В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего

В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего

В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть картинку В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Картинка про В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

сила тока, ньютон, сантиметр, частота колебаний, паскаль, объём.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятийПеречень понятий

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответе их номера.

1) В инерциальной системе отсчёта изменение импульса тела равно импульсу равнодействующей сил, действующих на тело.

2) Сила трения скольжения зависит от массы тела и увеличивается с увеличением площади соприкосновения тела с поверхностью.

3) Кристаллизацией называют процесс превращения кристаллов в аморфное вещество.

4) Два неподвижных точечных заряда в вакууме действуют друг на друга с силами, прямо пропорциональными произведению модулей их зарядов.

5) Период свободных колебаний в идеальном колебательном контуре зависит только от индуктивности катушки и сопротивления резистора.

В истории известны случаи обрушения мостов, когда по ним проходил строй солдат, марширующих «в ногу». Дело в том, что в этих случаях частота шагов солдат совпадала с собственной частотой свободных колебаний моста, и он начинал колебаться с очень большой амплитудой. Какое явление наблюдалось в этих случаях?

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

При переходе спутника Земли на более высокую круговую орбиту его скорость уменьшается. При этом потенциальная энергия спутника в поле тяжести Земли __________, импульс спутника __________, кинетическая энергия спутника __________.

По прямому горизонтальному проводнику, висящему на длинных тонких проволоках, пропускают электрический ток от батарейки. К проводнику подносят постоянный подковообразный магнит. В какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз) отклонится висящий проводник? Нарисуйте действующую на проводник силу.

Связанная система элементарных частиц содержит 24 электрона, 30 нейтронов и 26 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д. И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система. В ответе укажите порядковый номер элемента.

В термос с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда (tльда = 0 °C), после чего термос плотно закрыли. Считая термос идеальным теплоизолятором, укажите, как в пределах нескольких минут изменяются температура льда, масса воды и внутренняя энергия смеси воды со льдом?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

Температура льдаМасса водыВнутренняя энергия смеси

На рисунке представлен график зависимости температуры вещества от времени его нагревания при неизменной мощности нагревателя. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) Температура плавления вещества равна 200 ºС.

2) В интервале времени от 10 до 30 мин. внутренняя энергия вещества не изменялась.

3) Теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии в 1,5 раза больше теплоёмкости вещества в жидком состоянии.

4) Через 35 мин. от начала нагревания всё вещество находилось в жидком состоянии.

5) Через 12 мин. от начала нагревания всё вещество находилось в твёрдом состоянии.

В мастерской Ивана Петровича электрическая линия для розеток оснащена автоматическим выключателем, который размыкает линию, если потребляемая включенными приборами суммарная электрическая мощность превышает 5,5 кВт. Напряжение электрической сети 220 В.

В таблице представлены электрические приборы, используемые в мастерской, и потребляемый ими электрический ток при напряжении 220 В.

Электрические приборыПотребляемая электрический ток, А
(при напряжении сети 220 В)
Электрический рубанок3,6
Электрическая ударная дрель6,0
Электрический лобзик2,8
Шлифовальная машина8,8
Циркулярная пила7,3
Торцовочная пила10,0

В мастерской работает торцовочная пила и шлифовальная машина. Какой(-ие) из указанных выше приборов можно включить в сеть дополнительно к торцовочной пиле и шлифовальной машине? Запишите решение и ответ (порядковый номер(-а) прибора(-ов)).

С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в гПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.

Запишите в ответ показания барометра в гПа с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение и погрешность измерения слитно без пробела.

Учитель на уроке закрыл пробкой колбу и через шланг подсоединил её к жидкостному U-образному манометру (см. рисунок). Затем он поместил колбу над огнём спиртовки и обратил внимание учащихся на показания манометра.

С какой целью был проведён данный опыт?

Вам необходимо исследовать, как зависит скорость погружения шариков в жидкость, от плотности жидкости:

— стеклянные емкости с жидкостями различной плотности;

— набор одинаковых шариков.

Опишите порядок проведения исследования.

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Установите соответствие между наблюдаемыми природными явлениями и физическими законами (закономерностями), которые объясняют эти явления. Для каждого явления из первого столбца подберите соответствующий закон (закономерность) из второго столбца.

1) искривление хода светового луча в оптически неоднородной среде

2) зависимость показателя преломления от частоты световой волны

3) зависимость рассеяния света в атмосфере от длины световой волны

4) перераспределение интенсивности света в результате суперпозиции нескольких световых волн

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прочитайте фрагмент инструкции к посудомоечной машине и выполните задания 14 и 15.

В инструкции указано, что вилка стиральной машины обеспечивает заземление устройства. Для чего делают заземление?

Прочитайте фрагмент инструкции к посудомоечной машине и выполните задания 14 и 15.

Почему в инструкции запрещается подключать посудомоечную машину к электросети через переходник?

На какой диапазон электромагнитного излучения (рентгеновское, ультрафиолетовое видимое или инфракрасное излучение) приходится максимум излучения тела, нагретого до температуры 4500 К?

Любой объект излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).

Максимум излучения Солнца, поверхность которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн, которые в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.

Среди органов чувств глаз занимает особое место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемой организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их форму, расположение в пространстве, движение, а, главное, цвет.

Приемниками светового излучения человека служат колбочки (фоторецепторы трёх типов) и палочки (фоторецепторы одного типа).

Колбочки, в зависимости от их спектральной чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются греческими буквами ρ, γ и β. Максимумы спектральной чувствительности этих типов колбочек находятся в трёх разных спектральных участках: красном, зелёном и синем (рис. 2).

Спектры поглощения показывают вероятность поглощения фотона для данной длины волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества поглощения энергии разных видов колбочек.

Палочки, расположенные по периферии сетчатки, играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки обладают высокой чувствительностью к свету, воспринимают волны с малой амплитудой, но не умеют различать их длину, то есть результат восприятия волн разной длины у всех палочек одинаков.

Какой вид колбочек воспринимает видимый свет с длиной волны 650 нм?

В ответе укажите цвет, с которым ассоциируют данные колбочки. Например, «синие».

Любой объект излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).

Максимум излучения Солнца, поверхность которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн, которые в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.

Среди органов чувств глаз занимает особое место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемой организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их форму, расположение в пространстве, движение, а, главное, цвет.

Приемниками светового излучения человека служат колбочки (фоторецепторы трёх типов) и палочки (фоторецепторы одного типа).

Колбочки, в зависимости от их спектральной чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются греческими буквами ρ, γ и β. Максимумы спектральной чувствительности этих типов колбочек находятся в трёх разных спектральных участках: красном, зелёном и синем (рис. 2).

Спектры поглощения показывают вероятность поглощения фотона для данной длины волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества поглощения энергии разных видов колбочек.

Палочки, расположенные по периферии сетчатки, играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки обладают высокой чувствительностью к свету, воспринимают волны с малой амплитудой, но не умеют различать их длину, то есть результат восприятия волн разной длины у всех палочек одинаков.

Для изучения интенсивности излучения на отдельных участках спектра от нагретых тел используют термоэлементы. Чувствительная часть фотоэлемента покрыта налётом сажи, которая поглощает все падающее на неё излучение. Измеряя нагревание фотоэлемента на отдельных участках спектра, можно судить о распределении энергии по спектру.

Можно ли судить о распределении энергии, например, в линейчатом спектре нагретого атомарного газа, визуально наблюдая и сравнивая яркость отдельных линий в видимой части спектра? Ответ поясните.

Любой объект излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).

Максимум излучения Солнца, поверхность которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн, которые в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.

Среди органов чувств глаз занимает особое место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемой организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их форму, расположение в пространстве, движение, а, главное, цвет.

Приемниками светового излучения человека служат колбочки (фоторецепторы трёх типов) и палочки (фоторецепторы одного типа).

Колбочки, в зависимости от их спектральной чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются греческими буквами ρ, γ и β. Максимумы спектральной чувствительности этих типов колбочек находятся в трёх разных спектральных участках: красном, зелёном и синем (рис. 2).

Спектры поглощения показывают вероятность поглощения фотона для данной длины волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества поглощения энергии разных видов колбочек.

Палочки, расположенные по периферии сетчатки, играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки обладают высокой чувствительностью к свету, воспринимают волны с малой амплитудой, но не умеют различать их длину, то есть результат восприятия волн разной длины у всех палочек одинаков.

Источник

В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего

В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть картинку В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Картинка про В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

индуктивность, тепловое движение, период колебаний, радиоактивность,

дисперсия света, электрическое напряжение.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятийПеречень понятий

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны:

1) Автомобиль не останавливался.

2) Автомобиль на 30 секунде своего пути остановился и поехал в обратном направлении.

4) Автомобиль с 10 секунд до 20 секунд двигался равноускоренно.

5) Максимальная скорость автомобиля была 50 км/ч.

Каждому человеческому органу соответствует определённая собственная частота свободных колебаний: для желудка эта частота лежит в интервале от 2 до 3 Гц, для сердца — от 1 до 6 Гц, для глаз — от 40 до 100 Гц и т. д. Воздействие инфразвуковых волн определённых частот может привести к повреждениям внутренних органов, органов эндокринной системы и др. Какое явление проявляется в этих случаях?

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

3) зависит в некоторых случаях

Слова в ответе могут повторяться.

Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от его положения относительно других тел. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от его массы. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от скорости движения.

На одну из граней стеклянной призмы из воздуха падает луч света (см. рисунок, вид сбоку). Изобразите примерный ход луча в призме и после выхода света из стекла в воздух.

У некоторых нуклидов тяжёлых металлов наблюдается альфа-радиоактивность. Изотоп осмий-186 испытывает α-распад, при котором образуется ядро гелия В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Смотреть картинку В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Картинка про В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чего. Фото В термосе с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда после чегои ядро другого элемента X. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, определите, какой элемент X образуется при α-распаде изотопа осмия. Название элемента X запишите словом.

В термос с водой комнатной температуры положили несколько кубиков льда (tльда = 0 °C), после чего термос плотно закрыли. Считая термос идеальным теплоизолятором, укажите, как в пределах нескольких минут изменяются температура воды, масса льда и внутренняя энергия смеси воды со льдом?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

Температура водыМасса льдаВнутренняя энергия смеси

Велосипедист движется по прямому участку дороги. На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста v от времени t. Участки АЕ на графике соответствуют участкам пути, пройденным за одинаковые промежутки времени.

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

1) На участке Е велосипедист преодолел максимальное расстояние по сравнению с остальными участками пути.

2) На участке B велосипедист двигался равномерно.

3) На участках A и С велосипедист двигался равномерно с одинаковой скоростью.

4) На участке E велосипедист двигался с минимальным по модулю ускорением.

5) На участке D равнодействующая сил, действующих на велосипедиста, равна нулю.

В паспорте электрического утюга написано, что его потребляемая мощность составляет 1,2 кВт при напряжении питания 220 В (см. рисунок). Определите сопротивление нагревательного элемента утюга. Запишите решение и ответ. Ответ округлите до целого числа.

С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в гПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы барометра.

Чему равны показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания прибора (5,0 ± 0,5), то в ответе следует записать «5,0;0,1».

Учитель на уроке проделал следующий опыт. Он поставил на тележку сосуд с водой, из которого вода капает в другой сосуд с узким горлышком, размещённый на той же тележке (см. рисунок).

Учитель обратил внимание учащихся на тот факт, что капли одинаково попадают в подставленный сосуд и тогда, когда тележка покоится относительно демонстрационного стола, и тогда, когда она движется равномерно и прямолинейно относительно стола. С какой целью был проведён данный опыт?

Вам необходимо исследовать, как зависит сила трения скольжения от силы нормального давления. Имеется следующее оборудование:

1) брусок с крючком

2) динамометры с пределом измерений 5 Н и 1 Н

3) набор из 4 грузов по 100 г

Опишите порядок проведения исследования. В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) маленькие шурупы притягиваются к отвертке

Б) если в один сок налить другой, то они смешаются

1) магнитные свойства металлов

2) сила трения между предметами

3) вещество поглощает излучение в разных частях видимого спектра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прочитайте фрагмент технического описания пылесоса и выполните задания 14 и 15.

Почему воздух на выходе из пылесоса теплее наружного?

Устройство пылесоса с момента его изобретения в 1860-х гг. осталось в основном прежним: электровентилятор, создавая разрежение в камере, засасывает через шланг с насадками пыль вместе с воздухом и, пропуская воздух через несколько пылеуловителей (фильтров), выталкивает его наружу. В промышленных пылесосах крупный мусор, попадая из шланга в камеру-бункер, где скорость воздушного потока ниже, оседает на дно. Более мелкие частицы, вовлекаясь в спиралевидное движение в сепараторе-циклоне, «не удерживаются» в центре потока, отлетая на периферию. Фильтры тонкой очистки, выполненные из пористого материала, способны задерживать пыль размером меньше микрона. В ряде моделей перед таким фильтром размещают вихревую камеру с пенным водо-воздушным слоем, обеспечивающим улавливание пыли за счёт её смачивания. В таких пылесосах есть специальный бункер с водой. Современные пылесосы — сложные приборы: они оснащены системой автоматики, которая может, например, реагируя на уменьшение разрежения в камере, сигнализировать о заполнении бункера, мешка фильтра и т.п.

1. Не оставляйте включённый пылесос без присмотра.

2. Не отсоединяйте пылесос от сети, держась за кабель.

3. Не трогайте влажными руками вилку или пылесос.

4. Не допускайте контакта волос, одежды, пальцев с отверстиями в корпусе пылесоса.

5. Не используйте пылесос для сбора воды и горючих веществ (бензин, керосин).

Прочитайте фрагмент технического описания пылесоса и выполните задания 14 и 15.

Почему нельзя трогать работающий пылесос мокрыми руками?

Устройство пылесоса с момента его изобретения в 1860-х гг. осталось в основном прежним: электровентилятор, создавая разрежение в камере, засасывает через шланг с насадками пыль вместе с воздухом и, пропуская воздух через несколько пылеуловителей (фильтров), выталкивает его наружу. В промышленных пылесосах крупный мусор, попадая из шланга в камеру-бункер, где скорость воздушного потока ниже, оседает на дно. Более мелкие частицы, вовлекаясь в спиралевидное движение в сепараторе-циклоне, «не удерживаются» в центре потока, отлетая на периферию. Фильтры тонкой очистки, выполненные из пористого материала, способны задерживать пыль размером меньше микрона. В ряде моделей перед таким фильтром размещают вихревую камеру с пенным водо-воздушным слоем, обеспечивающим улавливание пыли за счёт её смачивания. В таких пылесосах есть специальный бункер с водой. Современные пылесосы — сложные приборы: они оснащены системой автоматики, которая может, например, реагируя на уменьшение разрежения в камере, сигнализировать о заполнении бункера, мешка фильтра и т.п.

1. Не оставляйте включённый пылесос без присмотра.

2. Не отсоединяйте пылесос от сети, держась за кабель.

3. Не трогайте влажными руками вилку или пылесос.

4. Не допускайте контакта волос, одежды, пальцев с отверстиями в корпусе пылесоса.

5. Не используйте пылесос для сбора воды и горючих веществ (бензин, керосин).

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

Мягкое гамма-излучение образуется в процессе энергетических переходов ________________, а гамма-кванты с энергией более 100 гигаэлектронвольт возникают при взаимодействии ________________________ в ускорителях элементарных частиц.

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Гамма-излучение было открыто в начале XX в. при изучении радиоактивного излучения радия. Гамма-излучение – широкий диапазон электромагнитного спектра, поскольку он не ограничен со стороны высоких энергий. Мягкое гамма-излучение с энергией от 100 кэВ образуется при энергетических переходах внутри атомных ядер. Более жёсткое, с энергией от 10 МэВ, — при ядерных реакциях. Существуют космические гамма-лучи, которые почти полностью задерживаются атмосферой Земли, поэтому наблюдать их можно только из космоса.

Гамма-кванты сверхвысоких энергий (от 100 ГэВ) рождаются при столкновении заряженных частиц, разогнанных мощными электромагнитными полями космических объектов или земных ускорителей элементарных частиц. В атмосфере они разрушают ядра атомов, порождая каскады частиц, летящих с околосветовой скоростью. При торможении эти частицы испускают свет, который наблюдают с помощью специальных телескопов на Земле.

Где и как образуются гамма-лучи ультравысоких энергий (от 100 ТэВ 1 ), пока не вполне ясно. Земным технологиям такие энергии недоступны. Самые энергичные наблюдаемые кванты (10 20 –10 21 эВ), приходят из космоса крайне редко — примерно один квант в 100 лет на квадратный километр.

Гамма-кванты негативно воздействуют на организм человека и являются мутагенным фактором. Обладая высокой проникающей способностью, они ионизуют и разрушают молекулы, которые, в свою очередь, начинают ионизировать следующую порцию молекул. Происходит трансформация клеток и появление мутированных клеток, которые не способны исполнять возложенные на них функции.

Несмотря на опасность таких лучей, их используют в различных областях, соблюдая необходимые меры защиты, например для стерилизации продуктов, обработки медицинского инструментария и техники, контроля над внутренним состоянием ряда изделий, а также для культивирования растений. В последнем случае мутации сельскохозяйственных культур позволяют использовать их для выращивания на территории стран, изначально к этому не приспособленных. Применяются гамма-лучи и при лечении различных онкологических заболеваний. Метод получил название лучевой терапии.

1 1 ТэВ = 10 12 эВ; 1 эВ = 1,6·10 −19 Дж

Гамма-излучение было открыто в начале XX в. при изучении радиоактивного излучения радия. Гамма-излучение – широкий диапазон электромагнитного спектра, поскольку он не ограничен со стороны высоких энергий. Мягкое гамма-излучение с энергией от 100 кэВ образуется при энергетических переходах внутри атомных ядер. Более жёсткое, с энергией от 10 МэВ, — при ядерных реакциях. Существуют космические гамма-лучи, которые почти полностью задерживаются атмосферой Земли, поэтому наблюдать их можно только из космоса.

Гамма-кванты сверхвысоких энергий (от 100 ГэВ) рождаются при столкновении заряженных частиц, разогнанных мощными электромагнитными полями космических объектов или земных ускорителей элементарных частиц. В атмосфере они разрушают ядра атомов, порождая каскады частиц, летящих с околосветовой скоростью. При торможении эти частицы испускают свет, который наблюдают с помощью специальных телескопов на Земле.

Где и как образуются гамма-лучи ультравысоких энергий (от 100 ТэВ 1 ), пока не вполне ясно. Земным технологиям такие энергии недоступны. Самые энергичные наблюдаемые кванты (10 20 –10 21 эВ), приходят из космоса крайне редко — примерно один квант в 100 лет на квадратный километр.

Гамма-кванты негативно воздействуют на организм человека и являются мутагенным фактором. Обладая высокой проникающей способностью, они ионизуют и разрушают молекулы, которые, в свою очередь, начинают ионизировать следующую порцию молекул. Происходит трансформация клеток и появление мутированных клеток, которые не способны исполнять возложенные на них функции.

Несмотря на опасность таких лучей, их используют в различных областях, соблюдая необходимые меры защиты, например для стерилизации продуктов, обработки медицинского инструментария и техники, контроля над внутренним состоянием ряда изделий, а также для культивирования растений. В последнем случае мутации сельскохозяйственных культур позволяют использовать их для выращивания на территории стран, изначально к этому не приспособленных. Применяются гамма-лучи и при лечении различных онкологических заболеваний. Метод получил название лучевой терапии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПРИМЕРЫФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ