В словах гегеля история учит что народы
ДЕ 01. Теория и методология исторической науки
№1Производство исторических знаний – это функция
№2В словах Гегеля «История учит, что народы и правительства никогда ничему не учились из истории» содержится отрицание этой функции исторического знания
№3В учебных заведениях уделяется особое внимание этим двум функциям исторического знания
№4Функция, не связанная с производством исторических знаний
№5Идентификация и ориентация общества и личности – это функция
3) социальной памяти
№6Методом исторического познания является
№7Сопоставление истории России с историей других стран означает применение метода
№8Изучение предшествовавших событий для выяснения причин явления – это метод
№9Исследование особенностей исторических явлений – это метод
№10 Раскрытие внутренних закономерностей исторических процессов – это метод
№11Кинохроника – это источник
№12Летописи и берестяные грамоты – это источники
№13Для изучения древней истории не используются источники
№14Наскальные рисунки – это источники
№15Археология изучает источники
№16Историк и государственный деятель XVIII, давший первую общую периодизацию истории России
№17Укажите соответствие историка и научной школы
1)Н.М. Карамзин (1) 1) Дворянская историография
2) М.Н. Покровский (2) 2) Марксистская историографии
№18Теория о скандинавском происхождении первых правителей Руси
№19В советской историографии господствовал
№20Норманистами были историки:
1) Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев
№21Выдающийся представитель дворянской историографии
№22Русский академик XVIII в., добившийся разжалования своего оппонента Г. Миллера из профессоров в адъюнкты и уничтожения его диссертации «О происхождении имени и народа Российского»
№23Русский историк, лидер партии кадетов
№24Советский историк и географ, автор книги «Древняя Русь и Великая степь»
№25Историк, утверждавший, что «история народа принадлежит царю» и посвятивший свой главный труд «История Государства Российского» Александру I
№26Государственно-юридическая школа – направление историографии
№27Авторы норманской теории
1) П. Байер и Г. Миллер
№28Первыми яростными антинорманистами:
1) М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев
№29Автор теории культурно-исторических циклов, основатель цивилизационного, локально- исторического подхода в германской историографии
№30Основатель цивилизационного, локально-исторического подхода в российской историографии
№31Первый русский историк-марксист
№32Теоретик локальных цивилизаций
№33Разновидностью концепции однолинейного прогрессизма является подход
№34Методологический подход, присущий марксизму
№35Одним из положений марксизма является тезис
3) о единых закономерностях истории России и Западной Европы
№36Цивилизационный подход выявляет
2) особенности развития российской цивилизации
№37С.М. Соловьев провозглашал принцип: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений», т.е. методологический подход
№38В.О. Ключевский считал природу страны одной из сил, «которые строят людское общежитие», т.е. придерживался
1) географического детерминизма
№39Подход, основанный на вере в неограниченную силу разума как критерия истины
№40Подход, отрицающий объективные законы истории
№41Петра I, «прорубившего окно в Европу», негативно оценивают историки, придерживающиеся подхода
№42Установление ордынского ига, отделившего страну «железным занавесом» от Западной Европы, негативно оценивают сторонники подхода
7.5.14. «История ничему не учит». Что в действительности говорил Георг Гегель?
7.5.14. «История ничему не учит». Что в действительности говорил Георг Гегель?
Георг Вильгельм Фридрих родился в Штутгарте в 1770 г. в семье высокопоставленного чиновника. Будущий философ учился в Тюбингенском теологическом институте при Тюбингенском университете, где защитил магистерскую диссертацию. Вместе с Шеллингом и Гельдерлином Гегель был членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.
В 1793–1800 гг. Гегель работал домашним учителем. В 1801–1816 гг. преподавал в Йене, Бамберге и Нюрнберге. В 1816–1831 гг. являлся профессором в Гейдельберге и Берлине, где в 1818 г. возглавил кафедру философии, а в 1830 г. стал ректором Берлинского университета.
Основным занятием профессора Гегеля было чтение лекций по эстетике, философии религии, философии права и истории философии. Лектором Гегель был известным. К нему ехали студенты со всей Германии, а также из других стран. На основании записей студентов его лекции были впоследствии выпущены.
Умер Гегель во время эпидемии холеры 1831 г. Один из его сыновей стал историком, другой — теологом, а третий умер в один год с отцом.
Гегель создал одну из самых мощных концепций мировидения. У выпускника школы богословия в основе всего сущего лежит Абсолютный Дух. Его самораскрытие в пространстве создало природу, а самораскрытие во времени — историю. Историю, по мнению Гегеля, движут противоречия между национальными духами, а всемирно-исторические личности выступают доверенными лицами всемирного духа. Герои — это воплощения национальных духов. Идея героев вдохновила радикалов общественной борьбы — и левых, и правых.
В историю философии имя Гегеля вошло вместе с понятием диалектика. Он говорил о диалектике как методе исследования, противоположном физике. Гегель утверждал, что диалектика — это «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Идеи диалектики, науки о развитии, которое проходит три стадии (тезис — антитезис — синтез), относительно мирового исторического процесса нашли у Гегеля следующее применение. Античность он рассматривал как тезис, Средневековье как антитезис, а Новое время, по мнению Гегеля, представляло собой синтез Античности и Средневековья.
Гегель дал определения многим философским категориям. Ему принадлежит немало высказываний, которые в последующем подвергались самым разным интерпретациям. Так, наиболее известно краткое, но емкое определение: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Многие видели в этих словах формулу приспособленчества великого философа к уже сложившимся обстоятельствам достаточно консервативного устройства прусского государства.
Едва ли не самое известное и приписываемое Гегелю высказывание звучит следующим образом: «История никого не учит, но она проучивает за ее незнание». На самом деле это высказывание можно с таким же успехом приписать не только знаменитым историкам и философам, но и самым простым людям, так как оно отражает довольно широко распространенное явление. А у Георга Гегеля было сказано следующее: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего. В этом отношении нет ничего более нелепого, как столь часто повторяемые ссылки на греческие и римские примеры в эпоху Французской революции»[140].
Любителям щегольнуть эрудицией и намекнуть на свое знакомство с Гегелем можно порекомендовать почитать самого Гегеля. В его трудах можно найти множество замечательных наблюдений и оценок, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Так, Гегель критически отзывался о способе «находить в истории современность». Он считал, что такой способ используется тогда, когда «исторические факты заменяют субъективными выдумками, и притом такими выдумками, которые признаются тем более удачными, чем они смелее, то есть чем ничтожнее те мелкие обстоятельства, на которых они основываются, и чем более они противоречат важнейшим фактам истории»[141]. Кто скажет, что Гегель несовременен?!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЕГЕЛЬ (1770–1831)
ГЕГЕЛЬ (1770–1831) Георг Вильгельм Фридрих Гегель уже в юности определил свои интересы: познание духовного мира и служение ему. Родившись в семье высокопоставленного чиновника в Штутгарте, не пошел по стопам отца, а поступил в Тюбингенский теологический лютеранский
Все вижу. Все знаю. Ничему не учусь?
Все вижу. Все знаю. Ничему не учусь? Главному редактору «Завтра»В № 13 за 1998 год я опубликовал письмо А. А. Проханову под заголовком «Все вижу. Все знаю. Ничему не учусь?» Товарищ Проханов, то бишь, дорогой Александр Андреевич! Хочу обратить твое внимание на «Завтра»
Георг Шустер ИСТОРИЯ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ, СОЮЗОВ И ОРДЕНОВ
Георг Шустер ИСТОРИЯ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ, СОЮЗОВ И ОРДЕНОВ Если, достигнув знания, мы не в состоянии будем хранить его при помощи человечности, мы обязательно потеряем
Гегель Георг Полное имя – Гегель Георг Вильгельм Фридрих (род. в 1770 г. – ум. в 1831 г.)
Гегель Георг Полное имя – Гегель Георг Вильгельм Фридрих (род. в 1770 г. – ум. в 1831 г.) Немецкий философ. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права»; лекции по философии истории, эстетике, философии
ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ
ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ Уроки истории психологической войны имеют большое значение для понимания современной идеологической борьбы на международной арене.Психологическая война — это война, поддерживаемая и продолжаемая другими средствами. Она должна скрывать классовую
Чему учит «Рангаку»
Чему учит «Рангаку» Голландцам совершенно не присущ комплекс малой нации. Они с гордостью говорят о своей родине, о ее вкладе в мировую историю и культуру. Во многих областях общественных и производственных отношений, в искусстве и науке «голландцам действительно
Георг Гегель (1770 г. – 1831 г.)
Георг Гегель (1770 г. – 1831 г.) Полное имя – Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Немецкий философ. Основные сочинения: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Энциклопедия философских наук»; «Основы философии права»; лекции по философии истории, эстетике, философии
2.13.6. Г.В.Ф. Гегель
2.13.6. Г.В.Ф. Гегель Огромный вклад в разработку глобально-стадиального понимания истории внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). К общим проблемам всемирной истории он обращался во многих своих работах, в частности в «Феноменологии духа» (1807),
Революция учит
Революция учит <60>Разногласия внутри политических партии и между политическими партиями разрешаются обыкновенно не только принципиальной полемикой, но и развитием самой политической жизни, – вернее даже будет сказать, пожалуй: не столько первой, сколько последним. В
Жизнь учит
Жизнь учит Кто искренне интересуется судьбами освободительного движения в нашей стране, тот не может не интересоваться прежде всего нашим рабочим движением. Годы подъема, как и годы контрреволюции, яснее ясного показали, что рабочий класс идет во главе всех
В советской историографии господствовал
Производство исторических знаний – это функция
4) социальной памяти
В словах Гегеля «История учит, что народы и правительства никогда ничему не учились из истории» содержится отрицание этой функции исторического знания
4) социальной памяти
В учебных заведениях уделяется особое внимание этим двум функциям исторического знания
Функция, не связанная с производством исторических знаний
Идентификация и ориентация общества и личности – это функция
3) социальной памяти
Методом исторического познания является
Сопоставление истории России с историей других стран означает применение
Метода
Изучение предшествовавших событий для выяснения причин явления – это метод
Исследование особенностей исторических явлений – это метод
Раскрытие внутренних закономерностей исторических процессов – это метод
Кинохроника – это источник
Летописи и берестяные грамоты – это источники
Для изучения древней истории не используются источники
Наскальные рисунки – это источники
Археология изучает источники
Историк и государственный деятель XVIII, давший первую общую периодизацию истории России
Укажите соответствие историка и научной школы
1) Н.М. Карамзин 1) Дворянская историография
2) М.Н. Покровский 2) Марксистская историография
Эталон ответа: 1 – 1, 2 – 2.
Теория о скандинавском происхождении первых правителей Руси
В советской историографии господствовал
20. Норманистами были историки:
ДЕ 01. Теория и методология исторической науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ |
Инвестиционный менеджмент |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 |
1. Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности |
2. Концепция и методический инструментарий учета фактора риска. |
Заведующий кафедрой «Менеджмент»______________________________________________________ В.В. Некрасова |
ДЕ 01. Теория и методология исторической науки.
Производство исторических знаний – это функция
4) социальной памяти
В словах Гегеля «История учит, что народы и правительства никогда ничему не учились из истории» содержится отрицание этой функции исторического знания
4) социальной памяти
В учебных заведениях уделяется особое внимание этим двум функциям исторического знания
Функция, не связанная с производством исторических знаний
Идентификация и ориентация общества и личности – это функция
3) социальной памяти
Методом исторического познания является
Сопоставление истории России с историей других стран означает применение
Изучение предшествовавших событий для выяснения причин явления – это метод
Исследование особенностей исторических явлений – это метод
Раскрытие внутренних закономерностей исторических процессов – это метод
Кинохроника – это источник
Летописи и берестяные грамоты – это источники
Для изучения древней истории не используются источники
Наскальные рисунки – это источники
Археология изучает источники
Историк и государственный деятель XVIII, давший первую общую периодизацию истории России
Укажите соответствие историка и научной школы
1)Н.М. Карамзин 1) Дворянская историография
2) М.Н. Покровский 2) Марксистская историография
Эталон ответа: 1 – 1, 2 – 2.
Теория о скандинавском происхождении первых правителей Руси
В советской историографии господствовал
Норманистами были историки:
1) Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев
2) М.В. Ломоносов и М.Н. Покровский
3) Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков
4) Н.М. Карамзин и Б.А. Рыбаков
Выдающийся представитель дворянской историографии
Русский академик XVIII в., добившийся разжалования своего оппонента Г. Миллера из профессоров в адъюнкты и уничтожения его диссертации «О происхождении имени и народа Российского»
Русский историк, лидер партии кадетов
Советский историк и географ, автор книги «Древняя Русь и Великая степь»
Историк, утверждавший, что «история народа принадлежит царю» и посвятивший свой главный труд «История Государства Российского» Александру I
Государственно-юридическая школа – направление историографии
Авторы норманской теории
1) П. Байер и Г. Миллер
2) С.М. Соловьев и В.О. Ключевский
3) В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин
4) Н.М. Карамзин и П. Байер
Первыми яростными антинорманистами:
1) М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев
2) Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский
3) М.Н. Покровский и Н. Данилевский
4) Н.М. Карамзин и М.Н. Покровский
Автор теории культурно-исторических циклов, основатель цивилизационного, локально- исторического подхода в германской историографии
Основатель цивилизационного, локально-исторического подхода в российской историографии
Первый русский историк-марксист
Теоретик локальных цивилизаций
Разновидностью концепции однолинейного прогрессизма является подход
Методологический подход, присущий марксизму
Одним из положений марксизма является тезис
1) о самобытности истории России
2) о решающей роли самодержавия в истории России
3) о единых закономерностях истории России и Западной Европы
4) об особенностях развития российской цивилизации
Цивилизационный подход выявляет
1) закономерность социалистической революции
2) особенности развития российской цивилизации
3) божественное провидение в истории
4) решающую роль самодержавия в истории России
С.М. Соловьев провозглашал принцип: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений», т.е. методологический подход
В.О. Ключевский считал природу страны одной из сил, «которые строят людское общежитие», т.е. придерживался
1) географического детерминизма
2) формационного подхода
Подход, основанный на вере в неограниченную силу разума как критерия истины
3) формационный подход
Подход, отрицающий объективные законы истории
2) Цивилизационный подход
Петра I, «прорубившего окно в Европу», негативно оценивают историки, придерживающиеся подхода
4) географический детерминизм
Установление ордынского ига, отделившего страну «железным занавесом» от Западной Европы, негативно оценивают сторонники подхода
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих
(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, 1770–1831),
Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее.«Философия истории» (1832), введение, разд. bb
? Гегель Г. В. Ф. Сочинения. – М.; Л., 1935, т. 8, с. 7 – 8
• «От истории требуется дать людям непреходящие уроки» (П-79).
* Мировой дух верхом на коне. // Die Weltgeist zu Pferde.
Цитируется также в форме: «Разум верхом на коне» («La raison а cheval», франц.), «Абсолютный дух на белом коне».
• «Всадник на белом коне» (Ан-111).
Из всех моих учеников лишь один меня понял, да и тот меня понял превратно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770–1831 гг. Философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. (1770-1831)
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. (1770-1831) Г.В.Ф. Гегель — представитель немецкой классической философии, создатель системы диалектического идеализма. Авторитет Гегеля в стране и научном сообществе был столь велик, что даже спустя 15 лет после его смерти никто из европейских
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831)
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. родился в Штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. В 1788–1793 гг. учился в
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) философ Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.…Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, 1770–1831),немецкий философ23Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее.«Философия истории» (1832), введение,
Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770–1831) немецкий философ
Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (1770–1831) немецкий философ Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно. * * * Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научались из истории. * * * Здравый смысл есть сумма предрассудков своего времени. * *