В огне брода нет что это значит
В ОГНЕ БРОДА НЕТ
Полезное
Смотреть что такое «В ОГНЕ БРОДА НЕТ» в других словарях:
В огне брода нет — Жанр драма … Википедия
В огне брода нет (фильм) — В огне брода нет Жанр драма Режиссёр Глеб Панфилов В главных ролях Инна Чурикова Кинокомпания … Википедия
В ОГНЕ БРОДА НЕТ (“О Тане Теткиной и ее рисунках”) — 1967, 95 мин., ш/э, 2то. жанр: драма. реж. Глеб Панфилов, сц. Евгений Габрилович, Глеб Панфилов, опер. Дмитрий Долинин, худ. Марксэн Гаухман Сврдлов, комп. Вадим Биберган, зв. Георгий Салье. В ролях: Инна Чурикова, Анатолий Солоницин,… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Начало (фильм, 1970) — У этого термина существуют и другие значения, см. Начало. Начало … Википедия
ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович — (29 сентября 1899, Воронеж 5 декабря 1993, Москва), российский сценарист, драматург, писатель, киновед. Лауреат Гос. премий СССР (1943 за фильм «Машенька», 1967 «Ленин в Польше», 1983 «Ленин в Париже»); Заслуженный деятель искусств России (1969); … Энциклопедия кино
ЧУРИКОВА Инна Михайловна — (р. 05.10.1943, Белебей, Башкирия), актриса театра и кино, народная артистка СССР (1991), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985, «Васса»), Государственной премии России (1996, за театральную работу) Окончила… … Энциклопедия кино
Чурикова Инна Михайловна — (р. 1943), актриса, народная артистка СССР (1991). Жена Г. А. Панфилова. На сцене с 1965. С 1973 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). В игре Чуриковой совмещаются драматическое и комедийное, лирическое и… … Энциклопедический словарь
Панфилов, Глеб Анатольевич — Глеб Анатольевич Панфилов. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич (родился в 1934), российский кинорежиссер. Фильмы Панфилова отличаются жанровым многообразием, парадоксальностью режиссерского мышления, интересом к незаурядным характерам, оригинальностью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЛУЗСКИЙ Михаил Андреевич — (21 ноябрь 1918, Киев 15 июнь 2001, Москва), российский актер; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 за участие в фильме «Пришел солдат с фронта»); народный артист СССР (1983). Окончил Школу киноактеров при… … Энциклопедия кино
Что значит выражение «в огне брода нет»?
ну на это вопрос отвечает сама героиня в письме к своему возлюбленному: «Здравствуй, Алёша! Как ты там, на фронте? Бельё теплое, поди, забыл надеть… А стихи прочитал? Хорошие стихи… А я всё рисую. Про жизнь нашу рисую, да про то, какая она будет. Ведь будет так, чтоб всем хорошо? А помнишь, я медведя на песке нарисовала, а ты сказал, что медведя без лапов не бывает и значит это — корова. Алёша, трудно ведь людям, народ бедует! Скорей бы мы победили, скорей бы всемирная революция! А ты в пекло не лезь, люб ты мне, Алёша! В огне брода нет…
Игнатьич, комиссар наш, тоже на фронт подался, прям с поезда, а у его ноги стынут! И Манька-красавица за ним… Фокич только остался, комендант-то наш, да Мрозик — врач. И я вот…
А я верю, что все счастливые будут. Люблю тебя, верно слово! И мы с тобой счастливые будем…
На мой взгляд, это выражение говорит о том, что если вокруг пламя, то выйти из него спокойно не получится.. Если применимо к нашей жизни, то если перед тобой возникает препятствие, которое нельзя безболезненно «перейти вброд», то нужно прилагать усилия и бороться, чтобы это самое препятствие преодолеть. Только моё мнение..
Разное он может символизировать- это и очаг, и приготовление еды, обогрев тела в холод, для пожарных наверно- это символ пожара, для героев Булкагова Мастера и Маргариты наверно был символом очищения души от страданий (гори страдание!). Например, вечный огонь- символ памяти, а православные в нем увидели символ ада, хотя свечи в церкви тоже горят и означают что-то хорошее. Огонь- это просто огонь, а уже мы наделяем его разными символами.
Вспомнила песню «Взвейтесь кострами синие ночи!» там огонь как символ пионеров, дружбы, кстати на пионерском значке тоже был огонь изображен.
Если под рукой есть аптечка, можно смешать глицерин с марганцовкой и добавить немного воды (для ускорения реакции).
«В огне брода нет»
— Кто вчера мать не впустил, кто? Мальчонка без матери помёр.
— Не пустил и опять не пущу. Не велено.
— Ишь, генерал! И кем не велено-то?
— Вона! Слыхали? Властью. Людями надо быть! Людями!
Быть людьми, оставаться ими, когда вокруг полыхает огонь, когда привычная жизнь разрушена, и не знаешь, что будет завтра — возможно ли это? На такой непростой вопрос предстоит ответить героям кинофильма «В огне брода нет», фрагмент из которого сейчас прозвучал. Картину о Гражданской войне 1917-1922 годов в России, снял режиссёр Глеб Панфилов. Она стала его дебютом в полнометражном кино. Чёрно-белая, атмосферная, с необычным музыкальным оформлением, лента начинающего режиссёра попала на Международный кинофестиваль в швейцарском городе Лакарно, где завоевала главный приз.
Несмотря на определённый исторический антураж, Глеб Панфилов подчёркивал, что, снимая фильм, не ставил перед собой идеологических задач. По признанию режиссёра, его волновал исключительно внутренний мир героев, в особенности — главной героини по имени Татьяна Тёткина, медсестры красноармейского санитарного поезда. В основу картины легла повесть Евгения Габриловича «Случай на фронте», которую Глеб Панфилов однажды прочёл. Образ Тани — чистой, искренней, одухотворённой девушки, поразил режиссёра. И он обратился к Габриловичу с просьбой написать сценарий для своего дебютного фильма. Примечательно, что его рабочим названием было «Святая душа».
Таню блистательно сыграла актриса Инна Чурикова. Главная героиня — тот духовный стержень, благодаря которому фильм «В огне брода нет» перестаёт быть рассказом о «красных» и «белых», о своих и чужих, хороших и плохих. И становится действительно картиной о человеческой душе, способной посреди страшного хаоса войны хранить чистоту, любить и верить. Не в диктатуру пролетариата, не в Маркса и Энгельса — обо всём этом у героини имеются лишь самые смутные представления. А в том, что придёт время, когда все люди обязательно станут счастливыми. Белогвардейский офицер, с которым Таня разговаривает в одном из самых сильных и значимых эпизодов картины, называет эту её веру верой в Благодать.
— Ты веришь, что придёт такое время, когда людей перестанут мучить?
— Значит, веришь во всеобщую гармонию?
— Ну, когда всем будет хорошо.
Весьма любопытно, что этот эпизод многие кинокритики предлагают рассматривать в евангельском контексте, видя в нём своеобразный отголосок диалога между Христом и Понтием Пилатом. Есть в фильме и ещё один очень схожий по духу фрагмент, свидетельствующий о напряжённой духовной работе, которая происходила в сердцах и душах людей даже в то страшное время. Это диалог двух второстепенных, но очень ярких героев — комиссара Евстрюкова и коменданта санитарного поезда Фокича.
— А тебе доводилось человека убивать? Так, чтоб в глаза друг дружке глядеть, убивал?
— Так ты ж врагов убивал!
Фильм оценит, прежде всего, взрослая аудитория. Подойдёт он и для подростков. Примечательно, что в картине совсем нет батальных сцен. Глебу Панфилову удалось мастерски передать напряжённую, сложную атмосферу того непростого времени на эмоциональном уровне. Простые декорации, мелкие, но говорящие детали, срабатывают у режиссёра сильнее любых спецэффектов. Неслучайно и название картины — его многогранный смысл открывается в одном из финальных эпизодов, когда фразу «В огне брода нет» произносит главная героиня. И хочется ещё раз подчеркнуть — фильм, действительно, не о войне. Он — о духовном мире человека, который может раскрыться во всей своей полноте в любое время — и когда свистят пули, и когда над головой мирное небо.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Художник и комендант
50 лет назад вышел фильм «В огне брода нет». Полвека прошло, а он жив и помнится. Само его появление было чем-то вроде чуда. В 67-м году уже наметился застой, а фильм еще явно оттепельный. Режиссер Глеб Панфилов поначалу был комсомольским работником, и даже вполне высокого ранга – вторым секретарем горкома комсомола. Должно быть, умел с номенклатурными людьми разговаривать, потому и фильм свой пробил. Но это, конечно, шутка, и куда проще, не вдаваясь в такую конкретную социологию, говорить просто о чуде. Таким чудом была сама оттепель, Хрущев, заговоривший о преступлениях Сталина и распустивший лагеря. Но «В огне брода нет» проскользнул в прокат, повторяю, уже на излете оттепели, это было удачей. Вскоре Панфилов и другой фильм с Чуриковой сделал – «Начало», опять же о талантливой девушке из самого что ни на есть народа, но там уже другой контекст был: не революция, а вполне устоявшаяся советская жизнь.
Главной удачей, главной сенсацией была, конечно, Инна Чурикова в роли Тани Теткиной, простенькой дурочки, у которой вдруг явился художественный талант. Кстати сказать, первоначальное название фильма было «Дура», и в фильме его героиню не раз именно так и называют. И сочетание такой простоватости с художественным талантом было острым сюжетным ходом, много способствовавшим успеху картины. Но это же, кажется, как раз помогло ее выпуску на экраны: начальство советское всегда было благосклонно к такому сочетанию, к прославлению талантов из народа. Советская власть как бы даже способствовала такому процессу, поддерживала всякую самодеятельность, и подчас под видом самодеятельности удавалось реализовать очень смелые художественные проекты. Об одной такой истории рассказывает знаменитый театральный художник Эдуард Кочергин: как авангардную постановку «Клопа» Маяковского выдали за работу каких-то любителей, и она завоевала первый приз на всесоюзном смотре этой самой самодеятельности, и Кочергин за это получил квартиру. Деньгами не давали, потому что именно самодеятельность, – так Кочергину именно на этом повезло, квартира была дороже денег.
В фильме Панфилова наиболее заметным (но в сущности не главным) был другой мотив, и вот тут бросалась в глаза непривычная смелость: был заведен разговор о гражданской войне как беде всенародной, о трагедии, которой не гордиться следует, а о которой сожалеть надо. Был белый офицер, печалящийся о братоубийственной войне, который отпускает попавшую в плен Таню, и офицер этот был всячески человечен, и в живописи разбирался, и поверил Таниному таланту, когда она, посмотрев на иконы, сразу увидела лучшую. И была такая же человечность на другом полюсе: комиссар санитарного поезда Игнатьич, которому невмоготу было его комиссарство и который от этого комиссарства сбежал, можно сказать, дезертировал на фронт. Комиссар, не желающий командовать, тяготящийся своим маузером, – это был очень необычный персонаж в советском кино. Да пожалуй, такого вообще не было нигде, кроме как в панфиловском фильме.
И был еще один персонаж, который в принципе и в реале, как теперь говорят, как раз был бы уместен на комиссарском посту, он был эвфемистически обозначен как комендант поезда. Это свирепый инвалид на деревянной ноге Фокич. Вот чьей пастью говорила партия, вещала революция. Этот Фокич хотел сразу всех расстрелять, радовался расстрелу царской семьи, бранил Игнатьича за слабость, говорил: какой из тебя комиссар. Ну и, наконец, он нес главный, хотя замаскированный месседж картины, тут-то и таилось зерно замысла, идея фильма: он был цензором. Ударная сцена фильма: художник расписывает агитвагон, а Фокич ему говорит: как ты солнце нарисовал, это ж не солнце, а колесо. Художник отвечает: иди отсюда, занимайся своим делом, я, а не ты художник. На что Фокич отвечает: ты художник, а я комендант. Сдается, что для этого диалога и был сделан фильм «В огне брода нет». Этот фильм не столько о гражданской войне (строго говоря, вообще не о ней), а декларация о намерениях, даже декларация независимости советского времени художников, завуалированный их бунт против идеологической и всякой другой цензуры.
Удивительно, что начальство не заметило этого. Вот это и было подлинным чудом, отнюдь даже не сам фильм, строго говоря: ведь художники, люди искусства и всегда должны говорить независимую правду. Чудом было вот это невнимание начальства, оно выступило, как Таня Теткина, дурой. Но искусство от этого только выиграло. И кинозрители, конечно.
st1347
«А что-де ты не способен, этого никогда не говори.
. Ведь если угодно будет богу и если ты сам соберешься с духом, то окажешься способен». Сократ.
За веру страдать надо
На днях посмотрел фильм «В огне брода нет» – режиссёрский дебют в полнометражном кино известного советского и российского режиссёра Глеба Панфилова. Фильм вышел в прокат в 1968 году и получил широкое признание за новый взгляд на гражданскую войну. Картина также получила зарубежный приз «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно.
Сюжет картины разворачивается в 1918 году, во время Гражданской войны. В центре сюжета работники санитарного поезда, который привозят раненых с фронта. Поезд прибывает на станцию, где мы знакомимся с действующими лицами. Главная героиня – наивная, глуповатая и невзрачная санитарка Таня Тёткина (Инна Чурикова), большевики – начальник поезда комиссар Иван Игнатьич Евстрюков (Анатолий Солоницын) и санитар Фокич (Михаил Глузский), возлюбленный Тани красноармеец Алёша Семёнов (Михаил Кононов) и вторая санитарка Мария (Майя Булгакова).
Итак, поезд прибывает на станцию, где молодая Таня знакомится со своей первой любовью – Алёшей, но парня интересуют не высокие чувства, а как бы быстрей затащить Таню в постель. Игнатьич и Фокич рассуждают о смысле революции и оправданности большого числа жертв. Мария занята поиском очередного хахаля, которого вскоре и находит: он остаётся в поезде на подхвате и соглашается работать за еду.
После описания нехитрого сюжета перейдём к разбору персонажей. Первое, что можно выделить – трёх персонажей, которые как мне кажется олицетворяют метафизические сущности. Это Таня – душа народа – неказистая, но тем не менее обладающая своей жемчужиной, Игнатьич – дух коммунизма, а белый полковник – дух царизма. В подтверждение этого может служить то, что только эти персонажи произносят сакральное название фильма – «В огне брода нет». Остальные персонажи олицетворяют воплощение этих сущностей в людях. И вот тут-то и кроется главный подвох фильма. Пойдём по порядку. Фокич – одноногий инвалид (но об этом ниже) – тупо подчиняющийся правилам и жаждущий кровищи, красноармеец Алёша, которому нафик эта революция не сдалась, а лишь ба бабу в пастель затащить, Мария – гулящая и пьющая… Ну конечно, её «муж», который ушёл из семьи потому, что большевики отобрали всю еду, а дом там, где кормят, и плевать с кем – с красными или белыми, лишь бы кормили. Вот чего по-настоящему хочет народ: жрать, любовных утех и кровищи. Чувство ненависти автора к простым людям, не покидает весь фильм, даже не помогают ложки мёда, добавленные персонажам для галочки. Ну и конечно, финальная сцена фильма: душа народа – единственная жемчужина – погибает после того, как присягнула идеям коммунизма. А предупреждали ведь «умные» люди искусства – береги себя – не сберегла.
Отдельной темой в фильме проходит тема больных людей (инвалидов). Этой чертой наделены только люди, приверженные какой-то идее: Игнатьичу колют уколы, белый полковник пьёт лекарство, а Фокич – вообще безногий калека. В общем, все идейные люди – больные.
В подтверждение вышесказанного можно обратиться к современным работам Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» о последних полутора годах жизни и гибели последнего царя династии Романовых – Николая II – и его семьи и к телесериалу «В круге первом» первой масштабной экранизации произведения А. И. Солженицына. Вот что сам режиссёр сказал об этой картине: «Я прочитал роман в 1974 году и был потрясён. «Вот это бы сделать!» — подумал я тогда. Но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет».
Пот тонкой плёнкой положительных моментов скрывается гнилое содержание: так и вижу как неподготовленный зритель аплодирует стоя, а разборчивая диссида хохочет в сторонке и говорит: «Хлопайте, хлопайте над тем, как мы вас в очередной раз опустили». Вот такие деятели снимали в СССР патриотическое кино!