставить жителям дома к оплате только нормативный объём (абз. второй п. 44 ПП РФ № 354). Сверхнорматив оплачивала сама РСО. ПП РФ № 950 изменило эту ситуацию. С 1 июля 2020 года абз. 2 п. 44 ПП РФ № 354 утратил силу, и теперь расчёт платы за все коммунальные услуги, кроме теплоснабжения, в домах без УО/ТСЖ/ЖК ведётся исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учёта. РСО вправе выставить жителям МКД весь потреблённый объём. РСО вправе выставить собственникам к оплате весь фактически потреблённый ими объём ресурса на ОДНКак рассказала в видео Елена Шерешовец, норма ПП РФ № 950 о том, что РСО могут выставлять потребителям в домах без УО/ТСЖ или кооператива полный объём потреблённого ими коммунального ресурса, правильная. Только, как всегда, есть «но». Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента. Эксперт в видео рекомендует поставщикам ресурсов сначала системно проработать вопрос в каждом конкретном доме, а затем уже выставлять плату за ОДН по факту потребления. Если объём ОДН в доме большой, РСО следует провести ряд мероприятий для его снижения. Что нужно сделать, вы можете узнать, посмотрев выпуск онлайн-журнала. Если поставщик ресурса не хочет проблем с органами власти и надзора и негатива в СМИ и соцсетях в свой адрес, выставлять потребителям ОДН исходя из факта, а не норматива следует только после того, как проведена работу по снижению ОДН в доме. Как отметила Елена Шерешовец, изменения в законодательстве – хороший стимул для проведения мероприятий по уменьшению объёмов ОДН в домах с непосредственным управлением, ведь иногда на них просто нет ни времени, ни сил, ни рабочих рук. На заметкуПостановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950, помимо корректировки порядка расчёта платы за ОДН в домах без управляющей организации или ТСЖ/кооператива, внесло изменения в порядок установки и ремонта индивидуальных приборов учёта электроэнергии. Если раньше за это отвечали собственники помещений, то с 1 июля 2020 года такие обязанности перешли к энергосбытовым и сетевым компаниям. Подробный обзор ПП РФ № 950, а также Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ, читайте в нашей следующей статье. Следите за обновлениями!
|