В науке принято считать что любого народа начинается с образования государства
Контрольная работа по «Истории»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 10:04, контрольная работа
Краткое описание
Содержание
1. Какие точки зрения на возникновение древнерусского государства существуют в исторической литературе? Какую версию вы считаете наиболее аргументированной? Поясните свой ответ………………………..3
2. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и И.В. Сталине…………………………………………………………………………6
3. Сравните два периода истории России: конца XVI – начала XVII века; конца XX – начала XXI века. Почему их часто называют Смутой. 8
4. Место и роль России в истории человечества и в современном мире……16
5. Список используемой литературы…………………………………………..21
Прикрепленные файлы: 1 файл
контрольная история.doc
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
Выполнила: студентка 1 курса
5. Список используемой литературы…………………………………………..21
1. Какие точки зрения на возникновение древнерусского государства существуют в исторической литературе? Какую версию вы считаете наиболее аргументированной? Поясните свой ответ.
Племенные княжения славян часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.
Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.
Теории возникновения древнерусского государства
1. Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. В книгах православных авторов история России трактовалась как история народа, наделенного Божественным призванием, имеющая корни в далеких библейских временах. Точкой отсчета Российского государства является Киевская Русь, ее крещение. Историки религиозной теории причину Великого переселения народов связывают с рождением Иисуса Христа. По логике христианских богословов, в смене этнической картины в Европе после Великого переселения с наглядностью проявилось Божественное Провидение: “старые” народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. На историческую арену пришли “новые” народы, составляющие основу сегодняшних государств. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. В Евангелии от Луки, гл. 1, стихи 26-35, записано: “Бог послал в этот греховодный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летосчисление начинается с рождения Иисуса Христа”.
Норманнская (Либеральное направление)
Антинорманнская (Либеральное направление)
Государство создано славянами. Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор
Умеренно-норманнская (Материалистическое направление)
Норманнская (Технологическое направление)
Наиболее аргументированной версией, на мой взгляд, является «Религиозно-историческая теория». Потому что теория, связанная с религией мне наиболее близка и понятна.
2. Найдите сходства и различия в модернизациях России при Петре I и И.В. Сталине.
Основных отличий у этих политических деятелей два:
1. Петр Великий хоть и боролся с элитой, но ее не уничтожал.
2. Сталин правил 50 лет назад, а Петр 300.
При Петре I из крестьян были выжаты все соки, население России сократилось на 30%. Крестьян сгоняли в огромные трудовые армии, которые строили города, рыли каналы. Всё это очень напоминает про Сталина.
Петра почти исключительно оценивают положительно, справедливо полагая, что он совершил великое дело реформирования страны, вывел Россию из отсталости, сделал ее развитой страной и вывел на мировую арену, сделав ее великой державой. И Сталин сделал то же самое, только в еще большем масштабе, но есть много негативного в современных оценках Сталина.
Петр I за 36 лет своего правления (с 1689 года) сделал Россию из малозначительной страны державой, с которой считалась вся Европа. Его дипломатические миссии были в 21 государстве. А Сталин, приняв СССР тогда, когда его признавали лишь несколько государств и он был в политической изоляции, совершил так, что весь мир признал СССР, так, что СССР встал во главе блока дружественных стран, так, что без СССР не решалась ни одна мировая проблема.
Одной из главных заслуг Петра считают создание регулярной армии, Сталин унаследовал не сильную Красную Армию. Красная Армия в 1924 году представляла собой мало дисциплинированную, плохо вооруженную и слабо обученную структуру. Сталин железной рукой навел порядок и дисциплину в войсках, восстановил принцип единоначалия. Уже к 1941 году наши военные училища выпускали офицеров больше всех в мире. В период индустриализации была создана мощная военная промышленность.
Петр ввёл с 1699 года рекрутские наборы как принцип комплектования вооружённых сил, а Сталин установил в 1939 году всеобщую воинскую повинность, которая не отрывала людей навсегда от мирного труда как рекрутчина, не лишала народное хозяйство работников.
СССР тратил большую часть бюджета на оборонные цели. Петровская Россия в мирном 1725 году потратила на эти же цели 74% государственного бюджета. Также считается, что в СССР были слишком тяжёлые налоги. Однако при Петре I с 1680 по 1725 год сбор прямых налогов в реальном измерении увеличился в 5 раз.
И Петр I, и Сталин постоянно старались увеличить запас драгоценных металлов в стране. Сталин создал самый большой золотой запас России, который когда-либо был у нас. Петр запретил вывоз из России золотых и серебряных слитков и обязал русских купцов сдавать государству по установленной цене то золото и серебро, которое они получали при заключении торговых сделок с иностранцами.
Реформы Петра I в области образования были весьма скромными относительно их достижений. Существенный прогресс был лишь в техническом образовании, работавшем на нужды армии и флота. А при Сталине была достигнута всеобщая грамотность населения, вне зависимости от сословной принадлежности.
Восточные славяне в догосударственный период. Образование Древнерусского государства 2
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Кафедра истории и педагогики
по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
на тему: Восточные славяне в догосударственный период. Образование Древнерусского государства
Выполнил:
студент группы СОП
«Экономика и управление на предприятии»
Пуртов К.В.
Кемерово 2010
1.Общественный строй восточных славян в VI-VIII вв. н. эй………………. 3
2. Религиозные верования славян. Быт, нравы, обычаи……………………….4
3.Происхождение древнерусского государства………………………………..6
3.1. Политический строй Киевской Руси………………………………………10
3.2. Социально-экономический строй Древней Руси …………………………10
4.Принятие христианства и его последствия…………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………..…16
1.Общественный строй восточных славян
В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.
2. Религиозные верования славян, быт, нравы и обычаи
Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочёвывали и в славянский пантеон.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у славян всё больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Ведущими отраслями хозяйства у племен лесостепной и лесной зон Восточной Европы были земледелие и скотоводство, причем у славян, а с первых веков н. э. и у балтов на первом месте стояло земледелие.
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединившим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI-VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьям и, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
3.Происхождение Древнерусского государства
Историю государства Русь условно можно разделить на три периода
Время первых киевских князей
3.1. Политический строй Древней Руси
Государство Русь было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, опиравшийся на дружину. Государством управляли князь, братья, сыновья князя, а также дружинники. Они осуществляли сбор дани, суд, защиту своих территорий. Дружина делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись также советниками князя. Часто старшая дружина получала право сбора дани в некоторых областях в свою пользу. Младшую дружину составляли гридни, отроки, детские и другие воины. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников. Дружины были также и у бояр. Доходы князя определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи.
3.2. Социально-экономический строй Древней Руси
4. Принятие христианства и его последствия
Список используемой литературы:
1. Журнал «Наука и жизнь», № 3, 2004 г.
2. Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие- М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.
3. Данилов А.А. «История России с древнейших времен до конца ХVI века»- М.: Просвещение, 2006г.
Восточные славяне,соседи урок и раздаточный материал
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Восточные славяне и их соседи урок 1-2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема: Восточные славяне в догосударственный период
1. Соседи восточных славян.
2. Территория восточных славян.
3. Путь «из варяг в греки».
4. Города.
5. Общественные отношения.
Чупров Л.А. МОУ СШ № 3 с. К-Рыболов Ханкайского р-на Приморского края
Вопросы:
Описание слайда:
Охарактеризовать историю расселения славянских племен на территории Европы
Описать их отношения с соседними племенами и народами
Определить роль и значение торгового пути «Из варяг в греки»
Определить общий уровень социально-экономического развития восточных славян.
Описание слайда:
По общественному развитию они находились на завершающей стадии военной демократии. В первой половине 9 века раннегосударственные объединения восточных славян в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность. В этнографии к восточным славянам относят русских, белорусов и украинцев.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Восточные славяне сложились в 6-9 веках на территории Восточной Европы. Занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслами. В состав восточных славян входили племенные союзы полян, древлян, кривичей.
Восточные славяне в догосударственный период
Славяне
Южные
Восточные
Западные
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная.
Описание слайда:
Описание слайда:
В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы.
Славяне стали дробиться.
Часть славян осталась в Европе.
Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
Южные славяне
Болгары
Сербы
Хорваты
Боснийцы
Черногорцы
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
На Восточно-Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы.
На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена.
Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.
Соседи восточных славян.
Описание слайда:
Описание слайда:
Кочевники жили за счет набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Новгородская земля
Киев
поляне
Описание слайда:
Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи «Повесть временных лет», созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют «отец Русской истории»).
Описание слайда:
ДРЕГОВИЧИ
Т И В Е Р Ц Ы
У Л И Ч И
БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу.
Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро,
оттуда по реке Волхов и далее по реке Ловати до верховьев Днепра.
С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями».
Черное море
Выборг
Санкт Петербург
Новгород
Смоленск
Киев
Одесса
Варна
Стамбул
Афины
Ладожское озеро
Описание слайда:
Черное море
Выборг
Санкт Петербург
Новгород
Смоленск
Киев
Одесса
Варна
Стамбул
Афины
Ладожское озеро
Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя
Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.
Описание слайда:
Описание слайда:
Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом.
В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри.
За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой.
За рвом располагался торг.
К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники.
Отдельные районы посада, населенные ремесленниками одной специальности, назывались слободами.
Описание слайда:
Описание слайда:
Наводить дороги и мосты
Строить и оснащать ладьи-моноксилы
(ткать для них паруса и т.д.)
Описание слайда:
Самостоятельно составить словарь терминов по параграфу
Составить кроссворды по 3 и 4 вопросам.
Выбранный для просмотра документ Восточные славяне,соседи 2.docx
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
1. Дать представление о предках славян, показать район рассе ления восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.
2. Ознакомить с соседями восточных славян, показать их взаимоотношения.
♦ Основные понятия и термины: род, племя, язычество, вервь, колонизация, идол, капище, летопись, народное ополчение, вече.
I . Проверка домашнего задания.
=> Что изучает история Отечества?
=> Откуда мы знаем о жизни людей в древней и средневеко вой Руси?
=> Назовите хронологические рамки древней и средневековой Руси.
=> Что изучают вспомогательные исторические дисциплины?
=> Роль исторических источников в изучении истории России.
II . Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия и общественный строй восточных славян.
3. Соседи восточных славян.
1. Происхождение и расселение восточных славян.
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
=> Знаете ли вы, кто были предки русского народа?
=> Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель?
Одни историки считают, что в I тысячелетии до нашей эры на территории Восточной Европы проживали славянские племена. Другие историки считают славянами скифов-пахарей. Эти суждения спорны и вызывают возражения.
Первые славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегах Днепра в VI в. нашей эры.
В «Повести временных лет» ( XII в.), написанной Нестором, рассказывается о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, где в VI веке был сильный племенной союз дулебов. Современные историки считают, что путь славян в Восточную Европу пролегал не только через Карпаты на Днепр. Более ранний поток шел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги, на территорию, где позднее появится Новгород.
В VII — VIII вв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Они осваивали густые леса, где встретились с балтским и угро-финским населением.
Славянская колонизация носила мирный характер:
— плотность населения в густых лесах была мала;
— славяне принесли с собой высокую земледельческую куль туру, выработанную на плодородном юге.
Постепенно соседство, обмен опытом привели к смешиванию угро-финнов и славян.
Учащиеся отмечают, что предками русских, украинцев и белорусов были не только славяне, но и угро-финны и балты.
Слушая рассказ учителя о расселении славян, учащиеся с помощью карты заполняют таблицу.
Летопись Нестора свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.
Учитель показывает всю территорию, которую занимали восточные славяне, и уточняет, что на ней проживало более 12 племенных союзов.
Расселение восточных славян
Названия славянских племен
Географические ориентиры поселения
2. Занятия и общественный строй восточных славян.
Учитель рассказывает о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Они осваивали два вида земледелия:
1) подсечно-огневую систему земледелия;
2) переложную или залежную систему.
Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, гречиха. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.
В славянских племенах развивались ремесла: выплавка желе за, ювелирное и кузнечное дело.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Славянский поселок, восстановленный по данным археологических рас копок» (с. 10).
Славяне были храбрыми воинами, трусость считалась позором Работа с документом «Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах» (с. 13).
=> Как характеризует византийский писатель славянских воинов?
Рассказ учителя о верованиях восточных славян.
Учитель вновь обращает внимание учащихся на макет сла вянского поселения.
На макете видны капища — деревянные сооружения, в центре которых располагалось изображение божества (идола), перед кото рым жгли жертвенные костры.
Славяне верили в загробную жизнь, в домовых, леших, русалок. Они считали, что есть люди, которые способны общаться с богом, предвидеть будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.
Работа с доку менто м (с. 13).
=> Как в истории характеризуются верования восточных славян?
=> Что пишет византийский автор об управлении славянскими племенами?
Восточные славяне жили родом, то есть объединялись на основе кровного родства. Во главе родовой общины стоял старейшина.
Народное ополчение — все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с врагами.
Постепенно общины стали объединяться в племена, племена образовывали союзы племен.
3. Соседи восточных славян. Учитель обращает вни мание учащихся на следующее.
Бассейн реки Южный Буг, земли в среднем и нижнем тече нии Днепра и по его притокам заселяли потомки ираноязычного скифо-сарматского населения.
Работа с картой продолжается.
Учащиеся находят соседей славянских племен: Хазарский кага нат, Волжскую Булгарию, Византию, Тюркский и Аварский каганаты.
Рассказ учителя о союзах восточных славян.
В VI веке из Центральной Азии через Северное Причерноморье к Дунаю на Балканы устремляются кочевые племена аваров. На территории современной Венгрии они создали Аварский каганат.
=> Показать территории, занимаемые Тюркским и Аварским каганатами, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией, Великой Булгарией, Византийской империей.
III . Закрепление изученного материала.
=> Происхождение восточных славян.
=> Покажите на карте районы расселения восточных славян.
=> Перечислите занятия восточных славян.
=> Что означает понятие «язычество»?
=> Форма управления восточных славян.
=> Перечислите соседей восточных славян.
Домашнее задание: § 1-2, знать ответы на вопросы. Работа с документом (с. 13), ответить на вопрос; выучить понятия и термины. Контурная карта № 2, задание 1. Повторить § 1 из учебника «История средних веков».