В процессе постижения философии и культуры формируется что
Философия и культура
Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры.
В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.
Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззрен-ческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятель-ности, направленной на создание общезначимых образцов материаль-ной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.
Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.
Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
— язык и письменность;
— характер одежды, поселений, работы;
— политическое и государственное устройство;
— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
Читайте также
Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории.
Тема 16. Общество и культура как предмет философского анализа. 16.1. Философия истории. Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬПодобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю.Гегель Г. Ф. В. Сочинения.
Искусство, культура, философия
Искусство, культура, философия Уайльд, подхватывая голос Ренессанса, определил искусство как кривое зеркало, в котором угадывается правда. С ним нельзя согласиться. Это, скорее, лицедейство, которое противоречит божественной простоте. Великие полотна писали ничтожные
В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа
В.С.Стёпин Философия, культура, личность философа СТЕПИН Вячеслав Семенович — доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН. Я хотел бы начать с ответа на кардинальный вопрос нашей дискуссии: нужны ли философы и философия сегодня? Именно в этом
45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности
45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура — это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ Эпоха, культура, философия. Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:— нравы и обычаи;— язык и письменность;— характер одежды, поселений,
Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
Глава X. МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ Нападения, которым подверглись Восточная империя, Африка и Испания, в двух отношениях отличались от нападений северных варваров на Западную империю: во-первых, Восточная империя просуществовала до 1453 года, почти на тысячу лет
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий
Глава 23 Культура, как основа взаимодействия видов и форм жизни. Качества и способности личности. Этика, нравственность, физическая культура, интеллект, мораль, духовность и другие качества человека. Мир иллюзий и фантазий Книгопечатание если и способствовало более
Культура народа и культура личности Шесть лекций
Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности — для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций
Особенности философского знания. Значение философии в культуре
Главный вопрос для философов всех времён и народов: «Что такое философия?». С этого начинали Платон и Аристотель, И. Кант и Г. Гегель, М. Хайдеггер и Э. Гуссерль. Этот вопрос можно обнаружить чуть ли не в каждом философском труде. Можно однозначно утверждать, что именно с этого вопроса начинается всякое философствование.
Культура и её составляющие
На уровне интуиции понятия философии и культуры соотносятся. Слово «культура» имеет латинское происхождение, которое обозначает «возделывание» или «воспитание», «образование» или «почитание».
Культура – это совокупность всех достижений человечества в познании природы, техники, образовании, общественном устройстве и т.п.
Термин «культура» в этом отношении гораздо более широкий, нежели термин «философия». Помимо философии культура включает в себя ещё религию, науку, искусство, мифологию, политику и многое другое. Воплощение культуры происходит в разных материальных и духовных ипостасях. Здесь могут быть и книги, и вещи, и картины, нормы и правила, которых придерживаются люди, а также выражения всех стремлений, достижений и разочарований человека.
Однако стоит отметить, что культура это не только конечный результат деятельности человека. Она ещё и сама деятельность. В одном отношении любой человек существует в собственно созданной традиции, которая была придумана ещё его предками. А в другом отношении каждый из нас может выступить в качестве создателя новых культурных традиций и сформировать новые культурные ценности, заниматься творчеством, тем самым привнося изменения в культуру.
Способность человека творить в корне отличает его от животного.
Основу культуры составляют знания, которые скапливались на протяжении многих тысячелетий, а также ценности, которые служат выражением основных потребностей и определением интересов людей. Данные знания преобразуются в вещи и предметы. В силу этого культуру делят на материальную и духовную части.
Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда, предметы ежедневного пользования, техника и т.п.
Духовная культура – это идеи, знания и символы, иными словами, вся сфера ценностей, сознания и воспитания.
Духовную культуру составляют философия, наука, искусство, религия, мифология, право и мораль.
Философия как составляющий элемент культуры
Философия – это важнейший элемент духовной культуры, рефлексия над основаниями культуры или самопознание культуры.
Философское знание выступает как фактор, способствующий формированию общих, вечных идей, которые она передаёт будущим поколениям людей. Философская проблематика складывается из повседневной жизни людей, при этом она всегда обращается к тому, что уже известно и изучено. Философия существует между возможным и невозможным, при этом постоянно расширяет границы науки и жизненного опыта людей. Философы посвящают свои рассуждения вопросам добра, истины, красоты, свободы, жизни, смерти и многому другому – это и есть те самые важнейшие философские ценности.
Зачастую философия представляется как абстрактное знание. Именно это является основанием считать данную науку бесполезной.
Много веков подряд символом философа был медведь сосущий лапу.
Всё же безоговорочно обвинять философию в бесполезности несправедливо. Ведь каждый человек хоть раз в жизни задавался философскими вопросами.
Философия видится нам системой, которая служит полем для развёртывания теоретических ответов на мировоззренческие вопросы. При этом стоит понимать её отличия от, например, «жизненной философии» или здравого смысла.
В философии, как в сформировавшейся системе, воззрения человека переданы в рациональной форме, иными словами имеют вид теорий, понятий или умозаключений. В свою очередь, жизненная философия формируется под влиянием стихийных традиций, обычаев, а также в совокупности с индивидуальным жизненным опытом. В то время как философия создаётся осознанно и целенаправленно, представляя собой результат профессиональной деятельности.
Деятельность философа, похожа в данном случае на деятельность врача, юриста или экономиста, которая требует конкретных знаний, умений и навыков. Вопросы и ответы философской науки обязательно выражены посредством точных понятий и суждений. Жизненная философия наоборот, зачастую не согласна с выводами, которые делают философы. Это происходит в силу того, что философская наука всегда оказывается на шаг впереди своих современников, она смотрит гораздо глубже, нежели располагается точка зрения здравого смысла.
Слово «философия» впервые применил греческий философ Пифагор. Этим самым он обозначил знания, вознесшиеся над повседневным опытом и обыденным сознанием, в буквальном смысле слово «философия» означает «любовь к мудрости».
Критическая функция философии
В культуре философия также выполняет критическую функцию. Иначе говоря, именно благодаря философской науке под сомнения попадают идеи и сущности, которые утратили актуальность. Критика носит принципиальный характер и является основой для движения философской мысли. В целом философия зародилась в сомнениях достоверности того знания о мире, который был предложен в мифах.
На критический характер философии указывали мыслители разных стран и эпох. В их числе Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант – они полагали, что суть философствования в сомнении.
Современная культура уже не выводит философию на ключевые позиции. Человек привык, что результаты философских исследований в большинстве случаев носят частный характер. Однако существование культуры без философии невозможно. Философская наука по-прежнему выполняет свои основные функции. Их результат становится ярко выраженный, например, во время напряжённых ситуаций, конфликтов или тех моментов, которые требуют принятия совершенно новых решений.
Развитие философии культуры
Лекция 20. Культура как философская проблема
2. Понятие культура. Основные подходы к понимаю культуры.
3. Развитие философии культуры.
4. Культура как освоение мира.
5. Методы познания культуры, культурное многообразие и проблемы культурного воспитания.
6. Наука, мораль, искусство и религия как формы культурной деятельности человека.
7. Субкультура, контркультура, массовая культура.
1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет природное происхождение?
2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?
3. В чем заключается различия культуры и цивилизации?
4. Чего больше приносит взаимодействие культур – пользы или проблем? Постарайтесь обосновать свой ответ конкретными примерами.
5. В чем сходство и различия науки, искусства, морали и религии как сфер культурной деятельности?
6. Охарактеризуйте свою культурную принадлежность, используя определение субкультуры, контркультуры, форм культуры (элитарной, народной или массовой).
Вместо введения
Все многообразие духовной жизни общества, все достижения человечества, как идеальные, так и материальные, охватываются единым понятием культуры. Культурой предопределяется вся жизнь человека: его знания, умения, навыки формируются не природой, а возникают в процессе приобщения к культурным ценностям, созданным предшествующими поколениями. В этом отношении можно говорить, что не только человек создаст культуру, но и сама культура творит человека.
Понятие культуры.
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
Как правило, люди не задумываются над тем, что же кроется за этим многообразием смыслов культуры, почему они могут объединяться одним и тем же понятием.
В культуре эти три аспекта тесно взаимосвязаны; их суммирование дает наиболее обобщенное определение культуры. Культура есть деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности.
И так, под культурой в самом общем смысле понимается то, что дополняет природу на специфически человеческом уровне, некая «вторая природа», созданная человеком и обществом. Отсюда и центральное для философии культуры противопоставление природа — культура.
Сущность человека не заложена в его биологической природе и не записана в его генах: биологический код для нее слишком ограничен. Для социализации человека необходимо использовать более сложный и гибкий код. Программой передачи этого кода является культура, а способом его передачи — воспитание и обучение. Только в процессе культурного «облагораживания», «образования, умственного и нравственного» (т.е. в процессе усвоения культуры) индивид выходит из узких рамок природных инстинктов и становится личностью, человеком в полном смысле этого слова.
Противопоставление культуры природе выделяет смысловое ядро данного понятия, связанное с бытием человека и общества. Это бытие настолько многогранно, что представляется невозможным зафиксировать культуру в четких и строгих определениях. Однако, отталкиваясь от представления о культуре как «второй природе», можно выделить по крайней мере четыре основных аспекта ее рассмотрения: о антропологический аспект: «Культура — совокупность всего созданного (или «взлелеянного») человеком, а также небиологический, специфически человеческий образ жизни».
Развитие философии культуры
Философия культуры как особая область философского знания возникает достаточно поздно — в XVII в. в Западной Европе. Хайдеггер замечал по этому поводу:
Дух и культура как желательные и испытанные основные виды человеческого поведения существуют только с Нового времени. Отсюда не следует, что прежние века были «бескультурными» в смысле погружения в варварство, следует только вот что: схемами «культура» и «бескультурье», «дух» и «ценность» мы никогда не уловим, к примеру, историю греческого человечества в ее существе.
Платон полагал, что пайдейя (воспитание), слово которое приблизительно соответствовало современному понятию «культура», есть культивирование природных способностей, которые изначально имеются у каждого человека, а также результат этого культивирования. Так, зрение дано человеку изначально, но правильно видеть мир нужно еще научиться: «Это вовсе не значит вложить в него способность видеть — она же у него имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».
Пайдейя, таким образом, есть процесс самосовершенствования, особый путь, проходя по которому человек становится человеком. Мир в античной философии рассматривался как гармоничный космос, а человек — как составная его часть. Развитие природных задатков предполагало, что человек уподобляется космосу, достигает душевной гармонии и совершенства. У Платона эта идея была пропущена через призму идей об идеальном мире: стремление к познанию истины подразумевало движение от несовершенного мира вещей к миру красоты, истины, добра.
Итак, хотя понятие «пайдейя» и близко к понятию культуры, поскольку подчеркивает именно человеческий способ раскрытия внутренних задатков и «облагораживание» всего, что дано природой, все же оно в полной мере не отражает специфики именно человеческого бытия и образа жизни. Прежде всего это связано с космоцентричностью античной философии, где человек всегда соотносился с космосом и природой, и если даже рассматривался отдельно от нее, то никогда полностью не противопоставлялся ей.
В эпоху Средневековья также нет отчетливого противопоставления человека и природы: хотя они и различны, но имеют общий источник в божественном творении. Специфику человеческого бытия, по мнению средневековых религиозных философов, следует искать не в деятельности человека и ее результатах, а в его сотворенности и связи с богом.
Сама методология античной и средневековой философии не могла подойти к понятию «культура» в силу жесткой авторитетной предопределенности своих установок (в первом случае — космосом, во втором — богом). Считалось, что истинное знание уже дано — в «книге природы», «мире идей» или в откровении. Нужно просто правильно понять это, проанализировать изначально данное. Для появления понятия «культура» требовалось нечто иное — синтез, объединение всех разнородных составляющих человеческой жизни в единое целое. Это стало возможным только в Новое время, когда наука, отбросив авторитеты (по сути встав на место бога), смогла свободно искать основы для синтеза наблюдаемых явлений.
Термин «культура» в современном, широком его понимании впервые появляется в Новое время в работах немецкого философа Самуэля Пуффендорфа (1632—1694). Под культурой Пуффендорф понимает не только процесс совершенствования того, что дано природой (это изначально присутствует и в латинском слове cultura, и в греческом paideia), но и результаты этого процесса, которые сами становятся окружающим человека миром, «второй природой». Таким образом, культуру составляют формы деятельности человека (воспитание, обучение, ремесла, науки), а также их цели и результаты (мораль, знания, артефакты, изобретения)
Пуффендорф особо подчеркивал роль государства в формировании культуры. Не случайно в начале XVIII в. его работы в России переводились по прямому указанию Петра I: предполагалось, что они могут служить теоретическим основанием для перехода России на более цивилизованный западноевропейский путь и формирования в стране правовой и гражданской культуры.
К началу XVIII в. термин «культура» широко распространяется в европейской философии. Наиболее полную философскую интерпретацию этот термин получил к концу столетия прежде всего в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). Под культурой Гердер понимает передачу традиций, а также усвоение и применение переданного:
Человека отличает от животных то, что от рождения он почти не обладает инстинктами, и личностью становится только в процессе усвоения культурных традиций — языка, социальных и моральных норм, обычаев, т.е. всего наследия, оставленного предыдущими поколениями. Потому история культуры — «цепь общности», социальная история человечества в целом.
Культура, являясь сущностной характеристикой общества, в этом смысле универсальна и принадлежит всем народам. Противопоставление культуры и некультурности, которая заставляла просвещенную Европу смотреть на остальной мир с высоты собственного положения, у Гердера снимается:
«Количественные различия» приводят Гердера к мысли о множественности и самобытности культур, каждая из которых имеет характерные особенности, ценностные основания, недостатки и достоинства. Если у народа есть язык и понятия, искусство и традиции (а они, несомненно, есть у каждого народа, даже стоящего на самой нижней ступени общественного развития), мы не только имеем право, но и обязаны говорить о его культуре.
В целом в трудах Гердера окончательно сформировалась философия культуры в классическом ее понимании, основанном на традиции гуманизма.
Как итог: философия как рефлексия направлена на культуру и историю. Но не только рефлексия прошлого интересует философию культуры, но и рефлексия над будущим человечества. Если в современной культурологии наблюдается разработка теории культуры, ее различных форм, а также исследование истории культуры, то в рамках философии культуры находит место рефлексия социокультурного опыта и прогнозирование. Философия культуры отслеживает мегатренды социокультурных процессов, формируя мировоззренческие матрицы мышления и новый концептуальный аппарат, с помощью которых конструируются нестандартные модели привлекательного будущего.