В рваных сапожищах что это гипербола
Что такое гипербола? Примеры
Гипербола — это чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе, если сначала выясним, что это слово по своему происхождению является греческим: hyperbole — это буквально значит «преувеличение». Начальная часть гипер- является приставкой во многих словах и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения опосредственного отражения действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
К гиперболе часто прибегал В.В. Маяковский:
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
Видеоурок: Гипербола
Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.
И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.
Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.
Гипербола — это красивое преувеличение
Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».
Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.
Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.
Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:
НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ
Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.
Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.
Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.
А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.
И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.
Примеры гипербол в художественной литературе
На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.
Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)
Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:
«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».
Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.
Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:
В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)
А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.
Вот еще примеры гипербол в литературе:
Примеры гипербол в рекламе
Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:
В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.
В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».
Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».
Вместо заключения
Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.
Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.
Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Главное слишком не увлекаться. Иначе вашу неудачную гиперболу, могут принять за обычную ложь.
Прочитала статью и поняла, что я любитель всё преувеличивать или преуменьшать. Ведь из гипербол возникают и ложные слухи, даже сплетни. Пусть гипербола останется в литературе, а из нашей устной речи уйдёт, особенно с упоминанием слов «смерть», «испугался», «задушить».
Гипербола как разновидность литературного тропа
Определение слова «Гипербола» имеется как в русском языке, так и в математике. Но это абсолютно разные понятия, которые не имеют ничего общего друг с другом. В математике гиперболой является кривая с двумя переменными, одна из которых является неизменной. В русском языке гипербола относится к тропам.
Литературный троп — это слово или выражение в переносном значении, используемое для создания образа и достижения выразительности текста. Очередной его разновидностью является гипербола.
Гипербола или преувеличение
Гипербола является средством усиления эмоциональной оценки. Это чрезмерное преувеличение определенных свойств, качеств, процессов или явлений, действий. С греческого «hyperbole» переводится как чрезмерность и избыток. Приставка гипер означает очень, сверх.
Чтобы понять что такое гипербола, давайте рассмотрим и проанализируем несколько примеров.
Подобные выражения мы используем в повседневной речи, часто даже не задумываясь над тем, что именно оно обозначает, если разобраться. Ведь ждать целую вечность никто не может, это просто огромное преувеличение.
Гипербола в русском языке иногда может быть спутана с литотой ( тонкая, как тростинка ). Литота призвана уменьшать то, что происходит, в то время как гипербола увеличивает, раздувает и делает события огромными по масштабу.
Конечная цель гиперболы
В русском языке гипербола используется с давних времен. При этом она не просто добавляется в речь, а преследует определенные цели:
Рассмотрим на примерах, чтобы было понятней:
Сто лет тебя не видел! (означает очень давно)
Тысячу раз тебе говорила, что так делать не нужно! (В данном предложении гиперболой является фраза: «Тысячу раз», которая подразумевает большое количество раз).
Структура и свойства гиперболы
Преувеличение подразделяется на:
Чтобы передать соответствующую окраску тексту, гиперболу смешивают с другими стилистическими приемами: сравнением и метафорами.
Часто такой прием добавляют в романтический стиль, иронию.
Примеры гиперболы в окружающем мире
Гипербола очень часто встречается нам не только в разговорной речи, но и в литературе, художественных произведениях и даже рекламе. Рассмотрим каждый поподробнее, ведь у всех имеются личные особенности.
В художественной литературе
В книгах гипербола довольна распространенная, таким образом авторы приковывают внимание и заставляют погрузиться в их мир, вот примеры преувеличений в литературе:
В фантастических произведениях
Гипербола чаще всего выступает как ирония, потому что это образное средство неточно выражает действительность, преувеличивает написанное и создает немного юмористичный и комический текст.
Я поклялся до гроба ненавидеть девчонок.
Провалился в черное ничто, будто умер. (Крик петуха).
А вот у В. Крапивина появляется форма сравнения и эпитета, создавая метафору.
Бесконечная земля и чистый небосвод — тоже бесконечный.
Благодаря преувеличению в фантастике прибавляется масштабность описываемого, что просто незаменимо в данном выражении.
В повседневной жизни
Каждый человек очень часто употребляет гиперболу в разговорах, бывает, что сам того не замечая. Самые распространенные фразы:
на краю земли;
испугаться до смерти;
задушить в объятиях;
любить до безумия;
ждать целую вечность;
рукой подать.
Чаще всего человек прибегает к гиперболе в состоянии аффекта или раздраженности, преувеличивая то, что произошло.
В рекламе
Большая часть слоганов для рекламирования продукции основана на гиперболе. Ведь это беспроигрышный вариант, главная цель — привлечь клиента уникальностью предлагаемого товара, предлагая при этом минимальную стоимость. Рассмотрим обороты речи, которые чаще всего употребляются:
Кроме слоганов, много внимания уделяется созданию видео. Разберем на примере рекламу шоколадного батончика Сникерс.
Ведь человек, главный герой, становится кем-то другим, потому что голоден. И начинает творить вещи, которые не привычны ему, а вот шоколад вернет все в свое русло. А слоган звучит: «Ты не ты, когда голоден».
Что помогает научиться строить гиперболы
Чтобы научится создавать собственные гиперболы, необходимо иметь большой словарный запас, понимать, как это получается и с чем можно сравнить. Такой оборот получится создать тем, кто является начитанным человеком.
Поэтому постоянно читайте, добавляя в личный словарный запас новые слова и выражения.
Лучше, если это будет классическая литература, которая дает не только представление о том, что было раньше, но и очень тонко описывает границы разумного, богата эпитетами. Только тогда получится мыслить не шаблонно, создавать оригинальные словосочетания, и вопрос о том как построить гиперболу будет снят автоматически.
Задание. Отметьте предложения, в которых используется гипербола
Преувеличение используется в первом, втором и пятом предложении. Разберем подробнее.
Пирог испекли вот такой ширины, вот такой высоты. Чаще всего, когда поется данная песенка, люди встают в круг и показывают величину, которая никак не может быть в реальности.
Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать дом. Все понимают, что две минуты пройдут очень быстро, за такое время мало что успеешь.
Быстрый, как молния автомобиль. Такого транспортного средства просто не существует, это преувеличение о том, что скорость действительно была высокой.
Без гиперболы большая часть литературных произведений была бы просто скучна, ведь намного интереснее высказаться о предмете не с техническими характеристиками, а образно описав и преувеличив способности.
Чем примечательна гипербола?
Гипербола — одно из наиболее сложных понятий в школьном курсе математики за 8 класс, точнее уже алгебры. Возможно, играет роль сбивающий с толку «синоним» из курса литературы, возможно, сложно понять смысл слова «асимптота», но школьнику сложно освоить построение и в сравнении с параболой. Чтобы раз и навсегда разобраться с этим вопросом, мы начнем не с школьного определения гиперболы, а с построения графика. Более того, этот график не будет гиперболой.
Прямая пропорциональность
Большинство школьников хорошо понимают понятие «прямая пропорциональность», поскольку оно согласуется с их бытовым опытом. Чем больше вы работаете, тем лучше оценки, то есть уровень оценок прямо пропорционален времени обучения. С математической точки зрения эта зависимость выглядит следующим образом.
Пример: у бога грома Тора есть молот (этот инструмент называется «Мьёльнир»), который, будучи брошенным, всегда возвращается к своему хозяину. Но летает Мьёльнир с постоянной скоростью — за секунду он преодолевает 5 км. В первый раз Тор бросил молот (в Локи) и поймал через 5 секунд (Локи увернулся). Во второй раз Тор бросил молот и поймал через 10 секунд (вновь не попал в бога хитрости). Какое расстояние молот пролетел в первый и второй раз.
Решение
В нашей задаче изменяется время полета молота — обозначим эту величину «х». Расстояние полета Мьёльнира будет «y». В нашем случае эти две величины связаны постоянной скоростью полета молота — то есть коэффициентом пропорциональности k, который для данной задачи равен 5.
Если нанести эти данные на график, где по оси абсцисс будет x, а по оси ординат — y, то получится прямая с определенным наклоном, угол которого относительно оси абсцисс зависит от коэффициента k и для нашего случая составляет 45°. При отрицательном значении k прямая будет наклонена под 135°к оси х.
Если экстраполировать (продлить по тому же закону) обе стороны прямой, то можно сделать простой вывод: чем дольше летит молот, тем больше он пролетает.
Гипербола с примерами
Обратная пропорциональность
Внимательный читатель уже понял, что если есть прямая пропорциональность, то должна быть и обратная, при которой с возрастанием х будет убывать у (чем больше траты, тем меньше денег). Правильно, такая зависимость существует и выражается следующим образом:
Проанализируем указанное выше выражение:
х | -10 | -5 | -4 | -2 | -1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 10 |
у | -0,5 | -1 | -1,25 | -2,5 | -5 | 5 | 2,5 | 1,25 | 1 | 0,5 |
Гипербола с примерами
Полученная совокупность точек и называется гиперболой.
Чем примечательна гипербола?
Гипербола с примерами
Если мы проанализируем полученный график, то увидим, что гипербола состоит из двух ветвей с достаточно характерными особенностями:
Внимание: исключение значения k = 0 является неким самообманом, поэтому каноническое уравнение гиперболы отличается от школьного.
Оси абсцисс и ординат выполняют для гиперболы роль асимптоты — линии, к которой кривая бесконечно приближается, но не может коснуться. Говорят, что ветви гиперболы асимптотически приближаются к осям x и y. Асимптоты есть и у других кривых.
Попробуем рассмотреть нашу обратную пропорциональность пристальней — поменяем знак коэффициента k.
х | -10 | -5 | -4 | -2 | -1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 10 |
у | 0,5 | 1 | 1,25 | 2,5 | 5 | -5 | -2,5 | -1,25 | -1 | -0,5 |
Теперь ветви гиперболы располагаются во II и IV координатных четвертях.
Гипербола с примерами
Отметим несколько закономерностей:
Лингвостилистический анализ поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»
Суть, смысл вечера, всей жизни для героя – ожидание Марии, но результат страданий – казнь:
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казнённого.
Образ возлюбленной – Марии – нарисован очень кратко; в его описании использован приём аллитерации: «скрежещущие» «з», «р»:
Вошла ты,
резкая, как «Нате!»,
муча перчатки замши,
сказала:
«Знаете –
я выхожу замуж».
Взволнованность героя доходит до предела, эмоции захлёстывают его, мысли обрываются, он не может договорить:
И эту секунду,
бенгальскую,
громкую,
я ни на что б не выменял,
я ни на …
И вот из души героя вырывается призыв, революционный, громкий, по-маяковски смелый:
Господа!
Остановитесь!
Вы не нищие,
вы не смеете просить подачки!
Бунт, мятеж просыпаются в душе героя, он как оратор призывает к революции. Гнев, решимость звучат в его словах:
Идите!
Понедельники и вторники
окрасили кровью в праздники!
Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
В поэме нет определённого стихотворного размера, ритм разорванный, придаёт особую динамику, резкость. Ломаный стих Маяковского звучит по-особому, соответствует сложности и глубине смысла. Специально выделяются в отдельные строчки наиболее важные слова, фразы, мысли. («Ничего./ Покреплюсь./ Видите – спокоен как!/ Как пульс/ покойника.») Рифмы – точные и неточные, сложные и простые, богатые и бедные – все эти особенности помогают выражению идеи поэмы.
Сложность чувств, драматизм поэт передаёт с помощью коротких односоставных предложений и парцелляции: «Ничего. Покреплюсь», «Уже сумасшествие. Ничего не будет». Множество вопросов и восклицаний выражают рвущийся изнутри крик боли, мольбы: «Мария! Мария! Мария!», «Слушайте!», «Нельзя сапожища!», «Не хочешь?»
Трагедия. «Неотвеченная» любовь. Почему? Герой ищет ответ на вопрос, который жжёт его изнутри, в искусстве, в обществе – и приходит к крику: «Долой!». Размышления о жизни вновь приводят его к мысли о любви; боль и отчаяние не утихают, герой не находит ответа:
Отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!