В чем выражается специфика технологического подхода к обучению
Технологический подход в обучении. Понятие о технологии обучения
Понятие технологии обучения (Педагогическая технология) вошло в педагогику с 50-х годов прошлого столетия. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.
В связи с этим многие специалисты выделяют современный этап как этап перехода от таких традиционных средств информации, как учебное радио и телевидение к так называемой новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризированные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т.п.
Сторонники механизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств обучения.
Параллельно развивалось другое направление педагогической технологии — технология построения учебного процесса или технологии обучения. Фундаментом для его строительства стало программированное обучение, которое понималось не просто как любой упорядоченный набор дидактических материалов, а как полностью разработанная программа обучения, включающая полный набор учебных целей критерии их измерения и оценки, точное описание условий их обучения.
Педагогическая технология — это выявление принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применение приемов и материалов, а также средств оценки применяемых материалов.
Сущность технологии обучения заключается в идеи управляемости школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего его основного – учебного процесса.
В учебниках по педагогике имеются различные определения педагогической технологии. Приведём отдельные из них:
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология— это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Педагогическая технология— продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Педагогическая технология— это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин).
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
1. научный аспект, когда педагогическая технология рассматривается как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2. в процессуально-описательном аспекте, когда она рассматривается как алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3. в процессуально-действенном аспекте как осуществление технолога – педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (Г.К. Селевко).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, при меняемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии), технологии развития (развивающие технологии). Здесь педагогическая технология выступает как синоним педагогической системы, включающей в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, воспитания и развития, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Выделяются следующие характерные признаки таких технологий:
1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе его лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
2. технологическая цепочка педагогических действий операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
3. технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
4. элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижения планируемых результатов (государственного стандарта всеми школьниками);
5. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В.Пикан).
Педагогические технологии можно рассматривать и на частно-методическом, т.е. предметом уровне как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения, воспитания и развития в рамках одного предмета, класса, учителя. Педагогическая технология отличается от методики преподавания и воспитательной работы тем, что в ней больше представлены процессуальный, количественный и расчётный компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.
Вопрос № 27 Ориентация обучения на развитие личности учащегося. Развивающее обучение В.В. Давыдова.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация: В статье рассмотрен технологический подход в педагогике и его особенности. Данная статья может помочь разобраться, как лучше выбрать технологию, и что будет более результативным в процессе обучения. Какие технологии смогут дать правильно выстроенную работу педагога с обучающимися, также достигнуть поставленной цели в
работе. Любая технология активизирует деятельность обучающихся, ведет к определенным результатам, развивает творческие способности.
Ключевые слова: Педагогика, образование, педагогические технологии, технологичесий подход, технологии, способ образования, развитие, обучение.
Abstract: The article considers the technological approach in pedagogy and its features. This article can help you figure out how to choose the best technology, and what will be more effective in the learning process. What technologies will be able to give a properly built work of a teacher with students, also to achieve the goal in work. Any technology activates the activities of students, leads to certain results, develops creative abilities.
Keywords: Pedagogy, education, pedagogical technologies, technological approach, technology, method of education, development, training.
Что же представляет собой технологический подход и для чего он нужен?
Технологический подход – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Этот вопрос достаточно противоречив, так как многие преподаватели пытаются найти свой определенный подход в сфере образования. А в связи с быстрым ростом информатизации, это становится еще тяжелее. Поэтому необходима быстрая адаптация к современным технологиям. Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение «технологий» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Эта тема на данный момент актуальна, так как на различных источниках можно встретить обсуждения этой темы, множество исследовательских работ, в том числе диссертации, докторские и другие. Началу процессу технологизации в педагогике заложил А.С. Макаренко. В своей известной
«Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»[1, с. 235-239]. Он считал, что благодаря этому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.
Очень часто обращались к данной теме ученые, такие как В.П. Беспалько, который писал, что педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса[2, с. 121-134]. Также тему педагогики и ее технологий в своих работах обсуждали: В.В. Гузеев, Т.А. Ильина и многие другие.
Технологии в настоящее время берут вверх в сфере деятельности человека, и это яркий показатель практического мышления. Необходимо отметить, что именно технологии помогают обеспечить результативность в соответствии поставленным целям. Монахов В.М. писал, что педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя[3, с. 192].
Возникает вопрос, как такой термин, как «Технология» внедрился в сферу педагогики? А ответ достаточно простой, если обратиться к технологии в производстве, что все мы знаем это конкретизация, постоянный рост и жесткость в расчетах, то отсюда следует, что и педагогика начала заимствовать у современной науки более жесткую дисциплину с универсальными знаниями.
Далее начинает интересовать следующая проблема, на сколько эта самая технология нужна в педагогике. Необходима определенная концепция, технология образования, четкая последовательность в процессе обучения. Это поможет педагогу или тому, кто будет воспроизводить технологию образовательной деятельности в ней разобраться конкретнее. Таким образом, технология необходима в сфере гуманитарных наук, именно она поможет конкретизировать, построить правильный подход, как в образовании, так и в воспитании.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса как фактора, а затем уже и средства развития человека на протяжении всей его жизни. В своем учебнике по воспитательной и физической культуре М.Я. Виленский и его соавторы считают, что технология как процесс характеризуется тремя признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение поставленной цели; однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций. К основным качествам современных педагогических технологий можно дополнить следующие признаки (или
«критерии технологичности» Г.К. Селевко): концептуальность, целостность, управляемость, воспроизводимость, оптимальность, корректируемость.[4, с. 567].
Одной из главных целей технологического подхода является правильный сконструированный учебный процесс, который включает в себя постановку целей и задач в ходе обучения, подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения. Смысл такого конструирования – это результат, который достигается быстрее.
В целом технологический подход помогает педагогу в процессе обучения, например, анализировать на научной основе практический опыт. Большую часть навыков и способностей мы нарабатываем на практике, но при этом мы не можем точно сказать, насколько мы правы и что следует улучшить
в своей работе. Здесь благодаря технологическому подходу можно проанализировать на научные сведения.
Система образования на сегодняшний день представлена огромным количеством классификация педагогических технологий:
— модульное обучение (Д. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов);
— проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин);
— личностно-деятельностное обучение (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская-);
— развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин); программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, Н. Кроудер, А.Н. Ланда, Ч. Куписевич);
— проективное образование (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев);
— теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
— дифференцированное обучение (Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, С.Б. Килене);
— контекстное обучение (А. А. Вербицкий);
— игровое обучение (Д.Б. Эльконин, Ж.С. Хайдаров, Н.В. Борисова, Г.П. Щедровицкий и др.)
Внедрение технологий помогает комплексно решать образовательные и воспитательные проблемы. Опираясь на информативность и технологии, научные и литературные источники, педагогам стало легче решать многие проблемы. Технологии отразились на обеспечении благоприятных условий для развития личности. С ростом материального производства, в учебных заведениях стараются достать все необходимое для комфортного обучения. Это компьютеры, проекторы, новая техника для опытов и многое другое.
Технологии в педагогики уменьшают эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека. Так, например, технологии достигают таких высот, что можно обучаться дистанционно. Различные онлайн площадки, где преподаватели могут общаться и давать нужный материал обучающимся.
Важным в технологическом подходе, ведущим к определенным результатам, является такой способ образования, который позволяет отходить от стандартов обучения, а вводить нечто новое, инновационное. Как, например, пользоваться в процессе обучения вопросно-ответной формой, когда идет прямой диалог с учащимися и после каждого занятия проводить рефлексию, когда каждый может сам себя проанализировать, сделать определенные выводы, выявить успехи и неудачи.
Подводя итог, следует отметить, что использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучающихся, вызывает живой интерес к предмету, психологическое облегчения в процессе обучения и также, не менее важное это повышение производительности труда учащихся и преподавателей. А это значит, что технологический подход в образовании
нужен и необходим. Многие преподаватели уже обращаются к этой технологии и включают в свои методы обучения.
1. Г.В. Вишневская Технологический подход в педагогическом процессе высшей профессиональной школы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского2008., С. 235-239
2. Салимова М. Сущность современных педагогических технологий и их роль в профессиональной подготовке будущих учителей // ж. Ученые записки 2008г., С.121-134
3. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с
Технологический подход в образовании
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологический подход в образовании
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.
Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Применение технологического подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.
Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, А.Я. Савельева, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:
с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.
В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.
Педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).
Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).
В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды.
Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев).
Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с элементами а) бихевиористской психологии, б) социальной философии, в) техники, г) теории коммуникации, д) аудиовизуального образования и е) кибернетики (С. Ведемейер).
Четвертая позиция предтавляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Томас).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Статья «Основы технологического подхода к обучению»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.
Во многих изданиях, посвящённых педагогической технологии, можно обнаружить это её новое понимание, а именно: педагогическая технология – это «не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, конструированием и применением приёмов и материалов, повышающих образовательную эффективность, а также посредством оценки применяемых методов».
Суть этого подхода заключена в идее максимально возможной управляемости работой школы или любого другого образовательного учреждения, прежде всего её основного звена – учебного процесса. По характеристике японского учёного-педагога Т.Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который иначе можно назвать «систематизацией образования».
Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
Постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов
Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями
Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей
Заключительная оценка результатов
Качество таких процессов обычно подтверждается гарантией того, что оказанная услуга, в том числе образовательная, будет в точности соответствовать установленным требованиям потребителей. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации системы менеджмента качества.
Именно применение этих стандартов в качестве руководства при осуществлении первых шагов по построению СМК школы представляется предпочтительным, даже если руководство школы не ставит перед собой цели сертификации системы качества на соответствие этим стандартам. Указанные стандарты содержат достаточно ясные рекомендации, что в какой последовательности нужно делать, чтобы построить систему качества организации и в дальнейшем непрерывно её улучшать.
Несмотря на то, что стандарты серии ISO 9001:2000 имеют универсальный характер, их применение в качестве методической основы для построения СМК в школе или её подразделениях требует их адаптации применительно к такому специфическому учреждению, как школа.
Для специалистов, приступающих к разработке и внедрению СМК школы, чрезвычайно важно иметь методические материалы в виде указаний и рекомендаций, которые адаптировали бы требования и рекомендации стандартов применительно к школам и привычной для них профессиональной терминологии, описывали бы требования, предъявляемые к СМК школы. Такие методические рекомендации могут служить основой для последующих внутренних и внешних аудитов.
Построение СМК в школе может проводиться на разных уровнях её структуры – на уровне школы в целом или на уровне отдельного структурного подразделения, например методического объединения.
1.Ориентация на потребителя
Руководство обеспечивает единство целей и направления деятельности школы. Ему следует со здавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой кол лектив школы может быть полностью вовлечен в достиже ние поставленных целей и решение задач школы в области качества.
Основу школы составляют сотруд ники всех уровней. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности школы и рациональ ное использование их потенциала дают возможность добить ся необходимых результатов.
Желаемый результат до стигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как про цессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов школы, определению ответ ственных за такие процессы и документальной регламента ции последних.
Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содей ствующей результативности и эффективности организации
для достижения ее целей.
Постоянное улучшение деятельности школы в целом следует рассматривать как ее неизменную цель
Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных
и информации, что предполагает построение действенной си стемы сбора и анализа информации обо всех аспектах дея тельности школы и ее взаимоотношениях с «внешней сре дой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности школы и анализировать их на сте пень достижения целей, определенных в стратегическом пла не ее развития.
Взаимовыгодные отношения с партнёрами (поставщиками)
Школа и ее партнеры взаимозависимы, и отношения вза имной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
В качестве таких партнеров могут рассматриваться:
детские сады и другие дошкольные учреждения, выпуск ники которых приходят в школу;
вузы, в которые будут поступать выпускники школы;
промышленные предприятия и организации, в которых будут работать выпускники школы;
Министерство образования и науки РФ, региональные и муниципальные администрации;
другие школы, учреждения дополнительного образования, культуры, заинтересованные в сотрудничестве со школой;
любые поставщики продукции и услуг, необходимых для школы.
В международном стандарте дано следующее определение: « Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом могут быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организации или система либо некоторая их комбинация. При таком подходе, когда говорят о качестве, выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.
Любая школа представляет собой организацию с достаточно сложной системой пересекающихся и взаимодействующих процессов. На рисунке 2 представлена укрупнённая классификация бизнес процессов в организации.
Основные рабочие (производственные) процессы
Стратегическое планирование и управление
Основные рабочие (производственные) процессы:
Разработка образовательных программ, учебных планов, курсов
Приём, обучение, мониторинг результатов, выпуск обучающихся
Научно-исследовательская и консультационная деятельность
Маркетинг, реклама и «профориентация»
Управление инфраструктурой и техническими средствами
Управление финансовыми средствами
Измерение, анализ, улучшение
Качество результатов работы
Успех (или неуспех) в достижении поставленных стратегических задач
Удовлетворённость (или неудовлетворённость) потребителей
Качество «выходной продукции» (выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций) во многом определяется качеством «закупаемой продукции» или «сырья» (будущий первоклассник). Однако в первый класс по определению принимаются все. Поэтому проверка «закупленной продукции» служит не основанием приёма в первый класс, а основанием построения образовательного процесса.
Выпускник, обладающий определённым уровнем компетенций
«Закупаемая продукция» или «сырьё»
Потенциал, процессы, результаты школы
Рисунок 3 – Взаимосвязь «закупаемой продукции» и «выходной продукции»
Материал подготовлен руководителем методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №11» г. Ижевска Ведёхиной Татьяной Геннадьевной