В структуру социальной деятельности не входит что

помогите по обществу пожалуйста

1. Отличие человека от животных проявляется:
а) в генетически запрограммированном поведении;
б) в приспособленности к определенной среде обитания;
в) в социальном характере поведения человека;
г) в наличии природных средств самозащиты.
2. Производство орудий труда способствовало:
а) развитию инстинктивной основы поведения человека;
б) появлению абстрактного мышления;
в) использованию орудий труда для охоты;
г) установлению внутристадного мира.
3. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотовод-
ству называется:
а) биологическая революция;
б) социогенез;
в) неолитическая революция;
г) антропогенез.
4. Преобладание социального начала в человеке провозглашает
концепция:
а) социал-дарвинизма;
б) расизма;
в) фашизма;
г) социологизаторская.
5. Стремление к самосовершенствованию — характерная черта:
а) человека;
б) индивида;
в) личности;
г) индивидуальности.
Человек
5
6. Человек, приверженный тем же культурным образцам, что
и большинство членов данного общества, относится к виду:
а) нормативной (базисной) личности;
б) модальной личности;
в) маргинальной личности;
г) типичной личности.
7. Процесс освоения социальных ролей, приобретения социаль-
ных статусов и накопления социального опыта называется:
а) воспитание;
б) самосовершенствование;
в) жизненный цикл;
г) социализация.
8. К факторам, влияющим на формирование личности, не отно-
сится:
а) природная среда;
б) наследственность;
в) воспитание;
г) социальная среда.
9. Наукой, изучающей систему идей, взглядов на мир и место в
нем человека, является:
а) социология;
б) философия;
в) бытие;
г) сознание.
10. К формам бытия не относится:
а) бытие человека;
б) бытие материального;
в) бытие духовного;
г) бытие социального.
11. Утверждения о том, что бытие определяет сознание, придер-
живаются:
а) материалисты;
б) идеалисты;
в) философы;
г) ученые.
12. Совокупность сознаний индивидов называется:
а) самосознание;
б) индивидуальное сознание;
6
в) общественное сознание;
г) самочувствие.
13. В структуру деятельности не входят:
а) субъект;
б) объект;
в) орудие;
г) потребности.
14. К первичным потребностям относятся:
а) физиологические;
б) социальные;
в) престижные;
г) духовные.
15. В зависимости от результата различают виды деятельности:
а) практическая и духовная;
б) созидательная и разрушительная;
в) материально-производственная и социальная;
г) трудовая и досуговая.
16. Вид трудовой деятельности с определенными характером
и целью трудовых функций называется:
а) работа;
б) квалификация;
в) специальность;
г) профессия.
17. В вопросе о поиске смысла жизни современная наука исходит
из положения:
а) об абсолютном разуме, создающем основу существования
человека;
б) о загробной жизни и потустороннем мире;
в) о самостоятельном разумном решении человеком этого
вопроса;
г) о возможном физическом бессмертии человека.
18. Учение о переселении душ после смерти называется:
а) реинкарнация;
б) мумификация;
в) кремация;
г) погребение.

20. Формой неречевого общения является:
а) вербальное общение;
б) перцептивное общение;
в) интерактивное общение;
г) коммуникативное общение.
21. Выполнение заранее предписанных правил поведения назы-
вается:
а) культурное общение;
б) научное общение;
в) ритуальное общение;
г) обучающее общение.
22. Функцией общения не является:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) информационная;
г) обучающая.
23. Общение между близкими людьми в повседневной жизни
называется:
а) деловое общение;
б) убеждающее общение;
в) межкультурное общение;
г) бытовое общение.
24. Концепция, утверждающая чувственное происхождение на-
шего познания, получила в философии наименование:
а) сенсуализм;
б) материализм;
в) идеализм;
г) субъективизм.

Источник

Типы социальной деятельности

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

Тема 7. Социальная деятельность и социальные движения.

Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Типы социальной деятельности.

Социальные движения и институты.

Понятие, структура и функции социальной деятельности.

Деятельность как специфически человеческий способ бытия, охватывает материально-практические, мысли­тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­ного поведения.

Социаль­ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­действия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­образное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности включает четыре вида отношений:

— его отношение к природе;

— его отношение к самому себе.

Структура социальной деятельности включает четы­ре основных компонента: I) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими при­знаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

Типы социальной деятельности.

В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­сколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная (продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты в научных кон­цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­нием власти, защитой политических интересов определенных клас­сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­вии субъекта управления на социальный объект с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­ном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая реализуется в получении уже известного результата известными способом и средствами. Втораянаправлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­шихся средств.

К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

М. Вебер наиболее важным считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все бо­лее важное значение в развитии цивилизации приобретают такие бы­стро прогрессирующие виды социального действия, как научная, ин­формационная, инженерно-конструкторская, образовательная дея­тельность, органически соединенная с деятельностью природоохран­ной и гуманитарной.

Источник

Социальная структура: понятие, основные элементы, функции

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

Приветствую Вас, друзья!

В состав любого современного общества входит множество социальных, профессиональных, этнических и других групп, тесно связанных между собой и выполняющих собственные функции. Система взаимоотношений между ними построена на политике, экономике, социальной и духовной основах, совокупно образующих структуру конкретного общества.

Что такое социальная структура?

Социальная структура (от латинского слова structure, т.е. строение, расположение) — это логически упорядоченное сообщество, состоящее из отдельных социальных групп, общностей, институтов и людей, которые объединены определенными взаимоотношениями и связями, но имеют различное положение в экономике, политике и иных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, социальная структура представляет собой само внутреннее общественное устройство, в которое входят тесно связанные между собой индивиды, классы, социальные институты, а также общности, сформированные по территориальному, профессиональному, национальному и демографическому признакам.

Описываемое понятие охватывает два аспекта: стратификационный и системно-организационный. Основное содержание социальной структуры образуется под влиянием социальных институтов, к каковым относят политику, науку, экономическую сферу, образование и семью как основные несущие конструкции общества. Именно на них возлагаются функции по контролю и регулированию поведения индивидуумов во всех значимых сферах общественной жизнедеятельности, они же призваны определить статус отдельного индивидуума в различных социальных организациях.

Элементы социальной структуры

К основным элементам социальной структуры относят:

Социальным статусом называют позицию, занимаемую человеком внутри общественной иерархии. На данную позицию влияют его происхождение и место рождения, пол, семейное положение, наличие детей, возраст, профессия и др.

Виды социальной структуры

Во внутреннем устройстве общественной структуры выделяют несколько составляющих:

Как правило, члены любого общества разделены на десятки категорий по целому ряду признаков, основные из которых соответствуют главным общественным подсистемам.

Характеристика социальной структуры

Ключевыми особенностями, характеризующими общественную структуру, являются:

Ни одна из приведенных выше характеристик не способна стопроцентно отнести какого-либо человека к определенной категории, поскольку каждая личность уникальна, а один и тот же индивидуум может и входить в состав сразу нескольких категорий, и не соответствовать ни одной из них.

Типы социальных отношений

Социальные отношения подразделяются на несколько типов в зависимости от их состава. В соответствии с данной типологией выделяют:

Функции социальной структуры

На общественную структуру возлагается несколько важных и значимых функций, а именно:

Источник

Структура социальной деятельности

Деятельность определяется как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное освоение и преобразование этого мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности, которые присутствуют уже в ее простейшей индивидуальной форме, т.е. во взаимодействии человека с вещью или с другим человеком. Каковы же составные элементы, из которых складывается даже самое простое социальное действие?

Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он – активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные объекты.

Вторым элементом социального действия являются объекты деятельности. В качестве таковых могут оказаться не только вещи, но и люди, как это имеет место в деятельности врача, учителя, представителей некоторых других профессий. Но все же чаще в этом качестве выступают объекты другого рода — вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них — орудия и средства материального производства, другая — орудия духовного производства, среди которых все большую роль приобретает компьютер, вытесняя карандаш, ручку и пишущую машинку. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям.

Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от вещей, что при рассмотрении структуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах и т.п. Это символы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной — также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно для приспособления человека к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.

Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия. Это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов — людей, вещей и символов — не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности — люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа, сферы или области общественной деятельности:

Все они, обеспечивая необходимые условия любой человеческой деятельности, одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

1. Понятие социальной деятельности

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и сог\иачьпого мира. Именно в социальной деятельности осуществляется проявление активности личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков.

В процессе деятельности проявляется определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности и активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

С другой стороны, сам социальный процесс, т.е. бытие социума, невозможен вне и помимо разнообразных актов человеческой деятельности. Этот процесс не только складывается их различных видов деятельности, представляя из себя интегративную их систему, но одновременно и постоянно распадается па огромное количество разнообразных и относительно обособленных друг от друга деятельностей (материальных, интеллектуальных и др.), которые характеризуются переходом друг в друга, дифференциацией и объединением, специфическим распределением во времени и пространстве. Более того, человеческая личность, выступающая субъектом социального процесса, представленного в многомерности своего бытия, может и должна быть понята сама как исторически развивающийся процесс деятельности (в своей динамике) и одновременно как результат этой деятельности (в своей статике, сиюминутности). Вследствие этого сам социальный процесс представляет собой полисубъективное образование, организованность, многомерность и целостность которого осуществляется совокупностью различных направлений, видов и форм человеческой деятельности, их различными сочетаниями, разделениями, комбинациями, являющимися по существу постоянной пульсацией живых и опредмеченных человеческих сил.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четырехкомпонентный процесс. Она включает в себя:

3) его отношение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее многообразию, и, наконец,

4) его отношение к самому себе.

Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной человеческой деятельности.

Но и для отдельного индивида, равно как и для любой группы, общности индивидов совместное бытие с другими людьми, т.е. включенность в многомерный и целостный социум, оказывается необходимой предпосылкой и способом становления и развертывания его индивидуального бытия, развития и саморазвития его индивидуальных жизненных сил.

Социальная деятельность включает в себя

процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.);

Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть фото В структуру социальной деятельности не входит что. Смотреть картинку В структуру социальной деятельности не входит что. Картинка про В структуру социальной деятельности не входит что. Фото В структуру социальной деятельности не входит что

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру и взаимодействия его с другими людьми социальная деятельность подразделяется на несколько видов.

Важнейшими из них являются:

— материально-преобразовательная(ее результатами вы ступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, зда ния, сооружения и т.п.);

— познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

— ценностно-ориентационная(ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей; в понятиях долга, совести, чести, ответственности; в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

— коммуникативная – общение людьми с другими людьми и группами;

– художественная – создание художественных ценностей;

– здравоохранительная – действия врачей;

– спортивная – реализуется в спортивных достижений, физическом развитии личности;

– политическая – связанная с захватом и удержанием власти.

Социальная деятельность включает в себя несколько компонентов.

Первый компонент – осознанное и неосознанное действие.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

2. Трактовки социальной деятельности

Вследствие первостепенной значимости социальной деятельности углубленному исследованию ее уделяли большое внимание почти все известные социологи. Наибольший вклад в социологическое понимание и интерпретацию деятельности внесли К. Маркс, Э. Дюрктейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаюидеи человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой. За многокрасочным миром социального богатства, за имеющимися в распоряжении общества материальными и духовными ценностями, представляющими собой результаты труда, кроется активная созидательная деятельность человека, связанная с развитием его сознания, с выявлением и реализацией его дарований, его чувств и разума, его знаний, умений и навыков. Только в процессе творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мираприродного и социального, т.е. миропреобразующей деятельности, человек вступает в сферу социального бытия, в мир истории и культуры.

Согласно Марксу, содержание деятельности составляют и материально-практические действия, и волевые акты, и целеполагания, и деятельность сознания, определяющие собой способ и характер деятельностной активности человека. Если в материально-производственных действиях воплощается практическое самоопределение и самоутверждение человека, то в его сознании, целеполагании, волеизъявлении реализуется его теоретическое бытие как общественного существа. Поэтому именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей, его духовного мира.

Э. Дюркгейм в своем исследовании деятельности исходил из того, что человек имеет дело с особого рода реальностью, основу которой составляют социальные факты. Сами же социальные факты, по мысли Дюркгейма, «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».

В структуре социальной деятельности Э. Дюркгейм выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения он вычленял два типа общества: традиционное и современное. Традиционное, архаическое общество, полагал он, основывалось на неразвитости, сходстве составляющих общество людей и их деятельности. В таком обществе собственное «Я» существует только в «Мы», которое поглощает собой «Я» как индивидуальность. Здесь господствует механическая солидарность, а принуждение выражается в строгих репрессивных действиях, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В противоположность Э. Дюркгейму он открещивался от всякого рода «коллективных субъектов» и считал, что только в том случае, если все виды и формы поведения людей: их социальные действия, социальные отношения, социальные стремления и смыслы будут редуцированы (сведены) к конкретным проявлениям деятельности конкретных индивидов в их взаимодействии с другими индивидами, социология сможет стать действительной наукой о социальной действительности, сможет стать «понимающей социологией». Для того, чтобы понять и объяснить социальную реальность, необходимо постигнуть смысловую связь, в которую входит доступное непосредственному пониманию социальное действие.

Действие становится важнейшей категорией социологии, считал М. Вебер, только в том случае, «если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». А это означает, что действием, непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей.

Из приведенных рассуждений становится ясным, что именно считает М. Вебер признаками социального действия.

Суммируя сказанное, мы можем констатировать, что в веберовском понимании действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

3) социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациональное действие такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в котором рационально рассматривается отношение средств к целям и побочным результатам действия и, наконец, рационально осмысленное отношение различных целей друг к другу, причем критерием рациональности является успешность действия;

3) традиционное действие, основанное на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами того, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентированным.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия». Согласно этой концепции, социальное действие состоит из структур и процессов, с помощью которых индивид или группа формирует значимые интенции (направленности сознания на какие-либо предметы) и более или менее успешно применяет их к конкретной ситуации. Интенция и ее применение, взятые в их единстве, подразумевают направленность системы индивидуального или коллективного (группового) действия на изменение взаимодействия с ситуационным окружением преднамеренным путем.

Фундаментальное свойство действия, определяемого таким образом, заключается, согласно Т. Парсонсу, в том, что оно не исчерпывается реакцией на частные стимулы, на чем настаивает бихевиористская концепция поведения. Кроме такой реакции, которая несомненно существует, считал он, действующее лицо развивает определенную систему ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации, включая и действующих в этой ситуации других лиц.

Такая трактовка социального действия привела Т. Парсонса к необходимости конструирования общей модели действия, названной им «единичным актом». Эта модель включает в себя:

— ситуационное окружение, включающее в себя изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Ситуационное окружение состоит из определенного набора социальных, культурных и физических факторов, которые в своей совокупности делают возможным существование определенного действия и ограничивают пространство выбора индивидом способов действия.

Однако реальное социальное действие по своему содержанию и смыслу богаче аналитически выделенной абстрактной модели. В реальной действительности, подчеркивал Т. Парсонс, действия не бывают единичными и дискретными, они организованы в динамические системы. Система социального действия, по его утверждению, включает в себя четыре основных элемента:

1) субъектактор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т.п.;

3) совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;

4) система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основных функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой.

С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в целедостижении. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция есть третья функция, представляющая стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности; на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Система социального действия, согласно Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех компонентов, каждый из которых является относительно самостоятельной системой, но одновременно функционирует в качестве подситемы, входящей в состав общей системы социального действия. Эти компоненты таковы:

1.Биологическая система (организм). Эта подсистема служит соединительным звеном между материальным и идеальным мирами и выполняет функцию адаптации. Через свойственные человеку как живому организму ощущения и восприятия устанавливается контакт с внешним миром для: а) приспособления к нему; б) манипулирования им; в) преобразования его.

2.Система личности — формируется в процессе социализации индивида, направленного на интернализацию ценностей и норм, существующих в обществе. Она выполняет функцию целеполагания и целедостижения, активизирует энергию и материальные ресурсы для достижения целей.

3.Социальная система представляет собой совокупность ролевых статусов акторов и руководствуется нормами, определяющими, какие действия являются предпочтительными. Она создает социальную солидарность, налагает ограничения, поддерживает связность акторов и тем самым выполняет функцию интеграции.

Все названные подсистемы оказывают мощное влияние на социальное действие, причем каждая стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими подсистемами. Все они одновременно с этим и приспосабливаются друг к другу, а возникающие в процессе такого взаимного приспособления изменения и конфликты образуют динамическую ось развития общества, совершающегося посредством многогранного социального действия.

Итак, все крупные социологи, исследующие проблематику социального действия, существенно обогатили понимание данного социального феномена, обращая внимание на те или иные его системы и грани. Но социальное действие находится в процессе постоянного обогащения и развития. Поэтому и социологическое знание о нем обогащается и углубляется. В последнее десятилетие XX века, когда достаточно рельефно выявился кризисный характер сложного и противоречивого перехода от индустриальной цивилизации и цивилизации постиндустриальной (ее еще называют информационной, или цивилизацией ноосферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов человеческой деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Понятия социального движения. Социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни.

Современные социологи считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них.

Американский социолог Чарльз Тилли определяет общественные движения как ряд дискуссионных перформансов, демонстраций и кампаний, с помощью которых простые люди осуществляют коллективные требования к другим[1]. Для Тилли социальные движения являются основным средством привлечения обычных людей к участию в государственной политике. Он утверждает, что существуют три основных элемента социальных движений:

· кампании: устойчивые, организованные общественные действия по выработке коллективных требований к властям;

· формы: использование комбинаций из числа следующих форм политической деятельности: создание специализированных ассоциаций и объединений, общественных встреч, торжественных акций, демонстраций, митингов, передач петиций и заявлений к и через средства массовой информации и дискуссии;

· WUNC-демонстрации: согласованные общественные представления важности (worthiness), единства (unity), численности (numbers) и обязательств (commitments) со стороны самих участников и/или тех, кого они представляют.

Другой социолог Сидни Тэрроу определяет социальные движения как коллективные вызовы (для элиты, органов власти, других групп или культурных кодов) людей с общими целями и солидарностью в устойчивом взаимодействии с элитами, оппонентами и властью. Он особо отличает социальные движения от политических партий и групп интересов.

Социальные движения – это отчётливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные либо на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур, либо на сопротивление происходящим изменениям.

Социальные движения и институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культур­ной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений.

Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения и организации. В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленны­ми статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и со­чувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образ­цов можно считать обязательным атрибутом их существования.

В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведе­ния, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ро­лей. В этом случае движение прекращает свое существование, превра­щаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (на­пример, движение в поддержку депутатской группы, президента, пра­вительства), имея своей целью воздействовать па институты управ­ления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления — это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достигать ценно­стей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изме­нений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *