В кого был влюблен лермонтов в чем заключалась трагичность этой любви
«Любил я трижды – трижды безнадежно»: Любовь, месть и расплата Михаила Лермонтова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Екатерина Сушкова
Михаил с Екатериной познакомился в 1830 году в доме родственницы поэта Александры Верещагиной. Молодой 16-летний юноша сразу же проникся к девушке глубочайшим чувством любви. А та, обладая острым искрометным умом, была девицей язвительной и не упускала случая поиздеваться над ним.
К слову сказать, вела в то время Катенька в своем дневнике записи о всех своих интрижках, благодаря которым до наших дней и дошли весьма редкие сведения о поэте. Эти записи со временем переросли в мемуары, в которых содержалось много ценных сведений о Лермонтове. В 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых, эти мемуары были опубликованы…
По описанию 18-летней столичной девицы, 16-летний поэт был мал ростом, невзрачен, коренаст и косолап, взгляд черных очей мрачен, но выразителен, нос вздернут, улыбка язвительно недобрая, а еще он был чрезмерно нервный и похожий на избалованного и злобного ребенка. И конечно же стройная, красивая, с прекрасным лицом, большими черными глазами и роскошными волосами девушка – уж точно не могла близко подпустить к себе столь нелепо выглядевшего юнца, пусть даже и без памяти в нее влюбленного. Екатерина и Михаил тесно общалась все лето 1830 года, а осенью поэт с разбитым сердцем исчез из ее жизни.
Однако Лермонтов решил избавить друга от необдуманного союза. И хотя от былых юношеских чувств в его сердце не осталось и следа, он решил приударить за девицей Сушковой, некогда отвергнувшей его. Ведя расчетливую игру, он с трепетом ухаживал за Екатериной. И теперь она без памяти была влюблена в поэта, а тот лишь тешил свое самолюбие, и смаковал месть за ее насмешливость в то время, когда он так её любил. Именно тогда это чувство он излил в так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвященных Катеньке.
А теперь он за глаза отзывался о ней так: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… »
Безусловно эта интрижка расстроила свадьбу Екатерины с Алексеем Лопухиным, и поэт сразу же оставил ее: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад. Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
Спустя несколько лет после разрыва с поэтом, Екатерина выскочила замуж за дипломата А. В. Хвостова и длительное время жила в Европе.
Наталья Иванова
Он повстречал Наталью, будучи в гостях у родственников. Как только увидел ее, юное сердце стало биться быстрее: настолько она была хороша и очаровательна. Да и девушка вначале отнеслась к юноше с интересом, а позже Лермонтов натолкнулся на непонимание и холодность. Их только зародившиеся отношения закончились, так и не начавшись. Описывая позже портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством».
А все дело было в том, что в Наталью был влюблен Николай Обресков,
человек с запятнанным прошлым, лишенный дворянского звания, но твердо знавший о том чего хочет от жизни. При этом обладал приятной внешностью и большим самомнением. Вероятнее всего, именно его решительность покорила Наталью, и она выбрала его. А юный Лермонтов остался страдать в одиночестве, долгое время не имея сил забыть ее.
Варвара Лопухина. «Случайно сведены судьбою»
Они познакомились в подростковом возрасте, когда обоим было по четырнадцать лет. Сразу же испытав дружескую привязанность и детскую влюбленность, они пережили и страсть, и неприязнь, и ревность. Спустя годы, все это переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Настоящая любовь была обоими осознана не сразу.
«Он создал сам свое страданье»
Вполне вероятно, что именно разгульный образ жизни, постоянно влюбляющегося Михаила и попадающего в любовные интрижки, и привела Варвару Лопухину совершенно с другим мужчиной к алтарю, у которого стояла необычайно грустная рука об руку, с тем другим, говоря «да». Так, повинуясь судьбе и воле родителей, Варенька, вышла замуж за богатого помещика Николая Федоровича Бахметева, при этом сгорая от любви к Лермонтову.
А Михаил, погрязший в вихре утех и развлечений, вначале и не понял, что потерял свою любовь навсегда. А когда опомнился, то никак не мог смириться с тем, что его Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой.
Это случилось в 1835 году. И вполне вероятно, что на решение Вареньки выйти замуж за Бахметьева, который был значительно старше, повлияли дошедшие в Москву слухи о том, что Михаил открыто ухлестывает за Сушковой. Поэт очень страдал, когда узнал об этом известии. Вот так, пока он тешился своей местью в Питере, в Москве потерял самое дорогое, что было смыслом его жизни.
Нежность, чистота и искренность юношеской любви зачастую остается в памяти как светлое воспоминание. А иногда бывает так, что проходя через испытания, страстью и ревностью, преображается в «жизненный луч-путеводитель». Именно так воспринимал свою любовь к Варваре Лопухиной поэт.
«О, если б знала ты, как я тебя люблю»
Последующие годы Лермонтов и Лопухина по-прежнему любили друг друга, хотя не виделись и мало знали друг о друге. Как то в гостях поэт встретил маленькую дочку Вареньки, он долго играл с ней, а потом, выйдя в другую комнату, горько плакал. Трепетные чувства, которые Лермонтов испытывал к Варваре Лопухиной, сохранились практически до самых последних его дней. Они и нашли отражение во многих произведениях поэта.
Екатерина Григорьевна Быховец. «Не с тобой я сердцем говорю»
Последней музой в жизни поэта была Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя его родственница. Екатерина точно знала, что тот вовсе влюблен не в нее, а в ее облик, так похожий на милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. Она искренне жалела его и была ему предана. А он даже в своих посвящениях ей честно признавался, что в «ее чертах он пытается найти черты любимой», и что так пылко любит не ее.
Однако поэту необходим был мудрый советчик и терпеливый слушатель. Эту роль и взяла на себя Екатерина Григорьевна. Именно ей приходилось не однократно выслушивать рассказы поэта о былой любви к Лопухиной. Личностные же отношения между Быховец и Лермонтовым были далеки от любовных. Но только с ней Лермонтов мог быть настоящим и искренним. И именно она, Екатерина, была с ним в день его смерти.
. С собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и
горьких сожалений.
Мало кому известен тот факт, что Михаил Юрьевич наряду с литературным талантом имел незаурядный дар к рисованию. Об этом читайте: Неизвестные таланты великих: Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лермонтов и дамы
«Старался самому себе доказать, что женщины могут его любить»
В стихах, посвященных женщинам, мы всегда, вольно или невольно, ищем историю любви самого поэта, но всегда ли стихи отражают правду? Пушкину необходимо было состояние влюбленности, и музой могла стать любая: хоть светская дама, хоть степная калмычка. И ни одна женщина не вспоминала о нем с горечью, каждую представлял он богиней, каждую любил по-настоящему хоть минуту. А кого любил Лермонтов – преемник пушкинской славы?
«Стал бить на таинственность»
Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года, и его избранниц к 27 годам можно пересчитать по пальцам одной руки, да и любил ли он их? Варвара Лопухина, Наталья Иванова, Екатерина Сушкова, Мария Щербатова, еще минутное увлечение на Кавказе Катенькой Быховец, да, говорят, была еще в его жизни знаменитая подруга поэтов Александра Смирнова-Россет, и Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой) он, уезжая на Кавказ, обещал посвятить «всю беззаветную преданность, на которую я чувствую в себе способность». Которая из них – настоящая любовь поэта?
Это касается всех трех женщин, которых Лермонтов как будто бы страстно любил. И Наташа Иванова, и Лопухина, и русская мемуаристка Катя Сушкова предложений руки и сердца от него не дождались. Варя и Наташа – его ровесницы, Катя на два с лишним года старше. Он в 17 лет еще не готов завести семью, но им пора устраивать свою жизнь, в то время девушка в 20 лет считалась уже перезрелой невестой, а все они были небогаты и семьи настаивали на замужестве. Если бы еще он хоть одну попросил, мол, люблю, подожди немного, так нет же!
И неясно уже, кого больше жалеть – их или поэта? Мы, понятно, всегда жалеем гения, потому что именно его наградил бог великим даром, а чувства девушек, их жизнь – лишь «сор», из которого росли стихи. Может, вообще лучше читать стихи, не обращая внимания на примечания литературоведов, кому они были посвящены?
Приятельница Лермонтова поэтесса Евдокия Ростопчина писала: «Не признавая возможности нравиться, он решил соблазнять или пугать и драпировался в байронизм, который был тогда в моде. Дон Жуан сделался его героем, мало того, его образцом: он стал бить на таинственность, на мрачное и на колкости». Вот и разгадка – Лермонтов не верил, что женщина может его полюбить, стало быть, она легкомысленна, суетна, бездушна.
«Забавлялся тем, что сводил с ума женщин»
Что до Лопухиной, то, скорее всего, любил он не столько ее как реальную женщину, сколько свои потерянные чувства, возможно, это питало его творчество. То же было и с Наташей Ивановой – мог бы спокойно жениться на любой из них, если бы, конечно, очень хотел. Лермонтов считал, что его отвергли, не оценили его любви, предпочли более богатых женихов, и желал всем отомстить. Сам так и говорил: «Естественно ли желать счастья любимой женщине, да еще с другим? Нет, пусть она будет несчастлива; я так понимаю любовь, что предпочел бы ее любовь ее счастию; несчастлива через меня, это бы связало ее навек со мною!» Да, это вам не пушкинское «…как дай вам бог любимой быть другим».
Варенька, наверное, любила его. Муж ревновал ее к Лермонтову, она страдала, а узнав о трагической гибели поэта, стала постепенно угасать, без всякой видимой на то причины, без всякой болезни. Шан-Гирей, родственник и друг поэта писал, что «она… томилась долго и скончалась, говорят, покойно». Наталья Иванова вышла замуж за Николая Обрескова, человека с запятнанным прошлым, лишённого дворянского звания, но вполне счастливо прожила свой век в браке с ним.
А Екатерине Сушковой Михаил Юрьевич отомстил жестоко, подло, недостойно мужчины вообще. С Катей он познакомился у своей кузины и близкого друга Саши Верещагиной. Катя приехала из Петербурга, где уже выезжала в свет и имела множество поклонников. Ей шел 19-й год, Мишелю не было и 16. Да, он увлекся, писал стихи, хранил украденную у Кати перчатку, ловил ее взгляды, но…
Для нее, конечно, он был всего лишь влюбленным мальчишкой, братом подруги. Ее забавляли его чувства, которые она, разумеется, не считала серьезными – в его-то годы! А он затаил обиду, злобу и отомстил, когда встретил ее через четыре года в Петербурге. Сушкова всё ещё оставалась невестой на выданье, но Лермонтов не претендовал на её руку, от былой любви не осталось и следа.
Ростопчина вспоминала: «Он забавлялся тем, что сводил с ума женщин с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании, он старался самому себе доказать, что женщины могут его любить, несмотря на его малый рост и некрасивую наружность». Так он поступил с Катей Сушковой. Она была очень красива, с огромными черными глазами, романтичная, совсем не глупая, многим нравилась, но ждала любви, а сватались всё не те… Воспитывала ее тетка, Катю не любившая, запрещавшая даже иметь подруг, собственно, единственной ее подругой была Саша Верещагина, девушка насмешливая и не слишком добрая, а Катя ей доверяла все свои секреты.
«Я хорошо отомстил за слёзы»
Наконец, нашелся подходящий жених – друг Лермонтова (брат Вареньки) Алексей Лопухин. Катя уж собралась замуж и, по ее словам, старалась полюбить жениха. И тут появился повзрослевший Миша. Он влюбил в себя Катю, заставил ее признаться в любви и бросил. Мало того, он расстроил ее брак, сделал это очень некрасиво, а вкратце — Верещагина передавала ему все откровения Кати, а он этим пользовался: нашептывал ей, нашептывал ему… написал жестокое, злое анонимное письмо ее родным, в общем, превратил ее жизнь в ад. Сам признался: «Я хорошо отомстил за слёзы, которые кокетство mille S заставило меня пролить 5 лет тому назад! Но мы всё-таки ещё не рассчитались, она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
Катя вышла замуж за своего давнего поклонника дипломата Хвостова, достойного, умного человека. Лермонтов пришел на свадьбу незваным гостем, рассыпал по полу соль, приговаривая: пусть молодые всю жизнь ссорятся. Поэт так и не встретил счастливую любовь, хотя представить себе желчного язвительного Мишеля счастливым трудно. Но, скорее всего, он просто не встретил, не успел встретить, женщину с сильным характером, самостоятельную, способную внушить не легкое увлечение, не страсть даже, а уважение, восхищение и настоящую любовь.
Единственной из женщин, с которыми связывают имя Лермонтова, настоящую любовь ему могла дать, наверное, только княгиня Мария Щербатова. Отношения с ней действительно могли бы закончиться чем-то серьезным, многие современники считали, что поэт собирался на ней жениться, но времени на это у Лермонтова не осталось.
Они познакомились в салоне Карамзиных, кстати, «душа салона» дочь историка Карамзина Софи влюблена была в Лермонтова, но 10 лет разницы в возрасте не оставляли ей никаких надежд, кроме как на теплую, искреннюю дружбу, которую поэт очень ценил и потому часто бывал у Карамзиных.
Княгиня тоже предпочитала балам литературные вечера. Ей было около 20 лет, Мишелю – 25. Она только что овдовела, прожив в несчастливом браке чуть более года. Композитор Глинка, часто бывавший в ее доме, утверждал, что она была «видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». А еще — золотоволосая, голубоглазая, такая, как писал Лермонтов Шан-Гирею, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», правда, пером Лермонтов описывал ее прекрасно. Лонгинов, тоже дальний родственник Лермонтова, писал об этих стихах: «Кто не помнит вдохновенного портрета нежно любимой им женщины». Значит, все-таки любил или может быть любил?
«Мне ваш Демон нравится»
Лермонтов был явно увлечен Щербатовой, бывал у нее дома, открыто ухаживал за нею, встречаясь у общих знакомых, на светских балах и вечерах. Но любил ли? Однажды он читал у нее дома «Демона», и она сказала: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака». Мария любила поэта, во всяком случае, Александр Тургенев, навестивший ее 10 мая 1840 года, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова».
Это было тяжелейшее время в ее жизни. В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. де Барантом. Муж Смирновой-Россет в «Памятных заметках» рассказывает: «Он влюбился во вдову княгиню Щербатову, за которою волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом… Они дрались».
Явное предпочтение, которое княгиня оказывала поэту, взорвало Баранта, состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Но еще ничего не зная о дуэли, Мария получила страшное известие: умер ее маленький сын, а через неделю князь Михаил подписал приказ об аресте Лермонтова за дуэль с де Барантом. Кроме всего прочего, по завещанию мужа, после смерти сына состояние переходило в род Щербатовых, и она оставалась почти нищей. Но не это ее тревожило.
21 марта 1840 года она пишет в своем дневнике: «Что меня бесконечно огорчает, это отчаяние госпожи Арсеньевой, этой чудесной старушки, которая, вероятно, меня ненавидит, хотя никогда меня не видела. Я уверена, что она осуждает меня, но если бы она знала, насколько я сама раздавлена под тяжестью того, что только узнала. Я всегда придерживаюсь моего старинного правила: женщина, замешанная в каких-то слухах, самых нелепых, самых неправдоподобных, всегда виновата». В апреле Лермонтов уехал на Кавказ. Со Щербатовой тоже не сложилось.
Последней его любовью называют юную Катю Быховец. Дальняя родственница Лермонтова, «правнучатная сестра», по ее словам; поэт называл ее кузиной. Но вряд ли это было любовью в полном смысле слова, наверное, ему нужна была живая душа рядом, которой мог бы жаловаться на жизнь и читать стихи, она просто заполнила пустоту в его сердце. Она сама писала позже: «Он был страстно влюблен в Лопухину… он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и о ней его любимый разговор был». Любви в жизни Лермонтова не было, но остались стихи.
В кого был влюблен лермонтов в чем заключалась трагичность этой любви
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина: «. и душа сдружилася с душою…»
В стремительно-короткой жизни поэта Лермонтова было множество любовных увлечений, как мимолетных, так и сильных привязанностей. Показная холодность и постоянные светские ухаживания составляли часть его жизни. Поэт был вулканом – то тихим и молчаливым, то огненным и страстным. Он был таким с ранней юности и остался таким до самой преждевременной кончины. Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В. А., Сушкова Е. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
Но любовь к Вареньке Лопухиной, несмотря на многие увлечения, оставалась в его сердце неизменной.
Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты…
От неустойчивого характера, от частой холодности Лермонтова страдали все его женщины. Возможно, именно такая холодность и привела Вареньку Лопухину к алтарю, где она стояла в подвенечном платье, бледная и красивая, но необычайно грустная… Она сказала “да” другому, потому что устала ждать откровенного признания от Лермонтова, который, едва повзрослев, окунулся с головой в вихрь утех и развлечений. Варенька с печалью повиновалась судьбе и вышла замуж за другого. Но оказалось, что для любви всё это не может быть существенным препятствием. Лермонтов и Лопухина просто продолжали любить, редко видясь, но сохраняя образ друг друга в своих сердцах. Видимо, любовь может существовать и в таком измерении…
Но поэт, несмотря на все свои многие иные увлечения, так и не смог смириться с тем, что Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой. Для него она и после замужества оставалась Варенькой Лопухиной. Именно Варенькой – доброй и нежной и красивой, ускользнувшей, быть может, по его вине, но не забытой…
А началось всё так. В 1828 году бабушка поэта, Елизавета Арсеньева, привезла своего ненаглядного внука Мишеля, подающего большие надежды, в Москву, чтобы подготовить к поступлению в университет. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила хорошо известная и уважаемая в свете семья Лопухиных, в ней были дети: сын Алексей и три миловидные дочери – Мария, Варвара, и Елизавета. Мишель с ними всеми подружился, и они виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Маша навсегда останется его хорошим другом, а Варенька станет весьма скоро объектом пылкой влюбленности. Варенька нравилась многим: натура поэтическая, но простая в обращении, тонкие черты лица, светлые волосы и в контраст – темные, большие задумчивые глаза, её образ стал для Лермонтова навсегда эталоном красоты
Даже черная родинка над бровью, по поводу которой подшучивали сверстники – “у Вареньки родинка, Варенька уродинка”, казалась Лермонтову лучшей родинкой в мире… Притягательность и обаяние Вареньки замечал не только Мишель. В доме общительной и любящей веселье Арсеньевой, “всеобщей бабушки”, часто собиралась молодежь. И многие молодые люди оказывали внимание именно Вареньке. А Мишель считал себя некрасивым, недостойным, и неинтересным, и страдал. К тому же Варенька была мягкой и отзывчивой, и её спокойный характер являлся полной противоположностью пылкому, порывистому и временами несдержанному Лермонтову, который считал, что у него нет и не может быть шансов… Тем не менее, Мишель и Варенька увлекаются друг другом, будто и не подавая виду ни себе, ни окружающим, но о взаимном чувстве он догадывается по вспыхивающим вдруг взорам в его сторону и неожиданному румянцу на щеках. Их чувства разгораются всё сильнее.
За девушкой на выданье – уже 16 лет! – ухаживали молодые люди, при том, некоторые с самыми серьезными намерениями, тогда как Мишеля, тоже 16-летнего, всё еще считали легкомысленным мальчишкой-сорванцом. Когда другие оказывали Вареньке знаки внимания, и он видел её в окружении поклонников, юный Лермонтов ужасно злился и мучился от ревности. И еще от слухов со всех сторон: то она будто бы благоволит к одному, то к другому, то выходит замуж. Как-то один такой слух о ее замужестве даже привел его к сильной депрессии. Но потом оказывается, что Варенька по-прежнему испытывает к нему нежные чувства. А через несколько дней он снова видит Вареньку, окруженную поклонниками, и угрюмо наблюдает из дальнего угла эту сцену… И пишет в дневнике: “…не думал, что она может быть причиной страдания”.
Действительно, страдал Лермонтов из-за этой любви немало. Сомнения, душевные взлеты и падения, минуты счастья, и часы и дни ревности. Однако Вареньке Лопухиной эта любовь приносила не меньше страданий. Она часто не была уверена в чувствах Мишеля, ведь он то и дело ставил её в тупик… То неожиданно становился к ней холоден, то относился только как к другу, а то требовал взаимности и истинной страсти. Своею холодностью он будто бы мстил за ее мнимые измены. А она воспринимала скачки в его отношении к ней очень тяжело, и сомнения одолевали её.
Но их любовь крепла постепенно, маленькими шажками. И пришло время, когда молодые люди полностью осознали свои чувства. Хотя Лермонтов уже тогда метался от одного увлечения к другому, но потом, как показали годы, настоящее чувство всё выдержало. Непреходящую любовь к Вареньке не сломила даже его бурная страсть к Наталье Ивановой, дочери драматурга Федора Иванова, той самой загадочной Н.Ф.И., которой влюбчивый поэт посвятил немало стихотворений.
Наталья Иванова
Познакомились они предположительно летом 1831 года. И Лермонтов, слегка подзабыв и отставив в сторону былую привязанность к Вареньке, с головой окунулся в пучину новой страсти. Ему казалось: вот это оно, это настоящее, это счастье… А потом любовь к Наталье Ивановой как-то померкла, и снова стало оживать и расцветать прежнее, почти утерянное чувство к Вареньке. Злые языки говорили, что Лермонтов вернулся к Вареньке в отместку отвергнувшей его Наталье. Возможно и так. Но давняя привязанность к Вареньке со временем затмила чувство к Ивановой, оставившее в поэте лишь прекрасные стихотворные воспоминания.
Но все-таки Лермонтов и Лопухина плохо понимали друг друга. Варенька была по натуре и по воспитанию скромной, и не могла откровенно дать волю чувствам. Тем более что он воспринимал ее то как сестру, то как просто подругу, то как возлюбленную. Причем угадать направление его мыслей было практически невозможно. Варенька терялась. А поэт сам порой не мог понять, как же он к ней относится. И злясь то ли сам на себя, то ли на неё, считал ее непостоянной, ветреной и легкомысленной. В порыве ревности и придуманной обиды Лермонтов писал:
Я не унижусь пред тобою:
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою,
Знай, мы чужие с этих пор.
Но проходило совсем немного времени, как из-под его пера появлялись другие строки, в которых он просил прощения у любимой:
О, вымоли ее прощенье.
Пади, пади, к ее ногам.
Не то – ты приготовишь сам
Свой ад, отвергнув примиренье.
Романтическая юношеская влюбленность все-таки переросла в настоящее чувство, уже вполне взрослое и осознанное. Но это отчетливо проявилось позже – когда поэт узнал о замужестве Вареньки.
А пока… шел 1832-й год. Лермонтов, оставив учебу в Московском университете, уехал в Петербург. И неожиданно пошел по военной стезе, поступил в юнкерское училище. Скоро он познал все радости столичной жизни. Любовь к Вареньке временно отступила на второй план: новые друзья, вечеринки, влюбленности то в одну, то в другую… Кроме того, бурная литературная деятельность в это время и пришедшая известность не оставляли возможностей для сентиментальных воспоминаний. Хотя женский профиль, который поэт часто рисовал в своих тетрадях, напоминал Варенькин портрет. Кроме того, в письмах к Марии Лопухиной он неизменно интересовался судьбой ее сестры. Мария Александровна писала, что Варенька бережет себя “от всяких искушений”… Наверно, в душе Лермонтов был этому рад, хотя беречь себя от искушений не мог и не желал. В декабре 1834 года он страстно увлекся Екатериной Сушковой, с которой был знаком и ранее. Но в тот месяц он ей просто не давал проходу, навещал дома, танцевал с ней на балах. В конце концов Сушкова призналась ему в любви и этим отчаянным поступком уронила себя в глазах светского общества. Но что поэту за дело до общества! Вихрь столичной жизни закрутил и поглотил его. И, хотя он в Петербурге почти не вспоминал о Вареньке Лопухиной, известие о её замужестве застало его врасплох и произвело действие грома. А Варенька… вполне возможно, что она узнала об истории с Сушковой и это стало последней каплей… Конечно, она решила, что Лермонтов совсем забыл ее в столице – он молчал, никаких известий или писем, никаких приветов от общих знакомых. А тут еще слухи о красавице Сушковой…
В мае 1835 года Варвара Лопухина неожиданно для многих выходит замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. Вернее – уже 20. Почему она так поступает? Возможно, настояли родные – в те времена в таком возрасте сидеть в невестах было неприлично, а тут хорошая партия. Что было делать Вареньке – ожидать, когда у любимого Мишеля вместо холодности наступит прилив хорошего настроения и любви. Откуда ей было знать, что его холодность всегда была показной? Поэт ни разу прямо не сказал ей ни одного слова о любви… Всё как бы подразумевалось, все чувства, и его, и её.
Судьба Вареньки, её замужество решились как бы случайно. О подробностях этого сватовства её внучатая племянница О.Н.Трубецкая писала:
“37-летний Бахметьев задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями… и в этих мыслях он как-то приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Обоим пришлось остановиться и долго распутывать бахрому шарфа… Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше, и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутации. Предложение Бахметева было принято”.
Утверждали, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, тем более что муж оказался большим ревнивцем и запретил жене даже говорить о Лермонтове.
Узнав о её замужестве и сочтя Вареньку предательницей, Лермонтов был разгневан и уязвлен. В душе поэта бушевала ревность. В его сердце вспыхнула с новой силой давняя любовь, и в один миг оказалось, что она самый дорогой для него человек… Ревность и негодование распалили его чувства. И Варенька стала единственной властительницей его раненого сердца – он понял это всей душой, но понял, видимо, поздно. По известной поговорке: “Что имеем, не храним, потерявши – плачем”.
Он теперь приговорен на всю оставшуюся жизнь к любви к Вареньке. “Образ твой всегда повсюду я носить с собою осужден”. Поэт и хотел бы забыть её, но не получалось.
Во время ссылки на Кавказ Лермонтов пересмотрел свое отношение к любимой. Вернувшись оттуда, по свидетельству очевидцев, он стал другим человеком. Это был зрелый мужчина, уже не тот неуравновешенный и взбалмошный мальчишка. И он вновь обнаружил, что любовь жива, она выдержала испытание временем и расстоянием. Чувство стало спокойным и глубоким, он перестал обвинять любимую и любил ее просто за то, что она есть на земле. В своих стихотворениях он стал лучше отзываться о ней. Однако неприязнь к ее мужу так и не исчезла, и стала, наверное, еще крепче.
Неудивительно, что Бахметев тоже очень не любил Лермонтова – о давней привязанности поэта к Вареньке знали многие. Кроме того, в “Герое нашего времени” и других произведениях Бахметев находил сходство некоторых персонажей с собой, и считал, что Лермонтов регулярно выставлял его на посмешище, это возмущало его и выводило из себя. В “Княжне Мери” Лермонтов показал своего злейшего врага в образе мужа Веры – жалкого хромого старичка. Бахметев был несказанно взбешен.
За литературную месть поэта пришлось поплатиться Вареньке. Муж запретил ей общаться с Лермонтовым, и в приказном порядке велел уничтожить все его письма, а также всё остальное, что хранилось у неё – его подарки, рукописи и рисунки. Варенька все-таки успела передать часть этих милых сердцу вещей Александре Верещагиной, благодаря которой многое уцелело.
Репутацию своей любимой Вареньки Михаил Лермонтов всегда берег. Он посвятил ей множество стихотворений, но ни в одном не назвал её имени. Только рисовал ее образ в альбоме Верещагиной. Но потом и Вареньку он будет жестоко обижать. Поэт считал поступок Вареньки, её замужество коварной изменой и ненавидел того, кто отнял у него возможное счастье. Но она действительно была ангелом, прощала всё, и удалялась, исчезала как в тумане…
Поэт практически никогда не называл ее имени в своих произведениях, даже явно посвященных ей. Так, он переименовал свою героиню, которую сначала хотел назвать Варварой, в Веру – в неоконченном романе “Княгиня Лиговская”, и в своем самом известном романе “Герой нашего времени”. В “Герое…” Лермонтов изменил и портрет героини: родинку над бровью он “перенес” на щеку, но всем было понятно, кого он описал.
Вареньку Лопухину, теперь Бахметеву, Лермонтов видел крайне редко. По всей видимости, последняя их встреча состоялась в 1838 году. Тогда Варвара с мужем была проездом в Петербурге. Друг Лермонтова Аким Шан-Гирей был поражен переменой, произошедшей в ней: “Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки… только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде”. Как рассказывает Павел Висковатый, через некоторое время Лермонтову выпал случай увидеть дочь Варвары Александровны. Этому событию он посвятил трогательное стихотворение “Ребенку”:
О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и тайным содроганьем,
Прекрасное дитя, я на тебя смотрю,
О если б знала ты, как я тебя люблю!
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница поэта. Красавица с черными очами. Он был сильно влюблен, но искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерине Быховец, он написал:
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые
В глазах огонь угаснувших очей.
Е.Быховец
Варенька не имела возможности выразить свои чувства, она могла только “не желать больше лечиться”. И видеть еще долго перед собой Бахметева, который ревновал её даже к памяти уже ничем не опасного для него поэта. А она жалела Лермонтова, своего Демона, единственная, кто искренне и просто жалела его и себя, с печалью о неслучившемся и с благодарностью за его и свою любовь, незримо для окружающих, но всегда присутствовавшую в их жизни.
В 1851 году, в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась. Её имя появилось в работах о Лермонтове только в конце XIX века, после смерти Бахметева. Павел Висковатый признавался, что долгое время не мог упоминать о ней, поскольку дал такое обещание ее родственникам. Но все же потом он решился на это, объяснив свой поступок так: “Ввиду большого количества собранного от разных лиц материала, я не считаю обязанным все еще хранить в секрете отношения Лермонтова к Варваре Алекс. Лопухиной, тем более что они самого идеального характера”. Такой “идеальный характер”, правда, не привел их к алтарю и не дал насладиться взаимными чувствами, однако эта любовь была, наверное, самым ярким переживанием как в бурной жизни мятежного поэта, так и в не очень счастливо сложившейся личной жизни очаровательной Вареньки Лопухиной.
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем!
адресаты любовной лирики М.Лермонтова