В результате чего формируется географическая среда

Урок географии для 10 класса «Взаимодействие общества и природы»

Итоговый опрос:

1. В результате чего формируется географическая среда?

(географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса эволюции под антропогенным влиянием человека на географическую оболочку.

2. Что такое окружающая среда?

(среда в которой существует человеческое общество и осуществляется его хозяйственная деятельность, весь материальный мир, включая природную и антропогенную среду, окружающую человека.)

3. Что такое антропогенный ландшафт?

(территории земли измененные человеком: города, заводы, с\х угодия, пастбища, каналы, транспортные магистрали)

4. К чему привело формирование искусственных техногенных ландшафтов?

7. Что такое ноосфера?

(устойчивое развитие и изменение живых организмов, имеющихся в составе биосферы)

8. Что является эталоном ландшафта, которого не коснулась человеческая цивилизация?

9. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов во многих регионах имеют крайне серьезные экологические последствия, какие?

10. Какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?

1. преувеличение роли географической среды «географический детерминизм» или, по Н. Н. Баранскому, географический фатализм;

2. недооценка роли географической среды «географический нигилизм»).

Источник

Конспект урока по географии в 10 классе на тему «Взаимодействие общества и природы»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

7 урок 10 география Дата 04.10

Взаимодействие общества и природы.

Цель урока : Систематизировать знания учащихся о взаимодействии человека и природы;

Определить каково взаимодействие общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов ( природные, природно-антропогенные, антропогенные, культурные).

Рассказать об аспектах решении проблемы охраны природы, коренных различиях в решении экологических проблем в капиталистических и развивающихся странах.

Продолжать формирование умений и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати.

Оборудование : политическая карта мира, карта « Природные ресурсы мира, учебник, атласы.

Понятие о географической (окружающей) среде.

« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.

Понятие «природопользование». Примеры рационального и нерационального природопользования.

Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.

1В результате чего формируется географическая среда?

(географическая среда формируется в результате прохождения длительного процесса эволюции под антропогенным влиянием человека на географическую оболочку.

2. Что такое « вторая природа»?

3. Что такое окружающая среда?

(среда в которой существует человеческое общество и осуществляется его хозяйственная деятельность, весь материальный мир, включая природную и антропогенную среду, окружающую человека.)

( смена вида хозяйства)

6 К чему привело формирование искусственных техногенных ландшафтов?

7. Благодаря научно-техническим успехам человек осознал себя хозяином природы, и по этому по отношению к ней господствовал принцип ….( « Бери и властвуй»

8. Что такое ноосфера? ( устойчивое развитие и изменение живых организмов, имеющихся в составе биосферы)

10. Развитие отраслей народного хозяйства и рост городов во многих регионах имеют крайне серьезные экологические последствия, какие.

есурсно-хозяйственные ( иссякание природных ресурсов)

природно-ландшафтные( сокращение подвижности видов, истощение природных ландшафтов.

антропогенно-экологические ( ослабление здоровья людей)

( 1. преувеличение роли географической среды « географический детерминизм» или, по Н Н Баранскому, географический фатализм;

2. недооценка роли географической среды « географический нигилизм »

13 Что называется природопользованием?

(это совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

14. Природопользование может быть.

( рациональным и не рациональным).

15 .Какие два пути освоения планеты мы можем выделить?

( Экстенсивный путь – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевых природных ресурсов;

Интенсивный путь – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии

При ответе учащиеся могут пользоваться учебником и тетрадью.

« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.

Одновременно резко возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения. По данным ученых, на каждого гражданина в мире в различных странах приходится (условно) по 200 кг отходов

Какой вывод можно сделать?

Возникли две взаимосвязанные проблемы:

Рационального использования природных ресурсов;

Охрана окружающей среды от загрязнения.

Природопользование может быть…

Рациональное природопользование исходит из того, что общество может управлять своими взаимодействиями с природой;

Рациональное использование природных ресурсов;

Разработка и внедрение « чистых» технологий производства;

Организация широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;

Контроль = общество МОНИТОРИГ

Нерациональное природопользование происходит из- за иждивенческого ( потребительского) отношения человека к природе, стремление выжать из нее как можно больше материальных благ.

К хищническому природопользованию

Размещению « грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.

Источник

География

План урока:

Географическая среда и человек

Во время своего исторического развития у человека, в той или иной степени, происходит взаимодействие с окружающим природным пространством. Человек регулярно обменивается различными веществами и компонентами с географической средой. Новый глобальный этап в этом взаимодействии наступил в ХХ веке, после того как влияние общества на окружающую среду существенно выросло. Природные ландшафты активно стали осваиваться человеком и превращаться в городские, сельскохозяйственные, рекреационные, промышленные и т.д.

Сейчас все чаще в научных кругах параллельно с термином «географическая среда» используется понятие «окружающая природная среда». Под ним понимают определенные условия, необходимые для жизни и развития человека и всех организмов с учетом природных, социальных и экономических факторов. К социально-экономическим факторам относят плотность расселения человечества, а также изменения природных условий в результате человеческой деятельности – строительство городов, изменение состава воздуха, антропогенное загрязнение воды, изменение или истребления растительного покрова.

В ходе человеческого развития границы географической среды становятся все шире и шире. Чтобы обеспечить собственные потребности в производственную деятельность вовлекается все большее количество природных ресурсов. Например, в древние времена человеком было задействовано не более 18 химических элементов, в XVIII веке количество элементов выросло до 25, в XIX – до 27. В середине ХХ века человечество использовало уже 80 химических элементов. Сегодня же применяются все известные науке элементы.

Человек берет из окружающего пространства все большее количество ресурсов, но при этом возвращает в окружающую среду огромное количество отходов своей деятельности. В результате этого образовались две глобальные проблемы, тесно взаимосвязанные между собой:

Активное вторжение человеческого общества в природу, все сильнее сказывается на видоизменении географической оболочки. Самые первые люди использовали окружающую природу в качестве среды обитания, а также брали из нее только те ресурсы, без которых выжить было просто невозможно. У современного человека потребность в ресурсах гораздо выше. На Земном шаре практически не осталось местностей, где бы не присутствовала человеческая деятельность. Например, ландшафты большей части Европейского континента видоизменены человеком.

Для оценки состояния современной окружающей среды используют следующие категории:

В течение нескольких последних столетий человечество забирает из окружающего мира все больше ресурсов, а возвращает в нее отходы, которые с каждым годом становятся только опасней. Существует три вида антропогенного загрязнения окружающей среды:

Элементы природы, которые человек использует или может использовать для развития разных отраслей промышленности, получили название природные ресурсы. В случае если ресурс невозможно полностью исчерпать, он называется неисчерпаемым – энергия солнца, воды. К исчерпываемым ресурсам относят минеральные.

Те элементы природы, которые человек не использует в своей промышленной деятельности, но при этом они влияют на его жизнь и развитие, получили название природные условия. К ним относят рельеф земной поверхности, климат, геологию.

Грань между природными условиями и ресурсами условна. Например, ветер, который является важным условием для развития воздушного и водного транспорта, также активно используется как энергетический ресурс. Во время развития мировых технологий значение природных условий и ресурсов для человечества имели отличия. Большая часть ресурсов просто была не нужна. Поэтому природные ресурсы – это та категория, которая постоянно меняется в зависимости от возможностей и потребностей общества.

По Земному шару ресурсы природы расположены неравномерно. Расположение полезных ископаемых напрямую зависит от климата и тектонических особенностей в разные геологические эпохи.

Природопользованием называют меры, которые направлены человеком на изучение, освоение, использование и охрану природной оболочки. Оно делится на:

Современная политика многих стран сейчас направлена на рациональное природопользование. Для этих целей создают специальные органы, которые занимаются охраной окружающей среды.

Экологические проблемы мира

Современные глобальные экологические проблемы возникают не только из-за технологического прогресса, но и благодаря равнодушию человека по отношению к окружающей среде, природе, растительному и животному миру. Они могут быть различных видов, но при этом каждая проблема воздействует как на природу, так и на самого человека.

Самые масштабные экологические проблемы в современном мире:

В результате загрязнения природы у человека появляются различные заболевания. Загрязненный воздух приводит к проблемам с органами дыхательной системы, онкологии, болезням нервной и кровеносной систем. Загрязненная вода негативно сказывается на здоровье желудочно-кишечного тракта, почек, сердца и сосудов, также может приводить к онкологическим заболеваниям. Загрязненная пища приводит к инфекционным патологиям, проблемам с печенью и почками, болезням сердца и сосудов.

Источник

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №2 «Географическая среда и человек»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: географическая среда, географический детерминизм, географический нигилизм, ноосфера, биосфера, техногенная среда.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она как важнейший источник ресурсов и среда обитания оказывает существенное влияние как на культурную жизнь в целом, так и на настроение и здоровье конкретных людей.

Какие же факторы географической среды наиболее существенно оказывают влияние на жизнедеятельность современного общества? И какое значение человек имеет при взаимодействии с ней?

Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой, в процессе которого между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). Степень освоенности географической среды человеком является предметом научных дискуссий до сих пор. Существует точка зрения, согласно которой в современную эпоху уже практически все или даже все природные ландшафты планеты являются антропогенными. Другие точки зрения объединены большей осторожностью оценок. Русскоязычные авторы утверждают, что доля антропогенных ландшафтов на поверхности Земли составляет около 60% суши, причем примерно 20% преобразованы крайне глубоко. Изучая нарушенность природных ландшафтов при помощи космических снимков, американские учёные пришли к выводам о том, что примерно треть поверхности суши не носит на себе следов деятельности человека. Разумеется, показатели сильно разнятся в зависимости от региона. Доля ненарушенных природных ландшафтов в Северной Америке – 38%, на территории бывшего СССР – 34%, в Азии – 14%, в Европе – 3%.

В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведённые человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды как составляющая входит термин «природа». Под понятием «природа» понимают весь мир, всё существующее во всём многообразии своих форм.

Окружающая среда включает в себя две составляющие: естественную и искусственную среды обитания.

Естественная среда обитания – биосфера, область обитания живых организмов. Она складывается как из них самих, так и из мест их обитания, верхней части земной коры, воды, атмосферы.

Результаты освоения богатств биосферы для человека трудно недооценить. Умножаются культурные и материальные ценности общества, увеличивается уровень жизни. Так или иначе, всем этим человек обязан природе, всё это взято у неё в преобразованном или естественном виде. Разумность человека и прогресс цивилизации, однако, прочно обусловлены и способностью создавать нечто новое.

Искусственную среду обитания рассматривают как совокупность всего созданного самим человеком: любого рода предметы, растения и животные, принадлежащие различным сортам и породам, выведенные путём одомашнивания и селекции. Роль искусственной среды обитания в человеческой жизни с течением времени становится всё более значимой. Однако скорость роста искусственной среды обитания и увеличения влияния, которое она оказывает на природу, заставляет насторожиться. Объём технической массы, под которым понимают суммарную массу всего, что создано человеком, в настоящее время на порядок превышает биомассу (как суммарную массу всех биологических объектов). Всевозрастающее влияние человечества на природу освещено в концепции ноосферы, принадлежащей В. И. Вернадскому.

В процессе развития человеческое общество постоянно расширяет границы освоения своей географической среды. Обеспечивая свои потребности, человек вовлекает в производственные процессы всё более широкий спектр природных ресурсов. Так, по некоторым оценкам, человек в древности использовал около 18 химических элементов, в восемнадцатом веке – 25, в девятнадцатом – 27, к пятидесятым годам двадцатого века – 80, а сейчас в той или иной степени использует все известные химические элементы.

Общество стало изымать из природы всё больше её ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:

Современное человеческое общество берёт из географической среды гораздо больше, чем первобытное, и существенно меньше зависит от природных условий. Однако было бы ошибкой считать, что связь общества с природой ослабевает, напротив, она усиливается и усложняется. Поэтому непринятие важности роли географической среды, называемое географическим нигилизмом, как и переоценка её значения, названная географическим детерминизмом, являются ошибочными.

Основоположник географического детерминизма – Монтескье, деятель французского просвещения восемнадцатого века. Термин образован от латинского слова «Determino» – «определяю». Монтескье полагал, что в основе общественной жизни лежат естественные законы, к которым он относил и её географическую среду.

Географический детерминизм в дальнейшем стал реакционным направлением мысли, был использован для объяснения отсталости отдельных стран и народов природными условиями конкретной местности. К примеру, немецкий географ Риттер полагал бурное развитие европейской культуры изрезанностью берегов Европы, а зачаточность развития африканских народов – прямолинейностью берегов Африки.

Роль географической среды часто становится предметом спекуляций, занижается или завышается (особенно это характерно в последнее время).

Географический детерминизм предполагает, что человеческое общество способно быть лишь настолько успешным, насколько позволит природа.

В восемнадцатом веке, уже в эпоху Просвещения, Шарль Монтескье писал во Франции, что «власть климата сильнее всех властей». Также во Франции в девятнадцатом веке Элизе Реклю указывал на сильнейшую зависимость общества от влияния природных факторов, определяющих функционирование общества до форм государственной власти.

Со временем прогресс науки ослабил позиции сторонников географического детерминизма.

Географический нигилизм отрицает серьёзную значимость природных условий как фактора, влияющего на существование и развитие общества.

Чем более развито общество, которое вторгается в природу, тем сильнее оно изменяет географическую оболочку. Окружающая природа служила первобытному обществу лишь средой обитания и источником ресурсов, необходимых для выживания. В настоящее время потребности общества в ресурсах качественно возросли, промышленность и транспорт поглощают их в огромных количествах. На порядки возросло и человеческое население Земли.

Местностей и ландшафтов, совершенно не затронутых человеческой деятельностью, в освоенных и густонаселённых регионах (например, в Европе) практически не осталось. Большая часть территории Европы покрыта антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается в соответствии со следующими категориями:

Вопрос: каковы причины возникновения критических и катастрофических состояний окружающей среды?

С ростом влияния деятельности человеческого общества на окружающую среду вопросы, касающиеся её охраны, стали возникать повсеместно. Воздействие современного человека на природу уже стало сопоставимо по силе с процессами геологического масштаба. Охрана природных компонентов часто организована посредством создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ). ООПТ существуют почти во всех странах мира.

Обычно особо охраняемыми природными территориями или акваториями становятся природные комплексы или объекты, исключённые (полностью или частично) из использования в хозяйственных целях для их сохранения в силу особенной эстетической, рекреационной, исторической, учебно-просветительской или научной ценности.

Разновидности ООПТ: заповедники, заказники, национальные (природные) парки, памятник природы, лесопарковый (защитный) пояс, зелёная зона.

Описанные ООПТ отличаются по статусу, видам разрешённой научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, а также режимами природопользования. К примеру, заповедники полностью исключены из хозяйственной деятельности, однако открыты для проведения исследований, в них осуществляется охрана ландшафтов, сохранения растений и животных.

Общество и географическая среда находятся в состоянии постоянного «обмена веществ». На протяжении столетий человек изымает из природы всё больше ресурсов и «возвращает» всё больше отходов, становящихся всё более опасными. Это происходит из-за развития промышленности и транспорта, потребляющих всё больше разнообразных ресурсов, а также по причине постоянного роста населения.

Последствием этого становится возрастающая острота двух проблем:

1) проблема рациональности использования природных ресурсов;

2) проблема охраны окружающей среды от загрязнений.

Пытаясь оценить роль географической среды в жизни общества, исследователи либо преувеличивают, либо недооценивают её влияние. Эти полюса представлений могут быть равно вредны в качестве теоретических оснований человеческой деятельности. Это приводит к пренебрежению географической средой, на которое естественным образом опирается концепция «покорения природы».

Результатом такой деятельности человека во многих сферах становится ущерб, наносимый живой природе, зачастую непоправимый. Среда обитания человека видоизменяется, ставя вопрос о здоровье и выживании человека как вида. «Давление», которое общество оказывает на природу, сильно увеличилось в двадцатом веке. Человек вовлекает в производственные цепочки всё больше ресурсов, увеличивает загрязнение окружающей среды отходами своей жизнедеятельности. Проблема загрязнения географической среды и истощения природных ресурсов требует объединенных усилий стран мира.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Источник

Разработка урока на тему «Взаимодействие общества и природы» (10 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : « Взаимодействи е общества и природы»

Дата урока : 30.11.2012 г

Учитель Павленко С.Р.

КГУ ОШ № 12 акимата г. Шахтинска. Карагандинской области

Цель урока : Систематизировать знания учащихся о взаимодействии человека и природы;

Определить каково взаимодействие общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов ( природные, природно-антропогенные, антропогенные, культурные).

Рассказать об аспектах решении проблемы охраны природы, коренных различиях в решении экологических проблем в капиталистических и развивающихся странах.

Продолжать формирование умений и навыков работать и характеризовать различные виды природопользования на основе текста, картографических и статистических материалов периодической печати.

Оборудование : политическая карта мира, карта « Природные ресурсы мира, учебник, атласы.

Понятие о географической (окружающей) среде.

« Обмен веществ» между обществом и природой. Качественно новый этап.

Понятие «природопользование». Примеры рационального и нерационального природопользования.

Технологическая последовательность действий

Мотивационно-целевой блок: понятие о географической среде.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Проверка пройденного материала

Акцент по темам: « Географическая оболочка и природные комплексы»,

« Географические пояса и зоны»

А.Гумбольдт, В.В. Докучаев, В.И.Вернадский

Закономерности географической оболочки

Ритмичность географической оболочки

Неэффективное использование, без надлежащий уход, а также сильно расчлененные с труднопроходимым рельефом.

Целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность

Впервые был введен термин « географическая оболочка»

Заложены основы учения о географической оболочке.

Самый большой природный комплекс

Совокупность явлений, равномерно повторяющихся в одно и тоже время в одном направлении.

Отрасль науки, исследующую состав и структуру

ландшафта, закономерности его развития и изменений.

Р. Ландшафт измененный в результате деятельности человека

М. Это понятие тесно взаимосвязано с растительным покровом.

Развиваются умения и навыки :

— воспроизводить необходимую информацию.

отметка в МПМ: норматив выполнен – «+», не выполнен –

3. Изучение новых знаний и способов деятельности.

( Организация восприятия и осмысления).

Работа с текстом и ключевыми словами:

Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа № 20 стр.85 и выписывают ключевые слова.

( Слова, которые записывает учитель на доске и закрывает., хорошо использовать интерактивную доску)

ТСЗ по теме: « Взаимодействия общества и природы» НПС (7 слов)

1- 2 природа и природопользование.

3- географическая среда

5-6 антропогенное воздействие

Преподаватель делает краткое введение в тему.

Прежде всего, необходимо отметить, что Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты и для ее населения. Наибольшую опасность представляют промышленные города и мегаполисы.

Ставит перед учащимися следующие задачи:

внимательно прочитать текст;

выписать ключевые слова в черновик, учитель заранее определяет количество ключевых слов

уметь аргументировать свой выбор.

Развиваются умения и навыки :

Быстро и внимательно читать;

Находить причинно-следственные связи;

Аргументировать свою позицию.

Норматив чтения – 3 минуты на работу с 1-ой страницей.

Работа с ключевыми словами:

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель определяет значимость слова, если оно подходит, записывает на доске.

Ключевые слова на доске учащиеся запоминают по нормативу времени.

По окончанию времени блок закрывается.

Учащиеся записывают по памяти все, что запомнили в тетрадь по нормативу времени.

Затем блок открывается, идет взаимопроверка с отметкой в МПМ.

После этого учащиеся дописывают недостающие слова.

Развиваются умения и навыки :

быстро запоминать, сохранять и воспроизводить.

ТСЗ по теме « Взаимодействия общества и природы»

1-2 природа и природопользование

3- географическая среда

5-6 антропогенное воздействие

Норматив времени – 30 секунд на запоминание и написание 7 слов.

норматив выполнен – «+», не выполнен – «-».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *