В чем выражался радикальный характер преобразований горбачева
Курс экономической теории
Часть III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
Глава 41. Основы социально-устойчивого экономического развития
Радикальный характер социальных преобразований
Наиболее сложные, глубокие и радикальные изменения при переходе от прежней экономической системы к новой происходят в социальных основах жизни людей. Изменяются основы воспроизводства условий жизни, характер трудовых и социальных отношений, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Другими словами, изменяется весь уклад жизни людей, его материальные и идеологические принципы и основы.
Внешне современная социально-устойчивая экономика имеет много общих черт с прежней социалистической экономической системой. И система огосударствленного социализма, и социально ориентированная экономика выдвигают в качестве целей системы рост благосостояния, благополучия и удовлетворения потребностей граждан. И та и другая системы признают принципы социальной гарантированности. Если исторически взглянуть на эволюцию прежней системы, то следует отметить, что именно в ней уже на первых этапах были продемонстрированы ряд социальных изменений, которые качественно отличали ее от классической капиталистической системы XIX в.
• В странах социализма был обеспечен всеобщий доступ к базовым социальным благам образования и здравоохранения. Это достигалось путем бесплатности для населения услуг данных отраслей и системой народнохозяйственной организации деятельности отраслей социальной сферы.
• Обеспечивалась полная занятость и отсутствовала официальная безработица. В условиях дефицита трудовых ресурсов нехватка рабочей силы была типичным явлением экономической системы.
• Действие системы социального обеспечения и социального страхования за счет государства. Система социальной защиты носила всеобщий характер и гарантировалась государством.
Эти свойства экономической системы исторически опередили поворот стран Запада к социально устойчивому рыночному хозяйству и во многом стимулировали его.
Радикальные экономические реформы во время перестройки.
Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).
а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
в) отказ от монополии внешней торговли;
г) глубокая интеграция в мировой рынок;
д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.
Б). Реформирование сельском хозяйстве. В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение)
В). Программа «500 дней». Летом 1990 г. (в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР») вместо ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа «500 дней», нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.
§ 36. Политика перестройки и распад СССР
1. Какие задачи ставил М. С. Горбачев, начиная перестройку в СССР? Объясните, почему реформирование общества в СССР началось «сверху».
Начиная перестройку в СССР, М. С. Горбачев ставил задачи по реформированию системы управления и экономики, демократизации жизни общества. В Советском Союзе назревал кризис: спад производства, дефицит товаров, потеря доходов из-за падения цен на нефть и гонки вооружений, отчуждение человека от собственности, неспособность административно-командным управлением обеспечить развитие экономики в условиях научно-технической революции. Поэтому государство начало реформировать общество «сверху», чтобы не довести недовольство народом правительства до критической точки, когда общество открыто выразило бы свое недовольство правительством СССР.
2. В чем выразилась противоречивость проведения экономических реформ? Каков был их результат?
Противоречивость проведения экономических реформ выразилась в направлении преобразований на рост темпов производства с применением прежних методов ужесточение трудовой дисциплины, введение элементов рыночных отношений с использованием командно-административных способов воздействия.
Проведение экономической реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. Кооперативы без свободного рынка закупали продукцию у государственных предприятий, что не увеличивало объема производства. Поэтому дефицит товаров увеличивался, а экономическое положение СССР ухудшилось. В обществе увеличивалось расслоение и как следствие — рост преступности.
3. Что предусматривала демократизация политической системы в СССР? Расскажите о ее результатах.
Демократизация политической системы в СССР предусматривала упразднение тоталитарного политического режима, восстановление полновластия народа, перестройку советского многонационального государства, формирование и обеспечение гарантии многопартийности и политического плюрализма в стране. Все это предполагалось решить путем провозглашения гласности и плюрализма в политике. Была изменена процедура выборов народных депутатов. Ранее выборы проводились на безальтернативной основе, теперь предлагался выбор между кандидатами.
4. Какие изменения произошли в системе государственного устройства СССР в годы перестройки?
Изменения в системе государственного устройства СССР в годы перестройки:
— обновление и омоложение партийных и государственных руководителей всех уровней;
— учреждение Съезда народных депутатов СССР и съездов Верховных Советов союзных республик;
— формирование Верховного Совета СССР.
5. Почему перестроечные процессы привели к обострению национального вопроса?
Национальные противоречия в республиках, входивших в состав Советского Союза, назревали много лет. СССР создавался как федерация, а фактически превратился в унитарное государство, когда КПСС контролировала все сферы деятельности республик. Также государством демонстрировалось пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам. Поэтому, когда советская власть ослабла и начались перестроечные процессы, национальный вопрос обострился.
6. Сформулируйте причины, которые привели к распаду СССР.
Причины распада СССР:
1) экономические — спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, инфляция, дефицит товаров;
2) политические — снижение руководящей роли Коммунистической партии СССР, разногласия в центральном партийном руководстве;
3) национальные — национальные движения за независимость.
7. Какая новая политическая концепция была выдвинута М. С. Горбачевым в области внешней политики СССР? Приведите примеры ее реализации. Как изменилась позиция СССР на международной арене?
В области внешней политики СССР М.С. Горбачев выдвинул новую политическую концепцию — «новое политическое мышление», отказавшись от идеи противостояния капиталистической и социалистической систем.
Примеры ее реализации: договор с США о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, вывод войск из Афганистана и стран Восточной Европы, падение «берлинской стены» и объединение Германии с согласия СССР, ликвидация Варшавского договора.
На международной арене роль СССР ослабла из-за уступок Западу. Но были решены региональные конфликты, снизилась напряженность в мире и начали развиваться экономические связи Советского Союза с Европой.
8. Сравните цели, которые ставил М. С. Горбачев, начиная перестройку, и ее результаты. Почему перестроечные процессы приобрели неуправляемый, необратимый характер?
М.С. Горбачев, начиная перестройку, ставил следующие цели:
— строительство большое количества новых предприятий и выпуск огромного объема продукции;
— увеличение самостоятельности предприятий на принципах самофинансирования и хозрасчета;
— возрождение частного сектора экономики путем развития кооперативов;
— интеграция в мировой рынок.
Для осуществления целей был объявлен курс на «ускорение и перестройку». Но результаты отличались от планов Горбачева: сократилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, наблюдались товарный дефицит, гиперинфляция, обнищание населения. В стране назревал политический, экономический и социальный кризисы, которые привел к распаду Советского Союза.
Перестроечные процессы приобрели неуправляемый, необратимый характер из-за непоследовательности и половинчатости реформ, торможения некоторых законов бюрократами на местах, нерешенности вопросов ценовой и кредитной политики, политической борьбы в стране.
ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР ИТОГОВ ПЕРЕСТРОЙКИ
Позитивные | Негативные |
• Разрушение тоталитарной системы • Создание постоянно действующего парламента • Начало демилитаризации страны • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав • Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания | • Обострение межнациональных противоречий • Распад СССР • Ухудшение продовольственного обеспечения страны • Ослабление власти в центре и на местах |
Перестройка в СССР
М.С.Горбачев 11марта 1985г. Избран генсеком после смерти Черненко.
Из крестьянской семьи, закончил МГУ юр. факультет, комсомольский и парт. деятель. С 1978г. 1 из секретарей ЦК КПСС, в 1980г. – член Политбюро; женат. Раиса Максимовна активно участвовала в полит. карьере мужа
В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.
Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис, Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название «перестройка» (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.
Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем.
Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание.
Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казаться что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х — начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы — выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных — за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась.
Иными словами,(перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.
Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
1) «интенсификация произ-ва на основе внедрения достижений НТП, совершенств-ии упр-я, укрепл-е организ-ти и дисциплины в эк-ке»
2) Расширение демократ. основ, разв-е гласности в общ-ве
3) Пересмотр внешнеполит. доктрины: ни классовое противоборство, а очарвярш сотр-во различных полит. систем
Расстановка сил накануне перестройки | ||
«консерваторы – брежневцы»: Гришин, Романов, Рашидов, Кунаев | «Большевики – обновленцы»: ранее Андропов, Громыко, Чебриков (Председатель КГБ), Г. Лигачев, Г. Алиев | Реформаторы: Горбачев, Рыжков, Яковлев Шеварнадзе |
Заговор мирового империализма с целью ослабления и развала СССР как великой державы | реформы не должны ни в коем случае менять полититические основы, только экономические реформы | Объективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах общества |
Очевидно было, что такой расклад политических сил накануне реформ, будет затруднгять их проведение.
Попытки экономических преобразований
У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимости, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.
Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985 ) Пленуме ЦК КПСС, в которых п ровозглашался курс на ускорение социально-экономического разви- ти я> страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое новление производства и достижение мирового уровня производи- е льности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институт* Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В о чественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальнь вложений, по тем временам это были огромные средства.
Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки виде лИ необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности. Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государстве приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного персонала и практически не отразилось на качестве товаров.
В мае 1985г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом по- Влияли на ход перестройки.
К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радио- г ивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.
Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.
Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.
Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:
• перевод предприятий на полный хозрасчет;
• радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;
• коренное изменение планирования;
• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;
• создание новых организационных структур управления;
• всемерное развитие демократических основ управления, широкое
• внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.
Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями. Но реального воплощения эти меры практически не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.
Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.
К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы (схема 262).
Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая — группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.
Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие Директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось административным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и пост пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.
В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ- Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по по-видимому, было весьма утопично.
Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские то- Ва ры на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко- н °мике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране наелись забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные Районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические т Ребования (улучшение материального положения, расширение само- Ст °ятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и п °литические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряют сов поляризации общества и возрастания накала бопьбк ° Я
Радикальный характер преобразований и проблемы социальной справедливости в переходный период
От какого наследия мы отказываемся? Это наследие имеет общее название «государственный социализм», или административно-командная система.
Данная система была чрезмерно централизованной и регламентированной. Отцы-основатели «казарменного социализма» заявляли о приверженности обеспечения в обществе высокого уровня социальных гарантий. На бесплатной основе
гарантировался доступ к базовым социальным благам (образование, здравоохранение, жилье). Одновременно обеспечивалась полная занятость населения. Отсутствовала официальная безработица. Имело место уголовное преследование за тунеядство. 1
Система социального обеспечения и социального страхования финансировалась за счет государства. Среди лиц наемного труда складывалось относительно равномерное распределение денежных доходов. В условиях уравнительного распределения фактически исключались высокие заработки. Это подрывало экономические стимулы к труду, что тут же компенсировалось административным принуждением.
Реально общественные блага (жилье, медицинские услуги), а также пенсионное обеспечение предоставлялись по сравнению с развитыми странами Запада на весьма низком уровне. В привилегированном положении находилась лишь государственная бюрократия, которая по сути дела выступала в обществе как правящий класс.
Примечание. Вместе с тем следует признать, что идеологические ценности равенства, братства и социальной справедливости, заявленные в ходе коммунистического строительства в СССР и других странах, оказали непосредственное воздействие на социализацию экономической системы Запада. Так, была заметно ускорена трансформация рыночной экономики либерального типа в социальную рыночную экономику, укрепились социал-демократические ценности и традиции. Например, в ФРГ в качестве государственной доктрины была принята концепция «социального рыночного хозяйства», в Швеции — модель «демократического социализма» и т. д.
Радикальный характер переходного периода. В переходный период принимается курс на формирование новой экономической системы. Во многом изменяются социальный уклад жизни людей, материальные и идеологические принципы.
В обществе формируются новые страты — предпринимателей и бедняков (бомжи, бичи), пролетариата и технократии, акционеров и государственных служащих, банкиров и финансистов, торговцев и промышленников, а также профессиональных политиков и газетчиков. Появляется четкое разграничение между работодателем и работополучателем, между наемным работником и собственником предприятия.
Приватизация экономики, восстановление вслед за сворачиванием коммунистической идеологии прав частной собственности означают признание экономической свободы, права выбора формы экономической деятельности. Легализируется и возможность получать доход не только по труду, но и по капиталу.
Введение рыночных принципов хозяйствования разрушает в обществе атмосферу «зимней спячки». Так, достигнутое (более
или менее приемлемое) социальное положение уже не кажется вечным и незыблемым, а должно проходить постоянную перепроверку с учетом складывающихся результатов хозяйствования.
Принципиально изменяется механизм воспроизводства рабочей силы. Получение образования и воспитания в большей степени становится не государственным, а частным делом. Рабочая сила открыто становится товаром.
Социальная ответственность за результаты хозяйствования с плеч государства постепенно перекладывается на домашние хозяйства. Вместо бюджетного финансирования социальных потребностей внедряется система смешанного финансирования.
В переходный период формируются условия, которые призваны обеспечить достижение социальной устойчивости на новой экономической основе. Исчезают товарный голод и товарный дефицит, а вместе с этим исчезает и былое унизительное преклонение человека перед пустым прилавком магазина. На платной основе появляются альтернативные формы удовлетворения ряда социальных потребностей.
Изменяются источники доходов населения при заметном уменьшении роли оплаты труда. Так, появляются доходы от собственности и от предпринимательской деятельности. Развитие частного предпринимательства расширяет возможности для всесторонней реализации личности, ведет к формированию новых источников существования.
Негативным моментом является то, что появляются скрытые доходы как результат наличия «теневой экономики» и низкой экономической культуры.
И последнее. Появление на полках магазинов многообразия потребительских товаров быстро разукрашивает уличную толпу различными красками и моделями одежды. Открывается доступ к высококачественным товарам и услугам, к установлению контактов с заграницей.
Проблемы формирования нового социального уклада. В переходный период радикализм экономических преобразований вступает в противоречие с ранее сложившимися представлениями о социальной справедливости, о роли государства как главного диспетчера при раздаче многочисленных льгот.
Поэтому становление новой системы социальных отношений проходит достаточно болезненно. В обществе сохраняются консервативные силы, которые стремятся сохранить за собой прежние властные полномочия и материальные привилегии. Определенная часть населения желает жить и потреблять, как при капитализме, но трудиться в полсилы, т. е. как при социализме, ограничивая на минимальном уровне собственный трудовой вклад.
В исходной фазе переходного периода консервативные настроения в обществе подпитываются трансформационным спадом производства, примерами безответственности и бесхозяйственности со стороны «новых собственников» и т. п., криминализацией общества, а также ошибками, допускаемыми в процессе социально-экономических преобразований.
Общественное сознание в целом отрицательно воспринимает чрезмерную дифференциацию и поляризацию доходов. Опыт переходного периода свидетельствует о том, что высокая дифференциация доходов не только негативно оценивается значительной частью общества, но и прямо подрывает трудовую мораль.
Белорусский ракурс. По итогам 2003 года располагаемые доходы 10% наиболее обеспеченного населения Беларуси в 5,2 раза превысили располагаемые ресурсы 10% наименее обеспеченного населения (что считается в социальной статистике вполне приемлемым показателем).
В целом такой процесс дифференциации имеет объективное содержание, связан с преодолением социалистической уравниловки, с появлением всей гаммы пофакторных доходов. Но нужно исключать криминал, теневые финансовые потоки и взяточничество, а также несоциальное поведение «новых белорусов» (уклонение от доходов, паразитическое потребление, давление на коридоры власти).
Проблемы социальной дифференциации нарастают из-за неустойчивости национальной банковской системы, регулярного пополнения череды «обманутых вкладчиков», что является результатом отсутствия эффективного государственного контроля в денежной сфере.
Особо отметим и низкий уровень социальной помощи семьям, которые воспитывают детей, а также недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Стратегический курс на накопление человеческого капитала несовместим с имеющей место недооценкой высококвалифицированного труда (врачи, педагоги, ученые, инженерные работники).
Направления реформирования системы социальной защиты. В современный период мы являемся свидетелями перехода от прежней системы социального патернализма и соответствующей ей тотальной опеки населения со стороны государства к новой системе социальной защиты населения. Такая новая (ответственная) система социальной защиты призвана обеспечивать как социальную стабильность, так и условия для долговременного и устойчивого экономического развития.
Общей проблемой пенсионного обеспечения в переходный период выступает его низкий уровень. Уже длительное время средний размер назначенных пенсий меньше минимального
прожиточного бюджета пенсионера (70-75 %). Это подрывает социальный статус пенсионера, приводит в среде пенсионеров к избыточной занятости. В этих условиях сложно обеспечивать достаточную дифференциацию размеров пенсий с учетом трудового вклада.
Отсутствует прямая связь между размерами пенсий и величиной страховых взносов, внесенных в соответствующий фонд в период трудовой деятельности. В связи со старением населения ухудшается финансовая устойчивость национальной пенсионной системы, что не исключает в дальнейшем возникновения общего кризиса.
Среди различных вариантов, учитывающих опыт передовых стран, считается, что существенными преимуществами обладает трехуровневая система пенсионного обеспечения:
1) предоставление базовых трудовых и социальных пенсий;
2) обязательное пенсионное страхование за счет обязатель
ных страховых взносов;
3) дополнительное пенсионное страхование и обеспечение
за счет накопленных добровольных взносов работодателей и
застрахованных лиц.
Реформирование социальной помощи затрагивает наименее обеспеченные слои общества. Основная задача — это повышение эффективности оказываемой помощи, соразмерность ее масштабов финансовым возможностям государства. Стратегия предоставления социальной помощи, основанной главным образом на ценовых искажениях, должна быть заменена стратегией, основанной на льготном налогообложении и перераспределении доходов (социальные трансферты).
Надо признать, что белорусское правительство регулярно вносит поправки в сложившуюся систему социальной помощи, сокращая необоснованные льготы. Отрабатываются приемы усиления адресности социальной помощи, ограниченные финансовые средства государства концентрируются на ключевых направлениях.
При этом считается, что и в дальнейшем целесообразно сохранить предоставление социальных льгот участникам Великой Отечественной войны.
Реформирование подсистемы базовых социальных услуг предполагает:
а) улучшение качественных характеристик функционирования соответствующих отраслей социальной сферы;
б) внедрение среди организаций и учреждений здравоохранения, образования и т. д. принципов конкуренции за выполнение социального заказа и бюджетное финансирование;
в) гарантию оказания государством на бесплатной основе минимума социальных услуг, прежде всего в сфере здравоохранения, для различных слоев населения и территориальных групп.
Опыт переходного периода показывает, что в потреблении базовых социальных услуг должен соблюдаться так называемый двухступенчатый принцип. Это означает, что до определенного уровня такие блага должны предоставляться всем членам общества бесплатно. И лишь после превышения минимума базовые социальные услуги (здравоохранение, образование, жилье) становятся обычными рыночными благами.
Кроме того, необходимо создавать новый экономический механизм функционирования сферы здравоохранения, образования, а также жилищного комплекса. Такой обновленный механизм должен основываться на расширении хозяйственной самостоятельности организаций, предполагать усиление конкуренции за выполнение социального заказа, ответственности за полноту, своевременность и качество оказываемых услуг.
При этом в сфере образования низкие доходы основной части белорусских семей, которые сдерживают частные инвестиции в человеческий капитал, должны поддерживаться специальной системой кредитования расходов на получение образования, расширением налоговых льгот на частные инвестиции в образование. Пока же в современных условиях Беларуси расходы на обучение детей за границей не учитываются при льготировании подоходного налога по совокупному годовому доходу.
В здравоохранении, при сохранении реальной доступности бесплатных медицинских услуг, последние по виду, качеству и объему должны соответствовать мировым стандартам и современному уровню медицинской науки. Назрела необходимость реформирования организационно-экономического механизма системы здравоохранения. Все более актуальным становится введение обязательного медицинского страхования населения. Не должно быть бесконтрольного замещения бесплатной медицинской помощи платными услугами. Необходимо сокращать масштабы теневого рынка платных медицинских услуг.
В жилищно коммунальной сфере сокращение государственных дотаций и все более полное участие населения в компенсации стоимости оказываемых услуг (2004 г. — 60% от стоимости услуг) должно сопровождаться коррекцией национального уровня заработной платы в сторону повышения с учетом перераспределения тех финансовых средств, которые ранее аккумулируются в государственных фондах общественного потребления. Дело в том, что до этого низкий национальный уровень заработной платы компенсировался предоставлением населению коммунальных услуг по заниженным ценам. Такие цены выполняли функцию социального балансирования воспроизводственной функции заработной платы и реальных расходов.
Бездотационное хозяйствование на конкурентной основе предполагает сокращение в ЖКХ избыточных расходов. Развитие рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере (ипотечное кредитование, кредите-
вание жилищного строительства и т. д.) предполагает вытеснение былой системы раздачи бесплатного государственного жилья.
Актуальные задачи социальной политики. В переходный период социальная политика призвана одновременно решать ряд сложных задач:
а) нужно обеспечивать социально устойчивое развитие страны;
б) развивать стимулы к труду и экономической деятельности;
в) укреплять осознание социальной ответственности за соб
ственную судьбу и судьбу страны;
г) сохранять для каждого члена общества круг минималь
ных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыноч
ным путем;
д) нейтрализовать неблагоприятные социальные послед
ствия, связанные с переходом к рынку, поддерживать социаль
но уязвимые слои и группы населения.
Тревожным моментом выступает то, что значительная часть населения имеет доходы ниже черты бедности.
Белорусский ракурс. На начало 2004 года 28% населения Беларуси являлись малообеспеченными, так как имели доходы ниже бюджета прожиточного (физиологического) минимума (около 50 долларов), в сельской местности — 35%. Еще примерно 45% населения республики не дотягивают до уровня МПБ. При этом на питание и на оплату обязательных платежей расходуется до 65% располагаемых личных доходов домашних хозяйств.
Обратим внимание на то, что тарифная ставка 1-го разряда и минимальная заработная плата уже длительное время остаются ниже бюджета прожиточного минимума. Это означает, что за чертой бедности оказываются не только нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры), но фактически и те, кто занят на низкооплачиваемой работе.
Пример. В начале 2004 года зарплата ниже МПБ (188 тыс. BYR) была начислена работникам сельского хозяйства (129 тыс.), заготовительных организаций (161 тыс.), предприятий непроизводственных видов бытового обслуживания населения (175 тыс.) и общественного питания (180 тыс. BYR).
Среди важнейших социальных ориентиров в правительственных документах обозначаются необходимость не допускать сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест, обеспечение «полного распределения» выпускников государственных учебных заведений, повышение мотивации безработных к возобновлению трудовой деятельности.
Создание экономической системы рыночного типа породило у многих, особенно на исходном этапе переходного периода, иллюзию вседозволенности. Поэтому социальная политика государства должна быть направлена в дальнейшем на формирование прогрессивного общественного сознания. Приоритетной
задачей социальной политики должна считаться работа по совершенствованию социального партнерства, форм и методов взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов (см. ч. 2, глава 14).
Белорусский ракурс. При подготовке Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004-2005 гг. по инициативе профсоюзов обсуждались предложения о доведении в бюджетной сфере тарифной ставки 1-го разряда до 100% прожиточного минимума и о повышении средней заработной платы до 188% от МПБ. Обсуждался вопрос о запрете увольнений по сокращению штатов работников за 3 года до выхода на пенсию, а также одиноких матерей, имеющих несовершеннолетних детей. Было внесено предложение о введении компенсации семьям погибшего работника на производстве в результате несчастного случая в размере не менее 10 годовых заработков. Отмечалась необходимость пересмотра потребительской корзины в сторону расширения ассортимента, изменения ее физического объема.
В соответствии с индексом человеческого развития Беларусь занимает 53-е место в рейтинге, объединившем 175 стран, т. е. наша республика входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала (отчет за 2003 г.). Вместе с тем жители республики свое социальное положение все больше склонны сравнивать со странами Западной Европы или с бывшими соседями по социалистическому лагерю, но не с африканскими странами. Среди барьеров, мешающих полноценному развитию человеческого потенциала в Беларуси, выделяются низкий национальный уровень заработной платы, неподготовленность значительной части населения к рыночным отношениям, а также тот факт, что около трети населения Беларуси стабильно находится за чертой бедности.
В заключение отметим, что на протяжении последних 10 лет Беларусь концентрировала свои усилия главным образом на поддержании социальной стабильности. В сложных условиях переходного периода такой курс по многим соображениям выглядит достаточно обоснованным. Вместе с тем социальная стабилизация не может быть устойчивой в долговременном периоде вне повышения экономической эффективности национального производства, без углубления рыночных и структурных реформ.
Контрольные вопросы, тесты и задания (глава 16)
1.Содержание социальной устойчивости: а) сохранение стабильного социального положения; б) наращивание человеческого капитала; в) отсутствие социальных антагонизмов; г) высокие темпы естественного
прироста численности населения; д) наращивание внешней задолженности страны.
2.Содержание социальной справедливости: а) прямая связь между личным вкладом в общественное благополучие и материальным положением; б) гарантия получения минимума средств существования; в) отсутствие тупиковой ситуации; в) получение дохода только по труду; г) полная гарантия улучшить свой социальный статус.
3. Социальная несправедливость связана с осознанием недооценки
личного трудового вклада, наличием в обществе нечестных источников
дохода, с отсутствием равных возможностей получать минимальные
социальные услуги: а) верно; б) неверно.
4. Справедливое функциональное распределение дохода предполага
ет регулирование образования пофакторных доходов: а) верно; б) неверно.
5. Неравенство в распределении дохода может усилиться под воз
действием повышения производительности труда: а) верно; б) неверно.
6. Социальные стимулы для экономического прогресса предполага
ют уравнительное распределение материальных благ: а) верно; б) невер
но всегда; в) верно, если соблюдается закон Парето.
7. Основные компоненты уровня жизни населения: а) условия жиз
ни; б) уверенность в завтрашнем дне; в) условия труда; г) условия разви
тия человека; д) экологическая безопасность.
8. Минимальный потребительский бюджет есть стоимостная
оценка минимально возможного набора потребительских благ, обеспечи
вающих физиологический минимум потребления: а) верно; б) неверно.
9. Классические методы социально самозащиты: а) высокий теку
щий доход; б) сбережения и накопления; в) поддержка со стороны других
членов семьи; г) социальное страхование.
10. Основные элементы системы социальной защиты: а) социаль
ное страхование; б) накопления и сбережения; в) социальная помощь; г)
минимальные социальные гарантии.
11.Основные компоненты современной социальной политики: а)
мобилизация социальных факторов экономического роста; б) формирова
ние системы социальной защиты; в) развитие базовых социальных отрас
лей; г) преодоление в стране бедности.
12. Актуальные задачи социальной политики в переходный пери
од: а) социально-устойчивое развитие; б) развитие стимулов к экономи
ческой деятельности; в) сохранение максимума льгот; г) снижение сто
имости коммунальных услуг; д) сохранение минимальных потребностей,
которые удовлетворяются нерыночным путем; е) нейтрализация неблагоп
риятных социальных последствий и поддержка социально уязвимых сло
ев населения.
Правильные ответы: 1а, б, в; 2а, б, в; За; 4а; 56; 66; 7а, в, г, д; 86; 9а, б, в; 10а, в, г; На, б, в; 12а, б, д, е.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)