В восточной римской империи рабство было развито слабее чем в западной
Конспект урока по истории на тему «Второй Рим. Век Византии» (6 класс)
Конспект урока для 6 класса по курсу
«Всеобщая история. История Средних веков»
Тема урока: Второй Рим. Век Византии.
Тип урока: изучение нового материала
Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи;
Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи;
Продолжить развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты; продолжить формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой карты.
Основные методы обучения:
методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.
Средства обучения: карта «Римская империя в V веке», учебник М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова «Всеобщая история. История Средних веков»,мультимедиа-презентация.
Основные понятия и термины темы урока: Константинополь, Византия, ойкумена, ромеи, всилевс, сенат, димы, крестово-купольный храм, мозаика, икона.
План изучения нового материала:
Возникновение и особенности развития Византии;
Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.
Виды деятельности на уроке
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Рассказ учителя с элементами беседы
Приветственное слово учителя, знакомство учителя с классом. Проверка наличия учебников, тетрадей, атласов.
II этап. Изучение нового материала.
Возникновение и особенности развития Византии.
— Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь? (330 год, Константин Великий) Почему?
— Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную? (395 год)
Учитель: Итак, изучая историю Древнего мира в прошлом году, мы с вами узнали, что в 330 году римский император Константин Великий – первый император-христианин – основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византий. Своей новой столице Константин дал гордое имя Новый Рим.
Под ударами варваров в 476 году Западная римская империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще тысячу лет.
Покажите на карте Италию, Рим, территорию Римской империи, Западную Римскую империю, Восточную Римскую империю, страны и области, которые вошли в состав Восточной Римской империи.
Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?
— в Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной римской империи;
— между городом и деревней сохранился торговый обмен;
— в городах существовали торговля и ремесла;
— Император имел возможность содержать армию и флот;
— Византия могла отбивать натиск внешних врагов.
Учитель: Император обладал почти неограниченной властью :
— мог казнить подданных;
— конфисковать их имущество;
— смещать и назначать на должность.
Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства.
Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны.
Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, т.е. образовывать симфонию. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви.
Качества, которыми должен был обладать император Византии:
— талантом государственного деятеля;
— проявлять усердие в вере.
Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца, и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными.
В то же время для общества, простых людей император – подобие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен. Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом возвышении.
Кроме прав, у византийского императора были и обязанности – забота о подданных. Считалось, что это залог прочности и гармоничности государства. Император должен править «ради истины», «как раб и слуга Божий». Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.
Непрочность положения императорской власти усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Судьба многих императоров была трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а срок царствования – коротким. Неугодных императоров смещали, но сама императорская власть была неприкосновенной.
Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.
Имперская власть и общество
От Римской империи Византия унаследовала элементы республиканского строя.
Что такое республика?
— они участвовали в торжествах;
— участвовали в провозглашении императора.
Формально император выбирался Сенатом, армией и народом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская аристократия.
Император нарекался василевсом (царем), а также автократом (самодержцем). Имперская власть отнимала у общества следующие права:
— право участия в политической жизни общества.
Сильная централизация, самодержавие помогали Византии сохранить свою целостность. Но византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость. Возможности императоров не были безграничны:
— император был скован в реформаторской деятельности;
— император являлся только хранителем традиций и обычаев;
— власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.
Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.
В 518 году Сенат, жители Константинополя и гвардия провозгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь назначил свои соправителем Юстиниана (т.е. своего племянника). В 527 году – после смерти дяди – 45-летний Юстиниан стал самодержцем империи ромеев.
Юстиниан получил власть в очень трудное время:
— от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;
— в христианской церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа («Был ли Христос богочеловеком?»);
— местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались;
— в городах часто происходили бунты;
— в империи наметился финансовый кризис.
Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо понимал, что спасти империю можно, только предприняв решительные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан, так как, будучи православным христианином, богословом и политиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.
Начало правления Юстиниана отмечается:
— раздачей средств бедным;
Укреплялись позиции христианской церкви. В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались гонения иудеев, самаритян.
Самое главное и важное событие начала правления Юстиниана – реформа права. В 528 году была учреждена комиссия из самых опытных государственных деятелей и юристов. Комиссия подготовила собрание императорских указов:
— свод сочинений римских юристов;
— руководство по изучению права.
Была создана единая система имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека, но при этом рабство не отменялось. Однако раб теперь имел много возможностей освободиться:
— если стал солдатом;
— если ушел в монастырь;
— если стал епископом.
Раба теперь нельзя было убивать. По новым законам Юстиниана, женщины в семье уравнивались в правах с мужчинами. Был запрещен развод. Но оставались еще пережитки строго времени. Не была отменена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди. Знатных казнили через обезглавливание.
Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора. По словам историка Прокопия Кессарийского, Юстиниан мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— Юстиниан проводил реформы согласно библейским заповедям (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно подверг население империи тяжелому налоговому гнету;
— Юстиниан пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить со злоупотреблениями чиновников;
Укрепление позиций церкви, духовная поддержка православия сыграли огромную роль для восстановления средневекового общества. Кодекс Юстиниана стал основой европейского права грядущих времен.
Юстиниан в течение долгого времени воевал против варваров, которые образовали свои государства на развалинах Западной Римской империи. Византийский император предпринимает попытку восстановить в прежних границах римскую империю. Это вызвало сопротивление местных жителей, так как они были против восстановления прежних порядков.
Только через 15 лет удалось подчинить Северную Африку, 20 лет понадобилось для овладения Италией. Юстиниану удалось захватить юго-восточную часть Пиренейского полуострова.
Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись жестокостью и кровопролитием. Империя Юстиниана находилась в окружении языческих и варварских государств, оставаясь последним прибежищем цивилизации.
Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия вынуждена была вести войны с Ираном. По мирному договору Византия уступила персам часть территорий и вынуждена была платить ежегодную дань.
После смерти Юстиниана часть завоеванных земель была утеряна. Империя сократилась почти в три раза.
— Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?
Образование и научные знания
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.
Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.
Математика: введено буквенное обозначение в алгебре. Эти знания нашли применение в астрономии, строительстве, исчислении сбора налогов;
Медицина: в XI веке при монастыре была открыта больница. Для обучения медицине было создано медицинское училище. Составлены пособия по медицине;
География: составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и народов;
История: исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев.
Искусство: архитектура, иконопись, мозаика
— Какое впечатление собор Св. Софии производит на живущих в XXI веке?
Учитель: Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем его внешний вид.
В X – XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленном на круглом возвышении – барабане.
Далее учебный материал излагается в рамках учебника.
— Почему Восточная Римская империя называлась Византийской? Как и когда она возникла?
— Какие страны включала в себя Византийская империя?
— Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?
— Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
— Какой существовал канон в оформлении христианского храма?
Домашнее задание: § 1-2,вопросы, термины, рабочий лист
Рабочий лист № 2. История средних веков.
Конспект по истории Средних веков на тему «Византия при Юстиниане»
ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ
Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев.
Выявить особенности феодализма в Византии.
Продолжить развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.
♦ Основные термины и понятия: ромеи, симфония, димы, Сенат, василевс, автократия.
Оборудование: карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI — XI вв.»;
Ход урока I . Проверка домашнего задания.
Проверяется уровень знания учащимися темы № 1 «Западная и Центральная Европа в V — XI вв.». Вопросы и задания:
=> Что было общего в занятиях и общественном устройстве германцев и славян в I — II вв. н. э.?
=> Как возникли государства франков и славян? Общее и особенное.
=> Причины норманнских походов.
=> Роль христианства в укреплении королевской власти и в развитии культуры.
=> Причины и последствия феодальной раздробленности.
II . Изучение нового материала.
ПЛАН Особенности развития Византии.
Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.
Борьба с внешними врагами.
1. Особенности развития Византии.
поставить перед учащимися проблемный вопрос :
=> Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия?
также провести беседу по следующим вопросам: => Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь?
=> Когда Римская империя разделилась на Западную и Вос точную?
В 395 году произошел раздел единой Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Ви зантию).
Учащимся предлагается показать на карте страны и области, кото рые вошли в состав Восточной Римской империи.
Карта «Византийская империя в IX веке и славяне в VI — XI вв.» создает представление о выгодном географическом положении Восточной Римской империи: Византия находилась на пересечении
морских и сухопутных торговых путей, которые связывали Европу и страны Востока.
=> Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?
В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной Римской империи.
Между городом и деревней сохранился торговый обмен.
В городах существовали торговля и ремесла.
Император имел возможность содержать армию и флот.
5. Византия могла отбивать натиск внешних врагов.
2. Власть императора.
Император обладал почти неограниченной властью:
мог казнить подданных;
конфисковать их имущество;
смещать и назначать на должность. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил
армией, определял внешнюю политику государства.
Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны.
Учитель обязательно объясняет учащимся сущность имперской идеи.
Римский император обязан был подчиняться закону. К этому же стремились и в Византии.
Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, то есть образовывать симфонию. Император был не только мирским пра вителем, но и главой церкви.
Учащиеся подводятся к заключению:
Качества, которыми должен был обладать император Византии:
талантом государственного деятеля;
проявлять усердие в вере.
Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными.
Император должен править «ради истины», «как раб и слуга Божий».
Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста.
Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому про исхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.
От Римской империи Византия унаследовала элементы рес публиканского строя.
они участвовали в торжествах;
участвовали в провозглашении императора.
Формально император выбирался Сенатом, армией и народом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская аристократия.
В конце VII века утрачивают свои позиции димы. В X веке император Лев VI уничтожил остатки городского самоуправления.
Изменен обряд вступления императора на престол: если раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме, то теперь его величали на царство как Божьего избранника в храме Святой Софии.
Император нарекается василевсом (царем), а также автократом (самодержцем).
Имперская власть отнимает у общества следующие права:
право участия в политической жизни общества.
Последствия установления имперской власти Сильная централизация, самодержавие помогали Византии сохранить свою целостность.
Но византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость.
Возможности императоров не были безграничны:
император был скован в реформаторской деятельности;
император являлся только хранителем традиций и обычаев;
власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.
Те процессы, которые происходили в Византии, шли незави симо от государственной власти, выходили из-под ее контроля. Власть использовала свою силу лишь для того, чтобы препятствовать появлению нового.
Общество Византии имело свои особенности:
феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, не оформились в сословие;
положение аристократии было также неустойчивым. Мно гое зависело от личности императора. Долгое время правящая элита
была открытым слоем, и проникнуть в нее было возможно не только благодаря происхождению, но и личным заслугам или расположе нию императора. Но правящая верхушка находилась в постоянном напряжении. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма угрожали аристократии так же, как и всякому другому жителю империи.
Следовательно, при императорском дворе были интриги и за говоры.
Церковь и государство Отношения между ними были очень сложными. Церковь имела огромное влияние и воздействие на общество, императоры были заинтересованы в поддержке церкви.
Духовенство до XII века было отстранено от участия в адми нистративной деятельности, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. Экономическое положение за висело от пожалований (пожертвований) частных лиц и императора. Постепенно у церкви скапливались богатства, она становилась экономически независимой. Высказывались попытки участия церкви в политической жизни Византии. Константинопольские патриархи претендовали на руководящую роль в государстве, но императоры, обладая большей властью, могли смещать и назначать патриархов. Византийской церкви не удалось стать самостоятельной. Отношения государственной власти и церкви были далеки от идеи «симфонии».
Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.
Вопрос о власти императора рекомендуется рассмотреть на примере правления Юстиниана I (527-565 гг.).
Юстиниан I родился около 482 года в семье бедного крестья нина. В Константинополь Юстиниан был приглашен своим дядей Юстином, который в то время был очень влиятельным придворным. Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему должность при дворе.
— от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;
в христианской церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: «Был ли Христос богочеловеком?»;
местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались;
в городах часто происходили бунты;
— в империи наметился финансовый кризис.
Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо
понимал, что спасти империю можно, только предприняв решительные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан, так как, будучи православным христианином, богословом и поли тиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.
Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».
Начало правления Юстиниана отмечается:
раздачей средств бедным;
помощью пострадавшим от землетрясения городам. Укреплялись позиции христианской церкви.
В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались гонения иудеев, самаритян.
свод сочинений римских юристов;
руководство по изучению права.
Была создана единая система имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом.
Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Рабст во не отменялось, но раб теперь имел много возможностей освобо диться:
если стал солдатом;
если ушел в монастырь;
если стал епископом.
Теперь раба нельзя было убивать. По новым законам Юстиниана, женщины в семье теперь уравнивались в правах с мужчина ми. Был запрещен развод.
Но оставались еще пережитки старого времени. Не была от менена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди:
их жгли на кострах;
распинали на кресте;
избивали розгами до смерти и т. д.
Знатных людей казнили через обезглавливание.
Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.
По словам историка Прокопия, Юстиниан мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повин ных людей».
Самым тяжелым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы (541-543 гг.), которая унесла половину населения.
Последние годы правления Юстиниана прошли спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.
Вместе с учащимися учитель подводит итог внутренней политике Юстиниана I и делает выводы:
• Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей:
— облегчал положение рабов, и одновременно население империи подвергалось тяжелому налоговому гнету.
Юстиниан пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить со злоупотреблениями чиновников;
Юстиниан пытался примирить разногласия в христианской церкви.
Укрепление позиций церкви, духовная поддержка православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс Юстиниана I стал основой европейского права гряду щих столетий.
Юстиниан в течение долгого времени воевал против варвар ских королевств, которые возникли на развалинах Западной Рим ской империи. Варварские королевства переживали глубокий кри зис. Что же происходило? Основное население было православным, а варвары (вандалы и готы) были арианами. Учение ариан было объявлено ересью.
Внутри варварских королевств шел процесс социального рас слоения, росла рознь между знатью и простым народом. Постепенно это привело к ослаблению боеспособности армий. Интересами государств никто не занимался, так как королевская знать варваров была опутана интригами и заговорами.
Юстиниан предпринимает попытку восстановить в прежних границах Римскую империю. Это вызвало сопротивление местных жителей, так как они были против восстановления прежних порядков. Началось широкое сопротивление притеснению чиновников и грабежам, мародерству солдат. Византийские войска терпят поражение. Юстиниан посылает новую армию для наведения порядка. Только через 15 лет удалось подчинить Северную Африку, 20 лет понадобилось для овладения Италией.
Юстиниану удалось захватить юго-восточную часть Пиренейского полуострова.
Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись жестокостью и кровопролитием. Империя Юстиниана находилась в окружении языческих и варварских государств, оставаясь последним прибе жищем цивилизации.
Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия вынуждена была вести войну с Ираном. По мирному договору Ви зантия уступила Ирану часть территорий и вынуждена была платить ежегодную дань.
После смерти Юстиниана часть завоеванных Византией тер риторий была утеряна. Варварские государства заняли свои прежние владения.
Учитель может поставить проблемный вопрос:
=> Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую им перию была обречена на неудачу?
В ходе беседы учащиеся приходят к следующему выводу:
Невозможно остановить или повернуть по своему желанию историческое развитие страны.
Нельзя вернуть старые порядки, тем более без поддержки местного населения.
=> Определить, какие народы вторглись в пределы Византий ской империи. (Славяне, арабы).
=> Определить, какие области были завоеваны арабами, сла вянами; какие заселены славянами.
Вывод: Византийская империя с большим трудом отбивала нападения славян, арабов. В результате войн Византийская империя потеряла Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку.
=> Показать территорию Византийской империи при Юсти ниане; после его смерти.
Вывод: Империя сократилась почти в три раза.
III . Закрепление изученного материала.
Закрепление проводится в процессе решения проблемно го вопроса, поставленного в начале урока:
=> Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия? (Рекомендуется оформить в виде таблицы.)
§6, знать ответы на вопросы.
* Подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана».