В процессе аудита выявлено что на предприятии в проверяемом периоде
Особенности аудита материально-производственных запасов
Аудит материально-производственных запасов предполагает осуществление проверки на предмет соответствия фактических показателей сведениям бухучета и проходит в несколько этапов. Проверка проводится на основании документации предприятия. Процедура обычно осуществляется независимым аудитором. Ее результаты позволяют исправить нарушения и ошибки, а также предотвратить их появление в дальнейшем.
Основные цели и задачи аудита
Цель проверки материально-производственных запасов – подтверждение достоверности отражения сведений о запасах в бухучете. Рассмотрим основные задачи аудита:
Проверка должна выполняться на основании документации. Во внимание принимаются следующие документы:
В процессе проверки принимаются во внимание все документы, которые относятся к материально-производственным запасам. Данные запасы включают в себя сырье, вспомогательные материалы, используемые при производстве, топливо, тара, инвентарь.
Этапы проведения аудита
Этапы осуществления аудита прописаны в методических рекомендациях. Рассмотрим их перечень:
ВАЖНО! Одной из важнейших операций в компании является закупка сырья и материалов для производства. При проведении аудита нужно обратить особое внимание на это мероприятие. Специалист проверяет документальное сопровождение операции, исполнение пунктов договора по осуществлению поставки и отгрузки. Также важно отследить работу сотрудников, которые участвуют в закупке.
На какие моменты нужно обратить особое внимание аудитору?
Специалисту рекомендуется тщательно проверить ряд операций:
Все данные положения нужно обязательно проверить. Аудитору нужно запросить все соответствующие документы, корреспонденцию в бухучете.
Ошибки, выявляемые при проверке
Аудитору обязательно нужно знать о характерных ошибках при операциях с материально-производственными запасами. Нужно это для того, чтобы проверить наиболее уязвимые места в первую очередь. Рассмотрим самые распространенные ошибки:
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 20 (основные средства)
Задача №774 (учет и аудит основных средств)
В процессе аудита выявлено, что на предприятии в проверяемом периоде 11.11.хх отчётного года выбыл вследствие износа объект основных средств – подъёмник первоначальной стоимостью 1800 тыс. руб. Оприходован лом – 200 руб., исчислена заработная плата рабочим за демонтаж станков – 2,5 тыс. руб., без начислений по единому социальному налогу. Отсутствует акт списания подъёмника.
В бухгалтерии на сумму начисленной заработной платы сделана проводка:
дебет 20 «Основное средство», кредит 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».
Металлолом оприходован в корреспонденции:
дебет 10 Материалы, кредит 99 «Прибыли и убытки»
Результат от ликвидации подъёмников отдельно не подсчитан и не отнесён на соответствующие счета бухгалтерского учёта. Расчётным путём полученный убыток в 77,5 тыс. руб. учтен при расчёте налогооблагаемой прибыли, так как преждевременный износ произошёл вследствие длительной эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью, недостаточного технического ухода, что установлено аудитором при получении разъяснений у должностных лиц.
По данным инвентарной карточки учёта основных средств установлено: первоначальная стоимость – 1800 тыс. руб.; дата ввода 11.03.20хх; дата выбытия – 11.11.2010, в целях бухгалтерского учёта срок эксплуатации установлен в соответствии с технической документацией 8 лет.
Рекомендуемые задачи по дисциплине
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 09 (инвентаризация)
Задача №2482 (отражение в учете результатов инвентаризации) В ходе инвентаризации основных средств было установлено, что организация неправомерно.
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 04
Задача №2580 (проводки по движению денежных средств) Зачислена на расчетный счет выручка от покупателей в сумме 100000 руб. Перечислен НДС в бюджет в сумме.
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 02
Задача №4024 (составление бухгалтерских проводок) Составить бухгалтерские проводки для следующих операций: 1. Реализованы детали покупателям, в том.
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 03 (страховые взносы)
Задача №5109 (расчет страховых взносов) Задача из практикума «ПМ 03. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» (Тамбов) Заработная плата работника.
Задачи по бухгалтерскому учету. Часть 05 (основные средства)
Задача №712 (учет реализации объекта основных средств) В апреле 2011 г. ООО «А» принимает решение и реализует объект основных средств в связи с.
В ходе проверки операций по выбытию основных средств установлено, что в нарушение п. 1.2 Постановления Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве» от 30.10.1997 г. № 71а в последующей редакции не оформлен акт на списание основных средств формы ОС-4. При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с выбытием подъемника, не соблюдались требования «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, в частности, начисление заработной платы рабочим за демонтаж подъемника указано по дебету 20 «Основное производство», а следовало по дебету 91 «Прочие доходы и расходы»; поступление металлолома от списания основных средств показано по дебету 99 «Прибыли и убытки», правильно же отразить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы».
В бухгалтерском учете отсутствует начисление страховых взносов от заработной платы рабочих за демонтаж подъемника. В соответствии со ст. 236, 237 НК РФ объектом налогообложения по страховым взносам признаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Следовательно, необходимо было в бухгалтерском учете отразить начисление страховых взносов в корреспонденции: дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Преждевременное выбытие объектов основных средств возможно из-за их эксплуатации в агрессивной среде, что должно подтверждаться документально, в связи с чем необходимо было пересмотреть срок эксплуатации подъемника, указанного в технической документации (8 лет). В ходе аудита были получены только устные разъяснения, которые не могут быть использованы как надлежащие и достаточные аудиторские доказательства.
В соответствии с гл. 25 НК РФ убыток, полученный по данным бухгалтерского учета от списания объектов основных средств, расходом организации для уменьшения налогооблагаемой базы не признается. По положению п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и/или повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и/или повышенной сменности, вправе применять специальный коэффициент (но не выше 2) только при начислении амортизации в отношении таких основных средств. В соответствии с гл. 25 НК РФ под агрессивной средой понимается совокупность природных и/или искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Типичные ошибки в бухгалтерском учете, выявляемые в ходе аудита
Практика показывает, что почти ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учета и составления бухгалтерской отчетности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но все же значительная часть является результатом неверного понимания бухгалтерами теоретических требований законодательства, касающихся ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.
Основываясь на нашей практике, в статье мы проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки бухгалтерского учета, выявляемые в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.
Наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности
Списание дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек, является обязанностью организации (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Однако зачастую сотрудники бухгалтерии, не получая своевременной информации об условиях договоров с контрагентами из юридического отдела, не владеют данными о сроках истечения исковой давности по обязательствам сторон сделки.
Перед составлением годовой отчетности каждая организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой и выявляется указанная задолженность в случае ее наличия. При этом ни для кого не секрет, что часто годовая инвентаризация проводится формально, в связи с чем вся дебиторская и кредиторская задолженность, учитываемая в бухгалтерском учете, указывается как текущая, несмотря на то, что некоторые суммы не подтверждены актами сверки с контрагентом более трех лет, а порой и сам контрагент уже давно ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ.
Вне зависимости от того, принимались ли организацией меры по взысканию просроченной задолженности, по истечении срока исковой давности она должна быть списана с бухгалтерского баланса.
Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.
Подлежит списанию с балансового учета дебиторская задолженность, если она нереальная для взыскания, в том числе (п. 77 Положения № 34н):
дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;
задолженность ликвидированных организаций или исключенных из ЕГРЮЛ;
задолженность, в отношении которой судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания.
Кредиторская задолженность подлежит списанию при наличии одного из следующих обстоятельств:
в отношении задолженности истек срок исковой давности (п. 74 Положения № 34н);
Если основанием для списания кредиторской задолженности является истечение срока исковой давности, то задолженность списывается в том отчетном периоде, на который приходится дата окончания срока исковой давности (п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Если кредиторская задолженность подлежит списанию в связи с ликвидацией кредитора или исключением его из ЕГРЮЛ, то списывается она в отчетном периоде, на который приходится дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п.п. 6, 7 ст. 22, п. 9 ст. 22.3, п. 5 ст. 22.4 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 16 ПБУ 9/99).
Кроме того, нельзя забывать, что в случае несвоевременного списания организацией кредиторской задолженности и неотражения соответствующего дохода в целях налогообложения, налоговая инспекция при проверке доначислит внереализационный доход, а также, соответственно, налог на прибыль, пени и штраф.
Неначисление обязательных резервов
Показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации и финансовом результате ее деятельности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 6, 18, 21 ПБУ 4/99).
В бухгалтерском учете есть две группы резервов: оценочные резервы и оценочные обязательства. Первые необходимы для того, чтобы достоверно отражать стоимость активов (то есть не завышать в балансе стоимость активов), вторые – для достоверного отражения обязательств (не занижать величину обязательств).
К оценочным резервам относятся резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и под обесценение материальных запасов.
В настоящей статье обсудим два резерва, в которых чаще всего допускаются ошибки.
Резерв по сомнительным долгам
Более десяти лет назад понятие резерва по сомнительным долгам долгое время было для многих бухгалтеров абсолютно теоретическим понятием, так как законодательство по бухгалтерскому учету позволяло самим принять решение о том, создавать ли резерв по просроченной дебиторской задолженности или нет. При этом, начиная с 2011 года, в силу положений пункта 70 Положения № 34н создание резервов сомнительных долгов с отнесением их сумм на финансовые результаты организации в случае признания дебиторской задолженности сомнительной стало обязательной нормой.
Однако в ходе аудита (особенно когда организация аудируется впервые) и сегодня достаточно часто встречается ситуация, когда организация не начисляет резерв сомнительных долгов.
Причины бывают разные, начиная от банального незнания данной обязанности (чаще аргументы такие: «мы же малое предприятие и, значит, это нас не касается»), заканчивая неверной интерпретацией нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет.
Кроме того, в условиях кризиса некоторые организации осознанно отказываются от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, желая завысить финансовый результат деятельности организации. Действительно, если организация имеет небольшую прибыль, то формирование резерва по сомнительной задолженности повлечет увеличение прочих расходов и, как следствие, еще большее уменьшение прибыли и, возможно, даже возникновение убытка.
Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. И несмотря на причины, побудившие бухгалтера не создавать резерв по сомнительным долгам, при проверке данное обстоятельство может быть признано грубым нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.
Хотелось бы отдельно обратить внимание малых предприятий, которые вправе вести упрощенный бухучет в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете, на то обстоятельство, что в части обязанности создавать резерв по сомнительным долгам для данной категории организаций нет никаких преференций. Резерв по сомнительным долгам обязаны формировать все организации.
В бухгалтерском учете вне зависимости от источника формирования задолженности необходимым и достаточным основанием для признания ее сомнительной является выполнение двух условий:
задолженность просрочена или с высокой степенью вероятности будет просрочена;
задолженность не обеспечена гарантиями.
Факт просрочки определяется условиями заключенного договора.
При этом критерии признания дебиторской задолженности просроченной организация определяет самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике.
Таким образом, резервированию в бухгалтерском учете подлежат все виды сомнительной дебиторской задолженности, включая авансы, перечисленные поставщикам, и выданные займы. С точки зрения заполнения бухгалтерской отчетности – дебиторская задолженность уменьшается на сумму созданного резерва.
Резерв на оплату отпусков
В положении по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) обязательства по оплате предстоящих отпусков прямо не перечислены среди оценочных обязательств.
Однако все условия п. 5 ПБУ 8/2010, необходимые для признания оценочного обязательства, соблюдаются, а именно:
у работников ежемесячно возникает право на определенное количество дней оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством, но достоверно неизвестно, когда обязательство по выплате отпускных будет исполнено (работник может перенести отпуск, выйти из него раньше или вообще уволиться);
выплата отпускных осуществляется за счет сохранения средней зарплаты работника, уменьшая при этом экономическую выгоду организации;
размер обязательств может меняться (средний заработок, исходя из которого рассчитываются отпускные, определяется из расчета двенадцати месяцев, предшествующих отпуску), но его можно ежемесячно обоснованно и достоверно оценить.
Таким образом, обязательства организации в связи с возникновением у работников права на получение оплачиваемых отпусков в соответствии с законодательством РФ являются оценочными обязательствами.
Все организации, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный учет (все малые предприятия, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ), обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Специального порядка для расчета величины оценочного обязательства в ПБУ 8/2010 не предусмотрено, однако указано, что денежная оценка такого обязательства должна отражать наиболее реальную величину расходов, необходимых для расчетов по нему (п. 15 ПБУ 8/2010).
Таким образом, порядок разрабатывается организацией самостоятельно с учетом положений раздела III ПБУ 8/2010 и закрепляется в учетной политике организации. Кроме этого, организация может воспользоваться Методическими рекомендациями МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками», принятыми Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011.
Резерв на оплату отпусков можно формировать разными способами, например:
рассчитывать резерв исходя из средней зарплаты по организации в целом. Тогда для определения суммы резерва на отпуск общее количество дней отпуска, не использованных всеми работниками на конец периода, умножается на величину средней зарплаты и относящейся к ней суммы страховых взносов;
сделать персонифицированный расчет оценочного обязательства по каждому сотруднику (включая страховые взносы), а затем сложить полученные суммы по всем сотрудникам (как рекомендовано в методических рекомендациях МР-1-КпТ);
рассчитывать резерв исходя из средней зарплаты отдельных категорий или групп персонала. В таком случае по каждой группе определяется величина обязательства на оплату отпускных, опираясь на количество дней неиспользованного отпуска работников каждой группы, а также на среднюю зарплату по этой группе (с учетом обязательных страховых взносов). Общая сумма резерва, которая должна быть сформирована, будет равна сумме таких обязательств.
Выбранную методику расчета оценочного обязательства на выплату отпускных организация должна зафиксировать в учетной политике для целей бухучета.
Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки
Зачастую в бухгалтерию организации не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что организация не отражает или не своевременно отражает в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к искажению дебиторской задолженности и финансового результата, а также к недоплате налога на прибыль.
Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п.п. 7, 10.2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).
В соответствии с п. 16 ПБУ 9/99, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником.
Учитывая изложенное, рекомендуем бухгалтерам отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.
Анна Задубровская, ген. директор ООО «ПрофКонсалтинг», практикующий аудитор, руководитель комитета по аудиту и финансово-правовому консалтингу Хабаровского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»
Аудит материально-производственных запасов
Цели и задачи аудита материально-производственных запасов
В зависимости от вида деятельности предприятия финансовый результат может напрямую зависеть от закупки и дальнейшего применения материально-производственных запасов (далее — МПЗ). Хорошо организованный синтетический и аналитический учет МПЗ и правильный расчет себестоимости продукции ведут к корректному формированию налогооблагаемой базы, а также играют большую роль в сохранности материальных запасов.
Целью аудита материально-производственных запасов является проверка подлинности данных бухгалтерской отчетности, реального состояния учета, хранения и эффективности использования МПЗ.
Во время проведения проверки аудитор должен получить необходимые доказательства точного отражения в финансовой отчетности бухгалтерских данных о наличии и движении всех запасов. Осуществить тотальную проверку документооборота на крупном предприятии невозможно, поэтому применяют выборочный аудит. Перед составлением плана проверки аудитору необходимо изучить, в каком состоянии находится бухгалтерский учет и система внутреннего контроля, и затем принять решение о размере аудиторской выборки.
Таким образом, аудиторская работа будет состоять из 3 частей:
Основные НПА, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудиторской работы по контролю наличия и движения МПЗ:
Как правильно применять новый ФСБУ 5/2019 объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допускать ошибок, получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите к Обзору.
В п. 2 Методических рекомендаций определены критерии, по которым должна проводиться аудиторская работа относительно материальных ценностей:
В ходе проверки аудитор может применять такие способы, как определение количественного состава, устный опрос, встречная проверка, изучение необходимых документов, проведение различных видов экспертиз, контрольного технологического процесса с участием МПЗ и т. д. Какие методики применять, проверяющий определяет в процессе подготовки к аудиту, исходя из поставленных перед ним задач и хозяйственно-коммерческой деятельности проверяемой организации.
С 2021 года к материально-производственным запасам относятся следующие активы (п. 3 ФСБУ 5/2019):
При выполнении аудита материально-производственных запасов проверке должны подвергаться все виды запасов.
Подготовка к аудиту и составление плана
Для определения предстоящего объема работ аудитору в первую очередь необходимо познакомиться с организацией работы материального отдела. Для этого изучается:
Далее оценивается система хранения запасов:
После этого рекомендуется провести тестирование систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по определенной схеме, чтобы понять, какую часть и в каком объеме нужно проверить в обязательном порядке, а в какой части можно доверять данным бухгалтерии предприятия.
Примерный список вопросов, на которые должен получить ответы аудитор, выглядит следующим образом:
ВНИМАНИЕ! Запасы, находящиеся на ответственном хранении, могут включаться в инвентаризацию собственных запасов, а собственные запасы, находящиеся на складах третьих сторон, в ревизию можно не включать.
Если в ходе такой оценки аудитор понимает, что может доверять предоставленным организацией данным, то проверку допустимо проводить менее детально и с большой выборкой. В противном случае аудитором может быть предложено руководству предприятия проведение выборочной инвентаризации определенных групп запасов. Во время проверки аудитор должен наблюдать за соблюдением правил ведения инвентаризации.
После подписания акта инвентаризации аудитором и всеми членами инвентаризационной комиссии документ передается в бухгалтерию, где сверяется с данными бухучета. При несоответствии каких-либо показателей оформляется сличительная опись. Далее корректируются данные бухучета: излишки приходуются с учетом выявленной пересортицы, недостача списывается согласно установленной причине.
Как должна проводиться инвентаризация и какие документы необходимо составлять, узнайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».
Что включает аудит учета материально-производственных запасов?
Весь объем аудиторской работы, связанной с непосредственной проверкой материальных ценностей, можно разделить на три части:
Для проведения аудита материально-производственных запасов понадобятся следующие источники информации, которые необходимо запросить у организации:
В методических рекомендациях по сбору рекомендуется проводить проверку по предварительно составленному плану и в определенной последовательности.
Процесс закупки сырья и материалов — ответственная часть на любом предприятии и требует особого внимания со стороны работников предприятия и проверяющих. Аудитору здесь нужно проконтролировать наличие необходимых документов, выполнение условий договоров на поставку и отгрузку, а также работу сотрудников организации.
Аудит операций с материально-производственными запасами
Для проведения проверки полного отражения в бухгалтерском учете движения МПЗ аудитор должен обратить внимание на следующие операции:
Все операции с МПЗ условно можно разделить на типичные и нетипичные. Аудитор к проверке типичных операций подходит выборочно, а нетипичные проверяет сплошным методом, так как они имеют особенности, корректное отражение которых должно быть проведено в учете.
Если в течение отчетного периода была проведена уценка материалов, сырья или товаров, то в наличии должны быть акты инвентаризации, справки о рыночной стоимости, приказ руководителя, на основании которого проводилась переоценка.
Проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов для списания материалов проводится выборочно по записям в учетных регистрах счетов затрат и в соответствии с инструкцией по применению плана бухгалтерских счетов.
Посмотреть проводки при списании материалов можно в работе «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете».
Особенности аудита учета производственных запасов
Производственными считаются материалы, участвующие в производстве продукта, особенностью которых является включение их стоимости в цену выпускаемой продукции в течение одного производственного цикла. Производственные запасы подразделяются на основные — составляющие основу изготавливаемой продукции и вспомогательные — косвенно отражающиеся на характеристиках выпускаемого товара.
Аудит производственных запасов считается одним из самых сложных, так как номенклатура материалов и сырья может исчисляться тысячами единиц, а информация по их учету и движению составлять до 50% всей информации по управлению производством. При проверке материалов, отпускаемых в производство, задачей аудитора является оценить:
Чтобы эффективно провести проверку материальных ценностей, используемых в производстве, аудитор должен внимательно ознакомиться с технологическим процессом, порядком хранения и отпуска материалов со складов, отражением особенностей производства в учетной политике. Такой подход поможет проверить правильность отражения в бухгалтерской отчетности и формирования финансового результата предприятия.
Характерные ошибки в учете
Для того чтобы аудиторская работа была проведена результативно, аудитору в первую очередь необходимо обратить внимание на ошибки, которые наиболее часто допускаются при учете наличия и перемещения материальных ценностей в других организациях с аналогичным видом деятельности. В настоящее время статистически выявлены следующие типичные нарушения:
По окончании проведения аудита материально-производственных запасов проверяющий должен систематизировать все выявленные нарушения, чтобы провести анализ и установить причину их возникновения. Также аудитору необходимо определить влияние ошибок на формирование достоверной финансовой отчетности.
Для чего проводится и из чего состоит аудит финансовых результатов, узнайте здесь: «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».
Итоги
Материально-производственные запасы играют важную роль в формировании себестоимости продукции. Поэтому аудит МПЗ позволяет выявить и устранить ошибки при определении финансового результата и, следовательно, налога на прибыль, сделать заключения о существующей системе хранения запасов, а также об эффективности их использования, дать рекомендации по усовершенствованию в работе с товарно-материальными ценностями.