В париже бунин о чем рассказ

О рассказе
И.А. Бунина
«В Париже»

Р ассказ И.А. Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи». “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин.

Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно “привязаны к календарю” и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры — точность и предельная достоверность. “Сырой парижский вечер поздней осени” открывает повествование, “третий день Пасхи” — завершает.

Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже (отсюда и название рассказа). После известных событий 1917 года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию. В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.

Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил.

Ольга Александровна — официантка в небольшой русской столовой, но её руки, “очень белые и благородной формы”, холёная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.

Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. 1917 год стал роковым для этих людей, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями.

Повествование ведётся от третьего лица, и только благодаря автору мы проникаемся сочувствием к герою, “много испытавшему в жизни”, “живущему с постоянной раной в душе”. Сперва он мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Достаточно вспомнить один из его мрачных афоризмов, произнесённый на французском: “Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину”. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого, “милого мальчика, гречонка”, который был чрезвычайно богат; “и в месяц-два не осталось и следа от чистой, трогательной девочки, которая просто молилась на белую армию”.

В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину (он “отвернул край её перчатки, поцеловал кисть белой руки”) и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча: “Да из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного — счастливой влюблённой встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу…”

По-видимому, в жизни автора и его героя есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой.

Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою желание любить и быть любимым. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки (“накрытые бумагой столики”, “рога стоячей вешалки”, “столик в дальнем углу”, “перечисление закусок и кушаний, частью напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на просаленном листе”) это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней — приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства — притягивает. И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намёке на зародившееся чувство.

Николай Платоныч — глубоко интеллигентный человек. И хотя в жилах его течёт “голубая кровь”, он не столько страдает от скромных условий жизни (“небольшая квартирка в Пасси”), сколько терзается оттого, что моральные устои и качества обесцениваются и вырождаются. С какой горечью он цитирует Ольге Александровне отрывок из брачного объявления, где некая дама желает обрести обеспеченного мужа, причём “интеллигентность не обязательна”.

Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску.

Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе — всё согласовано.

Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные (“мглистое небо над Парижем мутно краснело”). Роль такой зарисовки — то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев — помочь глубже понять драму человеческих сердец.

Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно — любовь.

Настоящая любовь, по Бунину, — любовь-вспышка, любовь-миг — торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно — они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла.

Источник

В Париже Бунин

Сам писатель считал этот сборник вершиной своего мастерства. Он понимал значение своего творчества. И о своем цикле рассказов пишет так:

Рассказ «В Париже» вошёл во вторую часть цикла «Тёмные аллеи». Он был написан в 1940 году, и в 1943 увидел свет.

Смысл названия рассказа «В Париже»

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

Произведение Бунина называется «В Париже», указывая то место, где происходят действия. Но это название было выбрано автором неслучайно. Из истории известно, что, не приняв революцию 1917 года и не желая жить при советской власти, многие русские люди покинули свою Родину, особенно это касалось дворянства. Среди таких эмигрантов был и сам писатель, который покинул Россию навсегда в 1920 году. Иван Алексеевич долгие годы прожил во Франции, там же и умер, хотя своими мыслями и думами он навсегда оставался со своей любимой родиной.

Известно, что Париж называют еще и городом любви, что, возможно, укрепило решение автора так называет свое произведение. Ведь по сюжету рассказа Иван Алексеевич помогает своим персонажем встретиться во французской столице, и именно здесь они испытывают сильное чувство, которое длится недолго, но делает людей счастливыми.

Сюжет рассказа

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

Главный герой – Николай Платаныч, который был активным участником революционных событий 1917 года, но только защищал самодержавие и старые крепостные порядки в России. Бывший офицер армии императора покинул свою родину, Россию, хотя очень сильно ее любил. Это была вынужденная эмиграция.

Главной героиней рассказа «В Париже» является Ольга Александровна. Известно, что она благородных кровей и на это указывает сам писатель, описывая ее руки: «очень белые и благородной формы». Но не только руки указывает на дворянское происхождение героини. Описывает автор и ее кожу, которая еще сохранила свое былое благополучие и благородное ее происхождение. Но теперь она эмигрантка и вынуждена работать в небольшой русской столовой.

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказГерои покидают свою страну после 1917 года. Эмиграция лишает их благополучной и беззаботной жизни и заставляет жить на чужбине. Но узнает читатель и о личной семейной драме главного героя. Он ненавидит женщин, так как жена бросила его, едва прожив с ним год. И променяла его, офицера, на миленького «гречонка», который был очень богат. Вскоре, месяца через два, он случайно встретил свою жену и не узнал ее. Его бывшая жена не казалась ему уже такой трогательной и чистой, какой была раньше, да и о белой армии она отзывалась негативно.

Встреча с нежной, прекрасной и чуткой женщиной помогает вернуть смысл жизнь главного героя. Ольга Александровна появилась совсем неожиданно и осветила все вокруг. Хотя реальность была самая обыкновенная вокруг нее. Теперь его главное желание, быть любимым и самому любить, исполняется. Ольга Александровна прекрасна во всем:

Все эти очаровательные черты притягивают мужчину. Теперь все мысли Николая Платаныча заняты этой женщиной, ему приятно думать о ней, но при этом он немного смущается и краснеет. Так зарождается прекрасное и чудесное чувство в его душе, покоряя сердце, и направляя мысли только к любимой.

Николай Платаныч живет скромно, но этого его нисколько не смущает. Его мучает то, что теряются у людей нравственные качества, ценности в обществе становятся другими. Так, он замечает объявление в газете о том, что некая дама желает познакомиться, но главное условие для нее это богатство, а не интеллигентность. Это настолько поражает и задевает героя, что он даже цитирует с осуждением и гневом это объявление Ольге Александровне.Но обстановка, которая окружает влюбленных героев, неприятна. Кругом снует народ, оставляя после себя лишь грязь, газетчики кричат неприятным голосом, даже шофер толстый и неприятный. Все эти картины реальной жизни навевают тоску. А в конце рассказа герой неожиданно умирает.

Художественные особенности

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

Сюжет рассказа строится по особенной линейной последовательности, хотя писатель создает произведение с простым сюжетом. Особым бунинским приемом является точное следование события и датам, и тому месту, которое легко можно найти на карте. Соблюдается эта особенность в этом рассказе, что придает ему достоверность. Так, известно, что все события, о которых писатель повествует в своем рассказе, начинаются в один из вечеров глубокой осени, а заканчиваются они во время Пасхи, когда шел примерно уже ее третий день.

Интересной особенностью бунинской прозы является его умение обратиться к читателю так, чтобы он смог сочувствовать своему герою. Бунин использует прием повествования от третьего лица. А речь своего персонажа писатель насыщает французскими афоризмами. Например, главный герой угрюмо говорит: «Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину».

В раскрытии характеров Бунину опять помогает литературный прием – пейзажные зарисовки. Очень часто в сюжете идет дождь, который является символом ненастья. Ведь в рассказе «В Париже» ненастье не только в природе, но еще большее ненастье происходит в душе главного героя. Краски для изображения пейзажа писатель использует тусклые и неяркие, которые иногда переходят в тревожные оттенки. Например, для описания парижского неба Иван Алексеевич использует такие краски, как мутно-красные, мглистые.

Анализ рассказа «В Париже»

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

Несмотря на трагедию в личной жизни, мужчина, главный герой, все равно остается внимательным, заботливым и очень нежным. Он благородно и внимательно обращается с Ольгой Александровной. Бунин описывает, как аккуратно он берет ее руку, отворачивает перчатку и целует кисть.

Писатель показывает и внутренний мир персонажа — это ранимая и тонкая личность. И хотя размышления Николая Платаныча печальны и грустны, он живёт надеждой и верой. Он надеяться на встречу, которая будет таить в себе любовь и загадочность: «Из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного — счастливой влюблённой встречи, живёшь ею».

Жизни главного герои и писателя во многом совпадают. Они одинаково страдают вдали от родины, не принимаю революцию и те события, которые она принесла с собою. И Бунин, и герой его рассказа Николай Платаныч, покидая Россию, приезжают в Париж, но французский город не может им заменить родину. У Ивана Алексеевича, как и у его персонажа была в жизни сильная любовь, которая окончилась трагедией.

Проблематика рассказа «В Париже»

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

В произведении Бунина очень много проблем, которые он затрагивает. Прежде всего, стоит выделить следующие:

★ Одиночество. Когда главного героя бросила жена мужчина замкнулся, ушел в свой мир. Он не видит среди окружающих его людей тех, кто мог бы понять и разделить его мысли. Отсюда и зажатость его речи, и грустные глаза героя, о которых с печалью пишет Бунин в своем рассказе.

★ Отдаление от всего общества. Герои живут прошлым, поэтому и не понимают тех людей, которые живут настоящим, плачут и смеются. Они просто отдаляются от них. Даже на комедийном фильме они не смеются, хотя все просто умирали от смеха. Им непонятен этот смех, и это уже трагично.

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказОсновная тема произведения – жизнь и любовь в эмиграции. Идея рассказа «В Париже» заключается в том, что в эмиграции даже настоящая любовь не может развиваться, она становится искусственной. Ведь герои, оторванные от своей родины, просто ухватились за свое новое чувство, за любовь, как за последний шанс почувствовать родственную душу. Но у такой любви не может быть и продолжения. Поэтому эта история заканчивается трагедией. Бунин смертью Николая лишает Ольгу Александровну не только будущего, но и надежды на будущее. По мнению писателя, такой финал произведения оправдан. Ведь Иван Алексеевич на основе своих наблюдений и своего же жизненного опыта давно определился с тем, что любовь не может быть счастливой в том обществе, где она не является ценностью, где царит другая мораль и нравственность.

Выбрав две человеческие судьбы и два сильных характера, писатель показал огромнейшую трагедию своей родины – России. Ведь интеллигенция, лучшие умы и благородные дамы вынуждены были покинуть родину, не жить, а существовать, прозябать в чужом краю, в чуждой для них стране. И единственное утешение они могли найти лишь в любви. Это огромное и прекрасное чувство было спасением для эмигрантов. Любовь в рассказе Бунина это всего лишь небольшой миг, радостный и торжественный, которому не суждено долго просуществовать. И он обрывается, когда любовь вносит свет в пустую жизнь героев. Такую развязку писатель использует для того, чтобы любовь не приелась, чтобы она не смогла стать обыденной вещью и не опошлилась.

Источник

О рассказе И.А.Бунина «В Париже»

О рассказе И.А.Бунина «В Париже»

Людмила Сабаева, Нина Куликова

г. Краснотурьинск, Свердловская область

Рассказ И.А.Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Тёмные аллеи». “Все рассказы этой книги только о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях”, — писал Бунин.

Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно “привязаны к календарю” и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры — точность и предельная достоверность. “Сырой парижский вечер поздней осени” открывает повествование, “третий день Пасхи” — завершает.

Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже (отсюда и название рассказа). После известных событий 1917 года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию. В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.

Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил.

Ольга Александровна — официантка в небольшой русской столовой, но её руки, “очень белые и благородной формы”, холёная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.

Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. 1917 год стал роковым для этих людей, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями.

Повествование ведётся от третьего лица, и только благодаря автору мы проникаемся сочувствием к герою, “много испытавшему в жизни”, “живущему с постоянной раной в душе”. Сперва он мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Достаточно вспомнить один из его мрачных афоризмов, произнесённый на французском: “Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину”. Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого, “милого мальчика, гречонка”, который был чрезвычайно богат; “и в месяц-два не осталось и следа от чистой, трогательной девочки, которая просто молилась на белую армию”.

В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину (он “отвернул край её перчатки, поцеловал кисть белой руки”) и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча: “Да из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного — счастливой влюблённой встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу…”

По-видимому, в жизни автора и его героя есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой.

Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою желание любить и быть любимым. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: “Вдруг его угол осветился…” Среди заурядной обстановки (“накрытые бумагой столики”, “рога стоячей вешалки”, “столик в дальнем углу”, “перечисление закусок и кушаний, частью напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на просаленном листе”) это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Всё в ней — приятный голос, русское происхождение, лёгкая улыбка, следы благородства — притягивает. И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намёке на зародившееся чувство.

Николай Платоныч — глубоко интеллигентный человек. И хотя в жилах его течёт “голубая кровь”, он не столько страдает от скромных условий жизни (“небольшая квартирка в Пасси”), сколько терзается оттого, что моральные устои и качества обесцениваются и вырождаются. С какой горечью он цитирует Ольге Александровне отрывок из брачного объявления, где некая дама желает обрести обеспеченного мужа, причём “интеллигентность не обязательна”.

Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. “Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем”; “толстый, с багровыми щеками шофёр…” Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску.

Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе — всё согласовано.

Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные (“мглистое небо над Парижем мутно краснело”). Роль такой зарисовки — то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев — помочь глубже понять драму человеческих сердец.

Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно — любовь.

Настоящая любовь, по Бунину, — любовь-вспышка, любовь-миг — торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: “На третий день Пасхи он умер…” Обстоятельства мешают любви не случайно — они “останавливают мгновенье”, пока любовь не опошлилась, не погибла.

Прекрасно обрести любовь, страшно потерять её, но всё же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.

Источник

Иван Бунин — В Париже:
Краткое содержание

У Николая Платоныча, эмигранта, немолодого белого генерала, участника Первой мировой и Гражданской войн, «рана в душе»: еще в Константинополе его бросила ради богатого мальчика молоденькая жена. Одинокий, он долго зря надеялся на любовь, «счастливую встречу».

Однажды в ноябре в русской столовой Парижа он знакомится с симпатичной официанткой Ольгой Александровной. Муж ее на заработках в другой стране, и уже неясно, вернется ли. Словом, она пожалела Николая Платоныча. Два взрослых человека полюбили друг друга. Он положил на ее имя все свои сбережения. Чтобы не осталась ни с чем, случись с ним что. И умер на третий день Пасхи. Женщина опять осталась одна.

Читательский дневник по рассказу «В Париже» Бунина

Сюжет

Еще в Константинополе от белого генерала Николая Платоныча сбежала с другим жена. В парижской столовой он знакомится с приятной официанткой Ольгой Александровной. Она тоже одинока. Муж есть, но давно уехал на заработки. Несколько месяцев они счастливы. Он перевел на ее имя свои скромные сбережения. И вскоре умер, оставив ее одну в этом мире.

Отзыв

Рассказ о трагедии русского общества после революции, бегстве, жизни на чужбине, соблазне легкой жизни, разрушении семьи, доверия, одиночестве. Рассказ о коротком, но счастье: с ноября по апрель-май (Пасха всегда весной). Рассказ учит оставаться человеком в любых испытаниях, быть верным, благодарным, отзывчивым, простым, искренним, делить с близкими не только радость, но и горе. Учит не ожесточаться, верить в лучшее, дарить тепло.

Источник

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

В париже бунин о чем рассказ. Смотреть фото В париже бунин о чем рассказ. Смотреть картинку В париже бунин о чем рассказ. Картинка про В париже бунин о чем рассказ. Фото В париже бунин о чем рассказ

Дата публикации: 25.11.2014 2014-11-25

Статья просмотрена: 5444 раза

Библиографическое описание:

Пяткин, С. Н. Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже» / С. Н. Пяткин, Д. Б. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13767/ (дата обращения: 27.12.2021).

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмысления идейно-художественного звучания рассказа. Отмечаются и характерные особенности детали «шинель» в системе изображенного мира произведения И.А. Бунина.

Ключевые слова: Бунин, рассказ, деталь, изображаемый мир, мотив, символ.

Abstract. The article deals with the analysis of one detail (overcoat) in the story of I.A. Bunin «In Paris», which included in the cycle of stories of writer the «Dark avenues». The special value is given to semantic completeness of analyzing detail as a method of additional comprehension of the idea of the story. The characteristic features of detail «overcoat» are marked in the system of the represented world of work of I.A. Bunin.

Keywords:Bunin, story, detail, represented world, motive, symbol.

Художественная деталь – выделенная писателем подробность портрета, пейзажа, психологической характеристики героя или интерьера с целью подчеркнуть её особое символическое, изобразительно или выразительное значение. Множество подробностей описания предметного мира и природы, воссоздания внутреннего и внешнего облика людей помогают нам представить предметы, явления природы, героев полностью и с разных сторон. Но художественная деталь имеет другую функцию, она способна заменить сразу несколько подробностей. Художественная деталь уникальна в своей функции, она фокусирует внимание читателя на том, что автор хочет выделать сам, что ему кажется более значительным и важным. Так же по своим функция деталь может быть психологической, символической, выделительной, натуралистической, фактографической и импрессионистической [см.:2, с. 230-232].

И.А. Бунин, наряду с А.П. Чеховым по праву считается одним из мастеров художественной детали в русской литературе. И.А. Бунин стал одним из основоположников нового вида литературного произведения – рассказа, содержание которого настолько глубоко и полно, что поистине сравнимо с содержанием романа. Порой кажется, что И.А. Бунин очень подробно останавливается на обстановке, окружающей его героев, что притормаживает развитие конфликта в рассказе, но именно эта художественная особенность И.А. Бунина привлекает внимание исследователей и читателей.

Творческая особенность Бунина – полнота воспроизводимых подробностей, их автономность, в которых деталь порой оказывается в необычных для реализма связях с сюжетом. В литературе XIX века подробности изображаемого всегда характеризовали место действия, раскрывали образ героя или уточняли действия сюжета. Детали Бунина, напротив, не всегда явно соответствуют общей сюжетной картине. Необычный «бунинский колорит» изображаемым предметам, состояниям или действиям придают «окрашивающие» и «озвучивающие» эпитеты или наречия («сияющие утренние пары над морем», «несметные глаза», надвигающийся «своей чернотой» остров, «несметные глаза» и т. д.).

Бунин, в основном, использовал символическую деталь, в произведениях она выступает как самостоятельный художественный образ. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» запах самих яблок – символ прошлого, памяти. В рассказе «Солнечный удар» имя главной героини – Марья Маревна – символ мечты, сказки, чудесного и заветного. Также в этом рассказе автор обращает внимание на еще одну деталь – шпилька – символ женственности, красоты, высоких и светлых чувств. Этот же женский аксессуар встречается и в рассказе «Визитные карточки», но выступает уже как символ женской распущенности, освобождения от каких-либо запретов. Но некоторые детали не лежат на поверхности, и для их обнаружения нам нужно внимательно всмотреться в текст.

В рассказе «В Париже» наше внимание остановилось на небольшой, вскользь упомянутой детали гардероба – шинели. «В коридоре, в плакаре, увидала его давнюю летнюю шинель, серую, на красной подкладке» [см.: 1, с.49-54]. Зачем автор акцентирует внимание на шинели, в которой главный герой даже ни разу не появлялся в рассказе?

Для начала выясним, что же это за шинель?

С начала царствования Александра I шинель становится одним из самых необходимых предметов солдатского гардероба. Её носили почти всегда. Летом, надетая на исподнюю рубаху, она становилась основным предметом повседневной, полевой, караульной и походной формы, зимой – расстегнув хлястик, солдат мог надеть её поверх всей амуниции, а то и (в сильной мороз) полушубка. Шинель шилась из грубого некрашеного сукна различных оттенков серовато-рыжеватого цвета. Отличительной чертой генеральской формы были красные канты на шинелях. Канты шли по воротнику, обшлагам, клапанам, карманам, хлястику и бортам. Кроме того, отвороты шинели были из красного приборного сукна. Парадная шинель шилась из сукна стального цвета [см. подр.: 3, с.74].

Становится ясно, что «летняя, серая шинель на красной подкладке» не что иное, как генеральская шинель. Совсем не удивительно, что шинель появляется в рассказе, так как наш герой – бывший генерал, о чем и сообщается в повествовании.

«И, вероятно, генерал, – сказала она, улыбаясь. – Бывший. Теперь пишу истории этих войн по заказам разных иностранных издательств».

Цвет детали – «летняя, серая шинель на красной подкладке» – полностью соответствует цвету существовавшей шинели. Но, на наш взгляд, Бунин использует эти цвета не только для соответствия с историческим фактом.

Само название рассказа, кажется, готовит нас увидеть солнечный, весёлый, жизнерадостный город с маленькими уютными улочками, по которым прогуливаются влюбленные пары (в мировой культуре существует устойчивый миф о Париже как городе любви). Но встречаем «в сырой парижский вечер поздней осенью» главного героя – Николая Платоновича, одинокого генерала в отставке, которого бросила жена. Он шёл по «одному из темных переулков возле улицы Пасси», потом увидел магазин. «В магазине было светло, и его потянуло на этот свет из темного переулка с холодной и точно сальной мостовой. Там он не спеша повесил свою серую шляпу и длинное пальто на рога стоячей вешалки и сел за столик в самом дальнем углу». Во всём этом описании присутствуют серые, мрачные, скучные краски, которые в дальнейшем характеризуют пространственные образы текста: «Вечером в понедельник шел дождь, мглистое небо над Парижем мутно краснело»; «У входа в метро Etoile остановил шофера и вышел под дождь на тротуар»; «Он вошел за ней в полутемную пахнущую сырым сукном карету». Но само появления главной героини – Ольги Александровны описано уже в другом цвете: «Нарядно и модно одетая, она свободно, не так, как в столовой, подняла на него черно-подведенные глаза, дамским движением подала руку, на которой висел зонтик, подхватив другой подол длинного вечернего платья»; «Увидал ее крупные колени под вечерним черным платьем, блеск черного глаза и полные в красной помаде губы». Здесь появляется красный цвет, как знак перемен, новизны, контраста. Далее в повествовании всё чаще начинают перекликаться эти цвета: «Снова сев в полутемную карету и глядя на искристые от дождя стекла, то и дело загоравшиеся разноцветными алмазами от фонарных огней и переливавшихся в черной вышине то кровью, то ртутью реклам, он опять отвернул край ее перчатки и продолжительно поцеловал руку»; «Она посмотрела на него тоже странно искрящимися глазами с угольно-крупными ресницами и любовно-грустно потянулась к нему лицом, полными, с сладким помадным вкусом губами».

С этого момента мы можем наблюдать преобладание светлых, ярких тонов – они тоже относятся к условной «красной» линии повествования: «Вошли в осветившийся вестибюль»; «Он успел попасть ключом в замок своей двери, пока не погасло электричество»; «Ввел ее в прихожую, потом в маленькую столовую, где в люстре скучно зажглась только одна лампочка»; «Молча провел ее в спальню, осветил ее и ванную комнату, дверь в которую была из спальни открыта. Тут лампочки горели ярко, всюду шло тепло от топок, меж тем как по крыше бегло и мерно стучал дождь». В последней приведенной нами фразе выражено всё состояние героя: он обрёл что-то новое, несмотря на преграды, и это новое и есть счастье. Дальше главный герой – Николай Платонович умирает, но краски повествования от этого не сгущаются. «Был милый весенний день, кое-где плыли в мягком парижском небе весенние облака, и все говорило о жизни юной, вечной»

Таким образом, цвет – серый и красный – доминирующие, главные цвета этого произведения. Серый символизирует обречённую, унылую жизнь, без ярких пятен, а красный – цвет жизни, страсти, любви; он как яркая вспышка в серой жизни.

Но обратимся непосредственно к тексту. Первая встреча главных героев – Николая Платоновича и Ольги Александровны – происходит поздней осенью. «Однажды, в сырой парижский вечер поздней осенью, он зашел пообедать в небольшую русскую столовую в одном из темных переулков возле улицы Пасси». Можно утверждать, что с осени и начался их роман. Уже на «третий вечер» он пригласил её в кино, и она согласилась.

«На третий вечер он спросил:

Она ответила, ставя на стол мисочку с борщом:

– Иногда бывает интересно».

После кино они поехали в ресторан. «Он наклонился к ней: – Знаете что? Поедемте куда-нибудь на Монпарнасс, например, тут ужасно скучно и дышать нечем. ». Но и после ресторана они не расстались. «Поедемте ко мне, – сказал он печально. – Посидим, поговорим еще. ». И уже «через день, оставив службу, она переехала к нему». Описанию дальнейших событий отведена очень маленькая часть рассказа. «Однажды зимой он уговорил ее взять на свое имя сейф…». Значит, зимой у главных героев всё было благополучно, если Николай Платонович уговорил Ольгу Александровну, по сути, принять все его заработанные деньги.Но недолго длилось счастье главных героев «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро». Получается, вместе они провели осень, зиму и весну. А лета, проведённого вместе, не было. «Когда она, в трауре, возвращалась с кладбища, был милый весенний день, кое-где плыли в мягком парижском небе весенние облака, и все говорило о жизни юной, вечной – и о ее, конченой». После смерти Николая Платоновича Ольга Александровна перебирала вещи и, найдя его летнюю шинель, зарыдала. «Дома она стала убирать квартиру. В коридоре, в плакаре, увидала его давнюю летнюю шинель, серую, на красной подкладке. Она сняла ее с вешалки, прижала к лицу и, прижимая, села на пол, вся дергаясь от рыданий и вскрикивая, моля кого-то о пощаде».

Здесь летняя шинель – символ несбыточной мечты, утраченных надежд. Герои любили друг друга, и эта любовь пришла к ним внезапно, как «солнечный удар». Это типично для бунинских героев. Любовь в изображении Бунина возникает как необъяснимое и непреодолимое притяжение, внезапная «вспышка» чувств, сродни «солнечному удару». Для любви не существует границ и преград – ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо иных, но сохранить, продлить отношения во времени бывает немыслимо в силу разного рода причин, начиная от внешних обстоятельств и заканчивая внутренними, имманентными законами самой любви, обусловленными её природой. Жажда любви соединяет двоих – на миг, а течение жизни неизбежно разводит – иногда навеки. У этой сказки в принципе не может быть реального бытового продолжения, и хороша она именно своей недосказанностью.

Но почему же он уходит из жизни как раз в самый яркий её период? Николай Платонович умирает не тогда, когда он разочарован в собственной судьбе, а наоборот, когда он нашёл истинную любовь. Он уходит из жизни радостным, счастливым, проникнутым эйфорией любви к женщине.

Их встреча с Ольгой Александровной была не случайной: «Да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, – счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу – и все напрасно. ». Позже Николай Платонович осознаёт: «Да, может быть, это и есть долгожданная счастливая встреча». А ведь и в самом начале подтверждается не случайность всего происходящего: «При столовой было нечто вроде гастрономического магазина – он бессознательно остановился перед его широким окном». «В магазине было светло, и его потянуло на этот свет из темного переулка с холодной и точно сальной мостовой».

Первое появление Ольги Александровны в жизни Николая Платоновича ознаменовано «освящённым углом». «Вдруг его угол осветился, и он увидал безучастно-вежливо подходящую женщину лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами, в белом переднике с прошивками и в черном платье». Так как на Руси угол в доме – место для икон, то можно предположить, что Ольга Александровна явилась к Николаю Платоновичу как нечто неземное, божественное, как знак свыше. Таким образом, можно сказать, что провидение помогло встретиться главным героям, что Судьба не обошла их стороной.

Подводя итог нашим наблюдениям, можно сделать вывод, что «летняя серая шинель на красной подкладке» с одной стороны – символ несбывшихся надежд Ольги Александровны, героини рассказа. Это символ неосуществленной мечты о счастливой жизни, о продолжении той высшей любви, которую она испытала. С другой же стороны эта деталь – символ всей жизни Николая Платоновича, так как его жизнь в Париже, в дали от Родины, была инертной и бесцельной до встречи с Ольгой Александровной, которая появилась в его жизни внезапно, а может быть, и всегда с ним была, как красная подкладка у серой шинели.

1. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. Т.7. – М.: Художественная литература, 2006. – С. 49–54. Текст рассказа Бунина «В Париже» приводится по этому изданию; границы цитируемых отрезков в статье не указываются.

2. Введение в литературоведение. Учебник для вузов.–2-е изд., испр. / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. – М.: Оникс, 2007. – 415, [1] с.

3. Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII – начала XX века. Альбом. – Л.: Художник РФСР, 1988. – 227 с.

4. Шиманский Г.И. Литургика. Учебное пособие для духовных семинарий. – М.: Московская духовная академия, 2006. – 297 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *