В теории деятельности леонтьева операции характеризуется тем что они отвечают
Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева
Основные положения теории деятельности
Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешней деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. Так, сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями.
Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, порожденная потребностями и направленная на преобразование себя и окружающей действительности. От импульсивной активности отличается целенаправленностью и осознанностью.
Предмет деятельности – то, с чем она непосредственно имеет дело (познавательная деят. – информация, учебная деят. — знания, умения, навыки, трудовая деят. – создаваемый материальный продукт).
Побудители человеческой деятельности – потребности, мотивы.
Потребность – всегда субъективное состояние нужды. Само состояние нужды не является потребностью. Потребность возникает, когда состояние нужды начинает связываться с каким-либо предметом.
Мотив – предмет потребности; то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив несет 2 основные функции: 1) Направляющая; 2) Побуждающая, или стимулирующая.
Любая деятельность полимотивирована, поэтому в любой деятельности можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Они находятся в самоподчинении (иерархии):
Деятельность состоит из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операции – конкретными условиями её протекания.
Действие (основная единица анализа деятельности) — это процесс, направленный на реализацию цели. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.
Цель – образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, которое заключает в себе ряд операций. Способ, которым выполняются операции, определяется условиями.
Операция – способ выполнения действия, возникающий в результате адаптации и приспособления (такие операции не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях) или путем автоматизации действий (находятся на границе сознания и могут быть осознаны)
Виды операций:
Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву имеет иерархические строение:
Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом).
Признаки ведущей деятельности
А. Н. Леонтьев:
Действие, движимое целью, и общая деятельность, определяющаяся мотивом могут сместиться, изменить свое положение в иерархии, и тогда одно действие само по себе станет деятельностью (сдвиг мотива на цель). Это происходит, поскольку структурные единицы деятельности априори подвижны.
Пример: студент читает учебник чтобы подготовится к экзамену, а затем эта тематика его захватывает, становится интересной, и он читает уже с целью узнать все возможное по этой теме.
Граница между действиями и операциями – граница осознавания:
Деятельность различают: а) по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и самого себя; б) по предмету: игровая, учебная, трудовая.
Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности» – т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.
В ПТД представлена трехаспектная структура сознания:
Теория деятельности Алексея Леонтьева
Теория деятельности Алексея Леонтьева
Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны деятельность и «управляема сознанием «, и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.
Уже в своих первых работах А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий, пишет А. Н. Леонтьев, этой главной «единицы » деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица » человеческой психики разумный смысл для человека того, на что направлена его активность «. Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется я внутреннее строение его сознания «. Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно «. Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к «сдвигу мотива на цель » и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека «. Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт.
Так же как и деятельность, сознание не есть простая сумма элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность, свою логику. И если жизнь человека есть система сменяющих друг друга и сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание есть то, что их объединяет, что обеспечивает их воспроизведение, варьирование, развитие, их иерархию.
В книге «Деятельность. Сознание. Личность » эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие «, «включенная в систему отношений общества «. В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознаниемобразом » вводится понятие «сознаниядеятельности «, а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия не особые «отдельности » в составе деятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая «, ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей.
Вводится понятие «мотивацели «, т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели » (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей «, выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием «.
Вместе с тем вводится понятие о двух аспектах действия. «Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто «.
Отсюда несколько иное определение операции это качество действия, образующая действия. Ставится вопрос о расчленении деятельности на более дробные, чем операция, единицы. Наконец, вводится понятие личности как внутреннем моменте деятельности. Именно и только в результате иерархизации отдельных деятельностей индивида, осуществляющих его общественные по своей природе отношения к миру, он обретает особое качество становится личностью. Новый шаг анализа состоит в том, что если при рассмотрении деятельности в качестве центрального выступало понятие действия, то в анализе личности главным становится понятие иерархических связей деятельностей, иерархии их мотивов. Связи эти, однако, никоим образом не задаются личностью как неким внедеятельностным или наддеятельностным образованием; развитие, расширение круга деятельностей само приводит к связыванию их в «узлы «, а отсюда и к образованию нового уровня сознания сознания личности. Но к числу не до конца разработанных проблем, относится, в частности, проблема мотива само это понятие осталось у Леонтьева внутренне несогласованным, хотя оно не было противоречивым.
Уже после выхода в свет «Деятельность. Сознание. Личность » А. Н. Леонтьевым были написаны две новые работы о деятельности. Первая это доклад на Всесоюзном психологическом съезде от 27 июня 1977 г., опубликованный посмертно. Здесь акценты расставлены наиболее четко и, кстати, столь же четко намечены направления дальнейшего развития. Речь идет о проблеме дятельности и установки, о проблеме надситуативной активности, проблеме целеполагания, проблеме навыков. Основная идея всей публикации состоит в том, что «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс, необходимо включающий в себя экстрацеребральные звенья, которые являются решающими Вторая работа является одной из самых последних (начало 1978 г.), и она не была закончена. Это статья «О дальнейшем психологическом анализе деятельности » (рукопись). Здесь Леонтьев возвращается к проблеме деятельности и общения, резко противопоставляя свою позицию попыткам «раздвоить » жизнь человека на параллельно протекающие процессы деятельности и процессы общения: «. Не только отношения индивидов к предметному миру не существуют вне общения, но и само их общение порождается развитием этих отношений «. Еще два направления работ Леонтьева в последние годы жизни особенно тесно связаны с проблемами личности. Обращение Алексея Николаевича к проблемам психологии искусства не случайно: трудно найти такую область человеческой деятельности, в которой человек как целостная личность реализовал бы себя более полно и всесторонне. Поэтому интерес А. Н. Леонтьева к искусству не угасал до самого последнего времени. К сожалению, он почти не оставил публикаций по психологии искусства, хотя часто и охотно выступал на эти темы.
Определяя предмет психологической науки как порождение и функционирование в деятельности психического отражения реальности, А. Н. Леонтьев не мог не обратиться к детальной разработке того и другого и психологических механизмов чувственного отражения, и сущности и структуры деятельности. Уже в статьях 50-х годов, А. Н. Леонтьев, опираясь, в частности, на проведенные под его руководством исследования формирования звуковысотного слуха, а затем деятельности зрительной системы, сформулировал известную гипотезу «уподобления «. Позже его интересы переместились на исследование предметности человеческого восприятия как в экспериментальном (опыты с псевдоскопическим зрением и др.), так и в теоретическом плане. Основные положения А. Н. Леонтьева в последний период его деятельности, касающиеся чувственного отражения, следующие. Вопервых, «порождаемое деятельностью психическое отражение является необходимым моментом самой деятельности, моментом направляющим, ориентирующим и регулирующим ее. Этот как бы двусторонний процесс взаимопереходов, составляет, однако, единое движение, от которого психическое отражение неотделимо, ибо оно не существует иначе, как в этом движении «. Вовторых, такое отражение возможно лишь как часть некоторого целого «образа мира «.
Это нечто большее, чем «непосредственная чувственная картинка «: образ мира «выступает в значении «, и вся совокупность человеческой практики «в своих идеализированных формах входит в картину мира «. Здесь в высшей степени важны два момента: а) предзаданность этого означенного, осмысленного предметного мира каждому конкретному акту восприятия, необходимость «вписывания » этого акта в уже готовую картину мира; б) эта картина мира выступает как единство индивидуального и социального опыта. Со всеми этими идеями связано положение об амодальности предметного восприятия. Как известно, при жизни А. Н. Леонтьев не написал обобщающей работы по восприятию, хотя публикации его в этом направлении были довольно многочисленны. Им была задумана в начале 70-х годов книга под названием «Психология образа «, позже Алексей Николаевич нашел другое название «Образ мира «, но она так и осталась не написанной.[1]
Теория деятельности Леонтьева, также как и работы Выготского, привлекают к себе значительное внимание представителей культурной психологии и социокультурного подхода. Возможно, они сыграют свою роль и в этнопсихологии.
[1] По материалам Константина Ефимова, сайт факультута психологии МГУ.
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева — это концепция, которая рассматривает личность человека в контексте функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности.
Основа теории Леонтьева
Теория Леонтьева была разработана во второй половине прошлого века. Ее предмет представлен целостной деятельностью субъектов в качестве органической системы в любых формах и видах.
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — создатели советской школы психологии, в основе которой лежит абстрактная концепция личности, сформулированная в работах Л. С. Выготского.
Труды Выготского посвящены культурно-историческому подходу. В нем автор раскрыл понятие «деятельность» и другие категории, которые связаны с ней. История формирования основных положений концепции Рубинштейна и Леонтьева начинается в 30-е годы прошлого века. Ученые провели разработку концепции параллельно, при этом они не обсуждали ее и не советовались друг с другом.
В работах двух авторов оказалось много общего, поскольку исследователи взяли за основу похожие источники для разработки своих психологических теорий – они базировались на трудах талантливого советского мыслителя Выготского, используя параллельно философскую теорию К. Маркса.
Тезисы теории Леонтьева
Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.
На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.
Ученые указали на важность того, что сознание и деятельность объединяются в одно целое, образуя при этом органическую основу. Леонтьев дополнительно подчеркнул, что эти категории не должны считаться тождественными, иначе все положения концепции потеряют свой смысл и силу.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные психологические феномены теории деятельности состоят в том, что любой индивид неосознанно проявляет реакцию на внешние стимулы. Это происходит с помощью рефлекторных реакций, при этом деятельность нельзя включать в состав данных раздражителей. Это связано с тем, что ее регулирование связано с умственной работой человека.
Автор в своей теории рассматривал сознание в качестве отдельной реальности, не предназначенной для самонаблюдения индивида. Оно проявляется лишь благодаря системе субъективных отношений (например, деятельности человека, в которой он развивается). Алексей Николаевич Леонтьев уточнил идеи, которые озвучил его коллега, говоря, что психика встроена в деятельность человека. Ее формирование происходит благодаря ей и проявляется через активность. В итоге возникает тесная связь двух понятий.
Личность в концепции Леонтьева рассматривается как единство следующих составляющих:
Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целостную систему, включающую в свой состав методологические и теоретические принципы. Они дают возможность заняться исследованием психологических феноменов человека.
Теория деятельности также включает положение, что в качестве основного предмета для исследования процессов сознания выступает сама деятельность. Этот подход сформировался в психологии СССР в 20-ые годы 20-го века. В 1930-ом году уже существовало две трактовки активности. Первое определение принадлежало Рубинштейну, сформулировавшему приведенный выше принцип единства. Вторую формулировку создал Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Вместе они выявили общность строения внешней и внутренней деятельности.
Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева
Деятельность представляет собой систему, включающую основу из различных форм ее реализации. Она выражается через отношение субъекта к материальным объектам и к миру в целом. Рубинштейн определял деятельность в качестве совокупности любых действий, сконцентрированных на достижении поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, в рамках сознания деятельность имеет первостепенное значение.
В начале прошлого века Леонтьевым была выдвинута концепция, отражающая необходимость построения структуры деятельности, чтобы сделать определение этой категории законченным.
Он рассматривал 2 формы деятельности:
Внешняя деятельность состоит из различных форм, выраженных через предметно-практическую активность. В ее рамках субъекты и объекты взаимодействуют, при этом последние открыто предоставлены для внешнего наблюдения.
В качестве примеров этой формы деятельности выступает работа механиков с применением инструмента (например, забивание гвоздя молотком, закручивание болтов с помощью отвертки, изготовление материальных предметов специалистами на станках, игра ребенка с использованием некой вещи, уборка помещений, манипуляции с мебелью, постройка домов и др.).
Для внутренней деятельности характерно то, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого вида деятельности: решение математических задач учеными с использованием недоступной глазу умственной деятельности, внутренняя работа актеров над ролью, включающая обдумывание, переживание, тревогу и т. д.
Внутренняя деятельность осуществляется, когда поэты и писатели создают свои произведения, авторы придумывают сценарии для школьных выступлений или пьес, ребенок мысленно отгадывает загадку. В состав внутренней деятельности входит ситуация, когда у человека проявляются эмоции, вызванные просмотром трогательного фильма или прослушиванием душевной музыки.
Общая теория деятельности А. Н. Леонтьева
Структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, предполагает наличие двух аспектов: операционного и мотивационного. Операционный аспект (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) включает в себя структуры преобразований с разной степенью свернутости и автоматизации. Мотивационный аспект деятельности (мотив — цель — условия) представляет собой иерархию побудителей вызывающих данные преобразования.
Кроме того, можно говорить о значении функциональных взаимосвязей внутри аспектов и об их иерархическом двухстороннем соотношении (деятельность — мотив, действие —цель, операция — условия).
А. Н. Леонтьев неоднократно подчеркивал целостность внутриаспектного деления: деятельность может включать в себя одно единственное действие и даже операцию, сыть действием или операцией (Леонтьев, 1975). Иными словами, чтобы приблизиться к тому, как понимал строение деятельности А. Н. Леонтьев, мы должны отказаться от деления ее структуры на «кирпичики» и воспринимать как определенную систему.
Согласно А. Н. Леонтьеву, каждая из принадлежащих человеку (или формируемых у него) деятельностей отвечает (или, по крайней мере, должна отвечать) определенной потребности субъекта, крепится к предмету этой потребности и угасает в результате ее удовлетворения.
Деятельность может воспроизводиться вновь, причем в совершенно новых условиях. Главное, что позволяет отождествлять одну и ту же деятельность в разных ее проявлениях, — предмет, на который она направлена. Таким образом, единственный адекватный идентификатор деятельности — ее мотив. Деятельность без мотива не существует, а всякая немотивированная деятельность представляет собой обычную деятельность с субъективно и/или объективно скрытым мотивом.
Составляющими отдельных человеческих деятельностей являются реализующие их действия. По А. Н. Леонтьеву, действием называется «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели» (Леонтьев, 1975). Выделение целей и оформление подчиненных им действий приводят к разделению скрытых в мотиве функций. Функция побуждения сохраняется за мотивом, а функцию выбора направленности действия берет на себя цель. Поэтому в общем случае предмет, побуждающий деятельность, и предметы, направляющие ее действия, не совпадают.
Деятельность по отношению к реализующим ее действиям не аддитивный процесс (она никогда не выступает в качестве арифметической суммы действий). Она не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Но при этой деятельность и действие представляют собой самостоятельные реальности.
Одно и то же действие может участвовать в осуществлении различных деятельностей, переходить из одной деятельности в другую. Возможно и обратное: один и тот же мотив конкретизируется в различных наборах целей, т е порождает различные цепи действий. Для человека, особенно в случаях его взаимодействия с другими людьми, роль общей цели выполняет осознанный мотив, который превращается в мотив-цель.
«Выделение цели (т.е. осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность опредмеченную в ее мотиве) представляет собой особый, почти неизученным процесс» (Леонтьев, 1975). Всякая цель существует в некоторой предметной ситуации Поэтому связанное с ним действие должно осуществляться в зависимости от складывающихся конкретных условий. «Способы осуществления действия. — пишет A. Н. Леонтьев, — я называю операциями»
Точно так же, как действия соотносятся со связанными с ними целями, составляющие их операции соотносятся с условиями достижения соответствующих целей. Действия и операции имеют разное происхождение Генезис действия связан с обменом деятельностями между отдельными индивидами. Происхождение операций связано с результатами преобразования действий, имеющих место при их включении в другие действия с последующей технизацией.
Первоначально каждая операция формируется как действие, подчиненное определенной цели и имеющее свою ориентировочную основу. Затем это действие включается в другое действие собственно операционным составом и становится одной из реализующих его операций. Здесь оно перестает осуществляться в качестве особого, целенаправленного процесса: его цель не выделяется, для сознания оно больше не существует Более того, операция может быть отторгнута от человека и выполняться автоматом (Логвинов, 1980).
Связь между составляющими операционного и мотивационного аспектов носит двухсторонний характер. Прямая связь замыкается через психические процессы, протекающие внутри субъекта, и проступает уже достаточно очевиднс из приведенного выше описания. Обратная связь замыкается через объекты, на которые направлена деятельность Преобразование объектов ведет к изменению условий, в которых выполняются отдельные операции, к деформации целей, сопряженных с соответствующими действиями, исчерпанию самого мотива деятельности по мере удовлетворения вызывающей ее потребности.
Таким образом, подвижными оказываются не только операционные компс-ненты деятельности, следующие за преломляющимися в мотивационном аспекте изменениями потребностей, но и мотивационные компоненты, следующие за изменениями объекта деятельности обусловленными активностью субъекта.
Принципиальным положением теории деятельности является концепция трех форм ее проявления Теоретически выделяются:
— внутренняя составляющая деятельности (протекающая в рамках сознания);
— внешняя деятельность субъекта (включающая сознание и предметы внешнего мира);
— деятельность как нечто, воплощенное в вещах и знаках, которая являете:
содержанием человеческой культуры.
Единство внешней и внутренней деятельности. Теория деятельности выделяет две формы деятельности: внешнюю (практическую, материальную) и внутреннюю (идеальную, мыслительную, «теоретическую») деятельность. Продолжительное время психология изучала лишь внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность рассматривалась как выражение внутренней. Но постепенно исследователи пришли к выводу что структура этих двух форм едина, то есть представляет собой общность. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается потребностями и мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций Отличие состоит в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат
Проведенные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П Я. Гальперина, Д Б. Эльконина и др показывают, что внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий в умственный план. Для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане, сформировать свой внутренний план действий с подобными предметами При интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется: происходит последовательное изменение и сокращение внешних материальных действий и формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане. В психологической литературе часто можно встретить следующий пример интериоризации. связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь только внешним наблюдением за ними Постепенно палочки становятся не нужны, и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность) Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).
В то же время внутренние действия предвосхищают, подготавливают внешние, происходит экстериоризация деятельности. Механизм экстериоризации протекает на основе преобразования сложившихся при интериоризации внутренних закономерностей и сформированного ранее внутреннего идеального плана действий.
Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности может быть представлена в следующем виде (рис 2) (Психология и педагогика, 1998):
С. Л. Рубинштейну принадлежит иная точка зрения, согласно которой, нельзя говорить о формировании «внутренней » психической деятельности из «внешней» практической путем ингериоризации, так как внутренний (психический) план существует и до интериоризации.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1 Абульханова-Славская К А Брушлинский А В Философско-психологическая концепция С Л Рубинштейна М Наука 1989 248с
2 Гиппенрейтер Ю Б Введение в общую психологию Курс лекций М ЧеРо 1998 334с
3 Леонтьев А А Деятельностныи ум (Деятельность Знак Личность) М Смысл 2001 392 с
4 Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность М Политиздат 1975 304с
Дополнительная литература
1 Анохин П К Избранные труды Философские аспекты теории функциональных систем
М Наука 1978 405с
2 Асмолов А Г Культурно-историческая психология и конструирование миров М —
Воронеж НПО «Модек» 1996 768с
3 Брушлинскии А В Поликарпов В А Мышление и общение Мн Университетское
1990 214с
4 Брушлинскии А В С Л Рубинштейн — основоположник деятельностного подхода е
психологической науке // Сергеи Леонидович Рубинштейн Очерки восгоминания
материалы М Наука 1989 С 61—102
5 Зинченко В П Моргунов Е Б Человек развивающийся Очерки российской
психологии М Тривола 1994 212с
6 Козубовскии В М Общая психология’ Методология, сознание деятельность Мн
Амалфея 2003 224 с
7 Лобанов А П Системная методология формирования научных понятий у подростков
Мн НЕССИ 2002 222 с
8 Логвичов И И Имитационное моделирование учебных программ М Педагогика 1980
128с
9 Психология и педагогика / Под ред К А Абульхановой и др.— М Совершенство 1998
320с
10 Рубинштейне Л Основы общей психологии СПб Питер 2000 712с
11 Рубинштейн С Л Принципы творческой самодеятельности К философским основам
современной педагогики// Вопросы психологии 1986 №4 С 101—108
12 Сеченов И М Избранные философские и психологические произведения М Гос-
Политиздат 1947 647 с
13 Споварь психолога-практика/Сост С Ю Головин — Мн Харвест 2001 976 г
14 Степанова М А Место теории П Я Гальперина в психологической концепции
деятельности // Вопросы психологии 2002 № 5 С 28—41
15 Таль зина Н Ф Развитие ПЯ Гальпериным деятельностного подхода в психологии /
Вопросы психологии 2002 № 5 С 42—49
16 Ухтомский А А Избранные тр\ды Л Наука 1978 358с
17 Юдин Э Г Деятельность и системность // Системные исследования Ежегодник М
Прогресс 1976 С 14—29