В поликлинике нет терапевта что делать
В поликлинике нет нужного врача, а направление в другую больницу не дают: что делать и куда жаловаться?
Кризис в российском здравоохранении все никак не закончится: врачей все еще не хватает, а те, что есть – разбегаются по страховым компаниям и частным клиникам. Бесплатная медицина есть, но она остается в сильно урезанном варианте и иногда к нужному врачу вообще никак не попасть. Мы разобрались, что нужно сделать в этой ситуации.
Как устроена запись к узкому специалисту по ОМС
Лечиться в России можно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), и в большинстве случаев можно обойтись без дополнительных расходов. Полис покрывает достаточно много видов заболеваний, диспансеризацию, вакцинацию, частично стоматологию, а некоторые тяжелые заболевания финансируются государством по отдельным программам.
Так обычно говорят чиновники и политики. На практике ситуация в здравоохранении может быть несколько иной. Действительно, попасть на прием к терапевту обычно можно в течение суток с момента обращения (если по записи), а к узкому специалисту – в течение 14 дней.
Алгоритм действий пациента весьма простой:
Кстати, если у человека состояние, которое требует немедленной помощи (острая боль, температура и т.д.), то его должны принять в течение 2 часов – безо всякой записи.
Соответственно, узкие специалисты не примут никого без направления от терапевта. Другой вопрос – что записываться на прием к узкому врачу, скорее всего, пациенту придется самостоятельно.
И главное – если такого узкого врача нет в поликлинике, с большой долей вероятности у пациента будут проблемы.
Нет узкого специалиста – что делать?
Узкого специалиста, прием которого необходим пациенту, может не оказаться в данной поликлинике. Такое происходит по разным причинам: например, врач ушел в отпуск, уволился, или его изначально там не было (например, онколог принимает в специализированных учреждениях).
В этом случае с точки зрения закона есть буквально один вариант дальнейших действий: врач должен выписать направление по форме 057/у-04 , в которой указывается, в какое учреждение направляется пациент (оно обязательно должно работать по ОМС). Обычно эта справка выдается тем, кого направляют в стационар на госпитализацию, но ее используют и при отсутствии профильных специалистов в поликлинике.
Проблема в том, что получить такую справку получается далеко не везде. Формально повод для отказа может быть один: прием специалиста в другом учреждении пациенту не требуется по медицинским показаниям. В реальности врачи часто на словах отказываются выписывать такую справку.
В беседе с пациентом ему говорят, что нужного врача нет и на прием к нему лучше сходить в ближайшую частную клинику. Конечно, это не совсем законно, но побороть явление все еще не получается. Причина этого – когда другое учреждение примет пациента по направлению, деньги за него получит именно оно.
Другая проблема – к нужному врачу запись возможна, но она растягивается на несколько месяцев вместо максимально допустимых 14 дней. И это тоже нарушение, за которое поликлиника должна нести ответственность.
Как говорит Юрий Рыбко из «Центра медицинских знаний», возможных вариантов действий у пациента есть много – начиная от «мирных» попыток договориться, и заканчивая жалобами:
Ситуация, когда в лечебном учреждении нет нужного специалиста или к нему слишком большая очередь, не редкость. Есть несколько вариантов решения данного вопроса.
Юрий Рыбко, врач-организатор здравоохранения ООО «ДМЦНЭиО «Центр медицинских знаний»».
Другими словами, если пациенту отказывают в реализации его законного права на медицинскую помощь, нужно обращаться в разные инстанции – начиная от главврача, и заканчивая территориальным фондом ОМС.
Точно так же работает система и в случаях, когда пациенту не дают направление на бесплатные анализы и некоторые виды диагностики (например, МРТ). Если врач настойчиво предлагает обратиться в частный центр и пройти процедуру за свои деньги, это нарушает права пациента.
Правила требуют, чтобы пациенту выдали направление по форме 057у на необходимую для него процедуру, и, например, в случае с МРТ пациент должен ждать обычно не более 30 дней.
Правда, у всего есть обратная сторона. Врач может не выписывать направление не из вредности и не из желания сэкономить деньги поликлиники. Часто он руководствуется интересами пациента:
Поэтому, если врач отказывается выписать направление, лучше напрямую спросить у него, почему он так поступает. Иногда они – в первую очередь врачи, а уже потом бюрократы, и действуют лишь во благо пациента.
Куда жаловаться и помогут ли жалобы
Что касается жалоб и обращений по поводу качества и доступности медицинской помощи, то тут все неоднозначно: если пожаловаться на действия врача, его, вероятно, накажут (и чаще всего материально). Но если город небольшой и врач по такой специализации всего один, в будущем это может повлечь предвзятое отношение к пациенту.
Тем не менее, в настоящее время жалобы остаются едва ли не единственным действенным механизмом для защиты прав пациентов.
Если пациент столкнулся с какими-то проблемами (ему прописали заведомо недействующие гомеопатические препараты или отказали выдать направление к специалисту), есть определенная очередность, куда жаловаться:
Часто бывает так, что страховая компания сама решит проблему за пациента, после чего ему просто скажут, куда подойти за талоном на запись к врачу.
Но даже если в городе всего один специалист нужной квалификации, и принимает он только в частной клинике, а до другого врача ехать сотни километров, вряд ли поможет даже прокуратура. Однако выход есть и здесь: можно обратиться в частную клинику за свой счет, а потом попытаться вернуть деньги через суд.
Конечно, главное – чтобы это обращение к специалисту было назначено терапевтом, иначе никто ничего не компенсирует.
Как говорит Надежда Тризна из «ЛьготОтвет», жалобы в российской практике обычно помогают – их достаточно подробно рассматривают и должны предоставить ответ пациенту:
Если утвержденные сроки нарушаются, снова придется жаловаться в те же инстанции. Кроме того, можно подключить Росздравнадзор и местные органы управления здравоохранением (например, департамент). Сделать это можно как письменно, при личном визите, так и через интернет. Обычно на сайтах этих контролирующих организаций есть специальные формы обратной связи, где можно оставить жалобу, указав свои контактные данные. Все обращения отрабатываются: даже на благодарности отвечают по электронной почте, а жалобу уж точно должны будут разобрать от и до.
Надежда Тризна, редактор издания «ЛьготОтвет».
Так что закон достаточно неплохо защищает права пациентов. Нужно лишь помнить о том, что поданная жалоба не увеличит число врачей и не добавит им несколько часов приема каждый день.
Скорее всего, если пациента усилиями страховой компании и главврача «втиснут» в график приема, врачу просто придется поработать дольше – и дополнительная оплата ему за это полагается далеко не всегда.
Альтернатива – частные клиники и ДМС
Как уже можно было понять, государственной медицине решить все проблемы пока не удалось. Особенно сильно это ощущается в небольших городах, где может не хватать многих важных специалистов, и никакими жалобами их невозможно материализовать.
Альтернативой остаются частные клиники, которые активно захватывают рынок медицинских услуг в России. Зачастую в них работают врачи, уволившиеся из государственных поликлиник, или совмещающие работу сразу в двух местах.
Правда, доходы населения в реальном исчислении не растут уже несколько лет, и отдать 1000-1500 рублей за прием специалиста и 2000-3000 рублей за диагностическую процедуру вроде ЭКГ или УЗИ людям крайне затруднительно.
Выход есть и тут – определенное количество частных клиник работает по ОМС. Мы уже писали об этом подробно. Если рассказать вкратце, то некоторые частные клиники предлагают прием разных врачей в рамках ОМС – от первичного приема терапевтом до консультации профильным специалистом.
Проблем у частной медицины при работе в системе ОМС хватает. Это недостаточные квоты (фонд ОМС готов оплачивать прием лишь некоторого количества пациентов), низкий тариф в системе, сложная и запутанная отчетность.
Как правило, в системе ОМС работают частные клиники в новых районах (где других вариантов нет вообще), центры МРТ и гемодиализа, некоторые стоматологические клиники. При прочих равных условиях пациенту предпочтительно обратиться именно в частную клинику – уровень комфорта там выше, а очередей почти нет.
Однако есть и еще один альтернативный вариант – оформить полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). Это программы страхования, предлагаемые медицинскими страховыми компаниями уже за деньги. Чаще всего ДМС оплачивает работодатель, но иногда такой полис покупают и обычные люди.
ДМС может стоить 20 тысяч рублей в год, а может – и все 100. Самые дешевые программы похожи на ОМС, отличия лишь в праве записаться на прием без очереди и в чуть большее количество медицинских учреждений. Запись по ДМС бывает двух видов:
На практике программа ДМС может сработать даже в минус – если по ОМС врачи без промедления приступят к оказанию помощи, то по ДМС они должны дождаться гарантийного письма из страховой компании.
Кроме того, большая часть программ ДМС покрывает лишь те страховые случаи, когда жизни пациента что-то угрожает. Если это плановый прием терапевта, то полис может его и не покрывать.
Особенно невыгодно покупать полис ДМС в небольшом городе, где с ними может не работать ни одна клиника (просто по причине их отсутствия), а в государственной поликлиники пациенты с ОМС и ДМС будут иметь одинаковые права.
Тем не менее, бывают случаи, когда лучше обратиться к врачу «здесь и сейчас» за деньги, чем ждать записи на прием и терять драгоценное время. Здоровье в этом случае может оказаться дороже денег.
Прием открыт
Что делать пациенту, если время ожидания превышено?
Наталья Стадченко: В этом случае медучреждение нарушает права человека на доступную медпомощь, поэтому нужно звонить в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Страховой представитель организует попадание человека к узкому специалисту в течение 14 календарных дней.
За эффективную организацию медпомощи в регионах, правильную маршрутизацию пациентов, доступность помощи в отдаленных районах и прочее отвечают региональные власти.
В этом году у нас должна появиться возможность проходить диспансеризацию по вечерам и субботам. Вырастет нагрузка на врачей?
Наталья Стадченко: Врачи будут получать дополнительно заработную плату за увеличенную нагрузку, связанную с диспансеризацией и профилактикой.
Диспансеризацию можно пройти только в своем регионе? Или человек может поехать в отпуск и пойти в любую поликлинику?
Наталья Стадченко: Диспансеризация может быть пройдена как в медицинской организации, к которой человек прикреплен, так и в любой другой без привязки к региону, в том числе это можно сделать, находясь в отпуске или командировке. Ограничений нет. Но нужно забрать результаты обследования и привезти их своему терапевту.
О необходимости диспансеризации должны напоминать страховые представители, работающие в рамках обязательного медицинского страхования.
Какие новые исследования появились в этом году в диспансеризации?
Нужно ли выводить из ОМС аборты, которые делаются не по медицинским показаниям?
При обращении в страховые медицинские организации часто получаешь формальный ответ: прочитайте приказ Минздрава. Разве такими должны быть консультации?
Наталья Стадченко: Это недопустимо. Страховые компании и страховые представители не имеют права отправлять к нормативно-правому акту. Они могут при необходимости на него сослаться, простым, доступным языком рассказать его суть, на что человек имеет право благодаря закону. Сам он может не понять юридических терминов и формулировок.
Если у вас есть факт, что страховой представитель порекомендовал самостоятельно изучить некий приказ или не подсказал, как поступить в той или иной ситуации, не защитил вас, если нарушаются ваши права, надо обращаться в территориальный фонд ОМС. Во всех регионах есть «горячие линии», все эти случаи разбираются.
Фонд с Минздравом разработал законопроект, который ужесточает требования к страховым организациям. О чем речь?
Наталья Стадченко: Есть страховые компании, которые нарушают законодательство. Мы можем выехать к ним с проверкой, наложить штраф (до 10 процентов от суммы средств компании на ее управленческие расходы). В 2018 году на страховые компании наложено штрафов на 130 миллионов рублей. Но этого недостаточно.
Планируется, во-первых, изменить процедуру получения лицензии в системе ОМС. Например, сделать одним из критериев наличие обученных страховых представителей всех уровней. Во-вторых, установить понятные и прозрачные критерии, при невыполнении которых последует расторжение договора между фондом ОМС и страховой медорганизацией. У нас есть случаи, когда страховая компания, например во Владивостоке, систематически нарушает законодательство, штрафуется, продолжает нарушать, и сейчас у нас нет права разорвать с ней отношения. Надеюсь, после принятия закона такие полномочия у нас появятся.
Получается, если где-то в регионах плохая организация здравоохранения, то дело не в деньгах, а в организации работы на местах?
В качестве критериев могли выступать личные отношения между главврачом и чиновниками. В итоге у недофинансированных медучреждений возникали кредиторские задолженности, качество медобслуживания в них становилось еще ниже. А в регионах, корректно выполняющих федеральное законодательство, не было проблем с качеством и доступностью медпомощи. С этого года «кумовские сценарии» стали невозможны. Сейчас тарифы могут различаться только в зависимости от уровня оказания медпомощи и от уровня учреждения.
Количество людей, получивших высокотехнологическую помощь, с 2014 года выросло до 1,1 миллиона.
Наталья Стадченко: С этого года «кумовские сценарии» стали невозможны. Тарифы могут различаться только в зависимости от уровня оказания медпомощи и от уровня учреждения.
Вы имеете право на бесплатные анализы по ОМС
Сказ о том, как юрист пришел в больницу
Я юрист и не люблю переплачивать за анализы.
Моя жена, врач районной больницы, говорит, что в большинстве случаев их можно сдать бесплатно. Я разобрался в вопросе.
Теоретически все просто: каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Иди в поликлинику, получай направление и сдавай анализы. На практике все не так: в лаборатории может не быть реагентов, анализ делают за дополнительную плату, а иногородних не принимают.
В этот момент велик соблазн плюнуть и пойти в частную лабораторию, где вам сделают любые анализы за ваши деньги. Но не торопитесь: дело в том, что вы за анализы уже заплатили своими страховыми взносами. В большинстве ситуаций анализы вам должны делать бесплатно, а проблемы с реагентами — это не ваши проблемы.
Памятка: ваши права
Вы имеете право получать медицинскую помощь по базовой и территориальной программам медицинского страхования.
Анализы входят в медицинскую помощь.
Вы имеете право получать полную и достоверную информацию обо всех медицинских услугах, которые вы получаете, в том числе о платных и бесплатных вариантах лечения.
Если у клиники нет технической возможности оказать вам полагающуюся по закону помощь, она должна направить вас в другое лечебное учреждение, где эта возможность есть. Все это по-прежнему бесплатно.
Если ваши права нарушены, вы имеете право пожаловаться в страховую компанию и оспорить решение врача или клиники.
Все телодвижения должны быть документально подтверждены.
Вкратце: как сдать анализы по ОМС
Прикрепиться к поликлинике
Все граждане России застрахованы в фонде ОМС. В каждом регионе всего одно территориальное отделение фонда ОМС, а больниц и пациентов много. Поэтому фонд направляет собранные средства в страховые медицинские организации, которые оплачивают больницам и поликлиникам ваши медицинские услуги. Для вас они бесплатные, но по факту за них платят из ваших же денег.
Чтобы пользоваться медицинскими услугами бесплатно, вам нужно получить полис ОМС и прикрепиться к поликлинике. Где и как получить полис, мы уже подробно рассказывали в отдельной статье.
Прикрепляйтесь к поликлинике рядом с домом: туда вам будет удобнее всего обращаться. Менять лечебное учреждение можно не чаще одного раза в год, кроме случаев официальной смены места жительства.
Полис ОМС в телефоне
Чтобы оказать вам помощь по страховке, поликлиника должна знать его номер. Физически предъявлять его необязательно, достаточно иметь фотографию в телефоне.
Если у вас нет реквизитов полиса ОМС, позвоните в страховую компанию, которая выдала полис. Если не помните название страховой, посмотрите в интернете номер территориального фонда ОМС, в котором вам выдали полис, и уточняйте там.
Медицинская помощь в другом регионе
Если пациент с московским полисом ОМС обратится в поликлинику в Сочи, он сможет получить помощь только в размере, который предусматривает так называемая базовая программа.
Базовая программа — это перечень бесплатных медицинских услуг, который действует на территории всей страны.
Регионы утверждают дополнительные перечни бесплатных услуг — они называются территориальными программами. Их можно получить, только если ваш полис ОМС выдал регион, принявший программу.
Например, москвич Владимир временно жил и работал в Челябинске. Ему потребовалось сделать пробу Манту. Этот анализ предусмотрен территориальной программой Челябинской области, но его нет в базовой. В связи с этим в больнице Владимиру отказались делать этот анализ. Устно пояснили, что в 2016 году больницу оштрафовал территориальный фонд за то, что Манту сделали бесплатно пациенту с полисом из другого региона. Это законно.
Если едете в отпуск или на работу в другой регион, берите с собой полис ОМС. Если медучреждение отказывается вас обслуживать, звоните в территориальный фонд ОМС в этом регионе.
Если вы планируете надолго поехать в другой регион, заранее переоформляйте полис ОМС. Заменить страховую организацию можно один раз в течение календарного года и не позднее 1 ноября.
Некоторые медучреждения утверждают, что работают только с определенными страховыми организациями. Это незаконно: полис ОМС — единый по всей стране. Если отказывают в обслуживании, звоните в вашу страховую компанию и просите соединить с отделом защиты прав граждан. Телефон страховой компании указан на обороте вашего полиса ОМС. Вообще в любой непонятной ситуации с ОМС звоните в страховую.
Выучите фразу: пациент по закону имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории страны. Это написано в ч. 1 ст. 16 закона об обязательном медицинском страховании.
Если надо сдать анализы в другом регионе
Бывает так, что подтвержденного заболевания нет, но анализы сдать нужно. Например для участия в соревнованиях.
По закону вы можете это сделать: ст. 3 закона об ОМС сообщает, что страховой случай — это не только заболевание, но и профилактические мероприятия. Анализы как раз нужны, чтобы определить, есть болезнь или нет. Поэтому настаивайте на необходимости получить объективные данные, а не субъективную оценку вашего здоровья врачом или работником регистратуры. Ссылайтесь на закон.
Если в региональном медучреждении, куда вы пришли за анализами, нет технической возможности провести исследование, врач должен дать вам направление на обследование в другом лечебном учреждении, участвующем в системе ОМС в этом регионе.
При этом пациент может бесплатно сдать анализ и в частной клинике, участвующей в системе ОМС. Перечень коммерческих лечебных учреждений, оказывающих бесплатные медицинские услуги, можно узнать в территориальном фонде или на сайте ФОМС: ч. 1 ст. 15 закона об ОМС.
Существует ли список бесплатных анализов
В законодательстве нет конкретного перечня бесплатных анализов. Иногда и сами врачи не знают, бесплатный анализ или платный.
Например, в перечень базовой программы включено заболевание эндокринной системы — сахарный диабет. Это значит, что по направлению эндокринолога пациенту должны бесплатно сделать анализ крови на уровень сахара. Скорее всего, с этим анализом у пациента не будет проблем.
Но если по результатам анализа установят проблему, пациенту придется искать причину заболевания и сдавать для этого другие анализы, например гормоны. Не у каждой больницы есть оборудование, позволяющее сделать такой анализ. Врач может отправить пациента в частную лабораторию.
Но есть список анализов, которые бесплатно назначают по ОМС без проблем. Врачи сами заинтересованы в их проведении, потому что они входят в диспансеризацию:
На самом деле алгоритм проверки доступности анализа по полису ОМС простой. Что проверить:
Когда не нужно платить за лечение и куда жаловаться, если требуют денег
В России есть понятие бесплатной медицины. Имеется в виду, что за некоторые услуги граждане ничего не должны платить из своего кошелька. Эти расходы на лечение оплачивает государство и страховые компании. Все это регулируется законами и программами, которые невозможно полностью изучить и понять обычному человеку. Поэтому иногда люди платят за то, что можно получить бесплатно, ждут дольше положенного или вообще не обращаются за помощью, хотя бюджет выделяет на это деньги.
Минздрав выпустил памятку, где собрал все важное, что людям нужно знать о лечении, деньгах и защите прав. Памятка хоть и меньше закона, но все равно большая и не очень понятная. И там не все, что желательно знать. Лет через десять они научатся говорить на человеческом, а пока что мы исполним обряд перевода.
Желтой плашки сегодня не будет
Прочитайте всю статью, чтобы быть в курсе своих прав. Как говорят, дьявол в деталях.
Какие виды медпомощи оказывают бесплатно
Россия гарантирует, что предоставит вам некоторые медицинские услуги бесплатно. На самом деле они не бесплатные, но за них платят не люди, а бюджет и фонд медицинского страхования.
Чтобы получить эти услуги, нужно иметь полис ОМС : он подтверждает, что вы застрахованы и государство выделяет деньги на ваше лечение. Иногда полис не нужен, а помощь все равно окажут всем и бесплатно.
По закону не нужно платить за такие виды помощи:
Никогда не нужно платить за экстренную помощь. Даже частная медицинская организация обязана оказать ее бесплатно и без полиса. Если есть угроза жизни, можно обратиться в любое медучреждение — платное или бесплатное, по месту прописки или в другом городе. За отказ спасти человека или если за такое требуют денег — уголовная ответственность.
Кому положены бесплатные лекарства
Кроме консультаций, лечения, диагностики, скринингов и операций в некоторых случаях положены бесплатные лекарства. Но лекарства выдают не вообще при любом обращении, а, например, только в стационаре, при вызове скорой или конкретных заболеваниях. Если обращаться за амбулаторным лечением, бесплатные лекарства положены при определенных диагнозах, некоторым категориям пациентов или их можно купить со скидкой 50%.
Сколько нужно ждать, пока вам помогут
По срочности медпомощь делится на три вида:
Для каждого вида — свои сроки ожидания. Максимальные сроки устанавливает не поликлиника и не конкретный врач, а закон. Если скорая при инфаркте едет три часа — это нарушение. А вот ждать, пока проведут томографию, можно и две недели — все по закону.
Сроки ожидания медпомощи
Сроки ожидания медпомощи
Когда нужно платить за лечение
Хотя медицина бесплатная, иногда за помощь и лечение нужно платить.
По желанию. Потому что за это не платит бюджет или хочется быстрее. Например, можно прийти в бесплатную поликлинику, попасть на прием к терапевту или эндокринологу за счет бюджета, а анализы сдать платно: чтобы в удобное время, а не в рабочий день.
Хочется лечиться платно. То есть ходить не к окулисту в свою поликлинику, а в продвинутый медцентр с лазерными технологиями. А зуб ребенку удалять не по талончику, а платно с анестезией, игрушками и под музыку.
Нужен сервис получше. Услуги за деньги могут быть не только медицинские. Например, после бесплатной операции или родов можно попросить платную палату.
Государство лечит не так. В законах есть порядок — как оказывать медицинскую помощь. При такой болезни лечат так, процедуры такие, материалы вот эти. Если пациент хочет получать медицинские услуги в другом порядке, ему могут предложить их платно. Например, талончик к эндокринологу нужно ждать две недели. Если заплатить, могут принять быстрее. Тут нет нарушения. Обход правил — за деньги.
Анонимное лечение. Чтобы государство оплатило прием, операцию или лекарства, нужно знать, кто за ними обратился. Больницы отчитываются по каждому человеку и его лечению. Если хочется сохранить личность в тайне от государства, можно заплатить. По ОМС получить анонимную помощь нельзя, но можно зашифровать персональные данные цифровым кодом.
Нет полиса или гражданства. Чтобы получать бесплатную помощь, нужно быть застрахованным. Полис могут выдать и без гражданства, но просто так прийти к терапевту в поликлинику проверять зрение нельзя. Без полиса бесплатно примут только в экстренных случаях. Полисы выдают даже безработным, детям и предпринимателям. За это не всегда приходится платить взносы, но сам документ нужно оформить.
Обращение в другую поликлинику или больницу. Каждый человек закреплен за каким-то медучреждением по прописке или по личному выбору. Выбирать можно не чаще раза в год. Но можно в любое время прийти в другую поликлинику или не к своему врачу — за деньги.
Что делать, если врачи навязывают платные услуги?
Предлагать платные услуги, материалы и обследования — это само по себе еще не нарушение. По закону можно предложить пациенту оплатить дорогой шовный материал, если с ним лучше заживает и его потом не нужно снимать. Бесплатно будут использовать российский, а за деньги — немецкий.
Но в таком случае пациенту должны дать весь расклад: он должен понимать, что бесплатно его все равно не оставят без швов и анестезии. Врач может предложить что-то получше, но не заставлять платить за сам факт лечения, если оно может быть бесплатным по закону. От предложения доплатить всегда можно отказаться.
Если врач именно навязывает услуги за деньги и намекает на плохое лечение или задержку обследований без доплаты, нужно жаловаться.
Куда жаловаться, если требуют денег?
Если в поликлинике или больнице с вас требуют денег за то, что должны делать бесплатно, пишите жалобы:
Если вы не захотели платить и вас из-за этого плохо лечили, не сделали нужные анализы или выписали раньше времени из больницы, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Пациент государственной больницы — такой же потребитель услуг, как клиент парикмахерской, химчистки или языковой школы. Ваши права защищает закон. За плохое лечение с больницы можно потребовать компенсацию. Но сначала — написать претензию самой больнице, такой порядок.
Кто такие страховые представители и зачем они нужны?
Если у вас есть полис, вы застрахованы в конкретной страховой компании. Она получает за это деньги. А больницы и поликлиники получают деньги от нее.
Специально обученные люди должны следить, как лечат их клиентов, не нарушают ли их права и не требуют ли от них лишних денег. Если что-то непонятно по поводу лечения и платежей, можно позвонить в страховую и разобраться. Иногда представители страховых компаний сидят прямо в поликлиниках.
Вот какие проблемы поможет решить страховой представитель:
Телефон страховой компании указан на полисе. В любой непонятной ситуации звоните туда. Можно прямо из кабинета врача.