В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ

Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести в правовым нормам. Очень многое определяется соблюдением неписаных правил поведения для тех, кто причастен к миру компьютеров. Впрочем, в этом отношении информатика ничуть не отличается от любой другой сферы деятельности человека в обществе.

Как и в любой другой большой и разветвленной сфере человеческой деятельности, в информатике к настоящему времени сложились определенные морально-этические нормы поведения и деятельности.

Морально-этические нормы в среде информатиков отличаются от этики повседневной жизни несколько большей открытостью, альтруизмом. Большинство нынешних специалистов-информатиков сформировались и приобрели свои знания и квалификацию благодаря бескорыстным консультациям и содействию других специалистов. Очевидно, поэтому они готовы оказать бескорыстную помощь, дать совет или консультацию, предоставить компьютер для выполнения каких-либо манипуляций с дискетами и т.д. Ярким примером особой психологической атмосферы в среде информатиков является расширяющееся международное движение программистов, предоставляющих созданные ими программные средства для свободного распространения.

Контрольные вопросы

1. Что общего и в чем различие информатики и кибернетики?

2. Какие определения информатики вы знаете?

3. Какова общая структура современной информатики?

4. Какие существуют наиболее известные информационные технологии?

5. Какое место занимает информатика в системе наук?

6. Что принято понимать под «информационным обществом»?

7. Каковы основные социальные последствия информатизации общества?

8. Какими нормативными актами регулируются отношения в сфере информатики?

9. В чем состоит авторское право на программные средства и базы данных?

10. В чем состоит имущественное право на программные средства и базы данных?

11. Как осуществляется защита авторских и имущественных прав?

12. Охарактеризуйте виды компьютерных преступлений.

13. Какие этические проблемы существуют, по вашему мнению, в современной информатике?

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 600 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Тренировочные задания

1. Когда известный биолог, один из создателей синтетической тео­рии эволюции (п. 4.3.2) Джулиан Хаксли стал первым директо­ром ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образо­ванию, науке и культуре), она называлась ЮНЕКО. Буквы «С», отвечающей за науку (Science), в названии не было. Хаксли добился

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что

Г

52 Глава 1. Научный метод

того, что она там появилась. Как вы думаете, каков был главный

аргумент Хаксли в борьбе за букву «С»?

2. Иногда можно услышать мнение, что проблема «двух культур» обусловлена асимметрией полушарий головного мозга человека. Как известно, в левом полушарии сосредоточены функции абст­рактно-логического мышления, в правом — функции восприятия образов, эмоций и т. д. Почти у каждого человека от рождения до­минирует одно из полушарий. Утверждается, что «левополушарники» — это и есть носители научной культуры, а «правополушарники» — это гуманитарии. Что можно возразить на эту точку зрения?

3. Можно ли Аристотеля назвать ученым?

4. Как вы думаете, следует ли запрещать те направления научных
исследований, которые могут привести к потенциально опасным
открытиям?

5. Попробуйте представить себе социальные, этические и юридиче­
ские проблемы, к которым могло бы привести появление возмож­
ности формировать не только пол, но и внешний облик будущего
ребенка по своему желанию.

6. Перед вами — текст известного современного астролога.

♦ И в астрологии, и в естественных науках появление новых фактов, не заложенных в первоначальную схему, — решающее испытание тео­рии. Сколько красивых построений в науке пало с появлением новых фактов, не укладывающихся в старую схему! Открытие новых пла­нет — Урана, Нептуна и Плутона не только не разрушило здание аст­рологии, но. сделало его еще красивее, еше фундаментальнее.

Какой признак (признаки) псевдонауки проявляется в этом фраг­менте?

Вопросы для самоконтроля

1. Какими качествами обладают естественнонаучные знания?

2. К каким последствиям приводит проблема «двух культур»?

3. Как следует понимать утверждение: «Естественнонаучное знание
объективно»?

4. Обязательно ли в естествознании знать историю объекта иссле­
дования? А в гуманитарной сфере?

Вопросы для самоконтроля 53

5. В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтоЧто составляет основу языка естествознания и что — языка худо­жественной культуры?

6. В какой степени исследователь влияет на Предмет исследования
в естественных и гуманитарных науках?

7. Почему невозможно полностью исключить воздействие исследо­
вателя на изучаемый процесс?

8. Почему уникальные объекты все чаще становятся предметом ис­
следования естественных наук?

9. Какую роль играют эстетические факторы в научном познании?
А морально-этические соображения?

10. О каких проблемах биоэтики вам известно? Как они решаются? И. С чего начинается научное познание?

12. Какие виды эмпирического знания вам известны? А эмпириче­
ского познания?

13. Какие качества присущи научным гипотезам?

14. Что такое «бритва Оккама»?

15. Каковы основные особенности организации эксперимента?

16. Какие формы научного знания вам известны?

17. Откуда берутс» аксиомы и постулаты научной теории?

18. Что такое абстракция, абстрагирование, индукция, дедукция?

19. В чем заключался основной вклад древних греков в развитие зна­
ний о природе?

20. Чем известен в истории науки Фалес Милетский?

21. Почему выводы Парменида об общих свойствах бытия оказались
неверными?

22. Что является источником истинного знания, по мнению Плато­
на? А по мнению Аристотеля?

23. Почему метод познания, разработанный древнегреческими мыс­
лителями, нельзя признать научным?

24. Для чего служат модели в научном исследовании? В чем состоит
их ограниченность?

25. Можно ли для описания одного и того же объекта одновременно
использовать разные модели?

26. В чем заключался метод познания схоластов?

27. Когда окончательно сформировался научный метод?

28. Что нового внесли в метод познания Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей?

54 Глава 1. Научный метод

29. В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтоКогда возникла наука в полном смысле этого слова? Какая область
знания первой оформилась как настоящая наука?

30. На каких открытиях была основана ньютоновская механика?

31. Каковы были представления механической картины мира о мате­
рии? О движении? О пространстве и времени? О причинности
и закономерности? О взаимодействии?

32. Что такое псевдонаука (лженаука)?

33. Можно ли назвать концепцию сотворения мира Богом псевдона­
учной?

34. Каковы характерные признаки псевдонауки?

35. Почему псевдонауки пользуются популярностью?

36. Каковы основные тенденции развития естествознания в настоя­
щее время?

37. Что такое редукционизм? Почему с ним нельзя согласиться?

Тест

1. Место естествознания в современной культуре:
«> оно является основой современной культуры;

«> оно является необходимой составляющей современной куль­туры;

«■ в современной культуре оно не играет заметной роли; ф с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов реального мира утратило свое значение.

2. Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследова­
ния естественных наук, потому что:

ф естествоиспытатели сознательно берут пример с гуманитариев;

■$> гуманитарный метод познания оказался эффективнее естест­веннонаучного;

ф логика естественнонаучного познания ведет от исследования простых объектов к исследованию сложных, а любой сложный объект уникален;

ф исследования уникальных объектов имеют большее практиче­ское значение.

3. В наше время вопросы этики научного исследования приобрели
особую остроту, потому что:

ф сейчас авторитет средств массовой информации возрос на­столько, что ученые стали побаиваться их критики;

ф за этим стали следить государственные органы;

ф разрыв между уровнем науки и техники и уровнем развития общественной морали возрос настолько, что вызвал защитную реакцию общества и научного сообщества.

4. Научное познание начинается:
ф с проведения эксперимента;

ф с выдвижения какой-нибудь гипотезы; ф с наблюдения природных явлений; ф с изучения литературы.

5. Эмпирическое знание — это знание:
ф основанное на опыте;

ф основанное на точной теории;

ф предположительное, не проверенное экспериментом;

6. Несвойственно псевдонауке:

ф замена общих законов сценариями и рассказами о частных слу­чаях;

ф критический анализ исходных данных теории;

ф нарушение этических норм при получении и распространении знаний;

ф распространение своих взглядов преимущественно через газе­ты, телевидение, радио.

7. Древние греки первыми:

ф приступили к систематическому наблюдению природных яв­лений;

ф научились решать математические задачи;

ф освоили теоретический способ мышления, основанный на аб­страктных понятиях;

ф стали проводить целенаправленные эксперименты.

8. Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей внесли в метод познания:

ф опору теоретических построений на опытные данные и их сис­тематическую проверку экспериментом;

Источник

Концепции современного естествознания

НазваниеКонцепции современного естествознания
страница5/36
Дата публикации20.11.2013
Размер5.93 Mb.
ТипДокументы

zadocs.ru > Культура > Документы

Псевдонаука — соииально-психологический феномен, который, выполняя в обшестве функции, не связанные с получением досто­верного и практически эффективного знания, претендует на ста­тус и авторитет науки.

1.8.2. Корни и социальные функции псевдонауки

Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причи­нами. Каковы же они?

1. Важнейшая из потребностей человека, которую стремятся удов­летворить как наука, так и псевдонаука, — познавательная. Наука дает объективное и доказательное знание, но это знание общего. В повседневной жизни большую ценность имеет знание индиви­дуального, знание частных обстоятельств. Наука этого сказать не берется, более того, утверждает, что это принципиально невоз­можно, а, например, астрологи — берутся, и потому люди не слишком придираются к их методам и результатам. Тот же психо­логический эффект срабатывает, например, когда в трудную ми­нуту близкий человек утешает вас: «Не переживай, все будет хо­рошо». Вы можете точно знать, что хорошо не будет, но в данном случае важнее проявленное к вам личное участие.

Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания.

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что♦♦ Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.

46 Глава 1. Научный метод

1.8. Псевдонаука 47

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтоМножество раз проверялась эффективность астрологических про­гнозов, и результат неизменно был отрицательным. Убедиться в этом на элементарном уровне может каждый. Важно только соблюсти пра­вильную последовательность: сначала записать важнейшие события своей или чужой жизни, относя каждое к определенной категории (здоровье, личная жизнь, деньги, работа) и оценивая знаком плюс или минус, а уже затем сравнить с гороскопом на этот период. Аст­рологи к отрицательным результатам таких проверок безразличны, поскольку, как говорилось выше, на самом деле точное предсказание будущего не является целью этой псевдонауки.

Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания.

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что• Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира.

ЕВ наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтосли продолжить сравнение научной работы с разгадыванием бес­конечного кроссворда, каждое слово в котором проверяется пересе­чением с несколькими известными, то псевдонаучную деятельность можно уподобить вписыванию слова только на том основании, что оно состоит из нужного числа букв. Утверждения разных псевдонаук не только противоречат научным данным, но и не согласуются между собой.

Эйнштейн не отменил ньютоновскую механику, но показал, что она справедлива лишь при скоростях движения, много меньших ско­рости света (п. 2.5.2). Дарвинизм не отменил систему классификации организмов, предложенную К. Линнеем, противником учения об из­менчивости видов, но показал, что она отражает историю естествен­ного развития биосферы.

Таким образом, отличить псевдонаучное знание от научного по его содержанию и структуре можно, но это не всегда легко, так как требует обширных и глубоких познаний. Легче отличить псевдоуче­ного по используемой им методологии.

Другие разновидности псевдонауки также небезупречны в мораль­но-этическом отношении. Обман и мошенничество, недобросовест­ная эксплуатация особенностей человеческой психологии выявля­ются почти всегда, когда псевдонаучные утверждения подвергаются обстоятельной проверке. К сожалению, такие обстоятельные провер­ки случаются не слишком часто — серьезные люди с неохотой отвле­каются от своих дел, да и сами псевдоученые обычно добиваются не столько тщательного анализа их деятельности компетентными про­фессионалами, сколько благосклонности властей и популярности у ши­рокой публики.

^ 1.9* Тенденции развития естествознания

В истории развития знаний о природе постоянно прослеживаются две противоречивые тенденции: с одной стороны — к дифференциа­ции, а с другой — к интеграции отдельных естественных наук, отра­жающие две неразрывно связанные стороны научной деятельности: анализ — разложение сложного необъятного мира на элементы, под­дающиеся охвату человеческим разумом, и синтез — сложение по­знанного в цельную картину мира.

С возникновением науки процесс дифференциации получил мощ­ное ускорение. В XVIH-XIX вв. формирование новых естественно­научных дисциплин сопровождалось стремлением обозначить их са­мостоятельный характер, особый предмет и методы исследования.

По мере накопления частных знаний становилась все очевиднее необходимость объединения достижений и методов разных наук для понимания сложных природных систем. Наступает период новой ин-

теграции естествознания. Вначале она идет через создание так назы­ваемых пограничных наук: биохимии, биофизики, геофизики.

Во второй половине XX в. появляются новые формы интеграции знаний о природе. На ведущие позиции выдвигаются полидисципли­нарные науки — синергетика (п. 4.8) и экология, из частной биоло­гической дисциплины развившаяся в комплекс знаний об устойчи­вости биосферы (с. 226) и ее подсистем. Гораздо больший интерес проявляется к исследованиям, направленным на изучение объекта в многообразии его свойств, физических, химических, биологических и даже социальных. Так, в одном из самых известных научных бест­селлеров XX в. — книге выдающегося английского биолога Ричар­да Докинза «Эгоистичный ген» — делается попытка проследить, как конкуренция генов, образований молекулярного уровня, находящих­ся вроде бы в ведении химии, определяет особенности строения (зоо­логия) и поведения (этология) животных и даже человека (а это уже область психологии и общественных наук).

Поскольку синтезу непременно должен предшествовать этап ана­лиза, постольку тенденция интеграции естественнонаучных знаний не означает отмирания классических физики, химии, биологии, аст­рономии, геологии. Но среди них происходит смена приоритетов. С момента появления науки в современном понимании этого слова и до середины XX в. лидером естествознания была физика. Однако в наши дни роль лидера в естествознании перешла к наукам о живом. Именно в биологии сейчас научные исследования развернуты самым широким фронтом, и именно на этом фронте современным ученым удается регулярно совершать фундаментальные открытия.

Наблюдаемая смена лидера в естествознании — сильный аргумент против философии редукционизма.

Редукционизм — это концепция, согласно которой все процессы в мире можно и должно свести к нескольким фундаментальным за­кономерностям, а из них уже вывести все остальные законы при-1 роды и общества. Так, в XVIII в. благодаря успехам механики стало казаться, что все происходящее в мире можно свести к перемещению материаль­ных объектов в соответствии с законами Ньютона <механицизм). Многие биологи того времени рассматривали растения и животных как точно сконструированные машины, не имеющие никаких прин­ципиальных отличий, скажем, от паровоза. С развитием науки несо­стоятельность механицизма стала очевидной, однако идея о сводимо-

50 Глава 1. Научный метод

Тренировочные задания 51

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтости химических процессов к физическим, а биологических — к хими­ческим и физическим оказалась весьма живучей.

Популярность редукционизма во многом основана на том, что в ограниченной форме он действительно присутствует и в процессе, и в результате научного познания. Так, научная теория может рас­сматриваться как сокращенное описание всевозможных фактов, от­носящихся к области ее применимости. Объяснение, являющееся од­ной из основных функций науки, неизбежно включает сведение объ­ясняемого явления к явлениям более низкого уровня, описываемым более простыми законами. Однако сводимость такого рода не бес­конечна. Достаточно длинная объяснительная цепочка обязательно, будет содержать звенья, опирающиеся на дополнительные гипотезы, предположения, качественные рассуждения.

На самом деле соотношение между закономерностями физиче­ских, химических и биологических процессов существенно сложнее, чем пытается его представить редукционистская концепция. Следует сразу отметить, что противоположная концепция, согласно которой химические системы могут не подчиняться законам физики, а в жи­вых организмах возможно нарушение как физических, так и хими­ческих законов <витализм), также неверна и не имеет фактического обоснования. Природа едина, и человек так же подвластен закону все­мирного тяготения, как мертвый камень.

Истина, как обычно, находится посередине и выше двух крайних точек зрения.

Соотношение между физическими, химическими и биологиче­скими процессами может быть правильно понято только в рамках эволюционного взгляда на мир, учитывающего, что химическая форма движения материи возникла позже физической, биологическая воз­никла позже химической, социальная — позже биологической. При этом возникновение нового уровня организации материи не отменя­ет фундаментальных законов, управляющих процессами на более низких уровнях, но создает свои специфические законы, выража­ющие необходимые отношения между структурами этого уровня.

Возникающие на новом уровне законы менее универсальны, чем законы предшествовавшего уровня, поскольку сам процесс возник­новения нового уровня организации материи связан с отбором из всех возможных процессов сравнительно узкого класса таких, ко­торые обеспечивают максимально широкое разнообразие свойств однотипных элементов. Например, химические реакции и возникно­вение сложных веществ стали возможными благодаря тому, что фи-

зические законы допускают существование нескольких десятков раз­новидностей атомов — однотипных по структуре, но весьма разных по свойствам «строительных кирпичиков» вещества.

Известно, однако, что небольшое изменение физических констант могло бы направить развитие Вселенной по другому пути, на кото­ром атомы либо вообще не возникают, либо возникают только атомы водорода (п. 4.7.4). Поэтому трудно утверждать, что закономерности химических реакций между атомами и молекулами есть простые следствия из законов физики, если последние не гарантируют необ­ходимость самого возникновения атомов.

В свою очередь, возникновение живых организмов выделило из всех химических веществ несколько десятков органических соедине­ний, «строительных кирпичиков» для огромного количества разно­образных белков, ДНК и РНК, а из всех химических реакций — реак­ции каталитические, причем такие, в которых основную роль играет не столько химический состав катализатора, сколько форма его мо­лекулы. Но при этом фундаментальные законы физики и химии со­храняют, свое значение и для живых организмов. Уверенность в этом позволяет ставить осмысленные вопросы, например о том, в какой форме живая клетка запасает необходимую для ее жизнедеятельно­сти энергию.

Возникновение социальной формы организации связано с пре­вращением однотипных особей в яркие, неповторимые личности. От­ношения между личностями описываются законами уже не химии и биологии, а психологии и обществоведения. Однако коль скоро естественное саморазвитие является фундаментальной природной-закономерностью, то она должна работать и на социальном уровне. Признание этого положения позволяет ставить осмысленные вопро­сы о том, как общие закономерности самоорганизации, установлен­ные в естествознании, проявляются в общественных процессах и как здесь проявляется социально-психологическая специфика.

1. Когда известный биолог, один из создателей синтетической тео­рии эволюции (п. 4.3.2) Джулиан Хаксли стал первым директо­ром ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по образо­ванию, науке и культуре), она называлась ЮНЕКО. Буквы «С», отвечающей за науку (Science), в названии не было. Хаксли добился

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что

52 Глава 1. Научный метод

того, что она там появилась. Как вы думаете, каков был главный

аргумент Хаксли в борьбе за букву «С»?

Какой признак (признаки) псевдонауки проявляется в этом фраг­менте?

1. Место естествознания в современной культуре:
«> оно является основой современной культуры;

«> оно является необходимой составляющей современной куль­туры;

«■ в современной культуре оно не играет заметной роли; ф с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов реального мира утратило свое значение.

2. Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследова­
ния естественных наук, потому что:

ф естествоиспытатели сознательно берут пример с гуманитариев;

■$> гуманитарный метод познания оказался эффективнее естест­веннонаучного;

ф логика естественнонаучного познания ведет от исследования простых объектов к исследованию сложных, а любой сложный объект уникален;

ф исследования уникальных объектов имеют большее практиче­ское значение.

3. В наше время вопросы этики научного исследования приобрели
особую остроту, потому что:

ф сейчас авторитет средств массовой информации возрос на­столько, что ученые стали побаиваться их критики;

ф за этим стали следить государственные органы;

ф разрыв между уровнем науки и техники и уровнем развития общественной морали возрос настолько, что вызвал защитную реакцию общества и научного сообщества.

4. Научное познание начинается:
ф с проведения эксперимента;

ф с выдвижения какой-нибудь гипотезы; ф с наблюдения природных явлений; ф с изучения литературы.

5. Эмпирическое знание — это знание:
ф основанное на опыте;

ф основанное на точной теории;

ф предположительное, не проверенное экспериментом;

6. Несвойственно псевдонауке:

ф замена общих законов сценариями и рассказами о частных слу­чаях;

ф критический анализ исходных данных теории;

ф нарушение этических норм при получении и распространении знаний;

ф распространение своих взглядов преимущественно через газе­ты, телевидение, радио.

7. Древние греки первыми:

ф приступили к систематическому наблюдению природных яв­лений;

ф научились решать математические задачи;

ф освоили теоретический способ мышления, основанный на аб­страктных понятиях;

ф стали проводить целенаправленные эксперименты.

8. Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей внесли в метод познания:

ф опору теоретических построений на опытные данные и их сис­тематическую проверку экспериментом;

56 Глава 1. Научный метод

В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Смотреть картинку В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Картинка про В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому что. Фото В наше время вопросы этики приобрели особую остроту потому чтоаксиоматически-дедуктивное построение теории; ф изложение результатов исследований в образной форме; ф использование специальных измерительных приборов. 9. В механической картине мира считалось, что: ф движение — это любое изменение;

* материя существует в форме четырех стихий, вечных и неиз­менных;

ф любое движение сводится к перемещению тел и частиц; ф пространство и время есть система отношений между матери­альными телами.

10. Программа’редукционизма несостоятельна, потому что:

•ф свести к физике даже химические явления, не говоря уже о биологических, слишком трудно;

ф живые организмы способны нарушать законы физики;

ф на каждом уровне организации материи — физическом, хими­ческом, биологическом и социальном — возникают свои спе­цифические закономерности, дополняющие закономерности более низких уровней;

ф каждая из естественных наук описывает свою часть мира, неза­висимую от частей, изучаемых другими науками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *