В каждом столбике найди однокоренные слова докажи что они однокоренные слова рис
Картина И.И. Шишкина «Лесные дали» восхваляет красоту уральской природы. Вид на равнину открывается с возвышения, поэтому взору зрителя открываются чудные дали. Вдали виднеется озеро. Несмотря на то, что озеро изображено на заднем плане, оно является одним из важных смысловых акцентов картины. Озеро отражает солнечный свет, озаряя картину каким-то необыкновенным умиротворением. Зритель ощущает запах озерной воды, прохладу легкого ветра в жаркий солнечный день.
Цвет неба переходит из сине-голубого в нежно-розовый у горизонта. Но это цвет не летнего заката. Это ранее утро, которое опускается на нетронутую, девственно чистую природу уральских гор. Солнце постепенно поднимается надо горизонтом, но его скрывают легкие тучи. Еще не так светло и нет ярких солнечных лучей, но зритель понимает, что предстоят жаркий день под палящими лучами.
На верхушки деревьев опускается легкий туман. Дальние виды леса окутаны голубой дымкой.
Цвета зелени поражают разнообразием. Сочная, яркая трава, чуть подсохшая и выжженная палящим солнцем, всем своим видом подчеркивает, что на полотне изображен разгар лета.
Величественные деревья кажутся совсем небольшими. Но масштабы леса, уходящего вглубь картины, впечатляют. Кажется, что этот лес просто бескрайний. Его границы уходят далеко за пределы полотна. Далекие виды сливаются с полоской горизонта.
На самом дальнем плане уже не разобрать, продолжается ли там лес или это холмы, покрытые свежей травой. Виды прекрасной природы вызывают умиротворение и спокойствие. Зрителю непременно захочется полежать на этой лесной лужайке, посмотреть на верхушки высоких деревьев, посидеть возле чистого горного озера.
Кажется, что в этом лесу нет ни души. Он неподвижен и тих. Одинокая птица парит в небе.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
И.п. 1. первый 3. пёстрый
Р.п. 11.Из почтового
Д.п. 7. прозрачному и неторопливому
В.п. 8. знакомое
Т.п. 10. крупным
П.п. 2. На старом толстом
УДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
И.п. 1. золотой
Р.п. 4. трудового
Д.п. 7. к лесному
В.п. 6. ржаное
Т.п. 9. выходным
П.п. 5. в седом
Правописание падежных окончаний прилагательных без ударения не отличаются от тех, которые стоят под ударением.
 С первого взгляда картина «Мокрый луг» своей привычностью и простотой мотива располагает к себе любого зрителя. В глубине широкого пространства возвышаются два развесистых дерева, а вдали, из-под уходящих грозных туч, проступает небольшая полоска неба. Впереди, вдоль ниши, протягивается обрывистый косогор, покрытый мягкой и влажной зелёной травкой. На переднем плане – почти в центре картины – через чёрные грозовые тучи, пытается отразиться в болотистой заводи, теплое солнышко.
Гроза уходит, но небо продолжает бурлить и кипеть. С могучей силою кружатся и сталкиваются косматые серые тучи. Где-то издали доносятся раскаты грома, отражаясь в бесконечном пространстве. Картина полна движения, здесь всё кругом дышит и живёт: и деревья, изгибающиеся под сильными ударами ветра, и вода, подёрнутая рябью, и небо… Небо, проникнутое типично Васильевскому настроению, противопоставлено зловещим тучам, продолжающим низвергать, вдали от зрителя, большой поток дождя на виднеющийся издали лес.
Небо, в картинах Фёдора Васильева, неизменно играет значимую роль, так и в «Мокром луге» едва ли не ключевым средством, оно выражает поэтическую мысль художника. Тёплый сверкающий просвет высоко в облаках над зелёным лугом, отражаясь в воде, и отсвечивая на траве, ведёт войну с большими и холодными чёрными тучами, бросающими мрачную тень на мокрую землю.
Будто в контраст напряжённому существованию неба, остальная часть картины довольно проста. Линии её рисунка спокойнее и мягче. Каждая деталь пейзажа – это вариация главной идеи, где все детали настолько растворены в целом, что познаёшь их только при внимательном рассмотрении.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Однокоренные слова (упр. 46-54) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Однокоренные слова (упр. 46-54) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Рассмотрите рисунки. Подпишите каждый рисунок.
Подписываем:
Слон и слонёнок Гусь и гусёнок
Корень: слон- и слон-, гусь- и гус-.
В зоопарке стояли рядом слон и слонёнок.
Напишите слова. Корень каждого слова «спрятался» в рисунке.
Пишем:
Кубик Грибник Ежонок
Прочитайте. Впишите в слова пропущенный корень –лес- или –бобр-.
перелесок
лесник бобриха
лесной бобровый
лесок бобрёнок
• Составьте предложение с одним из однокоренных слов. Запишите его.
Мы пошли в небольшой лесок за грибами.
Прочитайте.
Ры́жий ры́жик рыж не зря:
Ры́жик – ве́стник сентября́.
• Найдите в предложении однокоренные слова. Обозначьте в них корень.
Однокоренные слова: рыжий, рыжик, рыж. Корень –рыж-.
• Спишите предложение. Проверьте себя.
Ры́жий ры́жик рыж не зря:
Ры́жик – ве́стник сентября́.
Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите каждую пару этих слов. Выделите в них корень.
письмо́ школа перо́ са́харница пыль шко́льник писа́тель пыли́нка са́хар пери́на
Записываем:
Пыль – пылинка, письмо – писатель, школа – школьник, перо – перина, сахарница – сахар.
Выделяем корни:
Прочитайте. Найдите в каждой строке только родственные (однокоренные) слова. Обозначьте в них корень.
Выделяем корень:
Беленький — белить, корень –бел-.
Водяной — вода, корень –вод-.
Лиса — лисенок, корень –лис-.
Лось — лосенок, корень –лос-.
Горный — горка, корень –гор-.
• Выпишите каждое выделенное слово и рядом с ним запишите однокоренное.
Водяной – вода. Лиса – лисенок. Горный – горка.
Прочитайте выразительно.
Ежовы рукавицы.
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах!
Е. Серова
• Объясните, как вы поняли значение выделенных выражений.
Детки хоть куда – хорошие, замечательные дети.
В ежовых рукавицах – воспитывать в строгости.
• Выделите корень в однокоренных словах.
Ежовы, ежата, ежовых – выделяем корень –еж-.
Прочитайте. Какая группа слов лишняя? Зачеркните её.
Зачеркиваем: тигр, тигрята, так как это звери, а остальные группы – птицы.
• Вставьте пропущенные буквы.
воробей тигр ворона грач
воробушек тигрята воронята грачиха
• Выделите корень в однокоренных словах.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и слова.
В сентябре, в сентябре
Утром травы в серебре́,
Как серебряные блюдца,
Блещут лужи на заре́.
Упражнения по теме «Однокоренные слова»
1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.
а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.
б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.
в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.
2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.
3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.
4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.
Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.
5. Выписать из текста однокоренные слова.
6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г. ре р. сла тр. ва?”.
7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.
Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Чай, заварка, чайник, чайная.
Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.
Сладость, сахар, сахарница, сахарный.
Озеро, озёрный, вода.
Булка, хлебница, хлеб, хлебный.
Путь, дорога, путник.
Школьник, ученик, дошкольник.
Ученье, учебник, книга.
Соль, солонка, солома.
Береза, березка, дерево.
Дорога, дороженька, дорогой.
Лес, лесок, лестница.
8. Игра “Сделай гнездо слов”.
Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.
Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.
Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.
9. Игра “Родственники”.
Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:
Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.
Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.
Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.
Нож, ножевой, ножницы, ножны.
Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.
Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.
Море, морской, моряк,
Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.
Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.
10. Выдели корни в однокоренных словах.
Листья жёлтые летят.
11. Являются ли выделенные слова однокоренными?
12. Подбери 2-3 однокоренных слова.
13.Докажи, что данные слова являются родственными.
а) билет | вагон |
билетёр | вагонетка |
обилетить | вагонный |
безбилетный | вагончик |
билетный | вагоновожатый |
б) бинт | гриб |
бинтовать | грибник |
забинтовать | грибной |
перебинтовать | грибница |
в) чай | брат |
чайник | братишка |
чайный | братский |
чаепитие | братство |
г) работа | валенки |
работник | валеночки |
рабочий | валять |
работать | валяные |
д) лист | гитара |
листок | гитарист |
листовой | гитарный |
листопад | гитаристка |
14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?
17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.
1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.
3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.
4) Луковый суп варят из репчатого лука.
5) Медлительный человек всё делает медленно.
6) Крепость укреплена со всех сторон.
7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.
8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.
18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.
2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.
3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!
5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?
19. Карточки для самостоятельных работ.
Зачеркни лишние слова.
дом | ёлка | птица |
домик | дерево | утка |
Изба | ёлочки | уточка |
Зачеркни лишние слова.
дерево | птица | стол |
яблоня | птичка | парта |
деревце | утка | столик |
Зачеркни лишние слова.
уши | корм | нос |
ушки | крошки | носик |
услышал | кормить | носатый |
ушастый | кормушка | носит |
Зачеркни лишние слова.
лес | гриб | рисунок |
лесок | грибок | рис |
лестница | грибник | рисовать |
лесник | груздь | разрисовал |
лесной | грибной | картинка |
Зачеркни лишние слова.
сад | мёд | дом |
садик | мёдик | домик |
деревья | медведь | домашний |
садовый | медовый | домино |
садовник | сладкий | хижина |
20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.
Однокоренные слова
2 класс, 3 класс, 5 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.