В связи с чем написана ода
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (1747)
История создания
Большинство од Ломоносова написаны в честь восшествия монарха на престол. При этом (отдав августейшей особе необходимые почести) Ломоносов считал нужным обозначить свою точку зрения по важным социальным и политическим проблемам. И в рассматриваемой нами оде наблюдается такой же акцент на общественной проблематике.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: ода.
Ломоносов разработал жанр оды в русской литературе. Возвышенный стиль, богатый гиперболами и метафорами, выдержанный размер, точная рифма — такими благодаря Михаилу Ломоносову стали русские оды.
Вид лирики: патриотическая.
Лирический герой превозносит «возлюбленную тишину», говорит о её пользе и красоте. Под «тишиной» Ломоносов подразумевает мир, отсутствие войны. Благодаря этой тишине всё вокруг процветает, богатства преумножаются, а люди преуспевают.
Солнце, освещая всё вокруг, не может найти ничего прекрасней Императрицы Елизаветы Петровны и этой самой мирной тишины. Вернее, уточняет лирический герой, тишина прекраснее всего на свете — кроме Елизаветы, потому что «душа её зефира тише» (имеется в виду, что именно благодаря Елизавете Петровне в России прекратилась война) и внешность поистине райская.
Когда Елизавета Петровна вступила на престол, рассказывает лирический герой, она вернула «тишину» в Россию, сказав, что ей довольно побед — она хочет счастья для каждого русского человека. «Целый запад и восток» (то есть весь мир) не стоит несчастья русских людей.
Лирический герой говорит, что такие речи подобают монарху: когда Елизавета Петровна утвердила мирное положение, аплодисменты Петербурга достигли звёзд.
Именно поэтому Императрица достойна всех хвалебных речей: Ломоносов сравнивает её с ветром, который подгоняет лодку и помогает всякому гребцу.
Ломоносов делает экскурс в историю, превознося Петра I, своего кумира, и обращает внимание на то, что Елизавета Петровна — достойная дочь, сумевшая принять из рук своего отца власть и мудро распорядиться ею.
Ломоносов утверждает, что Россию ждёт великое будущее, невиданное развитие наук, и всё это — благодаря мудрой политике Елизаветы Петровны.
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «красны лики», «заря багряная», «скорбная темнота», «сладостный покой».
Метафоры: «Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»
Архаические слова: «Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днём, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход».
Архаические слова: Императрица Елизавета Петровна — тишина.
Архаические слова: град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть.
Риторическое восклицание: «О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!».
Риторическое обращение: «Но ах, жестокая судьбина!», «Молчите, пламенные звуки».
Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Инверсия: «Приятных струн сладчайший глас».
Олицетворение: «И на престол взвела с собою / Доброт твоих прекрасный лик».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кого прославляет ода Михаила Васильевича Ломоносова «На день восшествия. »?
Ответ. Императрицу Елизавету Петровну.
Автор отмечает две «доблести» императрицы: стремление к «тишине» (то есть к миру) и ещё одну. Какую именно?
Ответ. Развитие наук в России. Для Михаила Васильевича Ломоносова как учёного развитие наук было важнейшим приоритетом. Он безошибочно предвидел большое будущее России и связывал его с научным прогрессом.
Анализ оды «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»
Центральная тема произведения — прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Главная идея произведения — долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Структура
Писатель соблюдает основные правила выбранного жанра – оды. Традиционная, классическая ода включает три части, которые логически связываются между собой.
Первая часть – это выражение восторга и возношение хвалы государыне. Автор прославляет заслуги Елизаветы перед страной. Ломоносов не забыл и про великие деяния Петра Первого – знаменитого реформатора России. Императрица-неофит с гордостью принимает от своего предка эстафету в развитии страны.
Вторая часть отличается более философским характером. Михаил Васильевич больше не сосредотачивается на фигуре самодержца. Автор концентрируется на образе Отчизны. Ломоносов описывает природу и богатства империи, ее творческий и духовный потенциал. Писатель рассуждает о перспективах развития страны, о важности просветительских реформ. Совет императрице – заботиться о молодых и талантливых людях. В финале произведения автор вновь возвращается к личности правителя, пишет о его обязанностях и долге.
Философский характер поэзии
Ломоносов – не только ученый и писатель. Михаил Васильевич был еще и философом. В этом произведении автор поднимает философскую проблему военного и мирного времени. Елизавета видится писателю символом мира, Петр Первый – символом военных побед. Царица гуманна, но автор все равно дает императрице советы. Ломоносов подходит к проблеме правления по-философски. С точки зрения ученого, Михаил Васильевич желает государству дальнейшего просвещения. Это значит, что императрица должна поддерживать науку и развивать культуру. В этом примером для Елизаветы послужит ее отец – Петр Первый.
Образ России
Ломоносов обращается к образу России. Поэт изображает страну полной природных даров. Здесь можно встретить и высоту гор, и широту полей, и полноводность рек. Природа – это глубокая загадка, разгадать которую может лишь просвещенный человек. Ценность окружающего мира – лейтмотив творчества Ломоносова. Автор намекает, что мир и природа нуждаются в людях с высоким уровнем осознанности и образования. Русская земля славится талантами. Способные, гениальные личности нуждаются во «взращивании», «вскармливании». Это – задача правителя.
Ломоносов уверен: будущее для России заключается в необходимости просвещения. Знания положительно влияют на души людей, развивают человека духовно и нравственно. Ученый всю жизнь стремился расширять собственный кругозор, а потому призывал своих соотечественников к всестороннему развитию. Михаил Васильевич советует юной императрице продолжить путь своего отца, который был настоящим фанатом образования. Рекомендации и наставления мудрого поэта – это дар не только императрице, но и любому другому человеку. В настоящее время строки Ломоносова не теряют своей актуальности.
Краткий анализ
— Стих написан в 1747 году.
– Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
– Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй — описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
– Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
– «
щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения
– «
душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения
– «
вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны — в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.
История создания
«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
История создания оды
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
М.В.Ломоносов
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
Булычева Я.С.
Описание слайда:
Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.
Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.
Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
История создания оды
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Традиционно оды подразделяются на типы:
Жанр оды
Победно-патриотические
Торжественные (похвальные)
Философские
Духовные
Анакреонтические
Описание слайда:
В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
«Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
Композиция оды
Описание слайда:
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Описание слайда:
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец…
Описание слайда:
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Описание слайда:
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Описание слайда:
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Описание слайда:
Описание слайда:
Тематика и проблематика оды
Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.
О важности миролюбивой политики императрицы.
О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
Описание слайда:
Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
Художественное своеобразие
Описание слайда:
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:
класы – колосья,
зиждитель – Бог,
дщерь – дочь,
воззри – посмотри;
образов, почерпнутых из античной мифологии:
Минерва – богиня мудрости,
Марс – бог войны,
Нептун – бог моря,
Борей – северный ветер;
Описание слайда:
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:
«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»
«Но ах, жестокая судьбина!»
«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
Описание слайда:
Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:
«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;
«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр…»;
«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим»
В.Г.Белинский
Описание слайда:
Значение произведения
Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.
Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.
Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей.
Описание слайда:
Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Описание слайда:
Подведем итог
Когда и в связи с чем написана ода?
Каким стихотворным размером она написана?
Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
Какова главная, ведущая тема оды?
Каким стилем написана ода?
Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма
А.С. Пушкин. Историческая повесть «Капитанская дочка»
Глава шестая
Джонатан Свифт Биография
Жизнь и творчество А.А.Фета 10 класс
Серебряный век в русской поэзии. Символизм,акмеизм
Алан Милн
Павел Михайлович Третьяков
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5431975 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ оды «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»
Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.
Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.
В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.
С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.
Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.
Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.
Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Ода написана в 1747 году.
Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».
Анализ «Оды на день восшествия… Елисаветы Петровны» (4 вариант)
Поводом к написанию оды послужило утверждение императрицей в 1747 году нового регламента Академии наук, имеющего важное значение для развития именно отечественной науки. В Петербургскую академию наук, где бесчинствовали Шумахер и Тауберт, систематически не допускались русские люди, им не давали ученых должностей. В новом же регламенте говорилось о том, что назначать на должности необходимо, по возможности, русских людей, в состав студентов нужно набирать учеников духовных семинарий, т. е. русских юношей, и т.д. Более того, увеличивался и бюджет Академии наук, что делало возможным расширение области научных исследований, поэтому Ломоносов с охотой согласился написать благодарность Елизавете Петровне от Академии.
Комплиментарность, безусловно, не главное в оде Ломоносова. Намного позже известный русский поэт и друг А. С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер напишет об оде следующее: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется… он вещает правду… торжествует о величии родимого края…» Ломоносов-поэт в своем произведении излагает мысли государственного характера, предлагает конкретную политическую программу для развития и процветания Отечества.
Однако Ломоносов не довольствуется простым изложением своих идей: он не только обосновывает практическую необходимость и пользу для государства своих идей, но и эмоционально «заражает» читателя, волнует его чувства.
Так, содержание оды свободно поддается изложению, поскольку в каждой строфе есть своя мысль и поэтическая «иллюстрация» к ней.
Все строфы связаны между собой определенной логикой развития общей идеи, автор представляет систему доказательств. В самом общем виде цепочка доказательств содержит следующие «звенья»-идеи.
В первой строфе Ломоносов эффектно совмещает первое и четвертое «звенья», минуя другие два (они будут задействованы в последующих строфах). Дальнейшее же развитие идеи поэт осуществляет через столкновение двух противоположностей: света и мрака, тишины (отсутствия звуков) и шума войны, что также способствует усилению эмоционального воздействия художественного слова.
Итак, начало оды ознаменовано своего рода гимном тишине, т. е. миру, отсутствию в государстве войны. Сочетание «возлюбленная тишина» буквально значит «горячо любимый мир». Величественность и строгая торжественность оды достигается не только наличием в ней элементов церковнославянского языка, но и звучанием слов. Так, сам автор считал, что повторение буквы а «способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины». А вот первые строки оды:
Далее автор рисует картину процветающего государства, в котором развивается торговля («Сокровищ полны корабли // Дерзают в море за тобою»), сельское хозяйство («И класы на полях желтеют»). Тишина принесет стране богатство, подытоживает автор («Ты сыплешь щедрою рукою // Свое богатство по земли»). Более того, состояние мира между державами, говорит поэт, является гарантом защиты городов и сел.
В следующей строфе Ломоносов, создавая образ света, старается многократно усилить его силу и мощь. Яркий свет, сияние и блеск предшествуют появлению Елизаветы.
…Но краше в свете не находит
Елизавета и тишина — в одном ряду, сопоставимы, более того, душа царицы «зефира тише» и взгляд «прекраснее рая».
Ломоносов осознавал, что в действительности императрица далека от поэтического идеала. Но у поэта была своя цель: ему нужно было подчеркнуть идеальную, нравственную основу государственной власти, необходимую для процветания российской державы. Отсюда и Елизаветин «кроткий глас» как антоним воинственности, ее «божественные уста», поставившие конец войне, и, наконец, крест в руке как символ ее служения России, сохранения нравственной чистоты власти («Когда ты крест несла рукою // И на престол взвела с собою // Доброт твоих прекрасный лик!»).
Ломоносову также важно подчеркнуть в идеальном облике Елизаветы, что она «великая Петрова дщерь». Преемственность дел Петра заключена в желании Елизаветы «в мире расширять науки».
Далее Ломоносов дает ряд «мозаичных» по стилю картин из жизни Петра, составляющих единое эпическое полотно о нем. Перед нами, по сути, вселенская история о Христе, поэтически трансформированная в русскую историю царствования Петра, главная заслуга которого в том, что он «Россию, грубостью попранну, // С собой возвысил до небес».
Ломоносов также показывает Петра воином-созидателем, основывающим новое государство, куда впоследствии будут призываться «чрез горы, реки и моря» (т. е. из-за границы) «божественны науки». Воинственность в облике Петра, по мнению Ломоносова, — историческая необходимость, однако это не мешает поэту осуждать военную славу всякого полководца-триумфатора, «грому труб» которой мешает «плачевный побежденных стон». В этих строках предвосхищены и «слезинка ребенка» Достоевского, и поиски праведности русской литературой в целом.
Все надежды Ломоносова связаны с миролюбивой политикой Елизаветы, благодаря которой и возможно процветание наук:
Сия тебе единой слава,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
В последующих строфах оды Ломоносов показывает, какую пользу может принести государству наука. Неслыханные сокровища, скрытые в недрах русской земли, раскроет она и предоставит Отечеству. Ученые проникнут в тайны природы, —
…Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Другими словами, России необходимы собственные научные кадры. Этот тезис Ломоносов разовьет в конце оды: поэту важно, чтобы в заключении с особой силой и торжеством прозвучал гимн науке. А пока ученый зовет на север, уверенный в его неистощимых минеральных богатствах. Ломоносов зовет и на Дальний Восток, в Северный Ледовитый океан, на Курильские острова, на Урал, который с помощью науки (Минервы) раскроет невиданные богатства. Так в оде выражена всегда присущая поэту идея связи науки и практической пользы Отечеству.
В завершающей оду строфе Ломоносов, обращаясь к Елизавете, высказывает главную идею произведения, с которой, собственно, оно и начиналось:
…О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною…
Необходимые России мир и тишина являются основой творческой позиции Ломоносова.
Источник (в сокращении): Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. — СПб.: «Литера», 2006
История создания
«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Анализ 2
Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.
Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.
Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.
Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.
В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.
Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.
Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.
Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.
Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «красны лики», «заря багряная», «скорбная темнота», «сладостный покой».
Метафоры: «Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»
Архаические слова: «Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днём, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход».
Архаические слова: Императрица Елизавета Петровна — тишина.
Архаические слова: град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть.
Риторическое восклицание: «О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!».
Риторическое обращение: «Но ах, жестокая судьбина!», «Молчите, пламенные звуки».
Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Инверсия: «Приятных струн сладчайший глас».
Олицетворение: «И на престол взвела с собою / Доброт твоих прекрасный лик».
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Средства выразительности
Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), старославянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.