В стране z сложилась устойчивая политическая система что обеспечивает стабильное развитие общества
В стране z сложилась устойчивая политическая система что обеспечивает стабильное развитие общества
Андрей Исаев запись закреплена
3. Выберите верные суждения о политической системе, её структуре и функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выделяют демократические и недемократические политические системы. ДА ВЕРНО
2) Политическая система — это форма правления, которая складывается в государстве под воздействием различных политических сил. НЕ ВЕРНО, ПОЛИТ СИСТЕМА ЭТО НЕ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
3) В структуру политической системы входят институциональная, коммуникативная, нормативная и культурно-идеологическая подсистемы. ДА ВЕРНО
4) К функциям политической системы относятся правоохранительная и судебная. НЕТ, ЭТО НЕ ЕЕ ФУНКЦИИ
5) Политическая система характеризуется как механизм осуществления политической власти и управления обществом. ДА ВЕРНО
23. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НАДО ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ!
24. Приведите три примера, иллюстрирующие реализацию гражданами политических прав и свобод. Сначала назовите право (свободу), а затем приведите пример его (её) реализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). – МОЖНО УКАЗАТЬ СВОБОДУ СЛОВА, ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ, ПРАВО НА СОЗДАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРАВО НА МИРНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ И МИТИНГИ
В стране z сложилась устойчивая политическая система что обеспечивает стабильное развитие общества
Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные
характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.
«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.
Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.
В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию 11 класса, тема «Политическая система общества»
Предлагаемые КИМы помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания, но и приобрести практические навыки выполнения заданий и записи ответов, а также оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену по данной теме.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по обществознанию 11 класса, тема «Политическая система общества»»
Тест: «Политическая система общества»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Государство, политические партии, общественно-политические движения
Политические принципы, правовые и моральные нормы, политические традиции
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются элементами политической системы.
1) политические партии; 2) банки; 3) государство; 4) производство;
5) общественные организации; 6) парламент.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) политический институт;
2) политическая партия;
3) политическая программа;
4) политическая система общества;
5) политические нормы.
4. В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компоненты входят в политическую систему?
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями подсистем политической системы.
6. Найдите в приведённом ниже списке функции политической системы в демократическом обществе.
1) определение целей, задач, путей развития общества
2) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей
3) формирование планово-централизованной экономики
4) установление единой официальной идеологии
5) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе
6) контроль за соблюдением законов
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.
1) политические партии;
3) общественные организации;
4) политическая система;
5) политическое сознание.
8. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы.
А) политическая партия
Б) избирательное законодательство
В) политические идеологии
Г) средства массовой информации
9. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Включает государство, партии,
и иные политические институты
Включает разнообразные взаимо-действия субъектов политической жизни
10. Установите соответствие между подсистемами политической системы и их элементами.
В) политические партии
11. Установите соответствие между примерами социальной действительности и структурными элементами политической системы:
1) политические институты
2) политические процессы
В) общественное движение
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая система включает в себя _______ (А) политической власти. Отношения между обществом и государством характеризует протекание _______ (Б). Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет _______ (В).
Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает в себя разнообразные формы _____ (Д) субъектов; различные виды и способы политической деятельности. Известный западный политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика в любом обществе представляет собой систему взаимодействий, посредством которых осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ______ (Е) в обществе».
2) политическое участие
7) социальная группа
8) политические идеологии
9) политические процессы
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Вариант 13
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Виды религий | Религии |
Национальные | Синтоизм, иудаизм, индуизм |
_____ | Христианство, ислам, буддизм |
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) министерство; 2) государственный комитет; 3) федеральная служба; 4) правительство; 5) исполнительная власть.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к принципам права современных правовых систем.
1) равенство перед законом; 2) солидарность; 3) справедливость; 4) тотальность; 5) зависимость.
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Установите соответствие между характеристиками и функциями науки
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ НАУКИ |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества | 1) мировоззренческая |
Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем | 2) прогностическая |
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём | |
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии | |
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира |
Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.
6. Кирилл хорошо учится в школе.
Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда.
2. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
3. Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
4. Экономическая политика государства, целью которой является защита отечественных производителей от иностранной конкуренции, называется либерализмом.
5. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков)
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ |
А) Идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения | 1) чистая (совершенная) конкуренция |
Б) Никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные. | 2) олигополия |
В) Множество мелких фирм производят одинаковую продукцию, барьеры для входа/выхода с рынка отсутствуют. | 3) монополистическая конкуренция |
Г) Ситуация, когда рынок поделён между несколькими крупными фирмами | |
Д) Каждая фирма обладает некоторой монопольной властью над своим товаром, но эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм |
Фирма «Весна» принимает на работу нового сотрудника. Какие условия должны быть внесены в трудовой договор с новичком обязательно?
1. предоставление жилья
2. трудовая функция
3. возможные взыскания за нарушения дисциплины
4. виды и условия дополнительного страхования
5. обязательства по неразглашению коммерческой тайны
6. режим рабочего времени и времени отдыха
1. рост затрат производителей кухонной мебели
2. увеличение количества производителей кухонной мебели
3. снижение доходов потребителей
4. предоставление субсидий производителям кухонной мебели
5. повышение пошлин на импортные комплектующие
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
2. Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.
3. Стороны конфликта в ходе его развития способны консолидироваться, объединяться для достижения поставленных целей.
4. Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.
5. Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.
«Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбережения или стали бы делать, если бы у Вас была возможность?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Основные результаты опроса приведены в диаграмме (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день».
2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома.
3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных.
4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.
5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение.
Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. По способу организации различают партии правящие и оппозиционные.
2. И политические партии, и общественно-политические движения являются субъектами политической жизни.
3. Кадровые партии, как правило, отстаивают правовое равенство граждан, политический плюрализм.
5. Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия
ПОЛНОМОЧИЯ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществление управления федеральной собственностью | 1) Государственная Дума |
Б) обеспечение проведения в РФ единой финансовой политики | 2) Правительство РФ |
В) разработка и принятие федеральных законов | 3) Президент РФ |
Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны | |
Д) присвоение почётных званий РФ |
В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компоненты входят в политическую систему?
Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. защита Отечества
2. уплата законно установленных налогов и сборов
3. участие в управлении делами государства
4. выбор рода деятельности и профессии
5. сохранение исторического и культурного наследия
Фирма «Астра» оказывает услуги по благоустройству дворовых территорий. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что организационно-правовая форма этой фирмы — производственный кооператив? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. объединяет нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг
2. обязанность соблюдать трудовую дисциплину
3. получение дивидендов по итогам года
4. участие работников в управлении предприятием
5. заключение трудового договора с работниками
6. прибыль распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием в пределах пая
Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ
ДЕЙСТВИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РФ |
А) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором | 1) права |
Б) своевременно и в полном объёме получать заработную плату | 2) обязанности |
В) выполнять установленные нормы труда | |
Г) соблюдать трудовую дисциплину | |
Д) получать полную достоверную информацию об условиях труда |
Выберите верные суждения о судебной защите прав человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Правосудие — это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел.
2. Гарантией права на судебную защиту выступает право на получение каждым квалифицированной юридической помощи.
3. Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав в свобод только гражданинам РФ.
4. Высшими судебными органами в РФ являются Верховный суд, Высший арбитражный суд и Конституционный суд.
5. Судебный процесс в обязательном порядке проводится на языке понятном подсудимому.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в _____ (А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, _____ (Б), распоряжаться ресурсами. Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за _____ (В). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью ____ (Г) и продаёт именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый _____ (Д). Владелец физического ______ (Е) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части прибыли этой фирмы».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Государство есть политическая организация общества, обладающая аппаратом власти.
Государство служит обществу, решает задачи, стоящие перед обществом в целом, а также задачи, отражающие интересы отдельных социальных групп, территориальных общностей населения страны. Решение этих задач организации и жизни общества и есть выражение социального назначения государства. Изменения в жизни страны, общества, например, индустриализация, урбанизация, рост численности населения, выдвигают новые задачи перед государством в области социальной политики, в разработке мер устройства жизни общества в новых условиях.
К числу важнейших задач, в разрешении которых находит выражение социальное назначение государства, принадлежит обеспечение целостности общества, справедливого сотрудничества различных социальных групп, своевременное преодоление острых противоречий в жизнедеятельности общества и составляющих его общностей и групп.
Социальное назначение и активная роль государства выражаются в обеспечении прочного общественного порядка, научно обоснованного пользования природой, в охране окружающей среды жизни и деятельности человека. И самое главное в характеристике социального назначения государства — это обеспечение достойной жизни человека, благосостояния народа.
Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) «социального государства». Положения о социальном государстве закреплены в ряде конституций демократических государств.
Демократическое социальное государство призвано обеспечить всем гражданам конституционные права и свободы. Обеспечивать не только материальное благосостояние, но и культурные права и свободы. Социальное государство — это страна с развитой культурой. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом 16 декабря 1966 г., говорится, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и гражданскими и политическими правами.
В современных условиях в России актуальными задачами в социальной политике государства являются обеспечение права на труд и меры по преодолению безработицы, охране труда, улучшению его организации и оплаты. Необходимо умножать и совершенствовать меры по укреплению и государственной поддержке семьи, материнства и детства. Социальная политика нуждается в стимулировании помощи пожилым гражданам, инвалидам, укреплении здравоохранения, других социальных институтов и служб. Большие задачи социальной политики государства стоят в области регулирования демографических процессов общества, стимулирования рождаемости, возвышения роли женщины в жизни общества государства.