В каком слове звуков меньше чем букв стена дельта осветление кровля
Стена 2) обидеть 3) рейтинг 4) кровля
2. В каком слове звуков меньше, чем букв?
Дельта 2) яркий 3) статья 4) ерши
3. В каком слове звуков меньше, чем букв?
Сверчок 2) семья 3) праздник 4) январь
4. В каком слове звуков меньше, чем букв?
Мужчина 2) гимназия 3) соловьи 4) намерение
5. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) нервный 2) ежевика 3) ясень 4) изжога
6.В каком слове звуков меньше, чем букв?
Гипербола 2) серенада 3) строится 4) яхта
7.В каком слове звуков больше, чем букв?
Колесо 2) аллея 3) здание 4) медицина
8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) благодушие 2) съехал 3) вечерний 4) кафель
9. В каком слове звуков больше, чем букв?
Бильярд 2)ярус 3)яблонька 4)грустно
10. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Эскадрилья 2) соучастник 3) юный 4) играться
11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Зрелость 2) ехать 3) ютиться 4) солнце
12. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Исподволь 2) известный 3) уяснить 4) съёжится
13. В каком слове все согласные звуки звонкие?
Волк 2) бежевый 3) дельфин 4) флаг
14. В каком слове все согласные звуки звонкие?
Лёгкий 2) налог 3) жалюзи 4) фракция
15.В каком слове все согласные звуки звонкие?
Волк 2) галерея 3) каталог 4) генез
Движение 2) город 3) чешу 4) цинга
17. В каком слове все согласные звуки глухие?
Короткий 2) житейский 3) сапог 4) паства
18. В каком слове все согласные звуки глухие?
Оживать 2) штаб 3) творог 4) досуг
19. В каком слове все согласные звуки глухие?
20. В каком слове все согласные звуки глухие?
Уксусный 2) патент 3)этюд 4) хлопоты
21. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
Гротеск 2) рассвет 3) могущество 4) отцвести
22. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
Метафора 2) гражданство 3) чудной 4) добыча
23. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
Инерция 2) характер 3) вакансия 4) алфавит
24. В каком слове все согласные звуки мягкие?
Исчерпать 2) щавель 3) зависеть 4) липкий
25. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
Баловать 2) величина 3) сеттер 4) призыв
Упражнение 7. Контрольная работа. Расставьте ударение..
Понятие об орфоэпии.
Упражнение 1. Перепишите, вставляя букву е или э. Правильно прочитайте эти слова.
Упражнение 2. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке: 1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн, произносимым как [шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат; конечно исполнить, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.
Упражнение 3. Прочитайте и укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, обозначая его.
Уб..дительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантац..и каучука, новый жилой квартал, работать комбайнером, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.
Упражнение 4. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение.
Брать – брал, бралά, брάло, брάли; гнать, дать, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять.
Упражнение 5. Образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударение.
Бы’стрый — быстр, быстрά, бы’стро, бы’стры; густой, глухой, глупый, дикий, добрый, новый, правый; близкий — блúзок, близкά, блúзко, блúзки, гладкий, зыбкий, мягкий, редкий, робкий, сладкий; гóрький — гóрек, горькά, гóрько, гóрьки, грустный, честный, ясный.
Упражнение 6. От данных глаголов образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени и укажите в них ударение.
Взять — взят, взятά, взя’то, взя’ты, начать, придать, принять, продать, прожить, раздать, созвать.
Упражнение 7. Прочитайте. Укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, отметив в них ударение. На каких правилах основано написание пропущенных букв?
1) Утки над озёрами подняли крик. 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. 3) Уже огни были зажж..ны. 4) Длинные волосы его были совсем белы. 5) Половина из этих полос была уже скош..на. 6) Здания и заборы были окле..ны плакатами. 7) В гробнице найд..но зерно сухой египетской пшеницы. 8) На среднем портрете изображ..на была женщина молодых лет. 9) Многолюдны и многочисл..ны города, разброс..ные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие величеств..ную эту страну.
Упражнение 8. Поставьте существительные мужского рода в форме родительного падежа единственного числа. Укажите место ударения.
Образец: бинт — бинтά.
Блин, боб, бобр, болт, винт, вред, герб, горб, гриб, груздь, жгут, жезл, зонт, клок, клык, ковш, крот, крюк, куль, линь, пласт, плод, плут, пруд, серп, сиг, след, хорь, цеп, чёлн, шест, штрих.
Упражнение 9. Существительные женского рода поставьте в форме винительного падежа единственного числа. Укажите место ударения.
Образец: 1. Грозά — грозу’. 2. Вода — вóду.
1.Беда, ботва, броня, вдова, весна, графа, десна, длина, дыра, змея, зола, изба, кирка, коза, кора, нора, овца, ольха, пила, плита, пола, роса, скала, слюна, смола, сова, соха, стопа, страна, строфа, струна, трава.
2. Борода, борона, гора, доска, земля, зима, пора, спина, стена, цена, щека.
Упражнение 10. Существительные 3-го склонения поставьте в форме родительного падежа множественного числа. Укажите место ударения.
Образец: 1. Глу’пость — глу’постей. 2. Весть — вестéй.
1. Возвышенность, дерзость, местность, отрасль, пасть, почесть, прибыль, прядь, прорубь, радость, шалость.
2. Ведомость, ветвь, горсть, должность, жердь, кисть, крепость, лопасть, масть, мелочь, новость, область, очередь, плеть, плоскость, площадь, повесть, роль, сеть, скатерть, скорость, степень, стерлядь, тень, трость, четверть, щель.
Упражнение 11. От приводимых ниже имен прилагательных образуйте краткие формы. Поставьте знаки ударения.
Образец: глухóй, глухά, глу’хо, глу’хи.
Близкий, бойкий, веселый, вредный, глупый, голодный, гордый, горький, грубый, густой, дешевый, долгий, дорогой, дружный, жалкий, живой, зеленый, крепкий, кроткий, молодой, пустой, редкий, светлый, сытый, тесный, тупой, холодный.
Упражнение 12. Образуйте от глаголов форму 2-го лица единственного числа. Поставьте знаки ударения.
Образец: бродúть — брóдишь.
Будить, варить, вертеть, воротить, городить, грузить, дарить, дразнить, катить, клонить, колотить, крошить, кружить, крутить, лениться, манить, молотить, проглотить, солить, студить, торопить, точить, тупить, ценить, цедить, чертить.
Упражнение 13. От приводимых ниже глаголов образуйте формы прошедшего времени. Поставьте знаки ударения.
Образец:1. Бить — бил, бúла, бúло, бúли. 2. Брать — брал, бралά, брάло, брάли. 3. Отбы’ть — óтбыл, отбылά, óтбыло, óтбыли.
1. Брить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, шить.
2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.
3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.
Упражнение 14. От приводимых ниже глаголов образуйте формы причастий. Поставьте знаки ударения.
Образец: 1. Кричάть — кричάщий. 2. Принестú — принесённый.
1. Водить, возить, носить, просить, ходить.
2. Замести, запрячь, испечь, потрясти, привлечь, приобрести, сберечь, сжечь, спасти, увезти, унести, учесть.
Упражнение15. От страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткие формы. Поставьте знаки ударения.
Образец: взя’тый — взят, взятά, взя’то, взя’ты.
Витый, доданный, изжитый, начатый, отданный, принятый, проданный, прожитый, розданный.
Упражнение 16. Прочитайте, соблюдая правильное ударение, приводимые ниже наречия.
Без умолку, во-первых, жестоко, завидно, задолго, издавна, изредка, исподволь, мастерски, мельком, набело, наверное, наверх, наголо (остричь), наголо (держать шашку), надолго, наискось, наотмашь, неподалеку, огулом, отчасти, поедом, поутру, щегольски.
Упражнение 17. Поставьте знаки ударения в сочетаниях предлогов с именами существительными.
Образец: нά воду. — Спустить лодку нά воду.
2. На ногу, на гору, на душу, на голову, на зиму, на спину, на стену, на руку, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто.
3. За воду, за волосы, за голову, за душу, за зиму, за ногу, за ночь, за руку, за спину, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто.
4. По лесу, по морю, по полю, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое.
5. Под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер.
6. Из лесу, из дому, из носу, из виду.
7. Без вести, без толку, без четверти, без году неделя.
9. Год от году, час от часу.
Упражнение 18. Поставьте знаки ударения в приводимых ниже сочетаниях предлогов в и на с именами существительными 3-го склонения. Составьте с ними предложения.
Образец: в глушú. — Немало диких животных водится в глуши лесов.
В горсти, на груди, на двери, в клети, в кости, в крови, в ночи, на оси, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, на цепи, в чести.
Упражнение 19. Поставьте знаки ударения над выделенными словами. Для справок используйте словари.
I. 1. Пусть будет проклята война! 2. Катера шли с приглушенными моторами. 3. Не мелочной опеки, а дружеской поддержки они ожидали. 4. Он мастерски выгравировал монограмму. 5. На прилавке между окон лежало окуневое филе. 6. Этот фильм снят на основе одноименного романа. 7. В чемодане не хватало двух простынь. 8. Дождь с градом посек молодые посевы. 9. Начался ураган, и вскоре ветром оборвало телеграфные провода. 10. Была предпринята еще одна попытка улучшить рекорд. 11. Дверь была подперта колом. 12. Задача учеником не понята. 13. Суп следовало немного поперчить. 14. Старый минералог достал из портфеля перегнутый лист бумаги. 15. Планер не может выполнить такую фигуру, как воздушная петля. 16. На конце трубы был неширокий раструб.
II. 1. На этом участке шло рассредоточение войск. 2. Разоруженный, враг не представлял уже никакой опасности. 3. Оборудование нужно перевезти на склад, чтобы оно не ржавело под открытым небом. 4. Между двух металлических плоскостей была специальная прокладка. 5. О принятом решении следует уведомить представителей спортивных обществ. 6, По краю подола шла красивая кайма. 7. Около пруда рос молодой лесок, прореженный заботливым хозяином. 8. Пристыженный, он во всем признался. 9. На калитке висел разомкнутый замок. 10. Поблеклые листья говорили о том, что больное дерево на следующий год вряд ли будет плодоносить. 11. Пробирка с кислотой не должна была раскупориваться до конца опыта. 12. Минул год, и к маю газопровод был готов. 13. Девушке минул 21 год. 14. Расточенные отверстия оказались слишком велики.
Упражнение 20. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов о двойными согласными и согласными перед е. Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексические значения выписанных слов.
Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шелковое кашне.
Упражнение 21. Прочитайте слова иноязычного происхождения, в которых перед гласным е согласный произносится: 1) твердо, 2) мягко.
2) Агрессия, бассейн, декада, депеша, конгресс, консервативный, лайнер, музей, пионер, пресса, прогресс, рейс, стратегия, текст, тенор.
§ 13. Понятие о графике. § 14. Понятие об орфографии.
Упражнение 1. Объясните правописание гласных в корнях следующих слов, подбирая к ним родственные слова, в которых эти гласные были бы под ударением.
Жалеть, шалить, пастух, опасаться, прелесть, объединение, соединение, разъединение, уплатить, уплотнить, плотина, расщепить, ощипать, отдаление, долина, иссякать, неиссякаемый, исчезать, пятнистый, пятачок, сгребать, возражать, отражать, обнажать, приказать, пропасть, зачастили, вычистили.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.
Промышленность разв..вается, флаги разв..ваются, посв..тить фонариком, посв..тить себя литературе, соблюдать ч..стоту, ч..стота радиоволн, нав..вать скуку, нав..вать проволоку, разр.. дить атмосферу, разр..дить посевы, прож..вать хлеб, прож..вать по адресу, зав..зировать документ, зав..зал шнурок, подр..жать старшим, др..жать от холода, спл..тить единомышленников, запл..тить долг, ув..дать друга, ув..дать от жары, скр..пить подписью, скр..петь на морозе, пос..деть от горя, пос..деть за столом, сл..пить глаза, сл..паться в комок, прим..рять пальто, прим..рять соперников, прекр..щать работу, укр..щать животных.
Упражнение 3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы и зачеркните слова, которые нельзя использовать для проверки безударных гласных.
Говорить — приговор, приговаривать; раск..лоть — раск..л, раск..лывать; выт..пчет — т..пчет, выт..птывать; раскр..ить — кр..йка, раскр..ивать; п..рхать — вып..рхивать.
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы.
Благосл..вение, благод..рение; пок..лечить, пок..ление; про..влять, зав..евать; изб..гать, изг..бать; мат..риализация, р..ализация; эмп..рический, п..риодический; л..пить, пласт..лин; комп..нент, аккомп..немент; уг..сать, уг,.щать; предпр..н..мать, пр..н..брегать.
Подр..жать кумиру — др..жать от страха; поддаться об..янию — хорошее об..няние, сат..рический рассказ — ист..рический смех; избирательная к..мпания — дружеская к..мпания; источник исс..кает — кремень выс..кает искру; уб..жать от собаки – об..жать ребёнка.
Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы.
На з..ре солнце едва к..снулось моря, как лучи его бле..снули и по к..сательной осв..тили залив и заг..релые тела пл..вцов, покрытые красивым заг..ром. Пром..кашкой пром..кнули чернила. Юноша вск. чил на лошадь и поск..кал, я тоже поск..чу следом. Зрители насл..ждались исполнением сложной партии, они не были разоч..рованы. Он лёг бли.. окна и почу..ствовал скво..ь сон, как наиско..ь от него пробежал другой уча..ник. Преле..ные цветы редко..ной красоты р..сли на отве..ных скалах. Me..ное тури..ское аген..ство предл..жило интере..ный маршрут по чуде..ным окре..ностям старинного помес..ья.
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы.
Ш..рл..тан а..уратно и с большим а..етитом ел м..к..роны. Артисты тру..ы музыкального театра выступали под ак..мп..немент л..ур..ата всеро..ийского конкурса. Б..лкон и ба..юстрада п..радной ле..ницы были украшены пра..ничной и..юминацией. У входа в трансп..ртное аген..тво разв..вались флаги и трансп..ранты. С горы ни..вергался поток. Попытки р..ст..врации (т. е. во..т..новления) н..провергнутой м..нархии сопровождались те..ором, ба..икадами и во..таниями. Вое..ачальник приказал вое..ослужащим сбросить ба..аст, зарядить ак..муляторы и заправить ба..оны углекислотой.
В парке а..ракцион должен быть а..естован на безопа..ность эксплу..тации. Все журналисты, а..р..дитованные на ф..ст..вале, пр..сутствовали на ц..р..монии его открытия. Д..пломаты, приглашённые к пр..з..денту, были размещены в ап..рт..ментах пр..стижной гости..ицы.
Д..л..катный д..ректор сказал, что с..туация далека от ид..альной и что он не питает никаких и..юзий.
Иску..ный мастер сделал прекра..ные иску..твенные цветы. Пре..а высоко оценила выступление фолькл..рного ансамбля. Пам..тник стоял на п..едестале. По достижении компроми..а д..л..гаты перестали б..йкотировать ди..ку..ии. Все виды д..в..ден..ов включаются в декл..рацию о доходах. После защиты д..сертации на пра..ничном ужине гостей угощали д..ертом. Об Алексан..е писали, что он работал в труднейшем цирковом жан..е — др..сировке морских животных.
Упражнение 8. От данных слов образуйте прилагательные или глаголы. К каждому образованному слову подберите подходящее существительное.
Страсть – страстный (рыболов), ужас, корысть, вкус, словеса, уста, доблесть, комплекс, небеса, ненастье, прелесть, интерес, зависть, совесть, жалость, участие, власть, честь, предчувствие.
Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.
2. с, сс: судьбы Ро..ии, ро..ийский менталитет, родная Ру..ь, леса Белору..ии, коренные белору..ы.
Упражнение 10. Спишите, вставляя, где необходимо, ь или ъ.
Упражнение 11. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Довол..но, ноябр. сентябр..ский, нян..ка, девоч..ка, колыбел..ка, нян..чится, прос..ба, дожд. изморос. гос..ти, брен..чать, воз..мёшь, исчер..ченный, знач..ки, мален..кий, лачуж..ка, рез..ба, прос..ба, пис..менный. гон..щики, ран..ний, ил..люзия. не л..сти.
Упражнение 12. Измените слова по образцам.
1. Веточка – ветвь, кисточка, косточка, весточка, тросточка.
2. Пест – пестик, бант, зонт, мост, винт.
3. Болеть – болезнь, жить, казнить, льстить, грустить.
4. Черви – червь, гвозди, грузди, области, верфи, повести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.
Упражнение 13. Измените слова по образцам.
1. Ночи – ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
2. Клеят – клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают, борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.
Упражнение 14. Измените слова по образцам.
Приготовляйтесь к походу – приготовьтесь к походу, назначайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
Упражнение 15. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.
Увлеч..ся игрой с дет..ми, пробить бреш.. во вражеской обороне, прийти поздней ноч..ю, поговорить с интересными люд..ми, почувствовать фал..ш. открыть двер.. настеж. возвратит..ся лиш.. на рассвете, время за полноч. покраснеть как кумач. привлеч.. всеобщее внимание.
Упражнение 16. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
В освещ.нной свеч.й комнате ч.рт в ч.рной ш.лковой одеж.нке сидел на ж.стком диване и пил деш.вый кофе, изредка ч.каясь со своим отражением в тяж.лом ж.лтом самоваре, стоящем на парч.вой скатерти. Ч.рт был больш.й обж.ра: несмотря на изж.гу и больную печ.нку, он объедался суш.ными ягодами и сгущ.нным молоком, покуривая деш.вый табач.к. Поев и выпив боч.нок рома, ч.рт, поправив прич.ску и молодц.вато встряхнув ж.сткой ч.лкой, пустился танц.вать чеч.тку. Он ц.кал копытами так сильно, что в ц.кольном этаже могли подумать, что наверху гарц.вала лошадь. Однако ч.рт не был искусным танц.ром и, совершив неудачный скач.к, он врезался в самовар и обж.г свой пятач.к, покрытый ж.сткой ш.рсткой. Ож.г был очень тяж.лым, и огорч.нный ч.рт куц.й овц.й кинулся к боч.нку с моч.ными яблоками и сунул в него обожж.нный пятач.к. «Правду говорят, что небереж.ного Бог не береж.т», — ч.ртыхнулся ч.рт ч.ртовской пословиц.й.
Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
I. Теплый пухович..к;. зачитался книжиц..й; разреш..нное владение; трещал трещ..ткой;вооруж..нный шпагой; нелегкая корч..вка пней; приглуш..нный голос; мягкая ш..рстка;. горяч.. печ..т солнце;бесш..вное соединение; кумач..вый флаг; стриж..т траву; известной певиц..й; маленький тайнич..к; огорч..нный ошибкой; мотылек порхал над лужиц..й; увлеч..нный игрой; ж..лтый маркер; вкусная сгуш..нка; холщ..вая рубаха; расширенный зрач..к; испеч..т пирожное; оглуш..ннай взрывом; пш..нная каша; веселый моряч..к; доволен госпож..й Дегре; стереж..т вход;.пластиковый колпач..к; обращ..ннай к вам; шустрая пч..лка; длинная ч..лка; испеч..нный пирог; славным вельмож..й; разобщ..нные войска; глубокий капюш..н; восхищ..нный взгляд; доволен борщ..м; привлеч..нные светом; свежая туш..нка; копч..ная рыба; говорит общ..;.гаш..ная известь; жареным лещ..м; извещ..нный о событиях; стосвеч..вая люстра; ч..рствый хлеб;точным чертеж..м; кипяч..ная вода; обожж..шь руку; знаком с девиц..й Бине; разгоряч..нный скачкой; свиной пятач..к; отвлеч..нный звуком; светить свеч..й; чувствовать себя раскрепощ..нным; точный отч..т; профессиональная ретуш..вка; пережж..нный канат; обвитый плющ..м; круч..ная нитка; сожж..шь бумагу; подстереж. нный враг; алыч..вый сок; бабушкин внуч..к; обожж..нные руки; деревенский простач..к; удруч..нный несчастьем; бесстыдно лж..т; облегч..нный мешок; едкая щ..лочь; смахнул рукавиц..й; подстереж..м дичь; модный рюкзач..к; укрощ..нный скакун; укрылся рогож..й; грош..вая цена; железный бач..к; туш..ное мясо; тихий ш..рох; громкий щелч..к; отвлеч..м противника; смущ..нный взгляд; парч..вый халат; сражался меч..м; лапш..вый кулеш; истощ..нный раб; резкий скач..к; камыш..вые заросли; облегч..нный мешок; береж..т здоровье; деревенский дьяч..к; суш..ная рыба; находится за рощ..й; перч..ный суп; рыжий хомяч..к; ч..рный плащ.
Упражнение 18. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Ц. ркуль, панц. рь, рец. див, ц. кнуть, порц..я, молодц. ц. анистый, ц. вилизац. я, ц. клоп, ц. рюльник, ц. стерна, ц. почка, ц. трус, ц. ферблат, ц. тата, инц. дент, энц..клопедия.
Ц..кольный этаж, ц..канье копыт, получить письмец. идти с отц..м, погрозить пальц..м, молодц..ватый вид, превосходный танц..р, танц..вать мазурку, гарц..вать на лошади, облиц..вка стен, облиц..вать здание, склониться над колодц..м, пунц..вые губы.
Тема 5: МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Морфемика и орфография.
Упражнение 1. Разобрать слова по составу.
Человек, сердце, душа, расстроиться, священный, возвратится.
Упражнение 2. Разобрать слова по составу.
Темнота, свежесть, весенние, вороньего, укрепляю, наслаждение, привкус, нефтепродукты, черноморец.
Упражнение 3. К данным словам подберите такие однокоренные, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне.
Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брызгать, терпеть, возобновить, рассмешить, хохочет, перепишите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить.
Упражнение 4. Спишите, распределяя по двум столбикам: 1) однокоренные слова; 2) формы одного и того же слова. Выделите основы и окончания.
Счастливый, счастливые; радость, радостный; весенний, весна; большой, больше; круговой, круглый; доверительный, доверчивый; грамотность, грамотей; человек, человеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, жёлтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить.
Упражнение 5. В приведённых словах имеются омонимичные корни. Запишите слова, группируя их по значению корня.
1. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня. горбиться. городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.
2. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, проводить, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обезвоженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.
Упражнение 6. Распределите слова по трём столбикам (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне)
З..ря разг..рается, опытный агр..ном, свежий б..тон, прекр..тить работу, б..дон для молока, строительный б..тон, восст..новить завод, пор..вняться с домом, опытный пл..вец, нак..сить травы, прик..саться к печи, пл..вучий дом отдыха, открытый в..стибюль, прик..снуться к знаниям, д..стилляция, решить ур..внение, отр..сль промышленности, юная пор..сль, вск..чить на ноги, подск..кать к дому, подр..внять волосы, зар..стать травой, пром..кнуть написанное, изл..жить на бумаге, изл..гать материал, заниматься р..стовщичеством, вкусный в..н..грет, пром..кательная бумага, выр..вняться в росте, нак..чать мяч, отск..чить от огня, мощный в..нт..лятор, приг..релое молоко, поимка д..зертира, иде..логия общества, прив..легия чиновника, претв..рить в жизнь, д..зентерия, предв..рительное условие, ярко разг..ревшийся костер, торм..зной путь, отд..ленные местности, плодородная д..лина, д..зинфекция, степная р..внина, электр..фицировать, оз..ренный пламенем, цветущий п..л..садник, находиться на ижд..вении.
Упражнение 7. Перепишите, раскрывая скобки и образуя слова с приставками. Употребите, где необходимо, ъ и ь. Объясните написание.
Без- (аварийный, емкостный, апелляционный); об- (яснительный, явиться, учить, ехать, есть); от- (экзаменовать, явленный, учиться, ездить, бить); раз- (единенный, езженный, сад, общить); сверх- (мерный, емкий, естественный, штатный, урочный).
Упражнение 8. Разместите слова по трём столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме; 2) с приставками на з — с; 3) с приставками, правописание гласных в которых зависит от смысла.
Упражнение 9.Составьте с данными словами словосочетания и запишите их, обозначая ударение в словах с пропущенными буквами.
Р..звальни – р..звалиться; р..зыгрыш – р..зыграть; р..зыск – р..зыскать; р..спись – р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь – р..сыпать; р..ссказ – р..ссказни,; р..спустить (на каникулы) – р..спуск.
Упражнение 10. Перепишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения.
Упражнение 11. Перепишите слова в указанном порядке, выделяя приставки. Объясните их значение и правописание: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-; 3) с приставкой про-; 4) с приставкой при-; 5) с приставкой раз- (рас-); 6) с приставкой роз- (рос-).
1.Преувеличить, прокутить, пращур, придел, развилка, ростепель, представить, примиряться, распад, протока, праматерь, преображать, преследовать, приморье, раздавать, роздал, промывать, праистория, разлив, преотлично, проформа, проветрить, преломляться, раскат, промозглый.
2.Примиряться, распутье, прабабушка, премилый, прокутить, превозносить, праязык, раздать, розданный, преградить, пробормотать, преходящий, распускать, прожигать, правнук, роспуск, развить, пропускать, прорисовываться, причудливый, предать, расписной, промокнуть.
3.Приподнять, представить, расписание, разведать, прописать, прародина, расплывчатый, расчетливый, роспись, проректор, прожечь, роздых, раскрасавец, прилечь, приделать, привкус, предобрый, прадед, прочерк, рассыпать, прервать, приемник, преемник.
Упражнение 12. Замените отдельные слова и обороты словами с приставками пре- и при-.
Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Упражнение 13. Исправьте допущенные ошибки в употреблении однокоренных слов и запишите.
1. Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2. С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлёвых. 3. Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 4. Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такую черту характера Иудушки, как лицемерие. 5. От самодурности Дикого страдают все жители городка. 6. На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал и свою теорию. 7. Нередко за малейшие повинности крепостных жестоко наказывали. 8. Устои тёмного царства посшатнулись. 8. Именно в это время появляются романтические произведения, в которых проявилась мечта писателя о появлении нового, настоящего человека.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1657 ; Мы поможем в написании вашей работы!