В оркестр русских народных инструментов входит что входит
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Состав
Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: http://grko-spb.ru
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Оркестр русских народных инструментов» в других словарях:
Оркестр русских народных инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Оркестр Русских Народных Инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Оркестр русских народных инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. радио был создан оркестр нар. инструментов, бульшая часть… … Музыкальная энциклопедия
Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК — Жанр народная музыка Годы c 1945 Страна … Википедия
Оркестр народных инструментов — ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (например, из одних домр, бандур, мандолин и т.п.) и… … Большая советская энциклопедия
Оркестры народных инструментов — ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово балалаечный оркестр). Принцип… … Музыкальная энциклопедия
Оркестр — (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия
ОРКЕСТР — В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов … Музыкальный словарь
Русский народный оркестр — Оркестр русских народных инструментов оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в начале 1880 х годов … Википедия
Великорусский оркестр — оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как Кружок любителей игры на балалайках (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом… … Музыкальная энциклопедия
В оркестр русских народных инструментов входит что входит
Инструменты русского народного оркестра
Культурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.
Инструменты русского народного оркестра
Струнные инструменты народного оркестра
Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.
Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
Балалайка
Гусли
Гармоники
Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.
Духовые инструменты
Народные духовые инструменты
Европейские духовые инструменты
Ударные инструменты народного оркестра
В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.
Интересные факты
Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Инструменты русского народного оркестра
В оркестр русских народных инструментов входит что входит
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом. К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры.
Что такое оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.
К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.
Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.
Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.
Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов
В. Андреев. Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц». Эту композицию на тему народной плясовой Андреев написал после того, как в 1912 году побывал в творческой экспедиции в северных регионах России. Там юный балалаечник по имени Миша по просьбе Василия Васильевича так виртуозно и необычно сыграл популярную песенку, что своим исполнением вдохновил маэстро на создание эффектного произведения, помимо темы, включающего шесть задорных вариаций.
В. Биберган. Вальс «Посвящение В.В. Андрееву». Задушевная композиция, написанная современным российским композитором Вадимом Биберганом в стиле произведений выдающегося Василия Андреева. Этот вальс, созданный в 1983 году для кинофильма «Васса» и впоследствии ставший самостоятельным концертным произведением, всегда восторженно принимается слушателями.
А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки». Зажигательное произведение, в основу которого легла плясовая таборная песня, появившаяся и сразу ставшая популярной в первом десятилетии двадцатого века. Автором весёлой композиции является Александр Шалов – талантливый музыкант, виртуоз – балалаечник, создавший многочисленные обработки народных мелодий не только для любимого инструмента, но и народного оркестра.
Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Эту проникновенную композицию, завоевавшую большую любовь аудитории, называют самым известным киновальсом. Она восхитительно звучит не только в исполнении симфонического, но и народного оркестра.
История
История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.
Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.
Постоянно размышляя об усовершенствовании народного инструмента, в следующем 1885 году Василий Васильевич впервые решился обратиться к настоящему скрипичному мастеру, каким был Владимир Васильевич Иванов. После упорных уговоров, концертная балалайка по заранее заготовленным чертежам, с корпусом из ценных пород деревьев, всё же была изготовлена. В конце 1886 года этот модернизированный инструмент, блестяще прозвучавший в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга, сразу превратил виртуоза – балалаечника Андреева в кумира, игрой которого восхищались посетители великосветских салонов. Но обрушившийся на Василия Васильевича успех не только обрадовал музыканта, но и озадачил. У многих слушателей его выразительное и темпераментное исполнение вызывало желание попробовать также, однако тут же возникал вопрос без ответа: где брать хорошие инструменты, на которых можно было бы обучать тех, кто изволил освоить «мужицкую балалайку». Василий Васильевич вновь сел за чертежи, но на этот раз обратился к Францу Станиславовичу Пасербскому – придворному мастеру – конструктору музыкальных инструментов. Так в 1886 году была изготовлена первая пятиладовая балалайка с врезными порожками, а в следующем году появился модернизированный двенадцатиладовый инструмент с хроматическим строем.
Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. Помимо этого был реконструирован, изначально принятый за домру инструмент, найденный в Вятской губернии. Далее после включения в состав ансамбля целого семейства подобных инструментов, изготовленных талантливым мастером C.И. Налимовым и усовершенствованных гуслей, было принято решение: коллектив, весьма разросшийся количественно, переименовать в «Великорусский оркестр». Однако на этом модернизация не закончилась. С 1897 года в оркестр стали вводить духовые народные инструменты, такие как жалейка, брёлка и свирель.
Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.
После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.
Интересные факты
Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Оркестр русских народных инструментов
Музыкальные инструменты русского народного оркестра
Музыкальное искусство многолико. Нашлось в нем достойное место для народного оркестра. Привлекают внимание публики не только выступления экзотичных волынщиков и виртуозных аккордеонистов, гавайских мастеров игры на укулеле и ямайских – на маримбуле. Мировой популярностью пользуются коллективы исполнителей, играющих на этнических русских инструментах.
Каждый народ стремится к сохранению собственной самобытности. Особенное место в этом отводится традиционной музыкальной культуре, складывавшейся на протяжении столетий. В музыке отражается душа этноса. Поэтому так важно бережно относиться к этому бесценному наследию.
В состав русского оркестра включаются народные инструменты, получившие широкое распространение на территории огромной страны. Здесь можно встретить и непременно вызывающие у иностранцев ассоциацию с Россией балалайки с бубенцами, и жалейки с владимирскими рожками, и свирели с гуслями.
Какие инструменты входят в состав русского оркестра
Исполнители, по мере сил популяризующие музыку с помощью инструментов, происхождение которых уходит вглубь отечественной истории, заслуживают всяческого уважения. Они сберегают национальное наследие, помогают осознать, каковы источники происхождения отечественной культуры.
Такие коллективы немалочисленные, так как народные музыканты, как это ни удивительно, пользовались немалым арсеналом творческих орудий. Поэтому в оркестр русских народных инструментов входят целых четыре оркестровых группы:
Группы духовых и ударных удачно дополняются получившими распространение в России музыкальными инструментами европейского происхождения, а не состоят исключительно из этнических.
Струнные инструменты народного оркестра
Важнейшую роль в возрождении этнической музыки в России сыграл струнный народный оркестр. Он пополняется инструментами из трех семейств:
Домра
У трехструнного русского музыкального инструмента несколько подвидов. В оркестрах, как правило, можно встретить домру-пикколо, малую и басовую.
Балалайка
Это самый первый инструмент в русском оркестре. Ведь все начиналось с «Кружка любителей игры на балалайке», из которого выросло мощное движение, возрождающее русскую этническую музыку. Привлекательность трехструнного инструмента с треугольным корпусом объясняется звонким и мягким звучанием, теплотой и нежностью тембра.
Балалайки в народном оркестре до сих пор значимы. И не только прима с секундой, но и альт с басом и контрабасом.
Гусли
Если спросить обычного россиянина, какие инструменты входят в состав русского оркестра, то можно не сомневаться, что он вспомнит о гуслях. По большей части оркестранты пользуются клавишными или щипковыми. Но возможно также применение звончатых (крыловидных).
Баяны и гармоники
При Советской власти этническая музыка, как и всякое искусство народного происхождения, оказалась в почете, ее поддерживали официально и популяризовали. А состав народного оркестра стало нелегко представить без гармоник, важнейшим представителем которых заслуженно стал баян.
Удачная конструкция кнопочного аккордеона, способного заменить целый оркестр, привела к его повсеместному распространению. В России его именуют исключительно баяном, ценя за:
У специальных гармоник, в отличие от баяна с двусторонней клавиатурой, она одна – правая. Помимо стандартных альта, тенора, сопрано и контрабаса можно послушать гармоники, у которых тембровый окрас звучания (как у флейты, валторны, и т. д.) Оригинально звучание гармоник, нареченных областными, не получившими более широкого распространения, к примеру, ливенской.
Духовые инструменты
Составляют народный духовой оркестр артисты, пользующиеся, наряду иностранными, и инструментами исключительно отечественного происхождения:
Европейские духовые инструменты
Жизненно необходима полноценному музыкальному коллективу и большая группа духовых, происхождение которых никак не посчитаешь этническим.
Флейта
Вряд ли стоит отказываться от неоспоримых достоинств мелодичной и выразительно звучащей флеты.
Флейта – пикколо
Рассматривая инструменты, входящие в народный оркестр, обнаруживаем здесь и ее пронзительно свистящую миниатюрную версию.
Гобой
Неразумно отказываться и от проникновенно выразительного гобоя.
Английский рожок
Не обходится народный музыкальный оркестр и без альтового гобоя – английского рожка, отличающегося мягкостью и насыщенностью тембра.
Ударные инструменты народного оркестра
Из симфонического в состав оркестра народных инструментов вошла группа ударных. Она эффектно дополняется шумовым наследием, которое досталось от русских скоморохов.
Ложки
С помощью трех удлиненных музыкальных ложек, для изготовления которых берут древесину твердых пород, музыкант извлекает более звонкие звуки, чем посредством кастаньет.
Трещотки
Извлечение щелкающего звука достигается встряхиванием дощечек, нанизанных на шнурок.
Дрова
Также в состав оркестра русских народных инструментов входят дрова – предшественники ксилофона.
Шаркун
Так назвали деревянную погремушку, наполненную сухим горохом.
Коробочка
Ритмичный цокающий звук получают постукиванием барабанных палочек по деревянному бруску.
Немного истории
Впервые на официальную сцену как родоначальник современного русского народного оркестра в 1888 году вышел октет исполнителей во главе с балалаечником Василием Андреевым. По его заказу придворным мастером были специально изготовлены балалайки нескольких разновидностей.
Энергичная деятельность основателя ансамбля, сотрудничавшего с известными профессиональными музыкантами, привела к тому, что:
Уже в годы Советской власти сложнее стало сразу сосчитать, сколько музыкантов в народном оркестре. Его значительно пополнили, в том числе, гармониками и пришедшими из оркестра симфонического гобоем и флейтами.
Интересные факты
В России музыкальные инструменты народного оркестра не получали официального признания очень долго. Причиной тому была жесткая позиция, занимаемая руководителями православной церкви. Со времен крещения Руси они рассматривали народных музыкантов, скоморохов, как своих врагов, отстаивавших языческие обряды и верования.
Потому и принималось Стоглавым собором во времена Ивана Грозного решение о запрете бесовских и греховных балалаек, гуслей (только появившихся), дудок.
Могущественный патриарх Никон, реформировавший российское православие, вместе с царем Алексеем Михайлович повелел в Москве бросить в костер отобранные у скоморохов инструменты. Видать, их было немало, так как костер жгли не один день.
Внедрение Петром Великим западной культуры также не пошло на пользу народной музыке.
Но она выжила, нашла своих популяризаторов, распространилась по миру. Так и возник, помимо прочих, такой удивительный оркестр, как «Токийская балалайка», в котором все исполнители – японцы.