В связи с тем что отпала необходимость
Расторжение контракта, когда потребность в товаре у заказчика отпала
Заказчик по результатам аукциона заключил государственный контракт на поставку продуктов питания.
Может возникнуть такая ситуация, что к окончанию срока действия контракта образуется невостребованный остаток продуктов. Поставщик отказывается подписывать соглашение о расторжении договора на невыбранный остаток. В условиях контракта установлено, что поставщик поставляет и передает заказчику товар, предусмотренный контрактом, в соответствии с заявкой и в соответствии с требованиями и условиями контракта, а также спецификацией поставляемого товара. Срок поставки товара – с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017. Поставка товара заказчику осуществляется поставщиком по заявке заказчика. В части исполнения условий поставки контракт действует с даты заключения контракта (но не ранее 01.02.2017) до 29.12.2017, а в части оплаты – до 31.01.2018.
Каким образом можно расторгнуть контракт, если потребность в товаре у заказчика отпала?
Обязан ли заказчик обеспечить приемку всего предусмотренного контрактом количества товара?
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Исходя из положений ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Следует отметить, что Законом № 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Пункт 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее – извещение), а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона № 44-ФЗ – частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг, невозможно определить.
Такая возможность признается для:
– работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
– услуг связи;
– юридических услуг;
– медицинских услуг;
– образовательных услуг;
– услуг общественного питания;
– услуг переводчика;
– услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
– гостиничных услуг;
– услуг по проведению оценки.
При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.
Отметим, что из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта – за все количество или объем.
То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Та же п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ указывает на необходимость указания в том числе и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, по общему правилу контракт должен определять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в Законе № 44-ФЗ, а также сроки их поставки, выполнения или оказания.
Вместе с тем, по нашему мнению, заказчик вправе определить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.
Дело в том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает порядка определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Согласно же ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика предусмотрена ст.ст. 508, 509 ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ. Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрено ст. 708 ГК РФ, которая может применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ст. 783 ГК РФ.
Соответственно, в принципе, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени – сроком исполнения обязательств по контракту одновременно с установлением условия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потребностей.
Следует заметить, что установление таких условий может вызвать предъявление претензий со стороны контролирующих органов, полагающих, что, исходя из той же ст. 190 ГК РФ, сроки поставки отдельных партий товаров не могут исчисляться начиная с даты, не определенной в контракте изначально: смотрите, например, решение УФАС по Челябинской области от 08.06.2017 № 6749/03, решение УФАС по Ярославской области от 30.12.2016 № 05-02/420ж-16. Однако есть и примеры судебной практики, когда суды приходили к выводу о правомерности установления сроков поставки отдельных партий товара вышеописанным способом: смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 № Ф04-29181/15 и от 22.03.2016 № Ф04-492/16, постановление Семнадцатого ААС от 17.09.2015 № 17АП-10739/15, косвенно также постановление Двадцатого ААС от 28.06.2017 № 20АП-3455/17, постановление Девятнадцатого ААС от 14.06.2017 № 19АП-2596/17, постановление Четвертого ААС от 25.04.2017 № 04АП-485/17.
Безусловно, возникает вопрос о последствиях ситуации, когда потребности заказчика, отраженные в заявках, направленных поставщику, подрядчику, исполнителю в течение общего срока поставки, по нашему мнению, требование закона об определении количества товара, объема работ или услуги их цены в твердых размерах не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в поставке каких-либо товаров, выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.
Как нам видится, с учетом запрета на изменение контракта одним из наиболее очевидных вариантов разрешения ситуации, когда у заказчика фактически отпала необходимость в получении части товара по контракту, является расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 Обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, устанавливавшим аналогичные по сути ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении части объема работ отпала, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Если соглашение о расторжении контракта не будет достигнуто, то поставщик будет вправе требовать приемки и оплаты всего количества товара, предусмотренного контрактом (постановление АС Уральского округа от 07.06.2016 № Ф09-4836/16).
Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.
Что же касается обязанности заказчика обеспечить приемку всего предусмотренного контрактом количества товара, то этот вопрос, как нам представляется, должен решаться исходя из условий контракта. Если указанный в вопросе контракт представляет собой стандартный договор купли-продажи (поставки), по которому стороны договорились о поставке заказчику определенного количества товара, заказчик (покупатель) обязан принять все предусмотренное контрактом количество товара. Если он без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара (п. 4 ст. 514 ГК РФ). Это правило распространяется и на отношения в сфере закупок (п. 2 ст. 525 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). При исполнении поставщиком всех своих обязательств по контракту он вправе в случае отказа заказчика принять часть товара, рассчитывать на получение всей цены, оговоренной контрактом. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2012 № Ф01-1193/12, ФАС Уральского округа от 22.11.2010 № Ф09-9516/10-С3, ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2010 № Ф07-9030/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 № 09АП-5749/12)*(1). Если же условиями контракта предусмотрено, что поставке подлежит то количество товара, которое будет указано в заявках заказчика (разумеется, в пределах общего количества, указанного в контракте), то представляется, что поставщик не вправе требовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном контрактом.
Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 24-03-08/3716 «Об изменении существенных условий контракта, расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров (работ, услуг), о размещении на электронной площадке протокола. «
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент в рамках своей компетенции считает возможным сообщить следующее.
Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, в том числе в часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, которые вступили в силу с 12 мая 2019 г. и предусматривают исключение из указанной части слов «в виде фиксированной суммы, определенной» и дополнение словами «, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов».
Таким образом, заказчики включают в контракт обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, с учетом внесенных изменений в Закон N 44-ФЗ.
В части внесения изменений в уже заключенный контракт сообщаем, что согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, контракт заключается и исполняется на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, при этом изменение существенных условий контракта по соглашению сторон при его исполнении возможно осуществить исключительно в случаях и порядке, установленных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
При этом статьей 95 Закона N 44-ФЗ случай, указанный в обращении, не предусмотрен.
В связи с чем обращаем внимание, что согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон.
В части размещения на электронной площадке протокола разногласий сообщаем, что согласно части 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 указанной статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Вопрос: По итогам электронного аукциона заключен контракт на выполнение строительных работ. В ходе исполнения контракта отпала необходимость в одном из предусмотренных видов работ, однако выявились дополнительные объемы (виды) работ, не предусмотренные условиями контракта. Возможно ли произвести замену работ без изменения общей цены контракта? (журнал «Вестник Института госзакупок», N 8, август 2015 г.)
По итогам электронного аукциона заключен контракт на выполнение строительных работ. В ходе исполнения контракта отпала необходимость в одном из предусмотренных видов работ, однако выявились дополнительные объемы (виды) работ, не предусмотренные условиями контракта.
Возможно ли произвести замену работ без изменения общей цены контракта?
Журнал «Вестник Института госзакупок», N 8, август 2015 г.
Подобное изменение условий контракта в рамках Закона N 44-ФЗ недопустимо.
Вместе с тем, согласно подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, изменение контракта возможно, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на 10% или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены работы.
Однако для того, чтобы у заказчика появилась возможность воспользоваться указанным правом, необходимо соблюдение следующих условий:
1) возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом;
2) закупаемые дополнительно заказчиком работы уже предусмотрены контрактом, т.е. изменяется не вид, а только объем работ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации изменение контракта было бы возможно только в ситуации, когда существовала бы необходимость увеличить в пределах 10% объем уже предусмотренных контрактом видов работ, а не выполнить новые виды работ, пусть и имеющие непосредственное отношение к предмету контракта.
Данный подход подтверждается также письмом Минэкономразвития России от 3 февраля 2015 г. N Д28и-246.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-правовой бюллетень «Вестник Института госзакупок»
«Вестник Института госзакупок» является зарегистрированным средством массовой информации. Рег. N Роскомнадзора ЭЛ N ФС 77-60742. Издается Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок).
Значение слова «отпасть»
1. В результате повреждения, удара и т. п. отделиться от чего-л., перестать держаться на чем-л.; отвалиться. Штукатурка отпала. □ [Обои] в иных местах уже отпотели и отпали, а во многих местах висят клочками. Решетников, Где лучше? [Отец] сидел за столом, прикрепляя к портсигару отпавшую монограмму. Олеша, Зависть. || Спец. Опасть, осыпаться (о плодах, семенах и т. п.).
2. перен. Утратить связь с чем-л., выйти из состава какого-л. объединения. Отпасть от военного блока.
3. Утратить силу, смысл. Обвинение отпало. || Пройти, исчезнуть. Желание отпало. □ Тут, какой хочешь будь мошенник, а душа в пятки уйдет, и отпадет всякая охота предлагать взятки мелким чиновникам. Добролюбов, Жизнь Ваньки Каина, им самим рассказанная. После этого он привел такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Арсеньев, По Уссурийской тайге.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОТПА’СТЬ, аду́, адёшь, прош. а́л; отпа́вший и (устар.) отпа́дший, сов. (к отпада́ть). 1. Оторваться, отвалиться, отделиться, падая. Карниз отпал. Ручку приклеили, но она опять отпала. 2. Утратить связь, выйти из состава какого-н. объединения (книжн.). О. от семьи. О. от организации. 3. Утратить силу, смысл. Все его возражения отпали. || Миновать пропасть, прекратиться. Желание отпало.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
отпа́сть
2. перен. выйти из какого-либо объединения; утратить связь с кем-либо, чем-либо
3. утратить значение, силу, смысл
5. жарг. прийти в состояние крайнего восхищения, удивления и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова республиканизм (существительное):
В связи с тем что отпала необходимость
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На электронной площадке заключен государственный контракт с заказчиком на поставку лекарственных средств. Заказчик отказывается делать заявку на поставку товара (ссылаясь на отсутствие необходимости) и принимать товар.
Каковы действия поставщика, если он не хочет расторгать контракт?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поставщик не обязан подписывать дополнительное соглашение о расторжении контракта (любого). В отсутствие нарушений обязательств по контракту со стороны поставщика у заказчика нет оснований для одностороннего отказа от его исполнения. В случае недостижения согласия сторон в рассматриваемой ситуации можно предположить две судебные перспективы развития отношений: расторжение контракта по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, при условии, что заказчик в ходе судебного разбирательства докажет наличие необходимых для этого оснований, а также обращение поставщика в суд с иском об обязании заказчика принять и оплатить товар по контракту.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Разумеется, сказанное не означает, что контракт должен исполняться сторонами в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит, и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае отпадения потребности, например, в товаре или уточнения его количества в ходе исполнения контракта в меньшую сторону средства будут истрачены на фактически не имеющуюся потребность.
*(2) В отдельных случаях суд может придерживаться противоположной позиции (смотрите постановление Пятого ААС от 22.02.2012 N 05АП-815/12).
*(3) В постановлении Восьмого ААС от 21.10.2019 N 08АП-12616/19 судом принято во внимание, что из положений статей 508, 511, 514 ГК РФ следует, что в случае согласования срока поставки товара и срока действия договора поставки, при просрочке передачи товаров в согласованный в договоре срок (по любым основаниям) за поставщиком сохраняется обязанность восполнить недопоставку товаров лишь в пределах срока действия договора поставки. При этом по общему правилу истечение срока действия договора поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар. Поскольку обязанность покупателя принять весь товар, равно как обязанность принять товар по истечении согласованных сторонами сроков в контракте не была предусмотрена, суд признал, что по истечении срока действия контракта поставщик не вправе понуждать заказчика к приемке товара.