В наши дни наблюдается значительное снижение культуры речи что постоянно
Проблемы и способы повышения речевой культуры
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме и важнейшее условие общения. Проблема снижения уровня речевой культуры в современном обществе. Аспекты ее проявления, способы повышения и элементы речевой техники.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.06.2015 |
Размер файла | 15,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.
Речевая культура проявляется в трёх аспектах, взаимосвязанных между собой.
Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.
Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.
Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.
Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. Центральным понятием общения становится «речевой поступок”. Тем самым, во-первых, подчёркивается личная ответственность говорящего за своё слово; во-вторых, приоритетной оказывается спонтанная «изобретаемость” речи (воспроизведения готовой речи здесь быть не может).
Одни из способов повышения речевой культуры:
1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.
2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.
5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).
6. Овладение техникой речи.
Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.
Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.
Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.
7. Знакомство с основами ораторского мастерства.
Ваша задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.
10. Овладение технологиями речевого общения.
Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.
11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль.
культура речевой литературный язык
12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.
При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Правильность речи, богатство индивидуального словаря повышает эффективность общения, усиливает действенность устного слова.
Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Она составляет основу любой другой деятельности человека: производственной, коммерческой, научной и других.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие плеоназма как языкового явления и его виды. Новые условия функционирования современного русского языка. Влияние СМИ на снижение речевой культуры. Пути решения проблемы повышения уровня речевой культуры и устранения ошибок словоупотребления.
реферат [114,8 K], добавлен 04.12.2010
Становление культуры речи как науки. Типы речевой культуры носителей литературного языка. Общение: сущность понятия, структура, компоненты, функции. Грамотность речи как средство эффективного общения. Принципы общения: пунктуальность; конфиденциальность.
курсовая работа [42,0 K], добавлен 24.11.2010
Задача культуры речи. Типы речевой культуры, устная и письменная разновидность русского языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, устная публичная речь. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.
реферат [18,3 K], добавлен 13.11.2010
Сущность речевой деятельности, ее значение для человека, этапы осуществления и свойства. Положение русского языка в мире. Понятие и признаки литературного, научного и разговорного языка, нормы и современные тенденции. Культура устной и письменной речи.
учебное пособие [325,5 K], добавлен 08.05.2009
Обеспечение высокого уровня речевой культуры в сфере СМИ должно быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков–профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс.
научная работа [66,5 K], добавлен 22.10.2008
Употребление имени и отчества как национальная особенность русской речевой культуры, функционирование её типов (элитарная, «среднелитературная», литературно-разговорная, фамильярно-разговорная). Разговорная сниженность как новое состояние русского языка.
реферат [20,6 K], добавлен 13.04.2016
Основные понятия и качества культуры речи. Особенности совершенствования речевой культуры обучающихся в образовательной организации СПО. Формирование коммуникативной компетенции студентов с помощью использования современных педагогических методик.
курсовая работа [41,8 K], добавлен 01.12.2016
Проблема культуры речи в современном обществе
Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16
Статья просмотрена: 50900 раз
Библиографическое описание:
Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 27.12.2021).
В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.
В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].
В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].
Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.
Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].
Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.
Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.
Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.
Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Язык как средство эффективного приобщения обучающихся к духовной культуре русского народа
Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному
значит вместе и развивать духовные способности учащегося.
В наши дни наблюдается значительное снижение культуры речи, что постоянно обнаруживается в средствах массовой информации, публичных выступлениях, бытовом общении. Беда в том, что понимание свободы слова у нас приобрело характер ничем не сдерживаемой и нерегулируемой речевой стихии. Русская речь страдает от внедрения вульгарных слов, она засоряется жаргонными оборотами. Нормы русского языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм. Русскому языку как основному элементу культуры и национальному достоянию народов России наносится колоссальный ущерб. Выдающийся русский философ И.А. Ильин говорил: «…ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия». А что же мы сделали для России – Родины. Бесспорно, судьба родного языка зависит от каждого из нас. Всё доступно нашему языку, а доступно ли нам воспитание такого человека, способного это оценить, сохранить и донести грядущим поколениям русских людей. Какой учитель-словесник не задавался этим вопросом? Не «болел» от осознания собственного бессилия в решении отдельных вопросов. Конечно, я не исключение.
В наше трудное время теряются и тонут в злокачестве многословия и многоголосице мнений запечатлённые в речи вечные и высокие истины; мы зачастую не в состоянии осознать то, что говорим сами. Читая массовую беллетристику, наблюдаем, что литературный язык беднеет, приобретает под пером писателей невнятность, искусственную претенциозность. Это несомненные признаки оскудения духовного начала. Я уверена, наше общество остро нуждается в уроках словесности. Именно они помогут каждому вернуть утраченную способность подлинной истинно-природной речи, возвратить произносимому и слышимому слову его истинный смысл, значение, вес.
С чего же начать своё духовное просвещение? Выдающийся русский учёный Алексей Фёдорович Лосев, проживший удивительную, насыщенную трудами жизнь, писал: «Знание есть любовь. Любовь есть узрение тайны любимого». Жизнь Человека, стремящегося «узреть тайну любимого» превращается в постоянный поиск качества знания, узрения всё большей его глубины…
Но известно, что познание – процесс бесконечный. И не было ещё человека, который в конце жизненного пути мог бы облегчённо сказать себе: «Я познал всё, я знаю всё, я всё пережил…»
Любое человеческое слово не уходит бесследно, оно оставляет в мире или тёмный, или светлый отблеск, либо губит окружающее, либо врачует нас. Все наши беседы связаны с тем, что в наше окружение попадает тёмное слово. Один из первых уроков словесности, который даёт нам жизнь, состоит в том, что со словом нужно обращаться бережно и честно: без этого невозможно никакое движение вперёд, никакое духовное возрождение.
А у нас в школе подчас изучение языка сводится к овладению орфографией, пунктуацией, и подготовке к ЕГЭ. Литературу уже давно по преимуществу «проходят», основываясь на пересказе текста, на примитивном толковании социальных и нравственных конфликтов произведения, не пытаясь найти сокровенный смысл слов, найденных художником, не стремясь ощутить и познать симфонию слова. У подростков родной язык теряет привлекательность, возникающую в детстве через песни, сказки, поскольку растёт непонимание искусства, усиливается эстетическая глухота среди учителей, занятых бытовыми проблемами в силу того, что мала заработная плата, неустроенный быт, не решены жилищные проблемы и другое. Гаснет живой интерес к литературе. Но есть проблема гораздо более сложная, нежели всё сказанное выше. Можно ли проникнуть в мир художника без способности и умения по-человечески чувствовать слово, думать над словом, искать в нём истинный смысл, жить в слове. Только с таким чутьём можно постигать произведения классиков художественной литературы. Способен ли на это каждый учитель-словесник? Как часто от своих коллег-ровесников я слышу: «Безнадёжно устарело!» или «Такое старьё эта классика!» Сердце готово выпрыгнуть из груди, до каждого трудно достучаться и сказать, что вся классика – это «скрытая современность». Она вечна! Мы безнадёжно устареваем, наше мышление не годится для современного преподавания литературы. А что же мы требуем от ребёнка. «Ибо язык всё… Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных…» [И.А. Гончаров 1977:15]. Здесь начало постижения народности и патриотизма. В речи, усвоенной с молоком матери, и в классических произведениях отечественной литературы «слова как бы имеют двойной художественный смысл – и сегодняшний, и тот, воспитанный с детских лет, эмоциональный, слова на вкус, на взгляд и на запах – родные…» [А.Н. Толстой 1949:415]. Без ощущения всего этого нет уроков словесности. А значит и духовного возрождения.
Много усилий, таланта необходимо, чтобы не быть рабом языка, а оставаться его хозяином, свободно открывать его богатства, обладать чутьём языка, требующим эмоциональной культуры и свободы мышления. «Где нет свободы мышления, там нет и действия ума. Конечно, необходим и навык, но подчинённый уму навые – не как мёртвая привычка, а как живое умение». [И.И. Срезневский 1986:111].
Только одухотворённые чувством любви к родному слову могут найти достойный путь к сокровищам литературы. Пробудить интерес к слову невозможно без воображения. Необходимо сочувствовать, размышлять вместе с героями книг…
Для этого учитель должен обладать не чисто филологическими знаниями, но и культурой чувств, артистическими способностями, заново переживать читаемое. Вправе ли мы требовать этого от рядового учителя в наш век информатики, когда сама профессия стала не такой престижной, когда остро ощущается недостаток кадров, способных преподавать филологию в школе, да что там филологию, просто литературу и русский язык. Кого же сейчас «заманишь» в педагогический университет для дальнейшего преподавания именно в школе…
Вот ещё одна огромная проблема.
Именно такое постижение литературы есть подлинное просветление ума, воспитание души, воспитание личности и движение к высоте человеческого духа, вначале которого было, есть и будет живое как жизнь человеческое слово.
Гончаров И.А. Письмо Е.Н. Нарышкиной 18 февраля 1877 // Литературное наследство. Т. 87. – М., 1977.
Толстой А.Н. К молодым писателям // Полное собрание сочинений – М., 1949. Т. 13.
Срезневский И.И. об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Сб. Русское слово. Избранные труды. – М., 1986.
Жуковский В.А. Письма из уезда к учителю // Эстетика и критика. – М., 1985.
Станиславский К.С. Беседа вторая // Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. – М., 1952.
Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине// Н.В. Гоголь о литературе. – М., 1962.
Низкий уровень общей речевой культуры
Актуальная для наших дней проблема –низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. Известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина – 21 тыс., Н.В. Гоголя – 10 тыс., Эллочки-«Людоедочки» – 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!) А активный словарь молодежи?
К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-«паразиты»: блин, э-э, типа, типа того, чисто конкретно, как бы; а также слова с «опустошенным» значением: супер! круто! нормально!
Сокращения
Значительно обедняют речь сокращения: коммуналка, безналичка, Ленинка, BMW-ушка, видик, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим! Скока? Тыща, а также усеченные или просто ненормативные фразы: Ты взял на чем загорать? Забыл чем записать! Мне от головы! В красной кофте за Вами? – Женщина! В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! («Скока вешать в граммах?»).
Орфоэпические ошибки
Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях): *договор (правильно: договор), *созвонимся (правильно: созвонимся), *средства (средства), *языковый вуз (языковой) и многие др. (подробно см. I.4).
Итак, в речи наших современников имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: j чрезмерное, неуместное употребление заимствований; k общение на жаргоне; l канцеляризмы; m речевые штампы; n слова-спутники; o многословие; p неправильное словоупотребление; q бедность словаря; использование слов-«паразитов», слов с «опустошенным» значением; r сокращения; s орфоэпические ошибки.
Борьба с перечисленными явлениями и их устранение обеспечат простоту, чистоту и языковую точность речи как необходимые условия грамотного говорения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Почему проблемы культуры устной речи актуальны на современном этапе?
2. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
3. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
4. Как может проявляться многословие в речи?
5. Что обозначает понятие «вирус канцелярита»? Следует ли бороться с этим явлением?
1. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Рн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2006.
3. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.ф. и др. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме: «Русский язык как национальное достояние русского народа»
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме: «Русский язык как национальное достояние русского народа»
Автор: Бардацкая Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 Труновского муниципального района Ставропольского края
Методический комментарий к уроку
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме: «Русский язык как национальное достояние русского народа» в условиях реализации ФГОС построен на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Это второй урок в системе уроков по теме «Русский язык — национальный язык русского народа». Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Для активизации мыслительной работы учащихся мною использованы различные приёмы. В соответствии с темой урока были выбраны формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа сочетается с индивидуальной, предусмотрена работа в парах, в группах, самостоятельная.
С целью предупреждения утомления и переутомления предусмотрено чередование видов деятельности (слушание, письмо, практика, беседа), предусмотрена физминутка. Объем воспроизводящей и творческой деятельности учащихся соответствует требованиям современного урока. По типу урок: комбинированный при использовании проблемно – диагностической технологии, технологии формирования учебных задач, интерактивноного оборудования.
1. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию; планирование путей достижения целей, адекватная самооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, рефлексия способности организовывать собственную деятельность; прогнозирование.
2. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку, умение устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Каждый этап урока направлен на достижение определенного результата.
Данная методическая разработка урока несёт практическую направленность: практические задания нацелены на отработку материала, а диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, на совершенствование видов речевой деятельности. Полученные знания понадобятся учащимся в учебной и практической деятельности. Урок направлен на воспитание уважения и любви к культуре русского народа, историческому прошлому, бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности, чувства патриотизма, воспитание культуры речи учащихся.
Тема: Русский язык как национальное достояние русского народа.
Цели урока: 1) закреплять представление о русском языке как о национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения и одном из мировых языков; 2) формировать представление о русском языке как национальной ценности; 3) расширить и углубить представления учащихся о значении русского национального языка; 4) повторить основной признак литературного языка — наличие системы общепризнанных норм; 5) обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.
Образовательная: систематизация сведений о русском языке — национальном языке русского народа, формирование навыков применения изученных орфограмм.
Развивающая: развивать речь учащихся, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитание уважения и любви к культуре русского народа, историческому прошлому, к русскому языку, чувства патриотизма; воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: Комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технология реализации: Технология деятельностного метода обучения. Технология формирования учебных задач. Проблемно – диагностическая технология.
Ресурсы: Учебник Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2013 (ФГОС).
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.
Оборудование: эпиграф к уроку, учебник, учебные тексты, интерактивная доска, презентация к уроку.
Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию; планирование путей достижения целей, адекватная самооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, рефлексия способности организовывать собственную деятельность; прогнозирование.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение устанавливать причинно-следственные связи.
1. Делать выводы, обобщения;
2. Осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи;
4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
5. Умение давать определение понятию.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Человек, равнодушный к своему языку,— дикарь.
Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
І. Организационный этап.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Как вы понимаете выражение «Русский язык – национальный язык русского народа»?
Дайте определение национального языка.
Что, по-вашему, влияет на развитие языка?
Какие средства его изменяются особенно интенсивно?
Почему русский язык стал одним из мировых языков?
Какова его роль как мирового языка?
Докажите, что русский язык — один из богатейших и развитых
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, компьютер, корабли, самолёты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество,— это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — помогать людям
понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.
неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей»,— сказал Максим Горький.
Берегите и любите слово, ведь с него начинается русский язык.
2.Подготовленный ученик читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Беседа по стихотворению А.А. Ахматовой «Мужество».
— Какой призыв слышится в данном стихотворении?
— Что значит для людей сохранить русскую речь, великое русское слово?
— Как вы считаете, актуально ли стихотворение «Мужество» в наши дни?
— С какой проблемой мы сталкиваемся сегодня, изучая русский язык?
Формулировка темы урока: Русский язык как национальное достояние русского народа.
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (учащиеся читают слова К.Г.Паустовского). Как вы думаете, созвучны ли слова К.Г.Паустовского с темой урока? Так о чем же мы будем говорить сегодня? Какую проблему решать?
IV. Работа над темой урока. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений учащихся.
1. Слово учителя. Русский язык в современном мире выполняет две функции: 1) национального языка русского народа; 2 ) одного из международных языков.
Литературный язык — это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык. Русский литературный язык — язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам. Литературный язык имеет устную и письменную форму.
2. Практическая работа.
• Прочитайте отрывок. В чём заключается богатство русского языка?
Запишите свой ответ.
Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом — гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке, говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тона и оттенки, все переходы до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
3. Диктант «Проверяю себя» с дополнительным заданием
— Запишите текст под диктовку. Найдите в тексте устаревшие слова и формы слов. Объясните их значение.
И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.
Все доступно нашему языку. И потому он властен все выразить, изобразить, передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем и клекот, и гром, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа; и эхо мира, и стоны человеческие, и зерцало божественных видений.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той красоты, на которую зовет его — его язык.
— Как вы понимаете высказывание выдающегося русского философа Александра Ивановича Ильина? (1882-1954)
— Какова основная мысль текста? Сформулируйте и запишите ее. Объясните лексическое значение выделенных слов.
— Из первого и второго абзацев выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
Из последнего предложения выпишите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного.
5. Творческая работа. Юные литературоведы.
Сравните три текста на одну и ту же тему — о дожде. (Тексты проецируются на доске.)
1. Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
2. И дождь шуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу;
В чашечках листьев на каждой тропинке
По огонечку, по серебринке.
3. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает. (К. Паустовский)
— Найдите в толковом словаре значение слова спорый.
— В каких отрывках описывается спорый, звонкий, дробный дождь? (В первом и третьем). Шуршащий? (Во втором).
— За счет чего создается это впечатление? Найдите средства выразительности речи во всех трех текстах.
6. «Мозговой штурм». Сравнительный анализ текстов. Творческое применение изученного ранее материала о языке. (Тексты у каждой группы).
Работа в группах (3 группы)
Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве,красоте, выразительности и развитости русского языка. Один человек от группы записывает выводы на доске (в сильном классе), в слабом — при помощи учителя. Устно составить доказательство того, что русский язык — один из богатейших и развитых языков мира.
— Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
— Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый
язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности. (Н. М. Карамзин).
— Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая,
величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Г. Р. Державин)
— …Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны
и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться
ежеминутно… (Н. В. Гоголь)
— Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего (А. Н. Толстой).
— Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! (М. Горький)
— Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Паустовский).
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А. Куприн)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню! (И. Тургенев)
Итог работы над цитатами — откорректированная запись на доске
• Распространенность русского языка.
• Наличие синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов,
• Мелодичность языка, основанная на славянских корнях.
• Постоянное обогащение за счет иностранных слов, неологизмов.
• Отражение мудрости веков.
• Через богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций
7. Слушание 2–3 рассуждений.
8. Устное высказывание.
— Внимательно прочитайте текст, объясните значение выделенных слов и выражений. Составьте и запишите предложения с этими словами. Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите не менее двух аргументов.
В наши дни наблюдается значительное снижение культуры речи, что постоянно обнаруживается в средствах массовой информации, публичных выступлениях, бытовом общении. Дело в том, что понимание свободы слова у нас приобрело характер ничем не сдерживаемой и нерегулируемой речевой стихии. Русская речь страдает от внедрения вульгарных слов, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными оборотами. Нормы русского языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм и радиопередач. Русскому языку как основному элементу культуры и национальному достоянию народов России наносится колоссальный ущерб.
Определите тип речи. Докажите, что это рассуждение. Как строится рассуждение? (Выдвигается тезис, который доказывается, делается вывод.)
Какой тезис выдвигается в данном тексте? Какими фактами он доказывается? (Звучность, мелодичность языка; его лексическое богатство; множество способов образования новых слов.)
Сочинение-миниатюра. Письменно объясните смысл одного из высказываний. При написании сочинений и сочинений-миниатюр пользуйтесь советами, изложенными в памятках № 3,4,5 (см. часть 2 учебника).
1) Пока жив язык — жива и нация. (В. Распутин)
Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит. (Л.Щерба).
11. Работа в парах. Создание социальной рекламы.
Вспомните, что вы знаете о социальной рекламе и ее назначении в нашей жизни.
Выскажите свое мнение о том, отражает ли идея данной рекламы (см. рисунок на стр. 7 «Мы его теряем», упр. 3) основное содержание урока?
Попробуйте предложить свой вариант рекламы, призывающий бережно относиться к родному языку. Что по-вашему можно изобразить на таком плакате? Какие слова написать?
12. Защита творческих проектов.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон».
— Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зависит от каждого из нас.
— Какие аргументы вам труднее подобрать?
2. Слово учителя. Речь человека — великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить… Вы убедитесь, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.
Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Главное в нашей речи — это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово — самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать — без него невозможна была бы мысль. Речь человека — прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видите,
речь — это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой.
А если она так важна, значит, каждый человек должен сделать всё, чтобы овладеть ею в совершенстве. Изучайте же и оберегайте русский язык — великолепную человеческую речь.
Несколько полезных советов для тех, кто хочет лучше владеть родным языком
1. Помните, что секрет успеха в работе по русскому языку прост: любите и изучайте родной язык. Любить язык— значит пытаться разгадать его многочисленные тайны, чувствовать удивительную красоту русской речи, стремиться овладеть несметными сокровищами русского языка, беречь его и гордиться им. Изучать родной язык — значит постигать его законы, секреты, учиться максимально использовать полученные знания о языковых явлениях в своей собственной речевой практике.
2. Имейте в виду, что хорошее знание языка выражается не в том, сколько определений и правил вы выучите наизусть. Знать язык— значит умело владеть им в разных речевых ситуациях.
Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
Как вы понимаете эти слова?
А вот как выразил эту мысль русский народ в пословицах и поговорках о языке (пословицы проецируются на доску, 2-3 пословицы записываются в тетради):
На великое дело — великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Сабля порубит одного, Слово – армию.
От хорошего слова миру светло.
Резвого скакуна догонишь, а оброненное слово – никогда.
Ласковое слово и кость ломит.
Интерес к русскому языку в мире стабильно растет. И связано это в основном с ростом культурных и экономических связей с Россией. Русский язык в Западной Европе сегодня учат экономисты и юристы, таксисты и полицейские, работники туристического бизнеса и продавцы. Объявление типа «Фирме требуются работники со знанием английского и русского языков» можно увидеть и в Армении, и в странах Балтии, и во Франции.
Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…
VI. Домашнее задание
Теоретический материал учебника для всех (стр. 3-4 учебника)
Написать сочинение-рассуждение по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: “Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе”.
Подберите свои пословицы о языке. Ответьте на вопрос: какой смысл,
поучение заложены в этих пословицах.