В разговоре путаются слова что это
Амнестическая афазия
Амнестическая афазия – это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными парафазиями. Диагностика предполагает проведение неврологического обследования (церебральной МРТ, МРА, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологического и логопедического тестирования. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логотерапию, нейрокоррекцию.
МКБ-10
Общие сведения
Амнестическая (номинативная, аномическая) афазия сопровождается трудностями зрительного узнавания и вербального обозначения предметов. В отдельную форму ее выделил советский нейропсихолог А.Р. Лурия в 1973 г., указав, что в данном случае единственным центральным дефектом являются затруднения называния предметов. В дальнейшем амнестическая афазия была исключена из нейропсихологической классификации, т. к. в чистом виде она встречается редко, обычно выступая симптомом акустико-мнестической или семантической афазии. В современной афазиологии амнестическая афазия вновь рассматривается как самостоятельная единица – ее частота среди всех форм составляет 4,2-7,5%.
Причины
Амнестические нарушения возникают при локальном поражении задне-нижних отделов височной коры и теменно-затылочных областей левого полушария (20, 21, 37 и 40 поля Бродмана). Причинами амнестической афазии в большинстве случаев выступают:
Предрасполагающими (фоновыми) факторами являются гипертоническая болезнь, церебральный атеросклероз, гиперхолестеринемия, ангиопатии, отягощенный семейный анамнез, экзогенные интоксикации.
Патогенез
Патогенетический механизм амнестической афазии до настоящего времени остается до конца неясным. Некоторые исследователи отмечают, что 37 цитоархитектоническое поле по Бродману аккумулирует в себе слуховые и зрительные раздражители (зона перекрытия), поэтому его поражение приводит к диссоциации зрительного образа слова и его вербального обозначения.
Существует мнение, связывающее амнестическую афазию с поражением глубинных структур височной коры. В этом случае нарушается связь коркового слухового анализатора с гиппокампом, отвечающим за функцию запоминания и хранения информации. С точки зрения нейропсихологического подхода (Лурия А.Р.), номинативная афазия – это результат нарушения операции отбора слов, хранящихся в памяти пациента.
Классификация
Амнестическая афазия многофакторна и неоднородна. В зависимости от доминирующего поражения слуховой, зрительной или ассоциативной зон может встречаться в трех видах:
Симптомы амнестической афазии
Акустико-мнестическая афазия
У больных утрачивается способность удерживать в памяти слуховой ряд в пределах 3-х и более элементов, воспринимать на слух развернутый текст. Страдает понимание как ситуативной, так и других форм речи. Простые устные инструкции, как правило, доступны, многоступенчатые – нет. Пациент часто переспрашивает, просит говорить медленнее, повторить услышанное.
В экспрессивной речи преобладают короткие предложения, вербальные парафазии. Часты паузы, связанные с поисками нужного слова, персеверации. Имеются трудности называния, особенно страдает припоминание имен собственных, географических названий, различных дат, номеров телефонов. Затруднен пересказ текстов.
Оптико-мнестическая афазия
При данной разновидности амнестической афазии нарушается зрительное узнавание знакомых предметов, а воспринятое на слух слово не вызывает зрительных образов. Имеются трудности в изображении предметов по памяти, в процессе рисования больные упускают важные характерные детали, не дорисовывают значимые детали. При этом копирование и срисовывание дается хорошо.
Также возникают сложности с сортировкой предметов по категориям: овощи, одежда, мебель. Письменная речь нарушается по типу литеральной, вербальной или односторонней оптической алексии (больные не видят левую половину текста).
Амнестическая афазия
Определяющим нарушением является забывание названий предметов. Больные не могут подобрать нужное слово для обозначения хорошо знакомых вещей, заменяют забытое слово описанием предмета или его предназначения. Так, например, про карандаш пациент говорит «это… то, чем рисуют или пишут». Однако при подсказке первого слога ему удается вспомнить искомое слово.
Фраза произносится медленно, прерывается паузами, во время которых больной подбирает нужное слово. Увеличивается время между вопросом и ответом (латентный период). Спонтанная устная речь изобилует вербальными парафазиями. Письменная речь (чтение вслух, письмо под диктовку), как правило, сохранна. Однако описаны случаи, когда амнестическая афазия сочеталась с буквенной агнозией и оптической алексией. Также страдает спонтанное письмо, что обусловлено уменьшением существительных и преобладанием глаголов в устной речи.
Диагностика
При амнестической афазии сохраняется понимание речи, артикуляция, функция чтения и письма, поэтому нередко номинативные трудности списываются на возрастные «проблемы с памятью». Выявить афатическую природу расстройств помогает комплексное инструментальное, психологическое и логопедическое обследование:
Коррекция амнестической афазии
Медицинская реабилитация
Активное медикаментозное лечение проводится в остром периоде инсульта, ЧМТ, нейроинфекций. Постоянной фармакологической поддержки требуют больные с нейродегенеративными патологиями. С учетом основной проблемы, на фоне которой развилась амнестическая афазия, могут использоваться гипотензивные, ноотропные, антиоксидантные, деагрегантные, витаминные препараты. Из методов физической реабилитации позднее подключают дарсонвализацию головы и ШВЗ, магнитотерапию, электрофорез, микрополяризацию. По показаниям рекомендуются сеансы психотерапии.
Логотерапия
Коррекционные занятия при амнестической афазии направлены на восстановление соотнесенности зрительно-предметных образов со словом. Для этого проводится актуализация категориальных и ситуативных связей предметов, а также их признаков, качеств, функций. На занятиях используются картинки и реальные предметы, артикуляционно-графические опоры, пиктограммы. Применяемые упражнения и приемы:
Регулярные занятия с логопедом, проводимые на фоне медикаментозного лечения, позволяют восстановить оптический образ различных предметов, нарастить предметный словарь, расширить объем слухоречевой памяти.
Прогноз и профилактика
Реабилитационный прогноз при амнестической афазии зависит от возраста, преморбидного фона пациента, степени его заинтересованности в восстановлении речевой функции. Обычно на фоне медикаментозной терапии и нейрореабилитации явления зрительно-предметной агнозии, оптической амнезии постепенно регрессируют. Многие больные адаптируются к социальной среде, возвращаются к профессиональной деятельности.
Профилактика любых афатических синдромов заключается в минимизации факторов риска: коррекции артериального давления, дислипидемии, гипергликемии. Необходимо придерживаться принципов здорового питания, включать в жизнь умеренные, но регулярные физические и когнитивные нагрузки.
Оговорка по Фрейду: на что намекает твое бессознательное, когда ты путаешь слова
По Фрейду
Первым психологом, который начал придавать значение оговоркам, был Зигмунд Фрейд – его знаменитая работа «Психопатология обыденной жизни» была опубликована в 1901 году и с той поры неоднократно переиздавалась. Не обязательно быть психологом, чтобы поинтересоваться, например, почему, отправляясь на дачу, забываем ключ от нее, и обнаруживается это уже у самой калитки. Фрейд, правда, про дачу не писал, но механизмы оговорок, описок и разного рода забываний исследовал в своей работе очень тщательно.
А если интерес к психологии имеется, то с «Психопатологии обыденной жизни» лучше всего начинать знакомство с работами Фрейда. Для того чтобы целиком понять этот текст, хорошо бы знать иностранные языки и разбираться в литературе и живописи, но и без этого уловить общую идею не так трудно: оговорившийся человек в момент оговорки находится в плену двух противоположных намерений – например, ему было необходимо выполнять свои обязанности, но на самом деле хотелось противоположного, и это желание никак нельзя было показать окружающим. Однако оно было настолько сильным, что прорвалось сквозь внутренние барьеры. Фрейд среди прочих примеров приводит рассказ о председателе палаты депутатов, который перед началом заседания произнес: «Господа, я считаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым». Конкретные причины такого поведения председателя остались неясны, но очевидно было одно: вести заседание ему совершенно не хотелось, и он косился на часы, как школьник на скучном уроке, и ждал, когда же все наконец закончится. В положении тоскующего председателя палаты мы все оказывались не раз: приходя на собеседование по поводу новой работы, говорили «до свидания» вместо «здравствуйте», сообщали мужчине «я тебе вру» вместо «я тебе верю», восхищались подругиным платьем молча, но когда приходила пора все-таки что-то произнести, изо рта вместо «Красота!» вырывалось «Страхота!»
В среднем, на 1000 произносимых слов у нас вырывается одна-две оговорки. Но чем более стрессовой является ситуация, тем больше «бессознательного» прорывается в словах. Причиной оговорки может стать и не устраивающая нас двойственная ситуация, и общая неудовлетворенность своими достижениями в личных делах, работе или отношениями со значимыми людьми.
Оговорки, безусловно, могут быть досадной оплошностью, но часто они говорят о борьбе важных, актуальных потребностей за право оказаться в центре нашей сознательной жизни. Поэтому на оговорку и прочие ошибочные действия, особенно если они в той или иной форме повторяются несколько раз, следует обратить внимание.
Допустим, приходя в гости к знакомым, в первый раз оговариваешься: «Я долго искала ваш дом и так мечтала не найти!», во второй раз признаешься: «Вела машину, торопилась и думала: «Когда же загорится красный?», а в третий обнаруживается, что перепутано все на свете: время, к которому звали, адрес, день недели и так далее. Это уже не досадная оплошность, а повод задуматься: что именно не устраивает или тревожит в этих людях. Впрочем, люди-то могут быть замечательные, но просто несколько лет назад ты прогуливалась по этой улице с мужчиной, который потом причинил сильную боль, и теперь тебе просто не хочется видеть эти дома и деревья.
Оговорки и описки являются лакмусовой бумагой, где можно увидеть внутреннее противоречие, а иногда и скрытый конфликт, и считать это случайностью не стоит. Как правило, оговорки и описки связаны с информацией, которая еще не осознана.
Я забыла!
Забывание – имен, телефонов, предметов – тоже часто имеет в своей основе скрываемое от самого себя нежелание с кем-либо общаться или что-либо делать. «К нам на работу пришла новая коллега, – рассказывает Стелла, – и я почти три месяца обращалась
к ней «вы. э-э-э», хотя на память никогда не жаловалась. Но память была ни при чем – ее звали так же, как и меня, а до того, чтобы забыть свое имя, я пока еще не дошла. Просто мне было неприятно. Во-первых, я с детства привыкла, что во всех коллективах только одна Стелла – я. А во-вторых, коллега была довольно неказиста и портила своим видом замечательное имя. А потом я узнала, что дома эту девушку называют Таля, стала ее так звать и больше не ошибалась. Хотя, конечно, переделать Стеллу в Талю – это уметь надо».
Фрейд объединял забывание с оговорками – кстати, и поводом для написания «Психопатологии обыденной жизни» стала его небольшая статья, касавшаяся забывчивости. Этим процессом занимался и Карл Густав Юнг, исследовавший случай человека, который, хорошо зная стихотворение Гёте «На севере диком стоит одиноко» (нам оно знакомо в переводе Михаила Лермонтова), собирался его с выражением продекламировать, но никак не мог, потому что постоянно сбивался на строчке: «И снегом сыпучим одета, как ризой, она». Юнг попросил забывчивого господина перечислить свои ассоциации с этой строкой, и выяснилось, что тот вспоминает о своем друге, брат которого недавно скончался от удара – так в то время называли инсульт. Брат был полного телосложения, друг тоже. Сперва господин испугался за друга, комплекция которого располагала к такой болезни, потом вспомнил о своей семье, где все были склонны к ожирению, в том числе и он сам, и наконец – о своем дедушке, который тоже умер от удара. «Белая риза», покрывающая сосну, напоминала господину смертный саван – и хотя он уже обратился к врачу, чтобы начать лечиться от ожирения, страх продолжал мучить его, и строчка Гёте никак не желала запоминаться.
Эмоциональная реакция на причину, вызвавшую оговорку, или забывчивость, может быть разной – от вполне позитивного напоминания о несделанном пока выборе, до негативно окрашенного сигнала тревоги, в форме которого о себе заявляет потребность, еще не получившая заслуженного внимания.
В каждой строчке только точки
Бессознательное, до поры скрывавшее какую-то неудовлетворенную потребность, может прорваться не только в разговоре, но и на письме – тем более что мы в последнее время не так часто разговариваем, предпочитая писать друг другу в мессенджерах. Где-то, увидев описку, мы можем быстро удалить или отредактировать сообщение, но иногда просто ее не замечаем. Так, один юноша, отправляя своей девушке текст: «Ты поела супа?», в последнем слове вместо буквы «п» поставил «к», после чего ему пришлось долго выяснять отношения. Другой, постарше, крутивший роман одновременно с двумя девушками, отправил нежное сообщение с приглашением на дачу не той из них, о которой думал в тот момент. Когда счастливая девушка приехала, юноша не смог скрыть своего разочарования, и они в результате расстались. А сколько расставаний, ссор, скандалов произошло из-за бесед в мессенджерах по причине: «Ой, не в то окно!» А сколько увольнений – из-за описок в электронной почте! И здесь тоже желательно быть внимательными – например, на клавиатуре буквы «л» и «д» находятся рядом, и, торопливо отправляя деловое письмо Галине Ивановне, можно ошибиться и напечатать: «Гадина Ивановна». Однако если такое произошло во второй или в третий раз, и «д» упрямо пробирается в текст, несмотря на то что рядом с «л» находятся и другие буквы, эта описка может стать поводом для размышления.
«Со смехом рассказывала подруге, как отправила преподавателю курсовую, – говорит Дина, – а название файла так и не поменяла, потому что дописывала ночью. Так и улетело письмо с названием «Гадкиймерзкийкурсач». Все в результате обошлось, курсовую приняли. Но подруга неожиданно спросила: «А почему ты вообще так назвала файл?» Вот я и думаю теперь, там ли я учусь, где хочу». Оговорки и описки часто бывают смешными – не случайно на их основе придумывают анекдоты и публикуют в юмористических пабликах. Иногда они бывают грубоватыми или касающимися секса – эти «табуированные» темы тоже могут вытесняться нами в бессознательное и прорываться в неожиданные моменты. «В педучилище шло занятие по методике преподавания музыки, – рассказывает Татьяна. – Одной рукой надо было играть на фортепиано, другой дирижировать и при этом петь песню. И вместо: «На сосне веселый дятел домик белке конопатил» будущие учителя начальных классов упорно пели: «На сосне веселый дятел долго белку конопатил» – была весна, их интересовали не песенки, а совсем другое».
Просто ошибка
Ошибочным действием можно посчитать и те случаи, когда муж или жена, изменяющие своей половине, уходя из дома, оставляют невыключенным свой компьютер, в котором открыта переписка с любовником или любовницей, или бросают на столе телефон, хотя ждут сообщения (и партнер может успеть прочесть его во всплывающем окне). Раньше, когда компьютеры еще были не в ходу, на столе «забывались» записки.
На самом деле это неосознаваемый сигнал о том, что желание разойтись еще не отчетливо. Это призыв к супругу: обрати внимание на то, что наши отношения разладились, верни меня, пусть все будет как прежде! Забытая переписка может быть и оборотной стороной этого призыва, желанием устроить крупный скандал и наконец разойтись, чтобы не врать друг другу. Можно сказать, об этом же и самый известный анекдот про оговорку: «Хотел попросить жену: «Передай, пожалуйста, масло», но случилась оговорочка по Фрейду, и я сказал: «Дрянь, ты мне всю жизнь испортила!».
Есть и еще один случай мужской оговорки, найденный в интернете: муж, желая выразить негодование по поводу того, что жена перед сном всегда сворачивается калачиком, выкрикнул: «Вот всегда ты сволачиваешься карачиком!» После чего жена, проанализировав, что именно ей напоминает это «сволачиваешься», и подумав, отчего мужа так раздражает ее милая, в сущности, привычка, серьезно задумалась о том, надо ли им продолжать жить вместе.
Следи за собой, будь осторожен
Может быть, теперь в это трудно поверить, но причиной оговорки, описки или того, что ключи, пока их искали, мирно лежали в стиральной машине, может оказаться элементарная человеческая усталость – Зигмунд Фрейд этого тоже не отрицал. Мы действительно можем положить масло в ящик стола, а газету в буфет. Мы можем запутаться, выговаривая незнакомое слово.
Оговорки вполне могут быть и случайны, и являться не признаком наличия психологической проблемы, а всего лишь следствием переизбытка стимулов в информационном потоке человека. Поэтому надо проще относиться к оговоркам и опискам, которые для нас ничего не значат. К примеру, можно несколько раз написать в тексте слово «холодительник» и, даже размышляя над тем, что бы это могло значить, не прийти ни к какой ясности.
Но все же довольно часто оговорка, описка, ошибочное действие оказываются верхушкой айсберга – а сам айсберг становится видным после размышлений, разговора с понимающим другом или психологом, который поможет понять, что же именно вас на самом деле беспокоит. Для того чтобы разобраться в том, обычная ли это усталость, или оговорка все же что-нибудь значит, надо обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Если оговорка просто вызвала улыбку или даже полное равнодушие, то можно успокоиться. Если же оговорка вскрыла достаточно сильную эмоциональную реакцию – испуг, ярость, сильную неловкость, то внимание на нее обратить стоит обязательно. Нечаянно оброненное слово – это своеобразный подарок нашему сознанию, и он позволяет не пропустить что-либо важное из того, что наполняет наш внутренний мир. А при соответствующих психологических «раскопках» сможет выявить несоответствие между желаемым и действительным и найти между ними гармонию.
Серьезное предупреждение. В изучении оговорок есть еще один важный момент – знание о том, что они не случайны, может спровоцировать человека на не очень деликатное поведение со своими друзьями и знакомыми. Оно, например, может проявиться в виде ернической фразы: «А-а-а, теперь-то я знаю, о чем ты на самом деле думаешь!» и испортить массу хороших до этого отношений. «Мы с подругой взахлеб читали Фрейда, – рассказывает Катя. – Нам тогда было по 18 лет, и мы натворили массу глупостей: подлавливали однокурсников и других знакомых на оговорках и пытались «препарировать» их души. У нас была милая дружеская компания, двое юношей и две девушки. Но один из молодых людей влюбился в другую девушку, и у него не было особенного желания с нами встречаться. Как-то он пришел на встречу, раздраженный и хмурый, но заставил себя улыбнуться и выдавил: «Девчонки, я так рад с вами попрощаться!» Как же мы на него набросились! Он отпирался, говорил, что ничего такого не имел в виду и рад нас видеть, но мы довели его до такого состояния, что он назвал нехорошим словом сперва Фрейда, а потом нас и ушел».
С оговорками – а точнее, со своим знанием о том, что за ними стоит, – желательно быть поаккуратнее. Они – продукт бессознательного, своего рода прорыв, который чаще всего происходит для человека неожиданно. И в первую очередь он должен осмыслить их сам в спокойной обстановке, а не под градом дружеских шуточек.
Дислексия это словесная или слепая болезнь гениев
Эту особенность мозга называют словесной слепотой или болезнью гениев. Дислексия – это частичная невозможность понимания слов, букв, трудность при восприятии базовых навыков грамотности. В мире каждый десятый человек сталкивается с таким феноменом разума. Насколько отличается их жизнь от жизни обычных людей? Как распознать у себя или ребенка признаки дислексии, с какими трудностями придется столкнуться?
Что такое дислексия
Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.
Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди. Выражается она в разных формах, основные из которых:
Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.
В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.
Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:
Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.
Симптомы дислексии
Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.
В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.
Явные признаки появляются к 5 классу школы:
Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.
Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.
«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»
Дженнифер Энистон, источник: Instagram.
Виды дислексии
Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.
Типология особенности в проявлениях:
Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.
Как выявить и оценить дислексию
Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:
Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.
После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.
Методы коррекции дислексии
Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.
Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально. Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:
В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.
Упражнения для коррекции дислексии у школьников
Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально. Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:
Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.
Профилактика дислексии
Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.
Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.
Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.
Важно развитие мелкой моторики, она напрямую связана с функциями речи и работой мозга. Помогут игры в песок, с водой, крупами и пластилином, рисование пальчиковыми красками, звуковые игры («сорока-ворона», например).
Советы учителю
Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:
Советы родителям
Для родителей важно:
Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.