В процессе своего экономического и культурного развития этруски создали что
Этрурия
Этрурия представляет собой северо-западную область древней Италии. На севере она граничит с Лигурией, Галлией и землей венетов, на востоке ее соседкой является Умбрия по реке Тибр, на юго-западе — Лациум. Ее западной границей было Тирренское, или Тусское, море.
В древнейший период истории Апеннинского полуострова этруски господствовали на суше и на море. Этрурия была изрезана отрогами Апениннского хребта, которые разделяли ее на плодородные долины. Ко всему прочему, здесь было очень много минеральных богатств. Близость моря и удобные гавани только лишь способствовали процветанию страны: развивалась торговля, промышленность и культура.
Кто же такие этруски, которые дали название области Этрурии? Большинство ученых считают, что этруски являются народом, который пришел около 1 000 года до нашей эры в Италию из Малой Азии (Лидии) морем. Как только они прибыли в Италию, сразу же поставили задачу вытеснить умбров, которые населяли северную часть полуострова. И этруски сделали это, после чего сами здесь обосновались.
Население этрусков в основном занималось земледелием. Во время раскопок были найдены утварь, украшения, вооружение, включая боевые колесницы, ─ все эти находки свидетельствовали о том, что у этрусского общества значительно были развиты ремесла: керамическое производство, металлургия, ювелирное мастерство. Была хорошо развита внешняя торговля, о чем говорят находки предметов финикийского, египетского и греческого производства.
Согласно немногочисленным данным, у этрусков не было крупных поселений. Знать жила в сильно укрепленных крепостях. Поселения носили названия, которые происходили от родовых племен, например, название города Тарквиний было связано с родом Тархна, который когда-то создал здесь свое поселение. Также прослеживается его связь и с именем Тархона, который был легендарным основателем двенадцати городов Этрурии. Именно в это время возникает особенная форма жилища знати: дом с атрием, то есть с открытой площадкой внутри дома. На этой площадке помещался домашний очаг.
У этрусков была широко распространена так называемая клиентела: свободные люди из незнатных семей и обедневших родов отдавали себя под «покровительство» представителям знати и использовались ими.
С самого начала образ правления в этрусских городах был царский, позже аристократический, с временными олигархами — лукумонами.
В VI веке до нашей эры в Этрурии было высоко развито сельское хозяйство. Скотоводство в этот период также играло немаловажную роль. Широко было распространено виноградарство. Именно в этот период в Этрурии начинается активное строительство городов: Вейи, Церо, Тарквинии, Клузий, Арреций, Популония, Перузия и т.д. Города были обнесены мощными каменными стенами, с домами знатных семей, с храмами своеобразного стиля, которые имели облицовку из терракоты. Вокруг городов возникают обширные кладбища, появляются подземные, высеченные в скалах, усыпальницы.
Города этрусков объединялись в союзы. Например, в римскую эпоху в этрусский союз входило 12 городских общин: Тарквинии, Вольци, Ветулония, Волатерры, Вольсинии, Арреций, Клузий, Цере, Кортона, Перузий, Популония, Рузеллы. Что касается остальных городов, то они зависели от этих двенадцати общин. Каждую весну при храме богини Вольтумны проходили собрания союза. На них решались общие дела союза (в основном вопросы о войне и мире), совершались общие религиозные празднества. В дни собрания устраивались игры и состязания. Однако это был не единственный союз, были еще и другие, в долине реки По и в Кампании. Они тоже состояли из 12 городов.
В 535 году до нашей эры этруски в союзе с карфагенянами одержали крупную победу у города Алалия на Корсике над греками — колонистами из города Фокеп. С тех пор Корсика долгое время была под властью этрусков. Они подчинили себе и такие области Италии как Лаций и Кампания. А в Северной Италии этруски основали ряд городов.
Несмотря ни на что нет никаких оснований говорить о том, что этруски создали единое государство или же объединили Италию. Имело место лишь культурное взаимодействие этрусков и их соседей. Расцвет этрусского объединения был недолгим. Уже в последней четверти VI века до нашей эры наблюдается ослабление этого объединения, которое в первую очередь было вызвано противоречиями между самими этрусскими общинами, а также неудачами в борьбе с греками.
Кто такие этруски, быт и культура которых до сих пор остаются загадкой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Происхождение этрусков
Будучи могущественным коренным народом, жившим в доримской Италии с IX века до нашей эры, древние этруски оставили свой художественный след в западной цивилизации. Однако вопросы об их загадочном языке и культуре на протяжении многих веков ставили в тупик историков и археологов.
Этруски жили в нескольких независимых поселениях по всей древней Этрурии, которая на пике своего могущества простиралась через современную Тоскану, Умбрию и Лацио. Эти общины (более крупные поселения часто называют «городами Лиги») имели общий язык и культуру, но также были автономны друг от друга и время от времени участвовали в военных действиях.
Их родина была богата природными ресурсами, такими как медь и железо, и к 750 году до нашей эры они развивали торговые связи с городами по всему Средиземноморью. Богатые этруски начали ввозить лучшие предметы роскоши из Сирии, Малой Азии и особенно Греции. К 575 году до нашей эры греческие ремесленники поселились в Этрурии и основали там мастерские из-за спроса этрусков на их продукцию. Некоторые из лучших образцов греческих ваз, когда-либо обнаруженных, были найдены в этрусских гробницах.
2. Этруски и ранний Рим
К VI веку до нашей эры Рим превратился в растущее городское поселение, управляемое царями. Трое из его царей, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Супербус, были этрусского происхождения, явный символ власти Этрурии в Италии в то время. При этрусских царях Рим превратился в город экономической и военной мощи.
Сервию Туллию, в частности, приписывают создание основ политических и правовых институтов Рима. Однако эти три царя также стали жертвами собственного успеха, и к 509 году до нашей эры монархия была свергнута, и родилась Римская Республика.
По мере роста могущества Рима он начал расширяться, побеждая и поглощая соседние племена и города. В течение следующих двухсот лет вся Этрурия перешла под Римский контроль, оставив этрусскую идентичность в истории.
3. Язык
Тайна окружала этрусский язык на протяжении веков, и только в последние несколько десятилетий был достигнут некоторый прогресс в понимании его сложности. Язык остаётся неуловимым, потому что он лингвистически изолирован и не является индоевропейским языком, поэтому не сопоставим с более знакомыми древними языками, такими как латынь или греческий.
Письменность имеет форму алфавита, а некоторые её буквы похожи на греческие. Некоторые тексты могут быть в значительной степени поняты из их контекста, особенно в случае надписей эпитафий. Однако современные знания об этрусской грамматике и лексике ограничены.
Никаких литературных текстов, таких как стихи или письма, не сохранилось, но в XIX веке этрусские письмена были обнаружены на полосках льна, связывающих египетскую мумию. Таинственное открытие обнародовало самый длинный из существующих этрусских текстов, известный как «Льняная книга». Большая часть текста не может быть прочитана точно, но судя по всему — это тип религиозного календаря, со ссылками на даты и различные божества.
4. Религия
Этрусская религия, по-видимому, вращалась вокруг различных верований и практик, распространяемых провидцами и жрецами. Из рисунков на могилах и алтарях современный человек знает, что они верили во множество богов и богинь, некоторые из которых были заимствованы из греческой религии.
Этрусские жрецы практиковали гадание, искусство толкования знаков, данных природой. Например, каждое публичное мероприятие начиналось бы с исследования печени принесенного в жертву животного. Были обнаружены бронзовые шаблоны с надписями, которые, как полагают, использовались в этих церемониях. Эта практика была позже принята и строго соблюдалась римлянами.
5. Искусство
Этруски, пожалуй, наиболее известны сегодня своей художественной материальной культурой, которая приняла форму керамики, терракотовой скульптуры, ювелирных и бронзовых изделий. Начиная с VI века до нашей эры, стили и узоры, используемые этрусскими мастерами, также подчёркивают явное влияние греческой культуры на Этрурию.
Одним из самых ранних образцов терракотовых предметов, датируемых VIII веком до нашей эры, являются урны для хранения кремированного праха умерших. Эти привлекательные погребальные урны принимают форму небольших домов, часто с украшенными стенами и съёмными дверями, которые, как считалось, обеспечивают безопасное убежище для духов умерших. Считается, что урны изображают миниатюрные версии домов и священных сооружений того времени.
В VII веке до нашей эры появилась отличительная и уникальная этрусская форма керамики, известная как буккеро. Посуда Bucchero отличается своей блестящей чёрной или серой поверхностью, сформированной в специализированном процессе обжига. Декоративная и позже подражаемая греческими гончарами, керамика буккеро была найдена в большом количестве в этрусских гробницах. По-видимому, такая посуда была особенно любима элитой и представляла собой как символ власти, так и социальный статус.
Этрусские мастера также славились своими бронзовыми изделиями, в частности декоративными зеркалами. Большое количество зеркал было найдено в этрусских гробницах, и, по-видимому, они были ценным достоянием как женщин, так и мужчин. Одна сторона зеркала была отполирована или посеребрена, чтобы придать ему отражающее качество, а другая сторона часто была выгравирована.
Подробные сцены из греческой мифологии можно найти на многих из этих зеркал, ещё один признак культурного влияния. Зеркала служили не только практической, но и символической цели. Они обычно дарились в качестве свадебных подарков и поэтому стали объектами сентиментальной, а также денежной ценности.
Пожалуй, самые заметные художественные достижения этрусков можно найти в их золотых изделиях и украшениях. Этрусские ювелиры были особенно искусны в искусстве грануляции и филиграни, и превосходили даже своих греческих коллег. Грануляция — это процесс, при котором образуются крошечные металлические гранулы, а затем наносятся на поверхность для создания дизайна.
Филигрань — это искусство формирования тонкой металлической проволоки в сложные узоры. Оба метода были распространены в этрусских ювелирных изделиях с VII века до нашей эры, и изысканные образцы были найдены повсюду от Северной Франции до Леванта. Сегодня одну из лучших в мире коллекций этрусских украшений можно увидеть в Музеях Ватикана в Риме.
Исходя из всего этого, становится ясно, что этруски были общиной, получавшей удовольствие от прекрасных предметов и роскошных материалов. Несмотря на то, что современное общество практически не понимает их язык и религиозные практики, многие наверняка могут оценить их богатую и утончённую культуру, а также влияние, которое они восприняли от окружающего мира. Они были народом, который в конечном счёте поддался растущей мощи Рима, но их художественное наследие будет вечно жить в богатстве артефактов, которые они оставили после себя.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Этруски: общество и культура
Этруски: общество и культура
Основной ареал распространения памятников этрусской культуры локализуется между реками Тибром и Арнусом (современная Арно) в Средней Италии. Римляне назвали эту область Этрурией (современная Тоскана). Однако в период своего политического и экономического расцвета цивилизация этрусков простиралась гораздо севернее этих границ (Марцаботто, Спина) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Первые достоверные сведения об этрусках относятся к VIII в. до н. э. В это время в Средней Италии на смену небольшим укрепленным поселкам культуры Виллановы приходят города с этрусским населением. У этрусков уже существовала государственность, в то время как соседние италийские племена все еще жили родовым строем. Этруски занимались земледелием и ремеслом. Особенных успехов их мастера добились в рудном деле, металлургии и металлообработке. Об уровне развития ремесла у этрусков свидетельствует, в частности, наличие у них ремесленных коллегий (т. е. «цехов»). Этрусскую культуру прославили в веках великолепные изделия из бронзы, железа и меди (оружие, инвентарь, утварь, скульптура, украшения), керамика из черной глины (т. н. сосуды буккеро), предметы из камня и терракоты. Важной отраслью хозяйства этрусков являлась посредническая торговля.
Богатыми и многонаселенными городами этрусков были Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Высокий уровень этрусского градостроительства характеризуется мощными фортификационными сооружениями, регулярной планировкой улиц (шириной в 10–15 м), площадей и кварталов, наличием каменных мостовых, водопровода и канализации.
Формально этрусскими городами с древнейших времен управляли цари, которых в VI в. до н. э. сменили магистраты, фактически же власть принадлежала аристократии (военно-жреческая знать, т. н. лукумоны), в распоряжении которой находились земли и значительные материальные средства, наряду с массой рабов и клиентов. Следствием имущественной дифференциации и социальной борьбы в городах явилась этрусская колонизация, объектом которой стали Южная Италия, Корсика и Сардиния. В VII–VI вв. до н. э. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов с центром в Вольсиниях (там находилось святилище верховного бога этрусков Вертумна). Политикой «двенадцатиградья» (позже возникли еще два) руководил совет 12 лукумонов, из которых один был главным. Конфедерация могла в случае необходимости выставить многочисленное пешее ополчение; в бою аристократы сражались на колесницах во главе своих личных дружин.
Располагая внушительным морским флотом, этруски активно занимались торговлей и пиратством. Они торговали со многими странами Востока, в том числе с Египтом и Финикией. Экономическое соперничество являлось основной причиной вооруженных конфликтов между этрусками и греческими колониями Южной Италии. В 535 г. до н. э. этруски, заключив союз с карфагенянами, после кровопролитной морской битвы заставили греков покинуть город Аланию, являвшийся их форпостом на Корсике, после чего весь остров перешел под власть этрусков. К тому времени под их контролем уже находились Лаций и Кампания, а также районы Северной Италии. К 616–510 гг. до н. э. традиция относит правление в Риме этрусских царей. На первую половину VI в. до н. э. приходится период политического, экономического и культурного расцвета Этрурии.
Во второй половине VI в. до н. э. начинается ослабление этрусского могущества. Этрускам пришлось одновременно бороться с греками, римлянами и галлами. Тем временем в этрусских городах обострилась социальная борьба. К тому же члены конфедерации постоянно враждовали друг с другом. В результате начались военные неудачи. В 524 г. до н. э. этруски потерпели поражение от греков в Кампании, а в 510 г. до н. э. римляне изгнали из своего города последнего этрусского царя Тарквиния Гордого. К концу VI в. до н. э. падает влияние этрусков в Лации и на севере Италии. На юге греки в 482 г. до н. э. закрыли Мессинский пролив для этрусских кораблей, а в 474 г. до н. э. разгромили этрусков близ Кум. До конца V в. до н. э. этруски потеряли Корсику и Эльбу, а также были вытеснены самнитами из Кампании. В 396 г. до н. э. Вейи после десятилетней осады были взяты и разрушены римским диктатором Марком Фурием Камиллом. В первой половине IV в. до н. э. Рим покорил всю Южную Этрурию. Этруски были побеждены римлянами в войне 296–294 гг. до н. э., а в 283 г. до н. э. потерпели от них еще одно поражение, у Вадимонского озера. Наконец, в 265 г. до н. э. с падением Вольсиний завершилось римское завоевание Этрурии. В процессе романизации к началу новой эры этруски полностью ассимилировались с римлянами и забыли родной язык.
История этрусского искусства делится на четыре периода: ориентализирующий (VIII–VII вв. до н. э.), архаический (VI в. до н. э.), классический (V–IV вв. до н. э.) и эллинистический (III–I вв. до н. э.). В этрусских городах сохранились остатки внушительных крепостных сооружений (например, периметр стен вокруг Вольтерры составляет 7 км, вокруг Тарквиний – 8 км) и руины храмов: те и другие обычно возводились из туфа и травертина. Этруски были умелыми инженерами и строили на редкость добротные дороги и мосты. В мировую историю искусства вошли знаменитые этрусские некрополи Кьюзи, Черветери, Вульчи, Вольтерры и Монтаньолы с великолепными полихромными фресками, рельефами и скульптурами из бронзы и терракоты, расписными саркофагами лукумонов и богатейшим погребальным инвентарем (урны, керамика буккеро, культовые и бытовые предметы из бронзы, ювелирные украшения и т. д.) – Творения безвестных этрусских скульпторов (мы знаем по имени лишь легендарного Вулку, который работал в Риме при Тарквинии Гордом) отличаются поразительным реализмом. В частности, этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера» (V в. до н. э.).
В основе довольно мрачной религии этрусков лежали культ мертвых с человеческими жертвоприношениями и вера в духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менерва (у римлян – Юпитер, Юнона и Минерва). Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее был отождествлен римлянами с Вакхом – Дионисом, Марис – с Марсом, Аллу – с Аполлоном, Турмс – с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина – искусство гадания по печени жертвенных животных.
В течение нескольких веков на развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, а затем – греческого мира. В свою очередь, культура этрусков (наряду с греческой) серьезно повлияла на формирование римской культуры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Общество и культура поздних скифов
Общество и культура поздних скифов Поздние скифы Крыма и Нижнего Поднепровья значительно отличались от своих предков образом жизни и всем её укладом. Это, помимо многого иного, позволяет некоторым исследователям в принципе сомневаться в справедливости именования этого
Глава 1 СКандинавское общество, III: Культура и искусство
Глава 1 СКандинавское общество, III: Культура и искусство Едва ли какое из явлений скандинавской культуры говорит нам о северных землях больше, чем древняя скандинавская религия. Дания в силу своего географического положения первой признала новую веру и в конце X в. стала
Хозяйство, культура, общество
Хозяйство, культура, общество Вторая половина VI в. более богата объективными сведениями о внутренней жизни славянского мира, чем предшествующий период. Из авторов письменных свидетельств, прежде всего, обязаны мы этим императору Маврикию, создавшему в конце века свой
Культура и общество в VIII в.
Культура и общество в VIII в. На протяжении VIII в. южное славянство окончательно разделяется на три больших группы. Одну из них составили славяне Болгарии и Македонии, другую — сербские племена, третью — «альпийские» славяне в Паннонии, Хорутании и Хорватии. Каждая из этих
Глава 1. Скандинавское общество, III: культура и искусство
Глава 1. Скандинавское общество, III: культура и искусство Едва ли какое из явлений скандинавской культуры говорит нам о северных землях больше, чем древняя скандинавская религия. Дания в силу своего географического положения первой признала новую веру и в конце X в. стала
Общество и культура древних ариев
Общество и культура древних ариев Современное население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков так называемой индоиранской группы индоевропейских языков, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы –
2. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
2. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ Так чем же все-таки была Киевская Русь, если говорить о формах ее политической организации?Проще сказать, чем она не была.Она не была государством в современном смысле этого слова. Рассматривать ее как таковое значило бы приписывать ей
11. ОБЩЕСТВО, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
11. ОБЩЕСТВО, ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА Итак, эксперимент по созданию казацкого «общества равных» не удался. В XVIII в. социальное устройство Левобережной Украины было приведено в соответствие с тем, что к тому времени сложилось в соседних восточноевропейских странах. С
Общество и культура древних ариев
Общество и культура древних ариев В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тысячелетия до н. э. стало именоваться «Арйанам» («Арийская земля»). Поздней
Общество и культура
Общество и культура 1395Фрески Феофана Грека в Архангельском соборе в Москве.1399Феофан Грек расписывает московскую церковь Рождества Богородицы.ок. 1400«Сказание о Мамаевом побоище» неизвестного автора, описывающее поход Дмитрия Донского против Мамая и Куликовскую
Экономика, общество и культура
Экономика, общество и культура — 16–19 окт. (29 окт.-1 нояб.). Совещание пролетарских организаций культурного просвещения в Петрограде (под руководством А. Луначарского); с ноября они примут официальное наименование «Пролеткульт».— 26 окт. (8 нояб.). Декрет о земле; помещичья
Глава 14 СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Глава 14 СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА 14.1. Проблемы истории советского общества и культуры Прошедший век — один из наиболее драматических периодов отечественной истории. Революции, гражданская и две мировые войны, мощные социальные движения, радикальные перемены в
Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев
Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев С конца II тыс. до н. э. и по сей день население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков индоиранской группы индоевропейцев, делящейся,
Хозяйство, культура, общество
Хозяйство, культура, общество Вторая половина VI в. более богата объективными сведениями о внутренней жизни славянского мира, чем предшествующий период. Из авторов письменных свидетельств, прежде всего, обязаны мы этим императору Маврикию, создавшему в конце века свой
Период этрусской культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Этрусская культура представляет собой один из наиболее загадочных, удивительных феноменов развития мировой цивилизации. В отличие от других народов Древнего Мира, этруски никогда не переживали период забвения, даже после того, как Рим подчинил этрусские города знатные представители древних родов народности продолжали играть важную роль в римском обществе, во многом определяя лицо культуры нового Рима.
Особенности формирования этрусской культуры
Каждый из городов представлял собой своеобразное государство, политическое устройство которого условно можно назвать деспотией. Владыка города сосредотачивал в своих руках всю полноту религиозной и светской власти, представляясь земной ипостасью того или иного божества, почитаемого общиной.
Особенности градостроительства этрусками
Древние этрусские города отражали мировоззрение народности, само строительство представлю собой своеобразный магический ритуал. Основы города закладывались после того, как этруски узнавали волю богов по полету птиц, после чего жрецы определяли священное место, которому впоследствии суждено стать центром города. Через центр города проводились две оси: с востока на запад и с севера на юг. После чего основатель города прокладывал плугом борозду вокруг города. Лишь после этого начиналось непосредственно возведение архитектурных сооружений и городских зданий.
Готовые работы на аналогичную тему
Этруски внесли огромный вклад в развитие архитектуры, первыми начав возводить здания с купольными сводами.
Этрускам принадлежит создание латинского алфавита, распространённого сегодня в большинстве европейских стран, и римских цифр.
Высокого уровня развития в древних этрусских городах достигло искусство, характеризующееся высокой степень реализма, стремлением передать наиболее существенные черты. Особенно ярко реализм изображений проявляется в портретах, сохранившихся сегодня, которым совершенно чужд какой-либо идеализм.
Этрусскими мастерами был построен и первый древнеримский храм Юпитеру на Капитолийском холме.
Выдающиеся представители древних этрусских родов, определившие культуру нового Рима
Именно из Этрурии происходили первые римские правители, многие культурные деятели, законодатели также выступали представителями древних этрусских родов. Одним из выдающихся представителей Этрурии является покровитель поэтов Цильний Меценат, друг императора Актавиана Августа. Имя Мецената стало нарицательным для любого деятеля, способствующего развитию культуры и науки.
Из этрусских городов происходили поэты:
Ближайший друг выдающегося философа, политического деятеля и оратора Цицерона, Авл Цецина являлся представителем древнейшего этрусского рода, правившего в городе Вольтерры.
Таким образом, период этрусской культуры стал этапом формирования основ того, что впоследствии станет античной культурой. Этрусская культура оказала огромное влияние на формирование древнеримского общества и государства, от этрусков римляне заимствовали основные ремесленные и производственные практики, строительные технологии, основы искусства и пр.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 29 01 2021