В чем выразилось усиление рабства в классическую эпоху
Классическое рабство и его особенности во II-I вв. до н.э.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классическое рабство
В социально-экономической жизни Римской республики позднего периода происходят глубокие структурные изменения, которые ознаменовались временем наивысшего расцвета системы классического рабовладения. Стадию патриархального рабства проходило большинство народов земного шара. Однако, некоторые из них, в процессе исторического развития миновали стадию зрелости рабовладельческих отношений и переходили сразу к более высокой ступени развития. Рассматриваемый нами средиземноморский регион – территория проживания греков и италийцев, прошел полный путь развития рабовладельческой формации от ее зарождения и расцвета, до полного разложения.
Таким образом, изучение структуры римского общества как эталона классического рабства имеет большое значение для историков и правоведов, так как позволяет проследить его эволюцию, всесторонне изучить сущность рабовладельческо-античного способа производства и его основные движущие силы.
Причины появления системы классического рабовладения и его особенности
Переход к системе классического рабства сопровождался коренным социально-экономическим и культурным переворотом в обществе. Каковы же его причины?
Готовые работы на аналогичную тему
Невозможно говорить о системе классического рабства не выделяя его особенностей:
Возрастание эксплуатации приводило к росту недовольства и выливалось, как в пассивное (порча имущества, бегство), так и в активное (грандиозные рабские восстания) сопротивление. Созданная напряженность перерастала в открытую классовую борьбу, которая приводила в движение весь сложный механизм римского общества.
Основным производителем в этой системе был раб, поэтому существовала потребность в постоянном притоке новых масс невольников.
Данная потребность удовлетворялась благодаря следующим источникам:
Категории рабского населения
Фамилия делилась на городскую (familia urbana) и сельскую(familia rustica).
В городскую фамилию входили: ремесленники, прислуга, интеллигенция (ученые, поэты, врачи, актеры, учителя), государственные служащие (палачи, тюремщики).
Сельскую фамилию составляли рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельские рабы, включенные в работу основной отрасли древнеримской экономики, подвергались самой жестокой эксплуатации. По сравнению с ними, городские рабы оказались в более привилегированном положении, и нередко с презрением относились к деревенским собратьям, считая их людьми второго сорта с ограниченными умственными способностями. В римском обществе рабство воспринималось не как умственная или физическая ущербность, а как особое юридическое состояние, в котором оказываются разные люди, в том числе и весьма одаренные, иногда, в случае пленения, и сами римляне.
Поэтому именно римское право как никакое другое углубленно занималось проблемой свободной личности как субъекта права, совокупностью гражданских прав и свобод и их охраны. С другой стороны, рассматривая раба как говорящую вещь (то есть, наделенную голосом, а значит разумом и волей) с одной стороны и полностью подчиненное господину орудие – с другой. Господин был полноправным хозяином невольника, и мог распоряжаться имуществом по своему усмотрению, вплоть до убийства. Раб не имел права на собственное имущество, семью, имя, родину. Он полностью был отождествлен с господином. Таким образом, признавая раба орудием, наделенным разумом, закон позволял использовать рабский труд не только на тяжелых работах в поле, каменоломнях, мастерских, но и, в том числе, в библиотеках, театрах, управлении кораблями или поместьями.
Таким образом, в римском праве сложилась двойственная ситуация: с одной стороны юриспруденция признавала полное бесправие подневольного населения, с другой – возможности его участия в деловых контактах хозяина, что требовало определенной самостоятельности.
В чем выразилось усиление рабства в классическую эпоху
АНТИЧНОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ РАБСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Рабство — как исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина рабовладельца /4/. В наиболее отчетливых формах раб не имел никаких прав и считался вещью, которой пользовались по личному усмотрению; лишенный средств производства и экономического стимула к труду, он работал только в результате прямого физического принуждения, предполагавшего систему устрашений и наказаний.
Формы рабства в различные исторические эпохи и в связи с особенностями социально-экономического развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Начальной, наиболее примитивной его формой было т. н. патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это рабство, рассчитанное на удовлетворение потребностей больших патриархальных семей и семей других видов, существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их от первобытнообщинного строя к классовому обществу, и у тех, которые по существу миновали рабовладельческую формацию. В большинстве случаев патриархальное рабство характеризовалось относительно удовлетворительным положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных, однако некоторые его виды, например у индейцев Северной Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами.
В раннеклассовых государствах, центрах центрах древних цивилизаций — Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии, Древней Индии, Древнем Китае и др., рабство и рабовладельческие отношения не получили значительного развития.
— 3 Набольшего развития рабство достигло в Древней Греции и Древнем Риме. В IV — III вв. до н.э. переход от патриархального к классическому рабству, когда рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости, а общество в целом приобрело рабовладельческий характер, произошел в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии. Господствующим развитое рабство стало в большинстве областей Аппенинского полуострова только во II в. до н.э.
Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Однако сам по себе переход к классическому рабству знаменовал не смену одной исторической формации другой, а лишь трансформацию двух стадий развития одной и той же рабовладельческо-античной формации. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Каковы причины этого переворота?
Многие ученые (У. Уестерманн, М. Финди, К. Хопкинс) главной причиной перехода к развитым формам рабства считают удачный исход войн римлян. По их мнению, успешные военные действия привели к наплыву рабов в Италию и проникновению рабства в разные области жизни. Подобное объяснение нельзя признать полностью правильными, так как оно исходило не из наблюдения процесса внутреннего развития римского общества, а из чисто внешнего фактора. Основные же причины коренятся не в войнах, а в характере социально-экономических, политических и культурных изменений в римско-италийском обществе. В греческих колониях и в некоторых этрусских городах зрелые рабовладельческие отношения сложились до н.э. как закономерный результат внутреннего развития; это повлияло на становление классического рабства в других областях Аппенинского полуострова, в частности в Лации и Риме /3/.
Внутренняя эволюция общественно-политических отношений в Риме до н.э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках, распространение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Но где ее можно было получить? Рабочей силой внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением экономической зависи — 4 мости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного мелкого собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть лишь лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда-то извне. Отсюда усиление агрессивности Рима, его бесконечные войны, массовое ограбление и порабощение завоеванного населения. В связи с внедрением рабства менялся и характер войн Рима; они были разными по своей направленности в V-IV до н.э. При завоевании различных областей Италии римляне стремились в первую очередь конфисковать землю (от 1/3 до 2/3) у побежденного противника. Войны до н.э. приобрели более жестокий характер и сопровождались порабощением самого населения, захватом принадлежащих ему рабов и их депортацией в Италию. Естественно, что обильный приток рабов и денежных средств извне способствовал росту и внедрению рабства. Таким образом, «классическое» рабство в Риме было закономерным результатом роста производства и социальной борьбы внутри самого римского общества. Войны лишь ускоряли этот процесс.
Основными особенностями классического рабства были следующие /2/.
В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.
Возрастала и численность рабов. Рабы стали многочисленным классом римско-италийского общества. Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства — в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял до н.э. другой важнейший сектор римского народного хозяйства.
В чем выразилось усиление рабства в классическую эпоху
Переход от патриархального рабства к классическому был глубоким социально-экономическим переворотом в жизни общества, который привел к большим переменам во всех областях.
Его основными особенностями были следующие:
— производство направленно на получение прибавочного продукта в том количестве, чтобы его можно было продать. Это было вызвано переходом от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, и привело к усилению эксплуатации рабов
— увеличилось количество рабов и сфера их применения
— усиление эксплуатации рабов привело к ухудшению их общественных и юридических прав. Теперь раб был полностью бесправен и полностью зависел от своего хозяина
При развитой системе рабства происходит переход от мелкого производства в земледелии и ремесле к более крупному, централизованному хозяйству. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали скачок в развитии производительных сил, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.
Главной единицей производства становится не мелкий производитель, а хозяйство средних размеров (25-60 га), которое имело больше преимуществ.
О положении рабов в сельском хозяйстве, о рабовладельческих поместьях среднего типа подробно сообщают римские писатели – Катон ( II в. до н. э.) и Варрон ( I в. до н. э.), создавшие специальные труды о сельском хозяйстве. В этой сфере рабы применялись наиболее активно и с наибольшей степенью эксплуатации.
Трактат Катона: Катон – старается вернуть старый римский строй, опорой которого были средние и мелкие хозяйства, недоверительно относится к торговле, сторонник интенсивного сельского хозяйства. Весь его трактат представляет собой сборник практических советов, исполнение которых гарантирует успех сельскому хозяину.
По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими.
Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье работу определенного вида и ее объем. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчетработ, разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Вилик должен отчитываться перед хозяином. Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Автор трактата говорит и о том, что рабы не должны мерзнуть и голодать, хотя общее их содержание оставляло желать лучшего.
Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
Трактат Варрона: Три книги трактата представляют соответственно пособие по земледелию, животноводству и приусадебному хозяйству (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). К садоводству и виноградарству автор трактата обращается редко.
Касаясь средств, «которыми возделывают землю», Варрон выделял «орудия говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие орудия» — это рабы, «бессловесные» — рабочий скот, а «немые» — орудия труда и т.д. Поэтому Варрон считал, что «рабы не должны быть ни робки, ни дерзки». Он отговаривал рабовладельцев использовать бич, если желаемого можно добиться словом. Варрон рекомендовал применять более гибкие методы принуждения к труду. По его мнению, «не следует покупать много рабов одной и той же народности». Варрон советовал даже совещаться с прилежными рабами. Рабы лучше работают, если «хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, разрешает в имении пасти свою скотину и т. д.», наделение рабов пикулиями. Перед нами уже не катоновский образ раба с относительно скудными нормами довольствия, а раб сытый, экипированный и обладающий некоторым имуществом.
Варрон советовал помимо вилика найти среди рабов грамотного и сведущего в хозяйстве распорядителя, которого следовало «наградить» рабыней. Как рачительный хозяин, Варрон задумывался и над проблемой естественного воспроизводства рабов. В трактате он намекал на возможность появления у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.
Таким образом, по данным трактатам можно судить, что в Риме II — I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие хозяйства полунатурального-полутоварного типа.
Этому способствовал ряд факторов:
Экономический (развитие товарно-денежных отношений)
Внешнеполитический (завоевания римлян приносили новых рабов и земли)
Агро-технический (возможность интенсивного хозяйствования)
Однако это привело к полному разорению мелких хозяйств, и появлению крупных – латифундий, что впоследствии приведет к социальной напряженности.
Классическое рабство и античная экономика
АНТИЧНОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ РАБСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, рабство получило широкое распространение при рабовладельческом строе. Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений рабство существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономические предпосылки рабства сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т.п., появлением прибавочного продукта, с возникновением частной собственности и имущественного неравенства.
Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Однако сам по себе переход к классическому рабству знаменовал не смену одной исторической формации другой, а лишь трансформацию двух стадий развития одной и той же рабовладельческо-античной формации. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Каковы причины этого переворота?
Многие ученые (У. Уестерманн, М. Финди, К. Хопкинс) главной причиной перехода к развитым формам рабства считают удачный исход войн римлян. По их мнению, успешные военные действия привели к наплыву рабов в Италию и проникновению рабства в разные области жизни. Подобное объяснение нельзя признать полностью правильными, так как оно исходило не из наблюдения процесса внутреннего развития римского общества, а из чисто внешнего фактора. Основные же причины коренятся не в войнах, а в характере социально-экономических, политических и культурных изменений в римско-италийском обществе. В греческих колониях и в некоторых этрусских городах зрелые рабовладельческие отношения сложились в IV-III вв. до н.э. как закономерный результат внутреннего развития; это повлияло на становление классического рабства в других областях Аппенинского полуострова, в частности в Лации и Риме /3/.
Основными особенностями классического рабства были следующие /2/.
В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.
При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 2-3-5 человек, то во II-I вв. до н.э. они сменяются имениями в 100-250 югеров земли с рабочим персоналом в 13-20 единиц. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали общую интенсификацию экономики, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.
Античное рабство с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технические нововведения (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы небыли заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н.э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне, с ростом числа вольноотпущенников (сохранявшим по отношению к прежнему господину ряд обязанностей) ; многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого способа производства /1/.
В отличие от рабовладельческих обществ предшествующего времени, в которых рабовладение развивалось сравнительно медленно и в большинстве случаев не вышло за рамки патриархального рабства, выдвигаются такие общества, в рамках которых рабовладельческий способ производства достиг своей высшей ступени, а раб превратился в основного производителя материальных благ.
Однако происходило разорение городского демоса, и политика раздач становилась искупительной жертвой сохранения господства над рабами.
Существенную роль в нарастании социально-имущественного неравенства сыграло развитие товарного производства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного развития труда товарное производство быстро растет во всех передовых общинах Греции. Ярким свидетельством этого роста служит широкое развитие греческой торговли в V-IV вв. В этом отношении особенно показательна морская торговля Афин. К середине V в. афинская гавань Пирей превращается в крупнейший в античном мире центр торговли. В Пирей ввозилось зерно из Северного Причерноморья, шерсть из Милета, карфагенские и персидские ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, слоновая кость из Африки, льняные ткани для одежды и парусов из Египта, обувь и бронзовые изделия из Этрутии, корабельный лес, смола и пенька из Македонии и Фракии, медь из Кипра и ряд других товаров. Из различных областей в Пирей ввозились рабы.
Развитие торговли закономерно сопровождалось ростом денежного обращения и различных кредитных, ростовщических и валютных операций.
Постепенно трапезиты превращаются виз менял в торговых посредников, начинают принимать деньги на хранение и выдавать ссуды под проценты, ведут различные счета своих клиентов. Крупными денежными операциями занимались также популярные в Греции храмы в Финах, Дельфах и др.
Сухопутная торговля в Греции была развита слабо. Изрезанная горными кряжами местность, отсутствие хороших дорог, постоянные войны между полисами делали ее невыгодной по сравнению с морской торговлей.
Все же и в удаленных от моря греческих городах возникали местные рынки, на которых торговали главным образом съестными припасами, мелкой домашней утварью и ремесленными изделиями. Во время общегреческих праздников при наиболее популярных святилищах происходили ярмарки.
Начался период гегемонии Спарты в Греции.
После Пелопонненсской войны греческие государства вступили в период хронических потрясений социально-политических и военных. Эти события знаменовали собой кризис полиса, как особой, типичной для древней Греции формы рабовладельческого государства. Важнейшей экономической предпосылкой кризиса был интенсивный процесс концентрации земли, оборотной стороной которого являлось растущее разорение и обезземеливание крестьянства. Необычайно усиливается имущественное расслоение общества, обостряется политическая борьба; коллектив граждан, составлявший основу полиса, теряет былое единство и сплоченность.
В связи с разорением значительной части граждан снизилась численность и боеспособность гражданского ополчения основы военного могущества полиса. Поэтому теперь возникла потребность в наемных войсках, вербовавшихся из тех же разорившихся граждан. Не имея возможности обеспечить себе средства существования, бедняки, политические изгнанники охотно шли в наемные войска соседних полисов или даже Персии.
Это возрождение экономической мощи Карфагена вызвало сильное недовольство в Риме, особенно среди всадничества и той части нобилитета, которая была связана с внешней торговлей. Возникла сильная и влиятельная партия, требовавшая полного уничтожения Карфагена, даже если это угрожало новой войной.
Повод к войне найти было не трудно. Нумидийский царь Масинисса, чувствуя поддержку римлян, держался крайне агрессивно и пытался присоединить к своим владениям часть карфагенской территории. Произошло вооруженное столкновение, и, хотя карфагеняне были разбиты, римский сенат расценил их действия как нарушение условий договора 201 г. до н.э.
Завоевательные войны, которые велись римлянами почти 120 лет в бассейне Западного, а затем и Восточного Средиземноморья, сопровождались притоком в Италию огромных масс рабов. Еще во время первой Пунической войны взятие Агригента (Акраганта) дало римлянам 25 тыс. пленных, которые были проданы в рабство. Шесть лет спустя консул Регул, одержав победу над карфагенянами при мысе Экноме, отправил в Рим 20 тыс. рабов. В дальнейшем эти цифры неуклонно растут. Фабий Максим при взятии Тарента в 209 г. до н.э. продал в рабство 30 тыс. жителей. В 167 г. до н.э. при разгроме городов Эпира консулом Эмилем Павлом было продано в рабство 150 тыс. человек /3/. Окончание третьей Пунической войны ознаменовалось продажей в рабство всех жителей разрушенного Карфагена.
Огромный рост числа рабов привел и к качественным изменениям в социально-экономической структуре римского общества: к преобладающему значению рабского труда в производстве, к превращению раба в основного производителя римского общества. Это и знаменовало собой полную победу рабовладельческого способа производства в Риме.
Проблема товарности хозяйства во времена Катона выдвигается на первый план. Не случайно, разбирая вопрос о покупке имения, Катон прежде всего советует обращать внимание не только на плодородие почвы, но и на то, чтобы «поблизости был значительный город, море, судоходная река или хорошая дорога», имея в виду перевозку и продажу продукции.
Катон описывает в своем труде поместье средних размеров, типичное для Центральной Италии. На юге Италии, а также в Сицилии и Африке были распространены преимущественно огромные рабовладельческие латифундии, насчитывавшие сотни и тысячи югеров. В этих имениях работало огромное количество рабов, причем положение их было крайне тяжелым.
— 14 Оборотной стороной процесса развития латифундий, как уже упоминалось, было обезземеление и разорение крестьянства. Мелкие и средние крестьянские хозяйства гибли, главным образом вследствие захватов земель крупными рабовладельцами. Разрушительное действие на крестьянские хозяйства оказывали и беспрерывные войны III и IIвв. до н.э., на многие годы отрывавшие крестьян от их труда или, как это было во время войны с Ганнибалом, непосредственно разорявшие их хозяйства.
Обезземеленные крестьяне частично превращались в арендаторов или поденщиков. Но так как к найму последних прибегали только в страдную пору, то поденщики не могли рассчитывать на сколь-нибудь обеспеченный и постоянный заработок.
Огромные массы разоренных крестьян хлынули в город. Меньшая часть из них занялась производительным трудом: превратилась в ремесленников, строительных рабочих и т.п. Они объединялись в специальные ремесленные коллегии, куда в дальнейшем наряду со свободными стали входить и рабы.
В это время наблюдается определенная специализация ремесла по городам.
Превращение Рима в крупнейшую морскую державу содействовало широкому развитию внешней торговли.
Торговали обычно излишками продукции. Наибольшее значение получила торговля металлами, предметами роскоши, а также продуктами сельского хозяйства. Массовая торговля готовой ремесленной продукцией велась, как правило, только соседней округи. Широкому внедрению торговли препятствовало несовершенство транспорта и путей сообщения. Перевозки грузов на значительные расстояния были рискованным предприятием. Порой было выгоднее перевести на новое место всю ремесленную мастерскую, чем ее продукцию. Широкое распространение ремесла в провинциях и латифундиях не могло не привести к некоторому экономическому самодавлению провинций, хотя и способствовало торговле, например сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Иначе говоря, средиземноморская торговля эпохи Антонинов была далека от подлинно мировой торговли и не оказывала на производство столь решающего воздействия, как в современном мире. Тем не менее средиземноморская торговля П в. н.э., видимо достигла высшего пика своего развития в древности. Купцы и торговцы объединялись в коллегии, которые располагали значительными денежными средствами, кораблями, имели доверенных агентов в различных провинциях. Общему размаху торговли не могло не способствовать совершенствование меняльного дела и кредитных операций: вместо того, чтобы везти массу наличных денег с собой, торговец оставлял их у менялы своего города, получая от него соответствующее свидетельство, по которому ему выдавали необходимую сумму в другом месте.
Расцвет некоторых римских городов был связан как раз с такой торговлей.
Индийские и восточно-азиатские товары оплачивались большей частью звонкой монетой, что приводило к утечке валюты за пределы Империи; частично восточный экспорт оплачивался и изделиями имперского ремесла.
Из африканских провинций римские купцы проникали на территории соседних с Империей Эфиопии, Сахары, Мавритании и даже Центральной Африки. Из этих стран вывозились рабы-негры, экзотические животные, слоновая кость.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
5. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли. М., 1987.
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми