В педагогике что такое пропедевтика педагогике
ПРОПЕДЕВТИКА
пропедевтика
ж.
propaedeutics, preliminary study
Пропедевтика (греч.) — приготовительный курс, сокращенное изложение какой-нибудь науки или искусства, предшествующий более глубокому изучению науки; в частности, П. (философская П.) — приготовительный философский курс (логика и психология), преподаваемый в Германии в старшем классе средних учебных заведений.
ВСТУП (початкова частина книжки, статті, музичного твору), ПРОЛО́Г, ПРЕА́МБУЛА книжн., жарт.; ПЕРЕДМО́ВА, ПЕРЕДСЛО́ВО рідше, ПЕРЕ́ДНЄ СЛО́ВО, ПЕРЕ́ДНІ УВА́ГИ заст. (до книжки, статті); ПРЕЛЮ́ДІЯ (перев. до музичного твору); УВЕРТЮ́РА (до опери); ПРОПЕДЕ́ВТИКА книжн. (вступ до курсу будь-якої науки). Але перед цим (розповіддю) невеличкий ліричний вступ (О. Донченко); До всього ще й по радіо — вступ до улюбленої його пісні (А. Головко); Старий хапуга тільки договорював преамбулу. Він аж тремтів, знайшовши вдячного слухача (Ю. Яновський); Щодо передмови, то хай уже ця книжка буде без неї (М. Коцюбинський); Передслово так трудно почати, Як зламати грудневі льоди (Т. Масенко); Загув оркестр прелюдію (І. Нечуй-Левицький).
ПРОПЕДЕ́ВТИКА, и, ж., книжн.
Вступ до курсу будь-якої науки; підготовчий вступний курс, викладений у стислій і приступній формі.
На вашім місці я б узяв тему, котра б примусила мене оглянуться на європейську наукову літературу. Це перва [перша] умова корисної пропедевтики для молодого ученого (М. Драгоманов);
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Елена Рябцева
Пропедевтика и раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В связи с этим, коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте становится приоритетной. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка.
Требованием современного этапа развития системы дошкольного образования становится реорганизация ранней логопедической помощи детям, посещающим дошкольные учреждения. У нас в учреждении этой эффективной формой является осмотр учителем-логопедом детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста остаются неохваченными коррекционной логопедической помощью. Поэтому, для нас стало актуальным организовать пропедевтическую логопедическую помощь с младшими дошкольниками, чтобы сократить количество детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В целях оказания пропедевтической помощи младшим дошкольникам, имеющим речевые нарушения, учителями-логопедами, совместно с педагогами данных групп ведется работа,по следующим направлениям:
— работа с родителями;
— работа с педагогическим составом;
Работа с детьми включает выполнение следующих задач (в рамках возрастных особенностей):
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• формировать правильное речевое дыхание;
• развивать просодические компоненты речи;
• развивать потребность в общении;
• активизировать пассивный и активный словарный запас;
• развивать восприятие, внимание, память и мышление.
.Задания предусматривают разумное чередование интересных детям видов деятельности:
Пропедевтика нарушенийфонематического слуха и звукопроизношения предусматривает: стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата, развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; активизацию звукоподражания у детей.
Слово в сочетании с движением организует и регулирует речедвигательную сферу детей, активизирует познавательную деятельность.
Логопедическая работа по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста предполагает обязательное включение родителей в образовательный процесс. Кроме индивидуальных консультаций, в нашем дошкольном учреждении активно ведётся работа с родителями в рамках семейного клуба «Мы вместе»: это практикумы для родителей по развитию артикуляционной, дыхательной, моторной, познавательной сфер, круглые столы, мастер-классы и творческие мастерские.Ведется просветительская работа: подготовка памяток, буклетов, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы.
Таким образом, пропедевтика и раннее выявление нарушений речи у дошкольников, позволяет значительно снизить количество тяжёлых нарушений речи в более старшем возрасте.
Прикреплённые файлы:
Дифференциальная диагностика речевых нарушений детей раннего и дошкольного возраста Введение Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей. Для ОНР-1 характерно полное отсутствие речи. Дети только.
Формирование социального интеллекта детей дошкольного возраста на занятиях по коррекции речевых нарушений СЛАЙД №1 ВСТУПЛЕНИЕ Среди детей подготовительной группы нашего детского сада, примерно третья часть – это дети с ограниченными возможностями.
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.
Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии LegoEducation Сегодня проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим, возникает необходимость поиска современных.
Презентация на тему «Раннее выявление детей с ОВЗ и их комплексное сопровождение» С каждым годом растёт число детей, имеющих отклонения в психологическом и речевом развитии. Очень часто родители не замечают, что их ребёнок.
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.
Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений у детей «Терпение и кропотливый труд, Желание, усердие, старание, Известно всем, «все перетрут», Коль будем речи уделять внимание. » (Конищева.
Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.
Пропедевтика
Смотреть что такое «Пропедевтика» в других словарях:
ПРОПЕДЕВТИКА — (греч., от pro вперед, и paideia воспитавшие). Предварительные. понятия, предварительные приготовления, разъяснения к какой либо науке; введение в науку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОПЕДЕВТИКА … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОПЕДЕВТИКА — (от греч. propaideuo предварительно обучаю, подготовляю) подготовительные занятия; введение в науку. В качестве жанра филос. литературы П. представляет собой элементарное, систематическое и краткое изложение какого то филос. учения. Философия:… … Философская энциклопедия
ПРОПЕДЕВТИКА — (от греч. propaideuo предварительно обучаю) введение в какую либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме … Большой Энциклопедический словарь
ПРОПЕДЕВТИКА — (греч. propaideio предваряю) сокращенное изложение какой либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. В философской … История Философии: Энциклопедия
ПРОПЕДЕВТИКА — (греч. propaideio предваряю) сокращенное изложение какой либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответсвующей дисциплины. В философской… … Новейший философский словарь
ПРОПЕДЕВТИКА — ПРОПЕДЕВТИКА, пропедевтики, мн. нет, жен. (греч. propaideutike) (книжн.). Введение в какую нибудь науку, сообщение предварительных знаний о чем нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРОПЕДЕВТИКА — [дэ ], и, жен. (книжн.). Предварительный круг знаний о чём н. | прил. пропедевтический, ая, ое. П. курс (краткий). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОПЕДЕВТИКА — жен., греч. введение в какую либо науку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
пропедевтика — сущ., кол во синонимов: 2 • введение (40) • пропед (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПРОПЕДЕВТИКА — (от греч. propaidеио предварительно обучаю) англ. propaedeutics; нем. Propadeutik. 1. Подготовительные занятия, введение в науку. 2. По Платону занятия, предваряющие изучение диалектики. 3. В докантовской философии пропедевтическим введением в… … Энциклопедия социологии
Пропедевтика — (от др. греч. προπαιδεύω предварительно обучаю) введение в какую либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс,… … Википедия
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Что такое пропедевтика
Слово «пропедевтика» имеет греческое происхождение и в переводе означает «предварительное обучение».
Что такое пропедевтика в образовании, и для чего она необходима
Пропедевтика в образовании — это предварительный или вводный курс в ту или иную науку, что может означать общее знакомство с ней.
Для чего он может быть необходим?
Представьте студентов, которые только начали изучение какой-либо дисциплины, например, промышленного дизайна.
Это огромная область знаний, включающая различные понятия из разных сфер.
Прежде чем сконструировать хотя бы такой простой предмет, как ручка ножа, необходимы знания по многим предметам:
Перед учащимися открывается огромное информационное поле, но информация в нем взаимосвязана: без изучения одного невозможно изучение другого. Выход — начать изучать все понемногу, как базу, с последующим углублением в материал. Такой подход и называется пропидевтическим.
Пропидевтический курс может использоваться при изучении любой науки или искусства, будь то философия, медицина или хореография.
Подход к отбору и способу подачи информации в пропедевтике
Необходимо понимать, что нельзя объять необъятное.
Учебный процесс, говоря образно, может развиваться в двух направлениях: вширь и вглубь.
В первом случае мы стараемся охватить как можно больше понятий данной дисциплины в короткое время, чтобы создать системное представление о ней, ориентироваться в ее понятиях и терминах, улавливать связи между ее элементами, представлять общие принципы работы.
Во втором — углубляемся в изучение каждого элемента или понятия, чтобы изучить его досконально.
Когда перед учащимся стоит задача приступить к изучению объемной дисциплины, первый подход — пропидевтический — наиболее целесообразен. После того, как общее представление о науке получено, сформирован системный взгляд на нее, можно углубляться в детали.
Таким образом, оба подхода эффективны, но нужно различать, в каком случае предпочесть тот или иной.
Вам также может быть интересно:
Пропедевтический подход концентрируется на том, чтобы представить изучаемую дисциплину, как цельную, логичную систему, в которой все элементы взаимосвязаны. В результате развивается интерес к ней, понимание и желание углубиться в дальнейшее изучение.
Интересно!
Основной принцип пропедевтики можно выразить словами «от общего к частному» — универсальной формулой, которая работает при изучении любого предмета.
Нюансы применения пропедевтики в высшем образовании
Пропидевтические курсы популярны как в школьном, так и в университетском обучении. Преподаватели видят в них средство повышения мотивации учеников и формирования более зрелого взгляда на изучаемый предмет.
Но особенно широкое распространение пропедевтический подход получил в высшем образовании, где изучаемые дисциплины имеют более сложный и комплексный характер.
Так, например, на медицинских факультетах проходят курс пропедевтики внутренних болезней, который включает обучение основам диагностики и методам обследования. На философском факультете курс пропедевтики включает основы логики и психологии.
Изучение пропедевтики — важный начальный этап в постижении любой сложной дисциплины. Общий взгляд на нее, понимание ее процессов — это база для становления профессионала.
Из-за скоростного развития технологий реалии рынка труда меняются очень быстро. Наиболее конкурентоспособным будет то образование, которое соответствует новым стандартам, учитывает быстрые изменения. Постоянно появляется спрос на специалистов, которых еще нет. Те вузы, которые следят за изменениями в ситуации и быстро реагируют на них, выпускают из своих стен специалистов, которые смогут добиться успеха. В этих условиях пропедевтические курсы приобретают особое значение: вуз не всегда может предугадать, какие узкие умения могут потребоваться специалисту, но хорошее знание базы и системный подход позволят ему гибко действовать и развиваться в процессе профессиональной деятельности.
Выбирая вуз, следует обращать внимание на то, насколько он ориентирован на современный рынок труда, предлагает ли программы обучения по новым специальностям. Такими являются, к примеру, вузы Германии, которые сейчас переживают пик популярности в Европе благодаря высокому качеству обучения и, не в последнюю очередь, тому факту, что обучение в них бесплатно для студентов из любых стран мира.
Плюсы и минусы пропедевтики
Пропедевтика — это всегда вводный курс, который охватывает дисциплину максимально широко, но дает лишь общее понятие о ней.
Плюсами такого подхода являются:
Но не стоит ожидать от пропедевтического курса глубоких знаний и досконального понимания процессов. Пропедевтика лишь предваряет более глубокое изучение, однако без этого первоначального курса невозможно обеспечить столь важную в постижении любых наук и искусств непрерывность процесса.
Учеба в немецком вузе — то образование, которое выбирает нацеленная на успешную карьеру молодежь, поскольку высокое качество и доступность немецкого образования делают его не просто конкурентоспособным, а уникальным, единственным в своем роде. Большое количество актуальных программ обучения, бесплатность, хорошее оснащение учебных заведений — вот лишь немногие, но важные отличительные черты немецкого образования. Обратитесь за профессиональной консультацией, чтобы узнать нюансы поступления и обучения.
Пропедевтика: что это и зачем?
Ситуация: ребёнок в 3-м классе, проходит у нас на онлайн-курсе тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», выполнял упражнение, там нужно в предложениях выделить подлежащее и сказуемое. Текст вот такой.
Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел по сторонам, держался руками за подбородок и что-то бормотал. Наконец стихи были готовы:
Знайка шёл гулять на речку,
перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
проглотил утюг холодный.
Ребёнок сомневается, какое сказуемое в последнем предложении про Торопыжку: «был» или «был голодный», выделил «был», а в правильном ответе видит «был голодный». Вопрос мамы: почему даёте такие примеры, ведь вы не объясняли, что сказуемое бывает не только из одного слова?
И я поняла, что про это нужно поговорить отдельно. Большое спасибо Ольге за вопрос и за то, что навела на мысль написать этот пост из серии «Методический ликбез».
Есть такое понятие – пропедевтика. Словарь вот как его определяет. Пропеде́втика (греч. προπαιδέυω, предварительно обучаю) – введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Но вообще в методике смысл выражения «предварительно обучаю» значительно шире. Пропедевтика – это попутное, предварительное ознакомление с чем-то новым в процессе обучения. То есть, мы пока не изучаем специально, например, тему «Типы сказуемого», но в текстах упражнений встречаются не только простые глагольные, но и составные глагольные, и составные именные сказуемые, и мы просто наблюдаем, предварительно знакомимся с ними, но у нас нет цели, чтобы ребенок запомнил и освоил эти типы сказуемого.
Обучать русскому языку без такого предварительного ПОПУТНОГО ознакомления невозможно! Я абсолютно убеждена, что нужно обращать внимание детей на примеры из серии «это мы не проходили», чтобы наблюдать, попутно комментировать их и развивать у ребёнка чувство языка, интерес к предмету. Да, мы в начальной школе пока говорим, что сказуемое выражено глаголом и в примерах даём простые глагольные сказуемые, 95% таких примеров. Но ведь в языке есть много других способов обозначить действие или состояние предмета. Так что пусть это будут оставшиеся 5%. Можно про Торопыжку сказать, что он был голодный, проголодался, хотел есть (три разные типа сказуемых). Именно не просто «был», о нём говорится, что он проголодался, вот почему сказуемое – был голодный. Просто попутно сообщаем детям, что состояние Торопыжки можно выразить, назвать по-разному, вот какой богатый русский язык. Мы пока просто наблюдаем, и важно, чтобы эти наблюдения накапливались. А каждый ребёнок возьмёт столько, сколько сможет взять, это педагогический принцип минимакса.
Так что вот несколько важных правил пропедевтики при обучении русскому языку.
1. Всегда предлагаем детям, когда это позволяет наш дидактический материал к упражнению (слова, предложения, текст), понаблюдать за явлениями языка, которые пока не изучали. Нужно обязательно использовать все возможности, которые даёт конкретный дидактический материал. Так мы одновременно решаем много задач, экономим время, развиваем ребёнка и делаем процесс изучения языка гораздо более интересным.
2. Не устаём повторять, что совершенно нормально, если ты ошибся в том, чего пока не изучал. Важно посмотреть правильный ответ и услышать, почему нужно писать или делать именно так, а не иначе. (Например, на своём онлайн-курсе я даю специальные комментарии, когда у нас вот такое попутное ознакомление с чем-то новым.)
3. Говорим: да, это было трудно, потому что пока не изучали, не умеем, но молодец, что попробовал, использовал свою языковую интуицию.
4. Вскользь замечаем, что запоминать всё это сейчас не нужно, это необязательно, но если запомнишь – молодец. Получаем чаще всего обратный эффект: ребёнок запоминает и вспоминает в нужный момент: а я это уже знаю!