В каком классе проходят что делать чернышевского
Уроки литературы «Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»»
Разделы: Литература
Ключевые слова: «Что делать?»
Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.
Тип урока: обзорное изучение нового материала
Форма работы: работа в группах с применением кейс-технологии
Место в учебном плане: проводится после изучения пьесы “Гроза”, романов “Обломов” и “Отцы и дети” ( является продолжением темы конфликта поколений, поиска места человека в мире и в обществе, продолжает формирование представления об обществе и проблемах середины XIX века).
Класс делится на 5 групп от 5 до 8 человек.
Каждая группа выбирает капитана, и капитаны получают (выбирают) конверт с заданием.
В конверте фрагменты из романа и задания членам команды.
Примечание. Каждый учитель может сам сформировать банк заданий, выбрать эпизоды по своему вкусу. В данный набор не вошли эпизоды, связанные с семейной жизнью Лопуховых, организацией мастерских и т.д. Роман огромен, охватить его целиком невозможно. Поскольку ставилась задача продолжить линию прежде изученных произведений, интересовали прежде всего проблемы взаимоотношения поколений, поисков человеком своего места в жизни, процесс формирования новых взглядов в обществе. В ходе обсуждения выстраиваются следующие линии:
Задания членам команды:
— выразительное чтение выбранного из предложенного текста фрагмента и комментирование прочитанного (1 человек)
— формулирование темы и проблемы данного фрагмента (1)
— характеристика персонажей, участвующих в данном эпизоде (1-2 человека)
— определение и характеристика авторского голоса, отношения к персонажам, событиям (1-2)
— прогнозирование – попытка определения места и значения данного эпизода по отношению к целому тексту (2 в том числе капитан)
Вступительное слово подготовившегося заранее учащегося о Н.Г.Чернышевском и романе “Что делать?” (демонстрация краткой презентации с портретом писателя, датами жизни, основными событиями, информация о реакции молодежи на роман).
Постановка проблемного вопроса урока: как нужно понимать вопрос, поставленный в заглавии романа? Что делать для чего? Что, по вашему мнению, мог иметь в виду писатель?
Работа в группах.
Выступления групп.
Группа читает фрагмент (один читает вслух негромко, остальные следят по тексту)
Группа выбирает тот фрагмент, который будет читать вслух первый выступающий. Это фрагмент, максимально отражающий проблематику данного отрывка романа.
Каждый готовит ответ по своей проблеме, советуясь с другими учащимися:
— определение места эпизода в возможном развитии сюжета и соответственно его роль в романе
Ответы на эти вопросы требуют совместной работы, поэтому учащиеся работают именно группой, при этом отвечает впоследствии каждый из участников или пара учащихся. В ходе ответа возможен небольшой диспут, так как ответы неоднозначны.
Подведение итогов. Ответ на проблемный вопрос (“Что делать. чтобы быть счастливым?”)
Рефлексия: что узнали, чему учились, что еще можно и хочется узнать.
Учащиеся познакомились с необычной манерой повествования в романе – диалог автора с читателем, деление читателей на группы, выбор автором “любимого читателя”, обоснование этого выбора, цель и смысл этого способа повествования.
Происходило совершенствование умения давать характеристику персонажу по его речи. В диалогах Верочки со Сторешниковым и Лопуховым можно найти много интересного:
диалоги строятся совершенно по-разному, так как очень разные собеседники, разные цели. Диалоги помогают увидеть, как происходит изменение, формирование личности Веры Павловны, понять ее жизненную позицию, отношение к себе и своему месту в жизни, ее любопытство по отношению к жизни, настороженность и одновременно внимание по отношению к собеседнику и т.д.
Учащиеся учились видеть целое через его часть, строя предположения о дальнейшем развитии отношений между героями и возможном развитии сюжета.
Произошло знакомство с утопическими социальными представлениями автора и расширилось знание в области истории общественной мысли XIX века (четвертый сон). Продолжение этой темы последует в 11 классе при изучении антиутопии Замятина и т.п.
Поднимались нравственные вопросы (отношение к материальным и духовным ценностям, отношение к семье и критериям выбора спутника жизни, отношение к труду, лжи и искренности, эгоизму и альтруизму, решение вопроса о цели и смысле жизни).
Расширилось представление о русской литературе, знание биографий писателей.
Стимулировался интерес к чтению (после проведения уроков непременно появятся желающие прочитать роман, знакомиться с русской литературой дальше, расширить свои знания).
Уроки по произведению Н.Чернышевского «Что делать?»
Тема урока: Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» как экспериментальный интеллектуально-философский роман. Семейно-бытовой сюжет и проблема женской эмансипации.
Цели: познакомить учащихся с биографией Н.Г. Чернышевского, с его требованиями, предъявляемыми к литературе; подготовить учащихся к восприятию романа «Что делать?», познакомить школьников с его содержанием, способом изложения авторских мыслей;
развивать умение анализировать художественный текст, делать выводы
воспитание нравственных качеств, стремления к полнокровной духовной жизни
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
III Работа по теме урока.
Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?
Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).
Ситуация для юношей: что предпримете вы, оказавшись в таком положении?
— Как вы оцениваете этот поступок?
В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»
— Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?
Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?
— Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)
— Автор создает свое произведение в условиях пребывания в Петропавловской крепости, он стоял перед проблемой выбора именно такой формы повествования. Замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.
Знакомство с биографией
Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.
В детстве стал «пожирателем книг».
1836 – 42 духовное училище
1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.
Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».
Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.
1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.
В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.
Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.
Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
Жизнь выше искусства – главная мысль.
Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.
«. Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».
Тюремное заключение в Петропавловской крепости.
Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.
1864 суд и «гражданская казнь»
Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.
В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.
Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»
1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)
Следующее свидание будет через 17 лет
1870. 7 лет каторги прошли.
71 приговор – пребывание в Вилюйском остроге.
Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.
Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.
Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.
Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.
Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.
Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.
Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.
Работа над романом «Что делать?»
Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?
Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )
Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. Вот некоторые тезисы:
-знание и труд как основа жизни новых людей;
-достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;
-«разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.
Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:
— Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.
— А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.
— Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
— Будь честен, и всё будет отлично.
— Полного счастья нет без полной независимости.
IV . Домашнее задание. чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».
Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.
Сюжет. Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек
Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.
Тема урока: «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов. Роль сновидений.
Цели: познакомить учащихся с биографией Н.Г. Чернышевского, с его требованиями, предъявляемыми к литературе; подготовить учащихся к восприятию романа «Что делать?», познакомить школьников с его содержанием, способом изложения авторских мыслей;
развивать умение анализировать художественный текст, делать выводы
воспитание нравственных качеств, стремления к полнокровной духовной жизни
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
III Работа по теме урока.
1. Беседа по содержанию
Основные вопросы для общей работы:
-Зачем Рахметов введён в роман?
-Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа?
-Есть ли ответ на него в самом романе?
Используя текст, раскройте каждое из этих положений :
«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;
«вздумал приобресть физическое богатство»;
«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;
«стал вести самый суровый образ жизни»;
«успевал делать страшно много»;
«перемена занятия есть отдых»;
«я должен дорожить временем»
манера знакомиться с людьми;
«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;
«дела, не касавшиеся лично до него»;
«я не должен любить»;
Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?
3. Место и роль Рахметова в романе.
Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …
-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )
При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»
-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.
В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.
Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.
Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…
-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.
Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»
-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?
Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»
В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.
-А что надо делать для того, чтобы вырасти? Не забыли ли мы о названии романа? «Что делать?»
Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?
-Чернышевский продолжает беседу с проницательным читателем:( выразительное чтение отрывка учеником) « Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!» ( гл.3, XXXI )
-Итак, развитие, рост, самосовершенствование, движение. Это своего рода программа деятельности для молодого поколения и эпохи Чернышевского, и сегодняшнего времени. Свои мысли о главном Н.Г.Чернышевский вложил в беседы с проницательным читателем, а также, используя « эзопов язык», в сны Веры Павловны Лопуховой.
Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.
Сообщение учащегося «Второй сон Веры Павловны» ( предварительная подготовка с помощью учителя).
Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?
Вывод: снова движение, труд, развитие.
— Последний в нашем разговоре вопрос: зачем развиваться, двигаться вперёд? Что ждёт нас впереди? Будущее. Для него и нужно работать, совершенствоваться, развиваться. Вот как об этом пишет Чернышевский (отрывок из 4-го сна Веры Павловны): «Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.» (гл.4,XVI).
Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.
Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек
Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.
5. Вопросы романа: что делать, чтобы стать «новым человеком»? чтобы стать «особенным»? чтобы освободиться самому и освободить других?
Готовить революцию, готовиться к революции, переносить из прошлого в настоящее все, что можно перенести.
Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)
Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.
В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).
случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.
В религии деяния дух святой – прогресс.
Достоевский эти понятия пересматривает.
Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.
Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.
Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.
Розальская – Лопухова – Кирсанова => растительная тематика
Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.
Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.
Аль – алая, красная роза.
Последние главы романа «Что делать?» пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.
Розальская становится Лопуховой.
Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.
Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?
(Оно должно стать учебником жизни, но не просто учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)
Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов.
Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.
Смотрите, какая светлая мечта:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Разве можно с этим спорить? да.
Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?
Чернышевский сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.
Что призвано объединить людей по Чернышевскому?
Цель, идея, светлого будущего.
Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?
Бедная обстановка делает душу бедной.
Достоевский был в коне не согласен с мировоззрением Чернышевского.
Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».
. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?
Сказать открыто или намекнуть.
Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?
Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», после прочтения письма от матери выходит на улицу, на Конногвардейский бульвар.
Какова фабула первой части романа Чернышевского?
Студент спасает бедную девушку из пошлой обстановки, затем девушка спасает других. Кирсанов способствует «рождению» «особенного» человека – Рахметова.
IV . Домашнее задание. Подготовить сообщение о Гончарове
«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;
«вздумал приобресть физическое богатство»;
«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;
«стал вести самый суровый образ жизни»;
«успевал делать страшно много»;
«перемена занятия есть отдых»;
«я должен дорожить временем»
манера знакомиться с людьми;
«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;