В период зарождения государственности человек полагал что политико правовые институты созданы
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
Правовая мысль в период зарождения государственности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
В.Г. Пахомов
ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Пахомов В. Г.
В учебном пособии представлено краткое изложение основных вопросов курса истории правовых и политических учений с древнейших времен до наших дней. Политико-правовая мысль России дана в контексте мировой истории. Особенность издания состоит в том, что абсолютное большинство учений дополнено логическими схемами.
Пособие предназначено, прежде всего, для студентов юридических вузов, а также для всех интересующихся историей правовой и политической мысли.
Рецензенты: Прудников А. С., доктор юридических наук, профессор;
Прудников М. Н., доктор исторических наук, профессор;
© Издательство МГСУ «Союз», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие представляет собой конспективный обзор лекций курса истории правовых и политических учений. Оно предусматривает последовательное изучение политико-юридических проблем с древнейших времен до наших дней. В его основе как региональный, страноведческий, так и портретный (индивидуальный и коллективный) метод: где и кем в наиболее развитой форме были представлены политико-правовые идеи.
Задача пособия чисто пропедевтическая – служить введением для начинающих изучать историю правовых и политических учений в качестве научной и учебной дисциплины, сообщить в сжатой форме самые предварительные сведения по данному предмету, показать закономерности развития политико-правовой идеологии, изложить историю наиболее влиятельных концепций государства и права.
История правовых и политических учений – это процесс закономерно возникающих и развивающихся на протяжении истории человечества политико-правовых идей. Все правовые и политические теории исходят в большей части из трех категорий: справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее полно выражается в праве; вторая – в государстве; третья – в положении личности. Следовательно, ее предметом является история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право, политику. Или – процесс развития представлений (теорий) о том, какова должна быть политическая (государственная) власть и ее деятельность, чтобы оказались реализованными принципы справедливости и свободы личности.
Политико-правовая доктрина состоит из трех частей: логико-теоретической, философской, религиозной или иной основы; теоретического содержания (система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); программы (оценка существующего государства и права, политические цели). К ее оценке применяется не гносеологический подход (истинности – неистинности), а социологический (способность выражать интересы конкретной социальной группы). Поэтому при их изучении важно выделить такие моменты как когда и где возникла данная доктрина, кто ее главные представители; какова связь доктрины с исторической обстановкой, с интересами социальных групп; каково теоретическое обоснование и содержание доктрины, какие идеи лежат в ее основе; как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, содержании, основных принципах и источниках права; какие программные положения содержатся в данной доктрине, интересам какой социальной группы она соответствует? И, наконец, в чем ее новизна и каковы исторические судьбы политико-правовой теории?
Для понимания подлинного смысла взглядов конкретного мыслителя следует учитывать историческую ситуацию, а не судить «с точки зрения теперешних условий» (Аристотель) или общих отвлеченных идей.
Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР
Древний Восток
Правовая мысль в период зарождения государственности
История правовых и политических учений представляет собой процесс развития политико-правовой составляющей общественного сознания. Его теоретическая часть включает в себя учения, концепции, доктрины. Исходной точкой их генезиса являются идеи и мысли. Мысль отражает реальность: материю, субъект, то есть для появления мысли нужен предмет. И, следовательно, политико-правовая мысль не могла возникнуть ранее, чем появились правовые институты: государство, право, власть. К тому же политико-правовая теория, как и любая другая область знаний, не рождается вооруженной аргументами, фактами, знаниями, своей логикой и методами как Афина Паллада из головы Зевса. Сначала зарождаются проблески политико-юридических знаний, по мере того как вызревают учреждения, нормы, политические институты.
Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?
В период зарождения государственности человек полагал что политико правовые институты созданы
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них:
ü Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
ü Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
ü Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности.
Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.
Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей.
Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он сам хочет.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.
В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дать или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»1.
ü Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», самоназвание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
Теории происхождения государства. Возникновение института государства
Возникновение института государства
Государство как политический институт
Понятие, признаки и функции государства как политического института. Исторические предпосылки возникновения института государства. Политико-правовые теории происхождения и сущности государства. Типология форм политического устройства государства. Монархия и республика как формы правления: понятие, виды, признаки. Унитарное государство и федерация как формы территориального устройства: понятие, виды, признаки. Конфедерация как особый вид надгосударственного образования. Демократия, тоталитаризм и авторитаризм как типы политического режима: понятие, сущность, признаки.
Государство– это расположенная на определенной территории единая политическая организация общества, при которой органы публичной власти обладают исключительным правом на централизованное управление и на применение средств принуждения.
Государство является важнейшим социально-политическим институтом. Его значимость определяется, в первую очередь, той максимальной концентрацией властных полномочий и материальных ресурсов, которая позволяет наиболее эффективно влиять на ход общественных процессов. В период Древнего мира и Средних веков понятие «государство» в научных работах практически отождествлялось с понятием «общество». Лишь с XVI в. итальянский философ и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) ввёл в научный оборот термин «stato» – «государство» (от лат. «status» – «положение») для обозначения особой системы властных отношений, отличной от общества, хотя и непосредственно связанной с ним.
Как институт политической власти, государство обладает рядом специфических качественных свойств – это основные признаки государства, которые отличают его от других социальных институтов.
Во-первых, государство строго локализовано на определенной территории. Территория – естественное условие и необходимая предпосылка возникновения и существования государства: именно на этом географическом пространстве действуют законы и распоряжения государственной власти. Размеры самой территории не имеют, в данном отношении, принципиального значения, хотя, разумеется, они накладывают серьезный отпечаток на поведение государства в международных отношениях и степень его влияния в мировой политике.
Во-вторых, государственный механизм формируется и функционирует на основе целостного объединения людей, населяющих данную территорию. Таким образом, население – это признак государства, который определяет принадлежность составляющих его людей к данному сообществу. В качестве формального закрепления устойчивой политико-правовой связи человека и государства выступает гражданство. Важной характеристикой населения, определяющей перспективы развития государства, является его демографический состав – распределение людей по возрасту, половой принадлежности, семейному положению и другим признакам, влияющим на его воспроизводство.
В-третьих, государство осуществляет управление обществом через систему публичной власти, то есть административный аппарат, обладающий особой организацией, структурой, а также кадровым составом в виде наделенной соответствующими полномочиями группы лиц, которые профессионально занимаются руководством и регулированием общественных отношений. Кроме того, государство располагает аппаратом принуждения, состоящим из силовых структур (армия, полиция, спецслужбы) и различных пенитенциарных учреждений (тюрьмы, исправительные лагеря).
В-четвертых, государственная власть реализует свои полномочия в правовых формах. Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. В отличие от иных видов правил социальной жизни (обычаев, традиций, религиозных и моральных норм) нормы права гарантированы государственной властью, которая обязана следить за их соблюдением и наказывать за неисполнение. Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, а право– инструментом этого регулирования. Нормы права содержатся в нормативно-правовых актах – особых документах, принимаемых компетентными государственными органами в определенном порядке.
В-пятых, государство обладает монопольным правом на взимание с населения различного рода налогов и сборов, средства от которых используются для финансирования многообразных нужд социально-политической организации: оплаты работы госслужащих, создания учреждений общесоциального назначения (судов, больниц, школ), а также для обеспечения целенаправленных изменений в области экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.
В-шестых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет является ключевым фактором, определяющим самостоятельный статус государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве власти данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны (внутренний аспект), а также в его независимости на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств (внешний аспект). К основным характеристикам суверенитета относятся:
а) универсальность – только решения государственной власти распространяются на все население и все общественные организации страны;
б) прерогатива – возможность отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти;
в) принуждение – монополия на легальное применение силы, а также наличие специальных средств и органов воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация (армия, полиция, суд).
Главное значение государства как политического института состоит в регулировании и гармонизации общественных отношений, в устранении возникающих конфликтов и угрожающих населению опасностей. Всвязи с этим важно четко структурироватьфункции государства – основные направления деятельности государственной власти по решению стоящих перед ней задач.
Существует несколько вариантов классификации. Наиболее содержательным является разделение функций по сферам деятельности государства– на внутренние функции, которые заключаются в осуществлении задач внутри страны, и внешние, которые связаны с деятельностью государства на международной арене.
Внутренние функции включают, в частности, следующие направления деятельности государственной власти:
· экономическая – определение основных программ экономического развития страны, стимулирование приоритетных отраслей экономики страны, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
· политическая – обеспечение политической стабильности в обществе и легитимного развития политического процесса;
· социальная – практическая реализация принципа социальной справедливости, оказание целенаправленной помощи нуждающимся и малоимущим слоям населения, создание и финансирование учреждений социальной сферы;
· финансовая – выявление и учет доходов, сбор налогов, контроль за расходованием государственных средств;
· правоохранительная – обеспечение режима законности, защита прав и свобод человека и гражданина, предупреждение, пресечение и искоренение правонарушений, привлечение правонарушителей к юридической ответственности;
· культурно-просветительская – повышение образовательного уровня граждан, создание условий для их постоянного участия в культурной жизни, науке, искусстве.
Наиболее значимыми из внешних функций являются:
· оборонительная – обеспечение национальной безопасности и оборона территории страны;
· дипломатическая – установление и развитие продуктивных отношений с другими субъектами международных отношений в политической и иных сферах;
· торгово-экономическая – стимулирование взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими государствами в области международного разделения труда, специализации и кооперировании производства, координации товарооборота;
· поддержание мирового порядка – борьба за мир и мирное сосуществование, разоружение и обуздание агрессоров, участие в деятельности международных организаций по урегулированию военных и политических конфликтов;
· культурное сотрудничество – развитие совместных программ и обмен достижениями в области искусства, образования, науки (в рамках ООН данными вопросами занимается специальная структура – ЮНЕСКО);
· экологическая – взаимодействие с другими странами по вопросам охраны окружающей среды и созданию необходимых условий экологического выживания мирового сообщества.
· В последнее время все большее значение приобретает проблема совместного решения странами мирового сообщества глобальных проблем современности (сырьевой, энергетической, демографической, освоения космоса, борьбы с эпидемиями и др.).
Переход от родоплеменного строя к государственной системе стал результатом значительного усложнения видов деятельности людей и структуры общества на определенной стадии его развития – около 5 тысяч лет назад. Дифференциация разнообразных индивидуальных интересов привела к разрушению целостности ранее почти однородного первобытного общества. В этих условиях родоплеменные властные структуры всё чаще демонстрировали несостоятельность в разрешении социальных проблем, что предопределило переход к принципиально новым механизмам управления, способным добиваться приемлемого уровня организации совместной жизни людей.
Таким образом, современная наука связывает появление института государства с объективными социально-экономическими факторами, обозначившимися на последнем этапе существования первобытнообщинного строя. Ключевую роль сыграл произошедший в период неолита (около VII-V вв. до н.э.) переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) – к производящему (земледелие, скотоводство), что создало предпосылки для значительного увеличения численности населения и формирования раннеклассового общества, то есть необходимым условиям возникновения государственного механизма.
Этот сложный комплексный процесс принято называть «неолитическая революция» (термин был предложен в 1949 г. английским археологом Гордоном Чайлдом). Освоение земледелия и скотоводства относится к трем главным экономическим переворотам за всю историю человечества (наряду с промышленной и научно-технической революциями).
Первые государства возникли в районах, наиболее благоприятных для ирригационного земледелия – в долинах крупных рек тропической зоны северного полушария. Это произошло на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. (государства Шумера и Аккада на территории Месопотамии, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай). Первоначально города-государства древних народов представляли собой отдельные земледельческие соседские общины, затем началось их объединение и территориальный рост.
Новая власть концентрировалась вокруг военных вождей и их дружин, как правило, пользовавшихся поддержкой родовой знати и служителей религиозного культа. Формирующаяся административная структура занималась решением важнейших проблем организации общественной жизни – урегулированием внутренних конфликтов и обороной от внешних врагов. Для финансового обеспечения своей деятельности власть устанавливала систему взимания налогов и сборов, что позволяло получать значительные средства, поскольку городские рынки постепенно становились узловыми пунктами торговых путей.
Универсальные процессы образования государства обладали известной спецификой в рамках эволюции отдельных цивилизаций. Например, на Западе особенности материальной и духовной жизни предопределили тесную связь генезиса государственного механизма с возникновением института права, постепенным ограничением власти правителей, формированием сословного представительства граждан, установлением контроля над вмешательством государства в экономические процессы. На Востоке становление системы политических отношений происходило на фоне неограниченной власти государства над обществом, жестких методов административного управления, господства общинной структуры над личностью и традиционалистского сознания. Таким образом, в рамках восточного типа государственной системы исторические условия препятствовали развитию частной собственности и критической саморефлексии общества, что существенно ограничило возможности формирования правовых регуляторов и потенциал гражданской активности населения.
Причины возникновения государства, при всей их сложности и многообразии, могут быть структурированы по нескольким основным направлениям:
1. Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности людей, которое выражалось в улучшении качества орудий труда и повышении его производительности. Накопленный опыт и приобретаемые технологии позволяли вести хозяйство силами отдельных семей, а не всем большим родом, как раньше. Появление избыточного продукта обусловило возникновение частной собственности и создавало предпосылки к формированию имущественного неравенства. Происходило осознание людьми своих частных интересов, отличных от интересов общины.
2. Изменение в воспроизводстве самого человека, котороестало естественным последствием преобразований в производственно-хозяйственной деятельности общества, поскольку всякое производство предполагает и воспроизводство самого работника. На этапе разложения родовой общины происходит упорядочивание половых связей: запрещение инцеста, ограничение промискуитета, формирование сначала временных, а затем и постоянных форм гаремной и парной семьи. В результате неолитической революции сформировался тип хозяйства, основанный на земледелии и скотоводстве, в условиях которого значительно возросла роль мужского труда. Под влиянием экономических факторов матриархат уступает место патриархальному роду, где счет родства ведется по отцовской линии. Мужчины, как владельцы имущества, были заинтересованы в передаче его по наследству собственным детям, что обусловило появление института наследования. Таким образом, формирование все более прочных семейных отношений также способствовало разложению родовой общины.
3. Усложнение управленческих функций, которое происходило по мере развития и разветвления структуры родоплеменной организации. Общество нуждалось в эффективном профессиональном управлении социальными процессами и решении возникающих проблем. Примитивные регуляторы общественной жизни (обычаи, традиции, авторитет старейшин) стали все чаще давать сбои. Необходим был принципиально иной фактор стабильности, который бы устанавливал и совершенствовал нормы поведения, адекватные изменяющейся социальной реальности, а также эффективно контролировал их исполнение. Эти функции постепенно переходят от родовых старейшин и вождей в руки отдельных аристократических семей, что, в свою очередь, создавало для последних новый источник обогащения. Таким образом, власть в обществе все больше приобретает наследственный характер.
4. Развитие нормативно-регулятивной системы, которое также являлось составной частью кардинальных изменений родового уклада, происходивших на последнем этапе каменного века. Усложнение общественной жизни (в первую очередь, методов и организации производства) вызывало необходимость в нормативном регулировании этих процессов. Обычаи, основанные исключительно на стереотипах постоянного повторения в рамках данной социальной общности и поддерживаемые силой авторитета старейшин и жрецов, более не отвечали потребностям дифференцирующегося общества, терявшего свою родовую идентичность. Это приводило к зарождению принципиально иной (по сравнению с общинной) системы установления и закрепления принципов и правил общественных отношений – правовых норм, санкционированных и гарантированных верховной властью.
По мере накопления знаний о природе общественных отношений, в рамках различных политико-правовых учений, было предложено множество концепций, объясняющих происхождение и сущность государства. Данное обстоятельство связано как с разнообразием путей и форм становления самого института государства, так и с неоднородностью идеологических установок исследователей данной проблемы.
К наиболее известным теориям происхождения государства относятся:
Теологическая теория(наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира, она господствовала в Средние века, а в некоторых исламских государствах до сих пор считается официальной доктриной; представители – Августин Аврелий, Фома Аквинский, Ж. Маритен):
· государство как социальный институт имеет божественное происхождение, поскольку является важной частью сотворенного Богом мира;
· возникновение государства связано с последствиями грехопадения, так как общество нуждалось во внешнем контроле и в организованном противостоянии порокам;
· государство будет существовать, пока существует этот мир;
· каждый человек обязан подчиняться государственной власти как воле Бога, а сопротивление повлечет за собой божественное наказание.
Патриархальная теория(была широко распространена в древности, а затем возродилась в период Нового времени в качестве традиционалистской идеологии, противостоящей революционной теории естественного права; представители – Конфуций, Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский):
· люди по своей природе являются коллективными существами, а потому объединяются в семьи для совместного решения общих проблем;
· разрастание семей по численности и дифференциация выполняемых ими функций ведет к образованию государства;
· подданные обязаны подчиняться государственной власти так же, как дети – отцу, ибо это заложено самой природой (ср.: «царь – батюшка»);
· сопротивление власти правителя недопустимо, ибо лишь забота государя обеспечивает нормальные условия жизни и развития общества.
Теория общественного договора (отдельные элементы данной теории возникли еще в период Древнего мира (Платон¸ Аристотель, Эпикур), но ее научное осмысление началось с XVII в.; представители – Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев):
· теория общественного договора является производной от концепции естественного права, которая предполагает, что до появления института государства общество находилось в «естественном состоянии», которое понималось учеными по-разному – господство неограниченного личного произвола, приводившего к «войне всех против всех» (Т. Гоббс); пространство равенства и свободы индивидов, стремящихся к достижению общего блага (Дж. Локк); свободное мирное сообщество «добрых дикарей», не испорченных еще цивилизацией и погоней за наживой (Ж.-Ж. Руссо); никогда не существовавшая в реальности точка отсчета социального развития, просто удобная умозрительная фикция для дальнейших рассуждений об обществе (П. Гольбах) и т.д.;
· несмотря на значительные расхождения в деталях, все сторонники данной теории соглашались с тем, что государство – это продукт сознательного творчества людей;
· государство возникло в результате добровольного соглашения между населением и властью;
· условия этого общественного договора заключались в том, что люди отказались от части своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности, которые обязано им обеспечить государство в лице правителя и его приближенных;
· в случае несоблюдения правителями своих обязательств перед населением они могут быть лишены своих полномочий.
Органическая теория(подобные идеи встречались в период древности у Платона, Аристотеля и других философов, но полноценная теория оформилась в середине XIX в. в связи с достижениями естественных наук, в частности теории естественного отбора Ч. Дарвина; представители – Г. Спенсер, И.К. Блюнчли, Г. Прейс):
· человечество возникает как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему;
· дальнейшее общественное развитие приводит к формированию единого организма – государства, которое складывается из людей и их объединений подобно живому организму, состоящему из отдельных клеток;
· строение государства можно изучить по аналогии с органической структурой: оно имеет правительство (мозг), систему права (передача нервных импульсов), коммуникации и финансы (кровеносная система), а также население, которое выполняет разнообразные функции (конечности, органы выполнения решений);
· между государствами, как в природной среде, идет конкуренция, поэтому, как и в результате естественного отбора выживают самые сильные и приспособленные, а остальные – прекращают свое существование.
Психологическая теория (возникает во второй половине XIX в. на основе переосмысления в политико-правовом ключе достижений психологической науки, в особенности концепции психоанализа З. Фрейда; представители – Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Г. Тард, Дж. Фрейзер):
· появление государства связано, прежде всего, не с материальными условиями жизни людей, а с их психическими свойствами, эмоциями и переживаниями;
· господствующим стремлением большинства людей является поиск авторитета, которому можно было бы подчиняться, чтобы снять с себя ответственность за собственный выбор;
· без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства.
· способность сильных личностей оказывать психологическое воздействие на массы и подчинять их своей воле привела к зависимости людей первобытного общества от харизматического авторитета вождей, жрецов, шаманов, а также к постоянному страху перед их магической силой, и, как следствие, – к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Теория насилия (яркий пример антагонистической социальной концепции, хотя отдельные направления данной доктрины существенно расходятся в понимании ключевого фактора возникновения вражды в обществе; представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, М.А. Бакунин):
· причины возникновения института государства заключаются, прежде всего, не в экономических, а в военно-политических факторах;
· механизм государственного управления формируется в результате насилия одной социальной группы над другими;
· для удержания большинства населения в подчинении и для сохранения установленного общественного порядка был необходим специальный аппарат принуждения и управления, которым стал институт государства.
Историко-материалистическая(классовая)теория(сформировалась во второй половине XIX в. на основе трудов по этнографии Л. Моргана, а также исторических работ о сущности классовой борьбы О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо; представители – Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин):
· возникновение государства связано с социально-экономическими процессами – появлением частной собственности и разделением общества на классы;
· совершенствование орудий и способов хозяйственной деятельности людей сопособствовало повышению производительности труда и появлению избыточного продукта, который начали делить между собой (причем неравномерно!) члены общины,;
· формирование и концентрация частной собственности привели к имущественной и социальной дифференциации;
· родовая знать нуждалась в защите накопленного имущества от требований его раздела со стороны неимущего большинства общества, для этого старейшины обратились за поддержкой к военной аристократии (военные вожди и их дружины);
· военная и родовая знать совместно организовали новую систему власти (государство) и новый регулятор общественных отношений (право);
· таким образом, государство представляет собой орудие эксплуатации, которое возникло в результате разделения общества на антагонистические классы и выражает интересы экономически господствующего класса;
· государство является исторически временным явлением: оно появилось как результат классовой борьбы и обречено на отмирание с исчезновением классов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет