В соответствии с чем определяется численность ремонтно эксплуатационного персонала и площадь
В соответствии с чем определяется численность ремонтно эксплуатационного персонала и площадь
1.2. Эксплуатационный персонал и его подготовка
1.2.1. Состав, численность и квалификация эксплуатационного персонала устанавливаются штатным расписанием и определяются организацией ВКХ исходя из производительности и степени сложности сооружений, применяемых технологических процессов с учетом объемов работ по обслуживанию и ремонту действующих сооружений и сетей.
Штатное расписание утверждается в соответствии с уставными документами.
1.2.2. Эксплуатационный персонал в зависимости от выполняемых служебных обязанностей подразделяется на административно-технический, оперативный и ремонтный.
1.2.3. В составе эксплуатационного персонала очистных сооружений водопровода и канализации должно быть:
д) лица, осуществляющие посменно все необходимые технологические операции в цехах и контрольные функции в лаборатории (операторы, коагулянтщики, хлораторщики, грузчики, лаборанты-химики и др.);
е) лица, ответственные за техническую эксплуатацию электрического и механического оборудования, контрольно-измерительных приборов и т.д. (инженеры, мастера, электрики, слесари и др.).
1.2.4. В процессе эксплуатации каждый сотрудник станции руководствуется своей должностной инструкцией, паспортом на отдельные аппараты и установки, регламентом на эксплуатацию отдельных сооружений и инструкциями, правилами по охране труда и техники безопасности.
1.2.5. Порядок эксплуатации устанавливается руководством ВКХ, оформляется приказом и регламентируется эксплуатационными инструкциями.
В таком же порядке устанавливается порядок выполнения ремонтных работ: собственными ремонтными бригадами, ремонтными службами предприятий Водоканала (водопроводных станций, станций аэрации, насосных станций и т.п.) или субподрядными специализированными организациями.
1.2.6. Оборудование предприятия должно быть закреплено за службами (цехами, участками и т.п. подразделениями), осуществляющими профилактику и ремонт оборудования.
Во всех случаях оперативное обслуживание этого оборудования осуществляется оперативным персоналом, который допускает ремонтный персонал к работе на оборудовании.
Порядок взаимоотношений ремонтного и оперативного персонала устанавливается приказом руководства предприятия или Водоканала и регламентируется соответствующими эксплуатационными инструкциями.
1.2.7. Организация ВКХ создает учебно-технические кабинеты с необходимым оборудованием, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, а также техническую библиотеку для осуществления следующих форм обучения:
а) производственно-технические курсы;
б) курсы обучения вторым и совмещенным профессиям;
в) курсы целевого назначения;
г) школы по изучению передовых методов труда;
Обучение может быть организовано на базе средних и высших специальных учебных заведений.
1.2.8. Лица, принимаемые на работу, связанную с непосредственным обслуживанием, ремонтом, испытанием и наладкой работы сооружений, коммуникаций, оборудования, при поступлении в организацию ВКХ проходят медицинское освидетельствование в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ N 90 от 14.03.96 «О порядке проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников и медицинских регламентов допуска к профессии».
Примечание. Персонал, связанный с эксплуатацией сооружений и установок, содержащих сжиженный или газообразный хлор (аммиак), в том числе связанный с перевозкой и сопровождением хлора (аммиака), персонал газоспасательных и аварийных служб должен проходить профессиональный отбор с обязательным психологическим тестированием по методикам, утвержденным Госгортехнадзором России.
1.2.9. На инженерно-технические должности назначаются специалисты с высшим и средним специальным образованием, имеющие квалификационный сертификат, выданный центрами предлицензионной подготовки, аккредитованными Госстроем России.
1.2.10. До назначения на самостоятельную работу или при переводе на другую работу (должность) работники должны пройти:
а) специальную подготовку;
б) обучение на рабочем месте;
в) проверку знаний настоящих ПТЭ, Правил техники безопасности [11], производственных и должностных инструкций в объеме, обязательном для занимаемой должности.
Примечания. 1. Для лиц, обслуживающих электроустановки, обязательны знания соответствующих Правил [12].
2. Для лиц, упомянутых в примечании к п. 1.2.8, обязательны знания Правил [13].
1.2.11. Первичную проверку знаний проходит весь персонал производственного предприятия, включая руководящих и инженерно-технических работников. Проверку после принятия на работу осуществляют в сроки, установленные руководителем организации ВКХ.
1.2.12. Утверждение в занимаемой должности работников организации ВКХ производят в соответствии с КЗОТ РФ [14] после проверки знаний согласно п. п. 1.2.9, 1.2.10.
1.2.13. Очередную периодическую проверку знаний проводят для рабочих ежегодно, для инженерно-технического персонала один раз в 3 года.
Примечание. Проверка знаний по охране труда проводится в сроки, определенные Правилами [11].
1.2.14. Подготовка и аттестация руководящих и инженерно-технических работников на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, осуществляется в соответствии с Положением [15].
1.2.15. Порядок проведения обучения, аттестации и допуска персонала к самостоятельной работе на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, осуществляется в соответствии с требованиями [17].
1.2.16. Лиц, нарушающих настоящие ПТЭ, Правила техники безопасности или производственные инструкции, подвергают внеочередной проверке знаний, объем и сроки которых устанавливает руководитель организации ВКХ.
1.2.17. Проверку знаний осуществляет квалификационная комиссия, назначаемая руководителем организации ВКХ и состоящая не менее чем из трех человек.
Для проверки знаний рабочих и инженерно-технического персонала, обслуживающих объекты, подконтрольные органам Госсанэпиднадзора и Госгортехнадзора, в комиссию обязательно включают представителей инспекций этих органов.
1.2.18. Лицам, получившим при очередной проверке знаний неудовлетворительную оценку, назначают повторную проверку знаний не позднее чем через месяц после первой проверки. Работник, вторично получивший неудовлетворительную оценку, должен быть понижен в должности на срок до 3 месяцев с правом сдачи нового экзамена в течение этого срока.
Работник, не сдавший экзамен в течение 3 месяцев, может быть освобожден от занимаемой должности.
1.2.19. Каждому работнику, успешно выдержавшему первичную проверку знаний, выдают удостоверение. Работники, связанные с обслуживанием электроустановок, получают специальное удостоверение о присвоении квалификационной группы согласно Правилам техники безопасности.
1.2.20. Систематическую подготовку персонала организуют и лично контролируют руководитель и главный инженер организации ВКХ.
Расчет штатной численности
В зависимости от потребностей бизнеса предприниматель меняет кадровый состав предприятия. Число сотрудников, которые требуются для успешной работы компании, определяют с помощью подсчета штатной численности. Как рассчитать и где применить этот параметр, рассмотрим далее.
Немного терминологии
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
Начисляйте зарплату и ведите кадровые документы в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Штат организации: цели и нормативы расчета
Штатную численность рассчитывают для оптимизации кадрового состава предприятия и затрат на оплату труда. В процессе расчета уточняется время, которое потребуется сотруднику для выполнения работы определенной сложности, и число сотрудников, необходимое для работы предприятия.
Для расчета используют данные, разработанные научно-исследовательскими институтами. Отраслевые стандарты рассчитываются в основном для крупных предприятий и включают типовые объемы и сложность работ. Мелким организациям придется самостоятельно делать расчеты с учетом масштабов и специфики деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Как рассчитать штатную численность работников
Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:
Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)
где Ов — плановый объем работ или выручки;
Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);
Впл — плановая выработка на одного работника;
Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.
Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн).
Плановый показатель Ов объема продаж на июнь — декабрь 2021 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 047 часов. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 рублей/мес. Фактическая выработка за июль — декабрь 2020 года — 644 373 рублей/мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 644 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 047 × 4 327 × 1,17) = 10,94 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.
Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).
Определение кадрового состава с учетом человеческого фактора
Расчет штатной численности работников проводится на основе норматива — идеальной ситуации, в которой все сотрудники присутствуют на рабочих местах. Нормативная величина не учитывает, что работники уходят в отпуск, болеют и т.п. Для поправки расчета применяется коэффициент невыхода (Кн) на работу, который определяется путем точного учета явок и неявок персонала от фонда рабочего времени:
Кн = 1 + Дн
где Кн — планируемый коэффициент невыхода персонала на работу;
С учетом этого коэффициента формула расчета штатной величины примет вид Шч = Н × Кн. Эта формула позволяет определить оптимальное число сотрудников и не перерасходовать фонд зарплаты.
Пример. Сотрудник кадровой службы определил, что нормативная численность отдела продаж — 10,9 человек. Для уточнения величины он рассчитал коэффициент невыходов (Кн) на период июль — декабрь 2021 года.
В расчет принимается 35 нерабочих дней при 40-часовой рабочей неделе, из которых 14 приходится на оплачиваемый отпуск, 14 — норма по больничному, 7 — без сохранения зарплаты по ТК РФ. Это составляет 280 часов (35 × 8).
Доля «не работы» (Дн) равна отношению: 280 (невыходы) / 1 047 (фонд рабочего времени). Результат — 0,27. Коэффициент невыхода за июль-декбрь 2021 года: 1+0,27=1,27. Оптимальное число работников составит 10,9 × 1,27 = 13,8 или 14 человек. Следовательно, отдел продаж можно сократить на 1 сотрудника.
Структура и штат организации: взаимосвязь
Структура и штат организации — понятия сопоставимые. Структурные особенности предприятия влияют на кадровый состав и должны учитываться при подсчете штатной численности. Для этого определяется отношение руководящих работников к рядовым сотрудникам:
С 1930-х в кадровом деле используют нормативы, которые разработал французский ученый В. Грейкунас. Согласно этим нормативам на руководителя высшего уровня приходится 3-5 рядовых работников, среднего уровня — 7-9.
Важно! Нормативы — ориентировочные величины, которые отражают средние показатели по отрасли. Поэтому оптимальная штатная численность рассчитывается на каждом предприятии индивидуально.
Приложение В (справочное). Рекомендации по определению структуры и численности инженерно-технического персонала по техническому надзору за эксплуатацией и исправным состоянием производственных зданий и сооружений АС
Рекомендации по определению структуры и численности инженерно-технического персонала по техническому надзору за эксплуатацией и исправным состоянием производственных зданий и сооружений АС
Структуру и численность персонала подразделений технического надзора за эксплуатацией и исправным состоянием производственных зданий и сооружений АС рекомендуется определять исходя из величины приведенной полезной площади производственных зданий и условной расчетной площади сооружений, равной сумме приведенных полезных площадей всех производственных зданий и сооружений АС.
Полезная площадь производственных зданий равна полной производственной площади за вычетом площади бытовых помещений и помещений административно-бытового назначения.
В.1 Приведенная полезная площадь одного производственного здания определяется по формуле
Полная приведенная полезная производственная площадь зданий и сооружений определяется по формуле
Высота помещений, м
Срок службы здания, годы
Интервалы времени службы
Нормативный срок службы, лет
значения коэффициента d
Вентиляционные железобетонные трубы
Вентиляционные металлические трубы
Резервуары чистой воды металлические
Отстойники железобетонные (жидких отходов и др.)
— насосная станция водоснабжения;
— пьезометрические скважины и др.
В.2 Приведенная условная расчетная площадь производственного сооружения Fc рассчитывается по формуле
4) пруды-охладители (площадь горизонтальной проекции откосов) с Ку = 0,1;
В.3 Полная приведенная условная площадь производственных сооружений определяется по формуле
В.4 Полная приведенная условная площадь производственных зданий и сооружений определяется по формуле
В.5 По результатам расчета полной приведенной условной площади производственных зданий и сооружений определяется численность и структура подразделений по техническому надзору за эксплуатацией и исправным состоянием зданий и сооружений (Таблица В.5).
Полная приведенная полезная площадь ПЗиС,
Численность персонала ОН ЗиС
Примерная структура подразделений по техническому надзору за эксплуатацией и исправным состоянием ПЗиС АС
Руководитель ОН ЗиС, ведущий инженер, инженер-смотритель за техническим состоянием производственных ЗиС
Начальник ОН ЗиС, ведущий инженер, 2 инженера-смотрителя за техническим состоянием производственных ЗиС, инженер-геодезист
Начальник ОН ЗиС, ведущий инженер, 4 инженера-смотрителя за техническим состоянием производственных ЗиС, инженер-геодезист, инженер-сметчик, техник
Начальник ОН ЗиС, ведущий инженер, 6 инженеров-смотрителей за техническим состоянием производственных ЗиС, ведущий инженер-геодезист, инженер-геодезист, 2 инженера-сметчика, техник
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-методические рекомендации по определению численности противопожарной службы субъекта Российской Федерации и ее технической оснащенности
В настоящих рекомендациях представлен метод обоснования численности противопожарной службы субъектов Российской Федерации в зависимости от демографических характеристик образований (далее городских или сельских поселений). Приведены статистические данные по численности противопожарной службы в ряде стран и городов мира. Предложены нормативы по технической оснащенности противопожарной службы с учетом расширения ее функций, связанных с проведением работ.
Рекомендации предназначены для использования при разработке законодательства субъектов Российской Федерации, определяющего порядок создания и функционирования противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1 Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № «О пожарной безопасности» (в редакции от 22 августа 2004 г.)).
1.2 Основными задачами противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения работ.
1.3. В соответствии с возложенными задачами противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
— тушение пожаров и проведению работ;
профилактическое — предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения;
управленческое — организация работы и координация деятельности подчиненных подразделений в целях выполнения поставленных задач;
техническое — организационное и информационное обеспечение процесса управления подразделениями противопожарной службы субъектов Российской Федерации.
1.4 Основной принцип создания оперативных подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации состоит в том, что противопожарная служба должна быть организована таким образом, что в любой момент времени на возникшее событие, связанное с пожаром, аварией, катастрофой и другими чрезвычайными происшествиями, в ликвидации последствий которых противопожарная служба обязана принимать участие, противопожарная служба могла своевременно отреагировать адекватно характеру возникшего события.
1.5 В законодательных актах субъектов Российской Федерации, определяющих создание противопожарной службы, необходимо отражать норму, регламентирующую численность противопожарной службы по отношению к численности населения городских или сельских поселений. Данная норма определяется в соответствии с методикой изложенной в настоящих рекомендациях.
2. Методика обоснования численности противопожарной службы в зависимости от плотности населения в городском или сельском поселении.
2.1. Настоящая методика предназначена для определения численности противопожарной службы (ПС) городских и сельских поселений субъектов РФ на основе оценки соотношения площади обслуживаемой территории ПС и численности проживающего на данной территории населения. Методика применима для городских или сельских поселений с численностью населения более 3 тыс. человек.
В основу методики положена зависимость количества сотрудников ПС от плотности населения (Р, чел./ км2).
2.2. Исходными данными для расчетов являются:
Sт — площадь территории обслуживаемой ПС, км2;
Nнас — численности населения, проживающего на данной территории, чел.
Значения Sт и Nнас определяются из официальных источников информации. При отсутствии данной информации производится самостоятельная оценка значений Sт и Nнас.
2.3. Рассчитываем плотность населения (P) в городском или сельском поселении по формуле:
2.4. По рассчитанному значению плотности населения определяем величину количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (NПС) по формуле:
Вид данной зависимости представлен в приложении 1.
2.5. Для упрощения расчетов можно воспользоваться табулированными значениями функции (2) (см. приложение 2).
2.6. Используя полученные значения NПС и Nнас, определяем необходимое число сотрудников ПС (КПС) по формуле:
2.7. При определении итоговой численности необходимо учитывать коэффициент резерва численности (к), который связан с наличием профессионально обусловленных заболеваний, фактов травматизма и гибели сотрудников ПС при исполнении служебных обязанностей, а также необходимостью подмены сотрудников на время отпусков, учебы, командировок. В приложении 3 приведены рекомендуемые значения коэффициента резерва численности для городских и сельских поселений по субъектам Российской Федерации.
С учетом коэффициента резерва численности итоговая численность сотрудников ПС () определяется по формуле:
2.8. Полученную численность сотрудников ПС () рекомендуется распределять по направлениям деятельности ПС в следующих пропорциях, которые могут быть скорректированы с учетом особенностей АТО:
профилактическое — 15% от ;
управленческое — 5% от ;
2.9. В городских или сельских поселениях с численностью населения менее 3 тыс. человек, но более 500 человек создается одна пожарная часть.
2.10. Примеры определения численности противопожарной службы
2.10.1 Пример расчета численности сотрудников противопожарной службы для г. Чита (характеризуется низкой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь г. Чита — 500 км², численность населения — 316 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в городе Чита по формуле (1):
P=316 200 / 500 = 632,4 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, величину N определяем из таблице приложения 2. Для г. Чита, при расчетной плотности 632,4 чел./км2, значение N равно 709 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =316200 / 709 =446 чел.
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Чита. Он равен 1.06. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для города Чита должна составлять 473 человека. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 71 чел;
управленческое — 24 чел;
техническое- 47 чел.
2.10.2 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Таганрога (характеризуется средней плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Таганрога — 80 км², численность населения — 289 800 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Таганроге по формуле (1):
P=289800 / 80 = 3622,5 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Таганрога, по расчетной плотности 3622,5 чел./км2, значение N равно 863 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =289800 / 863 =336 чел
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Таганрога. Он равен 1.09. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом численность сотрудников ПС для г. Таганрога должна составлять 366 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 55 чел;
управленческое — 18 чел;
техническое- 37 чел.
2.10.3 Пример расчета численности сотрудников ПС г. Владимира (характеризуется высокой плотностью населения).
Согласно официальной статистической информации площадь- г. Владимир — 60 км², численность населения — 339 200 чел.
Рассчитываем плотность населения в г. Владимире по формуле (1):
P=339 200 / 60 = 5653 чел./км2
По формуле (2) определяем значение количества населения приходящеюся на одного сотрудника ПС (N). Для упрощенной оценки, значение N определяем из таблици приложения 2. Для г. Владимира по расчетной плотности 5653 чел./км2, значение N равно 909 чел. / 1 сотр. ПС.
Численность сотрудников ПС определяем по формуле (3):
КПС =339200 / 909 =373
По таблице приложения 3 определяем коэффициент резерва численности для г. Владимира. Он равен 1.11. Тогда, по формуле (4) определяем итоговую численность ПС:
Таким образом, численность сотрудников ПС для г. Владимира должна составлять 414 человек. Рекомендуемое распределение данной численности по направлениям деятельности следующее (при расчетах осуществлено округление до целого):
профилактическое — 62 чел;
управленческое — 21 чел;
техническое- 42 чел.
3. Нормы технической оснащенности противопожарной службы
3.1. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей в зависимости от численности населения и площади территории городского или сельского поселения определяется в соответствии с приложениями 1 и 7 НПБ 101–95.
3.2. С учетом расширения функций деятельности ПС, связанных с проведением работ, в таблице 1 приведены рекомендуемые нормативы по количеству аварийно- спасательных автомобилей в зависимости от численности населения в городском или сельском поселении.
3.3. Для осуществления работ и пожарной техники, средств связи и пожарного вооружения в субъекте Российской Федерации создаются, в зависимости от количества единиц и пожарной техники, подразделения технической службы. Типы данных подразделений в зависимости от количества единиц эксплуатируемой техники в субъекте Российской Федерации определяются в соответствии с НПБ 101–95 (п. 1.5).
4. Требования к проектированию объектов противопожарной службы и местам их дислокации
4.1. Проектирование пожарных депо, в зависимости от их типов, осуществляется по НПБ 101–95.
4.2. Места дислокации пожарных депо определяются по СНиП –89* (приложение1). Радиус обслуживания может быть скорректированным как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от особенностей объектов городских или сельских поселений по пожарной опасности, градостроительных условий (этажность зданий, плотность застройки, ландшафтная особенность территории и.т.п.), а также от наличия элементов системы противопожарной защиты. Корректировка радиуса обслуживания пожарными подразделениями осуществляется по утвержденным методикам.
5. Заключение
Предлагаемый вариант обоснования численности ПС субъектов Российской Федерации основан на двухфакторной модели, отражающей два показателя городских и сельских поселений — численность населения и площадь территории. Предварительные расчеты нормы численности по данному варианту показывают, что в среднем на одну единицу численности ПС должно приходиться от 400 до 750 чел. населения в зависимости от плотности населения.
В приложении 4 приведена информация по численности ПС ряда зарубежных стран и городов мира. В международной практике норматив «одна единица численности профессиональной ПС в расчете на некоторое число жителей» имеет в среднем значение: 1 на 2300 чел. населения. При этом следует отметить, что для выполнения функций по предупреждению и тушению пожаров, проведению работ привлекается значительное количество добровольцев.
По отдельным городам мира, наблюдаются значительные колебания норматива. Минимальные значения доходят до 100 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Лондон), а максимальные — до 5000 чел. населения в расчете на одну единицу численности ПС (например г. Тэгу).