В первый класс что нужно знать ребенку при поступлении
Что должен знать и уметь будущий первоклашка?
Собеседование – это тоже испытание. А потому готовиться к нему очень даже нужно.
Вот какого багажа знаний ждет от будущих первоклашек отечественная система образования.
Общее развитие
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Как проходит собеседование?
Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.
Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.
Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.
Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.
Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.
Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…
Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.
Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».
При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.
Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.
Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?
Готов ли ваш ребенок к школе?
В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Чем ближе школьный возраст, тем активней родители начинают интересоваться, что должен знать их ребенок и какие требования при поступлении в 1 класс, ведь каждый год программа меняется, и в 2021 году к малышу уже будут другие требования. У каждой школы свой перечень навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник, но основа все же одинакова, так как все учебные заведения ориентируются на требования, описанные в ФГОС.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.
Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.
Общее развитие
Дошкольник должен знать общую информацию:
Математика
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
Чтение
Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:
Развитие речи
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
Культура и общение
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
Моторика
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов
Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.
Симптом неготовности | Помощь ребенку |
---|---|
Сложное усвоение чтения печатных букв или письма | Прежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним. |
Не может сделать звукобуквенный анализ | С помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи. |
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита. | Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры. |
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й». | Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме. |
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая». | Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык. |
Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.
Как пройти собеседование в школу
Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.
Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:
Дети зачастую стараются получить одобрение родителя в процессе, поэтому их присутствие станет еще и дополнительной мотивацией;
Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:
Памятка родителям первоклассника
Окружающая среда. Знание таких тем:
Обязанности и права родителей
Также ребенок должен уметь:
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.
На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников
Smile19 / Depositphotos.com |
По данным, озвученным Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым на брифинге о готовности системы образования к началу учебного года, в этом году в 39 тыс. школ пойдут 17 млн учащихся, что примерно на 300 тыс. школьников больше, чем в прошлом году. Из них около 2 млн – это первоклассники. Для последних начнется новый период в жизни – им не только предстоит привыкать к новым формам организации учебного процесса, но и придерживаться четкого расписания, соблюдать дисциплину, налаживать социальные связи с педагогами и одноклассниками.
Пока родители первоклассников были заняты сбором своих детей в школу, немногие из них задавались вопросами о том, какая учебная нагрузка ждет их ребенка в первом классе, каким требованиям должны соответствовать помещения, в которых детям предстоит проводить немало времени, как должно быть обеспечено их питание и предусмотрены ли какие-то особенности организации образовательного процесса именно для первоклассников.
Ответы на эти и другие вопросы попробуем найти в законодательных нормах и санитарных правилах, а также в рекомендациях заинтересованных ведомств.
Несмотря на то что в каждой школе – своя специфика, свои уставы и правила, есть ряд общих, обязательных для всех школ, требований, которые должны соблюдаться всеми общеобразовательными организациями, в том числе теми, которые реализуют программы начального общего образования. Это касается вопросов, связанных с:
Об этих требованиях мы рассказывали ранее. Здесь практически нет исключений для обучающихся первых классов, разве что в части:
К первоклассникам частично применимы и общие требования к организации образовательного процесса – например, относительно начала первого урока (не ранее 8.00), недопустимости проведения нулевых уроков и т. п. (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20), продолжительности перемен между уроками – не менее 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут или вместо одной большой две перемены по 20 минут каждая.
Максимальное количество обучающихся в классе в настоящее время не ограничено конкретным числом – оно определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20).
Не менее важным является общее положение о запрете включения расходов на реализацию образовательной программы, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (например, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.) в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (ч. 9 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон об образовании, Письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»).
Остальные требования применяются с некоторыми особенностями в отношении обучающихся 1-х классов.
К требованиям, которые применяются к 1-м классам с учетом некоторых особенностей, можно отнести следующие:
Если в общеобразовательной организации осуществляется присмотр и уход в группах продленного дня, то также должны быть созданы условия, включающие организацию полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения (абз. 19 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Еще в 2000 году Минобразования России совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Институтом возрастной физиологии и Центром начального образования Института общего среднего образования РАО выпустило Письмо от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 с рекомендациями по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. В нем, в частности, содержатся советы по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Речь идет о наиболее напряженном для всех детей периоде адаптации – в течение первого месяца, когда не рекомендуется повышать нагрузку и темп работы, а учителю предлагается быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. «Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей», – говорится в письме.
Специалисты ведомства призывают учителей в период адаптации детей в школе не делать им резких замечаний, не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях. Они полагают, что в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в привычном для него темпе и без замечаний типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т. п.
Что касается стиля общения учителя с первоклассниками, то здесь тоже следует учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т. п.», – подчеркивается в документе.
Требования к выполнению школьных норм поведения рекомендуется вводить постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий, используя при этом игровые и творческие задания, применяя моделирующую деятельность со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т. п.
В дополнение к указанному письму было выпущено Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13, в котором помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, акцентировано внимание на специфике организации уроков по отдельным предметам – математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, труду.
Отметим, задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Несмотря на то что указанные письма были разработаны давно и носят не нормативно-правовой, а рекомендательный характер, они не противоречат действующим СанПиН и вполне могут быть применены на практике и сейчас. Ведь эксперты утверждают, что если педагог не будет учитывать трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
В соответствии со ст. 66 Закона об образовании начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Первоклассникам предстоит освоить азы чтения, письма, счета, получить основные навыки учебной деятельности, познать элементы теоретического мышления, научиться простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни (ст. 66 Закона об образовании). Эти навыки и умения будут закрепляться и в последующих классах начальной школы.
Программа начального общего образования включает три раздела:
Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80% (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При ее реализации допускается применение различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, модульного принципа представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. ФГОС допускает также дифференциацию обучения при реализации программы начального общего образования. Речь идет о делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметов (п. 20 ФГОС). При этом проведение сдвоенных уроков в 1-х классах запрещено, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
В целом общий объем учебной нагрузки для первоклассников при 5-дневной учебной неделе не должен превышать 21 часа, а недельный объем внеурочной деятельности – 10 часов. Сама структура урока в первом классе должна быть «дробной», то есть включать несколько, желательно связанных единой темой, видов деятельности. Их количество может варьироваться в пределах 3-7, при этом чередовать их надо каждые 5-7 минут (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Регламентирована также плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, – 60-80%. Обязателен минимум двухминутный перерыв во время занятий для гимнастики (Таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения (п. 21 ФГОС).
К использованию при реализации образовательных программ начального общего образования допускаются только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. Этот перечень включает в себя только те учебники, которые прошли экспертизу, проводимую ведомством при участии уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5-6 ст. 18 Закона об образовании). Стоит отметить, что он предоставляет достаточно широкий выбор учебников, выпущенных разными издательствами и подготовленных разными группами авторов.
Перечень учебников для начальной школы был обновлен в 2020 году Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766. Его актуализированная редакция применяется с 13 марта 2021 года.
В части учебников следует также обратить внимание на положения п. 36 ФГОС, который определяет учебно-методические условия реализации программы начального общего образования. В нем закреплена обязанность образовательной организации предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников и (или) учебного пособия в печатной форме, допускаемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю. Это относится не только к тем учебникам, которые входят в обязательную часть указанной программы, но и к тем, которые необходимы для реализации программы, формируемой самими участниками образовательных отношений (п. 36.1 ФГОС).
Дополнительно разрешено предоставлять учебные пособия в электронной форме на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему в обязательную и дополнительную части программы. Кроме того, обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (далее – ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Наконец, необходимыми комплектами учебников и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана должна быть укомплектована и школьная библиотека (п. 36.2 ФГОС). Также в ней нужно сформировать фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию программы начального общего образования.
Что касается веса учебного издания, то для первоклассников он не должен быть больше 300 г, (превышение этого параметра более чем на 10% недопустимо), но учебники, предназначенные для работы только в классе, могут быть и тяжелее – до 500 г, однако на их титульном листе обязательно должно быть указание на специфику использования (п. 197-198 СанПиН 1.2.3685-21). Специфические требования к учебникам для 1-х классов касаются и размера шрифта – при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, шрифты – из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания, а также междусловного пробела – не менее кегля шрифта текста (п. 205 и 208 СанПиН 1.2.3685-21).
Остальные предписания, касающиеся учебных изданий, не отличаются от общих.
Оценки и домашние задания
В части оценки знаний первоклассников имеется существенное отличие от всех остальных школьников – в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115). Кроме того, по мнению специалистов Минобразования России, выраженному в Письме от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, смайлики и т. п.).
Допускается только словесная объяснительная оценка – «молодец», «правильно» и т. п. А вот употреблять формулировки «не думал», «не старался», «неверно» при неправильном ответе ученика нельзя, лучше заменять их фразами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Кроме того, недопустимо оценивать темп работы ученика, его личностные качества, особенности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Также обучающихся 1-х классов не могут оставить на второй год.
Что касается домашних заданий, то здесь не все так однозначно. Ранее заинтересованные ведомства придерживались позиции, согласно которой в первом классе школы домашние задания не задаются. Такая позиция содержится, например, в Письме Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13. Это же положение прописано в п. 24 вступившего в силу с 1 сентября 2021 года Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.
Сам же Закон об образовании прямо не регламентирует этот вопрос, хотя он предусматривает, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы (ст. 12 и 28 Закона об образовании), а также дает педагогическим работникам академические права свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины или модуля (п. 2-3 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). На основании этих норм можно сделать вывод о том, что вопросы обязательности или необязательности домашнего задания относятся к компетенции самой образовательной организации и ее педагогических работников.
В пользу того, что домашние задания в 1-х классах все-таки возможны, говорит и факт закрепления в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» продолжительности выполнения домашних заданий и для 1-х классов. На это отводится максимум 1 час.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического или психического насилия по отношению к обучающимся не допускается (ч. 3 ст. 43 Закона об образовании). Хотя закон разрешает применение к обучающимся мер дисциплинарного взыскания за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к первоклассникам они не имеют никакого отношения. Однако ч. 4 ст. 43 Закона об образовании прямо запрещает применять такие меры к обучающимся по образовательным программам начального общего образования.
Это касается не только замечаний и выговоров, но и отчисления из школы за неоднократное совершение дисциплинарных проступков – его применение допускается только в отношении учеников, достигших возраста 15 лет (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании).
Статья 38 Закона об образовании допускает установление организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правил ее ношения. Такие требования должны быть утверждены соответствующим локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников или обучающихся (при его наличии). Требования к одежде обучающихся устанавливаются в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами госвласти субъектов РФ. Также в регионе могут быть определены особенности обеспечения отдельных категорий обучающихся одеждой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Отмечается, что решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей. А локальный нормативный акт образовательной организации не должен определять конкретную фирму (организацию, хозяйствующего субъекта), в которой родители обязаны приобрести для ребенка школьную форму (ФАС России «Об установлении требований к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях»).
Никаких особенностей в отношении первоклассников нет – так же, как и у других обучающихся, их школьная форма должна соответствовать техническим регламентам Таможенного союза в части биологических и химических требований – гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. Материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют родителям при выборе школьной формы отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, так как именно такая одежда обладает хорошими гигиеническими свойствами (Информация Роспотребнадзора от 15 августа 2019 г. «О рекомендациях по подготовке школьников к новому учебному году»).
Отметим, согласно Модельному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, сформированному Минобрнауки России и направленному для использования Письмом от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08, введение единых требований к школьной одежде преследует цели: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Как правило, требования к школьной форме касаются 3-х видов одежды: повседневной; парадной, используемой в дни проведения праздников и торжественных линеек (обычно это повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или блузкой или праздничным аксессуаром); спортивной одежды для занятий физической культурой и спортом. Не исключены и отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели) – эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д. При этом не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 37 Закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Горячее питание финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных законных источников финансирования. Для компенсации этих затрат региональным бюджетам могут предоставляться целевые субсидии из федерального бюджета (ч. 5 ст. 37 Закона об образовании). Для питания обучающихся в расписании занятий должен быть предусмотрен перерыв достаточной продолжительности – как правило, это перемена после 2 или 3 уроков продолжительностью 20-30 минут (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании, абз. 22 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
При этом стоит учитывать, что в школах может быть организовано обеспечение обучающихся начальной школы горячим питанием более одного раза в день, предусматривающим наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда, организованного по СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Напомним, СанПиН определяет количество обязательных приемов пищи в общеобразовательных организациях в зависимости от продолжительности нахождения ребенка в организации: один прием пищи (завтрак или обед) при нахождении в организации менее 6 часов; не менее 2-х приемов пищи (либо завтрак и обед для детей, обучающихся в первую смену, либо обед и полдник для детей, обучающихся во вторую смену) – при продолжительности учебного дня более 6 часов (Приложение № 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Между тем, СП 2.4.3648-20 предписывают, что возможность организации горячего питания обеспечивается уже при нахождении детей в образовательной организации более 4 часов (п. 1.9 СП 2.4.3648-20).
Питание детей и молодежи может осуществляться с привлечением сторонних организаций, юрлиц или ИП, осуществляющих деятельность по производству готовых блюд, кулинарных изделий и деятельность по их реализации.
Обеспечение питанием несколько раз в день организуется в соответствии с региональными или муниципальными нормативно-правовыми актами и за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, в том числе родительской платы. Специалисты Минпросвещения России подчеркивают, что бесплатное двухразовое питание может быть организовано для школьников льготных категорий, установленных региональными или муниципальными актами по усмотрению регионов или муниципалитетов (Письмо Минпросвещения России от 9 сентября 2020 г. № ГД-1425/09 «О направлении информации»).
Вместе с тем, в Письме от 5 ноября 2020 г. № АН-1889/09 «О направлении разъяснений» Минпросвещения России разъяснило, что нормы об организации бесплатного горячего питания предполагают его обеспечение общеобразовательными организациями и их учредителями непосредственно в образовательной организации, то есть для тех обучающихся, которые находятся в школе. Это означает, что в расчет субсидии на горячее питание не входят ни периоды выходных и праздничных дней, ни каникулярные периоды, ни периоды действия ограничительных мер, в связи с которыми обучающиеся временно переводятся на карантин или дистанционный формат обучения. «Применение иных подходов к организации мероприятий, реализуемых с использованием средств субсидии, по мнению Минпросвещения России, противоречит целеполаганию предоставления бесплатного горячего питания непосредственно в образовательной организации, а также не позволяет обеспечить контроль за целевым характером использования средств субсидии, то есть гарантировать направление соответствующих средств федерального бюджета именно на организацию горячего здорового питания обучающихся 1-4 классов (содержащего сбалансированный набор питательных веществ и микроэлементов, соответствующих требованиям СанПиН», – подчеркивается в письме.
Однако содержится оговорка о том, что указанные ограничения использования средств субсидии не исключают возможностей реализации регионами или муниципальными образованиями мероприятий, предусматривающих иные формы организации питания (выдачу сухих пайков, продуктовых наборов и т. п.) для переведенных на дистанционное обучение или карантин обучающихся начальных классов. Но такие мероприятия должны финансироваться не за счет субсидии, а за счет средств консолидированных региональных бюджетов.
Еще одним возможным вариантом обеспечения младших школьников питанием в период дистанционного обучения может быть включение в контракт на оказание услуг по организации питания условия об обязанности исполнителя обеспечить учеников, переведенных на дистанционное обучение, продуктовыми наборами взамен горячего питания. Положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяют учреждению-заказчику при описании объекта закупки и составлении проекта контракта включить в него такое условие. И исполнитель будет обязан обеспечить предоставление продуктовых наборов в случае перевода детей на дистанционное обучение по санэпидпоказаниям. Однако здесь опять возникает вопрос о целевом характере использования средств субсидии, расчет которой основан исключительно на количестве учебных дней в году для обучающихся с учетом учебной недели без периодов каникул, выходных и праздничных дней (п. 3-4 Письма Минфина России и Минпросвещения России от 25 мая 2021 г. №№ 24-05-06/40032, АН-942/09).
Татьяна Голикова на состоявшемся 30 августа оперативном совещании Председателя Правительства РФ с вице-премьерами отметила, что в результате реализации мероприятий по обеспечению горячим питанием учащихся 1-4-х классов с 1 сентября такое питание будут получать 7,4 млн учащихся начальных классов в 38,8 тыс. школ страны. На указанные цели в федеральном бюджете на 2021-2023 годы зарезервировано более 183 млрд руб. При этом с начала учебного года увеличен объем субсидий на цели предоставления горячего питания бюджетам 10 регионов страны, которые устранили ранее выявленные недостатки.
Начальное общее образование является одним из уровней образования, который наряду с основным общим и средним общим образованием должны пройти все дети. Этот важный период просто необходим, поскольку согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании без освоения школьной программы ребенка не допустят к обучению на следующих уровнях образования – в ссузах и вузах.
Несмотря на то что первый класс является лишь маленькой ступенькой на большом пути к знаниям, именно он способен заложить у ребенка стремление к обучению, выработать интерес к получению новых знаний, сформировать такие качества, как старательность, усидчивость, ответственное отношение к учебе, а также наладить социальные связи с педагогами и одноклассниками. В этой связи выполнение законодательных предписаний, сформированных экспертами с учетом психологических и физиологических особенностей и возможностей первоклассников, приобретает особую значимость. И это – не только ответственность руководителей общеобразовательных организаций и педагогического состава, но и родителей, которые не просто вправе, а и обязаны следить за тем, чтобы их дети получали качественное образование, соответствующее нормам федеральных законов, ФГОС и актуальным положениям СанПиН.