В виде чего может быть представлен статистический материал ответ
Г. Статистические материалы
Необходимо различать собственно статистические материалы и материалы статистического характера. К последним могут быть отнесены любые массовые данные, которые могут быть подвергнуты статистической обработке. Материалы статистического характера иллюстрируют процесс зарождения и становления документов статистики.
Статистика обычно рассматривается как система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня и выработки управленческих решений.
В то же время статистика отличается от учетной документации. Последняя обеспечивает реализацию уже принятых решений (учет произведенного, сделанного), в то время как статистические данные собираются для выработки управленческих решений вплоть до долговременной политики в той или иной сфере.
Статистические источники характеризуются своим созданием на основе научно-обоснованной программы, количественной (описательно-цифровой) информацией, массовым характером изучаемых объектов, определением критериев и принципов сбора и группировки материала, комплексным характером сведений; чертами, присущими массовым источникам. Следует заметить, что именно наличие вышеназванной программы статистического обследования не всегда позволяет безоговорочно применять к нему методы математической статистики. На уровне программы под влиянием идеологических и других факторов могут быть заложены такие искажения, которые отнюдь не будут являться погрешностями вычислений.
В процессе развития статистически происходит как становление собственно статистических учреждений, так и определение основных направлений: демографической статистики (статистики народонаселения), статистики сельского хозяйства и промышленности.
Статистические источники содержать массовые, преимущественно количественные, данные. Правильное их использование позволяет определить в совокупности явлений те, что кажутся случайными, характерные для них закономерности развития. Выявление отмеченных закономерностей проходит путем сравнения количественных данных, однако для этого необходимо изучение сопоставимости (однородность) статистических данных. Ибо статистические сведения содержат не только количественные, но и качественные характеристики. Изменения территории или других параметров изучаемого объекта не дают возможности сопоставить статистические данные в полном объеме.
Основные принципы использования статистических данных касаются, таким образом, трех сторон: полноты, точности и однородности изучаемых данных. Во-первых, статистические данные должны быть достаточно полными в смысле охвата ими всех важнейших элементов изучаемого явления или процесса. Для определения же точности статистических данных необходимо определить источник их происхождения: заимствованы ли они из анкеты, заполнявшейся заинтересованным в результатах лицом, или же получены он статистика, обязанного точно описывать изучаемые явления; данные собирались подготовленными специалистами, или же случайными лицами, среди которых могли быть и те, кто не имел элементарных представлений о правилах статистического учета. И, наконец, сравниваемые сведения должны быть однородными (сравниваться должны однородные явления, процессы, объекты по определенным, точно определенным параметрам).
Формирование статистических источников включает следующие стадии: 1) подготовительная работа, сбор сведений, 2) сведение (обработка) первичных данных и подготовка их к печати. Историк, имея дело преимущественно с публикациями (материалами разработки), должен получить представление об обеих стадиях, даже в тех случаях, когда первичные материалы подлежали уничтожению (материалы всеобщих переписей). Необходимо также знание языка, терминологии статистики и обязательный учет документов, определивших условия сбора и обработки информации.
Статистические материалы — один из основных источников географической информации.
Статистика — это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей.
В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи:
1. Сбор статистических данных, когда статистическая информация может быть взята в готовом виде из различных публикаций (статистических сборников, справочников, информационных бюллетеней, из газет, журналов, карт, атласов), а может быть собрана в ходе специально организованного статистического наблюдения как целенаправленного обследования. Получение необходимых исходных данных является не только первоначальной задачей, но и наиболее трудной и важной операцией любого исследования, поэтому статистическому наблюдению уделяют существенное внимание.
2. Обработка собранной информации, в ходе чего полученные количественные данные обращаются и систематизируются посредством статистической сводки и группировки, через которые достигается возможность их дальнейшего использования в географическом исследовании.
3. Анализ и интерпретация данных — это их сравнение, сопоставление друг с другом, расчет из исходных величин необходимых статистических показателей, получение выводов, и выявление соответствующих особенностей и закономерностей развития рассматриваемых объектов и явлений.
4. Представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме, так чтобы сделать ее удобной для хранения и доступной для дальнейшего использования, наглядного восприятия всеми, кто будет ее применять.
Решение этих задач статистики создает возможности для формирования информационной базы географии, в которой количественные данные занимают важное место.
К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.
Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн. км2, что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай или США. По численности населения она входит в десятку крупнейших стран. На 1 января 2009 г. в России проживают 141,9 млн. человек.
Относительная величина выражает результат сопоставления статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные закономерные изменения географических явлений, например плотность населения.
Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.
Для того чтобы научиться работать со статистическими таблицами, надо в первую очередь представлять, как они организованы.
Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф, снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей.
При чтении любой статистической таблицы начинают с общего заголовка.
Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, на картах и картосхемах.
Очевидно, что статистическая информация быстро устаревает и требуется ее постоянное обновление. В этом могут помочь образовательные ресурсы Интернет.
Задания по разделу 1.3
1. Используя данные таблицы «Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ», определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2006 год наблюдался рост численности всего населения.
Численность населения и площадь территории отдельных субъектов РФ
Статистические материалы
Источниковедение.
Классификация источников.
Законодательные акты и нормативные документы.
Документы бывают российского (федерального) и регионального уровня. Эти документы позволяют нам раскрывать какие проблемы были более выражены того или иного времени, и как эти проблемы регулировались на каком-либо уровне.
Нормативные документы помогаю вывить политику государства, а так же способы ее реализации на местах.
Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками.
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Делопроизводственная документация различных органов и учреждений.
Делопроизводственные документы — самый многочисленный вид исторических источников. В широком смысле к ним относится весь комплекс документации, образующейся в результате деятельности любого органа управления, независимо от масштаба и формы собственности объектов управления.
Статистические материалы.
Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.
Существует три вида группировки статистики:
Аналитическая группировка — позволяет выявить связь между группировками.
Типологическая группировка — разделение исследуемой совокупности на однородные группы.
Структурная группировка — в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, по определенному признаку.
Группировки бывают первичными и вторичными. Первичные группировки получаются в ходе статистических наблюдений. А вторичные осуществляются на основании первичной.
Статистические методы — методы анализа статистических данных. Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надёжность и испытания, планирование экспериментов.
Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.
Выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):
а) разработка и исследование методов общего назначения, без учёта специфики области применения;
б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;
в) использование статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных в решении прикладных задач, например, с целью проведения выборочных обследований.
Прикладная статистика — это наука о том, как обрабатывать данные произвольной природы. Математической основой прикладной статистики и статистических методов анализа является теория вероятностей и математическая статистика.
Государственная статистика – это деятельность, осуществляемая органом государственной статистики и его службами. Эта деятельность направлена на осуществление функций по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.
Предоставление статистической информации – главная задача органов государственной статистики и продукция их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогой является та информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.
Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В двух городах – Москве и Санкт-Петербурге — имеются местные комитеты по статистике, то же – в автономных республиках. В краях и областях также работают комитеты статистики. Низовым звеном являются районные инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городов.
Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении и данных в удобном пользователю виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центробанком РФ и его конторами на местах, Минфином РФ и его местными органами, Госкомимуществом РФ и его службами. Комитетом по труду и занятости РФ ит.д.
Периодическая печать.
Заметки корреспонденции в местных и центральных газетах.
Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.
Г. Статистические материалы
Необходимо различать собственно статистические материалы и материалы статистического характера. К последним могут быть отнесены любые массовые данные, которые могут быть подвергнуты статистической обработке. Материалы статистического характера иллюстрируют процесс зарождения и становления документов статистики.
Статистика обычно рассматривается как система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня и выработки управленческих решений.
В то же время статистика отличается от учетной документации. Последняя обеспечивает реализацию уже принятых решений (учет произведенного, сделанного), в то время как статистические данные собираются для выработки управленческих решений вплоть до долговременной политики в той или иной сфере.
Статистические источники характеризуются своим созданием на основе научно-обоснованной программы, количественной (описательно-цифровой) информацией, массовым характером изучаемых объектов, определением критериев и принципов сбора и группировки материала, комплексным характером сведений; чертами, присущими массовым источникам. Следует заметить, что именно наличие вышеназванной программы статистического обследования не всегда позволяет безоговорочно применять к нему методы математической статистики. На уровне программы под влиянием идеологических и других факторов могут быть заложены такие искажения, которые отнюдь не будут являться погрешностями вычислений.
В процессе развития статистически происходит как становление собственно статистических учреждений, так и определение основных направлений: демографической статистики (статистики народонаселения), статистики сельского хозяйства и промышленности.
Статистические источники содержать массовые, преимущественно количественные, данные. Правильное их использование позволяет определить в совокупности явлений те, что кажутся случайными, характерные для них закономерности развития. Выявление отмеченных закономерностей проходит путем сравнения количественных данных, однако для этого необходимо изучение сопоставимости (однородность) статистических данных. Ибо статистические сведения содержат не только количественные, но и качественные характеристики. Изменения территории или других параметров изучаемого объекта не дают возможности сопоставить статистические данные в полном объеме.
Основные принципы использования статистических данных касаются, таким образом, трех сторон: полноты, точности и однородности изучаемых данных. Во-первых, статистические данные должны быть достаточно полными в смысле охвата ими всех важнейших элементов изучаемого явления или процесса. Для определения же точности статистических данных необходимо определить источник их происхождения: заимствованы ли они из анкеты, заполнявшейся заинтересованным в результатах лицом, или же получены он статистика, обязанного точно описывать изучаемые явления; данные собирались подготовленными специалистами, или же случайными лицами, среди которых могли быть и те, кто не имел элементарных представлений о правилах статистического учета. И, наконец, сравниваемые сведения должны быть однородными (сравниваться должны однородные явления, процессы, объекты по определенным, точно определенным параметрам).
Формирование статистических источников включает следующие стадии: 1) подготовительная работа, сбор сведений, 2) сведение (обработка) первичных данных и подготовка их к печати. Историк, имея дело преимущественно с публикациями (материалами разработки), должен получить представление об обеих стадиях, даже в тех случаях, когда первичные материалы подлежали уничтожению (материалы всеобщих переписей). Необходимо также знание языка, терминологии статистики и обязательный учет документов, определивших условия сбора и обработки информации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
7 методов статистического анализа, которые может применять каждый
Деятельность людей во множестве случаев предполагает работу с данными, а она в свою очередь может подразумевать не только оперирование ими, но и их изучение, обработку и анализ. Например, когда нужно уплотнить информацию, найти какие-то взаимосвязи или определить структуры. И как раз для аналитики в этом случае очень удобно пользоваться не только разными техниками мышления, но и применять статистические методы.
Особенностью методов статистического анализа является их комплексность, обусловленная многообразием форм статистических закономерностей, а также сложностью процесса статистических исследований. Однако мы хотим поговорить именно о таких методах, которые может применять каждый, причем делать это эффективно и с удовольствием.
Статистическое исследование может проводиться посредством следующих методик:
Далее мы рассмотрим каждый из них более подробно. Но отметим, что представим лишь основные характеристики без подробного описания алгоритмов действий. Впрочем, понять их не составит никакого труда.
Статистическое наблюдение
Статистическое наблюдение является планомерным, организованным и в большинстве случаев систематическим сбором информации, направленным, главным образом, на явления социальной жизни. Реализуется данный метод через регистрацию предварительно определенных наиболее ярких признаков, цель которой состоит в последующем получении характеристик изучаемых явлений.
Статистическое наблюдение должно выполняться с учетом некоторых важных требований:
Также статистическое наблюдение может иметь две формы:
Кроме того, статистическое наблюдение может быть категоризировано на основе двух признаков: либо на основе характера регистрации данных, либо на основе охвата единиц наблюдения. К первой категории относятся опросы, документирование и прямое наблюдение, а ко второй – наблюдение сплошное и несплошное, т.е. выборочное.
Для получения данных при помощи статистического наблюдения можно применять такие способы как анкетирование, корреспондентская деятельность, самоисчисление (когда наблюдаемые, например, сами заполняют соответствующие документы), экспедиции и составление отчетов.
Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
Говоря о втором методе, в первую очередь следует сказать о сводке. Сводка представляет собой процесс обработки определенных единичных фактов, которые образуют общую совокупность данных, собранных при наблюдении. Если сводка проводится грамотно, огромное количество единичных данных об отдельных объектах наблюдения может превратиться в целый комплекс статистических таблиц и результатов. Также такое исследование способствует определению общих черт и закономерностей исследуемых явлений.
С учетом показателей точности и глубины изучения можно выделить простую и сложную сводку, но любая из них должна основываться на конкретных этапах:
Важно заметить, что есть и разные формы сводки:
Выполняться же сводка может при помощи специализированного оборудования, например, с использованием компьютерного ПО или вручную.
Что же касается группировки, то этот процесс отличается разделением исследуемых данных на группы по признакам. Особенности поставленных статистическим анализом задач влияют на то, какой именно будет группировка: типологической, структурной или аналитической. Именно поэтому для сводки и группировки либо прибегают к услугам узкопрофильных специалистов, либо применяют конкретные техники мышления.
Абсолютные и относительные статистические величины
Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д.
Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.
А относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной.
Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.
Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку.
Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Невзирая на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого.
Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.
Вариационные ряды
В некоторых случаях данных о средних показателях тех или иных изучаемых величин может быть недостаточно, чтобы провести обработку, оценку и глубокий анализ какого-то явления или процесса. Тогда во внимание следует брать вариацию или разброс показателей отдельных единиц, который тоже представляет собой важную характеристику исследуемой совокупности.
На индивидуальные значения величин могут воздействовать многие факторы, а сами изучаемые явления или процессы могут быть очень многообразны, т.е. обладать вариацией (это многообразие и есть вариационные ряды), причины которой следует искать в сущности того, что изучается.
Вышеназванные абсолютные величины находятся в непосредственной зависимости от единиц измерения признаков, а значит, делают процесс изучения, оценки и сравнения двух и более вариационных рядов более сложным. А относительные показатели нужно вычислять в качестве соотношения абсолютных и средних показателей.
Выборка
Смысл выборочного метода (или проще – выборки) состоит в том, что по свойствам одной части определяются численные характеристики целого (это называется генеральной совокупностью). Основной выборочного метода является внутренняя связь, объединяющая части и целое, единичное и общее.
Метод выборки отличается рядом существенных преимуществ перед остальными, т.к. благодаря уменьшению количества наблюдений позволяет сократить объемы работы, затрачиваемые средства и усилия, а также успешно получать данные о таких процессах и явлениях, где либо нецелесообразно, либо просто невозможно исследовать их полностью.
Соответствие характеристик выборки характеристикам изучаемого явления или процесса будет зависеть от комплекса условий, и в первую очередь от того, как вообще будет реализовываться выборочный метод на практике. Это может быть как планомерный отбор, идущий по подготовленной схеме, так и непланомерный, когда выборка производится из генеральной совокупности.
Но во всех случаях выборочный метод должен быть типичным и соответствовать критериям объективности. Данные требования нужно выполнять всегда, т.к. именно от них будет зависеть соответствие характеристик метода и характеристик того, что подвергается статистическому анализу.
Таким образом, перед обработкой выборочного материала необходимо провести его тщательную проверку, избавившись тем самым от всего ненужного и второстепенного. Одновременно с этим, составляя выборку, в обязательном порядке нужно обходить стороной любую самодеятельность. Это означает, что ни в коем случае не следует делать выборку только из вариантов, кажущихся типичными, а все другие – отбрасывать.
Эффективная и качественная выборка должна составляться объективно, т.е. производить ее нужно так, чтобы были исключены любые субъективные влияния и предвзятые побуждения. И чтобы это условие было соблюдено должным образом, требуется прибегнуть к принципу рандомизации или, проще говоря, к принципу случайного отбора вариантов из всей их генеральной совокупности.
Представленный принцип служит основой теории выборочного метода, и следовать ему нужно всегда, когда требуется создать эффективную выборочную совокупность, причем случаи планомерного отбора исключением здесь не являются.
Корреляционный и регрессионный анализ
Корреляционный анализ и регрессионный анализ – это два высокоэффективных метода, позволяющие проводить анализ больших объемов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей.
В случае с корреляционным анализом задачами являются:
А в случае с регрессионным анализом задачи следующие:
Чтобы решить все вышеназванные задачи, практически всегда нужно применять и корреляционный и регрессионный анализ в комплексе.
Ряды динамики
Посредством этого метода статистического анализа очень удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений.
Ряд динамики – это такой ряд, в котором во времени последовательно расположены статистические показатели, изменения которых характеризуют процесс развития исследуемого объекта или явления.
Ряд динамики включает в себя два компонента:
В совокупности эти компоненты представляют собой два члена ряда динамики, где первый член (временной период) обозначается буквой «t», а второй (уровень) – буквой «y».
Исходя из длительности временных промежутков, с которыми взаимосвязаны уровни, ряды динамики могут быть моментными и интервальными. Интервальные ряды позволяют складывать уровни для получения общей величины периодов, следующих один за другим, а в моментных такой возможности нет, но этого там и не требуется.
Ряды динамики также существуют с равными и разными интервалами. Суть же интервалов в моментных и интервальных рядах всегда разная. В первом случае интервалом является временной промежуток между датами, к которым привязаны данные для анализа (удобно использовать такой ряд, например, для определения количества действий за месяц, год и т.д.). А во втором случае – временной промежуток, к которому привязана совокупность обобщенных данных (такой ряд можно использовать для определения качества тех же самых действий за месяц, год и т.п.). Интервалы могут быть равными и разными, независимо от типа ряда.
Естественно, чтобы научиться грамотно применять каждый из методов статистического анализа, недостаточно просто знать о них, ведь, по сути, статистика – это целая наука, требующая еще и определенных навыков и умений. Но чтобы она давалась проще, можно и нужно тренировать свое мышление и улучшать когнитивные способности.
В остальном же исследование, оценка, обработка и анализ информации – очень интересные процессы. И даже в тех случаях, когда это не приводит к какому-то конкретному результату, за время исследования можно узнать множество интересных вещей. Статистический анализ нашел свое применение в огромном количестве сфер деятельности человека, а вы можете использовать его в учебе, работе, бизнесе и других областях, включая развитие детей и самообразование.