В чем выражается моторная афазия
Афазия, формы и лечение
Формы афазии
В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.
Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:
Сенсорная афазия
Моторная афазия
Лечение афазии
Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.
Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.
У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.
Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.
Афазия – виды и лечение
Причины появления афазии
Нарушение речевой функции связано с изменениями, которые происходят в главном органе центральной нервной системы (когда речь у человека уже окончательно сформировалась). При этом существует множество причин, которые способствуют развитию болезни. Среди наиболее распространенных отмечают:
инсульты (геморрагические или ишемические). Важно отметить, что у людей, которые перенесли геморрагический инсульт, диагностируют тотальный или смешанный синдром, а у людей, которые перенесли ишемический инсульт, диагностируют моторную или сенсорную форму;
черепно-мозговые травмы – механические повреждения черепа и внутричерепных образований (в частности, головного мозга, мозговых оболочек, сосудов). К ним относятся ушибы (контузии), сдавление (компрессия) и сотрясение мозга;
болезни мозга воспалительного характера (в частности, энцефалит, абсцесс);
новообразования головного мозга;
патологии центральной нервной системы;
ранее перенесенные оперативные вмешательства на головном мозге.
Кроме того, специалисты различают множество факторов, которые значительно повышают риск развития нарушения речевой функции.
Основные виды афазий: клиническая картина
В соответствии со степенью выраженности патологии различают частичную (когда полноценная речь чередуется с нарушениями) и тотальную (когда речь имеет существенные нарушения) афазию. В зависимости от поражения конкретной мозговой зоны, выделяют шесть основных видов, рассмотрим каждый более подробно.
Семантическая афазия
Такая форма появляется, когда затрагивается теменно-затылочный отдел левого полушария. У людей отмечается полное непонимание речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения, нарушается понимание просматриваемого текста. Также, наблюдаются затруднения в осуществлении заданий, содержащих сложные синтаксические структуры. В этом случае не нарушается понимание при восприятии простых предложений, но человек забывает названия привычных предметов. Речь сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и арифметические действия.
Чтобы диагностировать эту форму болезни, специалисты придумывают задачи, в которых требуется квазипространственный синтез. К примеру, сравнительные предложения: «локоны Иры темнее, чем у Маши, но светлее локонов Даши. У кого самые темные локоны?». Также, прибегают к решению несложных арифметических задач.
Акустико мнестическая афазия
Она появляется при поражении средних отделов височной области, которые находятся вне ядерной зоны слухового анализатора. При данной форме человек страдает сложностями с удержанием в памяти сведений, воспринятых на слух. Объем запоминания существенно снижается, в результате чего человек не в состоянии повторить за врачом-логопедом несложную связку из нескольких слов, уловить смысл речи в затрудненных условиях (например, при быстром темпе, во время разговора с несколькими людьми сразу). Стоит отметить, что сложности с речевой коммуникацией восполняется повышенной речевой активностью. У некоторых искажаются зрительные представления об объекте, появляются сильные проблемы в названии различных предметов. Расстройство памяти протекает с нарушением письма.
Сенсорная афазия
Она проявляется, когда у человека происходит поражение главного органа центральной нервной системы в зоне височных долей. Сенсорная афазия подразделяется на три подвида: корковую, субкортикальную и транскортикальную. Корковый подвид является тяжелым расстройством, при котором поражается речевая зона Вернике (отвечает за восприятие и обработку звуков). В такой ситуации человек не понимает и не произносит звуки. При субкортикальном подвиде у человека происходит искажение трансляции импульсов от центров, которые воспринимают звуковую информацию.
При транскортикальной типе афазии возникает нарушение проведения нервного импульса между центрами Вернике и Брока. Но способность воспринимать легкие речевые конструкции сохраняется. В первые 4-8 недель после повреждений такого типа, речь пациентов состоит из хаотичного набора звуков и слогов, поэтому смысл фраз непонятен для других людей. Вне зависимости от подвида различают следующие симптомы сенсорной афазии:
отсутствие способности нормально воспринимать речь (при сохранном слухе);
отклонения со стороны нервной системы (тревожность и агрессия, связанные с непониманием происходящего);
возможность произносить звуки и слова, но лишенные смысла;
судороги (спазмы) в теле;
ухудшение зрительной функции.
Моторная афазия
Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. Болезнь может протекать по-разному. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол. Из-за того, что сильно нарушена артикуляция, человек не в состоянии определить, что надо сделать, чтобы произнести конкретный звук. Во разговоре пациенты часто переставляют местами отдельные буквы или слова.
Во втором случае у человека сохраняется ситуативная речь, но сильно нарушается повторение. При такой форме диагностировано нарушение понимания устной речи. Характерна неконтролируемая речь, которая часто состоит из случайного набора букв и слов. Речь скудная, многие пациенты не используют предлоги.
Пациентов беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не удается переключиться с одного положения на другое. На фоне этого в речи человека происходят перестановки звуков и слогов. Ключевое отличие этой формы болезни – продолжительные остановки. При этом совсем не нарушается произношение отдельно-взятых звуков. Также, отмечаются грубые нарушения (в частности, дислексия).
Динамическая афазия
Такая форма появляется при поражении отделов левого доминантного полушария. Главный речевой дефект – затруднение или невозможность активного высказывания. Человек без проблем произносит отдельные звуки, повторяет без трудностей фразы, но коммуникативная функция при этом нарушена. При сильной выраженности расстройства диагностируется не только речевой дефект: появляется выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек повторяет за своим оппонентом механически его действия).
У пациента нарушена экспрессивная речь. Есть несколько вариантов динамической афазии, которые отличаются разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. Таким пациентам требуется регулярная стимуляция речи. Их речь характеризуется наличием речевых шаблонов. У пациентов нарушено спонтанное развернутое высказывание. К примеру, пересказывая прочитанный рассказ, он произносит вслух отдельные моменты, которые не связаны друг с другом (отсутствует смысловое звено).
Тотальная афазия
При сильных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают моторные и сенсорные речевые зоны, появляется тотальная афазия. Речь у человека отсутствует полностью, он не воспринимает фразы других. Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это наиболее тяжелая степень поражения. Все типы афазий поддаются коррекции, но лечение тотальной проходит дольше всего. Стоит отметить, что иногда встречаются смешанные формы, например, афферентно-эфферентные.
Большое значение уделяют развивающим занятиям. Их составляют для каждого пациента индивидуально, с учетом возрастных и психологических особенностей. В спокойной и привычной обстановке для пациента выполняются комплексы упражнений, которые отлично развивают работу органов чувств и способствуют развитию правильного восприятия информации. Такие занятия практикуют в разных форматах: в форме активных двигательных упражнений в специальной комнате, так и в палате пациента.
Диагностика и способы лечения афазии в Москве
Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.
На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).
Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:
Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.
Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).
Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.
Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.
Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.
Инструментальная диагностика
Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.
Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.
Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.
Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.
Упражнениями для коррекции
Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:
Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.
Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».
Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.
Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.
Прогноз и предупреждение возникновения афазии
Профилактические меры борьбы с патологией включают в себя своевременное обращение к специалисту при наличии беспокоящих симптомов. Также, избежать появления стойких речевых патологий удается благодаря контролю АД (чтобы исключить нарушения мозгового кровообращения), своевременному устранению болезней, которые связаны с нарушением функционирования мозга и лечению черепно-мозговых травм.
Прогнозирование восстановления речевой функции зависит от размера и расположения поражения, от срока начала реабилитационных мер, от возраста и желания самого пациента. Лучшая динамика наблюдается у пациентов юного возраста. Своевременное начало восстановления дает возможность предотвратить сосредоточение патологических речевых симптомов. В среднем, работа с врачом-логопедом длится 18-24 месяцев.
Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.
Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия. Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету. Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.
Моторная афазия
Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей. Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями. Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.
Что такое моторная афазия?
Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.
Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости. Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи. В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной.
Физиологические аспекты моторной афазии
Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.
Моторная афазия Брока и зона Вернике
Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:
Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.
Причины
Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:
Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.
Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:
Последствие инсульта
Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.
Классификация
Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.
Различают следующие виды афазии:
Симптомы и признаки
Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.
Моторная афазия характеризуется:
Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.
Диагностика
План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:
Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.
На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.
Дифференциальная и топическая диагностика
Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.
Лечебная тактика
Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.
Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.
Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.
Реабилитация
Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.
Прогноз
Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.