В каких случаях что союз
В каких случаях что союз а в каких местоимение
Какая часть речи слово «что»
В каких случаях что союз а в каких местоимение. Какая часть речи слово «что»? Употребление того или иного относительного местоимения напрямую зависит от типа придаточного предложения.
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.
Правописание союзов
Союзом называется такая часть речи, которая служит для связи синтаксических элементов: однородных членов, сравнительных оборотов, частей сложного предложения.
Союзы изучают в 7 классе; их можно разделить на сочинительные и подчинительные, простые и составные, производные и непроизводные. Сложность представляет правописание союзов производных, в том числе составных.
Союзы тоже, также, чтобы, зато и т.п.
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ, ПОЭТОМУ, ПОТОМУ пишутся слитно.
Казалось бы, что трудного запомнить несколько словарных слов? Конечно, трудность заключается не в этом, а в том, чтобы отличить союз от его омофона – другого слова или двух слов, которые произносятся так же, а пишутся иначе. В таблице можно посмотреть правописание союзов слитно и раздельно – похожих на них слов.
Не союз
Тоже (мы тоже пришли = и мы пришли)
То же (выполнил (какое?) то же задание)
Также (мы также пришли = и мы пришли)
Так же (выполнил (как?) так же, как и я)
Чтобы (пришел, чтобы купить = пошел, для того чтобы купить)
Что бы (не знал, что (что?) бы рассказать)
Зато (опоздал, зато пришел = опоздал, но пришел)
Свернул (за какое?) за то здание)
ТО ЖЕ и ТОЖЕ, ТАК ЖЕ и ТАКЖЕ
Чтобы отличить сочинительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ от омофоничных сочетаний местоимения или наречия с частицей ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, лучше воспользоваться сразу несколькими наблюдениями.
Во-первых, в сочетаниях ЖЕ – это модальная частица, ее обычно можно выкинуть без потери смысла: Я надела то же платье, что и вчера = то платье, что и вчера.
Во-вторых, действенен метод синонимов: союзу синонимичен союз. В данном случае ТОЖЕ=ТАКЖЕ=И.
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ употребляются постпозиционно, то есть после слова, а не перед.
Пример: Я опоздал, он также пришел позже= он тоже = и он пришел позже.
Надо запомнить устойчивые сочетания “то же самое”, ” одно и то же”.
ЗАТО и ЗА ТО
Воспользуемся и в этом случае двумя способами проверки.
ЗА ТО – это предлог с местоимением. К местоимению можно поставить вопрос: Спрячься за то дерево – за какое? За то ему и влетело – за что?
К союзу нельзя поставить вопрос, но к нему можно подобрать синонимичный союз: Он глупый, зато веселый = глупый, но веселый.
ЧТОБЫ и ЧТО БЫ
И опять два способа для подстраховки.
ЧТО БЫ – это местоимение с формообразующей частицей. Формообразующую частицу также можно выкинуть, а можно переставить: Что бы мне почитать о бактериях? – Что мне почитать о бактериях? Что почитать бы мне…
Союз ЧТОБЫ синонимичен союзу “для того чтобы”: Я ушел, чтобы не мешать. = Я ушел, для того чтобы не мешать.
ПОЭТОМУ и ПО ЭТОМУ, ПОТОМУ и ПО ТОМУ
Надо запомнить выражение “во что бы то ни стало”.
Сочетания с раздельным написанием – это местоимения с предлогом. К местоимениям можно поставить вопрос: мы шли по (какому?) этому берегу, а они – по (какому?) тому.
Можно воспользоваться синонимами. ПОЭТОМУ = ПОТОМУ.
Пример: Было темно, поэтому (=потому) мы заблудились.
Другие трудные союзы
Стоит запомнить также правописание союзов КАК БУДТО; СЛОВНО БЫ; ПОТОМУ ЧТО; ПРИЧЕМ; ТО ЕСТЬ; ТАК КАК; ТАК ЧТО.
Что мы узнали?
Ряд союзов вызывает трудности при написании, так как их легко спутать с омофоничными (одинаково звучащими) сочетаниями. Для проверки лучше использовать сразу два способа. Один из них – это метод синонимов (союзу синонимичен союз). Другой опирается на особенности слов, из которых состоит сочетание. Есть также союзы и устойчивые сочетания, которые нужно просто запомнить.
Тест по теме
Оценка статьи
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.