В обозначении пожарного автомобиля асо 20 4208 что означает число 20
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО)
В ГПС эксплуатируется ряд модификаций АСО, созданных пожарными частями и заводами промышленности. Они обустроены на шасси ГАЗ или ПАЗ различных модификаций (шасси 4х2.1 или 4х4.1) мощность двигателей этих автомобилей около 88,5 кВт и при небольшом различии в полной их массе они развивают скорость 80…90 км/ч.
Наиболее распространенными являются АСО-8(66), две модификации АСО-12 (ПАЗ-672) и АСО-12(66) мод.90А. Численность боевого расчета на них соответственно равна 6,8 и 5 человек.
Машины оборудованы генераторами переменного тока различной мощности от 8 до 20 кВт, с частотой 50 Гц. Только на АСО-8 генератор производит ток напряжением 400 В, вместо 230 В на других машинах.
Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 одинаковы на всех АСО. На АСО-8 имеется два прожектора стационарных и два выносных. АСО-12(66) оборудован 5 переносными прожекторами, а на АСО-12 (ПАЗ-672) их только 2.
АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Их количество и радиус действия указываются в табл.10.4.
Показатели | Раз-мер- ность | Тип автомобиля | ||
АСО-12(66) мод.90А | АСО-12 (ПАЗ-672) | АСО-8 | ||
Стационарная радиостанция Количество | шт. | 57Р3 | 57Р3 | Виола 1 |
Радиус действия | км | |||
Переносные радиостанции Количество | шт. | 63Р1 2-3 | 63Р1 2-3 | Виола Н |
Радиус действия | км | |||
Аппараты телефонные Количество | шт. | ТА-68 | ТА-68 | ТА-57 |
Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарной и выносной катушках.
Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и др. оборудование.
Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке размещено на столах и стеллажах оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.
Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.
Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт, при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частоте 400±8 Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.
На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.
Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.
Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.
Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.
Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним генератором, равна 1,5 кВт.
АСО-20 укомплектован мощными средствами радио – и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл.10.5.
Дополнительное оборудование состоит из ряда устройств. Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.
Фары-искатели ФГ-16К предназначены для освещения место работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая на задней стенке АСО.
На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).
АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями 220 В и частотой 400 Гц.
Кабельные катушки. Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.
В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.
К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки КР, от которых питаются потребители.
Принципиальная схема боевого развертывания представлена на рис. 10.9. Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.
Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.
АСО-20 (Нефаз-4208)
Закладки
Базовое шасси | КамАЗ-43114 |
Боевой расчет | 11 |
Колесная формула | 6х6 |
Электрогенератор стационарный, кВт | 20 |
Мачта телескопическая выдвижная с прожекторами, кВт | 2х1,5 |
АСО-20 НЕФАЗ используется при выполнении следующих мероприятий:
Монтаж всех узлов и механизмов АСО-20 выполнен на доработанном шасси от автобуса НЕФАЗ-4208.
Внутри салона расположен следующий инвентарь:
Снаружи на правой задней части пожарного автомобиля АСО-20 НЕФАЗ размещена осветительная мачта.
Электрооборудование АСО-20 (НЕФАЗ- 4208) включает в себя электросиловую установку, электрооборудование для автобуса и дополнительное электрооборудование. Электросиловая установка способна вырабатывать электричество напряжением 220/380В для питания двух прожекторов на осветительной мачте и переносного оборудования.
Средства связи и спецоборудование в салоне надежно зафиксированы на стеллажах и в других элементах крепления фургона в полном соответствии со схемой размещения. Это необходимо для обеспечения оперативного боевого развертывания машины при возникновении чрезвычайной ситуации.
Автомобиль связи и освещения
АСО-20 (ГАЗ-33086)
АСО-20 (Нефаз-4208)
Автомобиль связи и освещения АСО предназначается для командования подразделениями пожарных и связи с ними, для передачи информации, для освещения прожекторами требуемых участков.
Главные задачи, которые выполняет АСО:
Климатические условия, в которых возможна эксплуатация пожарного АСО:
Автомобиль для освещения и выполнения задач связи используется при аварийно-спасательных работах для освещения электрическими светоустановками мест работы пожарных расчетов, выполнения задач связи штаба по пожаротушению с центральным пунктом пожсвязи (ЦППС).
В местах ликвидации пожара АСО используется в качестве мобильной электростанции, которая снабжает электричеством системы освещения, устройства связи и электрический инструмент. Специально оснащенный кузов является местом расположения штаба по пожаротушению.
Комплектация и оборудование АСО
Кабина — место дислокации боевого расчета — оборудуется пультом связи и 3-местным сидением, под ним размещается спецоборудование и отопительное устройство. Для подачи звуковой сирены (сигнал тревоги) имеется сирена газовая, которая работает от выхлопа двигателя. Тут же находятся спецоборудование и инструменты.
Каркас кузова пожарного автомобиля АСО изготавливается из металлопрофиля и обшивается снаружи листами металла. Для монтажа/демонтажа оборудования в кузове имеются 5 дверных проемов. В кузове смонтирован электросиловой агрегат, состоящий из частотного преобразователя, генератора, линий электрокабеля и аппаратуры для контроля и регулировки параметров. Запуск электросилового агрегата выполняется из кабины, в которой размещены кнопки возбуждения, реостат генератора, необходимые приборы.
Электрооборудование АСО
Присутствует силовой щит с вольтметром и частотомером, с помощью которых контролируется работа генератора, и амперметры для выполнения контроля силы тока. Также имеются розетки для подсоединения осветительного и силового оборудования с частотой 50 и 200 Гц.
Автомобиль связи и освещения комплектуется радиостанцией, предназначенной для двусторонней связи с ЦППС, пожарными расчетами. Для выполнения громкой направленной кратковременной связи (дистанция до 300 м) имеется громкоговорящая установка.
В комплектацию АСО-20 также входят выносные микрофоны и катушками с микрофонными кабелями, что обеспечивает передачу информации на удалении от автомобиля. Громкоговорящая установка рассчитана на подключение 2 выносных громкоговорителей на значительном расстоянии от АСО-20. Возможно подключение телефонных аппаратов в абонентскую сеть.
Антенное устройство монтируется на крыше кузова и предназначается для подъема радиоантенны. На мачте установлены также фонарь и флагшток, на который крепится флаг, обозначая место расположения штаба по пожаротушению.
Световое оборудование АСО
Для освещения электроустановками места работы пожарников в комплект спецоборудования входят выносные и стационарные прожекторы. Катушки с силовыми кабелями и коробками используются для подсоединения электроинструмента и выносных прожекторов.
Помимо основного электрооборудования, автомобиль связи и освещения АСО укомплектован электрооборудованием: проблесковыми маячками на кабине, плафонами освещения кузовных отсеков и кабины пожарного расчета, лампами накаливания с патронами на линейном щите для освещения щита, розеткой для включения переноски.
На антенной мачте находится электролампа для обозначения дислокации штаба на месте пожара. Питание оборудования и всех потребителей проводится постоянным током.
Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО)
Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электросиловой установкой, средствами обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи, а также освещения места пожара или аварии.
Автомобиль связи и освещения АСО-20 на шасси КамАЗ-43114
Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.
Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.
Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.
Первые отечественные АСО были созданы в московской и ленинградской пожарной охране в начале прошлого века.
Назначение
Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.
АСО является специальным пожарным автомобилем и используется на месте пожара при проведении аварийно-спасательных работ.
Конструктивные особенности
Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:
Вариант боевого развертывания АСО-20 (НЕФАЗ-4208)
1 – АСО-20; 2 – кабельная катушка; 3 – прожектор; 4 – соединительная муфта; 5 – коробка распределительная
По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы : на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.
Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные ТТХ пожарных автомобилей связи и освещения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.
Модель | Боевой расчет | Макс скорость | Масса полная | Шасси | Мощность генератора | Количество стационарных прожекторов | Количество переносных прожекторов |
АСО-5(66)90 | 5 | 85 | 5650 | ГАЗ-66 | 5 | 1 | 9 |
АСО-12(2705) | 5 | 3500 | 12 | ||||
АСО-16(3250) | 6 | 6600 | ЗиЛ-3250 | 16 | |||
АСО-16(3205) | 6 | 7090 | ПАЗ-3205 | 16 | |||
АСО-20(43101) | 6 | 80 | 12000 | КамАЗ-43101 | 20 | ||
АСО-20(43203) | 6 | 80 | Урал-43203-01 | 20 | |||
АСО-12(66)90А | 5 | 85 | 5780 | ГАЗ-66 | 12 | 4 |
История
Давно замечено, что ночью яркое пламя рядом с темными предметами или кромешной тьмой еще не охваченных огнем помещений, где уже отключено электричество, создает сильный контраст освещенности. Чтобы не искать впотьмах очаг возгорания, пожарным требуется специальный источник света.
С древности и до недавних пор они шли в темные закоулки горящих домов с факелами (смоляными, восковыми, магниевыми, керосиновыми) и фонарями (свечными, ацетиленовыми и др.). Столь слабые источники света не позволяли осветить значительное пространство, к тому же их пламя, случалось, само способствовало распространению огня. Так что пожарным в ночное время приходилось действовать с большим риском, нежели днем. Чтобы повысить эффективность пожаротушения в темное время суток, применили новинку XX веке — электрические прожекторы. Однако, прежде чем они стали пригодными для этого вида деятельности, специалистам различных отраслей техники пришлось изрядно потрудиться.
Сначала прожекторы заимствовали в армии, на флоте и железной дороге. Одни (дальнего действия) фокусировали лучи в узком пучке, обеспечивая небольшое, но очень яркое пятно. Другие же (ближнего действия) достаточно хорошо освещали предметы на малом расстоянии в широкой зоне. Их называли прожекторами заливающего света (ПЗС). Особенностью обоих типов было круглое световое пятно. И если первые не годились из-за чрезмерной концентрации лучистого потока, то вторые, хотя и подходили, но слишком уж рассеивали свет.
Пожарным требовался прожектор с конусообразным пучком света, дававшим эллиптическое пятно на плоской поверхности: не слишком высокое, но достаточно широкое. Создать нужный отражатель с двумя сопряженными параболическими поверхностями оказалось слишком уж сложной задачей. Поэтому решили вместо одного «идеального» светильника применять несколько ПЗС с углом рассеяния 30-40 градусов. Их ставили в ряд и освещали горящее здание. Поначалу применяли ПЗС типов ВЭО-ХІV-4 (диаметром 46 см с лампой мощностью 1000 Вт) и ВЭО-ХХVІІ (соответственно 35 см и 500 Вт).
Первый отечественный прожекторный ход изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны (ЛГПО) в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп напряжением 12 В. Иногда их подключали к автомобильному аккумулятору. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Развертывая освещение, старались подключать трансформатор к ближайшей подстанции. Бойцы с небольшими прожекторами (диаметром до 35 см) проникали в здание, освещая пожарным путь к очагу возгорания.
Эффект такого освещения помещений горящих объектов оказался высоким и показал целесообразность создания специальных машин. В этом снова отличилась ЛГПО. Вот как поступили ее специалисты.
Прожекторный автомобиль сделали из автобуса ЗИС-8 (шасси АМО-4, позднее ЗИС-11). За спинкой водительского сидения расположили распределительную коробку от ПМГ-1. Салон разделили на три отсека: передний, средний, задний. В последнем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов диаметром 35 см с лампами мощностью 500 Вт. В средний – поместили 12 переносных прожекторов диаметром 25 см с лампами по 250 Вт (каждый с проводом длиной 40 м) и два – диаметром 50 см и лампами по 1000 Вт. Там же положили две распределительные коробки. Провода в восьми бобинах по 50 м втиснули в ящики, подвешенные к подножкам машины. В переднем отсеке был пульт управления освещением, три скамьи, в их коробах лежали защитные костюмы, сапоги, амуниция и приборы личной защиты, на полу стоял трансформатор. Как же использовалась эта машина на пожаре?
Пожарный автомобиль освещения, созданный ЛГПО на шасси ЗИС-5
Подъехав к горящему объекту, из автомобиля вытаскивали прожектора, устанавливали их на треноги и подсоединяли к ним провода. Трансформатор подключали к электроподстанции или генератору, после чего включали прожектора. При необходимости носимыми прожекторами освещали внутренние помещения горящего здания. При изменении ситуации прожектора переносили на другие места. Потушив пожар и обеспечив отъезд пожарных, укладывали прожектора, провода и прочие принадлежности на свои места. Лишь после этого покидали пожарище.
Пожарные сразу нашли применение «светоносному» автобусу. Ночные бдения осветителей стали для них нормой жизни. Об одном эпизоде рассказал ветеран пожарной обороны Санкт-Петербурга Н.Г. Лукашевич:
Мне запомнился пожар в ночь с 31 августа на 1 сентября 1935 года. Было пасмурно, но без дождя. В дежурке мы вспоминали свои учебные года. Вдруг после 10 вечера поступил сигнал о возгорании на заводе «Нефтегаз», что по шоссе Энтузиастов, 132. Приехали быстро. Сполохи пламени на пяти объектах и кромешная тьма вокруг них не радовали. Горели трех- и пятиэтажные корпуса, слесарная мастерская, огромная емкость с нефтепродуктами и еще что-то. Около нашей машины остановился осветительный автобус, Из него сразу же начали вытаскивать прожектора. Их устанавливали на треногах поближе к горящим объектам и прокладывали провода. По команде включили свет, и во дворе «Нефтегаза» стало все видно. Наш расчет охлаждал емкость с бензолом. На ее стенке красовалась метровая надпись «№ 10». Мы с четырех сторон поливали эту «кастрюлю» из стволов и видели, что делают другие расчеты. К окнам корпусов приладили лестницы. Первыми внутрь проникли осветители с небольшими прожекторами за которыми тащились провода. Окна осветились, но не пламенем, а электрическим светом. Следом пошли пожарные с брандспойтами и шанцевым инструментом. Все расчеты действовали согласовано, и грозный пожар удалось локализовать, а через пять часов и вовсе погасить. Освещение не отключали, покуда пожарные собирали свое имущество и уезжали с территории завода. Когда наша машина отъезжала, я увидел, что осветители тоже начали свертывать свою технику.
Всего на горящие объекты подали 29 стволов. Воду брали из магистрали и искусственного водоема. Никто из «тушил» не пострадал. Действия пожарных и осветителей признали правильными, а убытки «Нефтегаза» – минимальными.
Технические характеристики прожекторного автомобиля ЛГПО (ЗИС-11)
Прожекторный автомобиль ЛГПО на шасси ЗИС-11
Базовое шасси | ЗИС-11 |
Численность экипажа | 10 чел. |
Прожекторы в задней чести (500 Вт) | 6 шт. |
Выдвижные прожекторы (1000 Вт) | 2 шт. |
Носимые прожекторы (200 Вт) | 12 шт. |
Мощность электрогенератора | 11,5 кВт |
Количество взрывобезопасных ручных фонарей | 6 шт. |
Количество защитных костюмов | 6 компл. |
Количество ручных электропил | 4 шт. |
Успешные действия ленинградских осветителей ночных пожаров побудили наших специалистов приступить к разработке необходимой техники. Так, в 1937 году (именно тогда организовали НИИ противопожарной обороны) завершили проектирование прожекторно-противодымного хода. В машине обтекаемой формы было четыре отсека. В первом сидели шофер командир и боец. Во втором – шесть пожарных, и тут же стояли два носимых прожектора с лампами по 500 Вт. В третьем крепились два выдвижных дыморефулера. В последнем же (с задними дверями) располагались две группы по три прожектора с лампами 500 Вт и 1000 Вт, В комплект входили 10 складных всасывающих рукавов по 2 м длиной и диаметром 280 мм, четыре прорезиненных 20-метровых рукава и другие принадлежности. В кузове располагались электрогенератор, противогазы, шанцевый инструмент и пр.
До Великой Отечественной войны не смогли освоить выпуск таких машин. Лишь в 50-х гг. начали делать автомобили связи и освещения (АСО). Их строили на шасси ЗИС-150, позже – на ГАЗ-66 и ПАЗ-672. В начале 90-х гг. потребовалась более совершенная машина. Вот что рассказал один из ее создателей подполковник Всероссийского НИИ пожарной обороны (ВНИИПО) Ю.Г. Улогов:
В январе 1995 года меня назначили научным руководителем этого проекта. Техническое задание (ТЗ) разработали в руководимом мной подразделении. Мы согласовали его с Главным управлением МВД и будущим изготовителем — подмосковным Жуковским механическим заводом (ЖМЗ), специалисты которого без дополнительного финансирования выпустили конструкторскую документацию. В некоторых технических решениях мы применили авиационные технологии, например, электрогенератор частотой 400 Гц. Это существенно снизило вес генератора и позволило вырабатывать гораздо большую мощность. Опытный образец сделали в апреле. Машину создали в рекордно короткие сроки, ведь со дня начала работ над ТЗ до выезда новинки из цеха не прошло и трех месяцев! Испытания шли почти год. После их завершения 16 февраля 1996 года начался выпуск машин АСО-20.
Вот некоторые технические характеристики новинки: шасси – ПАЗ-3205, колесная формула – 4×2 или 4×4, мощность электрогенератора – 20 или 40 кВт, 2 или 3 прожектора с кварцевыми лампами по 1,5 кВт на мачте высотой до 8 м, три стационарные и до 20 носимых радиостанций. Трудно поверить, что далеким аналогом этого удивительного автомобиля явилась осветительная машина, изготовленная питерскими пожарными в далеком 1929-м…
Источники: