В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ
Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести в правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Впрочем, в этом отношении информатика ничуть не отличается от любой другой сферы деятельности человека в обществе.
Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности.
Морально-этические нормы в среде информатиков отличаются от этики повседневной жизни несколько большей открытостью, альтруизмом. Большинство нынешних специалистов-информатиков сформировались и приобрели свои знания и квалификацию благодаря бескорыстным консультациям и содействию других специалистов. Очевидно, поэтому они готовы оказать бескорыстную помощь, дать совет или консультацию, предоставить компьютер для выполнения каких-либо манипуляций с дискетами и т.д. Ярким примером особой психологической атмосферы в среде информатиков является расширяющееся международное движение программистов, предоставляющих созданные ими программные средства для свободного распространения.
Контрольные вопросы
1. Что общего и в чем различие информатики и кибернетики?
2. Какие определения информатики вы знаете?
3. Какова общая структура современной информатики?
4. Какие существуют наиболее известные информационные технологии?
5. Какое место занимает информатика в системе наук?
6. Что принято понимать под «информационным обществом»?
7. Каковы основные социальные последствия информатизации общества?
8. Какими нормативными актами регулируются отношения в сфере информатики?
9. В чем состоит авторское право на программные средства и базы данных?
10. В чем состоит имущественное право на программные средства и базы данных?
11. Как осуществляется защита авторских и имущественных прав?
12. Охарактеризуйте виды компьютерных преступлений.
13. Какие этические проблемы существуют, по вашему мнению, в современной информатике?
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 600 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тренировочные задания
1. Когда известный биолог, один из создателей синтетической теории эволюции (п. 4.3.2) Джулиан Хаксли стал первым директором ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре), она называлась ЮНЕКО. Буквы «С», отвечающей за науку (Science), в названии не было. Хаксли добился
Г |
52 Глава 1. Научный метод |
того, что она там появилась. Как вы думаете, каков был главный
аргумент Хаксли в борьбе за букву «С»?
2. Иногда можно услышать мнение, что проблема «двух культур» обусловлена асимметрией полушарий головного мозга человека. Как известно, в левом полушарии сосредоточены функции абстрактно-логического мышления, в правом — функции восприятия образов, эмоций и т. д. Почти у каждого человека от рождения доминирует одно из полушарий. Утверждается, что «левополушарники» — это и есть носители научной культуры, а «правополушарники» — это гуманитарии. Что можно возразить на эту точку зрения?
3. Можно ли Аристотеля назвать ученым?
4. Как вы думаете, следует ли запрещать те направления научных
исследований, которые могут привести к потенциально опасным
открытиям?
5. Попробуйте представить себе социальные, этические и юридиче
ские проблемы, к которым могло бы привести появление возмож
ности формировать не только пол, но и внешний облик будущего
ребенка по своему желанию.
6. Перед вами — текст известного современного астролога.
♦ И в астрологии, и в естественных науках появление новых фактов, не заложенных в первоначальную схему, — решающее испытание теории. Сколько красивых построений в науке пало с появлением новых фактов, не укладывающихся в старую схему! Открытие новых планет — Урана, Нептуна и Плутона не только не разрушило здание астрологии, но. сделало его еще красивее, еше фундаментальнее.
Какой признак (признаки) псевдонауки проявляется в этом фрагменте?
Вопросы для самоконтроля
1. Какими качествами обладают естественнонаучные знания?
2. К каким последствиям приводит проблема «двух культур»?
3. Как следует понимать утверждение: «Естественнонаучное знание
объективно»?
4. Обязательно ли в естествознании знать историю объекта иссле
дования? А в гуманитарной сфере?
Вопросы для самоконтроля 53
5. Что составляет основу языка естествознания и что — языка художественной культуры?
6. В какой степени исследователь влияет на Предмет исследования
в естественных и гуманитарных науках?
7. Почему невозможно полностью исключить воздействие исследо
вателя на изучаемый процесс?
8. Почему уникальные объекты все чаще становятся предметом ис
следования естественных наук?
9. Какую роль играют эстетические факторы в научном познании?
А морально-этические соображения?
10. О каких проблемах биоэтики вам известно? Как они решаются? И. С чего начинается научное познание?
12. Какие виды эмпирического знания вам известны? А эмпириче
ского познания?
13. Какие качества присущи научным гипотезам?
14. Что такое «бритва Оккама»?
15. Каковы основные особенности организации эксперимента?
16. Какие формы научного знания вам известны?
17. Откуда берутс» аксиомы и постулаты научной теории?
18. Что такое абстракция, абстрагирование, индукция, дедукция?
19. В чем заключался основной вклад древних греков в развитие зна
ний о природе?
20. Чем известен в истории науки Фалес Милетский?
21. Почему выводы Парменида об общих свойствах бытия оказались
неверными?
22. Что является источником истинного знания, по мнению Плато
на? А по мнению Аристотеля?
23. Почему метод познания, разработанный древнегреческими мыс
лителями, нельзя признать научным?
24. Для чего служат модели в научном исследовании? В чем состоит
их ограниченность?
25. Можно ли для описания одного и того же объекта одновременно
использовать разные модели?
26. В чем заключался метод познания схоластов?
27. Когда окончательно сформировался научный метод?
28. Что нового внесли в метод познания Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей?
54 Глава 1. Научный метод
29. Когда возникла наука в полном смысле этого слова? Какая область
знания первой оформилась как настоящая наука?
30. На каких открытиях была основана ньютоновская механика?
31. Каковы были представления механической картины мира о мате
рии? О движении? О пространстве и времени? О причинности
и закономерности? О взаимодействии?
32. Что такое псевдонаука (лженаука)?
33. Можно ли назвать концепцию сотворения мира Богом псевдона
учной?
34. Каковы характерные признаки псевдонауки?
35. Почему псевдонауки пользуются популярностью?
36. Каковы основные тенденции развития естествознания в настоя
щее время?
37. Что такое редукционизм? Почему с ним нельзя согласиться?
Тест
1. Место естествознания в современной культуре:
«> оно является основой современной культуры;
«> оно является необходимой составляющей современной культуры;
«■ в современной культуре оно не играет заметной роли; ф с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов реального мира утратило свое значение.
2. Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследова
ния естественных наук, потому что:
ф естествоиспытатели сознательно берут пример с гуманитариев;
■$> гуманитарный метод познания оказался эффективнее естественнонаучного;
ф логика естественнонаучного познания ведет от исследования простых объектов к исследованию сложных, а любой сложный объект уникален;
ф исследования уникальных объектов имеют большее практическое значение.
3. В наше время вопросы этики научного исследования приобрели
особую остроту, потому что:
ф сейчас авторитет средств массовой информации возрос настолько, что ученые стали побаиваться их критики;
ф за этим стали следить государственные органы;
ф разрыв между уровнем науки и техники и уровнем развития общественной морали возрос настолько, что вызвал защитную реакцию общества и научного сообщества.
4. Научное познание начинается:
ф с проведения эксперимента;
ф с выдвижения какой-нибудь гипотезы; ф с наблюдения природных явлений; ф с изучения литературы.
5. Эмпирическое знание — это знание:
ф основанное на опыте;
ф основанное на точной теории;
ф предположительное, не проверенное экспериментом;
6. Несвойственно псевдонауке:
ф замена общих законов сценариями и рассказами о частных случаях;
ф критический анализ исходных данных теории;
ф нарушение этических норм при получении и распространении знаний;
ф распространение своих взглядов преимущественно через газеты, телевидение, радио.
7. Древние греки первыми:
ф приступили к систематическому наблюдению природных явлений;
ф научились решать математические задачи;
ф освоили теоретический способ мышления, основанный на абстрактных понятиях;
ф стали проводить целенаправленные эксперименты.
8. Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей внесли в метод познания:
ф опору теоретических построений на опытные данные и их систематическую проверку экспериментом;
Концепции современного естествознания
Название | Концепции современного естествознания |
страница | 5/36 |
Дата публикации | 20.11.2013 |
Размер | 5.93 Mb. |
Тип | Документы |
zadocs.ru > Культура > Документы
Псевдонаука — соииально-психологический феномен, который, выполняя в обшестве функции, не связанные с получением достоверного и практически эффективного знания, претендует на статус и авторитет науки. |
1.8.2. Корни и социальные функции псевдонауки
‘ Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами. Каковы же они?
1. Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удовлетворить как наука, так и псевдонаука, — познавательная. Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего. В повседневной жизни большую ценность имеет знание индивидуального, знание частных обстоятельств. Наука этого сказать не берется, более того, утверждает, что это принципиально невозможно, а, например, астрологи — берутся, и потому люди не слишком придираются к их методам и результатам. Тот же психологический эффект срабатывает, например, когда в трудную минуту близкий человек утешает вас: «Не переживай, все будет хорошо». Вы можете точно знать, что хорошо не будет, но в данном случае важнее проявленное к вам личное участие.
Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания.
♦♦♦ Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.
46 Глава 1. Научный метод
1.8. Псевдонаука 47
Множество раз проверялась эффективность астрологических прогнозов, и результат неизменно был отрицательным. Убедиться в этом на элементарном уровне может каждый. Важно только соблюсти правильную последовательность: сначала записать важнейшие события своей или чужой жизни, относя каждое к определенной категории (здоровье, личная жизнь, деньги, работа) и оценивая знаком плюс или минус, а уже затем сравнить с гороскопом на этот период. Астрологи к отрицательным результатам таких проверок безразличны, поскольку, как говорилось выше, на самом деле точное предсказание будущего не является целью этой псевдонауки.
Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания.
♦ • Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира.
Если продолжить сравнение научной работы с разгадыванием бесконечного кроссворда, каждое слово в котором проверяется пересечением с несколькими известными, то псевдонаучную деятельность можно уподобить вписыванию слова только на том основании, что оно состоит из нужного числа букв. Утверждения разных псевдонаук не только противоречат научным данным, но и не согласуются между собой.
Эйнштейн не отменил ньютоновскую механику, но показал, что она справедлива лишь при скоростях движения, много меньших скорости света (п. 2.5.2). Дарвинизм не отменил систему классификации организмов, предложенную К. Линнеем, противником учения об изменчивости видов, но показал, что она отражает историю естественного развития биосферы.
Таким образом, отличить псевдонаучное знание от научного по его содержанию и структуре можно, но это не всегда легко, так как требует обширных и глубоких познаний. Легче отличить псевдоученого по используемой им методологии.
Другие разновидности псевдонауки также небезупречны в морально-этическом отношении. Обман и мошенничество, недобросовестная эксплуатация особенностей человеческой психологии выявляются почти всегда, когда псевдонаучные утверждения подвергаются обстоятельной проверке. К сожалению, такие обстоятельные проверки случаются не слишком часто — серьезные люди с неохотой отвлекаются от своих дел, да и сами псевдоученые обычно добиваются не столько тщательного анализа их деятельности компетентными профессионалами, сколько благосклонности властей и популярности у широкой публики.
^ 1.9* Тенденции развития естествознания
В истории развития знаний о природе постоянно прослеживаются две противоречивые тенденции: с одной стороны — к дифференциации, а с другой — к интеграции отдельных естественных наук, отражающие две неразрывно связанные стороны научной деятельности: анализ — разложение сложного необъятного мира на элементы, поддающиеся охвату человеческим разумом, и синтез — сложение познанного в цельную картину мира.
С возникновением науки процесс дифференциации получил мощное ускорение. В XVIH-XIX вв. формирование новых естественнонаучных дисциплин сопровождалось стремлением обозначить их самостоятельный характер, особый предмет и методы исследования.
По мере накопления частных знаний становилась все очевиднее необходимость объединения достижений и методов разных наук для понимания сложных природных систем. Наступает период новой ин-
теграции естествознания. Вначале она идет через создание так называемых пограничных наук: биохимии, биофизики, геофизики.
Во второй половине XX в. появляются новые формы интеграции знаний о природе. На ведущие позиции выдвигаются полидисциплинарные науки — синергетика (п. 4.8) и экология, из частной биологической дисциплины развившаяся в комплекс знаний об устойчивости биосферы (с. 226) и ее подсистем. Гораздо больший интерес проявляется к исследованиям, направленным на изучение объекта в многообразии его свойств, физических, химических, биологических и даже социальных. Так, в одном из самых известных научных бестселлеров XX в. — книге выдающегося английского биолога Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» — делается попытка проследить, как конкуренция генов, образований молекулярного уровня, находящихся вроде бы в ведении химии, определяет особенности строения (зоология) и поведения (этология) животных и даже человека (а это уже область психологии и общественных наук).
Поскольку синтезу непременно должен предшествовать этап анализа, постольку тенденция интеграции естественнонаучных знаний не означает отмирания классических физики, химии, биологии, астрономии, геологии. Но среди них происходит смена приоритетов. С момента появления науки в современном понимании этого слова и до середины XX в. лидером естествознания была физика. Однако в наши дни роль лидера в естествознании перешла к наукам о живом. Именно в биологии сейчас научные исследования развернуты самым широким фронтом, и именно на этом фронте современным ученым удается регулярно совершать фундаментальные открытия.
Наблюдаемая смена лидера в естествознании — сильный аргумент против философии редукционизма.
Редукционизм — это концепция, согласно которой все процессы в мире можно и должно свести к нескольким фундаментальным закономерностям, а из них уже вывести все остальные законы при-1 роды и общества. Так, в XVIII в. благодаря успехам механики стало казаться, что все происходящее в мире можно свести к перемещению материальных объектов в соответствии с законами Ньютона <механицизм). Многие биологи того времени рассматривали растения и животных как точно сконструированные машины, не имеющие никаких принципиальных отличий, скажем, от паровоза. С развитием науки несостоятельность механицизма стала очевидной, однако идея о сводимо-
50 Глава 1. Научный метод
Тренировочные задания 51
сти химических процессов к физическим, а биологических — к химическим и физическим оказалась весьма живучей.
Популярность редукционизма во многом основана на том, что в ограниченной форме он действительно присутствует и в процессе, и в результате научного познания. Так, научная теория может рассматриваться как сокращенное описание всевозможных фактов, относящихся к области ее применимости. Объяснение, являющееся одной из основных функций науки, неизбежно включает сведение объясняемого явления к явлениям более низкого уровня, описываемым более простыми законами. Однако сводимость такого рода не бесконечна. Достаточно длинная объяснительная цепочка обязательно, будет содержать звенья, опирающиеся на дополнительные гипотезы, предположения, качественные рассуждения.
На самом деле соотношение между закономерностями физических, химических и биологических процессов существенно сложнее, чем пытается его представить редукционистская концепция. Следует сразу отметить, что противоположная концепция, согласно которой химические системы могут не подчиняться законам физики, а в живых организмах возможно нарушение как физических, так и химических законов <витализм), также неверна и не имеет фактического обоснования. Природа едина, и человек так же подвластен закону всемирного тяготения, как мертвый камень.
Истина, как обычно, находится посередине и выше двух крайних точек зрения.
Соотношение между физическими, химическими и биологическими процессами может быть правильно понято только в рамках эволюционного взгляда на мир, учитывающего, что химическая форма движения материи возникла позже физической, биологическая возникла позже химической, социальная — позже биологической. При этом возникновение нового уровня организации материи не отменяет фундаментальных законов, управляющих процессами на более низких уровнях, но создает свои специфические законы, выражающие необходимые отношения между структурами этого уровня.
Возникающие на новом уровне законы менее универсальны, чем законы предшествовавшего уровня, поскольку сам процесс возникновения нового уровня организации материи связан с отбором из всех возможных процессов сравнительно узкого класса таких, которые обеспечивают максимально широкое разнообразие свойств однотипных элементов. Например, химические реакции и возникновение сложных веществ стали возможными благодаря тому, что фи-
зические законы допускают существование нескольких десятков разновидностей атомов — однотипных по структуре, но весьма разных по свойствам «строительных кирпичиков» вещества.
Известно, однако, что небольшое изменение физических констант могло бы направить развитие Вселенной по другому пути, на котором атомы либо вообще не возникают, либо возникают только атомы водорода (п. 4.7.4). Поэтому трудно утверждать, что закономерности химических реакций между атомами и молекулами есть простые следствия из законов физики, если последние не гарантируют необходимость самого возникновения атомов.
В свою очередь, возникновение живых организмов выделило из всех химических веществ несколько десятков органических соединений, «строительных кирпичиков» для огромного количества разнообразных белков, ДНК и РНК, а из всех химических реакций — реакции каталитические, причем такие, в которых основную роль играет не столько химический состав катализатора, сколько форма его молекулы. Но при этом фундаментальные законы физики и химии сохраняют, свое значение и для живых организмов. Уверенность в этом позволяет ставить осмысленные вопросы, например о том, в какой форме живая клетка запасает необходимую для ее жизнедеятельности энергию.
Возникновение социальной формы организации связано с превращением однотипных особей в яркие, неповторимые личности. Отношения между личностями описываются законами уже не химии и биологии, а психологии и обществоведения. Однако коль скоро естественное саморазвитие является фундаментальной природной-закономерностью, то она должна работать и на социальном уровне. Признание этого положения позволяет ставить осмысленные вопросы о том, как общие закономерности самоорганизации, установленные в естествознании, проявляются в общественных процессах и как здесь проявляется социально-психологическая специфика.
1. Когда известный биолог, один из создателей синтетической теории эволюции (п. 4.3.2) Джулиан Хаксли стал первым директором ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образованию, науке и культуре), она называлась ЮНЕКО. Буквы «С», отвечающей за науку (Science), в названии не было. Хаксли добился
52 Глава 1. Научный метод
того, что она там появилась. Как вы думаете, каков был главный
аргумент Хаксли в борьбе за букву «С»?
Какой признак (признаки) псевдонауки проявляется в этом фрагменте?
1. Место естествознания в современной культуре:
«> оно является основой современной культуры;
«> оно является необходимой составляющей современной культуры;
«■ в современной культуре оно не играет заметной роли; ф с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов реального мира утратило свое значение.
2. Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследова
ния естественных наук, потому что:
ф естествоиспытатели сознательно берут пример с гуманитариев;
■$> гуманитарный метод познания оказался эффективнее естественнонаучного;
ф логика естественнонаучного познания ведет от исследования простых объектов к исследованию сложных, а любой сложный объект уникален;
ф исследования уникальных объектов имеют большее практическое значение.
3. В наше время вопросы этики научного исследования приобрели
особую остроту, потому что:
ф сейчас авторитет средств массовой информации возрос настолько, что ученые стали побаиваться их критики;
ф за этим стали следить государственные органы;
ф разрыв между уровнем науки и техники и уровнем развития общественной морали возрос настолько, что вызвал защитную реакцию общества и научного сообщества.
4. Научное познание начинается:
ф с проведения эксперимента;
ф с выдвижения какой-нибудь гипотезы; ф с наблюдения природных явлений; ф с изучения литературы.
5. Эмпирическое знание — это знание:
ф основанное на опыте;
ф основанное на точной теории;
ф предположительное, не проверенное экспериментом;
6. Несвойственно псевдонауке:
ф замена общих законов сценариями и рассказами о частных случаях;
ф критический анализ исходных данных теории;
ф нарушение этических норм при получении и распространении знаний;
ф распространение своих взглядов преимущественно через газеты, телевидение, радио.
7. Древние греки первыми:
ф приступили к систематическому наблюдению природных явлений;
ф научились решать математические задачи;
ф освоили теоретический способ мышления, основанный на абстрактных понятиях;
ф стали проводить целенаправленные эксперименты.
8. Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей внесли в метод познания:
ф опору теоретических построений на опытные данные и их систематическую проверку экспериментом;
56 Глава 1. Научный метод
аксиоматически-дедуктивное построение теории; ф изложение результатов исследований в образной форме; ф использование специальных измерительных приборов. 9. В механической картине мира считалось, что: ф движение — это любое изменение;
* материя существует в форме четырех стихий, вечных и неизменных;
ф любое движение сводится к перемещению тел и частиц; ф пространство и время есть система отношений между материальными телами.
10. Программа’редукционизма несостоятельна, потому что:
•ф свести к физике даже химические явления, не говоря уже о биологических, слишком трудно;
ф живые организмы способны нарушать законы физики;
ф на каждом уровне организации материи — физическом, химическом, биологическом и социальном — возникают свои специфические закономерности, дополняющие закономерности более низких уровней;
ф каждая из естественных наук описывает свою часть мира, независимую от частей, изучаемых другими науками.