В результате чего греция оказалась в долговой яме

Греческий долговой кризис: Резюме, причины, сроки, перспективы

Греческий долговой кризис – это опасная сумма суверенного долга Греции перед Европейским союзом в период с 2008 по 2018 год. В 2010 году Греция заявила, что может объявить дефолт по своему долгу, что поставило под угрозу жизнеспособность самой еврозоны.

Чтобы избежать дефолта, ЕС предоставил Греции достаточный кредит для продолжения выплат.

С начала долгового кризиса в 2010 году различные европейские власти и частные инвесторы предоставили Греции почти 320 миллиардов евро.

Это было крупнейшее в истории финансовое спасение страны-банкрота. По состоянию на январь 2019 года Греция погасила только 41,6 миллиарда евро. Она запланировала выплаты по долгу на период после 2060 года.

В обмен на кредит ЕС обязал Грецию принять меры жесткой экономии. Эти реформы должны были укрепить греческое правительство и финансовые структуры. Это удалось, но в то же время Греция погрузилась в рецессию, которая закончилась только в 2017 году.

Этот кризис спровоцировал долговой кризис еврозоны, вызвав опасения, что он перерастет в мировой финансовый кризис. Он предопределил судьбу других членов ЕС с крупной задолженностью. Этот масштабный кризис был спровоцирован страной, экономический объем производства которой не превышает объем производства американского штата Коннектикут.

Кризис в Греции объясняется

В 2009 году дефицит бюджета Греции превысил 15% от валового внутреннего продукта. Страх перед дефолтом увеличил спред по 10-летним облигациям и в конечном итоге привел к краху рынка облигаций Греции. Это закрыло бы возможность Греции финансировать дальнейшие выплаты по долгам. На графике ниже красным цветом выделен период, когда доходность 10-летних государственных облигаций превысила 35%, пока масштабная реструктуризация долга не заставила частных держателей облигаций принять инвестиционные потери в обмен на меньший долг.

Лидеры ЕС изо всех сил пытались договориться о решении. Греция хотела, чтобы ЕС простил ей часть долга, но ЕС не хотел отпускать Грецию безнаказанной.

Самыми крупными кредиторами были Германия и ее банкиры. Они выступали за меры жесткой экономии. Они считали, что эти меры улучшат сравнительные преимущества Греции на мировом рынке. Меры жесткой экономии потребовали от Греции улучшить управление государственными финансами. Она должна была модернизировать свою финансовую статистику и отчетность. Она снизила торговые барьеры, увеличив объем экспорта.

И самое главное, меры потребовали от Греции реформировать пенсионную систему. Пенсионные выплаты составляли 17,5% ВВП, что выше, чем в любой другой стране ЕС. Государственные пенсии были недофинансированы на 9% по сравнению с 3% в других странах. Меры жесткой экономии потребовали от Греции сократить пенсии на 1% от ВВП. Также потребовалось увеличить пенсионные взносы работников и ограничить досрочный выход на пенсию.

Половина греческих домохозяйств зависела от пенсионных доходов, поскольку каждому пятому греку было 65 лет или больше. Работники не были в восторге от уплаты взносов, чтобы пожилые люди могли получать более высокие пенсии.

Меры жесткой экономии заставили правительство сократить расходы и повысить налоги. Они обошлись в 72 миллиарда евро или 40% ВВП. В результате греческая экономика сократилась на 25%. Это снизило налоговые поступления, необходимые для погашения долга. Безработица выросла до 25%, а безработица среди молодежи достигла 50%. На улицах вспыхнули беспорядки. В политической системе произошел переворот: избиратели обращались к любому, кто обещал безболезненный выход.

Результаты оказались неоднозначными. В 2017 году профицит бюджета Греции составил 0,8%. Экономика страны выросла на 1,4%, но безработица по-прежнему составляла 22%. Треть населения живет за чертой бедности. В 2017 году отношение долга к ВВП составило 182%.

Timeline

В 2009 году Греция объявила, что ее дефицит бюджета составит 12,9% от ВВП. Это более чем в четыре раза превышает установленный ЕС лимит в 3%. Рейтинговые агентства Fitch, Moody’s и Standard & Poor’s понизили кредитные рейтинги Греции. Это отпугнуло инвесторов и повысило стоимость будущих кредитов.

В 2010 году Греция объявила о плане снижения дефицита до 3% ВВП за два года. Греция попыталась заверить кредиторов ЕС в своей финансовой ответственности. Всего четыре месяца спустя Греция вместо этого предупредила, что может объявить дефолт.

ЕС и Международный валютный фонд предоставили 240 миллиардов евро чрезвычайных средств в обмен на меры жесткой экономии. Этих кредитов хватило Греции только на выплату процентов по существующему долгу и поддержание капитализации банков. У ЕС не было другого выбора, кроме как поддержать своего члена, выделив средства на спасение. В противном случае он столкнулся бы с последствиями выхода Греции из Еврозоны или дефолта. Меры жесткой экономии потребовали от Греции повышения налога на добавленную стоимость и корпоративного налога. Пришлось закрыть налоговые лазейки. Для сокращения уклонения от уплаты налогов был создан независимый налоговый орган. Он сократил стимулы для досрочного выхода на пенсию. Были увеличены взносы работников в пенсионную систему. В то же время была снижена заработная плата, чтобы снизить стоимость товаров и увеличить экспорт. Эти меры потребовали от Греции приватизации многих государственных предприятий, таких как электропередачи. Это ограничило власть социалистических партий и профсоюзов.

Почему ЕС был так суров? Лидеры ЕС и рейтинговые агентства хотели убедиться, что Греция не будет использовать новый долг для погашения старого. Германия, Польша, Чешская Республика, Португалия, Ирландия и Испания уже использовали меры жесткой экономии для укрепления собственной экономики. Поскольку они оплачивали спасение, они хотели, чтобы Греция последовала их примеру. Некоторые страны ЕС, такие как Словакия и Литва, отказались просить своих налогоплательщиков залезть в их карманы, чтобы отпустить Грецию с крючка. Эти страны только что приняли собственные меры жесткой экономии, чтобы избежать банкротства без помощи ЕС.

В 2011 году Европейский фонд финансовой стабильности добавил 190 миллиардов евро к программе спасения. Несмотря на изменение названия, эти деньги также поступили от стран ЕС.

К 2012 году держатели облигаций наконец согласились на сокращение долга, обменяв 77 млрд. евро облигаций на долг на 75% меньше.

В 2014 году экономика Греции, казалось, начала восстанавливаться, поскольку ее рост составил 0,7%. Правительство успешно продало облигации и сбалансировало бюджет.

В январе 2015 года избиратели избрали партию Syriza для борьбы с ненавистными мерами жесткой экономии. 27 июня премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении референдума по этим мерам. Он ложно пообещал, что голосование “против” даст Греции больше рычагов для переговоров с ЕС о списании 30% долга. 30 июня 2015 года Греция просрочила запланированный платеж в размере 1,55 миллиарда евро. Обе стороны назвали это задержкой, а не официальным дефолтом. Два дня спустя МВФ предупредил, что Греции необходима новая помощь в размере 60 миллиардов евро. МВФ предупредил кредиторов о необходимости дальнейшего списания долга Греции в размере более 300 миллиардов евро.

5 июля греческие избиратели сказали “нет” мерам жесткой экономии. Нестабильность привела к тому, что в банках начались волнения. В течение двух недель после голосования Греции был нанесен значительный экономический ущерб. Банки закрылись и ограничили снятие денег в банкоматах до 60 евро в день. Это поставило под угрозу туристическую отрасль в разгар сезона, когда страну посетили 14 миллионов туристов. Европейский центральный банк согласился рекапитализировать греческие банки на сумму от 10 до 25 миллиардов евро, что позволило им возобновить работу.

Банки ввели еженедельный лимит на снятие денег в размере 420 евро. Это не позволило вкладчикам опустошить свои счета и усугубить проблему. Это также помогло сократить уклонение от уплаты налогов. Люди стали пользоваться дебетовыми и кредитными картами для совершения покупок. В результате федеральный доход увеличился на 1 млрд. евро в год.

15 июля греческий парламент принял меры жесткой экономии, несмотря на референдум. В противном случае страна не получила бы кредит ЕС в размере 86 миллиардов евро. ЕЦБ договорился с МВФ о сокращении долга Греции. Он удлинил сроки, тем самым снизив чистую приведенную стоимость. Греция осталась бы должна ту же сумму. Она просто сможет выплачивать ее в течение более длительного периода времени.

20 июля Греция произвела платеж ЕЦБ благодаря кредиту в размере 7 миллиардов евро из чрезвычайного фонда ЕС. Великобритания потребовала от других членов ЕС гарантировать ее вклад в программу спасения.

20 сентября Ципрас и партия “Сириза” победили на внеочередных выборах. Это дало им мандат продолжать настаивать на облегчении долгового бремени в переговорах с ЕС. Однако они также должны были продолжить проведение непопулярных реформ, обещанных ЕС.

В ноябре четыре крупнейших банка Греции в частном порядке привлекли 14,4 млрд. евро, как того требовал ЕЦБ. Эти средства покрыли безнадежные кредиты и вернули банкам полную работоспособность. Почти половина кредитов, имевшихся на балансе банков, находилась под угрозой дефолта. Банковские инвесторы внесли эту сумму в обмен на 86 миллиардов евро кредитов на спасение. Экономика сократилась на 0,2%.

В марте 2016, Банк Греции предсказал, что экономика вернется к росту к лету. Он только сократился на 0,2% в 2015 году, но греческие банки все еще теряют деньги. Они неохотно призывали в плохом долге, полагая, что их заемщики погасли, когда экономика улучшилась. Что связали средства, они могли бы одолжить новым предприятиям.

17 июня , Механизм европейского стабильности ЕС выбил 7,5 млрд евро на Грецию. Он планировал использовать средства для оплаты процентов по долгу. Греция продолжалась с мерами экономии. Это приняло законодательство для модернизации пенсионных и подоходных налоговых систем. Он обещал приватизировать больше компаний и продавать неверные кредиты.

В мае 2017 Ципрас решил сократить пенсии и расширить налоговую базу. В ответ в ЕС одолжил Грецию еще 86 миллиардов евро. Греция использовала его, чтобы сделать больше долговых платежей. Цапрары надеялись, что его примирительный тонус поможет ему снизить 293,2 млрд евро в выдающихся за долгах. Но правительство Германии не уступило бы гораздо до того, как президентские выборы в сентябре.

В июле Греция смогла впервые выпустить облигации с 2014 года. Планируется отметить заметки, выданные в реструктуризации новыми заметками в качестве движения, чтобы восстановить доверие инвесторов.

15 января 2018, греческий парламент согласился на новые меры экономии, чтобы претендовать на следующий раунд спасения. 22 января министры финансов еврозоны утвердили 6 миллиардов до 7 миллиардов евро. Новые меры сделали более сложным для профсоюзов, чтобы парализовать страну. Они помогли банкам снизить плохую задолженность, открыл рынки энергии и аптеки и пересчитали дочерние льготы.

20 августа 2018 года программа BAILOUT закончилась. Большая часть нерешенного долга является обязательством в чрезвычайных организациях ЕС. Они в основном финансируются немецкими банками.

* Механизм европейского финансового устойчивости и механизма европейского устойчивости: 168 млрд. Евро
* Управления еврозоны: 53 млрд евро.
* Частные инвесторы: 34 миллиарда евро.
* Греческие государственные владельцы облигаций: 15 миллиардов евро.
* Европейский центральный банк: 13 миллиардов евро.
* МВФ: 12 миллиардов евро.
*
До погашения долга европейские кредиторы неформально необходимо контролировать приверженность существующими мерами экономии. Сделка означает, что новые меры не будут созданы.

Причины

Как Греция и ЕС попали в этот беспорядок в первую очередь? Семена были засеяны в 2001 году, когда Греция приняла евро своей валюты. Греция была членом ЕС с 1981 года, но не могла войти в еврозону. Его дефицит бюджета был слишком высоким для критериев маастрихт Еврозона.

Все прошло хорошо в течение первых нескольких лет. Как и другие страны еврозоны, Греция выиграла от силы евро. Он снизил процентные ставки и принес инвестиционный капитал и кредиты.

В 2004 году Греция объявила, что солгала, чтобы обойти Маастрихтские критерии. ЕС не ввел никаких санкций. Почему? Было три причины.

Франция и Германия в то время также тратили больше лимита. Было бы лицемерием вводить санкции против Греции, пока они не введут сначала свои собственные меры жесткой экономии.

Была неопределенность в том, какие именно санкции применять. Они могли бы исключить Грецию, но это было бы разрушительно и ослабило бы евро.

ЕС хотел укрепить силу евро на международных валютных рынках. Сильный евро убедил бы другие страны ЕС, такие как Великобритания, Дания и Швеция, принять евро.

В результате греческий долг продолжал расти, пока в 2008 году не разразился кризис.

Почему Греция не покинула Еврозону

Греция могла отказаться от евро и восстановить драхму. Без мер жесткой экономии греческое правительство могло бы нанять новых работников. Это позволило бы снизить уровень безработицы в 25% и ускорить экономический рост. Греция могла бы перевести свой долг в евро в драхмы, напечатать больше валюты и снизить курс евро. Это позволило бы сократить долг, снизить стоимость экспорта и привлечь туристов в более дешевое место отдыха.

Поначалу это казалось бы идеальным для Греции, но иностранные владельцы греческих долговых обязательств понесли бы изнурительные потери, когда курс драхмы резко упал бы. Это привело бы к снижению стоимости выплат в их собственной валюте. Некоторые банки обанкротились бы. Большая часть долга принадлежит европейским правительствам, чьи налогоплательщики понесли бы убытки.

Резкое падение курса драхмы вызвало бы гиперинфляцию, поскольку стоимость импорта резко возросла бы. Греция импортирует 40% продовольствия и фармацевтических препаратов и 80% энергии.

Многие компании отказываются экспортировать эти товары в страну, которая может не платить по счетам. Страна не могла привлечь новые прямые иностранные инвестиции в такой нестабильной ситуации. Единственные страны, которые могли бы кредитовать Грецию, – это Россия и Китай. В долгосрочной перспективе Греция вернулась бы к тому, с чего начинала: обремененная долгами, которые она не может погасить.

Процентные ставки для других стран-должников выросли бы. Рейтинговые агентства опасались бы, что они также покинут евро. Стоимость самого евро ослабла бы, поскольку валютные трейдеры использовали бы кризис как повод для ставок против него.

Почему Греция не объявила дефолт

Широкомасштабный дефолт Греции имел бы более непосредственные последствия. Во-первых, греческие банки обанкротились бы без кредитов от Европейского центрального банка. Убытки поставили бы под угрозу платежеспособность других европейских банков, особенно в Германии и Франции. Они, наряду с другими частными инвесторами, держали 34,1 миллиарда евро греческих долговых обязательств.

Правительствам стран Еврозоны принадлежало 52,9 миллиарда евро. Это в дополнение к 131 миллиарду евро, принадлежащему EFSF, который, по сути, также является правительством еврозоны. Наибольший объем долга принадлежал Германии, но он составлял ничтожный процент от ее ВВП. Срок погашения большей части долга наступит только в 2020 году или позже. Малые страны столкнулись с более серьезной ситуацией. Доля долга Финляндии составляла 10% ее годового бюджета. ЕЦБ держит 26,9 миллиарда евро греческого долга.

Если бы Греция объявила дефолт, ЕЦБ был бы в порядке. Маловероятно, что другие страны-должники объявили бы дефолт.

По этим причинам дефолт Греции был бы не хуже, чем долговой кризис 1998 года Long-Term Capital Management. Именно тогда дефолт России привел к приливной волне дефолтов в других странах с развивающейся экономикой. МВФ предотвратил многие дефолты, предоставляя капитал до тех пор, пока экономика этих стран не улучшится. МВФ владеет 21,1 млрд. евро греческого долга, что недостаточно для его истощения.

Разница будет заключаться в масштабах дефолтов и в том, что они происходят на развитых рынках. Это повлияет на источник большей части средств МВФ. Соединенные Штаты не смогут помочь. Будучи одним из крупнейших спонсоров финансирования МВФ, сейчас они сами погрязли в долгах. У американцев не будет политического аппетита к спасению европейского суверенного долга.

Перспективы

Несмотря на меры жесткой экономии, многие аспекты экономики Греции все еще остаются проблемными. Государственные расходы составляют 48% от ВВП, в то время как помощь ЕС составляет около 3%. По состоянию на 2017 год 20% ВВП Греции приходится на туризм. Бюрократия часто задерживает коммерческие инвестиции на десятилетия. Правительство сократилось, но оно по-прежнему неэффективно. Существует слишком много политического патронажа. Принятие государственных решений централизовано, что еще больше замедляет время реагирования.

Эта бюрократия в сочетании с неясными правами собственности и судебными препятствиями не позволила Греции продать государственные активы на сумму 50 миллиардов евро. С 2011 года было продано имущества только на 6 миллиардов евро.

Уклонение от налогов ушло в подполье, поскольку все больше людей работают в черной экономике. Сейчас она составляет 21,5% ВВП. В результате меньше людей платят более высокие налоги, получая от государства меньше, чем до кризиса.

Многие из имеющихся рабочих мест заняты неполный рабочий день и оплачиваются меньше, чем до кризиса. В результате сотни тысяч самых лучших и талантливых покинули страну. Банки еще не полностью оправились от кризиса и не решаются выдавать новые кредиты предприятиям. Это будет медленный путь к восстановлению.

Источник

В результате чего греция оказалась в долговой яме

Греческий долговой кризис не сходит с газетных полос, обозреватели очень широко освещают это событие и комментируют его. Из этого кризиса, хотя и далекого от завершения, уже сейчас следует извлечь уроки, которые весьма применимы для стран, желающих более тесных отношений с Европейским Союзом (ЕС) в рамках политики восточного соседства, а также в реализации Евразийского союза.

Политика жесткой экономии, сокращения расходов и приватизации государственных предприятий, приведшая к падению валового национального продукта на 25% и резкому снижению уровня жизни, вызвала волну общенациональных забастовок. В январе 2015 года в Греции состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых одержала победу Коалиция радикальных левых (СИРИЗА). Новое правительство, возглавляемое премьер-министром Алексисом Ципрасом, заявило, что Греция рассчитывает на списание и реструктуризацию части долга. Переговоры, которые велись 5 месяцев между Грецией, с одной стороны, и МВФ, Европейской комиссией (ЕК) и Европейским центральным банком (ЕЦБ), с другой, не увенчались успехом. Правительство Греции обвиняет политику жесткой экономии, навязанной кредиторами. Кредиторы же утверждают, что Греция не проводит требуемые реформы, не собирает налоги, живет за пределами своих возможностей и тратит много. Но в реальности, по процентам расходов применительно ко всей экономике правительство Греции занимает серединную позицию по сравнению в другими странами. Греция 30 июня 2015 года должна была выплатить 1,6 млрд евро за кредит МВФ, но не может платить. Греции грозит дефолт или невыполнение обязательств, и возможный выход из евро зоны. Греция объявила, что переносит решение вопроса на всенародный референдум, который и состоялся 5 июля.

Корни кризиса

Корни греческого кризиса тесно связаны с введением евро как общей валюты для 19 членов ЕС. Однако, введение единой валюты всегда было больше политической программой, направленной на поддержку объединения Европы, нежели тщательно продуманным экономическим проектом. В 1997 года в период подготовки введения единой валюты был принят Пакт о стабильности и развитии, в котором было обусловлено, что каждой стране следует удерживать годовой дефицит бюджета ниже 3%, а государственный долг ниже 60% от валового национального продукта. Цель заключалась в том, чтобы ни одна страна не могла подорвать общую валюту посредством бесконтрольных расходов. При этом понимании евро было введено в два этапа в 1999 и 2002 годах.

Но требования пакта особо не выполнялись. Италия и Бельгия, хотя и не соответствовали требованиям пакта, тем не менее были приняты в евро зону под обещания исправить положение. К 2003 году Германия и Франция превысили ограничения на дефицит бюджета. Но они применили положение об особых обстоятельствах, чтобы избежать предполагаемые финансовые штрафы. Главная проблема евро зоны заключается в том, что уровень экономики стран ее участников очень различна. Это означает, что ЕЦБ практически невозможно вводить единую межгосударственную финансовую политику, которая отвечала бы интересам всех. В дополнение, различия в языке, гражданстве, традициях и т.д. ограничивают передвижение рабочей силы между разными странами в рамках евро зоны. Когда каждая страна имела свою валюту, она всегда могла восстановить и развивать свою экономику, в случае необходимости, посредством девальвации свой валюты. Но в рамках единой валютной системы отстающие страны могут делать это только путем сокращения заработной платы и своих расходов. Это как раз та дилемма, с которой сталкиваются Греция, Испания и Португалия. Усугубляющей проблему является тот факт, что рамках евро зоны отсутствует положение о том, чтобы развитые страны перераспределяли деньги в пользу бедным странам.

Суть кризиса

Некоторые североамериканские аналитики представляют долговой кризис Греции как чисто экономическую и финансовую проблему. Греция взяла кредит и должна вовремя платить по процентам и проводить экономическую и финансовую политику, под которую были выданы эти кредиты. Но по мнению Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, вопрос не в деньгах и экономике, а во власти и принуждении Греции принять неприемлемое – не только строгий режим экономии, но и другие репрессивные и штрафные меры.

Дж. Стиглиц и ряд других экономистов считают требования тройки по строгому режиму экономии карательным, поскольку достижение этой цели приведет к более глубокому падению экономики. Даже если греческий долг будет реструктурирован и греки проголосуют за требования тройки, страна будет продолжать находится в депрессии. В превращении бюджетного дефицита в излишек очень мало стран достигли того, чего добились греки за последние 5 лет. Но человеческая цена этого оказалась огромной.

Кредиты, выданные Греции, в реальности не достигали адресата, точнее очень малая доля оставалась у Греции. Они сразу же шли частным кредиторам, включая банкам Германии и Франции, на выплату процентов. Греки платили очень высокую цену за сохранение банковской системы этих стран. Что же касается МВФ, то он на самом деле не нуждается в деньгах, выплату которых требует. Подлежащие выплате деньги будут тут же возвращены Греции в качестве очередного кредита.

Считается, что Германия во главе с Ангелой Меркель является ответственным за стратегию, которая привела к нынешнему кризису. Под угрозой находится не только будущее Греции в евро зоне, но и последствия такого выхода для всей Европы и ее многолетним усилиям по дальнейшему сближению европейских стран. «Если провалится евро, провалится Европа», заявила она 29 июня 2015 года. Но в то же время она дала ясно понять, что есть лимиты. Немецкие избиратели не желают более выручать греков. Испания и Ирландия, которые приняли жесткие условия в обмен на кредиты, отвергают любой вид особого отношения к Греции.

Греческий кризис происходит в решающий момент и сложное время для Европы. Отъезд граждан европейских стран в территории под контролем Исламского халифата, угроза терактов в Европе, наплыв беженцев из Северной Африки, кризис на Украине – вот перечень проблем, с которыми сталкивается Европа.

Британия будет проводить референдум относительно своего пребывания в ЕС. Выход Греции усилит центробежные силы в Европе. Если Греция выйдет из евро зоны, а Британия покинет ЕС, тогда «само существования ЕС будет под вопросом, поскольку остальные члены рассмотрят и начнут планировать свое будущее вне ЕС», написал в мае Йошка Фишер, бывший министр иностранных дел Германии.

Есть еще другой аспект этой проблемы. Левые взгляды коалиции СИРИЗА, которая победила на выборах, обещав пересмотреть условия кредитования Греции, представляет собой полное противоречие с общей политикой, проводимой в евро зоне, в частности Германией. Большинство европейских политиков не обращались к своим избирателям относительно их согласия на передачу монетарного суверенитета ЕЦБ. Когда Швеция сделала это, шведы сказали «нет». Они понимали, что если передать монетарную политику европейскому банку, то безработица вырастет. Экономика пострадает, поскольку экономическая модель, лежащая в основе евро зоны, благоприятствовала сильным и развитым странам, и крупным и богатым корпорациям, но не слабым и отстающим странам, и бедным работникам.

Меркель хочет удержать Грецию в евро зоне, но не за счет потакания требованиям левого правительства. Опрос, проведенный в начале июня в Германии, показал, что 51% немцев предпочитают выход Греции из евро зоны, а 70% выступают против дальнейших уступок грекам. Многие европейские лидеры хотят ухода правительства Ципраса, придерживающегося левых взглядов. Очень неудобно иметь правительство, противостоящее политике, благодаря которой усилилось неравенство во многих развитых странах, и приверженное ограничить необузданную власть богатства. Если кредиторы уступят Греции, то усилятся позиции других подобных партий в Европе. Испания, например, проводит выборы осенью. Ожидается, что Подемос, новая левацкая партия наберет значительное количество голосов.

Выводы

Таким образом, суть долгового кризиса на примере Греции – кто будет платить за долги, Греция или Германия, слабая экономика или развитая экономика, население или корпорации. Возможные последствия кризиса – развал евро зоны и дезинтеграция ЕС, а также усиление партий, придерживающихся левых взглядов. Собственно, нахождение у власти левых или правых партий и будет решать кому платить и какую политику проводить. Если посмотреть на проблему еще шире, то увидим, что кризис имеет экономический (противостояние рыночной и регулируемой экономики), социальный (противостояние труда и капитала) и международный (противостояние развитых, и слабо развитых стран) аспекты.

В рамках ЕС мы видим дифференциацию на старых (Европа) и новых (Восточная Европа) членов. Старые члены ЕС, в свою очередь, делятся на богатый Север и бедный Юг. От санкций России на сельскохозяйственные продукты в ответ на западные санкции пострадали в основном южные и восточно-европейские страны, которые в отличие от Севера являются в основном сельскохозяйственными. А восточно-европейцы к тому же, похоже, лишены полного доступа на остальной рынок ЕС. Но есть еще и монетарная дифференциация. Из 28 членов ЕС, только 19 находятся в евро зоне. Что важно учитывать, так это то, что в ЕС применяют единые стандарты, требования и подходы ко всем странам, невзирая на различия в их экономическом, финансовом и географическом положении. При таком подходе выигрывают развитые страны и корпорации, усиливается международное и социальное неравенство. Долговой кризис Греции довольно открыто показывает это.

Данный опыт очень полезен при рассмотрении программы восточного соседства ЕС. Показателен в этом отношении кризис на Украине, начавшийся как раз из-за разного отношения ее политических элит и населения к этой программе. Договор об ассоциации и свободной торговле не предполагает членство в ЕС, следовательно, участие в процессе принятия решений, но предписывает полную политическую поддержку ЕС, а также открытие своего рынка и ресурсов. Практически это новый вид колониализма, служащий интересам ЕС. А в рамках ЕС, если осмотреть на это в международном или межгосударственном аспекте эта политика выгодна развитым странам, главным образом Германии. В социальном же срезе это выгодно крупному капиталу или корпорациям. Не случайно, поэтому на Украине у власти фактически находятся олигархи, попирающие национальные интересы.

Эти уроки были бы очень полезны и в развитии Евразийского сообщества. С учетом разных уровней экономик, финансовых возможностей, географии и т.д. можно было бы применить различные принципы. Например, принцип дифференциации предполагал бы специфический, особый подход к каждому кандидату и члену. Принцип разно-скоростного членства означал бы постепенное участие и членство в работе организации. Принцип охвата предложил бы стране выбирать те сферы сотрудничества, в которых она больше всего заинтересована на данный момент. Эти принципы могли бы применяться в отдельности или в комбинации друг с другом. Применение этих принципов сняли бы возможные озабоченности и учли бы особенности каждой страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *