В исламе как называется если без спроса человека взять что то

Использование чужой вещи без спроса

В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть картинку В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Картинка про В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج

Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:

«Гость, к примеру, может брать что угодно, будь это еда, деньги или же другое, если он знает или же предполагает, ссылаясь на весомые предпосылки, которые однозначно указывают на довольство хозяина тем, что гость возьмет эту вещь».

ﻷﻥ اﻟﻤﺪاﺭ ﻋﻠﻰ ﻃﻴﺐ ﻧﻔﺲ اﻟﻤﺎﻟﻚ ﻓﺈﺫا ﻗﻀﺖ اﻟﻘﺮﻳﻨﺔ اﻟﻘﻮﻳﺔ ﺑﻪ ﺣﻞ

«Так как в данном случае, все зависит от радушия хозяина, при наличии серьезных предпосылок на это, брать вещь и пользоваться ею дозволено».

ﻭﺗﺨﺘﻠﻒ ﻗﺮاﺋﻦ اﻟﺮﺿﺎ ﻓﻲ ﺫﻟﻚ ﺑﺎﺧﺘﻼﻑ اﻷﺣﻮاﻝ ﻭﻣﻘﺎﺩﻳﺮ اﻷﻣﻮاﻝ

«А предпосылки, указывающие на довольство хозяина в этом вопросе будут отличаться в зависимости от состояния и положения дел, а также от количества имущества (хозяина)»

[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 7, 436].

قال ابن قاسم العبادي في حاشيته

Ибн Касим аль-Аббади сказал в своих субкомментариях:

ﻇﻦ اﻟﺮﺿﺎ ﺑﻔﺮﺽ اﻻﻃﻼﻉ ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺼﺪ، ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻄﻠﻊ ﻋﻠﻴﻪ ﻣﺠﻮﺯ

«Предположение о довольстве хозяина, узнай он об истинном намерении берущего (взять вещь в попользование), дает право взять вещь без спросу, даже если хозяин и не узнает о его намерении»

[См.: Хашия ибн Касим аль-аббади, т. 9, 89].

وقال الخطيب الشربيني في كتابه «مغني المحتاج

Аль-хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтаж» говорит:

ﻓﺈﻥ ﺷﻚ ﻓﻲ ﻭﻗﻮﻋﻪ ﻓﻲ ﻣﺤﻞ اﻟﻤﺴﺎﻣﺤﺔ، ﻓﺎﻟﺼﺤﻴﺢ ﻓﻲ ﺃﺻﻞ اﻟﺮﻭﺿﺔ اﻟﺘﺤﺮﻳﻢ

«А если же берущий усомнится в снисходительности хозяина относительно его поступка, то более верным мнением считается запретность (харам) пользования этой вещью, согласно написанному в книге «Аслу ар-равза»

[См.: Му’гни аль-мухтаж, т. 4, 411].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Если человек хорошо знает хозяина, имеет с ним хорошие отношения и при этом полагает, опираясь на весомые предпосылки, что тот будет доволен распоряжением его вещью без спросу и рад этому, то ее можно взять в пользование. А если же есть сомнения, относительно его довольства, то брать вещь без его ведома и согласия запрещено.

Отдел фетв, Муфтият РД

В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть картинку В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Картинка про В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Дозволено ли женщине тратить свое имущество без разрешения мужа?

Вопрос № 239:
«Дозволено ли женщине тратить свое имущество без разрешения мужа?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Траты женщины могут быть двух видов: либо расходование средств на благотворительность, либо какие-то покупки, продажи, обмены и т. д. Первая категория — благотворительность — подразумевает безвозмездное расходование женщиной своего имущества. Вторая категория подразумевает получение женщиной чего-то взамен потраченных средств.

Относительно второй категории — продаж, покупок, аренды, обмена и т. д. — у ученых нет разногласий: женщина имеет полное право распоряжаться своим имуществом, получая что-то взамен. Она может покупать и продавать что хочет, обменивать, сдавать в аренду. Конечно же, при условии, что в этом нет харама. Если она совершает запретное, ее муж может, и даже должен запретить ей это. Но если распоряжаясь своим имуществом женщина не совершает ничего недозволенного, то муж не имеет права запрещать ей поступать так, как она считает нужным, потому что это ее имущество.

В вопросе расходования на благотворительность мнения ученых разошлись. Большинство ученых считает, что женщина может тратить из своего имущества на благотворительность столько, сколько захочет. Это самое сильное мнение, мнение большинства. На это указывают Коран и Сунна Пророка ﷺ.

Всевышний Аллах сказал в Своей священной Книге:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً ۚ فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا

«Давайте женщинам их брачный дар (махр) от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье»
[сура «ан-Ниса», аят 4]

Аят явно указывает на то, что женщина может из махра, который является ее имуществом, подарить что-то своему мужу, сделать садакъа, и размер этого пожертвования не ограничен.

Доводом из Сунны является случай, который рассказывает Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пророк ﷺ встал и приступил к совершению праздничной молитвы, а потом произнес людям хутбу. Когда же Пророк Аллаха ﷺ закончил ее, он спустился вниз, подошел к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляля, Биляль же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садакъа»[1]. Женщины сразу откликнулись на это и стали снимать свои серьги, кольца, браслеты. Никто из них не бежал к своим мужьям и не спрашивал: «Могу ли я отдать свои украшения в качестве садакъа?».

Эти, и многие другие доводы указывают на то, что женщина может расходовать свое имущество на благотворительность, не спрашивая мужа.

Однако здесь может возникнуть вопрос, как же быть с хадисом, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщина не имеет права распоряжаться своим имуществом без разрешения своего мужа»[2]. Во-первых, этот хадис является слабым, как указывают на это Ибн ‘Абд аль-Барр и ат-Тахауи. Во-вторых, даже те, кто посчитали этот хадис хорошим, сказали, что в нем имеется в виду желательность для женщины советоваться с мужем относительно расходования своего имущества с точки зрения благонравия. Они одна семья, у них общие интересы, они вместе живут, поэтому если женщина будет советоваться с мужем по поводу своих расходов, особенно крупных, это станет проявлением ее хорошего нрава.

Возможно, ее муж или дети в чем-то нуждаются, возможно, есть какие-то долги и муж стесняется сам заговорить об этом. Поэтому для семейных отношений будет лучше, если женщина подойдет к мужу и скажет: «Я хотела бы дать садакъа со своих денег. Но, может быть, ты считаешь, что следует потратить их на какие-то другие нужды?»

В то же время мужчина не имеет право посягать на имущество своей жены без ее разрешения.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
17 Джумада аль-уля 1441 г. (12.01.2020)

[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 961, т. 2, с. 18; Сахих Муслима, хадис № 885, т. 3, с. 18.

[2] Сунан Абу Дауда, хадис № 3547, т. 3, с. 522; Сунан ан-Насаи, хадис № 2540, т. 5, с. 65; Муснад Ахмада, хадис № 6727, т. 11, с. 338.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Четкое руководство: можно ли взять себе вещи, найденные на улице?

В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Смотреть картинку В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Картинка про В исламе как называется если без спроса человека взять что то. Фото В исламе как называется если без спроса человека взять что то

Можно ли брать вещи, найденные на улице? (Источник фото: freepik.com)

Ислам запрещает без спроса брать вещи другого человека. В том числе нельзя присваивать чью-то потерянную вещь.

Если человек нашел чьи-то потерянные деньги или вещи, то может взять их лишь с целью вернуть хозяину. Если он берет их для того, чтобы присвоить себе, то это, согласно исламу, равносильно ограблению.

Если, оставаясь на своем месте, потерянная вещь может испортиться, то для мусульманина является ваджибом (обязательным) взять ее, чтобы вернуть хозяину. А если вещь не испортиться, то это является мубахом (дозволенным). Когда человек берет потерянную вещь, чтобы вернуть хозяину, то должен предупредить об этом окружающих людей. Если найдется человек, который сможет доказать, что эта вещь принадлежит ему, ее необходимо вернуть (Касани, Бадаи, VI, 200-201).

Для человека, взявшего потерянную вещь с целью вернуть хозяину, она становится практически аманатом, то есть материальной ценностью, которую доверили на сохранение. А ислам, как мы знаем, велит очень трепетно относиться к аманату. Если мусульманину доверяют что-либо на сохранение, он должен не преступать границ и не допускать упущений, не прибавлять и не убавлять. Покушение на аманат является большим грехом. Но если нашедший потерянную вещь человек непреднамеренно ее потерял или повредил, а затем нашелся хозяин, то он не обязан возмещать урон (Ибн Нуджайм, аль-Бахр, V, 162, 163).

В зависимости от ценности вещи, взявший потерянную вещь должен прилагать усилия для поиска хозяина и ждать некоторое время. Если в результате хозяин не нашелся, необходимо от имени потерявшего пожертвовать ее нуждающимся, а если человек нуждается сам, то может оставить ее себе.

Но если в последующем объявится хозяин, необходимо возместить стоимость потерянной вещи. А если потерянная вещь не представляет ценности, ее можно сразу отдать нуждающимся или же при необходимости оставить себе (Сарахси, аль-Мабсут, XI, 2, 3).

Источник

Незаконный захват имущества с позиции Шариата

Новостные ленты в последние несколько лет пестрят сообщениями о радикалах, которые под исламскими лозунгами устраивают бесчинства на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это выражается как в убийстве ни в чём не повинных людей, продаже их в рабство, так и в самовольном захвате их имущества. И если по поводу физического насилия всё и так понятно – Шариат решительно осуждает подобные действия, то насчёт отчуждения собственности рядовые мусульмане информированы куда меньше. Хотя богословы по этой теме не просто высказывались, а создали основанную на Священном Коране и Благородной сунне цельную систему, которая направлена на защиту имущественных прав человека.

В арабском языке имеется отдельный термин, который обозначает незаконный захват чужого имущества, – «аль-гасб». Более точное шариатское определение имеет несколько вариаций. Так, например, ученики имама Абу Ханифы Зуфар и Мухаммад, а также богословы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов считали, что под незаконным захватом имущества необходимо понимать изъятие собственности без отсутствия согласия со стороны владельца. При этом важно, что по итогам такого захвата жертва не теряет права владения имуществом. То есть возможна ситуация, когда захватчик отбирает какую-то собственность, но не присваивает её себе впоследствии, а каким-либо образом передаёт её обратно владельцу.

Имам Абу Ханифа и его ученик Абу Йусуф придерживались иного мнения, отмечая, что неправомерным завладением может считаться только та ситуация, когда захватчик отбирает какой-либо предмет или объект безвозвратно, то есть первоначальный владелец не может по какой-то причине вернуть своё имущество обратно.

Любопытны также взгляды представителей двух вышеупомянутых лагерей на то, какое именно имущество должно быть захвачено, чтобы произошёл сам факт незаконного овладения с юридической точки зрения. Если Зуфар, Мухаммад, маликитские, шафиитские и ханбалитские богословы считали, что сюда подпадают любые объекты (и движимые, и недвижимые), то Абу Ханифа и Йусуф исключали недвижимость. Эти богословы объясняли свою позицию тем, что недвижимость нельзя скрыть от посторонних глаз.

Отсутствует единство между двумя лагерями и по вопросу наступления ответственности в случае порчи либо уничтожения имущества. Абу Ханифа и Абу Йусуф утверждали, что если это произошло не по вине захватчика (например, из-за погодного ненастья), то ответственности он не несёт. Другой лагерь настаивает на позиции, что подобный форс-мажор не освобождает человека, позарившегося на чужую собственность, от соответствующего разбирательства с привлечением компетентных органов.

Как видим, богословы не имеют единого мнения по поводу шариатского определения захвата имущества. Тем не менее, есть коранический аят, который предельно ясно характеризует это действие как харам.

«… Не забирайте чужого имущества, подкупая судей. За это вам полагается суровое наказание» (2:188).

Последствия захвата имущества

1) Грех, который записывается в книгу совершённых человеком в течение его жизни дел. Это происходит в том случае, если он знал, что совершает неправомерный поступок. Однако если кто-то начал пользоваться по ошибке чужим имуществом и признаёт это, то никакого наказания не будет.

2) Неправомерный захват собственности предполагает, что оно должно быть возвращено его законному владельцу (либо наследникам).

3) Порча или уничтожение чужого имущества влечёт за собой выплату компенсации. Если речь идёт о вещах, которые можно измерить (например, определить вес, длину, объём), то необходимо вернуть аналогичный по размеру продукт. Когда же уничтожению или порче подвергаются растения (например, деревья) или животные, возврат должен произойти в денежном эквиваленте.

Ответственность за незаконный захват имущества наступает в тот момент, как человек завладел им.

Что делать с предметами, которые не имеют ценности по Шариату?

В ханафитском мазхабе ситуация, когда мусульманин незаконно захватывает спиртное либо свинину, принадлежащую другому мусульманину, и уничтожает их, трактуется в пользу захватчика – то есть тот не несёт никакой ответственности. Ведь ценность имущества здесь отсутствует.

Однако если после захвата верующим вина, которое превратилось в его руках в уксус, этот самый уксус был уничтожен, то ответственность он уже нести будет. Правда, захватчику придётся компенсировать пострадавшему не вино, а именно уксус.

Если же мусульманин захватывает нехаляльное имущество представителя иной веры и уничтожает его, то он должен вернуть его стоимость. И хотя хмельные напитки со свининой не представляют никакой ценности для людей, исповедующих ислам, в ситуации межкультурного взаимодействия должны учитываться интересы всех членов общества. В данном случае важно помнить, что мусульманин компенсирует испорченный алкоголь не «натурой», а выплачивает его стоимость.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Интересно, почему дагестанские «праведные» богословы не объясняют это людям, которые живут в чужих домах? Почему чеченцам не возвращают исконно принадлежащие им земли??

Если вникнуть в тему, то даже без спросить взятая чужая вещь будет незаконный захват имущества. Вот к премеру Абу Ханифа поехал огромный путь из одного города в другой потому что случайно взял или забыл вернуть калам, которым что-то записывал.

На мой взгляд, точка зрения шафиитов, маликитов и ханбалитов в наши дни является более актуальной, так как сегодня довольно-таки популярными являются сделки по захвату недвижимости, например квартир. Недвижимость, конечно, трудно скрыть от глаз людей. Но от этого не зависит окажутся люди на улице или нет. На мой взгляд, захват любого имущества является харамным

Источник

Как поступить, если взял вещь без спроса?

1. Считается большим грехом забрать вещь, принадлежащую другому человеку, силой или в отсутствие владельца. Некоторые женщины берут без разрешения вещи, принадлежащие их мужьям или родственникам. Это также не дозволено. Если вы взяли чью-то вещь без разрешения и она по-прежнему у вас, то нужно ее вернуть. А если вы уже использовали нечто, взятое без разрешения, то, если точно такую же вещь можно купить, нужно купить ее и заменить. Например, если речь идет о зерне, топленом масле, растительном масле, деньгах и так далее. Если же абсолютно похожую вещь купить нельзя, то нужно вернуть деньги в количестве, равном стоимости вещи. Например, если речь идет о домашней птице (курице, гусе, индюке и т. д.), козах, гуавах, апельсинах, грушах и тому подобном.

2. Если вы взяли вещь и повредили ее или сломали, то нужно заплатить за нанесение ущерба.

3. Вы взяли некую сумму денег без спроса и использовали ее в качестве стартового капитала для своего бизнеса. Не дозволено брать себе прибыль, полученную с этих денег. Следует отдать сумму, равную стартовому капиталу, ее владельцу, а прибыль раздать бедным.

4. Вы порвали чужую одежду. Если она совсем чуть-чуть порвана, то нужно заплатить владельцу компенсацию, возмещающую ущерб. Если вы порвали ее так сильно, что ее стало невозможно использовать по назначению, то эта одежда отдается вам и вам нужно заплатить за нее полную цену. Например, головной платок порван так сильно, что его уже невозможно носить, но можно сшить из него несколько детских кофточек. В этом случае вы забираете платок себе и платите полную цену его владельцу.

5. Вы взяли без разрешения чужой драгоценный камень и вставили его в свое кольцо. Вам нужно заплатить за этот камень. Не обязательно (ваджиб) ломать кольцо, доставать камень и возвращать его владельцу.

6. Человек взял чужую одежду и перекрасил ее. Владелец одежды может забрать себе перекрашенную одежду и доплатить столько, на сколько увеличилась стоимость одежды из-за перекрашивания, но может также оставить одежду тому, кто взял ее без спроса, и попросить его заплатить за нее.

7. Человек взял некую вещь без разрешения, потерял ее, заплатил компенсацию владельцу, а затем нашел потерянную вещь. Он должен проверить, соответствует ли стоимость вещи компенсации, которую потребовал владелец. Если соответствует, то не обязательно возвращать вещь. Теперь она принадлежит ему. Если компенсация была меньше реальной стоимости вещи, то владелец может забрать вещь себе и вернуть компенсацию.

8. В ваш двор зашла чужая коза или корова. Запрещено (харам) доить ее. Если вы подоите ее и возьмете молоко, то нужно будет заплатить за него.

9. Не дозволено брать без разрешения следующие вещи: иглы, вату, кусочки ткани и так далее. Обязательно (ваджиб) заплатить за все, что вы взяли и потеряли или использовали. Также можно сообщить владельцу, что вы взяли у него такую-то вещь, и попросить простить вас. Если вы не сделаете этого, то вам придется заплатить в Судный день.

10. Ваш муж купил себе отрез ткани. Раскраивая материал, вы сберегли часть и оставили у себя, не спросив разрешения. Это также не дозволено. Если вы хотите что-то оставить себе, спросите у мужа. Если он не разрешит вам, не берите.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

С английского языка перевела Малика Умм Яхья

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *