В повести временных лет рассказано о чем
Повесть временных лет –первая древнерусская летопись
История Древнерусского государства сохранилась в первую очередь благодаря летописям. Одна из наиболее ранних и известных — это «Повесть временных лет» (ПВЛ). Именно по этому великому произведению древнерусской литературы изучают историю Руси до сих пор. К сожалению, его оригинал не сохранился. До наших дней дошли лишь более поздние редакции, сделанные переписчиками того времени.
История создания
Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.
Произведение написано на рубеже XI и XII веков. Точный год написания «Повести временных лет» неизвестен, но есть несколько предположений по этому поводу. Историки А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев считают, что основная часть произведения была создана ещё в 1037 году, а затем оно дополнялось новыми сведениями от разных летописцев. «Повесть временных лет» Нестора была написана в 1110 — 1112 годах. При её составлении он основывался на сведениях из более ранних документов.
Однако наиболее древняя дошедшая до нас редакция была написана намного позже и датируется XIV веком. Её авторство принадлежит монаху Лаврентию. Именно по этой и некоторым другим версиям современные историки составляют картину событий того времени.
Содержание «Повести временных лет»
Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:
Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.
Однако их объединяет одна особенность: на протяжении всего произведения автор лишь пересказывает произошедшие события и передает рассказы других людей, не высказывая своего отношения и не делая никаких выводов.
Военные походы
«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей. Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:
Ключевые события в истории
Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.
Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».
Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.
Последние события, изложенные в летописи, принадлежат периоду правления Ярослава Мудрого и его сыновей. В более поздние редакции ПВЛ вошло и знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», внука Ярослава Мудрого и талантливого правителя Русской земли.
Историческое значение произведения
«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.
Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.
Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.
Однако в настоящее время «Повесть временных лет» читают многие историки, исследователи и просто люди, интересующиеся этой эпохой. А потому найти ее где-нибудь на полке книжного магазина — далеко не редкость.
«Повесть временных лет»
ЧТО ТАКОЕ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
ЛЕГЕНДА ОБ АПОСТОЛЕ АНДРЕЕ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» И ЕЕ РЕДАКЦИИ
В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.
РЕДАКТИРОВАНИЕ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
То, что эта версия не могла принадлежать Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, ясно из сопоставления с нею рассказа о том же самом походе, имеющегося в «Киево-Печерском патерике», идущем, вероятно, по традиции от самого Нестора. В рассказе «Патерика» Владимир Мономах даже не упомянут, а победа над половцами приписывается одному Святополку, который получил благословение перед походом от монахов Киево-Печерского монастыря.
Редактируя «Повесть временных лет» Нестора, Сильвестр не продолжил ее ни на один год, но выпустил указание на авторство киево-печерского монаха. Под тем же 1110 годом Сильвестр сделал такую приписку: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си, летописець, надеяся от бога милость прияти при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в лето 6624 (1116) индикта 9. А иже чтеть книгы сия, то буди ми в молитвах». Поскольку редакция Сильвестра получила официальное признание, она легла в основу всего дальнейшего русского летописания и дошла до нас во множестве позднейших летописных списков. Несторовский же текст «Повести временных лет», оставшийся достоянием только киево-печерской традиции, до нас не дошел, хотя некоторые следы отличий этого текста от сильвестровской редакции сохранились, как уже сказано, в отдельных рассказах более позднего «Киево-Печерского патерика». В этом «Патерике» сохранилось и указание на Нестора, написавшего русский «летописец».
В 1118 году сильвестровская редакция «Повести временных лет» была продолжена, по-видимому, в связи с включением в нее написанного в этом году известного «Поучения Владимира Мономаха». По убедительному предположению М. Приселкова, дополнение сделал сын Владимира Мономаха Мстислав, находившийся тогда в Новгороде. Большой интерес среди этих дополнений представляют два рассказа о северных странах, слышанные автором в 1114 году, когда он присутствовал при закладке каменной стены в Ладоге. Ладожский посадник Павел рассказал ему о северных странах, находящихся за Югрою и Самоядью. Другой же рассказ об этих странах, слышанный автором от новгородца Гюряты Роговича, помещен под 1096 годом, с указанием, что он был услышан «прежи сих 4 лет». Так как оба рассказа тесно связаны между собой по содержанию, то слова «прежи сих 4 лет» следует отнести ко времени написания этой вставки в 1118 году, когда был услышан автором и первый рассказ.. Поскольку до нас не дошел подлинник рукописи Мстислава, а только ее позднейшие списки, то единственным объяснением получившейся путаницы может быть случайная перестановка листов оригинала, с которых потом делались эти списки. Такое предположение тем более допустимо, что в имеющихся списках под 1096 годом находится и «Поучение Владимира Мономаха», написанное не ранее 1117 года.
Летопись Нестора Повесть временных лет: краткое содержание
Самым ранним памятником русской летописи является произведение «Повесть временных лет». Оно описывает исторические события, которые происходили в период до 1117 года. Вместе с тем, многие специалисты сомневаются в подлинности документа, приводя различные доводы.
Но Повесть… несомненно является знаковым явлением как в русской литературе, так и в истории государства, позволяя проследить путь Киевской Руси с начала ее становления….
История создания произведения
Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.
При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.
Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.
В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.
Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.
Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи. Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.
Основное содержание
Эта летопись является крупным произведением, в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение. Ниже рассмотрим подробно, о чем рассказывает эта летопись.
Это не цельное произведение, его структура состоит из таких элементов:
Внимание! Структура летописи усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные вставки. Они разрывают логику общего повествования.
В целом во всем произведении используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, в погодовых записях он сообщает о том, или ином событии. Затем автор на основе подовых записок пишет летопись, наполняя ее красками и деталями.
Условно вся летопись делится на три крупных блока:
Краткое содержание по главам
Произведение достаточно неоднородно по структуре и стилю изложения, но в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения глав, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание произведения по главам.
С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называли себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.
Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной. Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.
Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав огромное войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за своего мужа.
Будучи очень умной и хитрой женщиной, она не только смогла избежать нежеланного замужества, но и смогла полностью обезопасить себя от мести древлян.
Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал активно проповедовать христианство на Руси, уничтожая языческих идолов и подвергая гонениям не принявших новую веру.
О крещении Руси рассказано очень подробно.Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.
В качестве примера можно привести такие отрывки из произведения:
Это интересно! Какое значение имела в истории битва на реке Калка: кратко о событии
О крещении Руси
Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.
Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.
Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета – он ослеп и прозрел только после того, как крестился.
В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.
Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.
Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.
Чему учит Повесть временных лет
«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это уникальный исторический памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.
Основной темой летописи является описание истории возникновения и развития Руси. Ее автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период. Какое бы событие не описывалось монахом, он каждое рассматривал с точки зрения интересов всего государства, и так же оценивал поступки персонажей.
Летопись в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей того времени. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети в основном проходили, читая летописи.
Также важна роль этого произведения и для историков. Есть определенная критика правильности изложения и оценки некоторых исторических событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был очень пристрастен. Но все эти оценки делаются с точки зрения современного человека, который также может быть пристрастным в оценке работы летописца.
Но вместе с тем автор достаточно подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя определенные даты.
Внимание! Такое изложение позволило сделать произведение источником для создания многих более поздних летописей, в частности, летописей городов.
Повесть временных лет. Князь Олег. Нестор летописец
Повесть временных лет — Игорь Данилевский
Заключение
«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, в целом, понятно.
Это интересно! Это интересно! Ледовое побоище Александра Невского: битва на Чудском озере – схема, значение
Краткое содержание «Повесть временных лет»
Всего получено оценок: 869.
О произведении
«Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Свод вобрал в себя большое количество сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести временных лет» по частям для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
Летопись описывает события с библейских времён до XII века, происходившие на территории Киевской Руси.
Главные герои
Краткое содержание
«Так начнем повесть сию…»
Одним из народов оказались славяне, занявшие земли потомков Иафета. Многие из них осели на берегах Днепра: поляне жили в полях, древляне обитали в лесу.
После смерти братьев поляне оказались во власти хазар, которые потребовали платить им дань. Поляне передали им с каждого дома по мечу. Увидев столь необычную дань, старейшины хазар предсказали, что поляне в будущем будут сами собирать дань с других народов.
В 879 году умер Рюрик, передав княжение своему родственнику Олегу до тех пор, пока не повзрослеет его малолетний сын Игорь. Олег переселился в Киев, провозгласив его столицей. Он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий.
Византийский царь, оценив военную мощь князя Игоря, предложил ему богатую дань. Посоветовавшись с боярами, князь согласился. Алчные дружинники Игоря надоумили его взять еще дань с древлян, но те взбунтовались и убили князя.
После смерти Игоря осиротела его жена Ольга и маленький сын Святослав. Древляне хотели выдать ее в жены своему князя. Однако женщина не только не допустила этого, но и отомстила убийцам мужа, уничтожив их.
Начало княжения Святослава, сына Игорева
Повзрослев, Святослав собрал большое войско и начал вести войны. Он прославился как сильный, выносливый и неприхотливый воин, который неизменно одерживал победы.
После 28 лет правления Святослав был убит печенежским князем Курей, который сделал из его черепа чашу и пил из нее вино.
После смерти законных сыновей Святослава, править Киевом стал его сын Владимир, рожденный от связи с ключницей. Возле своего терема он установил языческих идолов, которым регулярно приносили жертвы. У Владимира было четыре жены и несколько сотен наложниц.
К Владимиру «пришли болгары магометанской веры» и предложили принять их веру. Узнав, что ислам запрещает свинину и вино, он отказался. Владимир всерьез задумался над тем, какую веру ему принять. Спустя время, изучив все существовавшие тогда вероисповедания, он остановился на христианстве. Поспособствовал тому и брак с христианкой – сестрой византийских царей.
Владимир распорядился уничтожить всех идолов, а на их местах воздвигнуть церкви. Он приказал всем своим подданным явиться к реке, чтобы провести обряд крещения – так Русь стала православной.
Спокойно править Владимиру мешали печенеги, которые регулярно устраивали набеги. Победа оказывалась то на одной, то на другой стороне, пока однажды князь обманом не отвадил печенегов от своих земель. Он приказал выкопать в земле два колодца, куда были поставлены котлы: в одном варился пшеничный кисель, в другом – медовый узвар. Владимир пригласил печенегов убедиться, что еду им дает сама земля, и никто и никогда их не одолеет.
Об убиении Бориса
После смерти Владимира княжеский престол занял Святополк. Он принялся щедро одаривать своих подданных, «но сердце их не лежало к нему» – простой люд и войско стояло за другим сыном Владимира, Борисом. «Дружина отцовская» предложила ему силой взять власть, однако наследник не посмел поднять руку на старшего брата.
Начало княжения Ярослава в Киеве
Начало княжения Изяслава в Киеве
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе. Справиться с мошенниками удалось воеводе Киевского князя – Яну Вышатичу.
Изяслав, сын Ярослава, был убит в 1078 году.
Начало княжения Всеволода в Киеве
Сын Всеволода, Владимир, решил встретиться со Святополком, который также претендовал на Киевский престол, и уладить все споры миром. Однако их претензии на власть были остановлены огромным войском половцев, которые двинулись на Русь. В той битве потерпели князья великое поражение, и простые люди оказались пленниками половцев. Лишь спустя несколько лет Святополку и Всеволоду удалось наказать половцев и спасти из плена свой народ.
Поучение
Продолжение по Ипатьевской летописи
Начало княженья Владимира, сына Всеволода
Заключение
Данное произведение, имеющее большое значение для русской литературы, было призвано передать потомкам традиции и обычаи того времени, увековечить идею могущества русского государства.
После ознакомления с кратким пересказом «Повести временных лет» рекомендуем прочесть книгу в полной версии.
Тест по летописи
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание «Повесть временных лет»
Главные герои: князья династиии Рюриковичей, чины церковной иерархии
Дата публикации: 1110 | Форма произведения: повесть | Жанр: исторический | Время событий: средние века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Время чтения: 3-6 часов |
Темы: верность и предательство, власть, война и мир, героизм, ответственность, патриотизм, религия и бог
О славянах
Трое сыновей Ноя делили Землю и договорились не нарушать границы владений друг друга. Страны на севере и западе достались Иафету. Однако люди еще представляли собой единую нацию и более сорока лет на поле рядом с Вавилоном сооружали столп до неба. Богу это не понравилось. Он при помощи сильного ветра разрушил сооружение и рассеял человечество по всему миру, поделив его на семьдесят два народа. Одним из этих народов являлись славяне, жившие на территории владений потомков Иафета. Затем славяне пришли на Дунай. Отсюда они разошлись по землям. Они осели около Днепра и стали называться в зависимости от места обитания. Поляне, которые жили в полях, по сравнению с остальными племенами были кроткими и тихими, с уважением относились к женщинам. Древляне, которые обитали в лесу, убивали друг друга, питались различными нечистотами. У них не было браков, они просто воровали девушек.
Гравюра Мюда Мечева
О путешествии апостола Андрея
Апостол Андрей учил людей христианству на берегах Черного моря. В Крыму он услышал о Днепре и отправился вверх по его течению. На ночь он остановился под холмами. Наутро он взглянул на них и сказал своим ученикам, что здесь появится великий город и возникнет большое количество церквей. Он поднялся на холмы, благословил их, поставил крест и стал возносить молитву Богу. Это было место, на котором впоследствии возник Киев.
Апостол вернулся в Рим и поведал его жителям, что в славянской земле, где в будущем появится Новгород, каждый день происходит что-то странное. Постройки из дерева, а не камня накаляли огнем и не боялись при этом пожара. Потом снимали всю одежду и оставались совершенно голыми. Затем обливались квасом, имеющим одурманивающие свойства, и начинали бить себя ветками. Били до тех пор, пока не выходили из постройки на последнем издыхании. И тут же обливались ледяной водой, после чего приходили в себя. Римляне поразились этому. Они не могли понять, почему славяне себя мучают. Апостол объяснил им, что таким образом они не мучают себя, а моются.
О Кие
На территории полян жили три брата. У каждого брата был собственный приднепровский холм. Звали их Кий, Щек и Хорив. Они создали город, который получил название Киев в честь одного из братьев, и стали жить в нем. Рядом с городом располагался лес. В нем поляне охотились. Кий отправился в Царьград. Там царь Византии оказал ему великую честь. Оттуда Кий направился к Дунаю. Там ему понравилось место, на котором он построил небольшой город и назвал Киевец. Однако жить здесь ему не позволило местное население. Он вернулся в Киев. Там он с достоинством завершил собственную жизнь. Его братья также скончались в этом месте.
О хазарах
Когда братья скончались, на полян напал отряд хазар и потребовал плату дани. Те посоветовались и дали от каждого дома меч. Хазары передали это собственному князю и старейшинам и похвалились, что добыли необычную дань. Старейшины поинтересовались, где они ее взяли. Воины наверняка не знали названия народа, у которого получили дань. Поэтому ответили, что взяли это в лесу, над Днепром. Старейшины спросили как это называется. Воины не знали названия полученных вещей и без слов продемонстрировали мечи. Мудрые старейшины поняли значение необычной дани и предсказали князю, что народ, давший дань, сам будет получать дань с хазар. Это оказалось правдивым предсказанием. В будущем русские возьмут верх над хазарами.
О названии «Русская земля». 852−862 гг.
В это время впервые появилось понятие Русская земля. Тогдашняя летопись Византии сообщила о нападении Руси на Царьград. Однако земля все еще являлась разделенной. Варяги получали дань с племен на севере, включая новгородских словен. Хазары же получали дань с племен на юге, включая полян.
Гравюра Мюда Мечева
Племена на севере изгнали варягов за пределы Балтийского моря, не стали больше собирать для них дань и делали попытки самоуправления. Однако у них отсутствовало законодательство. По этой причине у них часто случались междоусобицы и войны, приводящие к самоуничтожению. В конце концов они пришли к единому решению, договорившись выбрать для себя общего князя, который был не из их племен. Этот князь стал бы управлять ими и судить в соответствии с законом. Племена отправили собственных представителей к племени варягов, носящих название Русь. Они предлагали варягам стать их князьями. За дело принялись три брата. Рюрик стал князем в Новгороде. Синеус оказался князем в Белозерске. Трувор стал управлять в Изборске. Спустя два года после кончины братьев вся власть оказалась в руках Рюрика. Он раздал города для управления представителям руси. Отсюда и появилось название нового государства – Русская земля.
О судьбе Аскольда и Дира. 862−882 гг.
Рюрику служили Дир и Аскольд. Они не были ему родственниками. По этой причине они стали просить разрешение у Рюрика, чтобы отправиться с собственными семьями в Царьград. Когда они плыли по Днепру то увидели небольшой город. Они спросили, чей это город. Им ответили, что тут жили Щек, Кий и Хорив. Братья основали данный город и скончались. Здесь отсутствовал правитель, а жители платили дань хазарам. Путешественники приняли решение остаться здесь, набрали большое количество варягов и стали править в Киеве. Рюрик же был князем в Новгороде.
Дир и Аскольд напали на Византию. Двести кораблей начали осаду Царьграда. Море было спокойно и Царь с патриархом Византии помолились об избавлении и обмакнули в море ризу Святой Богородицы. Внезапно появились большие волны. Корабли снесло, прибило к берегу и разрушило волнами. Единицы из нападавших смогли уцелеть и вернуться домой.
Тем временем скончался Рюрик. У него был сын Игорь пока еще очень маленький по возрасту. По этой причине перед кончиной Рюрик передал правление Олегу, который был его родственником. Олег стал захватывать города на юге. Он оказался у Киева и узнал о том, что там правили незаконные князья. Он спрятал в ладьях собственных воинов, подплыл к пристани с сыном Рюрика на руках и отправил местным князьям приглашение к себе, представившись купцом. Те прибыли к ладье и из нее тотчас выпрыгнули воины. Вынесли Игоря. Начался суд, на котором Олег изобличил Дира и Аскольда, после чего их убили.
О деятельности Олега. 882−912 гг.
Олег стал князем в Киеве и провозгласил, что этот город станет столицей. Помимо этого, он строил новые города и покорил большое количество племен, собирая с них дань.
Собрав огромное войско, Олег отправился с войной на Византию и пришел к Царьграду. Греки закрыли цепями вход в залив. Однако Олег дал распоряжение собственным воинам соорудить колеса и установить на них корабли. Ветер дул в сторону Царьграда. Воины раскрыли паруса и помчались в направлении города. Греки увидели это и испугались. Они просили не губить город и пообещали любую дань. Они вынесли князю угощение, но тот отказался от него, подозревая, что оно отравлено. Греки посчитали Олега бессмертным и стали молить о заключении мира. Олег приказал им выплатить дань всем воинам на кораблях и большим городам Руси. В знак победы князь повесил собственный щит на ворота Царьграда и вернулся в Киев.
После этого Олега прозвали вещим. Однажды на небе возникло нехорошее знамение. Это была звезда в виде копья. Князь же находился со всеми государствами в мирных отношениях. Он вспомнил о своем любимом боевом товарище – коне. Он уже долгое время не седлал его. Один из волхвов на его вопрос о собственной смерти когда то предсказал, что гибель его ожидает от любимого коня. По этой причине князь приказал не приводить к нему больше коня. Теперь же князь призвал старого конюха и поинтересовался у того, где его конь. Конюх сообщил, что конь скончался. Князь стал обвинять кудесника в обмане. Он отправился к останкам коня и пнул конский череп, из которого выползла змея и ужалила его. Из-за укуса ядовитой змеи князь умер. Так сбылось предсказание кудесника.
Гравюра Мюда Мечева
О смерти Игоря. 913−945 гг.
После кончины Олега князем стал Игорь. Древляне сразу отгородились от него, но Игорь пошел на них и обложил огромной данью.
Игорь долгое время собирал новое войско и вновь отправился на Византию. Он хотел отмщения за собственный позор. У него было огромное количество кораблей. Царь Византии отправил к Игорю самых знатных бояр. Он посулил князю дань больше той, которую он платил Олегу. Игорь в то время был около Дуная, собрал дружину и начал совет. Дружина опасалась и заявила, что следует согласиться, так как большего не нужно, а на чьей стороне окажется победа в случае битвы не известно. Игорь послушал дружину, взял дань, повернул назад и вернулся домой.
О мести Ольги. 945−946 гг.
У Игоря была супруга из Пскова, Ольга. После убийства мужа она осталась одна с маленьким сыном Святославом. Древляне решили, что Ольгу следует отдать в жены Малу, а судьбу сына решить на свое усмотрение. Они отправили к Ольге ладью, на которой находились двадцать знатных людей. Княгине сообщили, что внезапно приехали древляне. Она приняла гостей в каменном тереме и поинтересовалась у них о цели визита. Они ответили, что она должна стать супругой их князя. Княгиня пообещала утром воздать им положенные почести. Гости должны были теперь отправиться на свою ладью, а утром потребовать, чтобы их несли к Ольге в ладье. После их ухода она распорядилась выкопать большую могилу перед теремом. Утром княгиня послала за гостями. Жители Киева несли их в ладье. Во дворе ладью бросили в яму, после чего Ольга повелела живьем закидать их землей.
Ольга отправила требование древлянам, чтобы они прислали своих самых знатных представителей. Те выполнили ее требование. По приезду сватов княгиня отправила их в баню. Когда гости зашли в баню, ее заперли. Ольга дала распоряжение поджечь баню. Все гости сгорели.
Гравюра Мюда Мечева
Ольга сообщила древлянам, что уже отправилась к ним и велела им приготовить большое количество хмельного меда, чтобы она смогла оплакать собственного мужа. Древляне собрали большое количество меда и сварили его. Ольга с небольшой дружиной пришла на могилу, оплакала супруга и велела дружине создать высокую насыпь над могилой. После этого дала распоряжение начать тризну. Древляне сели за столы. Слуги княгини по ее приказу ухаживали за ними. Древляне поинтересовались насчет людей, которых посылали за княгиней. Ольга ответила, что они идут сзади. Когда древляне напились, княгиня приказала собственным слугам пить за них. Потом она ушла, приказав высечь древлян.
О крещении Ольги. 955−969 гг.
Ольга приехала в столицу Византии и предстала перед царем. Разговаривая с княгиней, царь поражался ее уму, а потом намекнул, что ей следует править с ним в столице Византии. Ольга поняла его и сказала, что является язычницей, но согласится окреститься, если ее будет крестить сам царь. Патриарх с царем окрестили ее. В крещении ее нарекли Еленой, патриарх благословил ее и отпустил. Затем ее пригласил к себе царь и сказал, что женится на ней. Ольга возразила, что не может стать его супругой, так как приходится ему духовной дочерью. Царь подтвердил, что она его перехитрила, одарил ее и отпустил домой. Когда княгиня вернулась в Киев, к ней прибыли послы от царя Византии, которые требовали обещанных ею ответных даров. Однако та развернула послов обратно.
Княгиня любила сына, молилась за него и за других людей. Она кормила Святослава, пока он не вырос и не возмужал. Потом занималась внуками. Позднее она разболелась и спустя три дня скончалась.
О войнах Святослава. 964−972 гг.
Святослав собрал большое количество воинов и часто участвовал в войнах. Он отправился на болгар, победил их, взял восемь десятков городов около Дуная и стал князем в Переяславце. Печенеги напали на Русь и осадили Киев. Жители города отправились к Святославу с просьбой вернуться в родные земли и защитить их. Князь выполнил их просьбу, вернулся и прогнал печенегов. Он заявил, что будет княжить в Переяславце, так как туда отовсюду свозились разные блага.
Святослав отбыл в Переяславец, однако болгары закрылись от него в городе, потом вышли к нему на битву. Они фактически одержали победу. Однако к вечеру князь взял реванш и ворвался в город. Святослав начал угрожать грекам, что завоюет столицу Византии, также как Переяславец. Греки пошли на хитрость и попросили его назвать количество воинов, чтобы выплатить дань на каждого из них. Святослав сообщил им о численности собственного войска, увеличив его в два раза. Греки выставили против него войско в пять раз больше по численности, а дань не заплатили. Войско князя увидели греки и испугались. Однако князь произнес воинственную речь и началась битва. Победу одержал Святослав. Греки бежали, а русский князь приближался к их столице, по дороге разрушая города.
Гравюра Мюда Мечева
Князь вернулся в Переяславец. Он увидел, что от дружины почти ничего не осталось. Он боялся, что царь Византии узнает об этом, и решил собрать на Руси войско, направившись к Днепру. Болгары в это время сообщили печенегам, что мимо них будет проплывать князь, у которого много ценностей и пленных, но мало дружины. Печенеги перекрыли князю дорогу. Святослав остановился на зиму у порогов. У него закончилась еда, начался такой голод, что за голову коня отдавали по половине гривны. Весной князь продолжил свой путь. Но на него напал князь печенегов Куря. Святослава убили, взяли его голову, из черепа сделали чашу, оковали снаружи и пили из нее, как из кубка.
О крещении Руси. 980−988 гг.
Владимир приходился сыном Святославу и ключнице Ольге. Но после смерти законных детей Святослава Владимир оказался единственным князем в Киеве. Рядом со своим дворцом он установил языческие идолы. Им в качестве жертвоприношения приводили дочерей и сыновей. У самого князя было четыре супруги и восемь сотен наложниц. Владимир был ненасытным в любовных отношениях. Он приводил к себе женщин, которые были замужем, растлевал юных девушек.
К князю явились булгары-магометане с Волги и сделали предложение принять их веру. Тот поинтересовался насчет тонкостей их веры. Булгары рассказали ему про обрезание, отсутствие свинины и спиртного в пище, о разрешении блуда. Князю понравились слова булгар, так как он любил женский пол. Однако ему не понравились речи про обрезание и свинину. А без вина, по его словам, невозможно веселье на Руси. Затем явились представители Папы Римского. Они заявили, что их Бог сотворил все живое и неживое, а на Руси богами являлись простые деревяшки. Князь поинтересовался насчет запретов в их религии. Посланники ответили, что у них все дозволено. Владимир прогнал их. Явились хазары, которые призывали князя вступить в иудейскую веру. Он спросил, где располагалась их главная земля. Те ответили, что в Иерусалиме. Владимир переспросил, а иудеи стали оправдываться тем, что Бог рассердился и рассеял людей по всей земле. Князь с возмущением ответил, что они не могут предлагать собственную веру и учить других, если их самих Бог отверг.
Затем греки отправили философа, пересказывающего князю Новый и Ветхий заветы, который продемонстрировал изображение Страшного суда. Владимир любил жизнь и со вздохом сказал, что хорошо на этом полотне людям с правой стороны, но плохо людям с левой стороны. Философ предложил ему покреститься, чтобы оказаться справа. Но князь решил подождать. Проводив гостя, он созвал бояр на совет. Те предложили отправить послов, чтобы посмотреть, кто и как служит Богу. Князь послал десять человек. После их возвращения Владимир снова собрал бояр. Вместе с ними они выслушали посланников, которые рассказали о всех верах и сделали вывод, что греческая лучше всех. Бояре добавили, что эта вера не могла быть плохой, раз ее приняла мудрая княгиня Ольга. Князь спросил у них о месте крещения. Место предоставили выбирать ему самому.
Спустя год князь все еще оставался не крещеным. В это время он пошел на город греков Корсунь, начал его осаду и поклялся, что если одержит победу, то проведет крещение. Он победил, но клятву не сдержал. Затем у царей Византии он потребовал отдать за него замуж их сестру. А иначе грозился с Царьградом сотворить то же самое, что и с Корсунью. Цари в ответ сказали, что христианки не могут быть женами язычников. Они велели князю покреститься. Тот настаивал на том, чтобы сначала прислали к нему невесту, а те, кто прибудет с ней, окрестят его. Цари отправили в Корсунь священников, сановников и сестру. В городе красавицу встретили и проводили в палаты. У Владимира начали болеть глаза, он не мог видеть, сильно переживал и не мог сообразить, как поступить. Царица заявила ему, что если он не окрестится, то не сможет избавиться от болезни. Князь принял крещение, прозрел и взял византийскую красавицу в жены. Большинство дружинников тоже окрестились.
Князь с супругой и попами Корсуня отправился в Киев. Там он распорядился убрать идолов: какие-то порубили, другие сожгли, Перуна же бросили в реку.
Потом князь велел всем явиться к реке. Тех, кто не придет, объявляли врагом. Люди шли и говорили, что это на пользу, раз сам Владимир и бояре окрестились. Утром князь с попами Корсуня и Царицына вышел к Днепру. Народу собралось огромное количество. Некоторые люди вошли в воду, те, кому места не хватило в воде, ждали на берегу. После завершения обряда все разошлись по домам.
На местах идолов князь распорядился поставить церкви. Он велел приводить на крещение всех людей.
О борьбе с печенегами. 992−997 гг.
Спустя три года к Киеву подошли печенеги. Владимир вышел против них, но проиграл и скрылся от врага под мостом. Спастись удалось лишь в день Преображения Господня. Поэтому князь дал обещание построить церковь в честь этого дня. Освободившись от неприятеля, князь построил церковь и устроил большой праздник. Потом праздник организовали в самом Киеве. Так поступали ежегодно. Любой человек мог получить во дворе князя в этот день что угодно. На повозках возили еду по городу для тех, кто самостоятельно не мог добраться до дворца князя.
Печенеги устраивали постоянные набеги. Они вновь пришли и устроили длительную осаду Белгорода. Русский князь не имел возможности отправить туда помощь. В городе начался большой голод. Горожане приняли решение сдаться. Старше, который отсутствовал на собрании, услышав о решении, попросил продержаться еще три дня и сделать то, что он скажет. Он велел принести хотя бы по горсточке пшеницы, отрубей или овса. Горожане принесли. Женщинам он велел сделать болтушку для приготовления киселя. Выкопали колодец, туда вставили чан, в который вылили болтушку. Затем сделали второй колодец, тоже вставили чан и отправились на поиски меда. Отваром из него наполнили второй колодец. Утром послали за печенегами. Они предложили им посетить их город. Печенеги решили, что горожане пожелали сдаться, и отправили людей в город. Горожане им заявили, что не смогут печенеги их одолеть, потому что у них имеется еда прямо из земли, и предложили им самим взглянуть. У первого колодца они сварили при гостях кисель, из второго колодца добавили в кисель медовый взвар. Попробовали гости, подивились и сказали, что князья их не поверят, пока сами не попробуют. Дали им с собой полную корчагу ингредиентов. Князья печенегов сварили, попробовали и тоже подивились. Затем обменяли заложников, сняли осаду и ушли.
О расправах с волхвами. 1071 г.
Однако во время неурожая в Ростовскую область явились два волхва и заявили, что им ведомо, кто скрывал хлеб. В каждой волости они обвиняли женщин, принадлежащих к знати, в утаивании еды. Голодающие приводили к ним родственниц, у которых волхвы якобы доставали из порезанного плеча еду. Большинство женщин они убивали, а все, что эти жертвы имели, присваивали себе.
Он устроил допрос волхвам. Спросил для чего они погубили такое количество людей. Те ответили, что убивали тех, кто скрывал от других еду в собственном теле. Убив их всех, можно будет вернуть урожай. И предложили продемонстрировать достоверность собственных заявлений. Ян сказал им, что в теле человеческом содержались лишь кости, жилы кровь. Волхвы заявляли, что лишь им известно, как был сотворен человеческий организм. По их словам, человека сотворил дьявол из тряпки, а Бог вложил в него душу. Воевода спросил, как зовут их Бога. Те ответили – антихрист, который находился в бездне. Ян сказал им, что это не Бог, а бес, которого Бог прогнал с небес. Он сообщил волхвам, что убьет их. Те заявили, что это может сделать только князь. Об этом им якобы сообщили боги. Однако их избили, выдрали бороды, вставили кляпы, привязали к борту корабля и пустили его по реке.
Ян спросил у пленников, о чем им говорили боги. Те отвечали, что боги им сообщили о гибели от рук Яна. Они стали обещать воеводе, что если освободит их, то получит большое количество добра. А если нет, то, наоборот, много горя. Ян же утверждал, что если отпустит их, то Бог его накажет, а если убьет, то получит от него награду. Находящимся рядом он предложил отомстить волхвам за убитых родственников. Волхвов убили и повесили на дубе. Затем их тела съел медведь.
Об ослеплении теребовльского князя Василька Ростиславича. 1097 г.
В Любече собрали совет внуки и правнук Ярослава Мудрого для создания договора о мире. Они договорились объединиться между собой и управлять только собственными вотчинами.
Давыд Игоревич и Святополк вернулись в Киев. Давыду сообщили, что василек и Владимир сговорились против него и Святополка. Он поверил этому и сказал Святополку, что Василько находился в сговоре с Владимиром, чтобы совершить покушение на них. Святополк поверил ему. Давыд предложил схватить Василько. Святополк согласился.
Василько явился в монастырь рядом с Киевом. Святополк послал к нему с просьбой подождать четыре дня. Тот отказался. Давыд накручивал Святополка, говоря, что Василько не считался с ним, находясь здесь. А вернется домой, вообще захватит все города Святополка. Он настаивал на том, чтобы Святополк позвал его немедленно, схватил и передал ему. Святополк позвал Василько.
Тот поехал, а по пути встретил дружинника, который попытался отговорить его от визита. Но Василько его не послушал. Приехал он на княжеский двор, где его встретил Святополк. Гостю предложили позавтракать. Он согласился. Святополк ушел отдать распоряжение, оставив Василько и Давыда одних. Гость пытался разговаривать с Давыдом, но тот молчал. Потом Давыд встал и вышел. Василько же заперли, заковали и поставили стражу.
По пути остановились на рынке в Звиждене. С пленника сняли рубаху и отдали попадье, чтобы постирала. Она постирала, надела на Василько и стала оплакивать его, словно мертвого. Пленник пришел в себя, услышал плач и поинтересовался о собственном месте пребывания. Ему ответили. Потом он попросил воды, попил, опомнился, пощупал рубашку и спросил, для чего ее снимали.
Затем его доставили во Владимир-Волынский. Владимиру стало известно об участи Василько. Он тут же отправился к Олегу и Давыду Святославовичам с предложением исправить свершенное зло, чтобы не допустить братоубийства. Они собрались и послали к Святополку, чтобы узнать причину его поступка. Тот ответил, что это сделал не он, а Давыд. Однако князья возразили ему, что ослепление было совершено в его городе, а не Давыда. А если этот поступок совершен был Давыдом, то они требовали, чтобы Святополк схватил его или прогнал. Он согласился и князья заключили мир. Затем они прогнали Давыда в Дорогобуж. Там он и скончался. Василько вновь стал князем Теребовля.
О победе над половцами. 1103 г.
Владимир Мономах и Святополк Изяславич вместе с собственными дружинами проводили совещание в шатре насчет похода на половцев. Дружина князя Святополка отказывалась идти. Владимир стал стыдить их и Святополк согласился идти в поход. Послали за остальными князьями.
Половцы узнали о походе Руси и организовали совет. Князь Урусоба предложил попросить перемирия. Однако другие князья заявили, что не боятся и готовы воевать. Войска противников двинулись друг на друга. При виде русских войск половцев охватил ужас, они замедлили свое наступление. Русские же бодро наступали на противника. Половцы бросились бежать. Во время битвы было убито двадцать князей половцев. Белдюзь оказался в плену.
Как Вы запомнили содержание «Повесть временных лет»?