В параграфе говорится что с появлением государства человечество
помогите в написании Эссе
помогите привести или начать эссе на тему: С ПОЯВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РЕЗКО УСТРЕМИЛОСЬ ВПЕРЕД.
Но смогли бы мы этого достичь используя лишь то, что отмерено нам биологией? Вряд ли. Львы не строят пирамиды, дельфины не летают в космос. Человечество же смогло перешагнуть через родоплеменные отношения, через первобытно-общинный строй и выйти на качественно новый уровень, создав сверхнадстройку, называемую государством.
Что же дает государство своим гражданам? Что сподвигло их заключить этот, по меткому выражению Гоббса, общественный договор? Сейчас уже сложно сказать наверняка, однако одно несомненно: только с появлением государства человеческая жизнь обрела необходимую упорядоченность и позволила человечеству заглянуть «за горизонт» насущных потребностей. Именно государственный протекционизм породил астрономию, философию, религию, военное дело, инженерию и т. д.
Первый свод законов появился в Ассирийском государстве, поражающие воображение пирамиды, надолго пережившие своих создателей, построены в Египте, стоицизм и эпикурейство придуманы в греческих полисах, конфуцианство, иудаизм, буддизм возникли каждый в своем государстве.
Знакомая картина! На этом примере мы наблюдаем очередной виток гегелевской спирали: государства, возникшие как надбиологические образования, уже на этом новом, своем уровне продолжают великую борьбу естественного отбора, единицей в которой является не одно живое существо, а целый социум. И, как и в биологическом естественном отборе, здесь тоже выживает самый приспособленный, стойкий, чуткий к внешним факторам, богатый разнообразными специалистами, и имеющий в запасе большой потенциал для изменчивости «организм».
Ну, в общем, как-то так можно по ушам преподам поездить на пару десятков листов
помогите в написании Эссе
Но смогли бы мы этого достичь используя лишь то, что отмерено нам биологией? Вряд ли. Львы не строят пирамиды, дельфины не летают в космос. Человечество же смогло перешагнуть через родоплеменные отношения, через первобытно-общинный строй и выйти на качественно новый уровень, создав сверхнадстройку, называемую государством.
Что же дает государство своим гражданам? Что сподвигло их заключить этот, по меткому выражению Гоббса, общественный договор? Сейчас уже сложно сказать наверняка, однако одно несомненно: только с появлением государства человеческая жизнь обрела необходимую упорядоченность и позволила человечеству заглянуть «за горизонт» насущных потребностей. Именно государственный протекционизм породил астрономию, философию, религию, военное дело, инженерию и т. д.
Первый свод законов появился в Ассирийском государстве, поражающие воображение пирамиды, надолго пережившие своих создателей, построены в Египте, стоицизм и эпикурейство придуманы в греческих полисах, конфуцианство, иудаизм, буддизм возникли каждый в своем государстве.
Знакомая картина! На этом примере мы наблюдаем очередной виток гегелевской спирали: государства, возникшие как надбиологические образования, уже на этом новом, своем уровне продолжают великую борьбу естественного отбора, единицей в которой является не одно живое существо, а целый социум. И, как и в биологическом естественном отборе, здесь тоже выживает самый приспособленный, стойкий, чуткий к внешним факторам, богатый разнообразными специалистами, и имеющий в запасе большой потенциал для изменчивости «организм».
Ну, в общем, как-то так можно по ушам преподам поездить на пару десятков листов 😎
В параграфе говорится что с появлением государства человечество
Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
2. Что такое процесс глобализации?
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
К основным глобальным проблемам современности относятся:
— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;
— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);
— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;
— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);
— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».
Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.
Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.
В параграфе говорится что с появлением государства человечество
Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
§ 1. Происхождение права и государства
Где право берёт начало? Какие задачи решали ранние государства? Можно ли утверждать, что в период своего становления все государства решали универсальные задачи?
Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т.д. У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА
Отмечая глубокие исторические связи государства и права, особенно на этапах новой и новейшей истории человечества, некоторые учёные на базе данных современной науки приходят к выводу, что право появилось раньше государства; оно в первичных формах, прежде всего в форме обычного права, активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества. Лингвисты, изучающие индоевропейскую и другие языковые ветви, относят появление базовых правовых терминов (договор, суд, долг, заём, наказание и др.) к древнейшим эпохам, когда о государстве не могло быть и речи. В этнографической литературе зафиксировано немало племенных обычно-правовых систем, достигших в разработке отдельных институтов высокого юридико-технического уровня.
Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм, точнее, природный коллективизм, в рамках которого индивидуальное обособление ещё невозможно. Социальные ячейки или группы, в которых жил первобытный человек, были различными по видам и формату: род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.
Чрезвычайно важной чертой первобытного общества является его традиционный характер. Традиции представляются как многообразные и разнородные линии преемственности между поколениями людей, передаточные механизмы, через которые опыт старших усваивается молодыми. Социальный опыт в первобытных группах приобретается через непосредственные контакты молодёжи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни. Отсюда широко распространённые обычаи почитания старших, привилегии стариков в семье и группе.
Древний человек, как и современный, не мог жить без правил, социальных норм, на которые люди ориентируются в своих действиях. Жизнь каждого человека, задолго до его рождения, была предопределена и расписана в массе традиций и норм, вплоть до самых мельчайших деталей. В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Весьма ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу – установленные запреты и ограничения контактов с определёнными предметами, продуктами, животными и людьми. Табу соблюдалось ради того, чтобы не навлечь на себя неудачи в делах, несчастья в жизни.
В раннепервобытной общине система социальных норм, как предполагают некоторые учёные, была единой, слитной, внутренне не дифференцированной. Такую систему социальных норм называют синкретической (слитной, не разделённой на части). Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность проводить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него значительно позднее, на подходе к цивилизации.
Религия, мораль, право возникали примерно в одно и то же время, хотя оно было очень длительным, охватило, судя по всему, не один десяток столетий, а может быть, и не одно тысячелетие.
Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы известны в специальной литературе как «правила дележа пищи», которые по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.
Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему хозяйству. Этот переход далеко не сразу отразился на внутреннем состоянии и социальной организации первобытных групп. В них по-прежнему сохранялся, и довольно долго, дух коллективизма и равенства.
Зарождение частнособственнических начал в недрах разлагающегося первобытного общества открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом. Акт простого продуктообмена между группами представлял собой простейшую сделку, которая получила почти современный вид, когда в оборот поступил специально произведённый и предназначенный для обмена продукт, т.е. товар. С появлением денег становится возможной устойчивость пропорций в обмене одного товара на другой. Таким образом складывались условия для самой распространённой в человеческом обществе сделки – купли-продажи. С появлением денег возникает типичный частноправовой институт денежного займа, требующий надёжных средств обеспечения обязательств. Они создавались постепенно в рамках различных древних культур и обществ.
Довольно рано начинается история аренды имущества и земли, которая впервые фиксируется на стадии коллективного и родового хозяйства. В целом же можно сказать, что основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений.
Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости организовывать усилия людей, которые могли выжить только в тесном сплочении, в условиях взаимопомощи, кооперирования труда. Люди, осуществлявшие власть в первобытной общине, начиная с её ранних форм, не претендовали на особое положение начальников, которое присуще власть имущим в цивилизованных обществах. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.
Делами первобытного общества управляли люди немоодые – это черта системы власти, которую иногда называют геронтократия (от греч. geron (gerontos) – старик). В обществе, основанном на традиции и прошлом опыте, не может быть иначе, потому что именно старики (по меркам того времени) обеспечивают преемственность поколений, сохранение исконного порядка вещей. История судов начинается с советов старейшин, они первыми взяли на себя судейские функции. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной. Позднее судейские функции и правовое посредничество станут самостоятельными занятиями для подготовленных людей, которые войдут во властные структуры общества Древнего мира.
Обязанности лидера в группе первобытного общества требовали не только знаний, мудрости, предусмотрительности в делах, но и сноровки, выносливости, физической силы, а такими качествами пожилые люди, конечно, не обладали. Рядом с ними поднималось более молодое поколение вождей (нередко они выдвигались благодаря своим личным качествам – уму, сообразительности, превосходству в силе, не в последнюю очередь и характеру).
Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям. Вождь в большей степени, чем его сородичи, был опутан сетью норм, табу, ограничений, к тому же обязан отправлять большое количество очистительных обрядов – постов, воздержаний, зароков, смысл которых в наделении вождя магической силой, своего рода святостью, необходимой для счастья и процветания племени. Практически повсеместно в древности выступало требование к вождю быть образцом в соблюдении норм, правил, табу, социальных и религиозных традиций.
Конечно, властные структуры первобытных общин сильно отличались друг от друга по способам формирования, степени авторитарности и характеру отношений между вождями и группами. Но почти везде первобытная власть в первобытном обществе, основанная на коллективных представлениях и соответствующих нормах, была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с развитием культуры земледелия и скотоводства, оседлого образа жизни, с появлением межплеменного обмена и да- рообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.
Однако фундамент первобытной коллективности, на котором строилась система отношений власти внутри родов и племён, постепенно подтачивался. Переход к социально дифференцированному, иначе говоря, раннеклассовому обществу, занявший довольно длительный период времени, означал, что власть теряла первобытно-коллективные черты. Начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти. Этот процесс завершается возникновением государства как наиболее совершенной политической организации, отвечающей социально неоднородному обществу.
Процесс образования государства был медленным. Зачастую он начинался с выдвижения военных вождей на передовые позиции во властных структурах разлагающегося первобытно-общинного строя. Военная деятельность всё больше отделялась от производственной, в общинах увеличивалось количество людей, для которых война была основным занятием и профессией, формировалась особая военная каста, особый слой людей, подчиняющихся только военному предводителю. Последние с целью успешного проведения походов заключали между собой договоры, создавали союзы, избирали, назначали единого вождя, или он сам выдвигался, будучи сильной личностью. Военные союзы племён превращались в мощную политическую силу, они, собственно, и представляли собой первичную форму государственности.
В рамках союза племён возникает организация власти, общая для всех входящих в него групп, постепенно подчиняющая себе традиционные властные структуры, которые, несмотря на отчаянное сопротивление, вынуждены были отступать перед силой новой организации – публичной власти. Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Он стоит в центре публичной власти, олицетворяет её централизованное начало, опирается на войско и чётко выделившийся слой людей, своих соратников, которые состоят при нём и выполняют различные организационные, управленческие функции, весьма похожие на административные полномочия современных чиновников.
Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его «управленческий аппарат», который вначале был ещё слаб и неопытен.
После формирования публичной власти и зарождения первичных форм государственности тянется длинная полоса истории, на протяжении которой сфера властных отношений раздвоена: с одной стороны – публичная власть, активное и наступательное государственное начало, устремлённое к завоеванию руководящих позиций в обществе, а с другой – традиционная власть в группах, которая пытается выжить, удержать своё влияние на общественные дела. Это историческое противостояние разрешилось в пользу государства.
Если публичная власть явилась исторически первым признаком государственности и государства, то второй по политической важности признак связан с территориальным вопросом. Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно перекроило и перемешало территории, принадлежавшие с незапамятных времён племенам и общинам, заменило их территориальными единицами, созданными для удобства централизованного управления. Этот признак, известный как административно-территориальное деление, государство сохраняет до наших дней.
Столь же древними и универсальными являются государственные налоговые институты, сборы материальных и финансовых средств с населения для покрытия расходов царской публичной власти, которые могли быть уже в древности очень значительными, особенно во время войн. Первоначальная идея налогов (даней, натуральных и иных повинностей) состояла в том, что подчинённое царю население должно содержать его чиновников и войско в обмен на обеспечение внешней безопасности региона, поддержание внутреннего мира и порядка в обществе, создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли.
Появление публичной власти было вызвано определёнными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития широких внешних сношений между народами и землями сделали государство необходимым для всех, но внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения. Государство во все времена выражало точку зрения господствующего слоя населения, в этом смысле оно действительно является классовым.
Формы ранней государственности отличались большим разнообразием и способами происхождения, для которых военный фактор не всегда был решающим. Условиями формирования первичных государственных образований, кроме войны, могла выступать необходимость контролировать торговые пути, другие межрегиональные коммуникации, стремление распространять религиозные культы, наконец, не последнюю роль играли амбиции полководцев и царей, которые насильственно приобщали к государственности политически ещё неразвитые племена и народы. Заметим, что эти и другие обстоятельства лежат в основе появившихся в дальнейшем различных теорий происхождения государства (теологическая, договора, насилия, материалистическая и т.д.).
Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. Оно досталось человечеству с большим трудом и ценой невероятных страданий. Хотя само его существование немыслимо без принуждения и насилия, как такового, без дисциплины, обязанностей и повинностей со стороны участников общественной жизни, всё же только государство способно осуществлять социальное управление и регулирование общественных отношений на самом высоком организационном уровне. С появлением государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей – от египетских пирамид до современных информационных технологий. За пять-шесть тысячелетий истории государства творческий разум человека, опираясь на широкие организационные возможности, сумел создать цивилизацию, превзойти многократно всё то, что было сделано им за сотни тысяч лет догосударственного существования. Организационный потенциал государства сегодня не исчерпан, он с помощью современных средств может быть усилен в целях совершенствования государства как инструмента социальных преобразований.
Вопросы для самопроверки
1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции? 2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе? 3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались? 4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим? 5) В чём заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной? 6) В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов? 7) Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти?
1. Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: что общего, в чём различие?
2. Определите причины различий, существующих между функциями первобытной власти и государственной.
3. Назовите первые признаки государства и государственности. Чем вы можете объяснить, что традиционная власть уступила свои позиции публичной власти?
4. Существует несколько теорий происхождения государства, самыми распространёнными из них являются: теологическая, патриархальная, органическая, договорная, теория насилия, материалистическая (экономическая). Литературу о них можно найти, в частности, на следующем сайте: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/index.php. Определите, приверженцем какой теории возникновения государства является автор параграфа. Приведите выдержки из текста, подтверждающие вашу точку зрения.
5. В параграфе говорится, что «с появлением государства человечество резко устремилось вперёд». Выскажите ваше мнение, чем можно объяснить такое влияние государственной власти на развитие общества.
«Что для болезней лекарство, то для дел право».
«Правосудие – основа государства».
«Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего».