В чем выразилась революция в искусстве в эпоху возрождения
В чем выразилась революция в искусстве в эпоху возрождения
Подробное решение параграф § 14 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
Возрождение (Ренессанс) – культурное явление и историческая эпоха, которая стремилась возродить античное наследие, но в итоге создала свои самобытные достижения;
гуманизм – система воззрений, которая делала человека главным объектом познания, провозглашала его совершенство и ценность, а также ценность радостей земной жизни;
макиавеллизм – направление политической мысли, которое признаёт допустимыми любые методы для достижения целей правительства;
утопия – обещающая блестящие результаты, но заранее неисполнимая задумка;
натурфилософия – философское направление, которое пыталось понять мироздание и дало начало естественным наукам;
маньеризм – стиль искусства XVI – начала XVII веков, считается завершающей стадией Возрождения, показывает утрату гармонии между телесным и духовным началами.
1. Назовите характерные черты Возрождения и проиллюстрируйте их историческими примерами.
— попытка сбора всего оставшегося от Античности ради возрождения того великого времени;
— возрождение античных технологий в искусстве;
— гуманизм, включая интерес к человеку и природе, восхищение их совершенством;
— борьба с клерикальными и феодальными порядками.
2. Когда и кем были сформулированы основные принципы гуманизма? В чем они состоят? Как эти принципы реализовывались в жизни общества? Являются ли они актуальными в современном мире?
Основные принципы гуманизма сформулировал Франческо Петрарка. Эти принципы состояли в следующем:
— возрождение Античности во всех подробностях, как её понимали в то время;
— отрицание прежней культуры феодального времени и церковного аскетизма;
— воспевание гармонично развитого человека и творца;
— стремление к радостям и счастью в этой жизни, а не в загробной;
— воспевание разума и логики;
— восхищения красотой мира и человека как венца творения.
Большинство из этого заманчиво и сейчас (только возрождение античности и борьба с церковно-феодальными порядками не актуальны), но сегодня понятно, что полная гармония физического и духовного развития – это скорее утопия, все люди разные и предрасположены либо к одному, либо к другому.
В то время идеал проявился в новом подходе к изучению античного наследия. До этого старались брать то, что нужно для философско-богословских диспутов и концепций. Гуманисты стали собирать всё, что было им доступно. В частности, они внимательно осматривали каждый сантиметр римских руин и копировали все до единой надписи, даже самые малозначительные. Также формировались кружки гуманистов, обычно – при дворах монархов или влиятельных сеньоров.
3. В чём выразилась «революция» в искусстве в эпоху Возрождения? Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свой ответ.
С термином «революция» вполне можно согласиться. Из плоского нереалистичного изображения Средних веков, где размер фигуры зависел о важности персонажа, а не от правил перспективы, искусство стало показывать реальность правдиво, объёмно, с игрой света и тени, при этом восхищаясь этой реальностью, природой и человеком.
4. Выделите этапы Возрождения. Соотнесите их с именами наиболее известных живописцев и архитекторов.
— Проторенессанс: творчество Андреа Пизано, Симоне Мартини и др.
— Раннее Возрождение: творчество Джотто ди Бондоне, Мазаччо, Филиппо Брунеллески, Донателло, Сандро Боттичелли и др.
— Высокое Возрождение: творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти и др.
— Позднее Возрождение (маньеризм): творчество Тинторетто, Эль Греко и др.
5. Составьте таблицу «Искусство Возрождения». Продумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме.
6. Подготовьте сообщение об одном из художников, скульпторов или архитекторов эпохи Возрождения. Проиллюстрируйте его электронной презентацией.
Рекомендуемая литература к докладу о Сандро Боттичелли:
— Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: Искусство, 1956-1971;
— Деймлинг, Б. Боттичелли. – М.: Арт-Родник, 2007;
— Зарницкий, С.В. Боттичелли (Жизнь замечательных людей). – М.: Молодая гвардия, 2007;
— Петрочук, О.К. Сандро Боттичелли. – М.: Искусство, 1984.
1. Выявите предпосылки Возрождения в античной и средневековой культурах. Составьте логическую схему, объясняющую возникновение этого культурно-исторического явления.
Возрождение пыталось возродить Античность. Потому предпосылками были древние художественные достижения, которые пытались взять на вооружение:
— анатомически правильный показ тела;
— перспектива в живописи;
— игра света и тени в живописи;
— принцип купола в архитектуре и др.
Средневековыми предпосылками были:
— христианская идея любви к ближнему;
— христианское внимание к мыслям и внутреннему миру человека;
— ощущение сопричастности божественному творению, что уже в эпоху Возрождения возвеличило человека искусства;
— стремление вернуть достижения античности, которое не угасало со времён Раннего Средневековья (и схоластика, и романский стиль, и много другое были такими попытками).
2. Охарактеризуйте гуманизм с точки зрения средневековой культуры.
С точки зрения средневековой культуры гуманистическое воспевание человека было гордыней, а стремление возродить Античность – возвращением к язычеству, ведь оно включало персонажей римской мифологии. Средневековое мировоззрение призывало умерщвлять дух и плоть.
3. Как гуманизм повлиял на социально-политическую и научную мысль?
Социально-политическая мысль Возрождения чутко откликалась на борьбу папской и императорской властей и их сторонников (гвельфов и гибеллинов), на фоне которой развивалась. Борьба против средневекового клерикализма была по сути борьбой против папы. Произведения в пользу свободы по сути воспевали сильную власть светского монарха, который даёт развиваться творческим и мыслящим людям.
Во многом поэтому культура гуманизма в основном придворная. Из каких бы социальных слоёв не происходили гуманисты, они группировались при сильном правителе или феодале. Потому апогеем их политической мысли был «Государь» Маккиавелли, который как раз и написан в форме наставления правителю.
Но одновременно гуманисты думали и о широких слоях народа, разрабатывали проекты, которые позволили бы сделать всех людей счастливыми. Правда, название одного из них «Утопия» не даром стало символом изначально несбыточных планов. Эти произведения стали важны позже, как предтечи следующих проектов общества равенства, которые уже порой пытались претворить в жизнь.
Изучение природы вылилось в развитие естественных наук. Уже в Новое время появились гелиоцентрическая система мира, наука стала опираться не только на логику, но и на эксперименты. Гуманизм направил существовавшее и в схоластике рациональное познание мира на изучение природы, большее наблюдение за ней.
4. По материалам учебника и дополнительной литературы составьте таблицу «Социально-политическая и научная мысль эпохи Возрождения» по схеме: автор и его произведение, основные идеи и значение для дальнейших исследований. Сделайте вывод о направлениях, в которых она развивалась.
5. Можно ли говорить, что в эпоху Возрождения произошёл полный отказ от средневекового мировоззрения? Свой ответ обоснуйте.
Так можно говорить. Правда, произошло это не только благодаря Возрождению, но и благодаря параллельным процессам, включая образование централизованных государств и борьбу со страшными эпидемиями. Элементы средневекового мировоззрения либо полностью отжили своё, либо сильно видоизменились, сменив саму свою суть.
Средневековье считало искусство чем-то вроде нескольких видов ремёсел. Возрождение провозгласило ценность и божественность творения, возвеличило художника.
Возрождение открыло новую страницу в самом искусстве, возродив перспективу в живописи, анатомически правильный показ тела, игру света и тени, многие строительные технологии.
Для Средневековья было характерно понятие рыцарской чести, которое включало верность своему сеньору. В конце Средних веков оно трансформировалось в понятие дворянской чести, которое, в частности, включало понятие верности своему государю, а не вышестоящему феодалу. Но благодаря Возрождению сформировался также идеал дворянина образованного и учтивого и т.п.
6. Можно ли говорить о рождении личности в эпоху Возрождения? Что мы вкладываем в это понятие?
Средневековое мировоззрение видело человека как часть корпорации: ремесленного цеха, гильдии, крестьянской общины, вассалов одного сеньора и т. д. Благодаря Возрождению появилась понятие ценности отдельной гармонично развитой и творческой личности. Но впервые ли оно возникло. Античные люди также чувствовали себя отдельными личностями. Особенно это хорошо видно по политикам. Для великих деятелей того времени (Дионисия Сиракузского, Александра Великого, Гнея Помпея Великого, Гая Юлия Цезаря) путь к власти был нужен именно для прославления собственной личности. И даже Герострат сжёг храм Артемиды Эфесской чтобы прославить лично себя, а не какой-либо коллектив. Так что Возрождение не создало, в возродило понятие личности.
Повторение и обобщение
1. Выделите три наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижения Возрождения и обоснуйте свой выбор.
1) Теоретическое обоснование централизованного государства. Короли создавали такие государства без участия гуманистов. Но под их действия нужно было подвести теоретическую базу, благодаря чему грядущие поколения, включая потомков этих самых объединителей, смогли понять правильность таких действий и продолжить централизаторскую политику. Без единых государств не был бы возможен современный мир: Европа раздираемая феодальными войнами не смогла бы развиваться.
2) Гуманистический интерес к природе и человеку. Именно благодаря нему возникли естественные науки, достижения которых сформировали современный мир. Но главное, гуманисты изменили само мировоззрение, заложили идеал развития человека и стремления его к счастью.
3) Возрождение античных технологий в искусстве. Творцы возрождения снова стали использовать перспективу, игру света и тени, реалистичный показ людей и окружающей природы. Архитекторы возродили многие античные технологии. Они сами создали произведения, которыми восхищаются до сих пор. А главное, именно опираясь на выработанные ими методы творили вплоть до второй половины XIX века, создавая ещё большее число шедевров.
2. Выполните проект электронной интерактивной ленты времени «Эпоха Возрождения».
Интерактивная лента могла бы состоять из фотографий произведений самых известных деятелей Возрождение. То есть вначале следует разместить слайд с именем художника, скульптора или архитектора и желательно его портретом (если таковой сохранился), после чего можно сделать слайды с фото его дошедших до нас произведений.
Список деятелей Возрождения:
— Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Мазаччо),
— Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло),
— Якопо Робусти (Тинторетто),
— Доменикос Теотокопулос (Эль Греко).
3. Подготовьте сообщение и презентацию «Человек эпохи Возрождения».
Рекомендуемый список литературы:
— Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М.: Наука, 1989;
— Володарский, В.М. и др. Эразм Роттердамский и его время. – М.: Наука, 1989;
— Бобкова, М.С. Французский Ренессанс // Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. – М: Астрель, 2006;
— Холлидей, Ф.Е. Шекспир и его мир. – М.: Радуга, 1986.
Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
«Гуманизм Возрождения представляется как диалог Рима с Римом, языческого Рима с Римом Христа, античной цивилизации с христианской цивилизацией» (Ф. Бродель. Грамматика цивилизаций).
Деятели Возрождения практически поклонялись Античности. Они собирали все оставшиеся от неё свидетельства, копировали даже самые незначительные надписи, впервые стали проводить раскопки, вскрывали древние гробницы, чтобы увидеть их росписи. В результате в искусстве стало вновь применяться многое из достижений древних римлян, изображённое на картинах и скульптурах стал очень жизненным.
Новый стиль (вернее, по мнению творцов наоборот старый) чётко противопоставлялся средневековому готическому. Сам термин «готика» возник именно тогда. По мнению гуманистов знаменитые стрельчатые своды готических соборов – это копия в камне шалашей из связанных прутьев, которые строили для себя разрушившие римский мир готы. Именно гуманисты увидели отличия латыни своего времени от языка Цицерона и Сенеки, именно они разделили латынь на классическую и средневековую.
При этом именно из Возрождения берут свои начала укоренившиеся позже заблуждения. Например, красивым всё Новое время признавались некрашеные мраморные статуи. Считалось, что сам мрамор достаточно красив. Современные исследования показывают, что античные скульпторы свои творения как раз ярко раскрашивали, но ко времени Возрождения от этого великолепия остались лишь микроскопические следы, невооружённым глазом они были не видны.
Несмотря на восхищение языческой древностью, деятели Возрождения оставались христианами. Большинство их произведений посвящено именно библейским темам, гуманизм проникнут христианскими идеалами любви к человеку и познания его души. Потому действительно в ту эпоху Рим языческий столкнулся с Римом христианским и вместе они создали уникальный синтез.
Обоснуйте свой ответ.
Эпоха Возрождения или Ренессанс — период в культуре европейских стран, охватывающий конец 13 — начало 17 веков.
Он возник в Италии и распространился по центральной и западной Европе.
Возрождение пришло на смену средневековому периоду.
Основные его черты — некоторая свобода от церкви, светский, «мирской» характер культуры (в отличие, например, от готического периода), интерес к самому человеку и его деятельности.
Направления в искусстве, следовавшее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения?
Направления в искусстве, следовавшее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения.
Город который в эпоху возрождения был одним из крупнейших центров науки и искусства в Италии?
Город который в эпоху возрождения был одним из крупнейших центров науки и искусства в Италии.
Особенности искусства эпохи высого возрождения?
Особенности искусства эпохи высого возрождения.
Согласны ли вы с утверждением, что «революция [1917 года] в России была закономерной, но не неизбежной»?
Согласны ли вы с утверждением, что «революция [1917 года] в России была закономерной, но не неизбежной»?
Обоснуйте свой ответ.
События в Нидерландах являются революцией?
События в Нидерландах являются революцией.
Согласны ли вы с данным высказыванием?
Свое мнение обоснуйте.
Вспомните определение термина ‘революция’?
Вспомните определение термина ‘революция’.
Как вы считаете, может революция, как считал Лафайет и Мирабо, обойтись ‘без крови с слёз’?
Обоснуйте свой ответ.
Вывод про искусство и литературу эпохи возрождения?
Вывод про искусство и литературу эпохи возрождения.
В чём заключалось отличие века Просвещения от эпохи Возрождения и гуманизма?
В чём заключалось отличие века Просвещения от эпохи Возрождения и гуманизма?
Что понимается под гуманизмом в наши дни?
Что понимается под гуманизмом в наши дни.
Что здесь общего с гуманизмом эпохи возрождения и в чём различие?
Война и завоевания в те времена были неотъемлемой и очень значимой частью жизни. Феодалы сражались за земли и богатства.
Попробуй книгу прочитать.
Для меня 9 мая очень хороший праздник! Мы поздравляем ветеранов с победой, а для них это многое значит. Ведь они воевали на благо страны, голодали, а некоторые и погибали. Этот праздник вызывает у меня и моей семьи много эмоций. И мне кажется что..
В моей семье относятся довольно празднично. Каждый год обязательно смотрим парад и накрывает стол но не более, так не было родственников которые реально воевали.
Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти. Длинное, изогнутое лезвие (как правило, стальное) режущей части обычно имеет мелкозазубренную внутреннюю кромку. Длина режущей части колеблется между 0, 25 и 0, 5метрами, ш..
Появилась майолика, есть в интернете.
Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.
Ренессанс, или Возрождение — эпоха великих имён
Ренессанс (Rinascimento), или Возрождение — это уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира. И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи в эпоху Возрождения! Старалась не отставать и аристократия.
Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.
Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.
Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).
Исторические вехи и периоды Возрождения
История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.
Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.
Ренессанс делится на три периода:
Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли
Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.
Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!
На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).
Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.
Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.
Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».
Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.
Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.
Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан
Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.
Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.
Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.
Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:
Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.
Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!
РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.
И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.
Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».
ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.
Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.
Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.
Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».
Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.
ДЖОРДЖОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».
Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.
Позднее Возрождение
Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.
В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…
Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).
За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.
Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.
Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.
Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.