В каких случаях букв меньше чем звуков
Русский язык 2 класс учебник Канакина 1 часть ответы стр 88
👉 Ответы к странице 88. Русский язык 2 класс учебник 1 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Проверь себя
Произнесите в слове музыкант все звуки по порядку. А теперь назовите каждую букву.
Музыкант – [м] [у] [з] [ы] [к] [а] [н] [т] (звуки); «эм», «у», «зэ», «ы» «ка», «эн», «тэ» (буквы).
Произнесите слова. Какими звуками различается каждая пара слов?
Кора – гора, сон – сын, куст – кость.
Кора — [к][а][р][а], гора — [г][а][р][а]. Эта пара отличается звуками [к] и [г].
Сон — [с][о][н], сын — [с][ы][н]. Эта пара отличается звуками [о] и [ы].
Куст — [к][у][с][т], кость — [к][о][с’][т‘]. Эта пара отличается звуками [у] и [о], а также звуки [с] и [т] в слове кость мягкие.
Приведите пример слова, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово.
Грусть – 6 букв, [г] [р] [у] [с’] [т’] – 5 звуков.
Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово.
Ёлка – 4 буквы, [й] [‘о] [л] [к] [а] – 5 звуков.
Правильно ли назвал ученик все буквы в слове флаг? Объясните свой ответ.
Нет, он не все буквы назвал правильно. Первая буква — «эф».
Прочитайте. Отгадайте слова с данными звуками.
Первое слово – карта. Второе слово – парта.
Запишите отгаданные слова в алфавитном порядке.
Скажите, после какой фамилии стоит ваша фамилия в классном журнале и почему.
Моя фамилия, … (напишите вашу фамилию), стоит в классном журнале после фамилии … (напишите фамилию вашего одноклассника(-цы), которая стоит перед вашей фамилией в классном журнале). В классном журнале фамилии учеников стоят в алфавитном порядке. Поэтому моя фамилия написана после этой фамилии.
Моя фамилия, Петров, стоит в классном журнале после фамилии Панов. В классном журнале фамилии учеников стоят в алфавитном порядке. Поэтому моя фамилия написана после этой фамилии.
Выскажите мнение, в каких случаях жизни может потребоваться знание алфавита.
Благодаря алфавиту мы можем читать и писать, а это очень важные навыки человека. Также по алфавиту легко упорядочить какие-либо данные и найти их, используя этот порядок. Мы используем алфавит ежедневно, поэтому нужно его знать.
Фонетические особенности русского языка
Не секрет, что в русском языке, как и в некоторых других, правописание сильно отличается от произношения. Проще говоря, словоформы пишутся совсем не так, как слышатся, что зачастую и становится главной причиной грамматических ошибок. Вот и слова, где звуков больше, чем букв, примеров которых существует великое множество, нередко пишутся неправильно, хотя изучение нескольких простых определений поможет избежать даже малейших неточностей в правописании.
Определение звукового числа
В русском языке есть несколько правил о случаях, когда в словах больше звуков, чем букв. Обычно количество фонем, под которыми и подразумеваются звуки, превышает буквенные символы не более чем на одну или две единицы. И прежде всего стоит выделить случаи, когда гласных звуков больше, чем гласных букв, их обозначающих. Это чаще всего происходит, когда используются такие знаки, как Е, Ё, Ю и Я, не имеющие собственных фонем и оттого произносящиеся как два звука. Однако далеко не всегда такие буквы имеют свойство распадаться на две фонемные единицы: это напрямую зависит от их расположения.
Чтобы не путаться в этом вопросе, рекомендуется изучить следующие два правила:
В последнем случае звуков в слове будет больше, чем букв. Правило совсем несложное, легко запоминающееся, зато его изучение вносит ясность в произношение и написание огромного количества букв.
То есть самый простой, быстрый и практически безошибочный способ определения преобладания звуков над буквенными знаками в словах заключается в действии методом исключения. Проще говоря, если в рассматриваемом слове нет гласных «е», «ё», «ю» и «я», то и образование дополнительных фонем становится невозможным.
Если же какая-то из этих букв или даже сразу несколько их все-таки будут встречаться в рассматриваемом слове, то необходимо перейти к следующему этапу анализа :
Чтобы максимально упростить разбор слишком больших, трудных в произношении или в правописании слов, специалисты рекомендуют написать их на бумаге или набрать в электронном варианте, подчеркнуть обозначенные гласные, выделив их расположение, и только потом приступать к анализу.
Кроме того, можно поупражняться с помощью специальных онлайн-тренажеров, которые вполне реально найти в свободном доступе в сети. Такие задания помогут окончательно усвоить и закрепить выученный материал.
Противоположные случаи
Разобравшись с тем, в каких случаях звуков больше, чем букв, стоит рассмотреть противоположные ситуации, когда наблюдается дефицит звучания. Примечательно, что таких слов гораздо больше, и на практике очень часто можно встретить буквенные сочетания, в которых фонемы приобретают стертый характер или полностью отсутствуют.
Прежде всего имеются в виду следующие особенности правописания:
Довольно часто встречается и такое понятие, как изменение качества звуков, под которым подразумевается банальное упрощение произношения, вследствие чего и теряются фонемы. Еще одна особенность таких буквенных сочетаний заключается в том, что теряться может не одна фонема, а сразу несколько. Каждый случай настолько индивидуален, что довольно трудно выделить какое-то универсальное, обобщающее все эти слова, правило, позволяющее избежать серьезных ошибок в правописании.
Часто встречающиеся примеры
Для повышения эффективности усвоения изучаемого материала необходимо не ограничиваться одной только теорией: много времени уделяют и практике, предполагающей ознакомление с самыми распространенными примерами. Определение количества фонем и его сопоставление с буквенной численностью в этом плане не исключение из правил.
Так, среди самых наглядных примеров, позволяющих закрепить полученные теоретические знания, стоит выделить:
Запомнив все эти простые правила и приемы, учащиеся школ и высших учебных заведений не будут испытывать никаких трудностей при проведении фонетического разбора и его углубленного анализа.
Самым благоприятным образом знание вопроса отразится и на таких важных нюансах, как правописание и произношение.
В каких словах звуков больше, чем букв
Недаром русский язык считается непростым и богатым на синонимы и различные правила написания тех или иных слов. Бывает, что букв меньше, а звуков больше.
Звуковой перевес
Перечислим правила, когда звуков больше, чем букв. Упражнения в фонетическом разборе лексических единиц часто вызывают трудности у учеников и студентов. Часто сложными при буквенно-звуковом разборе оказываются слова, в которых букв меньше, а фонем на 1-2 больше.
Обратите внимание! Буква – это графическая единица, значок, используемый при письме. Звук – это фонетическая единица, обозначающая звучание графического значка при произношении.
Такие расхождения возникают, если в исследуемой лексеме присутствуют буквы «е», «ё», «ю», «я».
Эти гласные особенные, они имеют свою хитрость, которая заключается в особом выражении в речи: они не имеют своей личной фонемы.
В случае, когда перечисленные гласные находятся в позиции после согласного, они смягчают его. А помимо этого произносятся как противоположные им гласные: «е» как «э» или «и», «ё» как «о», «ю» «у», «я» «а».
Для сравнения: лук (согласный «л» твердый, т.к. после него гласная «у»), люк ( «ю» смягчает согласный «л» и переходит в «у»).
Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
В остальных случаях каждая из них распадается 2 фонемные единицы, одна из которых – «й», вторая – произношение противоположной гласной. Вот за счет них количество звуков может быть увеличено.
Это происходит в позициях, когда:
Важно! Выучить правило несложно: это займет не более 5 минут, но зато поможет предотвратить ошибки в дальнейшем.
Определение количества звуков
Быстро определить, в каком слове фонем больше, чем графических значков, поможет наличие или отсутствие «хитрых» гласных.
Чтобы выяснить, совпадают ли изучаемые элементы по количеству, нужно выполнить определенную последовательность действий.
Алгоритм следующий. Выписать анализируемое слово из текста и внимательно посмотреть: есть ли в нем «е», «ё», «ю», «я».
Если есть, то определить их позицию:
Это интересно! Говорим грамотно: есть ли слово нету в русском языке
Продолжить анализ в зависимости от позиции:
Под выражением «особые фонетические случаи» подразумеваются явления, влияющие на разность количества исследуемых единиц.
План фонетического разбора слова
Это следующие случаи:
Важно! Если слово, где есть гласная е, ё, ю или я, включает мягкий или твердый знак – фонем и графических знаков будет поровну (если нет других особых случаев), потому что твердый и мягкий знаки не произносятся и не имеют фонемы.
В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: список слов
Если разбирать слово фонетически, то в результате получится следующая картинка: количество звуков не будет соответствовать числу букв в слове. Часто бывает так, что звуков в словах бывает больше, чем самих букв. А если еще и знать, в каких словах звуков больше, чем букв в русском языке, то вы точно запомнили информацию, которую преподавали в школе учителя. Ниже представлена картинка, где есть примеры правильного написания слов и их фонетический разбор, точнее слово разобрано на звуки.
Как видите, пишется одно, а слышится иное. Посмотрите ниже некоторые примеры таковых слов в русской грамматике:
Таких слов с количеством звуков большим, чем букв в русской грамматике множество. А зная правила, когда гласная и согласная буква означает два звука, вы сможете привести много примеров и самостоятельно. Далее смотрите еще некоторые примеры таковых слов.
Буквы, обозначающие два звука
Примеры:
ВАЖНО: Когда в слове имеется мягкий, твердый знак и есть гласные: Ё, Е, Ю, Я, то буквы и звуки будут уравниваться за счет того, что мягкий, твердый знаки не имеют никаких звуков.
В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке: правила
Существуют некоторые правила именно благодаря им и можно понять в каких словах звуков больше, чем букв. При выполнении фонетических разборов слова часто у учащихся появляются некие трудности из-за неполных знаний правил написания звуков.Буквой же считают графический символ, который применяется на письме.
Смотрите ниже изображение, запомните, когда Ё, Е, Я, Ю обозначают два звука.
Гласные, которые обозначают два звука
При фонетическом разборе пишется слово так, как оно слышится и если буква мягкая, то она обозначается двумя звуками. Когда же пишется просто слово, то таких обозначений не нужно делать. Как вы уже видели, что буквы Ё, Е, Я, Ю могут обозначать по два звука, многое зависит от позиции, где они стоят в слове. Примеры: Люк – ⌈л′ук⌋, Каюта – ⌈кай′ута⌋.
В 20 веке часто издания не печатали букву Ё, и в наше время у некоторых изданиях осталась эта традиция, но все же такая буква имеется в русской грамматике и она обозначает два звука: ⌈йу⌋ при определенных условиях. А именно, когда она находится в самом начале слова, когда ее пишут после любой гласной буквы, и если она пишется после мягкого, твердого знака.
ВАЖНО: Интересен тот факт, что еще в 1942 году Сталин указал, что буква Ё имеет место быть в русской грамматике. И ее следует писать там, где она созвучна.
В русском языке все знают, что существует 33 буквы из них гласных всего – шесть штук, согласных двадцать одна, а вот звуков сколько – известно не всем. Согласных, точнее тех, которые их обозначают – тридцать шесть, а гласных – десять.
Согласно фонетическому звучанию слова, оно должно произноситься, включая все звуки, мягкие, твердые и т.п. Ключевая информация заключается в согласованности. В любом языке имеются отличия при написании и произношении слов. Интересно, что и языки распространяются между народом вначале на уровне звучания, а потом изучается написание слов.
Конечно же возникает вопрос, зачем все так усложнять? Но звуки широко применяются не только для разговоров, а и в вокальных произведениях. Все талантливые певцы, певицы изучают эти звуки, к примеру буква Я при долгом звучании в дальнейшем выходит на звук А. Этому учат специально, при неверном произношении слова, песня не будет звучать и не раскроется полностью звучание того или другого слова. Благодаря гласным звукам слово может звучать мелодичнее и протяжнее. Именно звуки составляют основу правильного произношения слова. Благодаря им наш язык может передавать не только смысл, а и эмоции.
Видео: В каких словах звуков больше, чем букв в русском языке?
Пример анализа слов
Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:
Каюта: фонетический разбор слова
Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.
Примеры слов
Лексем в русском языке, в которых звуков больше, чем букв, немало – это явление считается достаточно распространенным.
Бегает: фонетический разбор слова
Рассмотрим несколько примеров:
Примеры можно дополнить остальными прилагательными женского рода (счастливая, мудрая, любимая, чужая и прочие).
Это интересно! В чем разница – надеть или одеть, как правильно писать
3 буквы и 4 звука
Ниже приведены слова в которых звуков также неодинаковое количество, по сравнению с графическими знаками:
Юла: фонетический разбор слова
3 б. и 4 зв. в лексеме может быть, если она содержит гласные, распадающиеся на 2: е, ё, ю, я. Это происходит в случаях, если указанная гласная стоит в начале, или она идет после другой гласной.
5 звуков и 4 буквы
В этих примерах количество фонетических и графических знаков тоже не равно:
Ежик: фонетический разбор слова
Здесь меньше графических знаков, чем звуков, по тем же причинам е, ё, ю, я распадаются на 2 значения, потому что находятся в начальной позиции или после гласной.
Это интересно! Где правильно ставить ударение в слове свекла
Полезное видео
Примеры слов, в которых звуков меньше чем букв? Есть такие?
В словах не всегда совпадает количество букв и звуков. Может быть звуков больше, чем букв и, наоборот, звуков меньше, чем букв. В русском алфавите имеются две буквы ь и ъ, которые не обозначают звука. Если мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного, как правило, в конце слова, то букв в слове будет больше, а звуков меньше.
Примеры:
Мягкий знак употребляется как морфологический знак для обозначения существительных женского рода третьего склонения. И в этом случае насчитаем букв больше, чем звуков, например:
ненастный, праздник, чувство, солнце.
При написании двойных согласных в слове звуков меньше, так как две буквы обозначают один длинный вук:
Существуют еще фонетические процессы уподобления звуков (ассимиляции), из-за которых в слове количество звуков и букв не совпадает. Но об этом в другой раз.
Таких слов довольно много в русском языке. Чаще всего это связано с тем, что в словах присутствуют такие буквы, как мягкий знак и твёрдый, ведь сами по себе они звука не дают, а только смягчают его и наоборот делают твёрдым, разъединяют звуки. Например, ливень, пень. Также в русском языке часто можно встретить явление непроизносимых букв, как в слове вестник, окрестность. Удвоенные согласные тоже дают в сумме всего один звук, например, тонна.
вряд ли. Насколько я понимаю каждая буква означает звук, а может и несколько,но вот чтобы у буквы не было звука-не слышал о таком! хотя может мягкий знак не имеет звука, тогда «лень», пень»-4 буквы, 3 звука вроде так!
Такие слова как «кровать, лежать». Возможно есть и другие, например те слова, где все буквы дают только по одному звуку и присутствует «ь»
Звуков меньше, чем букв, не только в тех словах, где есть мягкий знак Ь, но и тех, где есть непроизносимые гласные или удвоенные согласные, которые произносятся как один долгий звук.
Приведем примеры таких слов:
Меньше звуков за счет непроизносимого Ь:
Удвоенные согласные произносим как один звук:
Слова с непроизносимыми согласными тоже уменьшают количество звуков в слове:
как определить в каком слове букв меньше чем звуков
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей
Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей
Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?
Звуковой анализ слов
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.
При разборе слова,звукиобозначаем кружками определенных цветов:
мянкий звук •(Л), твердый звук • (Л, гласный звук • (А)
Буквы ъ и ь не являются звуками. Буква «ь» делает впереди стоящий звук мягким, а буква ъ разделяет звуки.
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Приведите пример слова, в котором звуков меньше, чем букв.
Ответ или решение 2
В словах с мягким знаком звуков будет меньше, чем букв. Например, в слове «пристань» восемь букв и семь звуков [п р’ и с т а н’]. А ещё примерами таких слов будут: асфальт, брань, бровь, вить, волость, горько, грабить, дань, дрель, жарить, жуть, зверь, зреть, кисть, крольчатник, лапоть, лепить, метель, муть, новь, ноготь, ольха, отварить, пасть, постель, пусть, рать, редеть, стать, стиль, ступень, суть, трость, трусить, угорь, успеть, форель, хвастать, хворь, цепь, часть, чувствовать, шалить, щель, язвить.
Вам необходимо привести пример слова, в котором звуков меньше, чем букв.
Вспомним фонетические явления
Причин несовпадения количества звуков и букв с позиции фонетики две.
Сделаем вывод
Таким образом, в качестве примеров слов, в которых звуков меньше, чем букв, могут быть приведены слова с разделительными Ь и Ъ и слова с непроизносимыми согласными, стоящими либо в позиции перед другим согласным, либо в позиции конца слова, либо перед разделительными Ь и Ъ.
А грамотно и обоснованно привести примеры таких слов нам помогут знания по фонетике и орфографии.
Приведём свои примеры
В каких словах букв меньше чем звуков ястреб поезд гостья умение печь ель тюлень
Ответ или решение 2
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо:
Фонетический разбор слов
Разбор слова ястреб.
я — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,
[а] — гласный, ударный,
с — [с] — согласный, твердый, глухой,
т — [т] — согласный, твердый, глухой,
р — [р’] — согласный, мягкий, звонкий,
е — [э] — гласный, безударный,
б — [п] — согласный, твердый, глухой.
В слове 6 букв, но 7 звуков.
Разбор слова поезд.
п — [п] — согласный, твердый, глухой,
о — [о] — гласный, ударный,
е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,
[э] — гласный, безударный,
з — [з] — согласный, твердый, звонкий,
д — [т] — согласный, твердый, глухой.
5 букв, но 6 звуков.
Разбор слова гостья.
г — [г] — согласный, твердый, звонкий,
о — [о] — гласный, ударный,
с — [с] — согласный, твердый, глухой,
т — [т’] — согласный, мягкий, глухой,
ь — [-] — не дает звука,
я — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,
[а] — гласный, безударный.
Разбор слова умение.
у — [у] — гласный, безударный,
м — [м’] — согласный, мягкий, звонкий,
е — [э] — гласный, ударный,
н — [н’] — согласный, мягкий, звонкий,
и — [и] — гласный, безударный,
е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,
[э] — гласный, безударный.
6 букв, но 7 звуков.
п — [п’] — согласный, мягкий, глухой,
е — [э] — гласный, ударный,
ч — [ч’] — согласный, мягкий, глухой,
4 буквы, но 3 звука.
е — [й’] — согласный, мягкий, звонкий,
[э] — гласный, ударный,
л — [л’] — согласный, мягкий, звонкий,
Разбор слова тюлень.
т — [т’] — согласный, мягкий, глухой,
ю — [у] — гласный, безударный,
л — [л’] — согласный, мягкий, звонкий,
е — [э] — гласный, ударный,
н — [н’] — согласный, мягкий, звонкий,
Подведение итогов
Таким образом, можно ответить, что в словах «ястреб», «поезд» и «умение» букв меньше, чем звуков, в остальных словах либо букв больше, чем звуков, либо их количество равно.
1. В слове ястреб — 6 букв, 7 звуков (5 согласных и 2 гласных), звуковая запись — [й`астр`ип].
2. В слове поезд — 5 букв, 6 звуков (4 согласных и 2 гласных), [пой`ист].
3. В слове гостья — 6 букв, 6 звуков (4 согласных и 2 гласных), [гос`т`й`а].
4. В слове умение — 6 букв, 7 звуков (3 согласных и 4 гласных), [ум`эн`ий`э].
5. В слове печь — 4 буквы, 3 звука (2 согласных и 1 гласный), [п`эч`].
6. В слове ель — 3 буквы, 3 звука (2 согласных и 1 гласный), [й`эл`].
7. В слове тюлень — 6 букв, 5 звуков (3 согласных и 2 гласных), [т`ул`эн`].
Вывод: в словах ястреб, поезд и умение — звуков больше, чем букв.
Примеры слов, в которых звуков меньше чем букв? Есть такие?
В словах не всегда совпадает количество букв и звуков. Может быть звуков больше, чем букв и, наоборот, звуков меньше, чем букв. В русском алфавите имеются две буквы ь и ъ, которые не обозначают звука. Если мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного, как правило, в конце слова, то букв в слове будет больше, а звуков меньше.
Примеры:
Мягкий знак употребляется как морфологический знак для обозначения существительных женского рода третьего склонения. И в этом случае насчитаем букв больше, чем звуков, например:
ненастный, праздник, чувство, солнце.
При написании двойных согласных в слове звуков меньше, так как две буквы обозначают один длинный вук:
Существуют еще фонетические процессы уподобления звуков (ассимиляции), из-за которых в слове количество звуков и букв не совпадает. Но об этом в другой раз.
Таких слов довольно много в русском языке. Чаще всего это связано с тем, что в словах присутствуют такие буквы, как мягкий знак и твёрдый, ведь сами по себе они звука не дают, а только смягчают его и наоборот делают твёрдым, разъединяют звуки. Например, ливень, пень. Также в русском языке часто можно встретить явление непроизносимых букв, как в слове вестник, окрестность. Удвоенные согласные тоже дают в сумме всего один звук, например, тонна.
вряд ли. Насколько я понимаю каждая буква означает звук, а может и несколько,но вот чтобы у буквы не было звука-не слышал о таком! хотя может мягкий знак не имеет звука, тогда «лень», пень»-4 буквы, 3 звука вроде так!
Такие слова как «кровать, лежать». Возможно есть и другие, например те слова, где все буквы дают только по одному звуку и присутствует «ь»
Звуков меньше, чем букв, не только в тех словах, где есть мягкий знак Ь, но и тех, где есть непроизносимые гласные или удвоенные согласные, которые произносятся как один долгий звук.
Приведем примеры таких слов:
Меньше звуков за счет непроизносимого Ь:
Удвоенные согласные произносим как один звук:
Слова с непроизносимыми согласными тоже уменьшают количество звуков в слове: